Как объяснить математику?

копировать

Дитю 6,6. Проблем в гуманитарных областях нет вообще, а вот с математикой.... хромает. На + еще нормально, а на минус ну ооочень сложно. Причем на конфетах, т.е. наглядном материале, все достаточно не плохо, но как цифрами видит сразу притормаживает. Может есть какие-то способы объяснить ее?

копировать

Первое, что пришло в голову - числовая лента или что-то типа таблицы первой сотни от Зайцева. Т.е. надо визуализировать числовой ряд и ходить по нему вперед (для плюсов) и назад (для минусов), именно по цифрам отсчитывая нужное число шагов, чтобы привыкнуть к операциям с абстрактными обозначениями.

Ну и тренировать состав числа до автоматизма разными способами, чтобы всегда представлять себе, как из меньших чисел получается бОльшее. Мне в этом плане очень понравились пособия у Буракова, там самые разные наглядные визуализации для запоминания состава.

Я еще в Германии купила 2 игральных кубика. На одном на гранях не точки, а цифры с плюсами (+1, +2 и т.д.), а на другом - цифры с минусами (-1, -2 и т.д.). Теперь в ходилки играем так - бросаем 2 кубика, сперва идем вперед нужное число ходов, потом отходим назад на число с минусом. Потом проговариваем, что должно было получиться в итоге, чтобы не ходить туда-сюда, а пойти уже на разницу и в правильном направлении.

копировать

Числовая лента это вот эта? http://www.intelkot.ru/item6305.html
Кубики тож хочу, пойду полазю в инете :)

копировать

Такие обычно используют, когда нет связи между обозначением и количеством у детей. В возрасте Вашего ребенка она может пригодиться, чтобы наглядно было видно уменьшение-увеличение количества, лежащего в основе числа - это если нет понимания вычитания именно как процесса. Но если нужно именно просто перейти к цифрам, то теоретически можно нарисовать просто отрезок с равномерно нанесенными отметками и подписанными числами - чтобы была визуальная основа для движения туда-сюда - можно пальцами ходить-прыгать, можно игрушку или фишки передвигать. Типа "от 7 на 2 шага назад - придем к числу 5", "от 5 на 3 шага вперед - окажемся на числе 8".

копировать

Да в том-то и дело что он 100% визуал и на линейках, отрезках и иже с ними, т.е. когда нарисованы числа, проблем нет вообще, но как только написано например 9-5, всё... стопор.

копировать

Значит для него понятно количество, оно не абстрактно. А вот цифра для него абстрактна и непонятна, она не соотносится с количеством, которое обозначает.

копировать

Да вроде нет.... Понимает.

копировать

Не до конца, значит. Где-то тормозится что-то.
Ну вот, например. Чтобы решить простой пример 9-5 , нужно разложить 9 на два числа, одно из которых то, которое отнимается, т.е. 5. Второе число и будет ответом: 9-5=4+5-5=4. Чтобы решить обратный пример 4+5 , нужно просто вспомнить, какое число (или цифра) раскладывается на эти цифры, оно и будет ответом: 4+5=9.
Но это все делается автоматически в уме, причем мгновенно. Но для этого нужно довести до автоматизма знание состава числа. Значит тут что-то еще не совсем понятно мальчику.

копировать

В школу ходит? Конкретно какие примеры ставят в тупик? Простые может решать 5-3,4-2,8-1 ??

копировать

В школу пойдет в сентябре. Простые может, но не всегда (что тоже мне не понятно), все равно притормаживать может, хотя состав числа знает уже года 2 как, а вот как только "плюс" и "минус" появляются, то сразу "плывет".

копировать

Странно, обычно подобные проблемы возникают именно из-за недостаточного знания состава числа и/или неумения этим составом свободно оперировать. Ну или у него эти знания пока еще не срослись с практикой.
А сложности с любыми примерами, даже простыми? Или только при переходе через десяток?

копировать

В этом и странность :), но наверное Марин Вы правы, проблема в сращивании знаний и практики. Вопрос как срастить :)?
Примеры, я уже писала выше, порой как орехи щелкает, а иногда прям ну на элементарных примерах в пределах 10 тормозит жууутко, про десятки вообще молчу :(, там темный лес. И вообще я смотрю он на пальцах считает, пытаюсь это как-то убрать, пока не получается.
Мне кажется что он стопорит из-за какой-то мелочи в своей голове, где-то не догоняет, не может выстроить эту самую практику-знания, и отсюда при всей его любви к учебе начинается "Мам, чего-то мне не хочется математикой сейчас заниматься, давай потом".

