Должен ли ребенок жаловаться?
Интересно мнение других мам, стала сомневаться в правильности своих мыслей.
Должен ли ребенок в начальной школе (1 класс) жаловаться на других детей? Не берем ничего криминального, конечно.
Я думала, что мальчишки из-за мелочей жаловаться не должны. Толкнул, обозвал - сами должны разбираться. И мой не жаловался никогда, просто рассказывает. А сегодня мне учитель сказала, что надо жаловаться, что это правильно. Я немного в шоке, воспитана на других принципах.

Надо рассказывать, конечно.
Но с возрастом они сами поймут, что есть некоторое "западло". И тогда начинаются темы " с моим ребенком никто не дружит"

Это один из вариантов решения проблем, не безупречный, но в палитре возможностей присутствовать должен.
Надо стараться решать вопросы со сверстниками самостоятельно - и мальчикам, и девочкам. Ябедничать по пустякам не есть гуд. Если не получается решить самому - посоветоваться с родителями, как это сделать, и попробовать ещё раз. В крайнем случае, если всё перепробовал и совсем никак не справляется, можно и нужно просить о помощи взрослых.
Я не автор. Можно попрошу разобрать конкретный случай.
Моего сына первоклассника били (ну, он так выразился, по итогу никаких синяков на нем нет) в раздевалке 2 мальчика из параллельного класса. Он сказал учительнице.
Правильно или нет?
Меня, честно скажу, немного коробит, вроде как наябедничал. Но, с другой стороны, он не очень-то может постоять за себя. Я спрашивала, пытался ли он дать сдачи - Пытался, но не получилось, пока я отталкивал одного, другой меня сзади по попе шлепал.
Ваши мнения?
Если речь идет об угрозе жизни и здоровью, а ты не можешь сам сразу конфликт разрулить, то жаловаться не только можно, но и нужно. Это не ябедничество.
А "Маша Васе язык показала и под партой в куклу играет" - это ябедничество, этого делать не стоит.
Это не честная драка, а подлое избиение "двое на одного". В такой ситуации пожаловаться учительнице необходимо. Не переживайте, всё правильно ребёнок сделал.
Спасибо. Мне понравилось, как вы написали, подлое избиение - это действительно важный аспект, я как-то на этом не акцентировалась.
Правильно он сделал.
А если вас будут бить две тетки в магазине и вы вызовите полицию или охрану, то тоже ведь получается наябедничаете? Не обязательно ведь бить в ответ, достаточно ведь и того, что виновных накажут другие.

Разные шкалы. Для взрослых вроде бы очевидно, что все конфликты надо решать без драк. Особенно женщине.
Но, когда речь идет о мальчиках, существуют иные общественные представления, как должен вести себя будущий мужчина, чтобы не вырасти маменькиным сынком. По крайней мере, если мы говорим про Россию.
У детей нет полутонов, поэтому и наталкиваются многие на проблему, когда мальчика избивают регулярно, а он молчит как партизан, а то ведь ябедой сочтут, мать так научила ведь. Поэтому поосторожней надо с представлениями о будущих мужчинах.

Я именно поэтому и советуюсь, что у меня самой нет четкой концепции поведения настоящего мужчины. А то, что мой сын растет без отца, конечно, тоже рождает определенные комплексы (у меня).
Ему я, кстати, сказала (выяснив про неудавшиеся попытки отпора) - Значит,ты все правильно сделал.
Наш второклашка на днях тоже получил сразу от двоих. Пытался отбиться. Я бы предпочла, чтобы сразу убежал со словами "Двое на одного нечестно!". После спросил у меня совета, сказала, чтобы о таких "несправедливых" нападениях рассказывал учительнице.
И насчет будущих мужчин. Муж так учит: не помогло словами, дай в лоб (если один на один), если двое и больше нападают, орать (в смысле, пугать нападающих, давить психологически).
Тут главное не сила, а умение не спасовать. Мальчики это легко "прочитывают" друг у друга во взглядах:) Достаточно рявкнуть, верное слово сказать и больше не полезут.
что вы так себе мамо.
что значит-ябедничал? он должен в 7 лет погибнуть, но слова не сказать?
из вас не вышло пионЭрское детство.имхо.
Смотря в каких случаях. Если можно ответить только насилием, то лучше, сообщить учителю, а не кидаться в драку. А вот если можно без драки обойтись, то надо самому разбираться. Одним словом, когда конфликт доходит до драки, то надо звать учителя.

