бросить музыку или нет?!?
сижу и не знаю как лучше поступить...
Дочка (8 лет) 2 года занимается на скрипке. 2 года просила отдать ее на скрипку, отдали, начала заниматься - начались проблемы. тяжело ей играется, учится. домашние задания выполняет из-под палки.
Учитель говорит потенциал есть, но не хочет думать, лень впереди паровоза бежит.
на втором году обучения наняли учителя, который приходит 3 раза в неделю и занимается с ней помимо музыкальной школы.
про уроки: дочке нравится учитель, она сама просит новые пьесы, играет на уроке с удовольствием, тоже самое и с домашним учителем, а сама или со мной - это катастрофа!!! не играет и все тут. уже и так, и сяк, и с игрушками, и со зрительным залом, по всякому - я могу пересчитать по пальцам дни, когда она с упоением занималась.
разговоры ни к чему не приводят. воз и ныне там. Да, хочет играть, мечта - стать скрипачкой, но при этом учиться тяжело и она не хочет напрягаться.
и вот сегодня заявила: "наверное музыка - не мое.
Вот и думаю - как раз конец учебного года. Бросить занятия? или еще можно что-то делать. Не будет ли она потом жалеть, что бросила? потому как на уроках она реально играет с удовольствием. и еще момент - не будет ли это ее качеством: тяжело - бросила? сразу оговорюсь, я к музыке никакого отношения не имею и музыкалка - это было только ее решение!
А может это я - педагогическая бездарность, может я что-то упустила???
или и правда не ее?

несколько вариантов есть :-)
- можно попробовать походить еще год
- можно сменить инструмент
- можно не ходить в муз школу, а чтобы преподаватель приходил домой, тем более он у вас уже есть.
Я ,лично, против насильного вождения в муз школу. Сын учился 5 лет на флейте, продолжать не стали по ряду причин, сейчас прекрасно играет на гитаре :-) Начал с кружка в школе, продолжил сам по инету.
она параллельно играет на фортепиано. фо-но идет легче, но тоже во время разбора психи. Ноты читает хорошо, а вот акценты расставлять, форте, пиано, дименуэнцо - это все нужно удерживать в голове, а, как она сказала, "я думать не люблю" :( не уверена, что через год то же не случится с фо-но :(

Если нравится играть, мне кажется, лучше не бросать. Просто инструмент сложный. У нас, например, так: когда уже готова программа, очень любит дома играть, но все равно приходится контролировать, потому что может просто гонять произведение подряд, а когда останавливаю отработать сложные места, то сразу в штыки. Когда новое произведение только появляется, тоже любит, она с листа хорошо разбирает. Самый сложный период - когда произведение вроде бы уже в пальцах, но надо отрабатывать. Со мной дома, кстати, тоже гораздо хуже занимается, чем на уроке с педагогом. Приходится убеждать: вот, помнишь, когда ты этот концерт только начинала играть, как плохо получалось, а как сейчас звучит, ты же хочешь, чтобы и это произведение зазвучало.
вот-вот. та же песня. :(
не любит она думать и отрабатывать. ноты разбирает тоже кстати, очень легко. Сольфеджио, как ни странно, ей ооочень нравится.
а отрабатывать - сложно. и пальцы ставит то выше, то ниже, звук корявый идет - она совсем расстраивается.

Потому что отрабатывать - это самое сложное и есть:). Но без этого никак.
Насчет то выше, то ниже. Вы в первой позиции играете? Или с переходами? Если в первой фальшиво, то проверьте, возможно, левую руку неправильно держит, тогда действительно сложно чисто играть, сколько ни отрабатывай, у нас так бывает, что бесконтрольно кисть за четвертым пальцем уходит, здесь помогает просто голову включить. Вот в переходах да, это натренироваться надо.
У нас с тем, чтобы над левой рукой поработать, не спорит, самой не нравится, когда фальшиво. А вот за смычком следить, никак прям.
играет в первой позиции, руку никак не расслабит :( когда ставит 4й палец, то уводит всю кисть вперед, соответственно назад уже все фальшиво играет :(

это наша проблема. :( при чем пьесы и этюды уже более-менее нормально играет, а вот гаммы и арпеджио - руку зажимает капитально!

