Возлюби оболтуса своего
Возлюби оболтуса своего.
С началом учебного года! Терпения всем и любви на ближайшие девять месяцев.
Источник: Журнал "Фома"
Для начала немного кошмара. Просыпаетесь вы завтра – и узнаете, что вас отправляют на обязательные курсы повышения квалификации. На курсах черная униформа, жесткий график с 8 до 8 шесть раз в неделю и выговоры за опоздание. Повышение квалификации состоит в том, чтобы, допустим, стоять на руках, копировать китайские иероглифы, заучивать наизусть статьи Большой Советской Энциклопедии и вручную подсчитывать в них число знаков. Цель – получить бумажку об окончании курсов, потому что без нее вас не возьмут ни на одну работу. Продолжительность курсов , допустим, год. Вас предупреждают: отныне это основное содержание вашей жизни.
Довольно скоро вы обнаруживаете, что о любом вашем неуспехе сообщают домой. Дети отказываются с вами общаться, потому что вы их позорите: у других родители как родители, все знают и успевают даже вечером с детьми поиграть, а вы – просто отстой. Родители кричат «в кого ты у нас такой/такая?» и предлагают с вами дополнительно позаниматься стоянием на руках. Муж (или жена) каждый вечер устраивает разбор полетов на курсах и не позволяет сесть к компьютеру, посмотреть телевизор или лечь спать, пока вы не оттарабаните близко к тексту статью «Диагональные и радиально-осевые гидротурбины», а еще лучше – и следующую, «Диаграмма Герцшпрунга – Ресселла для звезд». Дня рожденья не будет, потому что вы заучили 8 статей, а надо было 40: не заслужили. Подарков на Новый Год тоже не будет, потому что куда с такими успехами – еще и подарки, и кто кричал позавчера «Достали вы меня все с этими курсами?». На выходных вы совершенствуете навыки копирования иероглифов, а вместо отпуска судорожно досчитываете знаки в статьях «Дивертикулы – Дизентерийная амеба». Умалчиваю уже о том, как преподаватель стояния на руках комментирует ваши стойки – и что говорят другие курсанты в раздевалке про ваш внешний вид.
Вопрос в том, сколько вы протянете на этих курсах и чем кончится это обучение.
Школа, куда наши дети отправляются с цветами, нарядные и полные надежд на интересную взрослую жизнь, превращает их жизнь в такие курсы не на год, а на 11 лет. Школьные занятия для них трудны, как стояние на руках, непривычны, как копирование иероглифов, непонятны, как Большая Советская Энциклопедия, и бессмысленны, как подсчет знаков в ней. Дети категорически не понимают, почему все это объявляется основным содержанием их жизни на далекую многолетнюю перспективу. И, хуже того, почему вся остальная их жизнь, - домашняя, дворовая, каникулярная, летняя, выходная – оказывается в беспросветной зависимости от их успехов в школе.
А ведь в их жизни довольно много другого содержания. Они учатся понимать мир предметов, явлений и людей на собственном опыте – через то, что слышат, видят, ощущают. В этом мире полно цвета, запаха и захватывающих ощущений. Они пытаются определить свое положение в пространстве, времени, семье, микросоциуме; они отрабатывают нужные им навыки повторением в играх, прыжках, беготне, лазаньи. В их жизни много эмоций, от самого бешеного счастья и заливистого смеха («признак дурачины», естественно) до глубокого отчаяния и бессильной ярости, и они сейчас как раз учатся со всем этим справляться. Все это глубокое и важное содержание, однако, кажется взрослым совершенно не заслуживающим внимания: занялись бы лучше дивертикулами и дизентерийными амебами.
Школьные успехи и неуспехи – это успехи и неуспехи только в одной сфере жизни, в той самой, где водятся зачеты по радиально-осевым гидротурбинам. Это совсем не повод подчинять им всю семейную жизнь. Лишать подарков и праздников, каникул и вечернего свободного времени – и, хуже того, лишать ребенка мира в семье, родительской любви и безопасного дома.
