Му-му

копировать

Хотела как лучше, получилось как всегда называется. наверное, длинно выйдет.
Мой ребенок в 5 классе не умеет писать сочинения, я тут консультировалась уже на эту тему. Я выяснила, какие темы они будут писать, чтобы дома обсудить с ним. Му-му, образ Герасима. Я сама писала плохо всегда, мне объяснять сложно. Стала обсуждать с ним это "му-му", каким он видит Герасисима, произведение на него произвело впечатление, ему до слез жалко собачку, и за то, что жалко ему самому неловко, он стесняется. Обсуждение выходит хреновым, то и дело заходит в тупик, я силюсь - а сама тоже внятно изложить не могу:( У меня рядом стоит и скулит младший с температурой. Потом младшый улучшив момент, хватает учебник и на нем черкает (учебник не школьный наш). Старший взрывается, начинается скандал, швыряет машины младшего. Младший орет. Старший орет. Я жалею младшего. Старший "ах ты его жалеешь, что он на моих учебниках рисует". Попытки объяснить, что он плохо соображает, что делает и к тому же болеют и на него злиться нельзя ведут к воплю "ах тебе можно злиться, а мне нельзя". Нет, говорю тебе тоже можно. Ушла (к продолжающему орать младшему). Старший пошел "крушить". Муж пришел, забрать его гулять, велел собираться. Старший еще побузил немного и несильно в общем то. Муж вошел, увидел разруху и спрашивает, а комп то новый что ж ты не разбил? Уж бил бы, а лучше в таких случаях сразу бейся головой об стену.
Вот такой вот был "разбор" литературного произведения. :)
Мне надо как-то со старшим поговорить во-первых на тему эмоций, во-вторых все-таки на тему Герасима, сочинение никто не отменял.
Вот как?

копировать

А зачем говорить? Ну не умеет ребенок писать сочинения, не может. Купите или покажите как искать в нете критику на литературные произзведения. Пусть читает, тогда и написать сможет и свои мысли появятся, после того как поймет что требуется от него.
А вот на такие выплески эмоций в виде крушения всего вокруг, я бы реагировала наказаниями. Это что еще за манера швыряться вещами?

копировать

Ваша схема деструктивна.

копировать

Зато ваше конструктивное воспитание привело к тому, что ребенок на всех и вся считает возможным свою злость сорвать. А зол он на себя за свое неумение высказаться. Ему читать, читать и еще раз читать надо, тогда появится необходимый словарный запас, а чтение литературной критики поможет по другому взглянуть на произведения и со своим мнением определиться.

копировать

Зол он был не потому. Чтобы уметь высказываться, нужно высказываться. Чтобы взглянуть на произведения по-другому, нужно сначала взглянуть на них по-своему. Где Вы видели критику доступную пониманию 11 ребенка?

копировать

А что недоступно его пониманию в 11 лет? Мама не делайте из сына идиота. Я в 11 читала и мне это очень помогло с написанием сочинений.

копировать

Что конкретно читали и чем или как конкретно помогло? Только конкретно.

копировать

Завтра в нете найду и ссылки дам. Сейчас пишу с телефона, с него искать не удобно.
А у меня в детстве были сборники критики, я специально покупала их. Это к тому же еще и интересно, прочитать не только книгу, но и рецензии на нее.

копировать

Буду Вам очень благодарна. Можно хотя бы просто названия или авторов, я могу сама поискать.

копировать

Повтор

копировать

Вы твердо уверены, что последовательность именно такая? Гораздо легче сформировать собственное мнение на основе большой выборки разных, чем с нуля. По крайней мере, когда это мнение о глубоко неинтересном ребенку предмете.

копировать

Да, уверенна. На основе выборки множества разных чужих мнений, можно ПОДОБРАТЬ то, которое тебе ближе, но не сформулировать свою, т.е. это будет ЧУЖАЯ мысль. Чужая, списанная мысль. Потом, нужно женесколько чужих мыслей, чтобы подобрать. Вы думаете, что после прочитанного сложного и не особенно интересного произведения ребенок будет еще и ИСКАТЬ и читать какие-то критики?:) А критики, они сложны к восприятию даже в 9 классе, если их конечно анализировать, а не тупо списывать.

