Логопедические проблемы?

копировать

Полгода назад (2 с лишним года было) невролог проблем не видел, к логопеду не ходили. Ребенку сейчас 2,9г, как-то медленно прогрессирует - внятно не говорит, хотя говорить пытается, старается повторять стишки, но понять можно только близким, на просьбы реагирует, все понимает. Повторяет примерно так - кол-во слогов совпадает, гласные более менее на месте, а согласные может какие-то свои поставить. Да и те нечетко многие звучат... Куда с этим посоветуете? Логопед? Дефектолог? в поликлинику или есть более проверенные места (живем в ЮЗАО) ?

копировать

Я бы посоветовала подождать, сейчас в 2 года 9 мес., а потом к 4 годам пройти комиссию и поступить в логопедический детский сад. Там занимаются с детьми регулярно- индивидуальные и групповые занятия, системно , много и домашних заданий, и серьезно. Нам никакие дефектологи и логопеды левые не помогли абсолютно, толь ко садик помог. Но раньше бырли туда с 5 лет, а сейчас с 4 можно. Так что не торопитесь, сами пока занимайтесь, деньги не тратьте.

копировать

нам дали место уже в простом саду с сентября этого, думала в логосад сразу надо. Но если они с 4 лет только, тогда в простой пока походим.
У вас тоже к 3 годам речи не было?

копировать

Да. Хотя у меня девочка. У нас к 5 годам не было даже К и Г, не считая всех шипящих и Р. И к сожалению, в те прошлые годы брали только с 5 лет через комиссию ОПМК, поэтому с 5 лет до 6, 5 лет мы были в логосаду. И то я очень довольна, потому что до 5 лет я куда только не обращалась, все без толку, и в разные коррекционые центры, и к частным.

копировать

то есть ваш опыт - это не ходить по специалистам, ждать логосада?

копировать

Вы довольны, потому как отсутствие нескольких поставленных звуков - вообще не проблемы по современным масштабам бедствия. И вот при наличии реальных проблем ДС не помощник. У младшего сына в этом году (5,5-6 лет) группа явно разделилась на две части: одни родители носом землю роют и решают проблемы ребенка самостоятельно, другие - ждут помощи от сада, и авось само пройдет. Само не проходит что-то, и разница все больше и больше очевидна. Если именно в звуках проблема, то это и не проблема вовсе. Тогда ждать можно. Мне бы такие проблемы, как "не было даже К и Г". У моего сына, правда, есть и то, и другое. И даже шипящие в наличии. Только проблема. увы, посерьезнее фонематики.

копировать

падежи путает?

копировать

Род существительных, склонение, предлоги.

копировать

разве это можно было бы "вылечить" в 2-3 года? или даже диагностировать?

копировать

"Это" - моторная алалия. Путание падежей и родов - уже полная ерунда по сравнению с полным отсутствием речи и лепетным периодом, в котором мой ребенок находился в 3-3,5 года. С 3 лет логопедический сад. Там старались и работали, но сам формат помощи в саду может быть только как дополнение к работе вне сада. С 3,5 лет окончательно убедилась, что надо выбираться самостоятельно, нашла специалиста по конкретной проблеме. Она и вытащила сына. И до сих пор работает с ним. В саду тоже есть занятия индивидуальные и групповые, но это капля в море, несмотря на большую заинтересованность и воспитателей, и специалистов. В саду логопед очень поддерживает нашу возможность заниматься с ребенком дополнительно. Можно ли было "вылечить" в 2 года - думаю, что можно. Я же, заметив проблему и обратившись в "крутые" центры, получила успокоение: ребенок активно общается, ребенок контактирует, ребенок не мычит. И рекомендации ждать до 3х лет. В 3 года специалисты успокаивать перестали и начали активно настаивать быстрее принять меры, чтобы не упустить ребенка.

копировать

А разве путание падежей и родов это уже моторная аллалия? Мой почти 4-х детка тоже путает, и дикция пока не четкая, но такой диагноз нам никто не ставит. К логопедам хорошим обращались, по-моему.