Когда у человека проблемы на работе, дома он может отсидеться, отлежаться, отдышаться, подумать о другом, отвлечься, собраться с силами и найти поддержку домашних, которые покивают головами и скажут: да, начальник зверь, коллеги неправы, а у тебя все получится. Но когда у человека проблемы в школе, дома его загонят в угол, будут преследовать вопросами «уроки сделал?» и до тошноты пытать алгеброй; ему не дадут ни на что переключиться, не позволят думать о другом, а вместо поддержки разъяснят, что он лентяй, болван и оболтус, - и хорошо еще, если обойдется без рукоприкладства.
Даже если человек катастрофически неуспешен в школе, дом должен быть для него не филиалом школы, не домашним педсоветом, не местом суда и отбытия наказания, а гнездом, берлогой, норой, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви – той единственной силы, которая вообще удерживает на свете, когда все плохо и ничего не получается.
И это, мне кажется, то единственно важное, о чем родителям на самом деле надо помнить не только в начале учебного года, но и на всем его протяжении, и в конце. Включая, разумеется, особо опасные моменты промежуточной и итоговой аттестации, когда особенно хочется забыть, что ты мама или папа, и взять на себя совсем другие функции: взвешивать на весах и признавать слишком легким, отделять свое козлище от чужих агнцев, устраивать Страшный Суд вручную и обеспечивать плач и скрежет зубовный на все каникулы…

Хорошая статья, спасибо! Хотя ужасы школы во многом преувеличены, но основной посыл очень правильный :).
Какая прелесть :)
В чем-то так и есть, наверное. Особенно что касается отношения родителей к проблемам детей. На самом деле так бывает, что родители встают не на сторону ребенка, когда у того проблемы, увы
Супер статья, буду перечитывать особенно накануне ГИА. :-)
Если что я хорошо училась, но было в школьной жизни 2 предмета, которые и были для меня стоянием на руках и китайскими иероглифами - физика и химия. А главное, я уже тогда знала что мне они не будут нужны.
С физикой было проще, а с химией - вилы. Ещё были проблемы с географией (топографичекий кретинизм рулит) и черчением (до сих пор не в состоянии прочертить ровно по линейке).
Как дом может быть гнездом, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви, но при этом человек катастрофически неуспешен в школе, где все плохо и ничего не получается?
Бывает. Когда гнездо слишком усердствует в защите и зализывании. Дети из него вылететь боятся. В Вф школах таких много- детки, у которых катастрофически не сложидлось в обычных школах. Мамы- наседки не подготовили к реальной жизни. Слингомамы этим страдают особо почему-то.
Не бывает фундаментальной неуспешности по всем фронтам у ребенка, у которого теплый дом - вместилище его самооценки и уверенности в себе. И размазывать сопли на тему: "Ну не получается, ну не надо, не всем дано, не расстраивайся!" тоже глупо. Человеку лет в 16 может стрельнуть в голову пойти в медицину, а ему "понимающие" родители с 7-го класса дали индульгенцию на то, чтобы забить на химию. Прелесть такая...
Почему именно по всем фронтам? Человеку может не даваться что-то одно, и за это одно его могут гнобить и калечить. И если нет клонности к той же математике, то никакое вместилище не поможет. Если у ребенка та же дисграфия, и он не в состоянии писать грамотно (привет горячим топам на эту тему :)), то только теплый дом и внимательные родители помогут справиться с этим... если не глобально, то хотя бы спокойно пережить это и как-то разобраться с ситуацией.
Я отлично помню, как плакала от страха перед экзаменом по радиоэлектронике. Ну не понимала я этих обратных связей, хоть убей. И папа, увидев трясучку, и спросив что случилось... страшно удивился такой непонятливости и объяснил буквально за полночи то, что я не смогла понять в институте в течение полугода :)
Это цитата из сего опуса:
"Даже если человек
катастрофически
неуспешен в школе, дом должен быть для него не филиалом школы, не домашним педсоветом, не местом суда и отбытия наказания, а гнездом, берлогой, норой, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви – той единственной силы, которая вообще удерживает на свете, когда
все плохо и ничего не получается."
