Что читать подростку, или классики vs современники

копировать

Скорее поговорить, много букв.

Когда я росла, у нас дома была большая библиотека, из которой сначала мама мне подсовывала книжки, а потом я брала сама, заинтересовавшись или получив рекомендации "обязательно почитай, очень интересно".

таким образом мною была проглочена уйма книг, в 99% классических: Жорж Санд, Бальзак, Мопассан, Майн Рид, Марк Твен, Джек Лондон, Голсуорси, Теккерей, Дюма, и так далее, и так далее....
Мама моя все эти книги читала в свое время, поэтому легко ориентировалась во временных рамках, когда мне "пора" предложить то или иное произведение.

То есть на выходе у нас с мамой примерно равный багаж прочитанной литературы, который тогда позиционировался как "это должен прочитать каждый интеллигентный человек".


У меня растет дочка, которая, слава всем богам, любит читать. Но при этом ей совершенно не интересно все то, что я считаю классикой и предлагаю к прочтению, ориентируясь на свой детский опыт. Ей вообще не интересен Марк Твен, она бросила Лондона на 5й странице, ей не понравился Майн Рид... Я молчу про Носова и прочих российских авторов.

Зато она запоем проглатывает книги, которые в массовом понимании отнюдь не классика. Она в восторге от Сабитовой, она запоем читала серию про Аню от Люси Монтгомери (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%FF_%E8%E7_%C7%E5%EB%B8%ED%FB%F5_%CC%E5%E7%EE%ED%E8%ED%EE%E2, вдруг кому пригодится), Нарнию, Гарри нашего Поттера, и массу других современных книг (если интересно - я могу накидать список).

Так я это все к чему. Стоит ли настаивать на почтении классики, в качестве "это должен прочесть каждый", или же относиться к чтению, как к удовольствию, и пусть читает то, что ей нравится, а некий маст-рид ей и в школе преподадут? Ведь по сути-то для чего человек читает? Чтобы развиваться духовно, приобретать опыт, изучать предлагаемые жизненные ситуации и примерять их на себя. Все это вполне реализуемо с помощью хороших современных книг. А реалии "старого мира" ей не близки, поэтому и неинтересно. Или же надо заставлять читать классику, чтобы как раз познакомить ее с другими реалиями?

К тому же, в моем детстве новые книги не появлялись в таком количестве ежемесячно. сейчас же поток информации огромен! Пока она будет изучать классику, мимо может пройти много хороших современных книг, которые она перерастет, и впоследствии уже не прочитает, а они ведь как раз про ее жизнь, про современность.

Давайте поговорим!

копировать

Передо мной вставал этот вопрос. Пришла к мнению, что пусть метут и свои книги, просто буду потихоньку подсовывать свои тоже. Все равно в классе дочки, в основном, читают то, о чем я имею весьма туманное представление.
Классику они и так в школе буду читать, хотят-не хотят. Я б специально не навязывала. Хотя и относиться к ней, как к "реалиям старого мира", не стала бы: смысл классики в вечности :)
Так и старший (сейчас 15) сметал все, что видел. Специально классику не давала. Сейчас самые любимые писатели - Лермонтов и Достоевский. Дорос и пришел.

копировать

Мне ближе "относиться к чтению, как к удовольствию". Моя мало читающая в школьные годы дочь, за время студенчества меня "догнала и перегнала", сейчас то и дело спрашивает мои рекомендации.

копировать

У нас это тоже стояло на повестке дня. Как-то успевали дети читать и современное и классику. Сильно помогала школа - программа по внеклассному чтению, куда и Майн Рид входил и Фенимор Куппер, Джеком Лондоном и Марком Твеном мои, вообще, зачитывались наряду с Роллингс. Вот с Голсуорси, Теккереем и Вальтером Скоттом пока никак, но я не теряю надежды. А, вообще, вот по моим детям судя, им неожиданные вещи иногда нравятся, не нравятся: сынулька с таким восторгом прочёл "Мертвые души" в школе, а в "Войне и мире" читал только про баталии, я то в своё время больше про мир любила, а "Мёртвые души" вообще полмесяца мусолила... Дочка с удовольствием читала Достоевского, а Гончарова и Тургенева мучала, мучала и не знаю, дочитала ли всё... Может, позже к ним вернутся...

копировать

Ну, в школе им особо не задают внеклассного.
А из предлагаемого дома из классики не идет пока НИЧЕГО.

Госуорси и Теккерея совсем рано, а Твен-Лондон-Рид не пошли.

