Помогите советом
Здравствуйте. У меня появилась проблема. У меня один усыновленный ребенок (дома с 5 месяцев). Мальчик, ему сейчас 3,5 лет. К сожалению не могу разобраться в его поведении. Дело в том, что мы пошли в сад в 1,10 лет. Сначала ходили хорошо, потом стал реветь, потом опять все хорошо, а после полугода хождения вдруг ребенок стал драться. Сейчас он ходит в сад уже 2 года, но поведение ухудшается. Воспитатели жалуются на "не контролируемую агрессию", утверждают, что он может подойти к ребенку и ударить его ни с того, ни с сего. Дома этого не замечаю. Вижу, что он может ударить и укусить если хочет добиться своего. Например, чтобы с ним поиграли или куда-то не уходили. Такие вещи как поесть, поспать агрессии не вызывают, просто ноет, плачет, истерит, но не дерется. А в саду почему-то бьет детей, кусает, может броситься тяжелой вещью. Недавно ударил девочку стулом. Одним словом, дело дошло до травли ребенка. Собрались родители и выжывают нас из сада. И я вполне могу их понять. Не знаю, что делать. Ребенку в целом в саду нравится. Объяснить почему он дерется он не может. Посетили уже трех психологов, говорят все у ребенка в порядке. Помогите, что делать, куда бежать. Опускаются руки.
Если нет серьезных мед. проблем, то возможно, что ребенок просто устает от шума и детей, раздражен, что опять нужно сидеть в саду, нет никакой привязанности к воспитателю - в итоге весь этот дискомфорт выливается в неконтролируемую злость. У моего ребенка порой такое поведение накатывает. Обычно "спасает" больничный. После двух недель дома и затем укороченном дне в садике поведение резко меняется в лучшую сторону. Просто усталость и невозможность иначе выразить свои эмоции. По моему ребенку вижу, что все еще зависит от воспитателя. Если у воспитателя есть подход к ребенку, если она может потратить лишние пять минут, чтобы конретного ребенка пожалеть, приласкать, то и детка спокойнее в садик идет. Если с другим воспитателем нет контакта - то проблемы к вечеру будут обеспечены.
В книге психолога Ольги Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь" http://freeedu.ru/modx/psixologiya-detstva
Глава IV. "Причина агрессии — фрустрация. Обычно, когда мы имеем дело с агрессией, нас волнует вопрос: «Что мне делать, когда... (ребёнок дерётся, закатывает истерику, бьётся головой об пол)?»
Но агрессия - это проблема, которую надо понять изнутри для того, чтобы разобраться, что же с ней делать «снаружи». Агрессия – это порыв атаковать.
Что побуждает нас атаковать? Ещё в 1939 году в работе «Фрустрация и агрессия» Дж. Доллард и другие (Dollard and others) показали, что агрессия является следствием раздражения (фрустрации).
Мы испытываем раздражение, когда что-то идёт не так, «не работает». Это раздражение побуждает нас атаковать. ....
Когда мы видим раздражённого, расстроенного ребёнка, наш порыв – помочь ему, в отличие от реакции на созерцание маленького агрессивного эгоиста, грубого, жестокого, требовательного. Так что наша первоочередная задача – увидеть в агрессии фрустрацию.
Для ребёнка основной источник фрустрации – страх сепарации, страх потери близости с теми, к кому ребёнок привязан, но, сталкиваясь с сепарацией, он не знает этого. Уменьшайте сепарацию, и количество агрессивных выходок резко уменьшится."
У автора в этой главе даны советы как о том как быть и что делать. В большинстве эти советы работают, понимание причин поведения - уже упрощает видение всей ситуации.