Откуда эта катастрофичность и ничего не получается? Может быть, берлога слишком тесная?:-) И как такого залюбленного человека, у которого дом и семья - надежный тыл кто-то будет гнобить и калечить? К математике нет наклонности, но знать ее посредственно могут ВСЕ, если заниматься, а не утешать себя тем, что "нет способностей".
И ПАПЕ ВАШЕМУ - огромный респект. Хорошо, что он не был поклонником убеждения, что человеку не надо разобрать иероглиф, не надо и все - и пробовать не стОит.
А автор и не исходит из предпосылки, что семья - изначально берлога. По-моему как раз наоборот, изначально речь о том, что берлогу хорошо бы иметь. И даже!!! если все плохо, берлога поможет справиться.
И да, бывает состояние, когда кажется, что все плохо. Вот просто все! плохо!!! Даже у оптимистов такое может быть, хотя со стороны посмотришь и не поймешь - с чего бы это плохо... вроде и нормально все :) Ну вот такое внутреннее состояние накатить может.
С математикой тоже бывает дисграфия. Называется дискалькулия. 6-7 процентов людей на земле не могут ее знать. Точнее могут, но не те разделы, которые касаются непосредственно вычислений. И что обидно, наша школа не заточена под дисграфиков, под дискалькуликов (или как их назвать? :)), под дислексиков.
Мне кажется, что статья адресована не тем семьям, которые "берлоги". Поскольку там редко у ребенка случается состояние "все плохо". Скорее как раз семьям противоположным, где не до конца осознают значение вот этой вот берлоги
Все же "кажется" и ОБЪЕКТИВНО "все плохо" - совершенно разные вещи. Мне смысл статейки показался каким-то совершенно иным. Что за бред - втемяшивать ребенку в голову, на подсознательном уровне, что школа = 11 лет чуждой каторги?
Я там дописала чуток.
Втемяшивать как раз не надо. Зачем??? О школе нужно с оптимизмом. Но вы не сталкивались с семьями, где за тройку - ремень? За четверку - лишить развлечений на неделю? Где "уже взрослый, сам греби"? Среди моих друзей сейчас такого нет, а когда я сама училась, звонок классной в некоторых семьях рассматривался, как повод к принятию карательных мер. И за двойки наказывали нещадно, за тройки, даже за четверки. И непонимание просто не принималось всерьез, потому что "чего там можно не понимать?".
Мне показалось, что статья именно об этом.
Но... тут каждый основывается на своем жизненном опыте :)
Я научилась подделывать документы в 9 лет, когда исправляла однокласснику оценки в тетрадях и дневнике - его пороли за двойки, за тройки - били более щадяще...
А я сама сейчас - да, клушная клуша. Вот нарыла за день кучу материала для своих старших:-) Мы многое делаем вместе:-)
Ну вот видите... думается, что статья скорее для таких вот родителей.
"Вместе" - по-моему это отлично. Клуша - это скорее, когда "за" :)
За - это проще:-) Можно особо не "клУшничать" - сделала все за ребенка за полчаса, продиктовала готовое и трава не расти.
А это смотря что понимать под клушничаньем :) По мне так как раз оно и есть - закутать в ватку, класть в ротик разжеванное, шнурки гладить регулярно. И упаси Бог деточка сам пошевелиться вздумает!!! :)
я не увидела из статьи, что там втемяшивается что школа 11 лет каторги. Ребенок сам вполне может себя так чувствовать без усилил со стороны родителей. Лично у меня так и было, для меня школа была каторгой, и я ее ненавидела. Мать сначала пыталась как-то со мной заниматься, но потом плюнула, поставила на мне крест тупицы и дальше я сама. Сейчас понимаю, что у меня была банальная дисграфия, но тогда таких вещей не знали и просто раздражались от непроходимой тупости и родители и учителя.