Вот думаю, может, когда "про любовь" станет интересно, попробовать что=-то дать? Про любовь не так выраженно оторванно от реалий.

копировать

А как насчет Диккенса? Занудный он, конечно, немного, но попробовать можно

копировать

Да что Вы! Никогда не считала его занудным. Всегда очень любила. После наших Толстых-Достоевских, знаете ли, не нам рассуждать о занудстве) Тайна Эдвина Друда - вообще не оторваться. Девочкам, наверное, какую-нибудь Крошку Доррит, Домби и сын и т.п. Мальчику - Дэвида Коперфильда.

копировать

Я тоже его люблю, но местами все-таки кажется затянутым. С Толстым, Достоевским не сравнивала, они мне не нра.
Оливера Твиста забыли еще:)

копировать

Самое занудство - это История Англии для юных) Там мораль на морали сидит и моралью погоняет))) Толстого с Достоевским я просто не переношу. Вспомнила их потому, что обвинять Диккенса в занудстве, имея в своей литературе такое...)
Ну я еще и Николаса Никльби, и Нашего общего друга очень лю!

копировать

Да, школьные обязательные списки очень выручают. Благодаря им ребенок скушал том Астафьева, том Бажова, а так бы и не посмотрела в эту сторону. Правда, Робинзона Крузо читать все равно не стала: "Содержанием известно, скучно, шрифт не тот." Еще бы так сделать, чтоб ребенок как можно дольше не понял, что на эти списки можно забивать...

копировать

Насчет классики, думаю, на школу надейся, но сам не плошай:)
Пока сын маленький, читает все, что советую. Как заартачится, буду думать. Есть экранизации, спектакли многих классических произведений. В общем, альтернативу, наверное, можно найти. Не для галочки, разумеется, а чтобы вызвать интерес.
В Вашем случае я бы проговаривала, что не любая книга читается легко и с удовольствием. Нужно и усилие приложить, и где-то через себя переступить. Ловите настроение, не уставайте предлагать, "подсовывайте" ненавязчиво.
ИМХО, классику надо читать, на то она и классика:) Из списка "вечных книг" есть что выбрать. Пока вкус и предпочтения только формируются, важно не упустить момент.

копировать

Дочка долго не читала сама, только "от сих до сих, а больше нам не задавали".

Когда появился интерес к чтению как таковому, я не хотела "ломать" и заставлять читать то, что не хочется. Насчет не любая книга дается легко - не уверена, что правильно вас поняла, но полагаю, вы имеете в виду осмысление книги, понимание мотивов персонажей, позиции автора, неоднозначности характеров.

У дочки с этим нет проблем, для своего возраста она читает довольно сложные в плане осмысления книги.

ей НЕИНТЕРЕСНО про любовь. Просто не хочется такое читать, совсем. Ей неинтересно про индейцев, ковбоев и мустангов, это слишком непонятно, неблизко, эти люди как персонажи ей неинтересны. Ей неинтересно про золотую лихорадку и покорение Аляски, потому что непонятно, чего эти люди туда потащились и за каким лесом так убивались.

копировать

Не, насчет "нелегко" это не только осмысление, это когда именно тяжело читать. И "физически" - т.е. грубо когда стиль изложения трудный, непривычный. И "морально" - когда страшно, неприятно, больно, грустно.
Классика же это не только про индейцев:) А до любви, значит, не доросла еще:)
Не переживайте, придет время. Просто я сама очень настороженно отношусь к современным авторам, просматриваю обязательно перед тем, как сыну дать. И все-таки ратую за то, чтобы ре знал и классику тоже. Хотя бы для сравнения.

копировать

Если именно читать трудно - просто бросит.

А современные авторы, конечно, нуждаются в parents control, но у меня есть среди друзей люди, профессионально занимающиеся детской литературой, чьему мнению я полностью доверяю.

копировать

Если не трудно, киньте список, что профи советуют. У меня, наоборот, туго с хорошими детскими авторами современности

копировать

Вот хорошая подборка

http://feruza.livejournal.com/2756959.html#comments

Еще Лоис Лоури "Дающий"
Мария Парр "Тоня Глиммердал"
Весь Пратчетт
Шклярский, серия про Томека, но она больше мальчиковая, на мой взгляд

копировать

Спасибо, пойду читать:)

копировать

Очень хочется посоветовать Крапивина, если не читали еще. ИМХО, и классика, и современность, и на любой возраст:)

копировать

Крапивина нежно люблю, предлагала год назад - не пошел. Попробую попозже.

