во сколько начали читать?
девочка 5,4 категорически отказывается читать самостоятельно. может в виде занятия почитать букварь, ходит на занятия, ну пока вот никак. что делать? пока не наседать?

не наседать категорически! Чтение должно доставлять только удовольствие.
читайте по очереди. слово вы, слово она. потом по предложениям тоже самое.
поиграйте в школу. игрушки - ученики, она или учительнца, или лучшая ученица. все приподносите в виде игры. и говорите все время как классно уметь читать. позже начните читать книгу и прерывайтесь на самом интересном месте, мотивируйте ее к чтению.
Самостоятельно - это как? самой сесть и почитать книжку? это единицы делают в таком возрасте.
Мой пока читает в виде занятия (он на год старше), но нормально это воспринимает, без отвращения :-)
нет, ну например просишь прочитать какое-то слово, например под раскраской. она в ответ - я не могу. причём читать очень любим, читаем очень много, но когда даже вместе сидишь, показываешь слово, просишь прочитать, не читает (((

Трудно пока, значит. Не давите, просто потихоньку занимайтесь, потом скачком уровень вырастет.
Может быть, пусть пишет пока? Рисунки подписывает и т.д. Некоторым так проще перейти к чтению.
А в букваре до какого уровня вы продвинулись? и как давно учите?
Что означает фраза: "может в виде занятия почитать букварь"? Т.е. она понимает принцип, но читать отказывается?

нет мне кажется не так, такое ощущение, что ей трудно. когда занимаешься, она может почитать слоги в букваре, а воспроизвести из в другом месте - не может

может потому что в букваре именно слоги, а в другом месте целиком слово? Попробуйте закрывать лишние слоги своей рукой, ну чтобы она видела поочередно слоги в длинном слове. Ну и на своем опыте я поняла, что небольшие перерывы иногда приносят много пользы. Вот просто убрать все чтение на неделю, ребенок потом сам начинает проситься читать :)

Чтобы хорошо читать в другой книге (не в букваре)-ребенок должен читать слоги на автоматизме (знать их наизусть)+ книги должны быть с крупным шрифтом.
Думаю, что трудно - это не на всю жизнь. Ходить в полгода ребенку тоже трудно - это не повод гонять грудничка на ножках в 6 месяцев - ну а как же, ведь иначе не пойдет сам, ему ведь трудно. Автор не на одном месте сидит - ее ребенок занимается по букварю. Но ей этого мало. А вот с большим - как раз очень даже можно отстать сейчас от ребенка.
Я бы не приставала до 6 лет. Но в то же время постаралась бы придумать множество завлекалок, которые бы поспособствовали продвижению чтения. Например, попросить дочку помочь составить список покупок. Первое время можно не требовать от неё самостоятельности написания, а просто напечатать список любых продуктов, чтобы ребёнок мог выбирать необходимые названия и составлять свой собственный.
Или побаловаться составлением слов - кто глупее и смешнее слово придумает и напишет.
И всё такое прочее.))
Нам 5 и 7, читать терпеть не может ((( Но уже умеет. Не наседаю пока что, в игровой форме поддерживаю уже имеющиеся знания.
Сугубо ИМХО - пока можно и не наседать, но вот за год или хотя бы полгода до школы если ситуация не изменится наседать придётся.
Что бы посоветовала - найти форму занятий которая ей интересна. Моя 4-х летка не полюбила букварь Жуковой, а полюбила букварь Ткаченко/Тумановской (методика по сути та же, но как-то он повеселей). Так чтомы научились складывать слоги по Жуковой, а дорабатывали всякие там Э и Ъ уже по Ткаченко.
Кроме букваря мы в игровой форме много занимаемся и занимались. Например, игра: я распечатывала крупным жирным шрифтом названия животных/предметов (если ей совсем трудно можно их напечатать по слогам), резала на бумажки, раскладывала игрушки/предметы, задание - разложить бумажки к игрушкам.
Или рисуем картинки, подписываем их (ё-жик, кош-ка - те слова которые она в состоянии прочитать, постепенно усложняем), подписи перепутаны, ребёнок должен навести порядок.
Ну и по мере того как расчитается усложняем - в виде предложений, например составляем кошка лает, собака мяукает, ребёнок переставляет слова, исправляет ошибки.
Любит читать - читаете ей книгу- пусть она сама прочтёт название сказки, какие-то несложные короткие реплики героев.
Ещё такую игру дочке делала, очень нравилось ей - на лист А4 наклеивала картинки, крупно распечатывала слова и закрывала ими картинки в виде окошек. Ребёнок читает слово, открывает окошко и увидев в нём картинку проверяет правильно ли он прочитал.
Есть много книг с такими заданиями, в т.ч. с наклейками и т.п.
Потом к книгам переходили, которые ей интересны, в букваре всё-таки тексты довольно скучные. Главное чтобы был крупный шрифт.
Чем легче ей будет даваться процесс чтения, тем с бОльшим удовольствием она будет читать. А сейчас Вы возможно предлагаете ей тексты, которые ей пока не под силу. И, да, тут нужен какой-то скачок, он у Вас обязательно будет, будете заниматься и количество перейдёт в качество.
Мы сейчас читаем коротенькие рассказы, очень любит читать, понимает прочитанное. В книжках которые читаю я следит за ходом чтения, временами перебивает - "это я прочитаю". 4 года с хвостиком.
спасибо за совет, буду пробовать ) мы когда были у невропатолога в 5 лет, она сказала, да понятно, что ей тяжело будет даваться чтение, поскольку она не очень усидчива, но посоветовала не переживать, поскольку есть ещё время. будем работать