копировать

Читайте внимательно. Мама первоклассника написала: "Путание падежей и родов - уже полная ерунда по сравнению с полным отсутствием речи и лепетным периодом, в котором мой ребенок находился в 3-3,5 года". И ребенку ее уже не 4 года, как вашему.

копировать

Ну вы меня удивили, мягко говоря. Ни один нормальный человек, если наличествуют проблемы не станет ждать логосада. К слову, в современных садах очень много детей не с ОНР, а с ЗПР!
Если вам не помогли специалисты - значит они не специалисты.
У моего ребенка есть проблемы, но в саду логопед обнаружила их лишь сейчас в 5,3, поздно пить боржоми. От комиссии в лого-сад и сада отказались по вышеупомянутым причинам. Если бы мы ждали этого лого-сада, ребенок бы никогда не заговорил бы нормально, и отправили бы нас в сад для УО. НАФИГ!

копировать

Нас логопед пока до сада направил в ГКП при коррекционном саде 1708. Нам 2,4 - молчим и почти не говорим, если говорим то очень плохо. Там с ними и логопеды и дефектологи занимаются. Очень хороший сад на мой взгляд.

копировать

Оставьте ребенка в покое. До трех лет, как минимум.

копировать

Советую подождать до 3х лет. Он именно повторяет или невнятно говорит?

копировать

и повторяет и от себя - все невнятно)

копировать

С детьми до 3х лет почти никто не работает. Поэтому пока попробуйте каждый день по чуть-чуть делать артикуляционную гимнастику (3-4 упр в день), ее описание есть в инете. + работа над голосом: говорить тихо\громко, высоко\низко. + Уделяйте внимание гласным, а не согласным. Следите за четкой артикуляцией, чтобы рот открывался (многие говорят чуть ли не с закрытыми губами, а нужно ведь и челюстью поработать))), пропевайте гласные в словах.

копировать

спасибо, займемся))

копировать

автор ,обращаться надо к логопеду-дефектологу и уже вчера. вы упускаете самое благоприятное время для плавной коррекции .пожалейте ребенка. не верьте, что сад вам поможет .специалисты там к сожалению не работают ,а отбывают время. заниматься только частным образом и по рекомендации. настраивайтесь на то, что хороший специалист берет от 2000-3000 тысяч за выезд на дом .

копировать

почему вчера?
а как искать такого врача? может, посоветуете из личного опыта место? ))

копировать

В институте коррекционной педагогике могут помочь? какие отзывы о нем? какого врача может кто посоветует?

копировать

Раньше это действительно было достойное место, а сейчас только деньги тянут.

копировать

понятно(((

копировать

потому что заниматься надо было с 2 ребенкиных лет. я сама логопед-дефектолог .очень часто родители обращаются ,наслушившись советов умников ,что само пройдет ,вот будет лет 5 в логопедический сад пойдете и все будет у вас путем. а время золотое упущенно и коррекция занимает гораздо больше времени ,чем могло быть .сразу оговорюсь пишу не для того, чтобы рекламиться. я не занимаюсь в данный момент с детьми. просто не смогла пройти мимо.могу посоветовать выбирайте специалиста ,который работает с 2 летними детьми .удачи .

копировать

Можете посоветовать такого специалиста, если вы в Москве? Как профи в этой области, у вас может есть какие-то проверенные связи?
на всякий случай - моя почта trit1_собака_mail.ru

копировать

я в москве .кого я знаю уже набрали деток еще в сентябре .прозвонитесь по сайтам ,где предлагают услуги логопедов -дефектологов . просто оговаривайте умение специалиста работать с детьми от 2 лет ,когда будете работать со специалистами также обращайте внимание на то ,чтоб вам оставляли дом задание .вы должны работать в паре .еще можно обатиться на таганку ,правда там очередь.

копировать

да еще можете обратиться в институт коррекционной педагогике .специалисты ,конечно ,не супер ,но на первых порах нечего. кстати ,там можно пройти довольно качественное обследование с него- то и надо по -хорошему начинать .

копировать

зачем же туда обращаться, если специалисты не супер?