копировать

Моему 12 - да, предпочитает современную литературу. В принципе, Твена, Рида, Лондона читал. А вот Дюма, как ни странно, не пошёл. Я не настаиваю, всё-таки не хочется превращать чтение в обязаловку. И таки да, мне кажется, что количество перейдёт в качество. К примеру, школьнопрограммный Чехов был прочитан с большим удовольствием.
Пусть читают много того, что интересно - имея значительный багаж прочитанного проще определиться, что есть хорошая литература, а что так, одноразовое чтиво.

копировать

Ну вот меня смущает, что классика не читана вообще... То есть она в целом в курсе, о чем Том Сойер или Три мушкетера. Но не читала.

копировать

А лет-то сколько девочке?

копировать

11

копировать

Мне кажется, не критично пока. Постарше и программа станет насыщеннее, и интересы... глубже что ли.
О, вспомнила. Не то чтоб прям совсем уж классика, но Конан Дойля мой с огромным удовольствием читал.

копировать

Что именно у К-Дойля?

копировать

Сборники рассказов и "Собака Баскервиллей".

копировать

Ну Три мушкетера вообще не любая девочка осилит, заинтересуется. А Сойера разве в школе не проходили еще?

копировать

Нет, не проходили.

копировать

Чтобы ребенок духовно развивался, книга должна соответствовать как минимум возрасту и развитию ребенка. Если говорить о максимуме, то это еще интересы, багаж прочитанного и своевременность прочтения для каждой конкретной книги. Замечу, что Ваша дочь, на уровне интуиции выбирает книги, которые реально нужны и полезны, для ее духовного и прочего развития. В отличие от Вас. Вы же имеете парадигму, основанную на содержании книжного шкафа Ваших родителей и комплектации библиотеки, думаю там Вы тоже книги в детстве брали:) Действительно выбор литературы сейчас огромен и для взрослых и для детей. О том чтобы прочитать все речь конечно не идет. Но дело в том, что в рамках жизни одного человека невозможно прочитать даже лучшее, что было написано в мировой литературе. Что делать? Надо выбирать для прочтения только самое-самое лучшее. Но этот вариант больше для взрослых подходит. А детям надо предлагать чтение по возрасту, не забегая вперед, чтобы не лишить их в будущем открытия и удовольствия от прочитанной классической книги.
Есть такое известное сравнение души человека с сосудом, он хрупкий и имеет определенный объем. В него нельзя поместить все, поэтому надо выбирать. Вот и надо решить что класть в этот сосуд и зачем. Мне, например, совершенно не понятно как может Дюма, Дойл и тот же Твен стать ступенью в духовном развитии ребенка. Это же просто чтиво.. просто не современное, а со стажем. С таким же успехом можно тогда предлагать Акунина, тоже самое, но просто в современном исполнении.
Вот, кстати, книги Сабитовой, это действительно ступень в
духовном развитии ребенка. Совершенно чистые тектсы, специально для детей, без "грязи" книг для взрослых.
Я сама, как и Вы, читала в детстве и юности запоем, этот процесс никто не контролировал. Но я не читала по собственной инициативе настоящую высокую классику, так как она была мне просто не по возрасту еще и не про развитию.
Ее мы в обязательном порядке "прошли" в школе. И менно "прошли" мимо нее. Потому как в столь юном возрасте понять, оценить, переработать и еще вынести что-то для себя из тех же русских классиков, ну просто невозможно. Все это я уже осознанно читала и перечитывала в более сознательном возрасте.
К книгам, которые читает мой сын отношусь очень серьезно. Прежде чем предложить думаю над тем, какое чтение ему необходимо именно сейчас.
ИМХО, пусть Ваша дочь читает качественную литературу написанную современными и классическими авторами для детей. Тогда будет больше шансов что во взрослом возрасте она будет читать не бульварное чтиво, не только дамские классические и современные романы, но и серьезных классиков, а также серьезную развивающую личность литературу.

копировать

Список дайте мне :)
По теме. Предлагать все равно надо. Сменить может методику предложения, не по возрасту, а по ситуативности например, после просмотра фильма предложить прочесть отрывок из книги по которой поставлен фильм, или если ребенок увлечен какой то темой, то провести аналогию на то что было модно в наше время. На прочтении Вашей библиотеки не наставивать, и я б сказала можно и не надеятся, только если помечтать:) Наши дети не успеют, у них на нее нет времени:( Если мой ребенок прочтет хотя бы школьную программу как положено, я буду счастлива. И хотя бы отрывки из некоторых "моих" книг - исключительно чтобы он знал, что такое существует и при желании потом смог прочесть.

