Новая няня заметила отставание в развитие моей дочки (2 года)

копировать

Девочки, вся в раздрае сижу. Вчера няня (новая, с ПН у нас) сказала мне так осторожно: "Неужели вы разницы не видите в развитии между своим ребенком и другими детками?" Это все с намеком на отставание в развитии. Еще добавила, что в сравнении с другими детьми, с которыми она сидела раньше, - моя дочь - это уровень 1 года.
Я в шоке. Может, я действительно чего не замечаю и пелена у меня на глазах. Что обычно может и умеет ребенок в 2 года?
Немного опишу нас. Знаю, что есть проблема с речью: в 2 года говорит в основном на своем тарабарском языке, слова единичные: мама, папа, дай, ни, би-би, низя-низя, бах, ав и т.д. В основном показывает пальцем или тянет за руку, чтобы я пошла за ней туда, куда ей надо. Из того, что умеет: сама ест, хорошо держит кружку и пьет из нее, пытается снять обувь по приходу с прогулки, подвижна, любит горки, полазить, играет в мяч, складывает кубики в пирамидку, любит игрушку-горку, копилку, пытается нанизывать бусы. Рисовать и лепить - без энтузиазма. Различные пазлы - так себе. Любит воду, хорошо получается переливать из емкости в емкость, даже с узким горлышком. Любит что-то высыпать и обратно сложить. Сложно концентрировать ее внимание - вся игра на несколько минут, книжки я ей читаю "по памяти", потому как она нетерпелива и перелистывает быстро страницы. Действительно, если дочь чего не хочет, сложно до нее достучаться, няня говорит, что она не может вести с ней "диалог". Сейчас вот сижу и думаю после разговора с няней: действительно маловато для 2 лет...
Записалась к неврологу, идем сегодня к частному, в поликлинике у нас никакой.

копировать

Первое что хочется Вам сказать - увольте эту няню на фиг.

копировать

Да? И взять такую, которая "закроет глаза" на проблемы?
Автор, по делу: в том, что Вы описали, ничего криминального лично я не вижу. Другой вопрос, что наша няня на все мои страдания, или нытье других ее мам всегда говорит: "Все дети разные, не волнуйтесь, все будет в порядке". Единственный был момент проблем с речью - когда дочка стала очень много говорить, и стала полная каша во рту, т.к. слова были сложные, а звуки еще не установились - няня сама купила Логопедический словарь Жуковой, и занималась с дочкой.
Для начала я бы а) сходила к неврологу б) спросила у няня, что ОНА собирается с этим делать.
Мне, если честно, иногда не хватает в нашей няне критического взгляда на вещи. Например, у нас есть проблема с горшком, а няня говорит, что все будет хорошо)))

копировать

А какие тут проблемы, на которые можно глаза закрывать? Взять ту, которая будет не ярлыки вешать а заниматься с ребенком по возрасту - развивать и занимать его.

копировать

Извините, Свиристель, я там ниже подробно написала. Вкратце: согласна, что по описанию все абсолютно в норме. Но точно так же я не верю в нянь-непроходимых дур. На ровном месте такое ляпнуть вряд ли можно.

копировать

Нет, взять такую которая может корректно предложить позаниматься с ребёнком тем-то и тем-то. У моей подруги няня постоянно ей предлагает то какие-то игры/книжки развивающие купить, и занимается по ним потом с ребёнком, то на какие-то занятия записать.
А не скажет округляя глаза "Неужели Вы не видите разницу между своим ребёнком и другими детьми?"

копировать

Я согласна с Вами! Но, так как у меня тоже есть опыт общения с нянями, то я, как вариант, предполагаю, что фраза очень выдернута из контекста. То есть мама в шоке, и пытается "все" переложить на няню. Меня описание ребенка тоже совершенно ничем не смутило, просто не верю я как-то в таких сразу "плохих" нянь. Ну то есть так с любым персоналом: обычно первое время набранный персонал не удивляет - либо ты плохо выбираешь. Проблемы вскрываются не сразу.
Ну что, няня совсем дура, на ровном месте такое сказануть? не верю.

копировать

Да, хочется, что бы человек кроме озвучивания проблем, еще что-то предложил. Я няне рассказывала, чем мы занимаемся и что умеем, она мне говорит - я этого не вижу. Я пробовала ей объяснить, что она для ребенка еще пока чужой человек, с ПН этого работает, и ждать чего-то рано в плане взаимодействия, мы к первой няне 2 недели потихонечку привыкали, здесь же получилось очень резко. Хотя, может, у меня предвзятое отношение, свой ведь ребенок всегда самый лучший.