копировать

занятия не супер ,а обследование не плохое.

копировать

обследование не специалисты делают?))) да и лучше идти сразу туда, где специалисты есть

копировать

Сказать, что у ребенка есть проблема, гораздо проще, чем эту проблему решить. Лично я ИКП осталась не довольна. Начиная с тетеньки, принимающей деньги на кассе, заканчивая "обследованием". Тетенька позволила себе грубо отвечать на мои вопросы и делать сыну резкие замечания. Это при том, что приходят туда дети не просто так, а с поведенческими проблемами. И деньги за это платят их родители, по 800 рублей тогда за специалиста было. Т.е за комиссию из трех человек я принесла в клювике 2400. И совершенно не была готова быть охаянной прямо с порога за свои же деньги. Люди из комиссии стали обсуждать ребенка и спорить друг с другом прямо при нас. Мнения разнились: от гения до ФЗ. К единому мнению не пришли, каждый при своем остался. Единственный совет, прописанный в заключении: "Рекомендовано пребывание в малокомплектной группе детского сада". Это итог полуторамесячного ожидания в очереди! Зато потом звонили и настойчиво звали на очередную комиссию. Было это спустя год, когда ребенок стал уже совершенно другим человеком и все проблемы я забыла и переросла с ним вместе, как страшный сон. И тут вдруг звонки с запугиванием: "Вы же должны понимать, чем чреват ваш отказ".

копировать

ерунду не пишите, в 2 года логопед ребенку ни к чему

копировать

вы логопед или стебетесь? я автор - когда нам надо было начать обращаться к специалистам?

копировать

Возможно, ребенку нужен дефектолог, а не логопед в 2 года.

копировать

ну моему 2,9 уже
а чем дефектолог занимается?

копировать

Дефектолог выявляет проблемы - причину отсутствия/нарушения речи и общего развития ребенка. Дает рекомендации для обследований, направления работы. Использует специальные методики, пособия и приемы

копировать

Так само действительно проходит, ребенок растет, артикуляционный аппарат развивается, новые звуки появляются сами, да и падежи путать перестают :-) я не специалист, пишу из опыта двух своих детей.

копировать

Записывайтесь в Институт корр.педагогики на диспетчерский прием Косинова+(невролог или дефектолог).Елена Михайловна разберется.Посмотрите на сайте телефон.
Не теряйте время!И не слушайте тех,кто ругает Институт-специалисты там работает замечательные!
Совет практ.логопеда.

копировать

Вы первый практикующий логопед за мои 8 лет общения с ними в разных местах, который ЗА Таганку:-) Даже работающие там товарищи, отправляют "по знакомуству" к своим в совершенно другие места. Вот честно. Я тоже в свое время решила проверить а так ли все плохо. В общем сводила ребенка, страшилок послушала и пошла дальше спокойно жить:-) Естественно, ни один из диагнозов не подтвердился и прогноз по заиканию так и остался прогнозом.У логопеда нашего садика комбинированного вида куратор с Таганки. Мне нужна была частная консультация в прошлом году, консультацию-то я от нее получила, но и "к нам только не приводи" тоже:-)

копировать

Таганка-вероятно Центр патологии речи (Шкловский?).Я имела в виду Институт коррекционной педагогики-ул.Погодинская,8\1 (метро Спортивная,Фрунзенская)

копировать

Оставлю отзыв об этом заведении.
Отвела туда ребенка в 3,5 года. Практически не говорила (мама-папа, остальные слова передавались одним слогом, не повторяла), но все понимала, соображала хорошо.
После комиссии диагноз - онр, риск моторной аллалии, что-то там про пирамидную недостаточность. В общем кс - главное зло.:)
На мой робкий вопрос - а может это такая индивидуальность ребенка, молчаливость эта, тем более есть в кого? Ответ - категорически нет, если вы сразу прям завтра не начнете заниматься с рекомендованным нами логопедом-дефектологом, то и к школе не заговорите!
Впечатлилась, но впереди было лето и я забила до осени. Летом дочь начала говорить, потом сад, за год до школы постановка отдельных звуков у частного логопеда. В результате в школу пошла в 6,9, языковую, проблем с произношением и лексикой нет, с успеваемостью и сообразительностью тоже. ТТТ!
Дочь такая же с незнакомыми людьми и осталась - малоразговорчивая:)
В общем, как и везде, в этом институте отсутствует индивидуальный подход, особенности ребенка при постановке диагноза не учитываются.

