задержка речевого развития- 2,4 года
Ребенку 2,4года,речевой словарь- мама,папа,пока,это,ату(самолет),атя(вертолет),ата(автобус) и все,больше ничего не говорит.Вернее говорит,но на своем абракадабрском языке.Невролог поставил задержку речевого развития.Прописал пантогам и глицин .Мы летом начинали пить пантогам,но от него ребенок начинал психовать,кидать игрушки,прекратили.
Да и сомнения берут,что пропив лекарства ребенок начнет говорит.Детки его возраста(на дет.площадке,да и кого знаем) уже говорят,девочки так и вообще предложениями.
Начинаю паниковать.Что делать? У кого дети в таком возрасте еще не говорили,что предпринимали??

у меня. Прорыв пошёл в 2,5, к 3- догнали сверстников. Занимались сами по книжкам с картинками с 2,5 (когда начал реагировать)

я каждый день пытаюсь читать ему книжки,но ребенок не слушает,он тыкает пальцем на картинки,я соот-но все предметы громко проговариваю по нескольку раз.Минут на 7 его хватает,потом он убегает.
А как вы занимаетесь по книжкам?

нафиг читать книжки. Ну, т.е. все говорят что полезно, но ребёнку с задержкой речи это нафиг надо. Он не понимает что вы там бормочете и ему не интересно. То что тыкает в картинки- супер, значит так и делайте, берите книжку с картинками и тыкаите вместе: ну, Репка там, Колобок- каждые пару строчек- иллюстрация, и расказывайте своими словами, не читайте. Посадил дед репку. Где дед? Вот дед, дед, скажи, дед. Молодец, правильно. Посадил дед репу. Где репа? Вот? Умница. Выросла репка большая-пребольшая. Покажи, какая репка выросла. (пусть или тыкнет или руки разведёт какая большая). Ну и ты ды.
у детей с задержкой речи часто слуховое внимание нарушено. Считайте что вы марсианина языку учите. Вот и учите каждое слово. Сначала тыкнет, потом слог из слова скажет, потом и скажет. Выбераите простые слова. Я с "пень, дом, волк" начинала. Ребёнок чувствует что мама довольна, что получается. Сейчас много книжек с заданиями. По ним. Просто учите слова. Если не скажет сам- то пассивный словарь будет набирать. 7 минут- очень хорошо. Три раза в день по 7- и очень быстро будет результат.
Вы только не "бормочите" связанные тексты. Это как ручеёк журчит, смысла столько же.

Так вы же пишете, что вы читаете, а он вам тыканьем читать мешает... Вы не читайте, просто тыкайте. Можно вообще не читать. Ну нарисована Машенька с корзинкой около дома медведя, и вперёд: "Маша! У Маши корзинка! Где корзинка? Молодец, корзинка! Гриб! Гриб в корзинке! Маша собирает грибы!" (какое кому дело что заблудилась она там и что подружкам аукала. Потом про это прочитаете, через годик. Пока конкретно по картинкам). Сейчас много книжек и на прилагательные, и глаголы. Не надо сказок. А когда дело пойдёт- стихи лучше сказок текстом.
Я тоже думала что читаю, читать полезно. Да, называла что ребёнок тыкал, но это не совсем то. Не было результата. А перестала читать- дело пошло.

Аааааа......Терь я поняла: Вас пугает ситуация, когда Вы что-то делаете, а результата - ноль целых хрен десятых. У Вас есть опыт довольно скорого успеха. Вам легче как угодно, но - ехать, нежели миленько, но - стоять.
В данный момент меня пугает что у неё и правда что-то органическое- серьёзное. Опухоль или еще кака хрень. Таких как я там описала "кризисов" мы штук 6 пережили. Но пережили же. Очень на психиатра надеюсь. Но этот раз хоже. Гораздо хуже. Мне кажется она глубже уходит. Боюсь серьёзного диагноза. Или психиатрического или органического. Реакция психологов меня убила. Я её очень люблю. Я согласна слушать истерики, или еще что угодно. Лишь бы знать что это так, переживное :)
Автор, сорри, не туда я заползла.

Автору тоже полезно почитать, т.к. мало ли - что она могла проглядеть, обычно ЗРР - только верхушка айсберга, если есть проблема. Обычно ребенок либо разболтается, к 3-м годам, либо надо начинать решать задачи комплексно.
Нормы понятие такое расплывчатое. Вот моё чудо нормы догнало и обогнало. Но я то знаю сколько это пота и крови (моей) стоило, и что в школе будет- ой как под вопросом. Когда мы в 2,9 получили значительную задержку развития речи а в 3 бодро называли "корова" (а не "му-му"), "кошка- котёнок" (а не "большая мяу" и "маленькая мяу") садиковский логопед ругался только что не матом и угрожал диагноз оспорить. Но с теми кто "му-му" и "мяу" не занимался никто, а мы то часами долбили!