копировать

У меня тоже есть многочитающая дочка :).Для меня вопрос классики и современности решается примерно также, как и вопрос с мультами. Есть современные - стоящие, есть классика, которая интересна всегда.Моя паслась в школьной библиотеке, кучу журналов всяческих покупала.Лет в 10 первый раз Поттера зачла ;) Дня за 3-4 толстенный том! Я в шоке была, думала, что при такой скорости она нихрена не запомнила! Стала спрашивать - она как пошла рассказывать, совсеми именами-названиями :ups3
Сейчас ей 16, Поттера перечитывает время от времени, Нарнии тож читала не раз.Почти год назад завели ей электронную книгу - вместе с прочим закачала себе Каренину и Войну и Мир ;) Дозрела окультуриццо ;)

копировать

Интересно, накидайте, если не лень. Моя тоже читает и тоже часто отвергает то, что я ей предлагаю. Например, обожаемый мною Принц и нищий по ее мнению "скукота, чтоб заснуть через 3 минуты". В результате дочитывает уже 8-ой том Булычова по 400 стр. в каждом (его я в детстве, кстати, и не читала). Подсунула Жюля Верна - долго вообще не бралась за него (я еще не права была, купила ей сборник из трех произведений в одном томе, а ее мелкий шрифт до сих пор отпугивает), потом я ей первую главу прочитала сама, ей понравилось, говорит, давай еще читай. Ну, у меня времени особо нет. Смотрю сама пару глав прочитала, отложила, а тут очредной заказ с Булычевым подъехал (его она за пару ночей до половины скушала). Еще есть проблема - она категорически отказывается читать старые издания с мелковатым или слеповатым шрифтом. Например, Беляева в новом издании скушала быстро и с удовольствием, а лежит старый трепанный том с пожелтевшими страницами, там есть несколько еще произведений ею не прочитанных - категорически отказывается от него. При этом периодически рыскает по полкам чего бы прочитать.

копировать

Вот мне свекровь говорит, зачем ты книги покупаешь, у нас в библиотеке многое из этого есть. Я ей объясняю что я покупаю ребенку (8,5 лет), что он не будет читать Бианки или Пришвина
в таком издании, как у нее, без картинок, мелким шрифтом, на пожелтевших страницах газетной бумаги, он даже Робинзона Круза не будет в таком издании читать. Она не понимает:( Считает какая разница, главное только текст. Не верит что ребенку не то что в 8 лет, но и более старшего возраста еще важно наличие хороших иллюстраций.

копировать

Моей 11... нет иллюстрации не обязательны, а вот качество печати... На электронные книги ее пересаживать пока не хочется, хоть, наверное, уже б и пора. Особенно, если учесть категорическое неприятие библиотек.

копировать

я уверена, что главное не давить! никогда не читала, когда мне говорили, что "я должна"... возможно ей нужно просто дорости до некоторых классических авторов. Да и вообще, многие дети вообще в наше время читать не хотят, так что ваша девочка и так уже молодец)

копировать

Я долго бодалась на тему с сыном подростком на тему нечитания класссики.А потом решила поставить эксперимент.Попыталась перечитать Мертвые души. Ха.Я не смогла,хотя читала запоями с 6 лет все все все, и училась я не в простой школе,в лучшей в большом городе.
купила я парню сборники дайджестов( чтобы сочинения писать была на каком материале ),и от него отстала.
мальчик давно вырос,читает очень много ХОРОШЕЙ литературы,на двух языках.
В нашем детстве все было по другому,надо это признать,и не душить интерес к чтению некоторыми замшелыми и морально устаревшими книгами, уж извините за слова.

копировать

Из всего списка авторов для 11 лет подходят только Марк Твен и Жюль Верн и то с натяжкой, очень сильно зависит от ребенка. Но тематика их произведений более привлекательна для мальчиков. Психологическое взросление проходит у всех с разной скоростью. Есть дети, которые в этом возрасте с удовольствием читают сказки, и это тоже не отклонение от нормы.
Я в этом возрасте с удовольствием читала Марка Твена и Жюля Верна, Шклярского. Майн Рид, Фенимор Купер, Дюма были позже. Джек Лондон и Жорж Санд - еще позже.
Если есть книги советских лет издания, обратите внимание, что в книгах большинства упомянутых авторов указано: "Для среднего и старшего школьного возраста". Некоторые вообще для взрослых. 11 лет - младший школьный возраст, в среднем рано, даже если учитывать, что нынешнее поколение развивается быстрее.
Дочка сейчас тоже читает совсем другую литературу. Цикл о Гарри Поттере - любимые книги. Не заставляю читать то, что нравилось мне, надеюсь, что подрастет и сама захочет прочитать.