копировать

Педагогическое заключение в подобных случаях ОНР конституционального характера.Весьма редко употребляется на практике.Не так давно стали ставить.Как правило,детки астеничного сложения и миниатюрные.Всегда наследственное!Но это,все же ОНР.
Что и подтверждается малоразговорчивостью сейчас.
У меня сейчас очаровательная частная девочка -почти 4 года.Все то же самое.Чудо чудесное.Голова-совет министров.Заговорила,умница.
В Институте занимаются с очень сложными случаями,с сочетанными дефектами.Не воспринимайте,пожалуйста,советы специалистов,как желание навязать работу того или иного педагога.Насмотрелись они,просто,на запущенные случаи.Логопедия там-вторично....
Моторная аллалия-это не просто логопедия.Не дай Бог не компенсировать!

копировать

Нее, моя скорее атлетического телосложения и высокая. Такого диагноза, как вы написали, не ставили. Да и все остальные не были объяснены, кроме онр, но это просто общее название.
Малоразговорчива с незнакомцами (что по сегодняшним меркам оч даже хорошо:))
С друзьями и знакомыми - нормальный ребенок.
Просто мне не понятно, почему такое уважаемое учреждение в обязательном порядке должно присвоить ребенку диагноз, а что ужаснее - еще и запугать маму?
И конечно, в вашей специальности все оч субъективно. Даже возраст ребенка, с которым нужно и можно заниматься логопеду колеблется от 3 (ну что вы, это оч рано, ребенок не усидчив, не выполняет задания!) до 5 (ну где ж вы, мамаша, раньше были??!)