копировать

Хм. А вы пытались какую мысль до него донести, его собственную, что ли? Вашу ведь.

Итак, что получается:
1. Вы не умели писать сочинения и сейчас не умеете объяснить ребенку свое видение литературного произведения.
2. Ваш ребенок не умеет писать сочинения и никакого видения литературного произведения не имеет, эмоции - это другое.
3. У вас есть представление о том, как ребенка научить, это представление не работает, но вы в нем уверены.

По-моему, нелогично.

Логично сначала освоить технику, а потом уже заморачиваться содержанием. Для освоения техники нужно видеть образцы, побольше и желательно не самые плохие. Ребенок искать ничего сам не будет на данном этапе, но именно тут вы могли бы ему помочь. Хуже, чем сейчас, точно не будет.

копировать

Вот я не умею писать:( я имела ввиду другое.
Я не пыталась ему донести свое впечатление о произведении. Я пыталась, чтобы он мне рассказал свое, но рассказал развернуто и на тему.
Я могу объяснить свое видение произведения, но не делаю, потому что мне нужно, чтобы ребенок не мое излагал, а свое. По этой же причине, я не показываю ему "правильные" сочинения. Иначе это просто будет, нашел в инете как другие пишут, и написал "с образца". А свои мысли излагать так и не научится. А когда образца не будет?

копировать

Вы требуете невозможного. Чтобы свои мысли излагать в форме школьного сочинения, мало эти мысли иметь, надо еще уметь их формулировать, облекать в подходящую форму. Причем это как раз тот случай, когда форма - первична.
Для сравнения - сейчас вы пытаетесь заставить станцевать танго человека, который едва научился ходить.
Технике надо сначала научить, технике. Поскольку вы ею не владеете, выход только один, предложенный выше - изучать чужие сочинения, ту самую критику.

Вы боитесь, что ребенок при этом не будет иметь собственных мыслей? Вы заблуждаетесь, это несвязанные вещи. Точнее, связь другая - проще становится излагать и СВОИ мысли после того, как научишься в принципе ИЗЛАГАТЬ.

копировать

Простите, но это не я требую, а школьная программа:) Я тоже считаю, что это сложно и что требуют слишком много, но ведь же требуют. Вот я пытаюсь учить технике, как могу, вот хреново пока получается, но я только начинаю:) Если ребенок будет читать критику, то совершенно не факт, что он научится ИЗЛАГАТЬ свои мысли. Нет, конечно, читать любые произведения и критику в т.ч. полезно, но решительно недостаточно, чтобы научиться излагать - проверено на себе. Кроме того, после прочтения критики ребенку станет еще сложнее излагать по-своему, ибо он начнет думать, что его сочинение должно быть похоже на эту самую критику, а это ж недостижимо в 5 классе, это как выше головы прыгнуть.

копировать

Ой, да ладно, когда это школьная программа требовала от ребенка его собственных мыслей по литературе. )))
Задача - научить писать, детали содержания значения не имеют. Вполне приличным подспорьем, чтоб выкрутиться и набить руку, были учебник и предисловия. Недостаточно - да, но начинать надо с этого. А "начнет думать, что его сочинение должно быть похоже" - с чего вдруг, если не ставить такую задачу.

копировать

Чой-то я видимо торможу... А что еще, если не мысли писать? Научить писать ЧТО?

копировать

Что угодно. ))
Если я правильно понимаю, вы считаете, что первично наличие собственного мнения, собственных мыслей, независимость мышления в большей или меньшей степени, и именно этого пытаетесь добиться от ребенка. Да, это одно из важнейших качеств, бесспорно, только сочинения тут не при чем. Это совершенно самостоятельный навык, из которого не следует автоматически умение связно свои мысли излагать.
Помнится, писать нас учили сначала не сочинения, а изложения. Как у вашего ребенка с пересказами, изложениями? Это основа.

Когда вы пытаетесь заставить ребенка одновременно и вырабатывать собственное независимое мнение по любому поводу, и связно это мнение формулировать на бумаге, вы ставите перед ним одновренно две сложные задачи. Получается - отлично, не получается - делите. Пусть учится сначала писать изложения по предисловиям, методичкам и т.п. На самом деле именно этим большинство школьников и занимается - пишет изложения по описаниям лит.произведений, данным в учебниках, и со слов учителя.

