1 класс. Умение вычленить главное

копировать

По чтению часто задают краткий пересказ текста (вернее даже не пересказ, а сказать о чем рассказ). То есть надо ответить так "В этом рассказе говорится о том, что......". У сына с этим затыка. Сегодня прочитали "Три товарища". Смысл там такой. Витя потерял завтрак, наступила большая перемена и его друзья едят и рассуждают. Один сказал, что плохо, что Витя завтрак потерял, так как до обеда далеко. Второй сказал, что завтрак надо в сумке носить, тогда не по теряешь. Третий ничего не сказал, а поделился с Витей завтраком.
И вот сложности огромные с тем, чтобы сказать о чем рассказ. Начинает тупо пересказывать. Наводящие вопросы не помогают. Либо совсем кратко отвечает, не передав главного. Например, что рассказ о том, как Витя завтрак потерял. Другая его версия, рассказ о том, что надо делиться.
В общем, я к нему и так и эдак с вопросами. Потом сказала за него, что в этом рассказе говорится о том, как Витя потерял завтрак и как в этой ситуации повели себя его товарищи. Он все понял, повторил своими словами. Но это ведь я сказала. Как научить самому вычленять главное? Или это придет со временем, а сейчас надо именно так помогать?
Читает он хорошо, проблем с пониманием смысла прочитанного нет.

копировать

Он учится пока это делать. А вы хотите что бы уже умел. Терпения вам надо набраться.

копировать

Спасибо!

копировать

А до школы он что-то пересказывал? Ну мультики там, сказки, фильмы? Если он посмотрит/прочитает, то что сам выбрал и ему интересно, сможет пересказать? Может дело в том, что рассказ неинтересный и нудный, сложно сфокусировать внимание.

копировать

Подробный пересказ ему неплохо дается, но речь не совсем о пересказе.
Речь о том, как в одном-двух предложениях сказать, о чем рассказ.
Конкретно описанный мною рассказ малюсенький, на полстранички. Так как сын до школы еще читать умел, сейчас у него с прочтением и пониманием смысла проблем нет.

копировать

Терпения Вам.
У меня сын до школы, наоборот, пересказывать не умел. Зато главную мысль - лехко. Так я сначала пересказывала ему сама, затем составляла вопросы, на которые нужно ответить, затем план рассказа, затем он пересказывал по плану.
Дык на третьем пересказе он сам начал делать. :)
Так что выслушайте его длинный пересказ, затем спросите, а что он сам думает об этом рассказе? А если бы такое случилось в его классе? Кто ему нравится больше? А как он бы поступил?
А иногда надо просто сказать. Потому что наши дети - это уже не мы, и тем более не наши родители (во временя коих был этот рассказ составлен). Они не могут себе представить, как носить завтрак в школу. И мораль у них, увы, другая. А надо, чтоб наша...

копировать

Что-то вы перемудрили с моралью, по-моему.

копировать

Может быть... Просто недавно столкнулась с таким случаем... Запал он мне в голову...

копировать

Чё это "не наши"? Мои старшие постоянно носят с собой еду домашнюю: нафиг мне надо, чтобы они говенные сосиски покупали в буфете, когда я им могу сендвич с котлетой с собой дать. И ДА - делятся с теми, у кого ни денег, ни еды, с собой. Только "главного" из этого ЕСТЕСТВЕННОГО я не делаю:-))

копировать

А школа завтраками не кормит?
Я в свое время в этом рассказе не понимала именно ситуации "бутерброд в школе". Нам запрещалось приносить в школу любые продукты, кроме как на ДР. И ситуация, когда мальчики едят на перемене, мною воспринималась как невероятное нарушение правил. :D:D:D:D
Отсюда шло непонимание.

Наверное, надо все-таки сначала разбирать рассказ, а потом вычленять главное. Ну, иногда переводить в понятные ребенку реалии.

копировать

В школе как раз изумительные бесплатные завтраки и обеды, на полдник покупают в буфете простые булочки и соки. А вот когда ходят на дополнительные занятия, на кружки, в дальние походы с нашим центром досуга - там да, заранее оговаривается - будут ли кормить или нет, где, чем и пр. Так что даю с собой еду.
Насчет разбора - это да:-) Реалии у всех сейчас совершенно разные.
Старшая моя в прошлом году:
- Мам, не понимаю задачу! "Дети купили пломбир за 48 копеек и разделили на четверых. Сколько стоит порция каждого?"
- Ну...делим...получаем. Поняла?
- Нет!
- ?? !! ??
- Да ГДЕ купить пломбир за 48 КОПЕЕК?!:-)) не понимаю!