Кстати у меня ребёнок тоже очень подвижный и неусидчивый, мы тратим на чтение минут 5-10 в день, точно не больше - этого хватает.
Младшему тоже 5.4, не читает пока. Только начал интерес просыпаться к буквам, простые слоги может сложить, дальше никак.
Старший начал делать то же самое еще позже, в 6.5 лет. Зато около 7 потом буквально за месяц стал читать практически свободно. Не зря говорят, что мозг для чтения дозревает только к 7 годам.
у старшего проблем с чтением не было, научился в 4 года-сейчас 7,5лет-книгу из рук не вырвешь. Cкорость чтения 140 сл. в мин (как взрослый),читает только про себя,вслух прошу-не хочет. С дочкой (5,4г) сложнее,читать по слогам начали где-то в 3 года,но целый год (из-за непостоянных занятий и нежелания дочки)заметных улучшений не было,все также по слогам,может чуть быстрее. С 4,5 лет стали регулярно читать (требую чтения вслух,заставляю,хотя не хочет),но результаты стали значительно лучше. Сейчас читает достаточно быстро,целыми словами.
6.2 - пока с удивлением наблюдаю, что чтение он делает с наименьшим удовольствием, точнее, совсем без удовольствия. Писать он гораздо охотнее берется. Со старшим было наоборот, он всячески старался отбрыкаться от любых письменных заданий, с ним было гораздо легче читать.
Пока самый гениальный и простой совет, который мне дали - это сдвинуть чтение как можно раньше, например, перед садиком утром, или в выходные сразу после завтрака, когда работоспособность максимальная.
В 4 года сам и не по слогам:-) Хотел всае знать, а некоторое время ему перестали на ночь читать-научился сам. Старший. 4 года младшая-по слогам, со взрослыми. Сейчас старшему почти 9-в классе есть дети, которые о сих пор читать не любят. Не напрягайтесь, у каждого свое время.
У меня муж всю начальную школу читал по слогам.))Нормально научился только тогда, когда ему в руки попался учебник физики.
И что толку, что я в 4 хорошо читала? На выходе всё равно получилось, что муж умнее меня раз в ...цать.))
Тоже начали рано, но как-то без особых усилий. Я достаточно неожиданно для себя обнаружила, что дочь УЖЕ читает.
Делала карточки сама, и объясняли ей по принципу: "вот смотри, вот живет буквочка М, а к ней пришла буквочка А, стали они рядышком и что получилось? - правильно, МА", дальше уже отдельные карточки М и А не используем, берем только карточку со слогом МА. Ну и так со всем буквами)
Буквы уже давно знает. Ей добрые родственники на 2 года надарили книжек типа "азбука в картинках", "азбука в стихах", интерактивная азбука-плакат, и она как-то очень быстро все буквы запомнила. Иногда играем с ней в игру "на какую букву начинается слово", я называю слово, она вычленяет первый звук-букву. Можно, конечно, попробовать слоги ей показать, но, чую, рано пока (дочке 2,7).
Интересно, а 6-летки у вас вслух читают или про себя? Начиная с какой скорости чтения можно переходить к чтению про себя, как считаете?
сын начал читать "про себя", когда примерно 60-70 знаков в минуту скорость набралась. Раньше- не интересно.
Это замкнутый круг- пока скорости нет- читать неинтересно, а пока не зачитаешь- скорости не будет.
Поэтому я очень советую начать читать хоть что-то. Хоть комиксы, хоть "маленький мальчик нашел пулемет",Остера задачник про кракозябр, кароч, что угодно. Есенина с Бианки потом прочтет, не убегут они никуда.
Мой читал вслух и в 6, и в 7. При этом скорость у него была вполне себе:-), но паузы делал не там, где надо, слова перевирал безбожно (слоги переставлял, ударения ставил так, что нарочно не придумаешь), приходилось постоянно поправлять. Подозреваю, что, читая про себя, он бы с трудом понял, о чем речь:-)
моя около 6ти начала читать про себя. При этом читала довольно таки прилично и самое главное - читала и понимала о чем читает c первого раза.
Мой тоже хорошо понимает прочитанное. Но читает довольно медленно, частенько норовит додумать окончания. Попробую - небольшую часть вслух, остальное про себя. Хочу, чтобы он больше по объему уже читал, а это вроде про себя интереснее и легче.
Где-то в 5,5 обнаружила, что дочь вполне себе умеет читать про себя. Захожу в комнату к ней, смотрю, читает. Я в полном восторге от дочери, спрашиваю :"Доченька, ты что про себя читаешь?". На что дочь отвечает: "Нет, про пауков". :)
Ну вот моя только что начала. Ей 5 лет и почти 3 месяца. Читает вывески, даже когда ее не просят.
Резко как-то начала читать, мы не особо старались, просто интересно было - сможем сами научить или нет.
Я, как ребенок, начавший читать ближе к 7 годам, не вижу проблемы в том, что 5-летка не любит и не хочет читать. Рановато еще.