Меня мама лет 5ть тянула и с игрушками, и со скандалами в музыкалке. В итоге, за полтора года до окончания я её всё-таки бросила и больше к инструменту не подходила. Сестра закончила-таки. К инструменту тоже не подходит. ИМХО, если ребёнок не бредит инструментом, сам не стремится вкалывать, тащить не надо, лучше бросит. Захочет вернуться позже к занятиям музакой, пусть вернётся... до тех пор, пока это будет его собственное желание.
вот я считаю абсолютно также!!! Но меня смущает, что интерес таки есть, и что она вроде как и видит себя в будущем скрипачкой, но (!) заниматься не хочет только дома. если бы и на уроках было бы тоже самое, то я бы тему не заводила, а просто бросили бы и все!

Она себя именно скрипачкой видит или видит себя на сцене со скрипкой в нарядном платье под гром апплодисментов? :-) Дети хотят быть уникальными, успешными. Возможно, скрипка - это один из способов выделиться... В любом случае, могу сказать о своих ощущениях спустя время: я была бы ОЧЕНЬ благодарна маме, если бы она никак и никоим образом не касалась занятий музыкой, оставив это на моей совести и авторитете преподавателя. Вполне возможно, тогда интерес к музыке не был бы убит окончательно... потому как ребёнком я была всё-таки сознательным и невыученные уроки грызли совесть. К слову: успехами в общеобразовательной школе или в спортивных секциях родители никогда особо не интересовались и дела там шли успешно. Мне кажется, в этом случае есть прямая причинно-следственная связь между оказываемым давлением и противодействием, сопротивлением.
А у вас какой инструмент был? Просто мне кажется, для скрипки вариант с невмешательством родителей никак не подходит. В мои занятия ф-но тоже не вмешивались, я, хоть в музыкалке без особого удовольствия занималась, до сих пор играю. Но педагог по скрипке категорически считает, что если родители хотя бы первые года два не участвуют в занятиях ребенка, то не стоит тогда и начинать заниматься, мало толку не будет. Ну, если не брать уникальные случаи, когда ребенок сам по себе очень музыкальный и одаренный.
В мои занятия скрипкой родители не вмешивались, так как ничего не понимали в этом. Несмотря на это, я была лучшей в выпуске. Так что лукавит ваш педагог, контролировать занятия - его непосредственная обязанность, которую он пытается спихнуть на родителей.
А зачем сразу в недобросовестности прекрасного педагога подозревать? Это не только ее мнение, многие скрипичные педагоги придерживаются такой же позиции. От родителей никто не требует быть специалистом.
А Ваш случай - это как раз то, о чем я и сказала, одаренный ребенок может и без домашнего контроля обойтись, но это же не значит, что неодаренных не стоит учить, раз им хочется.
Таких как я было большинство в те годы, так что не надо про талантливых детей. Родительский подход тогда был другой, это сейчас все стремятся все контролировать, не только музыку. Контроль специалиста не помешал бы, особенно если готовить из ребенка профессионального музыканта. Но родители- не музыканты вряд ли смогут в этом помочь.
Для уровня занятий для себя, для общего развития, а с этими целями большинство и занимается, тотальный контроль не нужен, достаточно контроля педагога на уроке в школе, поэтому и написала, что педагог пытается возложить на родителей свои обязанности.
Ну, я сама против тотального контроля, которого сейчас действительно избыток, поэтому, например, школьные уроки, а в музыкалке сольфеджио вообще не контролирую. Но все равно не считаю, что наша педагог перекладывает свои обязанности. У нее огромный опыт преподавания. С теми детьми, у которых родители не хотят вникать в занятия, она так же качественно занимается, но все-таки считает, что помощь родителей позволяет гораздо эффективнее учиться. У нас профессионально никто не учится, все для души, и она всячески поддерживает интерес к занятиям, подбирает пьесы, которые детям нравятся, постоянно концерты устраивает.
Занятия скрипкой - это наше с ребенком совместное дело, мне самой интересно. В конце концов, хочу, чтобы под мой аккомпанемент игралась хорошая музыка, а не абы что:).
да нет, в ее мечтах платья и шквала аплодисментов нет. в ее мечтах - это красивая игра на инструменте. играть в большом оркестре, т.е. нет цели выделиться.
а на скрипке невмешательство невозможно! нужно следить за руками, за смычком, за чистотой звучания. самостоятельно ребенок не сможет это контролировать, если только он не вундеркинд!