Мой младший в 2,6 говорил слов 40 наверно, предложений не говорил, слова говорил из одного или двух слогов. Я очень переживала, т.к. старшая дочка в 1,7 уже начала говорить предложениями из двух слов, а средний сын в 1,11.
Поэтому отправилась к неврологу, сказала ей о своих переживаниях. Она меня успокоила, сказала не волноваться, все дети развиваются по-разному, сравнивать не надо. Врач попросила его показать обезьяну, крокодила. Спросила его, указывая на лису:"Кто это?" Он ответил:"Ися." Её всё устроило и она отправила нас домой ждать 3-х лет. В 3,1 ребёнок заговорил так, что остановить его теперь трудно. Мы 1,5 месяца летом были на море, когда вернулись к папе, он был очень удивлён изменениям, с сыном можно было вести диалог. Кстати после появления нормальной речи ребёнок стал спокойнее, сдержаннее в отрицательных эмоциях.
Недавно ходили к логопеду, сейчас Серёжке 3,5, логопед говорит:"Зачем пришли? Он у вас вон как болтает." Конечно, пока, много звуковых проблем, но все они в пределах нормы на данный момент.
Вот такая у нас история.
Я только всё это время старалась как можно больше разговаривать с ним, задавала ему вопросы, играя с ним, старалась выводить его на какой-то речевой ответ, в общем пыталась вывести его на диалог, на разговор.
Вам поставивили диагноз ЗРР, он на мой взгляд правильный. Произойдет ли "самоизлечение" - неизвестно. Исходя из этого нужно не паниковать, а лечить ребенка, не обязательно медикаментозно.
Если вы недоверяете вашему неврологу - сходите к другому. Кроме / вместо медикаментов нужно саниматься развитием речи, возможно массаж нужен.
Пантогам при начале лечения часто плохо переносится, возможно, нужно было подождать, а не отменять.
Я забеспокоилась чуть позже, когда дочке было 3, 5 года. Стала сравнивать со сверстниками и забеспокоилась. Пошли к хорошему неврологу, в стационаре работает, а не в поликлинике (им я все меньше доверяю) и она нам прописала церебролизин ставить. Уколы, в/м, еще не доставили уколы и у дочки как прорвался словесный поток. Потом еще повторяли лечение. Сейчас хорошо говорить, стихи учит, песни так вообще с ходу запоминает, в уме хорошо считает. А проворонь я тогда, отмахнись рукой, не знаю, как бы она сейчас училась и себя ощущала.
у моих обоих так было, и у мальчика, и у девочки (правда, они двойня)
к 2 с половиной годам несколько слов типа папа-мама, но были привязки звуков к объектам: пусть нечетко, но кошка мя, собака ап-ап, самолет ууууу
вообще не парилась: много разговаривали (причем не упрощая взрослую речь, нормальными словами, не пытаясь подстроиться под потенциальное детское "непонимание"), давали задания "сделать, принести", до дыр "зачитали" вместе с детьми вот эту чудесную книжку http://www.labirint.ru/books/49632/ (там сплошные картинки:-))
в 2,8 дочка, в 2,10 сын заговорили сразу длинными предложениями - до этого они просто копили словарный запас:-)
Книга Краузе нам очень помогла в свое время, помимо занятий с логопедом и терапии. В этом возрасте - сын тоже не говорил, вообще ничего. Но у нас были серьезные проблемы, и о прорывах говорить было бы смешно.
Мой родился раньше срока с гипоксией. В 2 года были у невролога, сказали ждать полгода. Потом после обследований врач бы решила, что дават ьиз лекарств. В 2 года запас крайне маленький, но все понимал, все поручения выполнял.
В 2,5 началось:), поэтому в 2,6 к доктору не пошли. В 2.10 были у логопеда перед садом, все хорошо.