копировать

Ага,знакомо-про возраст.
Логопеды не ставят диагнозы,мы учителя,а не врачи:)
Про конст.ОНР логопеды заговорили последние два года.Косинова Е.М. и ввела такое понятие.
Плохо,что напугать-напугали,а ничего не объяснили.
Необходимо было хотя бы алгоритм действий дать.
Копирую из своего же топа:
Уважаемые родители, коррекционная работа по развитию речи у ребенка с задержкой речевого развития должна отличаться от тех приемов, которые обычно используют родители для стимуляции речевого развития своих детей, и носить специфический характер. Особенно возрастает роль правильного поведения родителей, если у вас нет в данное время возможности посещать занятия логопеда и нужно помочь своему ребенку самостоятельно.
Коррекционная работа требует много знаний и навыков. Поэтому постарайтесь четко выполнять советы, которые будут даны в этой небольшой статье. Если что-то не получается сразу, посоветуйтесь со специалистом (хотя бы дистанционны в Интернете), перечитайте все советы еще раз внимательно и проанализируйте, все ли вы делаете правильно. Не нарушайте этапов работы. Не спешите перепрыгивать с одного этапа на другой. Все этапы являются обязательными и именно в указанном порядке. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями ребенка.
Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
∙ Развитие мотивации к речевой деятельности;
∙ Формирование имитативных (подражательных) способностей.
В норме речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. Постепенно идет «подгонка» детского языка к речи взрослых на основе неосознанного, интуитивного языкового анализа, синтеза и обобщения.
Таким образом, первое, чего нужно добиться в ходе коррекционной работы – появления у ребенка потребности в общении.
Попробуйте, например, сделать следующее:
Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, создайте спокойную, доверительную обстановку. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь на домашние заботы, посвятите это время полностью своему ребенку.
Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру, понятную и интересную вашему ребенку. Сопровождайте манипуляции с игрушками звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие в игре не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, нужно сделать так, чтобы эта игра стала совместной.
Например, вы играете с сыном в машинки, или в паровозик. Катаете игрушку, изображая ее звуками: «Би-би», или «Ту-ту».
Найдите игру, которая будет интересна вашему ребенку. Иногда детям, например, нравится наблюдать, как падают кубики. Тогда можно заняться совместным собиранием пирамидки или другого сооружения с периодическим его разрушением, сопровождаемым проговариванием слова «Бах».
Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры задайте вопрос, например «Как гудит машина?» и сами ответьте на этот вопрос, четко проговаривая слово, растягивая гласные. И если после двадцатого – тридцатого раза, когда ваш язык уже устанет от повторений, ваш ребенок робко произнесет «Би» - это ваша первая маленькая победа. Похвалите ребенка. Порадуйтесь вместе с ним. Вопрос в ходе игры можно немного изменять. Например, спросите «Как гудит эта машина?», «А сейчас поедет синяя машинка, как она гудит?» и т.д.
После успешного налаживания контакта с ребенком, когда у него появилась потребность в общении, можно переходить к следующему этапу – формирование навыков эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый должен организовать общение с ребенком в ходе совместной предметной деятельности, или игры.
Не забывайте, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори», чтобы не вызвать протест у ребенка.
Рассмотрим подробнее приемы формирования отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком.
Взрослый отбирает для занятия простые по своему звуко-слоговому составу названия окружающих предметов (5 – 10 слов). При этом взрослый частично использует так называемый «нянькин» язык, состоящий из одинаковых повторяющихся слогов, например, машина = би-би, кошка – мяу, мышка пи-пи-пи и т.п. Выбор предметов для занятия зависит от интересов ребенка (нужно учитывать, что он любит в жизни).
Например, ваш ребенок любит гулять и кушать. Поэтому для игры отобраны следующие слова: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка.
Взрослый во время режимных моментов неоднократно повторяет эти слова, разворачивая перед ребенком диалог – образец, когда взрослый сам спрашивает, и сам отвечает. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Несколько утрированно. Названия предметов повторяются многократно.
Например:
- Что мы достали? – Шубу.
- Что это такое? – Шуба.
- Что мы сейчас надели? – Шубу.
Подобные вопросы и ответы произносятся про шапку.
И так каждое слово проговаривается по 10 – 15 – 20 раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действия с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Наберитесь терпения, так может продолжаться много дней.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог: после вопросов взрослый делает паузы на несколько секунд, и когда-нибудь ребенок начнет пытаться вступать в диалог, давать ответы на ваши вопросы.
Однако, простого проговаривания может быть недостаточно, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на артикуляции. Т.е. нужно, чтобы ребенок одновременно и слушал слово, и всматривался в артикуляцию. Например:
- Где у меня рот? Где губы? Слушай меня и смотри на губы: та-рел-ка.
Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!
Хвалите ребенка, даже если он не повторял, а даже просто внимательно слушал вас, следил за вашими губами.
- Еще раз вместе. Та-рел-ка. Хорошо!
Такое проговаривание должно производиться ежедневно и многократно.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Не забывайте, что вся работа должна производиться во время реальных бытовых или игровых действий с предметами. И второе условие – все должно происходить естественно, ненавязчиво; ребенок не должен даже догадываться, что вы специально занимаетесь с ним развитием речи.
Не бойтесь перехвалить ребенка.
Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его.
Наверное, вы что-то делаете неправильно,
или еще прошло недостаточно времени для получения результатов.
Перечитайте данные выше рекомендации, или обратитесь к специалисту.
Терпения вам и удачи!