Пусть преподаватель и контролирует. ИМХО, незачем лезть в сферы интересов ребёнка со своими указаниями если Вы заведомо некомпетентны. Даже если учитель делегирует такие полномочия... не берите. Ничего хорошего из этого не выйдет. Вы же сами видите разницу между занятиями в компании с мамой и с профессиональным музыкантом :-)
Насчет "невмешательство невозможно"... ой ли? А если определиться с целями конкретнее? Вы хотите из среднестатистического ребёнка Паганини вырастить любой ценой? Или испытываете комплекс отличницы: поручил учитель следить за занятиями и Вы никак не можете проигнорировать эту навязанную обязанность? ... Вообще-то муз. школа дело добровольное и необязательное. К чему ради неё портить отношения с ребёнком?
я одно время пыталась "забить". просто напоминаю, что пора заниматься. доставался инструмент, было слышно как поиграла по открытым струнам и ... все... прихожу - читает.
спрашиваю: "что такое?" отвечала: "у меня не получается, а одна я не хочу играть".
Я к чему - она одна не играет в принципе. все время сама просит меня с ней посидеть, позаниматься.
вариант я сижу просто в ее комнате и, скажем, вяжу - не проходит, она требует, чтобы я участвовала в процессе.
что касается целей, то вырастить Паганинни абсолютно не стремлюсь. более того, в душе я жалею, что пошла у нее на поводу и записали в школу в 6 лет. Все-таки пойди она учиться лет в 10 - уже была бы другая песня. обязанность я бы сама с удовольствием игнорировала - меня дико это напрягает, но как я выше написала - дочка требует моего присутствия. вот и получается - сама не играет, а со мной психует :(
комплекса отлицницы... да упаси боже!
при чем, что интересно - на фо-но занимаемся так же - вместе, но ощущение, что это другой ребенок, психи редко бывают - когда уже отыгрываем пьесу и нужно следить за интонациями, акцентами и иже с ними.

Дочка манипулирует Вами. Только и всего. Забавно читать, когда взрослый человек говорит о том, что 6тилетке удаётся навязать ему ту или иную модель поведения: "... она требует, чтобы я... вот и получается..." :-) Может быть и правда поговорить в том ключе, что ещё пару психов за уроками и дочка возвращается в муз. школу не ранее 10ти лет? Разумеется, с объяснением причин.
я тоже думаю, что дело именно в привычке, а не в манипуляции. Если ее сильно прижмет (скажем завтра урок, а пьеса не выучена, а я ухожу вечером на занятия), то она самостоятельно занимается, правда только на фо-но. кое-как разбирает пьесу. средненько, плохонько, но сама, и я всегда очень хвалю эти прослески.

:-) "Если хочешь делать, ищешь способ. Если нет-причину"... См. выше: http://eva.ru/topic/137/2937447.htm?messageId=74892760
Если ребёнок начинает психовать когда взрослые ему помогают, то речь идёт как раз о манипуляции: самой заниматься лень, но себе в этом отчета ребёнок ещё не отдаёт = зовёт на помощь взрослого, который, по идее, должен был бы стимулировать на результат... однако, заниматься по-прежнему лень (ну не та у мамы харизма, чтобы сподвигнуть на подвиги :-)) = начинаются психи. Если есть большая разница между занятиями на разных инструментах, можно сделать вывод, что тот инструмент, где при маме меньше психуют, больше нравится сам по себе.
инструмент, где меньше психуют не "больше нравится сам по себе", а легче сам по себе. скрипка сложный инструмент, тут даже говорить нечего, все на слух, на интуиции. Фортепиано проще - есть клавиши, нажал - пошел звук.

Согласна. В игре на скрипке тоже есть свои законы, там тоже не все на слух, как большинство думают. Но скрипка сложнее ф-но, это точно.
Психи могут быть потому, что отличается "метода преподавания" мамы и педагогов. Ребенок видит, что занятия с мамой проходят не так, у него не получается с мамой то, что получается с педагогом, соответственно выражает протест доступным способом.
Инструмент, где при маме меньше психуют может быть просто легче, согласна с автором. Ф-но легче скрипки в разы.
"Ф-но легче скрипки в разы."
Согласна, но только на начальном этапе.Грубо говоря, примитивный звук из рояля извлечь легче, чем из скрипки. Но и только. В дальнейшем фортепианная техника ничуть не менее сложна , чем скрипичная.Это такая же наука. Кроме того,фортепиано- инструмент полифонический, у нас , пианистов , мышление другое, дирижерское.)Ну и элементарно физических сил больше уходит, попробуйте просто доиграть до конца концерт Раxманинова, например.)
я отнюдь не умаляю сложность фо-но, а говорю о программе первого класса! и про отношение дочки! Рахманинова она явно не скоро будет играть! хотя они с учителем уже далеко ушли, прогресс очень значительный.
конечно в первом полугодии от нее требовали только "попасть по клавишам", а вот со второго уже начались музыкальные акценты, f, mf, p, и прочее, оказывается стаккато тоже можно по-разному сыграть. Все это изучаем.