У моего в 2,3 - мама, папа, баба, дядя (деда), дзя (машина), ась - для выражения всего остального. И больше ничего, даже тарабарского. Правда, он очень книжки любил и любит до сих пор. Может быть, на него так повлиял переезд на дачу - стал новые слова говорить. Через месяц появились которкие предложения - папа, садись. К 2,8 он уже болтал как заведеный.
Конечно, я тоже переживала ужасно. Но педиатр меня упокаивала, что для мальчиков до 3х лет это в пределах нормы.
Наша педиатр ничего вразумительного не сказала,а вот невролог сказал,что в 2 года ребенок должен говорить фразами типа- дай пить,хочу есть,иди сюда и т.д.,а уж в 2,6 вообще нормально говорить.

Невролог, прежде чем поставить Вашему ребенку такой диагноз - сделал хотя бы одно исследование? ЭЭГ? УЗДГ? ЭХО-ЭГ? Без этого минимума - ни одно лекарство не может быть назначено.
Тогда все назначения Вашего "врача" - не стоят и гроша. Ни одно лекарство, даже пантогам, не может быть назначено без исследований. И диагноз этот - НЕ ставится без них.
На том же ЭЭГ - при поражении речевых центров - это будет видно. Будет видна степень поражения, и сопутствующие проблемы. При УДЗГ - степень проходимости шейных сосудов.
Самое интересное,что я ходила с ребенком к другому неврологу,женщине,когда ребенку еще 2-х не было,в 1,11м,пожаловалась,что он не говорит,она тоже прописала лекарства почти теже-пантокальцин и глицин,задержку реч.развития не поставила,а написала гиперактивность,но он действительно на приеме лез во все у нее в кабинете,теперь в 2,4 пошла к мужчине-неврологу и он лекарства прописал,больше ничего,никаких исследований ни тот,ни др.врач не говорили.

Ни тот, ни другой диагнозы - НЕ СТАВЯТСЯ без исследований. Никогда. И лекарства не назначаются грамотными врачами без обследований.
Поверьте человеку, прошедшему все это в свое время с ребенком, у которого была ЗРР, было и есть СДВГ, и посетившим все точки в Москве, где могли оказать адекватную помощь.
И задержка развития речи, и гиперактивность - имеют неврологические причины. В некоторых случаях - лекарства не нужны, а нужны занятия, в случаях более тяжелых - нужно и то, и другое.
Синдром дефицита внимания + гиперактивность. Первопричина - неврология, проблем бывает очень много, в том числе - может быть и ЗРР.
У моего сына были ОНР 2-й степени + стертая дизартрия. Заговорил только после 3-х лет, и только после занятий с логопедом + терапия. Занимались с логопедом до 7 лет, потом - все диагнозы были сняты.
СДВГ - остался, его корректируем отдельно.
Ребенку 2,6 говорит - мама, папа, няня, тетя, неее (нет) и животных звуками - мяя, авь, иии (лошадь) пипипи (мышка) зззь (мыха, пчела) муу (корова)
я честно говоря даже не переживаю еще, думаю, что если к 3м годам не заговорит, тогда и буду переживать.

Уже неплохо. Но я бы все-таки показала специалисту. Есть моменты, о которых вы можете просто не знать.

У нас очень хороший педиатр, она говорит, что логопед смотрит детей только с 3х лет, до 3х у него делать нечего.
невролог смотрел в 2 последний раз, говорит, что все ок.
Ну покажу я специалисту, ей явно поставят ЗРР и пропишут лекарства.. Я не буду их давать все равно :) смысла нет

Дочка заговорила 2,6 лет
До этого говорила буквально 5-7 слов.
Сейчас второй класс - умница, отличница.
Сын молчал до 3,2. Сейчас петь/танцевать/рисовать/хулиганить - что угодно лишь бы не учиться.
Ходили на занятия с дефектологом, читали книжки до посинения (она любила это очень,в итоге буквы выучили раньше,чего говорить начали :) ), лекарства в 2,5 года УЖЕ не пили - поняли,что бесполезно это. А разговорилась всерьез дочка, когда через год в садик пошла. Младшая - точно так же, правда у нее таких физиологических проблем не было, как у старшей, потому не такая запущенная ситуация была.
Старший с полутора лет шпарил предложениями. Малой ваш ровесник и набор слов похожий. Переживаю, но не настолько чтобы давать лек-ва.
Читаем так, как выше советовал добрый и мудрый аноним. Т.е. я спрашиваю, сынок бормочет.
Понимает все. По собственной инициативе почти не говорит, ну нет у него такой потребности. Это как в анекдоте "а каша раньше всегда горячая была":)
Ну я низнаю, у нас несколько знакомых мальчиков, ровесников младшей в этом возрасте говорили примерно как Ваш. Никто им ничего не назначал, разговорились ближе к 3-м.
Без исследований о которых выше писали, не спешила бы ничего давать.
Занятия с логопедом как раз с этого возраста начали. Это самое важное, важнее лекарств! Уже были сделаны все обследования - ЭЭГ, УЗДГ, УЗИ головного мозга, и исключены патологии. Правда курс пантогама и курс кортексине все же назначали нам. Прорыв был после 3,5, те заговорил хоть как-то, но с логопедом занимались до самой школы, после 5 лет уже только со звуками оставались проблемы

