Консультация Елены Даниловой

копировать

Уважаемые еварушницы!
В этом топике проходит консультация «Интеллектуальное и физическое развитие детей от рождения до трех лет».

В первые годы жизни ребенок обладает поистине феноменальными возможностями, потенциал его огромен. Важно не упустить это время и максимально эффективно использовать особенности этого возраста в воспитании и развитии малыша.
Как и зачем развивать ребёнка в первые годы жизни, узнайте, задав вопросы автору более 100 развивающих игр и методик, маме двух сыновей и троих дочерей. (Ева-паспорт: http://eva.ru/355604 )

- Что такое развитие ребёнка и чем оно отличается от обучения?
- Как и зачем развивать детей первых лет жизни, какие подводные камни есть у «раннего развития», как не навредить своему ребёнку?
- Методики раннего развития детей, как в них разобраться?
- Как организовать себя и свой день, чтобы оставалось время для развития ребёнка?
- Какие игры и игрушки могут понадобиться для интеллектуального развития малыша?
- Что такое сенсорное развитие?
- Как и зачем и зачем развивать ребёнка физически в первые годы жизни?
- Какие спортивные снаряды и приспособления можно использовать в первые годы жизни?

На эти и другие вопросы ответит Данилова Елена Алексеевна.
Консультация продлится до 11 марта включительно.

копировать

Сейчас очень много написано книг на тему развития детей. Подскажите, как выбрать правильную методику? На что ориентироваться?

копировать

Здравствуйте!
Книг, действительно, много. И методик с каждым днем становится всё больше и больше. И при выборе методики или просто направления, в котором вы двигаетесь (сочетая, например, несколько методик), нужно учитывать, в первую очередь, особенности своего ребёнка. Конечно же, надо учитывать и свой темперамент.
Что я имею в виду? Давайте разберемся.
Есть дети очень шустрые, активные, они не сидят на месте ни секунды. Таким ребяткам не подходят, например, занятия с карточками или занятия по «развивающим» тетрадкам, где надо что-то соединить, обвести, закрасить.
Или наоборот, малыш спокойный, часами может сидеть и рисовать или играть. Такому ребёнку будет сложно заниматься там, где надо бегать, прыгать, часто менять вид деятельности.
Или мама. Ведь мамы тоже все разные. Одной маме ничего не стоит приготовить массу нового материала (карточек, например) каждый вечер – на следующий день занятий. Она не сможет заниматься, к примеру, по методике Домана, можно даже не пробовать начинать. А взять что-то принципиально другое. В том числе, подборки готовых занятий и материалов, которые сейчас можно скачать в интернете и только распечатать.
Или мама, которая не любит всё раскладывать по полочкам, у который в доме творческий беспорядок. Такой маме не стоит начинать водить ребёнка на занятия по методике Монтессори, потому что дома он будет испытывать постоянный стресс.
Словом, надо учитывать и характер, и привычки, и возможности – и мамы, и ребёнка.
Если вам интересно, какие именно методики я могу посоветовать, как обязательные для ознакомления, то это книги Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. Это классика раннего развития, с этого всё начиналось. В книгах Никитиных есть не только рекомендации по интеллектуальному развитию ребёнка, что сейчас очень популярно, но и о том, как развивать ребёнка в быту, в жизни, что гораздо более важно, чем сидение над буквами.

копировать

Здравствуйте, Елена! А на Ваш взгляд, что в принципе входит в понятие развития ребёнка и в чем принципиальное отличие от обучения?

копировать

Давайте начнём с конца. :)
Что такое обучение? Вот если человек не умел читать, а потом ему всё рассказали, показали, потренировали навыки. И теперь мы имеем читающего человека. Можно сказать, что мы его научили читать. Верно?
Можно научить считать, различать континенты на карте, научить рисовать зайчика и домик, научить плавать, резать ножницами. Словом, обучение, это когда один человек даёт другому совершенно конкретные знания, умения, навыки.
А что же тогда развитие? Если попробовать дать определение, просто и понятно, то это создание среды, в которой ребёнок сам освоит нужные ему знания, умения и навыки, те, которым он уже готов.
Развитие – это не то, чем можно «щеголять».
Можно похвастаться подружкам, что ребёнок научился читать? Да, конечно. Результат налицо!
А как похвастаться тем, что вы развиваете ребёнка творчески, например? Вот двухлетка – один рисует домик, а другой просто калякает. Первого научили, а второй сам учится. Про первого мама может уже в два года похвастаться, а про второго мама похвастается существенно позже, когда он в более старшем возрасте начнет рисовать сам и совершенно необычно. А может, и никогда не похвастается, потому что не станет художником – ни большим, ни маленьким. Но творческое развития никогда не бывает «впустую», не бывает напрасным. Творческий человек мыслит нестандартно и может проявить себя в любом деле.
Развитие ребёнка – длительный сложный, многогранный процесс, который не всегда заметен со стороны. В наших руках – создание развивающей среды, всего того, что может стимулировать ребёнка.
Развитие ребёнка порой идет само собой и родителям важно не мешать малышу развиваться, не обрывать его любопытства, не предвосхищать его познавательной активности (не раскрывать все «карты» заранее, а дать возможность сделать хоть небольшое, но самостоятельно открытие).
Означает ли всё это, что обучение – это плохо? Вовсе нет.
Но всё хорошо в своё время. И сначала надо дать ребёнку активно развиваться – физически, интеллектуально, творчески. Развивать речь, мышление, память, внимание. А уже потом постепенно начинать обучать ребёнка.
Невозможно в формате он-лайн консультации подробно написать, что именно, когда и как надо развивать. Для этого есть книги, есть сайты, есть он-лайн семинары. Важно понимать, что развитие ребёнка и обучение – разные вещи.

копировать

Как вы относитесь к занятиям по методике Монтессори?

копировать

К методике Монтессори я отношусь очень хорошо. Но, как я уже писала, не каждая методика подходит всем детям. Универсальных методик нет.
А сейчас все мамы считают своим долго в обязательном порядке водить малыша в Монтессори-центр. Да и центры – очень разные. Одни используют элементы методики, другие делают всё досконально по-Монтессори. Хорошо это или плохо? За глаза трудно сказать. Бывают очень хорошие Монтессори-центры, где, тем не менее, лишь немного используют эту методику. А бывают те, кто свято соблюдает все тонкости, но детям там скучно и занятия неэффективны.
Занятия в любом центре держатся прежде всего на педагоге, который ведет занятие, который общается с детьми. А уж по какой методике он это делает, не всегда важно.
Если же говорить о принципах Монтессори, главный из которых: «Помоги мне это сделать самому», то это как раз то, о чем я писала в посте о разнице между обучением и развитием. Ребёнок учится совершать открытия, учится действовать сам.
И третье, что я хочу сказать о Монтессори. Большинство мам знают, что Монстессори занималась с детьми переливанием, пересыпанием, перекладыванием и прочими сенсорными играми. И многие именно ради этого водят детей в центры Монтессори. Так вот, как рз эти игры можно и нужно проводить в домашних условиях (и бесплатно). Лучше дома каждый день по чуть-чуть, чем 1-2 раза в неделю по часу подряд, но в центре (и за деньги).