Здесь нужно разбираться. Ни в коем случае не наказывайте сына за драки! Этим вы усугубите ситуацию. Мне нужно понять первопричину начавшейся агрессии, что бы сказать -да вам нужен специалист. Или действительно все нормально, и просто детсад сменить надо. Если весь этот «беспредел» происходит вне зоны вашей видимости, надо разобраться в причинах такого поведения. Поговорите с учителем или воспитателем, который присутствовал при драке. Сделайте это без ребёнка, чтобы потом он смог вам изложить свою версию произошедшего, зачастую сильно отличающуюся от версии взрослого. У агрессии, грубо говоря, бывает только две причины — желание продемонстрировать свою силу или вызвать необходимую реакцию. Если ребёнок чётко излагает причину драки, скорее всего он прав. Если же пытается уйти от разговора, мямлит и выдумывает на ходу — он сам чувствует свою неправоту или же не придаёт значения всей этой ситуации. Особыми разбирательствами не стоит заниматься, если ребёнок дерётся не так часто. Если же это перерастает в постоянную привычку, тут уж стоит задуматься. Вместе с ребёнком попытайтесь найти положительные качества в его непримиримых врагах — это поможет ему по-новому взглянуть на окружающих его детей. Запишите ребёнка в спортивную секцию, где он сможет доказывать свою силу на боксёрской груше, а не на сверстниках. Если драка происходит на ваших глазах, постарайтесь не вмешиваться в ситуацию, пока она не несёт серьёзной опасности для здоровья детей. Если же в ход пошли камни и палки, подойдите и молча(!) отнимите опасные предметы. В момент драки взывать к совести детей так же бесполезно, как и убеждать быка на корриде тихонько постоять на месте, да ещё и извиниться. Все разговоры отложите на потом. Даже если вы явно видите, что ваш ребёнок прав, не стоит бежать сломя голову его защищать — он это сделает и без вас, ведь при виде мамы все дети сразу становятся меньше и слабее. Если же ребёнок неправ, и вы начнёте под горячую руку ему это внушать, вы рискуете стать ещё одним его врагом, так что кроме злобы со стороны ребёнка, вы ничего не добьётесь своим вмешательством.
Если хотите можете написать мне в личку.
Скорее это уже привычка. Дело в том, что ребенок как я вижу, делает это "по ходу". Он может просто идти ко мне и проходя мимо другого ребенка толкнуть. Начинаю спрашивать его, что случилось, честно глядя в глаза говорит, что ничего не случилось. О саде вообще не говорим. Когда бы не спросила, как дела в саду, всегда говорит одно и тоже "хорошо". Описать как провел день в садике или что там происходило не может. Стоит молчит галазами хлопает. Спрашиваю зачем он толкнул или ударил кого-то, говорит "не знаю". Мы говорить то стали всего пол года назад.
Где-то я с вами соглашусь. Но если у вас после сидения дома это проходит, то у нас нет. :( Он может ходить в сад очень долго и не быть "агрессивным", а может выйти только-только с "больничного" и в первый же день "отличиться". Получается, что карьере каюк, нужно уходить с работы и сидеть дома с ним, другого выхода нет, так?
Да вы не поверите, но за 1,5 года я испробовала уже все и ругаю и наказываю, он ведь просит прощения. Но не может объяснить за что. Спрашиваю, за что обижает, говорит что не знает. А начинаю спрашивать как прошел день в саду, каждый день один и тот же ответ "хорошо", он абсолютно не умеет делиться впечатлениями о саде. Вот ходим в музей или театр, можем поговорить, поделиться впечатлениями, а о садике "хорошо" и все. :( Хвалю за хорошее поведение, он никак не реагирует. Психолог сказал, что много наказания это плохо, ребенок привыкает быть плохим. :( А у нас через день какой нибудь конфликт.
Может, перерастёт? Мой своерожденный любимый сын мог просто так стукнуть любого ребёнка (и годовалого, и 6-7 летнего) на детской площадке любым предметом, что попадётся: лопаткой, ведёрком, машиной... Я за ним бегала с горки в песочницу, на качели и опять на горку, была рядышком начеку, чтобы успеть перехватить руку. Это продолжалось до 4,5 лет. Теперь нормальный ребёнок, особо не дерётся, но и обидчику спуску не даст. Но мои дети в детсад не ходили, была возможность не работать.
У нас, была похожая проблема (агрессия, делает "на зло" и не может объяснить, зачем, ко всему, еще и стал писится в штаны) сначала, я конечно, испугалась, но потом, оказалось, причина в неврологии. Назначили глицин и валерианку по половинке в течение месяца, 2 недели не водили в сад, теперь вот все наладилось ТТТ.