Начнет. Главное - заниматься и не пускать на самотек. :)
Я сама в 2,2 побежала по врачам.
Задержка речевого развития у сына была до 3 лет. В 4 года поставили диагноз "стертая дизартрия, ЗРР с положительной динамикой", в 7,5 лет - "Речь в норме, ФНР, обусловленная короткой уздечкой языка". Сейчас Романа даже к логопеду не берут на бесплатные занятия.
Сын не говорил даже мама до 2,6 лет, но понимал все, т.е. на просьбу "принеси синий мяч" он нес именно синий и именно мяч:-) "собери машинки в коробку" собирал именно машинки "пойдем кататься на качелях" шел именно к качелям и т.д. и говорил много на своем языке, может поэтому никаких диагнозов не ставили, заговорил в 2,6 и именно как говорят "в один день" т.е. утром папа ушел на работу ребенок ему прокурлыкал что-то типа "кырли-мырли-будьбазавр", а когда вечереи пришел то услышал "мам, папа с лаботы плишол, пап, пливет" первый раз видела как у человека глаза из орбит вылезают:-) думаю у меня было подобное выражение лица:-). Хотя один невролог при осмотре в год, сказал, что ребенок очень отстает, он (почему-то) должен говорить не менее 20 слов и должна уже появляться фразовая речь...:-)
У меня была у дочки нижняя граница по физ развитию- села почти в 9, пошла в 1 г и 2 мес, были слабые мышцы. Но уж говорить начала в полтора года. В 2, 4 говорила четко и внятно предложениями, да еще какими! И пела песенки и читала стишки, знала все основные цвета и оттенки- розовый, фиолетовый, голубой.
А Вы с ребенком разговариваете? А то я мама-радио)), ну и книжек конечно полно читаем.

моя вторая дочка в 2 года была немногословна, так скажем. Немного связывала слова, но предложения были очень коротким, из двух слов, их было мало и слова она заменяла (мышка- пи-пи, носки -сои, конфета - ате). И не говорила на своей языке потоком вообще никогда. В основном молчала. В 2и4 ситуация не сильно изменилась, а вот в 2и 10 уже рассказывала довольно сложные стихи (весна шагает по дворам...) из 4 строк. В 3 и 4 разговаривала совершенно нормально. При этом слушать книги могла бесконечно с года точно, притаскивала мне нужную. Все понимала. Я с ней разговаривала постоянно с рождения. Ребенок второй, делала это специально. Делали и массаж и пальчиковую гимнастику и все подряд. Но мне кажется, что от всех этих усилий толку не было, просто в мозгу что-то созрело ближе к трем годам.
А вот младший сын ненавидел книги в раннем возрасте (психовал, убегал и т.д.), на всякие задания с ним времени у меня не было, т.к. со второй дочкой они погодки. Никакие массажики, гимнастики, разговоры во время переодевания и т.д. со мной ему не достались. В итоге в полтора года он разговаривал предложениями. В 2,5 заставить его замолчать было невозможно, придумывал рифмы, обзывался созвучно какому-нибудь слову. Придумывал вечно что-то, даже поинтереснее сестры, сочинял, фантазировал. А ведь с ним реально я не занималась, на развивалки не водила ни разу. Старшие дети раннего развития получили сполна, младший отдыхал, гулял, играл, кстати всегда сам )))
Вывод - в моем случае усилия не дали отдачи. Если патологии нет, то все само придет.

Не могу пройти мимо такой темы. Младшая дочь говорила 5 слов в 9 мес., а в год замолчала, только тарабарщина одна была. В 1,8 мы пошли к частному неврологу, в поликлинике невролог до этого прописала пантогам и магне В6 до этого без толку. Невролог осмотрела и выписала энцефабол. После него дочка стала говорить простые слова из двух повторяющихся слогов: мама, папа, баба, муму, бебе, кака и т.д. И так было до 2,5 лет, потом снова на прием к этому неврологу и курс кортексина. После первых же уколов стала повторять любые слова. Заговорила фразами в 2,9, сейчас не остановить. Есть логопедические проблемы, но с каждым днем все лучше. Осенью снова собираемся к неврологу. Параллельно с курсом лекарств делали массаж, нужен комплексных подход. Считаю., что нельзя ждать прорыва в 3, 3,5 года, надо помогать ребенку лекарствами. Есть примеры у близких,когда ребенок так и не заговорил, только потом после 3 лет тот же кортексин не помог.