копировать

Проблемы все же у нас, как оказалось, есть. Только что от невролога - поставила нам синдром возбудимости и ЗПРР, пойду сейчас гуглить. Прописана Пантогам и Эдас-6. По поводу речи - сказала, действительно задержка есть. И еще - не знаем мы 4х основных цвета. Фразами простыми не говорим, а уже должны. Няня была права в какой-то мере. Просто сказано это было с таким ужасом в глазах, что меня это покоробило.
Няню я сегодня днем спросила, чем мы будем заниматься, что бы "добрать" того, чего нам не достает. Няня мне сказала, что она не может ее сконцентрировать, привлечь. В какой-то мере с няней я согласна: в основном дочка занимается теми играми, которые сама мне предлагает, чем-то ее увлечь тяжеловато, внимание переключить сложно. Надо что-то делать, что-то почитать мне, как с этим всем быть.

копировать

Извините, а на основании чего вам поставили синдром возбудимости и ЗПРР, с ваших слов или по результату осмотра ребенка? Вашего ребенка что-то спрашивали, прочили говорить? Называть цвета или с ваших слов все?

копировать

ну, в общем, дочка весь "прием" проистерила, хотела, чтобы я с ней пошла в коридор рисовать и играть. принесли все в кабинет - не помогло. Остальное, можно сказать, со слов моих...

копировать

Спасибо за ответ. Значит в основном с ваших слов.
В любое случае наверное хорошо, что вовремя обратили внимание, дальше уже смотреть, что делать.

копировать

Насчет уволить - не уверена, хотя, конечно, задевают такие слова, как любую бы маму, наверное, задели бы... Эта няня нам перешла по рекомендации, 2 семьи ею довольны были.

копировать

поддержу.!

копировать

Погуглите. Есть нормы развития. Невропотолог обычно их проверяет. Дело не в разговорчивости. А в том, что ребенок уже понимает. В год например покажет ушки, носики и т.д. Для двух лет сои нормы.

У меня оба говоруны. в 1 г и 2 мес. заговорили и в 2 года Мойдодыра и Муху цекотуху целиком рассказывали. А дети обычные. Развитые, но не гении.

копировать

А если в год ребенок не покажет ушки-носики - он значит этого не понимает что ли? Половина знакомых мне детей ничего не показывала в год - не хотелось просто. Стихи даже из 2-4 строчек почти никто и в 3 года не читал, за редким исключением. Сейчас пошли в первый класс - все примерно одинаково нормально развитые дети. Несмотря на то, что их мамашки в год не бились в истерике, выводя умственную отсталость на основании того, что ребенок не хочет носик показывать.

копировать

Так у вас и окружение еще странное?

копировать

про показывание согласна. мой в год показывал глазки и тд, потом его с этим просьбами задолбали, видимо, и он начал на просьбу показать глазик тыкать указательным пальцем прямо в глаз, причем так, чтобы палец с другой стороны вылез. просить перестали :) так и сейчас: ни за что не покажет, а когда одеваешь, говоришь подними ногу: всегда поднимает и руку дает и тд, т.е. он прекрасно понимает то, что его просят, но если он этого делать не хочет, то не заставишь :(

копировать

Она у меня тоже как птица-говорун, только вот на своем тарабарском языке. Насчет - "понимать" - мне кажется, довольно хорошо понимает. например, я говорю - "супчик подогрела" - дочка идет за свой столик обедать. По поводу прогулки - несет свои вещи. Если кто-то из нас замешкается, еще и нам принесет обувь. Покакала - идет в ванну сама - мыться.
Но вот упрямство у нас не занимать...И скандалы пошли рекой, мне уже самой успокаивающие пить надо. Голоса я не повышаю, но натянута как струна.