копировать

Здравствуйте. Скажите, вы согласны с Масару Ибука, на самом деле "после трех уже поздно"?

копировать

Нет, я не согласна.
Может, это слишком самоуверенно, но я склонна верить своим глазам. А мне приходилось видеть детей, которых мамы начинали развивать довольно поздно, но при этом дети делали значительные успехи.
Конечно, в первые годы жизни дети развиваются наиболее интенсивно. И за первые годы ребёнок проходит такой же путь (если не больше), как за всё обучение в школе.
Но если даже начать в 4-5 лет, а то и в 6-7 лет, то вы еще успеете восполнить пробелы. Но если дотянуть до школы, то потом уже трудно будет добиться явных успехов.
Мне посчастливилось общаться с педагогами школы-студии «Грамотей» (станица Северская Краснодарского края), куда приходят детки с 4-5 лет. Это обычные сельские дети, с которыми никто никогда ничем не занимался, их родители смотрят сериалы и грызут семечки на лавочке. Но если школа рядом (обычная общеобразовательная школа), то почему бы не отвести ребёнка «на подготовку». Так вот, педагоги дошкольной студии творили просто чудеса! Из средних сельских детей они делали сильных первоклашек. А потом, подрастая, эти ребята становились победителями всероссийских олимпиад и конкурсов.
Так что, не всегда после трёх уже поздно!

копировать

Что вы думаете об идеях Спока? Я не могу разобраться, стоит ли ему так доверять... С одной стороны, сейчас "модно" его критиковать, с другой стороны - это же проверенная временем теория. Как отделить "зерна от плевел"?..

копировать

Я скажу Вам честно. Я читала Спока больше двадцати лет назад. С тех пор больше не перечитывала и могу поделиться только впечатлениями двадцатилетней давности.
Так вот, мне его советы показались тогда резкими, даже жёсткими. Они не отвечали моему представлению о материнстве.

копировать

В Японии, как и в Индии, ребенок до 5 лет считается "принцем" или "принцессой". Взрослые заботятся и опекают малышей исходя из этой концепции, позволяют им накапливать любовь. В этом случае корректировки, вмешательство родителей или педагогов могут только навредить.Что вы думаете об этом, исходя из вашего личного опыта?

копировать

В Японии, как и в Индии, совершенно другие социальные и культурные традиции. И если ребёнка сначала считают принца, то по достижению 5 лет в Японии, например, ему так «закрутят гайки», что ему больше никогда нельзя будет делать то, что хочется. И это происходит всегда и со всеми. И ребёнок даже и не пытается сопротивляться.
О японской традиции воспитания и образования и вообще о японской культуре очень советую почитать книги Овчинникова «Ветка сакуры». Очень здорово всё в голове ставит на место. И уже совершенно не хочется рассуждать на тему, как стоит воспитывать детей.
Мы живем в другом мире. У нас совершенно другой менталитет, другие традиции. И нужны жить и до пяти лет и после пяти лет в рамках именно этих традиций, а не каких-то других. Даже мелочи, не слишком важные, не слишком значимые, и то могут влиять на общий облик ребёнка, приехавшего из другой страны. Например, в Южной Америке дети совершенно свободно могут усесться или даже улечься на полу в магазине и начать играть в игрушки с полок, читать книги. Но если ребёнок в России сядет на пол в магазин и начнет играть или читать, то будет выглядеть очень странно!
Так что, давайте жить традициями той страны, в которой мы живем и будем жить дальше.

копировать

Обязательно ли отдавать своего ребенка на занятия к специалистам? или в таком раннем возрасте вполне достаточно будет заниматься с ним самой?

копировать

До трех лет можно вообще обойтись без посещения детских образовательных учреждений. Мало того, сидя дома и занимаясь самостоятельно, вы сможете дать ребёнку больше, потому что только мама может хорошо почувствовать, что ребёнок понял, а что нет, что ему интересно, а что нет.
Не посещая детские учреждения, дети меньше заражаются инфекционными заболеваниями. А в раннем возрасте очень важно не болеть, ведь каждая болезнь «отбрасывает» ребёнка в развитии на месяц-два.
Но это совершенно не значит, что ребёнку не нужно общение! Но лучше завести себе парочку друзей такого же возраста и ходить друг к другу в гости, встречаясь то с одним ребёнком, то с двумя одновременно. Так ребёнок научится играть вместе с другими, взаимодействовать в игре. Кроме этого, ребёнок научится дружить, скучать по друзьям, радоваться встречам, сопереживать проблемам своих друзей.
А после трёх лет детки уже вполне готовы воспринимать информацию от других взрослых – не только от мамы. Но всё-таки, не надо увлекаться! Ежедневные занятия, особенно, связанные с поездками на транспорте собьют режим, сделают ребёнка нервным, неуправляемым.
В 3-3,5 года достаточно ходить 1-2 раза в неделю.
С 4 лет – можно 2-3 раза в неделю.
С 5 лет - хоть каждый день.

копировать

добрый день
если все время давать слушать ребенку один стиль музыки, правда ли что он потом тока его будет слушать?

копировать

Это не правда.
Конечно, если ребёнок будет слушать всё время похожую музыку, она может стать его любимой. Но то, что он будет слушать только её – просто невозможно.
Лучше давайте ребёнку слушать музыку разных стилей и жанров, чтобы потом ребёнок разобрался, сделал свой выбор.

копировать

Добрый день!
как вы относитесь к наказаниям?

читаю книгу "Дети с небес". Там утверждается, что раньше наказания были действенны, а сейчас, в наше время они вызывают лишь агрессию и обратную реакцию.
Почему - объясняется, что дети стали другими, более чувствительными.
Поэтому их нельзя наказывать, а только лишь договариваться.
Разумеется речь не идет о регулярных побоях, перегибах и т.п. неадеквате. И разумеется прежде чем наказывать, сначала все пытаются договориться.
При этих двух оговорках, как относитесь к наказаниям и шлепанию детей по попе (или по рукам, или по губам и т.п.) за дело?