Автору) То, что играет на фортепиано - очень хорошо, прекрасно воспитывает гармонический слух,чего нет на скрипке поначалу.)Посмотрите, к чему у ребенка больше лежит душа. Думаю, что все-таки не случайно она сама попросилась на скрипку в 6 лет, такое нечасто бывает.)) По поводу фортепиано- я просто уточнила, что в дальнейшем фортепиано ничуть не легче скрипки.) Поверьте человеку, закончившему обе Гнесинки(училище и академию) и аспирантуру по классу специального фортепиано.)
У вас дома преподаватель контролирует 3 раза в неделю. Этого вполне достаточно. Но это если просто музыкой для удовольствия заниматься. А если мечтать стать скрипачкой, то конечно работать надо, а не только мечтать.
Я вообще не лезу в занятия сына музыкой, я не понимаю в этом ничего. Только периодически напоминаю, что надо бы и поиграть.
скажите, он с первого класса так занимается?
мне удалось скинуть только сольфеджио. тоже сказала, что я не понимаю и не хочу даже вникать. нормально - тянет, сольфеджио нравится.

Мой пошел позже в музыкальную школу (в 9 лет) и на гитару (хотя параллельно еще и фоно занимается в другом месте). Наверно в этом дело. У вас ребенок маленький еще. Первое время я, конечно, поправляла, посадку и руки (педагог просил присутствовать на уроках в школе), но у вас репетитор есть для этого. Но это буквально пару месяцев.
В таком варианте надо попытаться не бросать, ИМХО. Желание заниматься музыкой у ребенка есть, надо только помочь.
Заинтересовать должен педагог, другого пути я не знаю. У меня мотивация резко повысилась после смены педагога в 4 классе.
наш основной преподаватель в марте слег с инфарктом :( до сентября его не будет. нам дали временного педагога, может еще в этом дело.
28 мая сдаст экзамен немного дам возможности расслабиться, пусть с месяц играет только в свое удовольствие.
я с ней еще поговорила. что случилось, как видит себя дальше, обрисовала картину без скрипки. В общем она решила, что все-таки еще год будет заниматься и уже по истечению этого года окончательно решит. Говорит: "может я все-таки научусь не зажимать руки и мне будет проще, я буду играть и долго не уставать"

тут только терпение, если интерес к музыке есть, то заниматься, периодически напоминать, что "без труда не вытащишь и рыбку из пруда" и хвалить за каждый успех!
не нагружайте летом, пусть отдохнет, каникулы все-таки, глядишь и сама соскучится по скрипке)
PS я сама когда училась после каждого учебного года июнь-июль точно к инструменту не подходила, а в августе мне уже и самой хотелось помузицировать

Не стОит поддаваться моментам отчаяния. Что-то надо менять в самостоятельных занятиях. Успехов дочке.
как часто у вас занятия и подолгу ли длятся?
я бы сделала так(из прочитанного):если у ребенка,как вы написали,все-таки желание есть,то я бы сократила занятия,если это возможно.просто поддерживать музыку.Возможно, у нее сейчас такой период,когда она потеряла немного интерес,а потом будет снова с большим усердием заниматься.Если желания нет вообще,то лухше остановить занятия.