Через какое-то время, если вы все сделали правильно, ребенок начинает повторять за вами отдельные слоги. Это может произойти к концу первого, или второго дня таких занятий, но некоторым детям может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой», или «ненормальный», просто он такой. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Хвалите его за любую попытку повторить вашу речь и приучайте постепенно вслушиваться в образец и повторять его, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество своей речи самостоятельно.
- Вот вилка, это вилка…
- «Ика»
- Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. Вил-ка… Хорошо.
Не заставляйте, не принуждайте повторять слово точно, поскольку ребенок пока не сможет этого сделать. Всемерно поощряйте любую речевую реакцию вашего ребенка.
Требования должны повышаться постепенно, незаметно для ребенка. Одновременно в ходе повседневной жизни или режимных моментов, ребенку даются артикуляционные упражнения. Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через сомкнутые губы, проверять язычком, чисто ли вычищены зубы и т.д. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, облизать блюдце, показать, как кошка лакает молоко язычком и т.д. оказался ребенок перед зеркалом – хороший повод поиграть в клоунов, или в обезьянок – покорчить рожицы. Поиграть в лошадок – поцокать язычками; показать губами, вытянув их, длинный хобот слона; показать, как скалит зубы тигр и т.д.
Если вы видите, что ребенок стал успешно повторять за вами предлагаемые ему слова, приготовьте для работы серию из 5 – 10 новых слов. Работа ведется аналогично.
Таким образом, у ребенка постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако, появившиеся слова необходимо закреплять в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Какие это ситуации?
∙ Во-первых, альтернативные вопросы, типа «Что тебе дать, чашку, или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и найти нужное ему слово.
Необходимым условием успешной работы здесь является использование только тех слов, которые уже изучены ребенком.
∙ Во-вторых, речевое общение взрослого с ребенком должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет, предварительно переставив его с привычного места на недоступное для ребенка, например, на верхнюю полку в шкафу. Взрослый стимулирует обращение ребенка за помощью: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? – Дай машину». В качестве поощрения ребенок получает то, что просил.
∙ Третий вид коммуникации – опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры или общения с домашними животными, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети при этом произносят не только отдельные слова, но уже пытаются произносить фразы, подражая взрослому интонационно.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка появляется потребность в общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, хвалить, не стремиться сразу исправить все ошибки.
Похвала как положительное подкрепление достижений ребенка – одна из форм стимуляции потребности в речевом общении. Поэтому не скупитесь на добрые слова и радостные эмоции.
Полезно в присутствии ребенка рассказывать о его достижениях другим членам семьи. «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки; баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» При этом слова «скажи» и «повтори» нужно по-прежнему стараться избегать. Если ваш ребенок очень стеснительный, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда ребенок станет более уверенным и начнем проявлять уверенность в общении.
Одновременно с работой по вызову эхолалии (повторения за образцом) у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется в двух направлениях:
1) расширение объема пассивного словарного запаса;
2) формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняются, а также качествами предметов. Пассивный и активный словарь обогащаются за счет прилагательных, обозначающих размер, цвет, форму предметов.
Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов полностью исключается.
На первых порах для облегчения ребенку выполнения задания, взрослый может помогать ему с помощью интонации, например, слово «маленький» произносится высоким голосом, а «большой» - низким. Постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции, конечно же, поощряется. А если действие выполнено неверно, взрослый должен показать образец и не переходить к более сложным заданиям, пока не будут отработаны простые формулировки.
Инструкция может быть повторена не более двух – трех раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо предварительно дать установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу и сделай так, как я скажу». Использование такой настраивающей установки более эффективно, чем многократное повторение на фоне рассеянного внимания, когда родители много раз повторяют одно и то же, а ребенок игнорирует просьбу не из-за вредности, а из-за того, что занят чем-то более интересным.
Не считайте, что ребенок делает все вам назло.
Подумайте, может быть, вы сами не все делаете правильно.
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.