копировать

Я противник наказаний. В большинстве случаев, когда ребёнок «заслуживает» наказание, он не виноват. Обычно виноваты, так или иначе, родители – не научили, как надо, не отвлекли от чего-то, чего нельзя, да просто допустили, что он очень устал и уже невменяемый. Так за что его наказывать?
Бывают, конечно, ситуации, когда ребёнок делает что-то назло. Речь идет уже о довольно больших детях. Малыши вообще таких эмоций не испытывают. Так вот, в этом случае ребёнок, как ни странно, тоже не вполне виноват. Это ошибки родителей, как бы нам не хотелось свалить всё на ребёнка. Мы не смогли построить с ребёнком доверительных, хороших отношений и теперь наказываем его за это.
Всегда можно поговорить с ребёнком, договориться, объяснить, привести пример, который поможет ему, словом, есть масса способов повлиять на дальнейшее поведение ребёнка. Ведь именно это – цель наказания, не так ли? А наказание, в большинстве случаев - это унижение!
И оно, действительно, только озлобляет ребёнка, ожесточает. И… усугубляет все проблемы, которые можно было бы решить, если бы мы не поспешили наказывать.
Наказание разрушает отношения между мамой и ребенком. Постепенно наказания выкапывают пропасть, разделяющую маму и ребенка, которую потом не превратишь в цветущую полянку.
Если уж ребёнок действительно заслужил наказание (возьмем, например, подростка, который регулярно нарушает дисциплину), то это может быть лишение прогулок или других развлечений, но никак не физическое наказание.

копировать

Елена, у вас пятеро детей)как так получилось? это все же редкость в наше время..или у вас была мечта насчет определенного числа детишек?

копировать

Очевидцы говорят, что я еще в ранней юности утверждала, что у меня будет не меньше, чем 5-ро детей. Я об этом забыла и когда их было уже пять, мне напомнила одна близкая знакомая моих родителей.
А если серьезно, то уже выйдя замуж в 19 лет я знала, что детей у меня будет точно больше, чем один или два. Я думаю, что это благодаря книгам Никитиных (у них семеро) и благодаря фильму "Однажды двадцать лет спустя". Я до сих пор обожаю этот фильм и без слез его смотреть не могу - фильм о семье, где очень много детей.

копировать

))замечательный фильм))это точно)

копировать

Здравствуйте.
в начале консультации были приведены некоторые темы.
расскажите пожалуйста вот об этом: Какие игры и игрушки могут понадобиться для интеллектуального развития малыша?
Если мы берем ребенка до года.

копировать

Хороший вопрос! Давайте разберёмся.
Конечно, в первый год жизни ребёнок больше всего нуждается в создании развивающей среды. Очень важно развивать ребёнка физически. И можно сказать, что первый год – решающий.
Интеллектуальное развитие ребёнка в первый год напрямую связано именно с физическим развитием, как это ни странно. Движение развивает интеллект, и ребенок, который ползает по квартире сам, всё видит, всё слышит, всё может пощупать, несравненно более развит умственно, чем ребенок, который сидит в манеже. У первого просто другой "жизненный опыт", он уже несколько месяцев самостоятельно принимал решения и выходил из трудных ситуаций (переползти, открыть дверку, догнать маму, найти кота и так далее). Об этом много написано у моих любимых Никитиных и подтверждается моим опытом и опытом многих других мам.
Конечно, в доме, где живет ползунок, не должно быть на полу ничего острого, не должно быть бытовой химии и других опасных предметов.
Кроме свободы, есть, конечно, еще масса развивающих факторов.
Если идти от органов чувств, то первым стимулятором будут – зрительные. В первые месяцы (от 0 до 3) ребёнок видит хорошо только очень контрастные изображения. И поэтому очень важно окружить его чёрно-белыми контрастными фигурами и узорами. Потом постепенно начинают распознаваться и другие изображения, менее контрастные. И приходит пора и мобилей, и картинок на стене и просто впечатлений дома и на улице. Иногда надо водить грудничка туда, где он будет видеть что-то совсем новое, необычное.
После полугода можно и нужно показывать картинки, книжки. Можно использовать компьютерные презентации, но не переусердствуйте! Не более 1-2 минут малыш должен смотреть на экран компьютера и то не более 1-2 раз в день.
Разговаривайте с ребёнком, улыбайтесь, пойте. Это поможет развить ему и слух, и речь.
Включайте разные мелодии, песенки. Не увлекайте сложной музыкой, малышам лучше что попроще и поспокойнее, а то они волнуются.
Очень полезно до года слушать в записи песни и просто речь на других языках. Совершенно не важно, будете ли вы в ближайшее время учить именно этот язык. Такие сеансы настраивают мозг ребёнка на восприятие разных языков и впоследствии будет легче учить иностранные языки.
Как только ребёнок сел, ему нужны наиболее разнообразные на ощупь предметы (не обязательно игрушки – игрушки, как раз, очень быстро надоедают). Подойдут коробочки разных размеров и из разных материалов, пластиковые баночки и бутылочки, кусочки разных тканей или подушечки из них.
Если вы хотите узнать, какие из современных методик необходимы для ребёнка первого года, то скажу вам честно, без них можно обойтись, если предоставить ребёнку свободу передвижений и разнообразные «материал» для изучения – руками, глазами, ушами, языком и носик.

копировать

Добрый день, скажите пожалуйста следует ли обращать внимание на истерики ребенка, и немедленно выполнять его требования, ребенку чуть больше года.
И как вы относитесь к наличию определенных правил, запретов, должны ли они присутствовать в воспитании?

копировать

Обращать внимание на истерики, конечно, следует. Но это не значит, что надо немедленно выполнять все требования. Надо учить ребёнка просить спокойно, надо учить находить компромисс с мамой (и маме самой этому надо учиться – я учусь и учусь с каждым ребёнком по-новому).
В решении проблем при истериках самое главное - не забывать, что мы любим своих детей. И дети должны чувствовать и понимать, что мы их любим во что бы то ни стало. Это не означает, что им сойдет с рук всё, что попало! Вовсе нет!
А означает, что мы не сможем обидеть или унизить своего ребенка, не сделаем ему больно (морально или физически), мы постраемся помочь ему, ведь ему сложно разобраться в этой жизни и в своих мыслях и чувствах.
Мама - всегда должна оставаться мамой – доброй, чуткой, а не так, что если ребёнок себя хорошо ведет, то она мама – добрая, отзывчивая, а если плохо, то она уже мачеха….
Капризы малышей - по сути - непроизвольны. Ребенок просто пока еще не умеет справляться со своими чувствами и переживаниями! А мы его за это ругаем!
То же самое, если б нас поругали за... скажем, за то, что мы излишне эмоционально отреагировали на увольнение с любимой высокооплачиваемой работы...
Как вы думаете, почему взрослый ИМЕЕТ право раздражаться, быть "не в себе", не справляться со своими чувствами, делать глупости? А ребенок НЕ ИМЕЕТ на это права с точки зрения бабушек, родителей, воспитателей и т.д....