Ну, речь, в моем случае, о теплой берлоге и не идет. Я говорю, что необязательно получать тычки от родителей, что бы ненавидеть школу. Когда мать поняла, что я не столь успешна, как ей бы хотелось ей просто стало пофигу, как я решаю своим проблемы в школе.
А школу я ненавидела совершенно самостоятельно, крест на мне может и не ставили, но на осень я регулярно по русскому языку оставалась и перспектива второго года тоже постоянно маячила.

Да нуу, не знаю я почему школу ставят на уровень "почти невозможного". Может, от того, что родители пугаются и дети ее боятся? Ну я помню свою школу, 2 дня не пойти, так сил нет дома сидеть. Да, что-то тежело, что-то легче, но прямо бедный озирающийся ребенок, никак не понимающий, чего от него хотят на проклятых "курсах"?
Школа была в кайф, весело, активно, с друзьями, влюбленностями...ну и уроки:)
Нужно готовить как к новому витку интересной жизни, а не за "бумажку" учиться. так мне кажется.
"Цель – получить бумажку об окончании курсов, потому что без нее вас не возьмут ни на одну работу."
вот после этой фразы даже читать дальше не стала эту мутотень. Носитель подобного быдловзгляда ничего умного мне не может сообщить по определению.
ну строго говоря так и есть.
Без аттестата о среднем образовании невозможно это образование продолжить.
Речь об этом. В посудомойки после 8-го класса мало у кого предел мечтаний.

Речь именно об этом. Какое отношение к образованию закладывают в ребенка, то и получается на выходе. Что я думаю о таком подходе, который, как я поняла, и вы разделяете - я писала уже.
Статью написал ребенок лет 6-7?
Родитель лет 30+, подготавливающий своего ребенка к школе и помогающий ему влиться в образовательный процесс, тоже не может для этого ребенка сформулировать, что такое образование,зачем оно нужно и как к нему относиться?
Полагаете, что родитель свой взгляд на образование непременно должен донести до ребенка? ТО есть на данный момент просто крайне необходимо детям сообщить, что в образовании творится бардак и что никто пока не знает во что это выльется? Вы значиЦЦа всегда детям сообщаете свое мнение по разным вопросам существования? И непременно правду, и ничего кроме правды? Я так предпочитаю более дипломатичный подход :)
Не, думаю - очень хорошая идея подойти к школьной теме с некоей долей юмора, но не делать из него посмешище.
Об чем и речь. Свой собственный взгляд, если он негативен по какой-то причине, сунуть глубоко-глубоко в... и донести до ребенка, что знания - сила. И это - тоже берлога вообще-то :) Чем лучше в берлоге подготовишь и снарядишь - тем правильнее корабЬ поплывет :)
Полагаю, что родитель должен воспитывать своего ребенка. В том числе создавать определенный настрой в отношении некоторых вещей. Например,что учиться-необходимо ему самому, обучение - это привилегия, и надо ею пользоваться, что слишком много знаний не бывает, а слишком мало - очень даже.
Какое отношение бардак в системе имеет к отношение к образованию - мне понятно не очень.Если на рынке спортивных товаров коррупция процветает - это повод объявить спорт бесполезной каторгой? К чему вы про правду-матку загнули - не поняла вообще.
Про правду-матку? Ну так к тому, что свое отношение к школе (я про бумажку, о которой вы так свысока написали) вовсе не обязательно прививать и ребенку. Не все свои мысли нормальные родители высказывают ребенку. И свое отношение к определенным процессам и событиям также ребенку не всегда нужно высказывать.
Так и с этой статьей, о чем вы с недовольством высказались (или вы забыли о чем писали? :)): да, по большому счету от школы нужен аттестат. И многие взрослые люди это понимают. Но совсем не обязательно это сообщать ребенку. Эта статья - не для цитирования детям :)
Так вам, надеюсь, понятнее?