копировать

1.Все нормы,какие сейчас используют практически все врачи применялись лет так 20-30 назад,и для современных детей они не работают.Дальше:только в России почему-то принято сравнивать детей-чушь полная.Развитие каждого ребёнка -ИНДИВИДУАЛЬНО.2.Никакой ужасной задержки я у Вас не вижу,и,поэтому не нужно Вам никаких лекарств.У Вас чудесная дочка,судя по Вашему описанию3.Как правило,к 2-м годам дети хорошо РАЗЛИЧАЮТ основные цвета.А вот называть и показывать не обязаны.4.По-поводу скандалов,мне кажется,у Вас просто кризис 2-х лет.5.Старайтесь говорить с ней побольше и попроще,желательно комментировать все действия,обязательно" спасибо","пожалуйста" на все действия.Не спешите сразу все просьбы выполнять,побуждайте хоть как-то их озвучить.Пусть и жестами и звуками покажет,что хочет.Делайте артикуляционную гимнастику и для пальчиков.Исключите полностью телевизор!!!Попробуйте пальчиковые краски,игры с фасолью-одним словом,всё для мелкой моторики.Вообще, всё это няня должна уметь и знать(независимо от того,что там ей кажется).Откуда они только такие берутся?За профессию обидно становится,ей-богу,вот из-за таких случайных людей.Извините за сумбур.И не переживайте-у Вас всё нормально.

копировать

Спасибо за советы, буду стараться. Решила - выйду в отпуск сейчас, тщательнее поищу няню, что б представление об этом всем имела. Ну и сама начитаю по поводу развивалок всяких, а то вроде как игружки- фасольки сякие есть, а вот как конкретно с нимим заниматься - толком не знаю, наверное, там целая метода:)

копировать

Я плюсанусь к предыдущему автору по поводу кризиса 2-х лет.
А по поводу няни - я думаю и Ваша няня прекрасно знает как заниматься с ребёнком и ничего сложного тут на самом деле нет. Просто мои претензии к этой няне были бы именно в том, как она относится к ребёнку и в какой форме высказывает Вам свои соображения. Понаблюдайте как она общается с Вашей дочкой. Сейчас ещё конечно очень мало времени прошло, но всё-таки.
По поводу мелкой моторики - ничего сложного в занятиях нет, Вы и сами прекрасно с ней можете позаниматься вечером и в выходные, и няня сможет. Купите пластилин, лепите сначала что-то очень простое. Например, Вы слепили удава, а дочку научите катать маленькие шарики из пластилина, путь она налепит на удава пятнышки. Вы сами слепили цыплёнка, а дочку пусть слепит для него зёрнышки. Вы нарисовали снеговика, а дочка лепит снежки. Тот же принцип в рисовании. Вы кораблик нарисовали, а дочку научите рисовать волны.
Посмотрите книжки по лепке, по рисованию для Вашего возраста.
Ещё можно лист картона залепить полностью пластилином (размазывать), и на нём из зёрнышек, семечек, половинок гороха выкладывать цветочки и т.п.
Купите рамки-вкладыши вот такого плана
http://www.smartytoys.ru/igrushka_284_136
http://www.smartytoys.ru/igrushka_169_136
, пусть дочка найдёт каждой фигурке своё место, одевает куклу. Постепенно перейдёте к пазликам, пусть сначала 6 шт (крупных), потом больше.
Главное её заинтересовать, не нравится рисовать - пусть лепит, не нравится читать - пусть пазлики собирает. Буквально по несколько минут.
Книжки выбирайте по возрасту, с картинками яркими.
раскраски - с большими деталями и толстыми контурами. Сначала ребёнку легке кисточкой раскрашивать, чем карандашами. Раскраски можно распечатать из интернета, вот такого плана, например:
http://www.solnet.ee/sol/004/rr_16.html
По развитию речи можно посмотреть книжки Жуковой "Я говорю правильно", Земцовой очень хорошая серия по развитию речи, смотрите на свой возраст.
Даже если 2 раза в день по 5-10 минут с ребёнком заниматься и то будет толк.

копировать

Мой заговорил в 1,8 месяцев. В 1 год 4 месяца несколько слов. Сейчас нам 2 года 5 месяцев. Считаем до 20, знаем почти все буквы. Любит рисовать красками (свое каляки), карандашами. На доске мелом... Некоторые стихи знает.. песни..и т.д. С мобильными телефонами на "ты" . Но когда было ему 8 месяцев начинали показывать буквы и картинки.. и так потихоньку.Хвалится не буду.. Мое мнение, что у каждого свое время, когда говорить.. Так не надо беспокоится. Удачи вам.