Я еще с сада учила: не можешь дать сдачи (фигурально, конечно :)), нажалуйся старшим. Потому мелкие конфликты она вполне успешно разруливает сама, ну а что посложнее - на суд взрослых.
я считаю, что мальчик не должен жаловаться. все, что касается драк, обзываний, не честного или неправильного поведения одноклассников- не должен и всё. Вы, мама знаете своего ребенка, так или иначе он обсудит с Вами ситуацию, Вы ее проговорите, разберете, если что-то выдающееся из норм и рамок, унижающее достоинство, можно обсудить с классной. а всё остальное пусть делает выводы сам или с Вашей помощью, но только не жаловаться. мальчики в коллективе сами уже должны ориентироваться, что такое честно, совесть, порядочность итп. если ребенок будет жаловаться, наживет себе "врагов", надо уметь давать отпор психологически, твердо стоять на ногах и смело смотреть в глаза обидчику.
А вам не кажется что детство это как раз тот возраст когда люди только учатся этому, а не сами знают? Маму в школе заменяет учитель, так почему нельзя к нему прийти с проблемой?

не просто кажется, а так оно и есть. я описала идеальную картину конечно же. на счет учителя, она не мама совсем, не сможет она заменить маму, наша тоже заявила, что будет рядом и будет помогать, но на деле у нее куча своих дел и дети не всегда находятся под пристальным взглядом и пониманием. и потом "большой брат" всегда смотрит за ребенком это уже паранойя, они еще такие маленькие,но уже личности, все еще хорошие, хоть большинство озорники, непоседы и дуралеи. сегодня такую сцену наблюдала- мой катился на самокате, рядом с девочкой знакомой, она его зачем-то схватила за рукав и толкнула, тот свалился испачкал штаны. мне стало обидно, вот зачем было толкать? бабушка той девочки стала ее отчитывать, а мой встал и с улыбкой сказал- ничего, это я сам упал, я сам виноват, не ругайте ее. Я если честно, выдохнула, загордилась даже- нормальный парень растет. Вот только благодаря такому маленькому и простому поступку, нет больше проблемы с которой надо куда-то идти, что-то обсуждать, тратить нервы, видеть плохие сны, переживать. короче я считаю, надо свои мамские заморочки засунуть поглубже и растить нормальных мужиков. их теперь мало.

А если бы он голову разбил (тьфу-тьфу-тьфу!)?! Ведь упать по разному можно! Тогда Вы как бы отреагировали?

Очень даже. Я ответила на предыдущее сообщение, где описывалась ситуация с девочкой на самокате и гордостью за поступок сына.

нет, Вы сами обсуждаете с классной без участия ребенка (детей), просто советуетесь по поводу, а она делает выводы для себя. Понимаете ли, я смотрю на такие ситуации так, длинно, но попробую описать. У меня свекровь в прошлом преподаватель, правда в вузе, так вот она как-то рассказывала, что бывают группы где очень легко работать со студентами, а бывает где выходишь из аудитории "вся в мыле", настолько там напряженная атмосфера. Это потому что многое зависит от атмосферы в классе, между учениками. Для детей это тоже верно. Любая нормальная училка, будет стремиться к спокойной дружественной атмосфере, дети тогда лучше работают, быстрее усваивают материал. И по идее, хороший педагог будет стремиться наладить отношения между учениками. В целом, если Вам учитель нравится то скорее всего она работает правильно, если в классе бардак- делайте выводы и думайте, есть ли смысл "жаловаться" как и куда. Что бы конфликт не зашел далеко разговаривайте со своим ребенком прежде всего. Не забудьте, что поначалу первые драчуны, зачастую могут стать потом закадычными друзьями, и правило "измените себя и мир вокруг Вас изменится" работает всегда.

