Объективность теста"рисунок семьи"
В общем-то вопрос в названии. Считается, что этот тест является буквальным отражением видения ребенком своей семьи. А исключения бывают?
Объясню: у нас в семье появился малыш( это третий ребенок). Старший сын (6 лет) на таком рисунке нарисовал только себя и родителей, а младших детей не нарисовал (по его словам не успел).Психолог сделал однозначный вывод, что значит сын или вообще никак к младшим не относится или ревнует так сильно, что хочет чтобы их не было. Но в семье я не вижу проявлений этого. Со средним конечно бывают стычки, но и очень любят друг друга и скучают. К младшей у него вообще очень нежное и трепетное отношение.
Вот я и думаю - так в нем глубоко запрятаны эти негативные чувства или тест все же не надо интерпретировать так буквально?

Дочка рисовала семью медведей (ей сказали семью, она упорно "буду рисовать медведей"). Долго и прилежно рисовала берлогу, а когда нарисовала, сказала "все". На вопрос психолога "где семья", ответила "ушли жить в другую берлогу". Ну и как это интерпритировать?
Я думаю, что сам рисунок не важен т.к. еще куча факторов есть: любит ли рисовать, кого умеет рисовать (для моей это например важно), настроение, обстановка и т.д.
Психолог кстати от дочки теперь в легком ступоре и с рисунками к ней не пристает :).
Моя старшая под впечатлением от диска с нашей свадьбой теперь рисует только маму и папу (мама с папай около дома, мама с папой катаются на лисе (!) и т.д. Спрашиваю "А ты с Никитой где?", она отвечает что "в животе", "нас тогда еще не было", "еще не родились!"
Тест достаточно информативный, но при правильном проведении. То есть если психолог его торопила, то мог действительно не успеть. Или ему психолог не понравился и хотелось поскорее уйти от него и т.д. И, наконец, не один тест не бывает абсолютен по результатам, только в комплексе с другими методами.
Если волнуетесь, проведите тест дома, когда пройдет некоторое время. Причем в какой-нибудь невинной форме "давай нарисуем бабушке картинку в подарок, ей было бы приятно получить портрет нашей семьи"

Вы знаете, я пыталась что-то подобное осуществить, но он может сказать, что не любит рисовать людей ( как тут уже предполагали). И даже если вроде соглашается, то в процессе рисунка сюжет меняется и уже с семьей никак не связан - он часто рисует какие-то я даже не знаю как сказать - алгоритмы что ли или карты. Рисует и объясняет - типа вот идет дорога, по ней надо пройти, потом стрелка вверх - надо подпрыгнуть, потом покрутиться, пробежать по спирали, прыгнуть вниз, проползти через щель и т.д. При этом никаких живых существ на этой картинке может не быть... Как это вообще можно интерпретировать. Какие еще должны быть методы исследования, чтобы выводы были реальными?

Ну не любит рисовать людей, и не надо. Предложите другие формы - "давай нарисуем нашу семью, как будто мы тачки из мультика, будет смешно. Ты рисуешь и я рисую, потом друг другу покажем"
Совсем не хочет рисовать, играйте - "давай построим квартирку из лего, мебель, ванну и т.д. Кто там будет жить? С кем? и т.д."
Читайте книги о других детях у которых появились маленькие братья и сестры, смотрите фильмы на эту тему и беседуйте об увиденном, не привязывая к своей семье. Например "герой книги не доволен появлением брата - как ты думаешь почему?"
Ну и очень важно следить за изменением поведения ребенка, стал хуже себя вести или наоборот, слишком хорошо?

Играем. Бывает по разному: если недавно с братом что-то не поделили, то он для него не строит замок или не сажает его в космический корабль, но чаще он обо всех помнит и включает их в разные сюжеты.
А по поводу поведения - да, стал вести себя заметно хуже, очень болезненно реагирует на любые замечания, обижается- я ниже писала о проблемах в детском саду..

Ну вот видите, Вы сами знаете, что ревность есть. И это нормально, она и должна быть. Помните, что если ребенок ревнует к малышам, это вовсе не значит, что он их не любит. Просто от маленьких детей устают (Вы ведь тоже иногда устаете от малышей?). Ребенку который целый день в саду, а потом дома малыши просто может быть тяжело. Я так поняла, что вы уже внимательно знакомились с этим вопросом, и простые истины как бороться с ревностью вам писать не нужно. Постарайтесь еще организовать для ребенка небольшие "отдыхи" от детей, любых, даже лучших друзей. Немножечко времени в компании только взрослого, с которым ему будет интересно.

а как можно понять, грамотный ли специалист? Какие методы исследования он должен еще применить или какие уточняющие вопросы к этому рисунку должен задать?
Ну а как Вы, например, понимаете что человек профессионал в своем деле: врач, учитель и пр.?:) Тут либо идти по рекомендации к психологу, либо самим искать специалиста, икать информацию о нем, полагаться на интуицию.
Понимаете, проективные методики - вещь не простая. Чтобы сделать выводы, нужно проанализировать большое количество информации. Тут важен и процесс рисования, и особенности нарисованных членов семьи, в какой последовательности нарисованы и прочее, и прочее. Отсюда вытекают и уточняющие вопросы.
Обычно его используют вместе с другими личностными методиками

Вы знаете, это тестирование было проведено в детском саду и выводы психолога я услышала в интерпретации заведующей сада, ребенок мне тоже рассказал, что с ним разговаривал психолог, просил нарисовать семью и что он не успел.
Объективно говоря, проблемы у нас имеются. Я вижу и чувствую, что сыну сейчас не хватает моего внимания, и как мне кажется он пытается его привлечь плохим поведением - он задирается в саду, не слушается воспитателей, хотя на домашних эта агрессия распространяется минимально. Якобы психолог даже оценила его состояние как педагогическую запущенность.
Я конечно же побеседую с этим психологом и лично, но хотелось бы немного предварительно разобраться в себе и сложившемся положении.