копировать

вот один в один как про моего сына (1.11). правда мой рисует с большим удовольствием (купили ему мольберт в икее, он у него проводит по полдня), с удовольствием подпевает (подвывает) песенки, но на своем языке и с воплем восторга орет "ка" при виде машины (любой вариант: настоящая, игрушка, фото, в мультике, рекламе, картинка на футболке) и любит показывать "глазки у машины" с воплем "гл", причем на столько, что мимо парковки около дома мы идем минут 20, т.к. каждую машину надо обойти и показать все фары и катафоты. с радостью повторяет все действия с инструментами, метелками, граблями и тд, тут увидел, что я из пульта батарейки вытащила (т.к. он сидел и кнопки тыркал), отобрал батарейки и начал обратно впихивать, т.е. ребенок сообразительный. при этом, на развивалке дети говорят, спокойно сидят и делают то, что им скажешь. мой делает то, что скажешь только если он этого хочет, а если совсем не хочет, то просто игнорирует, как будто не слышит. тоже переживаю, скоро как раз к неврологу пойдем. педиатр сказала, что это нормально и часто бывает, а по поводу речи до 2.5 вообще не стоит заморачиваться, т.к. часто дети тогда как раз и начинают говорить (собственно, папа у нас в 2 заговорил предложениями). но сами понимаете, все равно беспокоюсь :(((

копировать

Дети конечно все разные, кто то уже в два года развернутыми предложениями шпарит, кто то би бикает.. НО самое главное ребенок должен понимать что от него хотят. Ну например если попросить-дай мне синий кубик, или собираемся гулять-одеваем красные туфли и тд и тп... Хотя обычно к двум годам ребенок уже вполне может сказать дай хлеб, дай пить, несложные речевые обороты, пусть и не четко произнесенные.

копировать

(смеется) Моя двухлетка умеет примерно столько же, сколько и ваша. И еще месяц назад речь была примерно такая же.

Только она на айпеде в Учубуке уже слова из четырех букв по трафарету складывает ))) И что? :)

копировать

У меня мальчик 2,3г - цвета не различает. Такой же активный- читать не дает, картинки не дает смотреть и т.д.
С рисованием перепробовали многое - нашли чем увлечь! Краски, карандаши, восковые мелки-пока не наше! А вот фломастеры и обычные мелки нам нравятся. Просто фломастеры сначала не воспринимал, а купили игрушку-машинку с фломастерами и показали как здорово её разрисовать- сразу понравилось! Теперь фломастерами и маркерами рисует сам на чистом листе бумаги. Школьные мелки в шкафу взял сам и изрисовал мебель и диван- поставили Икеевский мольберт - ребёнку очень нравится выводить каракули и стирать их тряпочкой. Это всё к тому рассказала, что по разному пытайтесь предлагать.

Мой мальчик любит в коллективе более старших деток быть, он у них учится - стоит и смотрит, впитывает как губка. Для него они авторитет, а не мама с папой.

По поводу няни, думаю нужно её поменять, так как у неё не получается заинтересовать ребёнка. Да я думаю она и сама ищет место, так как ей тяжело с ребёнком. При выборе новой няни смотрите как у неё получается с ребёнком общаться.

копировать

Извините, не поняла. Что говорит няня, какие проблемы она видит? Или все только намеками?

копировать

рано вам диагнозы ставить. Задержка речевого развития - есть, так это не страшно, вот увидите, к трем годам заговорит, не остановите. Можно попробовать с логопедом позаниматься.
Нам 2,5, мальчик, просто ваша копия :-) Не захочет не скажет, представляю, с каким диагнозом мы выйдем от невролога. Сегодня , например, повторил слово только после того, как я сказала: повтори - и дам компот, как раз он пить просил.
Не пейте никаких лекарств, догоните вы эти нормы, они ведь усредненные.

копировать

могу поставить диагноз только няне: недалекая женщина. у Вас очень даже хороший развитый ребенок. в 2 года всем хорошо говорить не обязательно.

копировать

Первое , что необходимо сделать- найти новую няню!
Ваш ребенок няне не нравится, она с ним не справляется это уже достаточные основание ,чтобы её уволить.

Второе, искать грамотного невролога: не назначает невролог пантоган ,не видя результатов ЭЭГ,УЗДГ, проведя обсследование ребенка (а ваша дочка обследовать себя как я понимаю не дала). Эдас тоже далеко небезобидное средство.