Нет, мне ни разу не понятнее. Потому что вероятно я одна такая наивная в этой теме, кто считает, что школа нужна далеко не только ради бумажки. И наоборот - что подобное отношение к школе со стороны родителей - есть показатель определенного уровня их развития - я выше писала, не забыли? И тут на самом деле вовсе неважно, будут ли сообщать родители об этом ребенку впрямую, поставив его перед собой по стойке смирно для лучшего усвоения этой ценной инфы, или тихо будут почитывать статейки форуме и хихикать про себя. Ребенок это сам поймет. И это будет совсем не на пользу ребенку. (я сейчас опять НЕ про факт сокрытия или открытия информации - уточню на всякий случай уже третий раз только в этом посте :))
Короче, вы тоже в упор не понимаете, о чем я, но я вашу мысль поняла.Очень жаль разочаровываться и в вас в том числе. Мы часто с вами спорили, но общее мнение о личности у меня было другое:( Уверена, вас этот факт ни разу не интересует :)
Ну вот видите, как у вас просто-таки юношеский максимализм :) Школа - только ради бумажки. Школа - только не для бумажки. Третьего не дано, видимо.
А если школа - и для бумажки? Школа - во многом ради бумажки? Вы никогда не думали, что образование и школа не тождественны, особенно сейчас в нашей стране? Образование получают и дома (привет семейному и экстернату :)). Образование подчас не дают в школе (увы, и так бывает). А вот бумажку - только в школе. Потому что даже учась дома, ходить в школу ради аттестации необходимо. Потому что без аттестата о среднем образовании, который выдает только школа, ты учиться дальше не сможешь.
Настолько широко посмотреть на школу вы не пробовали? Ваш взгляд уперся клином только в школу, как единственно необходимый и возможный источник образования? Ну что ж.. в таком случае мне совсем не страшно, что я вас разочаровала :-D
Что же касается меня.. я немного в другое время, в отличие от вас, училась. Когда школа была не только единственным и неизбежным местом для получения образования - в соответствии с законом, но еще и оплотом коммунистической партии, строительства коммунизма в отдельно взятой стране и воспитания достойных строителей этого самого коммунизма. Поэтому для меня школа осталась не местом, где дают знания, а источником головной боли, связанной с моим нежеланием строиться ровными рядами и равняться на великую коммунистическую партию. И все мои школьные проблемы были связаны исключительно с этим моим нежеланием строиться. Вам бы классную даму - секретаря парторганизации школы :-D со всеми вытекающими.
И никто не заставит меня любить ТУ мою школу. Потому что это а) невозможно, б) бессмысленно, в) поздно :) Даже под угрозой вашего во мне разочарования :-D
Да, я не люблю школу. И современную тоже не люблю, потому что даже сейчас в ней сильны отголоски той, советской, в самом худшем смысле слова. То же желание построить, прижать к ногтю, уравнять, обязать. Сыну повезло, их так сильно не давят, как давили меня или как все еще давят детей в других школах. Но тем не менее, должно вырасти не одно поколение, прежде чем совковая коллективизация вымоется из мозгов начисто. И это касается не только школ, но и детских садов, роддомов, больниц, поликлиник. Везде, где у хоть у кого-то есть хоть какая-то мизерная власть над зависимыми от них людьми, будут проявления этой самой власти в самом их мерзком виде. Слабого и зависимого - придави.
Разочаровывайтесь на здоровье :)
Знаете... Я очень устала от этого разговора в духе "Солнце восходит на востоке - Нет, на земле действует сила притяжения". Счастливо.
очень жаль, что у вас так сложилось со школой, что вы в ней ничего не увидели больше, кроме желания прижать и построить всех и вся.
Не знаю, вам просто так не повезло, или может быть ваши родители не смогли помочь вам расставить акценты правильно и вы помните о школе только постоянную давку.