копировать

А вот, что Вы имелии ввиду - дошло наконец, писать изложение критики своими словами. Ну Вы так сразу бы сказали:) а то я прям запуталась. Ну, это тоже мысль неплохая в принципе. Во всяком случае, когда своих мыслей по произведению не будет совсем.

копировать

Наймите репетитора по литературе, который научит писать сочинения, если школьный учитель не справляется с этой задачей.

копировать

Вы думаете, я бы пошла по своему сложному пути, если бы у меня был такой простой? НЕТУ. Нету их, репетиторов, способных научить:( Как только появиться тут же найму.

копировать

Тогда удачи в поиске:-)

копировать

Вам бы грамматику подтянуть тоже не мешало.

копировать

Ну кому грамматики не хватает, кому интеллекту... что ж поделать

копировать

Интеллекту??? :-D

копировать

Ну, да. Еще есть люди без чувства юмора и все живут и не страдают :)

копировать

ТОлько 5-й класс, еще никто не умет. Действительно, тема оторвана от теперешней жизни, очень тяжело детям и скучно, к тому же жалко му-му, они стесняются. Сын писал в прошлом году, все разжевали в школе, план составили. А вывод надо было полностью самостоятельно сформулировать. Так пол класса у нас написали, что Герасим очень плохо поступил с Му-му, надо было "послать" барыню с ее капризами и уйти сразу в деревню. Потом "кавказский пленник" за-то на ура.

копировать

Так разумно написали ведь. Ну, не мыслят и не высказываются современные дети штампами как надо, и слава Богу.

копировать

А как конкретно звучит тема?
Помимо того,что само собой наказывать надо было младшего и очень серьезно.

копировать

Простите, за что? Со старшим понятно, его поведение недопустимо, а младший чем провинился?

копировать

Взял учебник со стола старшего брата и изрисовал.А что сделал старший?

копировать

"Старший орет" и "старший пошел куршить". Это что допустимое поведение?!

копировать

Так если бы младшему действительно досталось, то старшему не надо было бы бороться за справедливость. И если младшему получилось что можно изрисовать учебник, то почему старшему нельзя орать ломать и крушить?

копировать

Старший увидел несправедливость...

копировать

Образ Герасима.
Младший видел как я подчеркивала в этой книге за пять мин до того, и очевидно, помочь решил:)Понял, что без него мы не справляемся:)

копировать

Планы уроков по этой теме. Может помогут.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,7667/Itemid,5461241/
http://festival.1september.ru/articles/417541/

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа:
http://www.sinykova.ru/faq/primernyj-plan-xarakteristiki-xudozhestvennogo-obraza-personazha/

копировать

Спасибо.
Фраза "увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России" меня просто убила:( Неужели до 5-клашек это можно действительно донести?!

копировать

Ну вот младшего надо было наказать,чтобы старший видел и понимал,что Вы на его стороне.
Насчет образа Герасима.Можно обсудить с ребенком-кто это такой?Чем он занимался у помещицы? В чем состояла его жизнь,какие приоритеты у него были-это все надо продумать вместе с ребенком.Что он почувствовал,выполнив приказ?Что изменилось в нем -после того как Муму не стало..
Если задуматься над произведением,жалко становится совсем не Муму...Именно трагедия Герасима там основное.

копировать

да ладно, младшего за что наказывать? тут вопрос к маме - почему маленький ребенок с температурой бродит по квартире и лезет со скулежом всем на голову, когда он должон в кроватке лежать (желательно спать) лекарством напоенный/водичкой обтертый (для облегчения состояния).
потому что ситуация просто жуткая сложилась: малый болеет, ему плохо, он маму ищет; старшему тож нехорошо, потому как мама требует задание сделать, а как - он не понимает и никто ему не объясняет/не учит, а тут еще и нытье под ухом жутко раздражает и мешает сосредоточиться.
а кто должен такую ситуацию разрулить? ответ очевиден

копировать

Угу, только вот как не очевидно.

копировать

"Муму" повесть Тургенева называется. "Му-му" - это что-то про коров.