Нам надо научить детей справляться с проблемами, с переживаниями, научить находить другое решение. Это не делается за одно мгновение. Но стремиться к этому стоит!

Вот примеры из нашей жизни (не обязательно копировать и не стоит считать единственным выходом в подобной ситуации).
Года три назад: Саня (3 года) за ужином отказалась есть то, что я приготовила. Попросила попить сок.
Саша знает, что мама говорит, что за едой сок не пьют, а пьют перед едой (ну есть у нас такое правило). И говорит "Я есть не хочу! Дай мне мамочка, пожалуйста, сок!". Я даю ей сок, убираю ее тарелку и предупреждаю, что еда закончена.
Саня заглатывает стакан сока и через секунду говорит "Я хочу есть! Я пошутила!". Мама: "А я не пошутила. И ужин теперь у тебя через полчаса, потому что сок пьют перед едой, а не во время".
Сашка начала рыдать - слезы ручьем. Но мама-то ей не враг. Мама Сашу любит. И мама не стала говорить, что она сама виновата. А просто сказала "Пойдем книжку почитаем?". Сашка радостная понеслась за мной в комнату. Тут же забыла обо всем. Мы начитались вдоволь, а потом она спокойно села и съела всё до крошечки.
Получается, что я не пошла у неё на поводу - не дала ей есть. Но и не заставила томительно ждать в рыданиях...

Иногда во время истерики я могу просто взять ребёнка на ручки и начать гладить по голове. Но не стою с ней на руках, а сажусь и мы сидим в обнимку. Дети обычно успокаиваются быстро.

Есть и еще один способ: я начинаю тихонько-тихонько рассказывать сказку. Так тихо, что надо прислушиваться. Поначалу чуть громче, чтобы она услышала, что есть сказка. А как только это привлекло ее внимание, то голос становится существенно тише и сказка поглощает и ребёнка, и маму. И истерика забывается.

Бывало и так: я могла взять кричащего ребёнка на ручки и поднести к зеркалу, сказав "Смотри, какая ты некрасивая, когда плачешь (кричишь)!". А Саша, например, у нас была очень голосистая, когда была малышкой! Она отворачивалась (но довольно скоро успокаивается), или начинала улыбаться и говорить "Красивая!" и смеяться. Но если сильно разошлась (было у нас пару раз в самом начале болезни - еще не было видно, что она больна, но уже состояние было далеко от спокойного). Итак, Саша разошлась, не просто ныла, а орала и падала на пол. Никакие мои привычные способы не помогали. Даже на ручки взять я её не могла. Ну, болен ребенок, что поделаешь! Так вот, я взяла телефон, включил запись видео и поснимала, как она валяется и отворачивается от меня.
Потом включила ей эту запись. Саша сначала смотреть не хотела - тоже отворачивалась!
А потом раз пять подряд просматривала и сама себя критиковала "Так делать нельзя! Некрасиво!" Ай-яй-яй!". В общем, отвлеклась, как могла.

Ко второй части вашего вопроса – о запретах и границах.

Чтобы жить и общаться с людьми, надо уметь понимать, что есть правила (писанные и неписанные), есть границы, через которые переступать нельзя.
Что такое границы?
Вот представьте, что вы с ребенком приехали в гости на пару дней в незнакомый дом. Будете ли вы ходить за ним по пятам, чтобы он чего-то не разбил или сломал, не залез в опасное место?
Я не буду (и вы, надеюсь, тоже). Я своим детям доверяю и знаю, что они четко знают границы дозволенного.
Они даже пальцем не тронут, например, фарфоровые статуэтки (к слову - у нас дома их нет вообще, я не люблю, но детям и не надо, чтобы дома было всё, для того, чтобы понимать, что можно, а что нельзя).
Они не будут лазать по шкафам, хватать пульты, доставать тарелки или обувь вытряхивать из шкафов на пол. Они не станут лезть в холодильник, они не станут без спроса лазить в корзину с фруктами, стоящую на столе! Ну, и делать многого другого, чего я наблюдаю у приезжающих ко мне в гости детей...

Границы рождаются и устанавливаются в том доме и в той семье, где родители:
- ведут себя всегда последовательно, не меняют правил жизни день ото дня, имеют четкую линию поведения;
- учат детей соблюдать четкие и незыблемые запреты;
- есть взаимоуважение между детьми и родителями.

Как научить детей границам?
Первое и главное для маленьких детей – необходимо научить ребенка понимать, где детские предметы, а где взрослые. Уже хотя бы это обезопасит дома ваших друзей.
Второе – дать ребенку общие основы безопасности, которые ребенок должен впитать, знать на зубок и использовать дома и где угодно. Это вопрос выживания!
Третье – сформировать привычку спрашивать разрешение на всё, что не является детским.
Четвертое необходимо выстраивать отношения между мамой и ребенком так, чтобы возникло понимание мамы с полуслова и полувзгляда.

Границами я называю не конкретный свод правил – он может стать бесконечным, а умение ребенка правильно реагировать на просьбы, правила, запреты и, наоборот, разрешения.

копировать

Добрый день,Елена.
расскажите пожалуйста о спортивном комплексе изобретателем которого вы являетесь. таких комплексов не существовало до вашего изобретения?

копировать

Спортивный комплекс, который я придумала, называется «Ранний старт». Сейчас это уже не один комплекс, а целая серия.
Рождалось всё, конечно, в процессе общения с детьми, а не просто так вдруг раз – и родилась идея спорткомплекса, какого раньше не существовало.
Когда росли старшие дети, я начиталась Никитиных, Скрипалева и всё мечтала, как бы сделать лесенку, чтобы малыши как можно раньше учились вставать. У Скрипалева была разработана лесенка прямо в кровати. Но мы жили по-другому. Большую часть времени груднички проводили на полу. А на полу у меня было детское креслице для кормления – металлические «ноги», на которые и ставилось кресло. Этим креслом пользовался двухлетний сын, а полугодовалая дочка была тут же рядом. Я подумала да и привязала ступеньки к лесенке. А ступеньками были просто палочки.
Через годик нам кто-то подарил трапециевидный ящик из деревянных плоских пластин (такими обивают стены на даче). Они были прибиты не вплотную, а на небольшом расстоянии друг от друга. Ящик был совсем небольшой, но дети по нему лазали, бесконечно переворачивая во все стороны.
Именно эти два предмета и натолкнули меня на мысль о том, что было бы здорово, если бы сделать легкий и удобный каркас для лазания для самых маленьких деток. И не просто каркас, а в форме трапеции, как наиболее устойчивый в разных положениях, а не только в одном. Треугольный мы тоже делаем теперь, но он имеет меньше возможностей по сравнению с трапециевидным. Правда, он более компактный, легко складывается.
Когда комплекс разрабатывался, как промышленная модель, уже предназначенная для производства, были опробованы разные по толщине трубки (основа комплекса), разные по величине горки (выбрали наиболее оптимальную). Пробовали делать трапеции с разными внутренними углами и выбрали наиболее удобную во всех смыслах конструкцию.
Комплексов, которые бы ставились просто в середину комнаты и ни к чему не крепились – до нашего «Раннего старта», действительно, не было. Не было и комплексов с такими тонкими перекладинами (у всех производителей труба толще, направленность возрастная – выше).
Не было и комплексов, которые можно переворачивать, получая другой комплекс.
Но скажу честно, что даже уже начав выпускать комплекс, я не представляла себе всех возможностей «Раннего старта». И только когда на таком комплексе стали расти мои младшие дети, я каждый день придумывала всё больше игр и упражнений. Не отставали и дети – они придумали свои варианты и продолжают придумывать до сих пор, хотя Саше уже больше 6 лет, а Василию – 4,5 года.