За то время,пока ребенок пытается решить сам вопрос,потом рассказывает родителям,потом родители находят время для встречи с учителем, и он начинает наблюдать,конфликт может стать серьезным. Вы же хотите,чтобы учитель сделал какие-то выводы,т.е.пронаблюдал и как бы сам заметил конфликт? Или начал придумывать что-то для налаживания отношений?
Это долго,проблема не решится.
Ваш вариант не предполагает,что после вашего обращения учитель проведет воспитательную беседу "по поводу",ведь тогда придется сказать,что жаловалась мама В.?
"хороший педагог будет стремиться наладить отношения между учениками". Согласна. Но жалобы и вмешательство учителя не мешает этому,а помогает. Жалобы по делу не причина напряженной атмосферы в классе.
т.е. Вы детям не объясняете как правильно себя вести? Не видите, что у Вас под носом происходит? На переменках маленькие дети остаются без присмотра? Тогда конечно, выгоднее, чтобы Вас как тут ниже написали "информировали" о происходящем. Ведь если кое-что происходит у Вас на глазах, и Вы сразу же проводите разъяснительную беседу, мамам и жаловаться нет повода. Я конечно не беру в расчет тех мам, которые за своего дитятку горло могут перегрызть всем и маленьким и взрослым. Вы, может, неправильно меня поняли, напряженная атмосфера как раз возникает когда дети не могут разрешить конфликт либо он зашел уже далеко и все дети в курсе, кроме учителя. Это должно быть сигналом для соответствующей работы педагога. Пока я вижу, по тому что Вы написали, вы ждете "информирования", ждать ведь можно долго. Всё, остановлюсь пожалуй, а то Вы обидитесь.
Ну давайте еще раз:
http://eva.ru/topic/137/3017702.htm?messageId=77246533
Я вижу,что происходит не только у меня под носом,но я не могу видеть и слышать всё. Я,например,не слышу,что говорят дети друг другу на перемене,если только они не кричат, я не хожу с детьми в туалет, я раздаю порции с столовой,отворачиваюсь к доске,наклоняюсь над тетрадкой Иванова и не вижу,кого ущипнул Петров, я разнимаю Сидорова и Иванова, а в это время Тютькин задирает юбку Пупкиной. Или вам класс представляется тихими ангелами с одним-двумя хулиганами,за которыми надо смотреть?
Представьте себе: если Петров бьет Сидорова только в мужском туалете,как я могу об этом узнать? Как я узнаю,что Иванова говорит гадости про маму Петрова и бьет его ногами,но только тогда, когда они у меня за спиной.
"напряженная атмосфера как раз возникает когда дети не могут разрешить конфликт либо он зашел уже далеко" Верно! Только я предлагаю пресечь его на корню,а вы - затянуть на долгое время,пока дети будут как-то пытаться справиться.
Дети вполне могут дружить и после жалоб и "разбора полетов".
А я считаю, что все конфликты должны разруливаться с помощью взрослых. Сразу же на месте. Что дадут поздние разговоры: "А вот в следующий раз попробуй...", когда именно здесь и сейчас одному нужна защита, а другому -- "вправление мозгов"? Ещё и не факт, что ребёнок, запуганный установкой "мальчик не должен жаловаться...", расскажет всё своим родителям. Ну ведь нельзя же жаловаться-то! Ааа, можно рассказать учителю, "когда происходит что-то выдающееся из норм и рамок"? А где градация? Как ребёнку определить: ситуация уже выходит из рамок или ещё нет? Не слишком ли много взваливается на плечи детей? Кстати для меня любая ситуация, когда один пытается принизить другого, даже если это простые дразнилки или отбирание дешевого карандаша, уже выходит из рамок.
"Дети должны ориентироваться и знать, что такое честность, совесть и порядочность"? Согласна. Но только у подленьких детей как раз эти понятия часто остутствуют. С ними-то никто "разговоры не разговаривает". И если пустить всё на самотёк -- пускай сами разбираются -- то победить могут законы зверьков, а не людей. Должны быть чёткие границы, чёткие правила поведения в детском коллективе, защищающие границы личного пространства. И да, чёткие озвученные наказания за нарушения. Дети должны чувствовать, что они защищены, а не брошены выживать, будучи один на один с проблемой.
ну может не жаловаться, а хотя бы к учительнице подойти. А то у нас случай был, моего допекал мальчик (выяснилось потом, что он ко многим задирался), обзывался, ручкой в спину тыкал, тетрадки таскал, так мой его в ответ книжкой огрел. Ну и чего хорошего, лучше бы эти молчуны учительнице рассказали. А то дойдет книжка-портфель-кирпич.
Вот сколько таких случаев! Терпит -терпит,потом не рассчитает силы - и виноват по полной. И тогда поздно рассказывать,как допекал его пострадавший,сразу последует вопрос: "Почему не обратился за помощью к учителю?. Значит,не так сильно допекал или вообще не приставал,а ты просто так травму ребенку нанес."
Во 2 классе у сына так и складывались обстоятельства. Прав был тот,кто донимал,бил и жаловался. Того,кто терпел, а,пытаясь справиться,не рассчитывал силы,наказывали. Учитель не мог видеть всё и слышать всё,видел то,что происходило на глазах,слышал то,что рассказали.
Кстати, через год ситуация изменилась,мальчишки переросли проблему.
Сейчас 5 класс. К бывшим жалобщикам относятся совершенно нормально,они просто не помнят всего.
У нас в классе есть мальчик из которого прям поток жалоб, мне кажется, учителя уже бегают от него (утрирую). Видела, как его забирает бабушка и он ей это тоже все выливает, в том числе и на моего сына. Как акын - увидел нас и понес жаловаться. Бабушка смеется и говорит - все вы хороши. А мне неприятно.