В этот период полезно также начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».
Занятия проводятся в виде игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный словарный запас и он активно общается со взрослыми.
Следите, чтобы игра и общение с вами
доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мячик в ящик», «Положи мячик на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый просит еще раз выполнить ту же инструкцию.
Чтобы ребенку была интересна эта игра, к работе привлекаются различные игрушки и сказочные персонажи. Даются поручения игрушке, любимому мишке, кукле («Мишка, спрячь пирамидку в коробку»). Ребенок «помогает» мишке выполнить задание.
Другой прием предполагает более активное участие ребенка. Это игра в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого – она «не руководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Мишка, посмотри под столом. – Нет под столом. Мишка, посмотри на полке. – Нет на полке» и т.д. При этом действия выполняет ребенок.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство ребенка с героями сказок; например, колобок, волшебный клубочек, Иван – царевич. Выбор персонажа зависит от осведомленности ребенка. В процессе игры моделируется передвижение сказочного героя, например: «Катился колобок, катился и закатился…»
Для контроля за пониманием предлогов, взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Спрячь тарелку в тумбочку» и т.д.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня машинку, поставь на место, а мне принеси зайку и т.д.»
По мере появления речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения действия, или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какую игрушку ты принес?» и т.д.
На этом этапе формирования речи пока не ведется целенаправленная работа по коррекции недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова. Основная задача родителей и педагога – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе общения допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок типа «Неправильно», «Скажи еще раз», «Повтори», «Следи за собой» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, неавторитарно, с опорой на положительную реакцию ребенка.
Примерный сценарий ситуации и правильного поведения взрослого.
Ребенок подходит к шкафу или полкам с игрушками и жестами или голосом просит дать ему машинку.
- Что тебе дать? Машину?
- Т-р-р-р-р-р
- Послушай и посмотри, как я скажу. Ма-ши-на. Ма-ши-на.
- А-тина.
- Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на.
- Матиа.
- Очень хорошо, умница. Вот тебе машина. Это ма-ши-на.
В данном случае взрослый создает ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется в ходе общения. Взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова (послушай, посмотри), т.е. использует сохранные у ребенка анализаторы, включается компенсаторный механизм за счет работы зрительного и слухового анализатора в их единстве. Приблизительный контур слова, который повторяет ребенок, с каждым повторением становится точнее.
Очень полезными на этом этапе являются чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с недоразвитием речи используются сначала простейшие сказки с циклическим сюжетом и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, то не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте рисунок.
Приведем пример беседы при чтении сказки «Репка».
Прежде всего, нужно уютно устроиться с ребенком в уютном месте, чтобы вас ничего не отвлекало.
- Посадил дед репку. Кто это? Это дед. Дед. Кто это?
Варианты ответов ребенка могут быть: - Де, дет, дядя.
В любом случае нужно похвалить ребенка.
- Правильно, это дед. Где у деда глазки?
- Что это?
- Азя.
- Хорошо, послушай и посмотри, как я скажу. Гла-за.
- Га-зя.
- Какой ты молодец! А где у дедушки нос? И т.д.
Подобные занятия не должны продолжаться дольше 7 – 10 минут, поэтому при рассматривании картинок взрослому не нужно «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз рассматриваются разные картинки. Разные детали картинок.
После того, как ребенок будет хорошо знаком со сказкой и научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию сказки.
- Сейчас ты мне поможешь рассказывать сказку. Будешь мне подсказывать. Смотри на картинки, они тебе помогут. Посадил…
- Дед.
- Правильно. (Взрослый показывает на репку).
- Епку. И.т.д.
Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из сказок, хотя и с грамматическими ошибками.

Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Можно переходить к овладению бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай …», «На …», «Хочу сделать …» и т.п., а также средствами выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности: «Привет», «Пока», «Спасибо», «Пожалуйста». Освоение таких конструкций проходит в предметно-коммуникативной или игровой форме, прямые инструкции «Скажи», «Повтори» по-прежнему отсутствуют; потребности ребенка только в ответ на речевую реакцию (нужно вызывать ситуации, в которых ребенок должен попросить, сказать, что ему нужно).
Взрослый должен создавать ситуации, когда он как бы не видит жестов ребенка, поэтому не реагирует на них, а на речь реагирует, т.к. ее слышно. Но действия взрослого не должны быть демонстративными. Необходимо создать ситуацию, чтобы все было натурально и поведение взрослого выглядело естественно. Например, мама стоит спиной к ребенку, потому что делает уборку, вытирает пыль и не видит ребенка, а услышать его просьбу она при этом может.
Не конфликтуйте ребенка, если от этого не зависит его жизнь и здоровье.
Вам еще долго растить вашего ребенка и вместе решать много проблем.
Сохраняйте добрые доверительные отношения с ребенком.
Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним.
Если ваша помощь была эффективной, то положительную динамику вы увидите в течение двух – трех месяцев. Если улучшения не наблюдается – обратитесь к специалистам (логопеду и невропатологу).