копировать

Елена, здравствуйте,
очень хорошо знаю ваш сайт danilova.ru, есть ваши книжки дома, игрушки Астер класс. Спасибо!

Хочу задать Вам такой вопрос: У вас есть уже взрослые дети и вы можете делать выводы, какие навыки, умения, которым вы обучали своих детей, действительно дают им преимущества, делают их "на голову выше", увереннее, помогают им реализовывать себя в обществе, приносят практическую пользу.
Свободное время школьников ограничено, предложение кружков и разнообразных занятий огромное. Как эффективно использовать время, на что ориентироваться, чему учить? Интересен исключительно ваш личный опыт. Ваши личные приоритеты в образовании. Спасибо!

копировать

Я думаю, что наиболее ценными для моих детей оказались, как ни странно, не ранние интеллектуальные достижения, а их творческие прорывы. Дети очень много времени посвящали творческим занятиям и это дает им теперь возможность нестандартно подходить к решению многих проблем и задач.
Конечно, очень важно то, что мы всегда много читали. И вслух вместе читали, даже когда уже дети были довольно взрослыми, и каждый из них – много читал. А я старалась вовремя присоветовать нужную книгу.
Ну и очень большую практическую пользу принесло, несомненно, изучение иностранных языков. Все старшие дети (трое) учили английский, кроме этого дочери учили немецкий (2 года), а сын – французский (1 год). Второй язык учили не слишком долго, к сожалению. Но уже это дало положительный эффект! Третья по счету – Катя – еще дополнительно учит испанский в данный момент.
На что нельзя жалеть времени во внешкольное время? На языки – два-три (младшие уже учат по четыре и не имеют с этим никаких проблем); на занятия творчеством (не обязательно обучением академическому рисованию, а лучше – в творческой студии, где есть возможность проявить себя многогранно); на посещение музеев, театров, выставок, фестивалей, концертов; на чтение.

копировать

Елена, огромное спасибо за ответ!
Это во многом совпадает и с моим представлением.
Особенно во владении иностранными языками. Это действительно фантастический навык, который открывает человеку другие миры - людей, культуру, делает увереннее. Я сама хорошо владею английским и дети сейчас занимаются с англичанами. Уже в 4 и 6 лет они используют язык в путешествиях, ищут и смотрят ролики на английском в youtube по своим интересам.
Вопрос про музыку. В своем детстве я училась в музыкальной школе. Но то ли я была исключительно не талантлива в этом, то ли обучение не то, но инструментом я не владею, музицировать не могу. Времени потрачено очень много, а польза со знаком минус, даже есть комплекс. Мне бы хотелось, чтобы дети занимались музыкой, чтобы им это нравилось и они могли играть не только по нотам несколько зазубренных мелодий, но и свободно подбирать, импровизировать. Как к этому подойти, просто не знаю. Расскажите про свой опыт обучения детей музыке, играют ли взрослые дети на инструменте в свободное время? Где и сколько они учились? Считаете ли вы образование ребенка полноценным без музыкального образования? Спасибо!

копировать

Насильно, конечно, мил не будешь! И ходить в музыкальную школу только потому, что «надо», нет смысла – успехов не будет и пользы это не принесет.
Попробуйте найти интересную студию, или оркестр (там и научат), ансамбль, да просто театральную студию, где будет пение, танец и много интересного.
Только в увлечении может быть толк. Только то, что ребёнку интересно, он воспринимает, запоминает, усваивает.
Мои дети учились музыке в музыкальной школе. Не закончил – не один. Старшие учились в охотку, меняли инструменты (я не противник такой тактики, она дает музыкальное развитие, но не дает профессионала, а нам профессионалы и не нужны).
Миша учился на домре (года три), потом был перерыв и он пошел на ударное отделение (ксилофон, малый барабан, ударная установка). Лиза училась год на скрипке (с 4 лет), потом два года на домре, потом еще год интенсивно на фортепиано. Катя училась год без инструмента (с 3 лет) – хор, ритмика, сольфеджио, потом 8 лет играла на виолончели, потом бросила и играла год на ударной установке и тоже бросила.
Все дети играют с удовольствием. Миша года два играл в ансамбле с друзьями, Лиза и Катя с удовольствием всегда музицировали дома (и до сих пор играют) на фортепиано. Играют в четыре руки, любят подбирать популярные мелодии (двумя руками сразу). Катя вообще легко осваивает любой инструмент, ну или почти любой. На духовых пробовала сама – сразу начинает наигрывать мелодию. Блок-флейту выпросила на день рождения лет в 11, освоила за пару дней. Играла тут же Грига, Чайковского, «Битлз» - на слух.

копировать

Елена, спасибо за ответ!

Поздравляю вас и ваших дочек с праздником! Желаю весеннего настроения, вдохновения и новых свершений! Чтобы всегда были желания и силы их реализовывать!

копировать

Сердечно благодарю!

копировать

Елена, добрый день! Я папа двухлетней дочки. Как и все постоянно работаю, дома бываю только вечером. Какое участие в развитии дочки могу принять я? Жена весь день занимается ребенком, а мне остаются только сказки на ночь. Не скажется ли это в будущем на наших с доченькой отношениях? Каким ее развитием я могу заниматься вечером, если ребенку уже через час пора спать? Спасибо!