копировать

Методичку купите. Моя тоже не любит это высасывание из пальца по истории и литературе, купила ей соответствующие методички, там по большей части ответы на все эти глупые вопросы даны.

копировать

А почему мальсик стесняется того, что ему жалко Му-му? Это недостойно настоящего джедая?

копировать

Да ладно вы. Я о Белом Биме плакала в начальной школе. Тайком от брата. Ибо стыыыдно было.
Хотя я нытик, рева и ни разу не джедай. Но хорошо помню, как после каждой серии ныкалась в туалете рыдать по вой труб канализации.

копировать

Не знаю Я сама стесняюсь, если у меня музыка или книга вызывают сильные эмоции, кажется, наверное что "это всего лишь книга" и это недостойный повод сопли размазывать. Может у него также. Может это наше советское воспитание, которое в принципе отрицало чувства.
Я ему объяснила, что это нормально, если книга заставляет плакать, хуже, когда никаких эмоций и мыслей не вызовет, но по-моему он мне не поверил

копировать

Тунеядка **K** написал(а): Может это наше советское воспитание, которое в принципе отрицало чувства.

аж пошла в паспорт посмотреть, чтобы узнать сколько Вам лет, может лет на 20 больше, мало ли и я чего-то не знаю...
У нас с Вами явно разное советское воспитание, мне сверх чувствительной натуре даже сейчас, что уж про детство говорить... никогда в голову не приходило, что это плохо и недостойно и тем более, что этого надо стесняться... Поэтому ощущение, что это именно Ваше личное воспитание и сына Вы сознательно или не осознанно до сегодняшнего момента воспитывали именно с этой идеей.Естественно, что ВДРУГ возникшим прямо противоположным объяснениям он не поверил...

копировать

Хочется защитить автора. Я та самая, рыдающая в туалете над Белым Бимом. Практически все школьные годы плакала только тайком, у бабушки в деревне даже было плакательное такое место, за поленницей под елкой, у меня там целый дом был, братья его долго найти не могли. Дома - в туалете пряталась, на балконе, за штору уходила. При том, что мама очень спокойная, а бабушка вообще на меня надышаться не могла, никогда не упрекали за слезы, всегда говорили, что любят.
Советского воспитания и было-то - учительница начальных классов, ярая такая педагогиня советского образования. Но я была круглая отличница и редко вызывала ее интерес.
Муж - вообще мечта Дзержинского. Кусок льда с местами, наверное, даже недоразвитой эмоциональной сферой. Любое переживание - в себе, сталь в глазах...
А ребенок - эмоциональнейшее создание в мире. Любое событие - это хохот и слезы, это куча слов об эмоциях, просто фонтан жизнелюбия и трагедий жизни. Когда он хочет, чтобы я была рядом - ему пофиг на любых бабок, шипящих "ты же уже большой мальчик и такой мамсик", когда я ему не нужна "мамуль, ты иди, я тут сам справлюсь". И откуда это, спрашивается, как не от генетического кода. У нас дед такой. :-) Да, дед ребенка вообще не воспитывает, ибо их в одном помещении содержать - удавиться можно сразу. От их эмоциональных бурь. ;-)

копировать

Господи, какие выводы...
Т.е. Вы хотите сказать, что не отрицало?
Зоя Космодемьянская, пионеры-герои, многочисленная литература про ВОВ с раннего детского возраста. Какие показы эмоций и чувств? Да вся эта литература призывала на себя вместе с эмоциями наступить и наплевать во имя общего блага. И фильмы все с тем же поддекстом. Я это только сейчас осознала.

копировать

Да, именно это я и хочу сказать. Это Вы не "осознали", а "базу подвели", нашли оправдание так сказать.Это разные вещи:-). Ибо читали мы с Вами одни и те же книжки ( серию про пионеров-героев я очень любила читать, Зоя Космодемьянская, признаюсь честно никогда кумиром не была, а вот Гуля Королева...), смотрели одни и те же фильмы, а вот подишь-ты... "Во имя" чего-то, особенно чего-то серьезного наступить на свои эмоции стОит во все времена, это от строя не зависит. А вот воспринимать окружающую действительность(книги и фильмы туда же, ага) "под наркозом" и стыдиться, если это не так ничего и нигде не призывало.