Через 4 дня день рождения -3 годика, читаю и не знаю даже плакать или ждать или лечить или.... Все знает-понимает, в семье-младший общение постоянное. Говорит некоторые слова только... Ну пойду я к доктору и услышу стандартно общайтесь, учите, а нас итак когал целый дома, постоянное общение со мной, братом, папой, бабушкой, дедушкой..

А почему вы услышите это, а не "проверьте слух, вот направление к ЛОРу, покажитесь неврологу, логопеду, вот направления, сходите в центр коррекционной педагогики, вот адрес (не знаю, как у вас называется место, где сидят логопеды, психологи и прочие спецы для работы с задержкой речи и развития)?

ИГРЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
Всем ясна важность развития мелкой моторики и логопедических занятий с неговорящими малышами. Но очень часто лепка, нанизывание бус, рисование вызывает переутомление у таких детишек. А как следствие -РАЗДРАЖЕНИЕ.
Поэтому мы предлагаем вам СОВСЕМ ДРУГИЕ ИГРЫ для неговорящих детей.
✔ Игра " КАМЕШКИ"
Ребёнок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа БУЛЬ,...
✔ Игра "ШАРИК"
Ребёнок подбрасывает воздушный шар со звуком типа УХ,.....
✔ Игра "ГВОЗДИ"
Ребёнок "забивает гвозди", сильно ударяя молоточком по кнопкам и произнося звук БУХ,....
✔ Игра "Индейцы"
Ребёнок громко и протяжно произносит звук а-а-а, хлопая ладошкой по губам.
✔ Игра "ЦАПЛИ"
Локоть ребёнка опирается на стол, на расстоянии длины его предплечья рассыпаны мелкие игрушки, крупные бусины или выпуклые пуговицы. Ребёнок опускает руку, не отрывая локтя от стола, захватывает игрушку пальцами, произнося "ЦАП", возвращает руку в исходное положение и переносит игрушку в коробочку, которая расположена левее или правее от захватываемых предметов, опускает руку и выпускает предмет со словом "БАХ"....
✔ Игра"БЕГЕМОТ"
Раздаётся из болота : "аааааааа!"
Грозный голос бегемота : "аааааа"
Он болото стережёт: ааааааа
Грозным голосом поёт : аааааааа!
✔ Игра" В ГОСТИ"
Взрослый нажимает на "кнопочку" (живот) дверного звонка. Ребёнок издаёт длинный звук или несколько коротких.
✔ Игра" ФИЛИН"
Ухал, охал, ахал филин
"УУУУУ! Ууууууууууу! "
Эхо слышалось в лесу
УУУУУУУУУУУ! Уууууууууу!
Звери в страхе разбежались,
Песни фили испугались.
УУУУУУУУУ! Уууууууу!
✔ Игра"ЖИВЫЕ ЗВУКИ"
СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ от 1 года до 2-х, 2,5 лет.
ШАГ1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) -
ШАГ 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет
Шаг 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"
1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)
2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)
Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.:
МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га
Шаг 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов
Слово звукоподражание
Барабан - бам-бам-бам
Упал - бах, бабах
Качаться, качели - кач-кач
Дождик - кап-кап
Гусь - га-га-га
Лягушка - ква-ква
Дай, дать? - дай
Собака - ав-ав
Ворона - кар-кар
Спать - а-а-а, бай-бай
Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.
!!! Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года
ШАГ 5 Появление слов взрослого лексикона:
Бабака (собака)
Титики (часики)
Моти (смотри)
Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»
Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)
!!! Приблизительный возраст начала этого этапа - 1 год 8 месяцев.
Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*
Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.
Есть дети, которые думают так:
" Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию".
Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами (смотри http://vk.com/topic-18789542_27916894 - чистоговрки). Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.
ПРАВИЛА:
• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»
• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка
• Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).
• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»
• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)
• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.
• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:
1. Знакомый слог
2. Новый слог
3. Новый слог (тот же)
4. Знакомый слог
5. Знакомый слог.
Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.
* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.
Автор статьи: дефектолог Полина Львовна