копировать

В какой-то степени сочувствие и совет - тоже главное. Как и то, что молча помочь товарищу - этому нужно учиться. Рассказ емкий, короткий, но не такой, чтобы можно было сказать, что кусок бутерброда от всей души тут - "главное". Как говорит наша классная сына-первоклашки: "Не меряйте свою взрослую мораль детским мерилом":-)

копировать

Ну, главную мысль он почти уловил :-). "Надо делиться". В общем и целом, это и есть главное: настоящий друг не будет рассуждать, что-как-где, а просто возьмет и разделит с тобой проблему.

копировать

Да, но не все - настоящие друзья, есть просто товарищи, и далеко не всегда прямо "Друг" способен поделиться. Иной раз помощь приходит от попутчика.

копировать

Именно в этом рассказе смысл в том, что "наиболее ценен" :-) из окружающих тебя товарищей :-) тот, который не будет рассуждать, а протянет бутерброд руку помощи.
З.Ы. О! Как я сказала :-)

копировать

С одной стороны - ДА. А вот сын мой сказал, что если каждый раз человек будет получать эту руку из-за своей забывчивости, то так никогда и не научится быть ответственным:-) Типа...я, конечно, друг, но Салават меня заманал каждый день просить "ну дааааааай откусииииить.....":-))

копировать

Отлично сказано! :-)

копировать

А старшая моя - жаааалостливая: "А тебе жалко отломить?!":-)) Сразу видно, кто на ком ехать по жизни будет:-)) Так что беда с этой моралью:-)

копировать

Гм...я тут одна считаю, что проблемы нет? Точнее, проблема в том, что мама хочет, чтобы ребенок мыслил как она? :)

копировать

Да какбэ я тут вся исписалась на эту тему:-)))))

копировать

Тут мне кажется люди спутали 2 опции:
1. Понимать идею рассказа (т.е. о чем хотел сказать автор) и
2. Соглашаться с этой идеей.
Второе совершенно не обязательно, а вот первое бы не помешало.
Но тут, как здесь писали выше, неплохо бы расспросить ребенка, понимает ли он в принципе реалии, в которых писался рассказ.
Мне вот вспомнились в связи с этим детские рассказы Толстого на пословицы, не помню, как они называются, но мы их все читали в детстве, про "Сколько волка не корми...", "булат железо и кисель не режет", "на воре шапка горит" и т.д.

копировать

То что автор подразумевал под главной мыслью это одно. А ребенок свободен делать собственные выводы исходя из имеющейся информации.
Мы часто с ребенком развлекаемся поиском "главного". Это весьма веселая игра. Например, знаете в чем смысл сказки про красную шапочку? В том, что если бы серый волк не заговорил в темном лесу с незнакомой девочкой в красной шапке, жил бы он долго и счастливо, а не влялся с разрезанным брюхом. Вот :)

копировать

Девочки, спасибо всем за ответы.
Тут вы меня не до конца поняли. Мне нужны была от сына не мораль рассказа, не его смысл, а именно "О ЧЕМ" рассказ в одном предложении. Смысл рассказа он понял как надо (как хотел автор, скажем так). А вот кратко сказать о чем рассказ, ему сложно было ("в этом рассказе говорится о том, что Витя потерял завтрак и как его товарищи повели себя в этой ситуации").

копировать

А по мне рассказ совершенно не об этом:-)

копировать

А о чем?

копировать

О разном взгляде на ситуацию. Совершенно нет желания делать из мальчиков, которые не подорвались ломать бутер - "плохих".

копировать

А из них никто не делает плохих. Но помощь действием более ценна, как правило. По крайней мере, автор придерживается именно этой позиции. Хотя читатель может рассмотреть иные нюансы, как твой Арон.

копировать

Ну вот не хочу я делать "поступок" из естественного телодвижения:-))

копировать

А тут, собственно, никто и не говорит о каком-то Поступке с большой буквы. Просто с точки зрения автора тот, кто помог делом, более прав, чем остальные.

копировать

Это очень маленький рассказ. Ребенку в таком возрасте действительно сложно: кратко и емко сказать "о чем". Там буквально все "об этом" :-) Уверяю Вас, многие взрослые этого не сделают. Ваши вопросы могут "сбить с толку". О чем? О Витином завтраке, конечно :-)
Другое дело: рассказ побольше.