копировать

Согласна и по поводу няни, и по поводу невролога.

Автор, не трагедируйте (так мой дедушка говорил). У Вас чудесная девочка, судя по Вашим описаниям. Она понимает, реагирует на Вас, на обращения к ней. Не изводите себя беспричинно.
Прежде всего, меняйте няню. Няня, либо должна быть простой теткой на уровне "посидеть" с ребенком - но тогда она не ставит диагнозы и не делает выводы, либо профессионал-дошкольник (педагог, психолог) - но тогда она говорит о какой-то проблеме и праллельно предлагает какие-то пути решения, просит маму купить материлы и пособия для занятий, показывает какие-то схематич планы занятий и т.д.
Во всяком случае, у нас такая няня - с опытом, образованием и т.д. У нее есть тетрадка, там есть на месяц план занятий с ребенком. Многие пособия я покупаю сама, если чего-то не хватает, няня просит докупить что-то конкретное, объясняет для чего.
Младшая маленькая еще, а со старшим сыном они постоянно показывали нам (родителям) достижения: раз в неделю стихотворение новое, раз в неделю аппликация, лепка, рисунок и т.д.

копировать

По поводу няни - склонна сейчас с вами согласиться:). Действительно, няня была из разряда просто посидеть, книжки почитать, правда - добрая, рекомендации у нее хорошие. Она меня "заразила" свими опасениями и выводами, сделанными на основе сравнения с другими детками.

копировать

Девочки, спасибо вам всем за поддержку. Очень мне помогли ваши слова поддержки, советы какие-то по поводу развития, я по ссылкам побродила - интересного для себя надыбала:).
По поводу няни - разошлись мы полюбовно. Думаю сходить к другому неврологу, что бы было мнение нескольких специалистов.
Сама немного успокоилась, вижу, что дочка понимает все, что говорю ей, но упрямства, конечно, не занимать. Просто я раньше больше у нее на поводу шла - гуляли там, куда она шла, занимались тем, чем она хотела. А тут мне сказали в голос, что в таком возрасте должна быть уже дисциплина...

копировать

Удачи Вам, Автор!
Вы обязательно найдете толковую душевную няню. А с девочкой у Вас все в порядке, мне кажется. И другой невролог обязательно Вас успокоит. Потому что "со слов мамы" - напуганной, растроенной мамы - можно тааакого поназаключать! Я так в 4 месяца ребенкиных сходила к неврологу - с трагизмом рассказывала, что она не переворачивается, и вообще ничего не делает, а вот старший в этом возрасте... и то и это делал... Короче, невролог мне сказала примерно так, что прийдется ребенку НСГ назначить, так как я проблем не вижу, но Вы так страшно все описываете, что хочется проверить таки)))

копировать

Дисциплина ИМХО должна быть там где это действительно важно, актуально. А гулять - я до сих пор гуляю на тех площадках, где дочка хочет и занимаюсь с ней тем, чем она хочет, а не по расписанию По расписанию у них и так сад,школа и вся взрослая жизнь.

копировать

Кому она нужна? Что такого ужасного в том что вы гуляете где нравится вашему ребенку, а не вашеи няне?

копировать

Задуматься действительно нужно, у сына похожие проблемы были, дейстивтельно, есть несоответствие с нормами.

копировать

Смешно читай, ей богу, автор у вас совершенно нормальный ребенок, тут на Еве кого не послушаешь так дети просто гении, индиго. В 2,5 уже читают, плавают 25 метровки на время, знают по 3 языка. Начинают говорить в годик, стихи рассказывать, ну только в магазин сами не ходят и деньги не зарабатывают... Увидите, что в 2,4 начнет дочка говорить, да так, что не остановите, а не начнет в 2,4, так в 3 точно молчать не будет. А где интересно(ну конечно кроме Евы) вы видели ребенка 2-х лет, который больше 2-5 минут может на одном деле сконцентрироваться? Няню в сад, меня так бесят такие дуры, такта нет вообще у человека. Очень часто на пустом месте проблемы любят мамочки находить, а неврологи успешно им в этом помогают, так как на что они будут жить, если мамочек не пугать и не придумывать эфемерные нормы, которые уже 30 лет как устарели.

копировать

А если ЗПРР И ЗРР- есть физиологические последствия неких серьезных мометов? Тоже всех послать и радоваться?