копировать

Выше я высказала свое предположение, почему так происходит (сложности с абстрактным мышлением). Т.е. пока он видит количество, ему понятно, но как только переходим к цифрам (которые для него абстракция), тут становится не очень понятно. Это понятие зависит от типа мышления, от зрелости определенных структур. Как говорится, дозреет. А пока, только объяснять, доводить до автоматизма состав числа и банально решать примеры. Пока количество не срастется с цифрами. Вам нужно что-то очень наглядное.
Я тут уже показывала вот такой плакат, очень наглядно состав числа показывает, можно повесить на стену, запомнит чисто визуально:

копировать

Марин спасибо, буду работать :)

копировать

Желаю успехов :-)
У нас вот обратный крен, в другую сторону. Ничего, как то приспосабливаемся :-)

копировать

Заинтриговали прям :). А что это у Вас за крен такой?

копировать

Крен в математику в ущерб гуманитарным наукам, таким как литература, МХК, история и т.д. Хотя с памятью все прекрасно, стихи запоминает быстро, рассказывает их хорошо, с выражением. И с иностранными языками тоже особых проблем нет.
А математиком, он, походу, родился :-) Это наш пунктик :-)

копировать

Прочитала в топе "Чтение с пеленок" про Вашего мальчика. Очень нам это все знакомо :-) Наш тоже говорить толком не мог, а буквы произносил и читать научился раньше, чем говорить нормально :-) Буковки и циферки были любимыми игрушками :-)

копировать

Да, детки сейчас идут ого-го :))). А уж какие дафачки сейчас.....мммм.... нам (нынешним тетям :)) до них как до луны :))).

ЗЫ. Мариш, Вам меня смело на "ты" давно можно :).

копировать

Про "ты" договорились :-)

копировать

Да давно пора :)!

копировать

Загляните ко мне в паспорт вот в эту папку: http://eva.ru/R48 Методика применима как к заданиям на сложение, так и на вычитание.

копировать

Ой какая прелесть! А где это купить можно? Домики клевые, таблица..... да всё :).

копировать

Мы сами делали. Электронный адрес в личку бросьте, отправлю файл вордовский с домиками. А поле 10х10 элементарно чертится за 15 минут на листе ватмана или 2х листах формата А3 под те кубики, что есть у вас дома. Нравятся стелларовские с длиной грани 4см, например: http://www.parovozik59.ru/res/product/1558_800x600.jpeg

копировать

Спасибо огромное, сбросила.

копировать

Не дозрела, подрастет, само придет. Тем более что вы еще не школьники.

копировать

Я согласна, что ребенок не дозрел. Но напрягает то, что уже возраст 6,6. Скоро в школу.
У меня дочке было 4г.7м., к тому времени она уже давно складывала и вычитала в пределах 20. Муж попробовал объяснить ей, как складывать любые двузначные числа. Она с первого раза не поняла, и мы забыли про эту тему, решив, что дочка еще маленькая. А через два месяца мы возвращались с юга на машине. Делать в пути было особенно нечего. Я задала ей пример на сложение двузначных чисел с переходом через десяток. Она немного подумала и ответила правильно. Так мы начали решать такие примеры. Просто дозрела дочка к этому времени.

копировать

Да понимаете, он складывает и вычитает, но автоматизму нету :(, и когда притормаживать начинает, то начинает пропадать интерес, что меня напрягает, т.к. ребенок когда что-то не получается в других "областях" сам просит еще и еще заданий чтобы получилось и интерес всегда остается, а тут я впервые столкнулась что этого нет. Даже когда состав числа проходил, то сам рисовал домики и раскладывал числа. Поэтому и хочется как-то помочь (может методика которая ему дается не его) чтобы ему облегчить процесс.

копировать

В свое время для доведения устного счета до автоматизма Егор решал подобные примеры:
http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/1033/
В книжных магазинах есть печатные подобные издания, например, пособие Узоровой и Нефедовой по математике "300 примеров по математике"

Но у них есть пособия и для дошкольников (для подготовки к школе):

копировать

Я думаю, что автоматизм придет, только чуть позже. Он же, в принципе, понимает, что и как нужно делать. Просто, пока еще головка не может автоматически выстраивать нужный алгоритм. Ну а если учесть, что по другим направлениям проблем нет, то и тут все придет в норму!

копировать

Надеюсь :). У нас всю жизнь так. В элементарных вещах плывет, зато вчера с подготовишек принес 5 с двумя плюсами, огромной надписью "МАЛАДЕЦ!" и похвалу на всю Ивановскую за знания биологии и физики. Училка в шоки :)))

копировать

Девочки! Раиса, Марина, Наташа! Спасибо! Спасибо Вам всем огромное за наглядные пособия и помощь. Сегодня все распечатала и купила (уря-уря) диски и тетрадки, на днях надеюсь начнем. Думала что сегодня уже приступим, а деть заболел :(. Тем кто давал советы и слова одобрения тоже спасибо большое :)

копировать

Поправляйтесь!

копировать

Спасибо :)