копировать

11 лет - это средний школьный возраст.

копировать

11 лет - возраст окончания начальной школы, если она рассчитана на 4 года обучения.
В любом случае, даже если средний школьный возраст, то самое его начало. Ребенок не обязан за пару месяцев прочитать список литературы, рассчитанный на несколько лет.

копировать

С11-12 лет читали Голдинга "Повелитель мух", потом чуть позднее Шмидт "Оскар и розовая дама" , Ли "Убить пересмешника", "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, Тамары Крюковой есть неплохие книги

копировать

10 лет. Сейчас читает з-ю книгу "эрагона". Пулмана читал, "Затерянный мир" понравился, Гари Потера не запоем, но 4 книгу прочитал, Толкиена, Акунина "детскую книгу" , Кир Булычева, Приключения Электроника, Разнообразные мифы индии, греции и проч. из классики сложно тоже идет у него.
Стараюсь подсовывать книги о ВОВ,сам брал читал Лермонтова, Пушкина "Руслан и Людмила", но он любит читать разные битвы исторические - поэтому читает еще 100 битв журнал.
Стараюсь не давить, чтобы не отбить охоту читать, но если долго не читает, подсовываю 2-3 книги на выбор.

копировать

Нам как-то удалось найти баланс между классикой и современной литературой. Конечно, Емеца какого-нибудь или про сумеречных охотников - более захватывающе читать нежели Тма Сойера. Но мы и не запрещали никогда, но классику подсовывали исправно, а глаыное - не смотря на 11 лет, у сына с папой сохранилась традиция чтения на ночь. Они оба очень этим дорожат, и каждый вечер - читают. Таким образом прочитать можно все, что угодно.
Они читали комедии Шекспира, прозу Пушкина, Чехова, Киплинга, Джерома К. Джерома, Жюля Верна, Майн Рида, О'Генри, Зощенко, всего и не перечесть.
Сейчас читают записки Чарльза Дарвина.
Пускать на самотек этот процесс - я бы все-таки не стала.

копировать

Автор, спасибо за тему! Составила себе список на будущее. Делюсь, может, кому пригодится:).
1. Марк Твен «Том Сойер», «Принц и нищий», «Янки…»
2. Алексин Повести
3. Стивенсон «Остров сокровищ»
4. Короленко «Дети подземелья»
5. Булычев
6. Велистов «Приключения Электроника»
7. Гайдар «Тимур и его команда», рассказы
8. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
9. Крапивин (много!!! Надо выбирать)
10. Сетон-Томпсон, Даррелл – рассказы о животных
11. Дефо «Робинзон Крузо»
12. Льюис «Хроники Нарнии»
13. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
14. Александра Брунштейн «Дорога уходит в даль»
15. Осеева «Васек Трубачев»
16. Портер «Поллианна»
17. Троепольский «Белый Бим, Черное ухо»
18. Щербакова «Вам и не снилось»
19. Юрий Вяземский «Шут»
20. Железников «Чучело»
21. Пантеев «Республика ШКИД»
22. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»
23. Жюль Верн
24. Дюма
25. Джек Лондон «Белый Клык», «Сердца трех», рассказы
26. Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста» и др
27. Кэбот «Дневники Принцессы»
28. Дрюон «Проклятые короли»
29. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
30. Харпер Ли «Убить пересмешника»
31. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
32. Александр Грин «Алые паруса»
33. Александр Беляев
34. Фраерман «Дикая собака Динго»
35. Приставкин «Ночевала тучка золотая», «Кукушкины дети»
36. Конан Дойль, Шерлок Холмс, Затерянный мир
37. Майн Рид «Всадник без головы»
38. Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»
39. Сью Таусенд «Тайный дневник Адриана Моула»
40. Шклярский «Приключения Томека»
41. Костер «Легенда об Уленшпигеле»
42. Гюго «Человек, который смеется»
43. В. Пикуль «Мальчики в бантиках»
44. Гофман «Крошка Цахес», «Песочный человек»
45. Д.Хэриот «О всех созданиях, больших и малых»