копировать

Если Вы общаетесь с дочкой каждый день, то это просто прекрасно! Конечно, мама проводит больше времени с детьми – это естественно. Но папино ежедневное участие в жизни ребёнка – это очень важно!
Что можно сделать за час перед сном?
Вы можете взять на себя изучение с малышкой какого-либо иностранного языка, который вам доступен и интересен. И буквально 5-10 минут в день перед сном говорить на этом языке или просто читать детские книжки, или смотреть короткий мультик и проговаривать слова из него (сейчас найти целые сериалы мультиков по 5 минут – на английском, испанском, других языках – не проблема). Если заниматься языком по 5-10 минут, но каждый день, то толку будет точно больше, чем от занятий по часу раз в неделю.
Что еще можно успеть за час?
Рассказать сказку! И не простую сказку, а сказку про вашу дочку! Причем, сказку вы можете рассказывать вместе! В таком занятии есть очень много положительных моментов. В процессе рассказывания и у папы, и у малышки будет развиваться фантазия. Вы сможете понять, что волнует малышку (она обязательно будет вставлять в сказку волнующие её моменты), вы сможете с помощью сказки помочь ей разобраться с проблемами. Например, вы знаете или просто чувствуете, что она боится темноты. Пусть в сказке девочка (сама же ваша дочка) пойдет в тёмный лес спасать свою игрушку. И не испугается, и найдет игрушку, которую, допустим, утащил волшебник или волк. А потом еще и окажется, что он не злой, просто ему грустно одному и девочка пусть попробует развеселить волка и поиграет с ним.
С помощью таких сказок можно в «волшебном» режиме проработать проблемы малышей, их страхи, их неумения (в сказке ребёнок умеет плавать, например, хотя в жизни – боится и сказка будет настраивать его подсознание на то, что это умение у него уже есть).

копировать

Здравствуйте! Я мама двух детей: дочки 4г4м и сына 1г7м. Дочка всегда развивалась очень интенсивно, опережая своих сверстников. Я всегда очень много времени посвящала совместным играм и развитию её интеллекта (не хочу хвастаться, но дочка действительно растет большой умницей). Когда родился сын я стала так же воспитывать и развивать его как и дочь (куча разных развивающих игрушек и видео-пособий, пальчиковое рисование, пластилин, музыка, песни, танцы, физические упражнения и прочее) но увы, многие мои старания просто безрезультатны!
Я конечно вольно-невольно сравниваю сына с дочкой по развитии в её года\месяцы (чего конечно не стоит делать) и сильно стала переживать за сына. Он почти ничего не говорит (мама, папа, ба, бух, на, тя – и это всё), не показывает где тот или иной предмет \ человек, но больше всего меня напрягает, что он совершенно не желает «дружить с книгами» (не слушает их и не рассматривает картинки), не желает повторять движения в танцах\хороводе…
С другой стороны, за день уйма моментов когда супер как внимательно что-то изучает или делает (например, как крутится колесо у машинки, втыкает мозаику в основание, рассматривает как устроен тот или иной механизм, обожает с сестрой носится по квартире и т.д.). А в центре Монтессори, куда мы ходим, отмечают его сосредоточенность с интересующими его блоками-играми.
Потом за первый год жизни у него были две тяжелые по лечению больницы (обструктивный бронхит и ожог от горячего чая). Может эти больницы затормозили его развитие?
Сто раз слышала и читала, что мальчики развиваются позже девочек, но вот как принять эту ситуацию не понимаю и не могу…
Может Ваш опыт подскажет мне, как его заинтересовать книжкам, побудить к речи, как развить интеллект.
Спасибо!

копировать

Конечно, мальчики развиваются совсем не так, как девочки. Мальчишки «долго запрягают», зато уж потом выдают! У меня мальчик младше девочки на полтора года и он иногда ей фору дает!
Не только мальчики и девочки – разные существа. Но и вообще, все дети очень разные!
У меня старшие трое детей начали очень рано говорить! Мальчик в год и пять говорил предложениями уже. А девчонки говорили в год с небольшим предложениями, а в год и девять уже говорили, как трехлетние.
А младшие двое детей – и мальчик и девочка – начали говорить только после 2 лет и 2 месяцев! Уж я вроде бы опытная уже мама и знаю, как развивать речь. А вот не говорили и всё тут! Молчали! Копили слова, копили понимание! А в два и два Саша заговорила буквально в 1 день! Как прорвало – сразу распространенными предложениями. А мальчик заговорил в том же возрасте, но по словечку в день прибавлял. А то и вообще на неделю притормаживал.
Так что, за речь не беспокойтесь. До трех лет мальчик имеет право говорить плохо, но это не значит, что речь не надо развивать. Развивать надо, только не стоит ждать мгновенных результатов. И не следует нажимать на ребёнка.
Любовь к книгам тоже не приходит вдруг, особенно у мальчиков. Но это не значит, что читать не надо. Читайте, выбирайте книги поинтереснее. И рано или поздно ребёнок будет слушать «запоем»!
А как развить интеллект – ваш мальчик уже и сам знает! Если он умеет наблюдать, то научиться делать выводы и научится мыслить! Не останавливаете его, когда он играет, не мешайте наблюдать, какими бы «дурацкими» вам не казались его игры – крутить час колёсико или катать час с горки мячик.
Успехов!

копировать

Большое спасибо за ответ!

А как мне относится к тому, что он не показывает или не хочет на вопрос "Где?"? Иной раз вроде на вопрос поварачивает голову или глазками вроде смотрит на то что или на кого спрашиваю, а иной раз полная "тишина"... Очень боюсь провалов в развитии!

копировать

Относитесь спокойно! С пониманием!
Надо помнить, что дети мыслят совершенно не так, как взрослые. И то, что нам кажется очевидным, для ребёнка требует раздумий.
Иногда дети не понимают, о чем их спрашивают (хотя точно знают ответ). Иногда вообще не понимают, что на вопрос надо обязательно дать ответ. Не понимают не потому, что дурачки, а просто пока не дозрели до того, чтобы отвечать в обязательном порядке.
Бывает, что ребёнок долго-долго не даёт ответа на простые вопросы. Как будто не знает. А он знает! Но пока не готов сформулировать ответ. Или копит понимание, анализирует...
Чтобы ребёнок не имел провалов - надо ДАВАТЬ, а не ждать ответной реакции. Просто даёте и даёте - информацию, пищу для размышлений, а ребёнок рано или поздно сам вам всё выдаст!

копировать

Спасибо за дельный совет! И ещё маленький вопросик: есть ли некий "час Х" когда надо себе сказать, а что-то с малышом не так (с точки зрения "понималки") и пора бы начать поиски причины провалов в развитии (ведь же могут быть какие-то скрытые физические причины)? Хотя если честно я молю Бога, что было бы у моего сына именно так, как Вы говорите!!!