Хорошо, что Вы сами понимаете, что появились проблемы и пытаетесь найти выход. Раз по результатам тестирования были такие результаты, то лучше выводы услышать от самого психолога, а не в интерпретации заведующей. Психолог же Вам подскажет что можно предпринять. Можете проконсультроваться в интернете пока, кое-что может для себя вынести. В любом случае, желаю Вам удачи и терпения:)

выводы психолога в интерпретации заведующей..это жесть если честно. Заведующая не имеет скоррее всего соответсвующего образования, в итоге получился испорченный телефон.
И кстати, психолог не имеет права показывать кому либо результаты обследвания ребенка, только по разрешению родителей. Это между прочим, законом обоснованно.
И, на мой взгляд, такие грубые нарушения в работе психолога уже многое говорят о профессионализзме
Да я и сама понимаю, что звучит это абсурдно. Вообще ситуация складывается не очень понятная. Я уже несколько дней пытаюсь встретиться с этим психологом. Заведующая утверждает, что она бывает только по вторникам ( хотя это пресловутое тестирование было проведено в пятницу). Я сегодня должна была с ней встретиться, в итоге заведующая несколько раз переносила время этой встречи и так это ничем не закончилось, телефон психолога, чтобы договориться лично, она упорно не дает. Это вообще нормально?
Спасибо Вам за информацию о неразглашении результатов. Буду очень благодарна за ссылку или хотя бы на указание, какой закон это регулирует.

1)
"ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
практического психолога в системе образования
1. Общие положения
1.1. Настоящий этический кодекс практического психолога в системе образования (в дальнейшем — Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования.
....
1.5. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект 1995 г.), Международных актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ «Об образовании», федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления образованием.
1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебно-воспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог не только не препятствует их желанию изучить кодекс, но и стремится максимально информировать участников УВП о его содержании.
....
2.1. Общие правила
2.2. Правила взаимодействия педагога-психолога с ребенком
Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому).
Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации.
2.3. Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики
и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.
это выдержки
2) законы тоже есть, сейчас поищу в тьме документов у меня на компе))) но это уже завтра
Не нашла у себя на компе нужный файлик..видимо на другом компе :ups3
Но если в целом, то на психологом распространяется закон тот же, что и на врачей. Т.ке. конфиденциальность информации о здоровье, в том числе и психологическом здоовье.
В вашей ситуации, меня бы насторожило то, что ребенок "не успел". Его ограничивали во времени? зачем? Выводы были сделаны ТОЛЬКО на основании рисунка? Если да-это ОДНОЗНАЧНЫЙ непрофессионализм.
пы сы: Я автору отвечала конечно же:)
Тест объективен и информативен в руках грамотного психолога. А все нормальные психологи знают, что делать категоричные выводы по одной единственной диагностической методике нельзя :)
А мой нарисовал младшего брата с бабушкой, сидящими на дереве. А он сам, мама и папа, держась за руки, стоим у моря. Психолог тоже сделала выводы, что братик его утомил, поэтому он его усадил на высокое дерево:))) - этот тест проводился в районе 4 лет, тогда братик был совсем маленьким.
А сейчас, почти в 6 лет он изобразил себя рыцарем на коне, а вся семья - его подданные, стоим у ног коня, включая умершего дедушку!
Офф...
У моего сына в дошкольной группе оба воспитателя - психологи.
Некоторую обеспокоеность в связи с появлением у него младшей сестры они усмотрели в том, что он подчеркнуто подробно начал им рассказывать, как он с родителями проводит выходные, особенно - когда мы куда-то выходим, из дома.
Не ревность, не равнодушие, а именно - обеспокоенность + явное проявление того, что он стал ценить меня, как человека, как личность, а не просто как источник его матеральных благ, удовольствий и комфорта.
Т.е. - не всякая обеспокоенность - напряженный этап в формировании взглядов ребенка на свою семью.
Мало того, бкспокойство старшего ребенка после появления малыша вообще-то номрально. В его жизни происходят большие перемены, как бы родители не старались их смягчить. Естественно, это не значит что на его беспокойство надо махнуть рукой, но и волноваться черезмерно не стОит.
О, моей подруге в универе для зачета по психологии задали провести выборку по подобным тестам. И кто на них отвечал? Я , канеш:) Преподаватель потом с умным видом рассуждала и хвалила работу подружки. Не каждый психолог действительно хороший.

по-моему, все эти тесты... необъективны что ли. По крайней мере не для каждого ребенка они подходят. Мой не любит рисовать или тоже рисует схемы (метро, план острова сокровищ и т.д.) семью он может нарисовать в ста вариантах, если будет желание. А если не будет, то скорее нарисует схему метро.