копировать

Эти диагнозы в 2 года не ставятся!!! Плюньте тому неврологу в лицо кто ребенку в 2 года ставит все это. Кроме того, что то я не увидела чтоб автор где то написала, что у нее была осложненная беременность или какие то экстремальные роды, которые могут последствия для ребенка иметь.

копировать

Придется обплевать тогда целую неврологическую поликлтнику и результаты обследований!))))
Беременность и роды могут быть и ни прич ем.

копировать

Ничего подобного, просто так не бывает задержки развития на пустом месте. Всегда есть в анамнезе неблагополучное вынашивание и роды, либо генетические отклонения. А за то, что чуть что назначают детям препараты, бессмысленные и вредные, которые давно в мировой медицине не используют, нужно не только оплевать....

Перед садом, в 2.3 проходили планово врачей, зашли к неврологу, она говорит, ребенок не говорит нормативное количество слов, поставила ЗРР, прописала кучу таблеток, я ее отправила куда подальше с ними. Ровно через месяц ребенка прорвало и предложения и стихи, которые, как мне казалось, раньше он не слушал. Могу еще историй подобных нарасказывать. Если знаешь, что предпосылок нет для волнений(беременность, роды) можно вообще расслабится и не переживать, что он от Васи, Пети, Маши отстает. Мало ли кто что говорит, а если на улице кто то подойдет и скажет, ой какой ребенок страшненький, ножки кривенькие, толстый, худой, что тогда делать, к каким врачам бежать? Скорей всего мама такого доброхота на х… пошлет, так что же в этом случае прислушиваться к словам всяких идиоток.

копировать

Задержка в развитии связана с отклонениями в работе мозга, которые, в свою очередь, связаны с очень многими факторами, среди которых есть и те, которые практически невозможно отследить, например, скрытая инфекция у матери во время беременности. Родовую травму тоже можно получить незаметно.
Мозг ребенка - очень гибкий и обычно компенсирует отклонения. Но обращать внимания на такие вещи как задержка речи необходимо.

копировать

+100!

копировать

Правильно, что с няней расстались. Но я считаю, что она "помогла" взглянуть маме на ребёнка по другому. Также советы топа помогут автору скорректировать общение\развитие ребёнка.
Так что не надо гнобить няню ИМХО!

копировать

няню ни в коем случае не "гноблю", выбирала тщательно, через знакомых, отзывы о ней хорошие, да и как человек она мне на собеседовании понравилась. Но вот, видимо, так бывает: дочка - не ее ребенок, она - не наша няня:).

копировать

Имела в виду нападки со стороны форума.

копировать

ИМХО, нормальный ребенок. Кроме речи мой в 2 года был такой же. Говорил, правда, много, но дети все разные. К слову, у нас в яслях он чуть ли не самый лучший в плане речи был. Постоянно мамочки удивлялись, что сын у нас так хорошо говорит, а вот их детки всего пару слов. В 2 года сам сандалики еще не снимал, но пытался. Вообще с самостоятельным одеванием-раздеванием было неочень.
Сейчас сыну 2,5г, он совершенно другой. Уже и поиграть может подольше, порисовать, полепить с интересом. Хотя раньше 5 минут и всё, дальше баловство сплошное.И ролевые игры всё интереснее становятся, и книги читает увлеченно и неторопясь (слушает точнее, когда я читаю, картинки рассматривает). Сам может раздеться почти полностью (футболки еще тяело снимать), и одевается сам с нашей небольшой помощью.
Всему своё время.
А капризы и упрямство это возрастное. Дальше только хуже будет. :) Тем более в год быка родилась ;)

копировать

Ваша дочка - копия мой сын. Ему 2 и 2. И я не считаю, что он отстает в развитии. Просто все дети по разному развиваются, в определенной последовательности. У меня старшая дочка в 2 года болтала уже как взрослая, собирала и пазлы и знала много чего, но на площадке она всего боялась: детей, горок, лесенок, в основном сидела в песочнице. А сынуля абсолютно другой: он очень подвижный, носится как ураган, тяжело его чем-то увлечь, не сидит на месте. Цвета мы тоже не знаем, потому-что не учили. И меня это никак не напрягает. Я уверена, что в 3-3,5 года он будет и болтать и цвета будет знать. Не переживайте, и не пытайтесь подогнать вашего ребенка под общепринятые рамки. И не слушайте врачей и нянь. У вас отличный ребенок.