копировать

Думаю, что нет никакого часа "Х". Если ребёнок отстает в развитии (всерьез), то это видно с первых лет, это сомнений ни у кого не вызывает.
Всё остальное - восполнимо. Если чего-то ребёнок не знает или не понимает сейчас, то к школе вы это освоите. Или уже в школе... ))

копировать

Здравствуйте, Елена! Ребенку 7 месяцев, родился недоношенным (почти 8 мес беременности) и маловесным, конечно, от сверстников отстает в физическом развитии. Хотелось бы, чтобы в интеллектуальном опережал:) Посоветуйте, п-ста, какими играми и занятиями можно развивать чадо в этом возрасте или какую лит-ру почитать. Спасибо!

копировать

Прежде всего, хотелось бы сказать, что недоношенным деткам, как никаким другим, важно подгонять физическое развитие. Ведь они отстают от сверстников.
И самое действенное и нужное для них – это раннее плавание.
А если говорить об интеллектуальном развитии, то недоношенным ребяткам нужно всё то же самое, что и доношенным. Ну, может, чуть больше. И то – не факт.
Я уже писала, что я не сторонник методик, где всё надо делать по расписанию – это сильно напрягает маму. Да и далеко не всем детям нравится. Но есть одно «но». Для детей с проблемами в развитии, пожалуй, такие методики – самые действенные, потому что изначально создавались именно с этой целью – с целью активной стимуляции мозга детей с проблемами развития. Я имею в виду в первую очередь методики Домана и его последователей.
Применять или не применять – выбор за вами. Смотреть или не смотреть – выбор за малышом.
Если не подходит по какой-то причине, то используйте все традиционные методы. Только будьте более внимательны к отклику ребёнка. Возможно, что-то надо сделать ил сказать не 1-2 раза, а 3-5 и более раз.
Я уже отвечала на вопрос об интеллектуальном развитии в первый год: http://eva.ru/jsf/forum/frame-content-post-message.jsp?topicId=2890212&messageId=73421406
Если остались вопросы, задавайте. Я на связи.

копировать

спасибо большое за ответ. Плаваем с 3 месяцев каждый день, дома большая ванна, в кругу плавает, массаж также каждый месяц, слушает и рассматривает сказки, любит стихи, прекрасно осознает кто есть кто, свои-чужие это давно понятно для него, ходим на горшок с 4 месяцев. Сейчас хочется, чтобы он развивался творчески, прочитала про коробочки, стала собирать и давать ему:)Действительно, не нравятся ему просто игрушки. Про Домана, к стыду своему, не знала, будем изучать. Вопрос вот в чем, как Вы считаете, имеет ли смысл покупать "развивающие" игрушки для деток в этом возрасте, я имею в виду игрушки, где надо "вставлять" в различные отверстия игрушки соответствующей формы и размера, и разного рода кубики, пирамидки и конструкторы. Спасибо

копировать

Такие игрушки нужны. Но не в огромном количестве, как это сейчас принято. В семь месяцев достаточно коробочек, баночек, тряпочек. Пирамидки и вставлялки разного рода - забава детей от года- полутора. В семь месяцев это пока только разбрасывается и обсасывается. ))

копировать

Здравствуйте, Елена! Я мама троих детей, младшие дочка и сын двойняшки - 1.5г.У нас очень активные, энергичные детки и в физ.развитии опережаем свертников. Подскажите, чем в данном возрасте лучше заниматься для развития интеллектуальных способностей?

копировать

Двойняшки, как правило, очень разные. Часто бывает, что один близнец - "правопулашарник", а другой - "левополушарник". То есть, у одного из низ ведущее - правое полушарие и от более творческий, интуитивный. Ему будет интереснее рисование, театрализованные игры, словесные игры.
А у второго ведущее - левое полушарие. И такой малыш будет более склонен к логическим играм, играм с карточками, таблицами.
Обязательно наблюдайте за детьми, кому что больше нравится.
А в остальном - советы все те же, что и для других деток. Читать, общаться, разговаривать, задавать вопросы. Из игр и пособий - разные вкладыши, мозаики, кубики и крупные конструкторы. Игры с песком и другими сыпучими материалами (с крупой, например), игры с водой.

копировать

здраствуйте.
Подскажите пожалуйста, у меня больше нет сил. Я мамы двоих детей (2,4 г. и 1,2 г), два мальчика. Старший постоянно шкодит, лезет куда ему нельзя, берёт что ему нельзя. Я понимаю что он хочет привлеч моё внимание, но мне тоже надо приготивить кушать, убрать дома, поменять младшему памперс и т.д. Младший сын очень капризный, всё берёт психами и слезами. Иногда до слёз доводят. Чесно говоря пару раз порывалась пойти к психологу. Так как бывало, что пару раз била старшего. Потом сидела с ним и ревела. Как мне ставить иму границы, что бы понимал без скандалов, что можно а что нет. У меня сил уже не и криков и скандалов каждый день. Я не хочу так воспитывать детей, я себя ругаю постоянно что так вела себя с ними, даю себе слово что так больше не будет. А потом всё сначала. Тяжело очень, когда такая разница в возрасте

Ещё вопрос старший примерно до года какал на унитаз когда его дершиш, потом как отбило, не стал больше. Я пыталась и с книжкой и по всякому, нет и всё. Сейчас начал писать на горшочек. Но не просится сам, очень редко. Я его вожу, а какать так и не какает на горшочек. Только в памперс. Я разговаривала с детским врачём, говорит оставте в покое, не время. Как мне быть? С младшим так же сейчас начинает вырыватья когда держишь, как мне с ним поступать. Боюсь что тоже перестанет?

Заранее спасибо.

Извините за ошибке, живу в европе

копировать

Скандалить и ругать детей, конечно, не нужно.
Надо успокоиться и подумать, что дети - это самое дорогое, что у вас есть. И собраться с духом, а потом подумать, какие дела можно ПОКА не делать. Может, сократить глажку или еще какие-то домашние дела.
Очень важно высыпаться! Маме надо рано ложиться, чтобы быть человеком в течение дня. Да и малышам надо побольше спать, чтобы быть адекватными, не скандалить.
Это самые первые меры, которые надо обязательно предпринять.
С горшком всё очень сложно, если дети растут в памперсах. Я противник пампресов и стараюсь приучать детей очень рано. Но у вас, конечно, есть такая возможность. Тут главное - не давить на детей, расслабиться, принимать всё спокойно, не ругать. Тогда приучение пойдет проще. Сделал куда нужно - активно хвалим. Не сделал, напомнили, куда нужно и всё тут. Лужи можно затирать вместе - очень помогает не писать на пол!
Чтобы старший не вызывал огонь на себя, давайте ему больше ласки и внимания. Он не просто маленький, он КРОШЕЧНЫЙ и он совсем не виноват, что он у мамы не один! Ему нужно очень много внимания! И если вы сейчас не будете ему этого давать, ситуация будет ухудшаться! Протест станет образом жизни и избавиться от этого будет после 5 лет уже невозможно.
Не сочтите за рекламу, просто очень хочется помочь. У меня на сайте есть семинары из цикла "Школа хорошей мамы". Вам, как минимум, поможет самый первый семинар "Золотые правила хорошей мамы". А еще больше поможет семинар "Как жить мирно со своим ребёнком". Есть там и семинар "Когда в семье несколько детей" - очень помогает наладить отношения со старшим ребёнком и отношения между детьми. Семинары платные, но цена вполне разумная.