Я сама в работе с ребенком с ЗРР первое время не учитель,а клоун-анниматор:) Преодолеваем речевой негативизм.:)А потом....как начнем болтать!На тарабарщине..,а потом слоги,а потом трехсложные,понемногу чуть-чуть лог.зарядка и дышим носиком и играем-играем.Главное,не навредить.

копировать

Ну вот тем-то меня и удивляет наша система - в логосад только через заключение логопеда, который работает в поликлинике! То есть именно логопед ставит диагноз.

Оксана, в свое время я читала ваши рекомендации, они правильные, понятные, но в моем случае ни фига не помогли.:) Вот такой характер у ребенка. И с речью - как в анекдоте - повода не было:)
В общем, хочу сказать, что только мама/папа лучше знают своего ребенка и могут почувствовать есть проблема или нет. Но тут точно надо уметь затыкать уши при общении с официальной медициной.:)

копировать

Логопед дает логопедическое заключение. Диагноз может поставить врач, но не логопед.

копировать

Врач какой специальности ставит диагноз?
У меня два заключения - из поликлиники от логопеда и из института коррекции оной педагогики от комиссии (логопед, дефектолог, психолог) - в обоих стоит диагноз.

копировать

Вам выше ответили, логопед - это не врач, а педагог. Педагоги не ставят диагнозы.

копировать

Повторяю вопрос: врач какой специальности СТАВИТ диагноз?
Кто НЕ ставит меня не интересует.

копировать

Каким образом мне надо догадаться к какому врачу Вы ходили, если Вы сами этого не знаете?

копировать

Вам догадываться не надо, вопрос был к анонимному логопеду. к какому врачу ходила я тут:
http://eva.ru/topic/139/3096348.htm?messageId=79885569

Хотя это не имеет отношения к моему вопросу: если логопед НЕ ставит логопедический диагноз, то врач какой специальности СТАВИТ его, пусть на основании заключения логопеда?

копировать

а скажите пожалуйста на какую сумму расчитывать за занятие если у ребенка онр-1 уровень

копировать

Стоимость работы логопеда не зависит от проблем ребенка. Зависит от уровня квалификации и собственных представлений логопеда.:)
Наш логопед, например, с выездом домой 800рэ за 40 минут. Это и логопедическая работа, и подготовка к школе. Результатами довольна.

копировать

от государства - бесплатно. У частника всегда своя цена или цена центра в котором он работает.

копировать

Спрошу в этой теме .Стою перед выбором - идти в логосад в этом году или нет. Ребенку 4 г , ОНР 3 ур( 9 мес назад был 2 ур), прогресс налицо без занятий с лопопедом и с посещением обычного сада. В логосад переводиться не хотелось бы по -разным причинам : далеко, ребенку очень нравится коллкетив и воспитатели , привык и пр. Будет ли достаточно занятий с платным логопедом без посещения логосада? Если за год проблемы не уберутся, тогда без вопрососв переведемся в логосад в 5 лет.

копировать

вам это с врачом надо обсуждать, а не с подружками на еве

копировать

http://www.educom.ru/ru/education_system/center/
бесплатно для москвичей

копировать

так бывают такие центры, что даже если сами денег предложат не пойдешь.

копировать

у подружки второй ребенок уже вот сюда ходит, очень довольны
http://www.educom.ru/ru/education_system/center/severo_zapad/mir.php
без проблем в языковую школу попали

копировать

занимаемся в таком в Строгино - очень хороший прогресс у ребенка 4.5 лет, и спецы отличные. Мой погранично-аутичный ребенок быстро пошел на контакт (аутизм под вопросом), до этого центра чуть ли не УО светило - "спасибо" нашему неврологу в поликлинике!!!!! А в центре прошли многих специалистов и ЭЭГ сделали без проблем. всё бесплатно 100%