Вот я тоже слышала, что скрипка - это только через тернии к звездам..или не к зведам, но точно через тернии. Дочка пошла на ф-но, хотя постоянно просится на скрипку, я не пускаю ее именно по причине, что будет слишком сложно, и нужен бойцовский характер.
Вы знаете, меня насторожило Ваше замечание о зажатых руках. Постановка их на скрипке очень сложна,нужно учесть множество компонентов. Сам ребенок заниматься правильно не может, пока маленький во всяком случае,и основные навыки не закрепились.Это хорошо, что 3 раза в неделю есть дополнительный профессиональный контроль. У нас семья профессиональных музыкантов, я пианистка ,а папа наш скрипач. Дочка тоже учится на скрипке, контролирую лично каждый такт, ей 9 лет. Желание у ребенка , конечно, должно быть., и оно должно перевешивать все , мягко говоря, ) неудобства обучения. Да, у моей и слезы, и истерики иногда. А как иначе? Сама через все это прошла от музыкальной школы до аспирантуры.) А с удовольствием и без напряга - это побренчать для души " К Элизе" лет 5 подряд.) Кстати, во время очередного приступа показала своей док.фильм о девочках из балетной школы.)) Помогает получить представление о настоящей работе , так сказать, в искусстве.))
Зажатые руки - проблема многих начинающих скрипачей. При таком графике занятий, как у автора (2 раза в школе, 3 раза приходящий педагог = 5 раз в неделю с преподавателями) я бы вообще не волновалась на тему, как проходят занятия без них. Оставила эти 2 дня в неделю, чтобы ребенок играл для собственного удовольствия или даже сделала бы выходные.
Для того, чтобы побренчать "К Элизе" тоже нужна определенная подготовка. Уверена, что без напряга у учеников 1-2 года обучения побренчать ее не получится.
..Если б только начинающих.)По поводу "К Элизе" - ну, бренчат-то, в основном, первую страницу.)Я всей душой за музыкантов -любителей, они - самые замечательные слушатели, культурный слой общества. Но..если ребенок мечтает о профессиональном музыкальном образовании ему надо сразу донести, что лень и профессия музыканта ( как и балет, профессиональный спорт и т.д.) несовместимы.Понятие "талантливый, но ленивый" надо как-то исключить.) Талант -это одержимость своим делом, стремление реализовать то, что у тебя внутри.А для этого нужны технические средства,которые без труда-каждодневного и изнуряющего - не добудешь.)Таким образом,трудолюбие -это часть таланта,никуда не денешься. Иначе лучше в категорию любителей.)
а поделитесь пожалуйста личным опытом - как вы справляетесь с истериками? Конечно, мама-музыкант и мама-дилетант - это 2 огромные разницы, но учитель показывает что именно контролировать, как заниматься, и я собственно следую его подсказкам.
Согласна с Вами (что бы не говорили другие) по поводу контроля - нужен он. даже если ребенок одержим и прекрасно играет с учителем, но дома играет самостоятельно с зажаыми руками и фальшиво, то лучше пусть вообще дома не занимается - ИМХО вреда будет меньше.

Автору) Вы знаете, истерики у моей бывают, как правило, когда накрывает внутреннее отчаяние.Делала-делала, а не вышло так, как хочется.)Спрашивает:" "Мам, а у тебя так было?" Говорю: "конечно, еще хуже было)))" Просто я очень хорошо знаю, чтO человек чувствует и в занятиях, и на сцене.)Определите, какого вида ваша истерика - злится от того, что НЕ получается или от того, что НЕ хочется. Постарайтесь максимально зафиксировать на уроке, что хочет педагог, хотя это непросто.) По постановке(смешно говорить об этом по интернету, но все-таки): посмотрите, не давит ли ребенок большим пальцем на гриф, он(гриф) должен пальцем только придерживаться, если палец "впивается" - все, никаких переходов и кистевой вибрации не будет никогда.Следите за тем, чтобы смычок доводился до колодки и не заваливался при этом "за ухо").Кисть левой руки не должна прогибаться ладонью к грифу, рука как бы свободно висит на нем, но в вывернутом положении. Еще дети часто поднимают плечи, особенно правое. Правильно держать смычок тоже надо обязательно( я периодически под него раньше заглядывала, есть ли так называемое "кольцо", которое должен образовывать большой палец.)) Это - самый самый минимум, без которого дело не пойдет. Так вот, моей не разрешается играть НЕПРАВИЛьНО. Отсюда истерики. Говорю - или ХОРОШО, или НИКАК, выбирай.) Помогает просмотр детских роликов на youtube ,она уже сама видит и анализирует, что и как.) Смотрите и слушайте хороших скрипачей - молодых, в том числе, здоровая зависть - отличная мотивация.)))
Вот этот фильм, если интересно, он есть ВКОНТАКТЕ:
"Прекрасная трагедия". Через боль и слёзы к красоте. Балетная школа.
Фильм изумительный! Как-то случайно посмотрела его по какому-то из каналов, но не сначала. С удовольствием пересмотрю, спасибо за ссылку!