копировать

здраствуйте, спасибо что ответили так быстро.

Я бы конечно очень хотела бы посетить семинар, но как я уже писала живу в Германии.
Я когда успокоюсь всё понимаю что так не стоит делать, ругаю себя очень, но как до дела доходит, я уже ни чего не понимаю и срываюсь. Я детей очень сильно люблю и показываю это им часто, говорю что люблю, целую, обнимаю. Старшый у меня очень ласковый. Тоже ко мне подходит целует и говорит что любит. Но и такой же шкодный. Я понимаю что он хочет привлеч внимание. Но как ему обьяснить, что бы он понял, что маме надо кушать сварить или убрать посуду. Когда я варю кушать, он хочет всегда мне помочь. Лезет в кострюлю с ложкой, я боюсь что он её когда нибудь уронит на себя. Я ему обьясняю что горячо, убираю стул от плиты. А он психует, плачет и двигает стул назад к плите. Я опять обьясняю что горячо, но он двигает стул назад к плите и так пару раз, пока я не накричу или не поставлю в угол. Я думаю пусть лучше в углу постаит, чем на себя кастрюлю выльет. Как быть в этом случае? Или я читала что вы писали, что если вы в гостях у кого то, то не бегаете за ними, вы им доверяете. А мне приходится постоянно за ним бегать, так как он открывает холодильник, шкафы, достаёт кастрюли, сковородки. Как обьяснить? Дома он тоже вечно достаёт кастрюли всё прочее в кухни. Любит этим играть. Это нормально для мальчика? Я ему уже кухню детскую купила, играет очень редко.

Насчёт горшка, я никогда не ругаю что какает или писает в штаны. Когда пописает в горшок всегда хвалю. Но он не хочет какать ни в горшок, ни в унитаз. Я вижу что он хочет какать, иду с ним в туалет. Он говорит не хочет, встаёт выходит из туалета идёт в свою комнату и какает в трусики. Обьясняю что надо на горшочек, спрашиваю куда следующий раз будем какать. Говорит на горшочек. Как быть? И как мне быть с младшим, он какал в унитаз когда его держишь. Он какал утром после сна и вечером перед сном. А сейчас выкручивается, боюсь что тоже перестанет. Насильно держать, точно не станет. А оставлю в покое, забудет, что можно в унитаз.

Спят они у меня вроде достаточно. Старший: ночью 11 часов( с 9 до 8) и днём 1,5 часа (с 13:30 до 15:00). Младший: 11 часов (с 9 до 8), днём (с 13:00 до 15:30).

спасибо заранее

копировать

Все семинары, о которых шла речь, он-лайновые. Всё дело состоит в том, чтобы открыть и почитать.

Про горячее. Я, как и Никитины, считаю, что лучше дать немного обжечься (на малом, на горячей чашке, например), чем втолковывать, как опасно горячее и получить ожог кипятком из кастрюли...
Играть с кастрюлями можно. И даже нужно детям. И это нормально для мальчика, не беспокойтесь.
Про горшок - лучше оставить в покое, чем постоянно дергать. Всё придет - с возрастом. Конечно, это не значит, что надо молчать и терпеть грязные штаны. Говорить надо. Но дергать всё время и держать не надо.
Очень хорошо помогает пример других детей, которые уже освоили этот навык. Можно ходить в гости или приглашать к себе таких ребятишек.

копировать

Елена, здравствуйте,

С праздником 8 марта!
личный вопрос, извините, если не в тему..

У вас пятеро детей. Тоже мечтаю о большой семье (сейчас у меня две дочки), но сложно решиться и находятся разные аргументы против.
Были ли у вас такие сомнения и как вы с ними справлялись?

копировать

Если хочется большой и дружной семьи, то никакие аргументы не помешают! После трех - всё гораздо проще. )) Как это ни странно! Ведь опыта у мамы уже столько, что всё делается автоматически. А старшие детки - отлично помогают! А главное, что когда появляется третий ребёнок, то уже нет места ревности (или почти нет). Ведь трудно ревновать к двум сразу. А к одному - еще как!
После трех и вопрос "быть или не быть" еще детям уже почти не задаёшь себе. Есть такая русская присказка: "один, два, много!". То есть, после двух - уже не так важно, сколько.
Если говорить о материальной стороне дела, то я тоже разницы не чувствую. Ну не было бы одного из детей, вот было бы легче с деньгами? Наверно, нет. Уходило бы столько, сколько уходит сейчас. Поверьте!

копировать

Елена, подскажите, как сохранять у детей интерес к школе? У меня сын 10 лет. Рано начал хорошо говорить, способный, общительный, учится на пятерки,четверки, выигрывает конкурсы чтецов, занимается театром и много другого позитивного. Но школа вызывает скуку и апатию. Говорит, что она портит ему всю жизнь, недовольный. Как быть? Соглашаться с ним? Или постоянно говорить обратное? Этот момент очень меня огорчает. В другую школу возить не получится. эта школа без вариантов. да и не понятно, может не в школе дело. Спасибо.

копировать

Я думаю, что мальчик тут не виноват. Скорее всего, ему, действительно, неинтересно в школе. Сейчас очень трудно найти школу, где детям было бы интересно.
Раньше такое тоже бывало, но детей могла привлекать общественная работа, общение, кружки. А сейчас в школе и учеба порой скучная (особенно для развитого ребёнка утомительно сидеть и слушать общий "лепет"), и жизни общественной никакой нет.
Я бы на вашем месте попробовала забрать его на год на домашнее обучение. Тогда стало бы понятно, школа его не устраивает или он учиться не хочет. Правда, если мама работает каждый день, это довольно сложно, потому что ребёнок целый день дома и ему надо помочь организовываться. Зато успевать будет гораздо больше! И научиться работать самостоятельно, научиться оценивать свои силы.
Это, конечно, не панацея и не для всех приемлемо. Но порой - единственный способ спасти ребёнка от школьной скуки, результатом которой обычно бывает полной забрасывание учёбы.

копировать

Елена, благодарим вас за интересные ответы! Уверены, что родители узнали много нового.