о том тут речь и шла - как родители помогут своим детям посмотреть на школу, на получение знаний, образования и прочего.
Можно ребенку сказать, что "ходи хотя бы ради бумажки" и научить его этому вот некому презрению к школьному обучению,
а можно сделать так, чтобы он умело обходя всякие негативные элементы, все же с радостью (по большей части) стремился к знаниям и САМ считал, что ему это нужно и интересно.
Это в ваших руках (естественно при условии, что совсем неадекват-учителя отсутствуют).
:) я жила в другой стране. Тогда и родители смотрели на это по-другому. Не все, конечно. Но моя мама была обычным средним представителем советской массы... в отличие от классной руководительницы :) Единственная ее ошибка - она считала, что в перфекционизме нет ничего плохого или страшного. И вырастила из меня выдающуюся перфекционистку. Но никогда не полировала, слава Богу, моСК необходимостью участвовать в субботниках по собиранию окурков вокруг школы по весне, смотрела спокойно на еженедельные двойки за неучастие в мытье стен в коридоре первого этажа, не велась на жалобы классной на мой некоммунистический подход к жизни и прочее, прочее :)
И я разве где-то отрицала необходимость воспитания позитивного отношения к школе? Посмотрите мои посты, сделайте любезность :)
вот Вы знаете, меня тоже возмутила эта фраза. Вообще странная точка зрения у Автора статьи на школу, очень. Явно какие-то проблемы личные и комплексы...
Ну ежели открытка в стихах - вай нот? :)
В статье... спорно. В этой - скорее да, она не относится к категории высоконаучных, написана в вполне себе разговорном стиле. Но это ж субъективно, вы понимаете :)
Посмотрите фильм индийский "Звездочки на земле" Офигенное кино. Я правда половину прорырадала. Немного затянуто, но о чем задуматься есть для каждого. Про мальчика с особенностями поведения и восприятия.... как его не понимали ни в школе, ни дома. И толкьо молодой учитель сумел найти ключик и счастливй финал. Очень полезно для учителей.
Этот фильм не смотрела, но недавно прочла книжку на ту же тему и вообще об отношениях в семье - Анна Гавальда "35 кило надежды" - небольшой такой рассказ, всем рекомендую. Аж прослезилась. И дочке понравился.
http://www.youtube.com/watch?v=5sRaDalZrVI не пожалеете, там внизу отзывы. Сперва нудновато, конечно...
Я как-то очень относительно согласна со статьей. Особенно меня смущает "про подарки", покупки и т.д. Ведь в жизни взрослого тоже самое - плохо работал, не купил себе подарок. Правда? Т.е. ребенок должен усваивать какие-то взаимосвязи причинно-следственные?
Согласна только про атмосферу и поддержку в семье.
Какая прелэстная глупость! Интересно, есть ли у автора дети, и относятся ли они к школе так, как описано в статье: не знают и не понимают, зачем учиться писать, читать, существовать в социуме и проч.
И насчет берлоги сомнительно.
Нет ничего абсурдней, чем сопоставлять, сравнивать или пытаться отзеркалить детский и взрослый мир. ИМХО, ессно.
Вот мне как-то показалось, что статью эту писал подросток, обиженный на маму с папой, что за неуспехи в алгебре не свиданку не пустили.
Гимн комплексам, а также попытка оправдать собственную лень и отсутствие интересов.
Ребенок узнает, что такое учеба, только когда пойдет в школу, и тогда сформирует свое собственное мнение. А до этого - мнение формирует та среда, в которой он находится. И если среда позитивная - то и результат будет соответственный.
Сейчас же еще есть тенденция к принижению уровня детей: дико размазанная школьная программа, попытка оправдать любые неудачи разнообразными псевдокризисами и лжеадаптациями, сознательное исключение некоторых сегментов развития - типа они не поймут, зачем им это.
А по-моему её можно сократить до слов: Родители, не будьте перфекционистами. :-) Мне показалось, что именно этой категории родителей адресована статья.