Есть очень эмоциональные дети. Моя и сдачи успевает дать, и учителю рассказать и няне, которая за ней в школу приходит и нам с отцом вечером сообщить. Она просто любую несправедливость воспринимает очень бурно. Да и не только, она из тех кто прыгает от радости, или рыдает от обиды.

У всех свои принципы. У нас в саду воспитатель говорила, что не надо давать сдачи, тогда как я своих детей учу обратному, ну не спорить же с ней. Вы родитель Вам и учить!

Я - учитель. Учу решать конфликты мирно,словами. Но,если обидчик не понимает,то жаловаться,да. Дети в школе не самостоятельные личности. За них отвечает учитель,и в конечном итоге родители все равно к нему придут с просьбой или с жалобой. Так лучше решить проблему сразу,пока она в серьезный конфликт не переросла.
тогда подтвердите мои слова или опровергните http://eva.ru/topic/137/3017702.htm?messageId=77246906 мне просто интересно на правильном ли я пути

Я не учитель, но Ваши слова и позиция мне кажутся верными. Все случаи, описанные в топе, это не жалобы, а информирование. Учитель получает информацию от Иванова и делает вывод, что Петров, возможно, склонен драться. Дальше наблюдает за Петровым и делает выводы: либо что Петров действительно задира, либо что Иванов склонен преувеличивать, либо какие-то другие. В любом случае, информация ценная.

ой, только не "информирование". называйте лучше уж "жаловаться", а то такие "информаторы" в классе известно как называются. вообщем вывод напрашивается такой- учителю выгодно ,что бы его кто-то информировал тоненьким колоском типа "а Иночкин, в ла-а-агере", а детям это пардон за мой французский западло. Родителям нужно только присоединиться к какому-то лагерю. Я свой выбор делаю известно в какую сторону.
То, что Вы сделали такой выбор, ИМХО, говорит о том, что Вы ждете от своего ребенка таких действий, за которые ему потом влетит, если информация дойдет до взрослого. Допустим, что взрослый заведомо адекватен (мы ведь именно таких учителей и школы выбираем, разве нет?). Очевидно, где проблема.
Если Вы считаете ситуацию "Двое на одного" - как в комменте выше описана - нормальной и рядовой, то это Вам чести не делает, и дело тут не в терминах, а - увы - в воспитании...