копировать

Можете привести примеры произведений, где поощрялось проявление чувств?
Воспринимать не под наркозом, воспринимать, как хочешь, но не показывать как воспринимаешь. У нас, вероятно, с Вами очень разное восприятие, хотя я себя тоже сверхчувствительным человеком считаю. Но вот приведу примеры, названия произведений не помню извините. Фильм про студентов, где один парень из деревни все никак не мог английский освоить - учительница у него была молоденькая и очень старалась и прикрывала его. А потом она родила и им дали друго преподавателя, который начала ему двойки ставить. Так вот меня поразило каким тоном новая англичанка на вопрос, а где мол учительница, ответила "Она стала матерью". Как будто это что-то такое, что неприлично обсуждать, неприлично испытывать эмоции про этому поводу, видно было, что сама та англичанка и рада за коллегу, но всячески в себе это давит. Я надеюсь, я более или меннее понятно объясняю, я когда сморела у меня вызвало гораздо более сильную гамму чувств, я просто описать не могу. Или другой пример, знаменитый детский фильм "Отроки во вселенной", как там героиня мучается и давит изо всех сил чувства к однокласснику - во имя цели спасения цивилизации, и чем бы они ей мешали непонятно, могла бы и любить и спасать одновременно:) как во всех американских фильмах:) Но нет. Во имя ЦЕЛИ себя обязательно задвинуть надо - такова идеология.
Я не говорю, что все так должны были воспринимать, другие люди на каких-то других моментах фиксировались, но а я вот на таких, а теперь "осознала".
Я не пытаюсь Вас убедить, а просто дискутирую

копировать

Ну не надо, пожалуйста. Не было такого воспитания, т.е может базу-то и подводили, ну вот чтобы вот так, стесняться и осуждать - не было такого. Я такое же "дитя Советов", я школа закончила еще при советской власти.

копировать

Ну ведь это странно, по меньшей мере. Никто не говорит о том, чтобы рыдать по любому поводу - это как раз граничит с эмоциональной распущенностью, а когда фильм, книга, картина - вызывают сильные эмоции - это же хорошо, это свидетельствует о том, что автор "достучался" до тебя, достиг как раз этого волшебного эффекта, что ты поверил ему.

копировать

Да скорее всего он не стесняется, что жалко, а ему дискомфортно от того, что надо озвучивать свои переживания не по собственной воле, а в рамках формального школьного задания.

копировать

Ох уж эта "Му-му"! Дочка (8 лет) недавно плотно подсела на группу "Несчастный случай", а у Кортнева есть песня про Му-му. Эдакий черный юмор. Мелкая ее услышала и разревелась, пришла спрашивать, почему такая песня грустная. Я ей объяснила все вкратце. Но чувствую, что когда дойдем до нее в программе - проблем не оберемся.
Дочка вообще чувствительная в плане книг-фильмов-мультфильмов :sad3

копировать

По поводу написания сочинений - мне в свое время очень помогли книжки-методички, выпущенные для учителей. Назывались как-то "в помощь учителю..." Конечно, это было давно, но поищите - может найдете что-то подобное. Там не было готовых сочинений, но высказывались основные тезисы по поводу произведений. Их можно взять за основу и раскрутить до сочинения.

По поводу всей ситуации. ИМХО, Ваша ошибка, что начали обсуждение в присутствии младшего, да еще и болящего, ребенка. Во-первых, сбивает с мысли, во-вторых, нытье раздражает, в-третьих, не уследили - и вот результат. По мне так нечего искать виноватых или обвинять в чем-то старшего ребенка. Все-таки, следить за младшим (чтобы не было им порчи вещей старшего) - Ваша обязанность и отговорки типа "он маленький, не понимает" тут как-то не прокатывают.

копировать

О! Случайно нашелся топ прошлый: http://eva.ru/topic/137/2565319.htm

копировать

Спасибо. Я вчера, кстати, тоже задалась вопросом, почему он ее утопил, а не забрал. Сделала вывод, что от недостатка ума. А прочитав, топ на который Вы ссылку дали, очередной раз подумала, что русские в принципе жестоки:( не жестоки - бесчеловечны где-то :(

копировать

Зря вчера свалку устроили, сегодня сказали в школе, что будут писать дома, это легче. :)