Понимание речи в 15 месяцев
Что-то стало напрягать: имеется мальчуган 15 месяцев, смышленный. Но....! никак не могу полностью понять 100% ли у него понимание речи?! Не говорит, кроме слов - мама, папа, баба, где. Членов семьи знает по именам. Если ему что-то нужно, показывает пальцем. По просьбе показывает носик и хлопает в ладоши. Но: не кивает "да и нет", нет подражания животным. Пассивный словарь накапливается, но с трудом:( Если каждый день не повторять по нескольку раз, то забывает:(
Девчонки, это нормально для такого возраста или стоит сильно бить тревогу? Старший с алалией, так что сравнивать не с кем:( Врачи говорят, что все пока в норме, нужно ждать.....боюсь пропустить время как и со старшим

А вы кивать "да и нет" учили? :-) У нас дочка до двух лет не говорила "да и нет", и не кивала. Пока я специально с ней не поучилась это делать. После чего стала кивать. А в 2,4 года заговорила.
А ребенок понимает, о чем с ним говорят, или просьбы, с которыми к нему обращаешься? Например, "положи книжку на полку", или "поставь кружку на стол", или "садись за стол, будем есть".
Да, простые просьбы выполняет. Настораживает, что не всегда выполняет просьбы показать что-то или дать что-то. Слух в норме.

А почему вы считаете, что пассивный словарь с трудом накапливается?
Вообще, понимание в таком возрасте проверяется именно просьбами, причем самыми простыми: попросите поднять мячик, предложите пойти гулять или купаться - и смотрите на реакцию - причём во втором примере достаточно комплекса оживления.
У меня ребенок того же возраста. Показывать да и нет я учила специально, так что показывает. Активных слов тоже не слишком много, но я прекрасно вижу, что ребенок понимает практически все, что ей говорят.
И не переживайте так сильно, они все-таки еще очень маленькие.
Спасибо за поддержку.
А по поводу пассивного словаря: если к слову не возвращаться несколько дней, то забывает его
Простые просьбы выполняет, но бывает, что не всегда показывает что-то или дает что-то (такое ощущение, что не хочет иногда это делать). Вот это и настораживает

Кхм... Не всегда показывает или дает - это правильно:) Потому что не хочет он:)
Если я говорю дочке "дай мячик", она и ухом не ведет. Если "давай поиграем, кидай мне мячик" - радостно несется за мячом и кидает его мне. А уж показывать надоевшие глаза и уши ей в принципе неинтересно:)
Забывать неиспользуемые слова в таком возрасте - совершенно нормально. И в более позднем. И вообще в любом - вопрос только в длительности неиспользования:)
Если пальцем показывает и вопросы задает, то больших проблем уже нет.
А мелочь... У вас же опыт со старшим есть. Посетите тех же специалистов.
Все что могли сделали (в плане обследований) - все в норме, у врачей притензий нет. Сказали ждать.....(опять это "ждать":()
Вопросы задает? Кто? малой? - нет, он пока вопросы не задает...

в первом посте вроде было "где"?
вот для алалии на 15 мес слишком мало у вас проблем. ЗРР может конечно оказатся в итоге, но она довольно легко преодолевается.
Да уж.. Ждать.. А до скольки со старшим ждали? Вылезли в итоге из алалии?
У нас "где" даже не как вопрос, а как утверждение произносится: спрашиваешь, "где же мячик?", сын разводит ручками и говорит "где".
С первым ждали до 2,5 лет. Пока не выбрались:( У нас СА, тяжко с пониманием речи обращенной. Говорим (правда с кашей во рту) простыми предложениями, но вот понимаем процентов 50 только. Учимся в коррекционной школе:(

У нас тяжелое СМА+ сопутствующие((. Нам до предложений... наверно не добраться никогда((( Занятия и лечение начали тоже в 2,5. Но что-то ОЧЕНЬ медленно идем, практически хуже всех((((((
Читая подобные топы, да и недавно сама создавала, вижу что многие выходят в норму без вмешательств. Но нас так бомбануло, что если есть сомнения, то дельфинов-остеопатов-лекарства я бы попробовала.
Наш в 15 мес и такого не говорил, а где-то в 19 мес как пошло - сейчас может все повторить и уже предложения из 2-х слов строит. Дочь вообще в 18 мес. могла сказать слов 20, на след. неделе 3 года - так говорит, что я диву даюсь. Очень много берет из "Лунтика", например - комета, камыш и проч., с чем в жизни не пересекались.