я вот тут не писала ничего про нормальность двое на одного http://eva.ru/topic/137/3017702.htm?messageId=77232324 а если Вы прочтете вопрос автора, то она задает вопрос вообще про жаловаться по любому поводу. куда-то Вас понесло не туда.
Знаете, дети, вообще, разумные существа. :)
В прошлом году мой сын жаловался. Часто. А в этом году - может, повзрослел, может, стал чувствовать себя увереннее... Но он сам научился как-то разруливать конфликты. Где дерется, где словами как-то договаривается или переругивается.
Но жаловаться перестал.
Мне кажется, стоит поддерживать такую установку: чувствуешь себя способным разобраться - разбирайся, если нужна помощь - говори.
Я помню, в 1 классе, меня девочка больно укусила в нос за то, что я нарисовала на доске мелом Ленина. ей видимо показалось, что не канонично получилось. Помню с какой ненавистью она на меня смотрела. Мне было очень обидно, и больно. Я не жаловалась никому. Но в старших классах, мы с той барышней были не разлей вода, я даже ходила с ней за компанию сдавать вступительные экзамены в школу на полит-экономический факультет (это еще не приемные в мгу), чтобы она не так волновалась. Позорилась там, т.к. не в зуб ногой по этому предмету, но было весело. Мне почему-то кажется ,что если бы я нажаловалась на нее, мы потом не подружились. Дурацкий наверное пример, просто я попыталась вспомнить, свою детскую реакцию на обиду и повод нажаловаться.
псы. училась я в конце 70-х, тогда мы все октябрятами были.
Вот не помешала бы вам беседа КР в ту пору: и той,и другой стороне было, что сказать. Может быть,через столько лет,вы бы не помнили ни боль,ни взгляд ненависти.(Кстати,у девочки тоже причина для обиды была.) И на дружбу вашу жалоба вряд ли могла повлиять.
через много лет я этот эпизод вспомнила с юмором.
"Кстати,у девочки тоже причина для обиды была"- какая обида? влияние идеологии, Ленин-это святое, наш бог, дедушка, в суе не упоминаем, клянемся быть достойными.
:) Мальчишка, с которым мой сын враждовали весь первый класс и дружно друг на друга жаловались, сейчас ходит к нам в гости и дружит с моим сыном. Прошел всего год.
Мы, взрослые, помним и воспринимаем все немного иначе, чем дети. ;)
Ну, и опять же никто не отрицает факта, что дети, как и взрослые, бывают разными.
Должен, да. По одной простой причине- тут каждая вторая тема, а, может, даже две из трех- от выросших детей, которым запрещали жаловаться. Они так и продолжают пытаться разруливать проблемы самостоятельно, потому, что их учили не прибегать к помощи.И недоумевают, и просят поддержки в интернете : почему-то те способы, которыми учили решать проблемы в детстве , больше не работают, а других они не знают. Вы бы обратились за помощью, если бы вас физически мутузили два полузнакомых человека ? А если бы коллега показал язык ? Для ребенка- буквально те же правила, что и для себя.
Я считаю - обязательно. Я сама в детстве не жаловалась никому, ибо было бесполезно, меня не слышали, меры не предпринимали. В итоге имею кучу комплексов и сильно повышена тревожность. Своим детям всегда говорю, чтобы все рассказывали и мне, и учительнице.

У нас так. Если ручку отобрали-разбирайся сама. Если обозвали-игнорируй дураков. Если физическое воздействие - жалуйся. С последним пока трудновато, порывается дать сдачи.

Не жаловаться, а рассказывать и просить о помощи, если самостоятельно разрулить ситуацию не удается. Моя вот рассказывает все пост фактум, хотя по мне, так уж лучше бы она жаловалась в процессе. А то каждую неделю приходит в синяках и ссадинах, ибо не дать сдачи в ответ на обиду она не может, а силой и ростом слегка не вышла.