Не могу научить решать задачи? Помогите

копировать

Как помочь ребенку. Не умеет решать задачи. Учится в 3 классе. С математикой всегда было хорошо. Раньше были стандартные однотипные задачи справлялся хорошо, практически всегда решал. Сейчас ступор не может ничего решить. Если задачи связанны с геометрическими фигурами решает быстро и никогда не ошибается Если текстовые задачи, все, наступает ступор. Смотрит большими, круглыми глазами и говорит, что это решить нельзя. Что делать не знаю. Вот вчера решали задачу:в ателье было два рулона материи длиной 96м и 84м.Из них сшили плащи.Из второго рулона получили на три плаща меньше,чем из первого рулона.Сколько всего плащей сшили из каждого рулона? Полный ступор.

копировать

начать с программы первого класса , например, Петерсон и по схемам решать. Больше никак.

копировать

Ох, сама мучаюсь с этими задачами. Вообще не хочет думать- логически рассуждать.
купите или скачайте книжечку где написано как объяснять задачу. например эту http://www.labirint.ru/books/198894/

ребенок должен научится проговаривать задачу, раз наступил ступор, значит он этому не научился раньше на простых задачах, а решал их так как их легко было решать- сразу было видно что и как делать.
Он должен рассуждать вслух сначала научится.
Причем большинство задач рассуждаются "ОТ КОНЦА".
например
"В задаче нужно найти расстояние обратно, для этого надо знать скорость и время, но скорость нам не известна.
НО известно что она равна скорости туда.
По имеющимся данным мы можем найти скорость туда.
Ищем.
Теперь мы можем найти расстояние."

ну и другие в таком же духе- с обЪяснениями обязательнО!
например в вашей задаче я бы требовала от ребенка таких рассуждений примерно
"НАм надо найти сколько сшили плащей и каждого рулона. Для этого надо знать сколько было ткани всего и соклько ушло на один плащ.
Мы знаем сколько ткани врулоне, но не знаем сколько уходит на один плащ. Надо найти ск. уходит на 1 плащ.
Мы знаем, что из второго рулона сшили меньше плащей чем из первого на 3 штуки.
И потратили меньше ткани.
значит мы можем найти сколько потратили ткани на 3 рулона. Ищем.\
ТЕперь мы можем найти соклько ткани уходит на 1 рулон.
Ищем.
Теперь мы можем найти ответ - посчитать сколько плащей можно сшить из каждого рулона.

Ну или как-то так примерно.
Тут важно именно постоянное проговаривание и объяснение, иначе дальше когда еще сложнее будет все еще только больше запутается.

копировать

Рисуйте условия задач. С помощью рисунков пытайтесь объяснить.

копировать

рисуйте
если и с рисунком не понимает - повод сходить к нейропсихологу, может так какие-то межполушарные и типа того проблемы и надо как-то особенно преподносить информацию

копировать

не помогают нейропсихологи, обращались с этой проблемой... проводят общий курс коррекции в 20 занятий за бешеные деньги.... а про задачи говорят надо учить планировать и все.

копировать

Правильно надо брать программу первого класса и учить читать условия и думать

копировать

Ну так только опыт..Каждый день по 5 задач- от самых простых в 1 классе до тех,что сейчас дойти.

копировать

1. Научиться читать задачи и выделять условие. Пусть читает столько раз, сколько необходимо. Перечитывает снова и снова. В Вашем примере ребёнок должен вычленить главное - из 84м сшили на 3 меньше, чем из 96м. Материя, плащи, яблоки, мешки - это всё неважно!
2. Нарисовать картинку, схему, табличку - как угодно, как удобно и как понятно.
3. А дальше, конечно, уже методику надо бы знать тому, кто с ребёнком занимается. Тут подошла бы примерно такая схема:
- Мы знаем сколько плащей сшили из первого рулона? Из второго?(нет)
- Мы знаем, сколько метров в первом и втором рулоне? (знаем)
- А что нам необходимо ещё знать, чтобы подсчитать, сколько получилось плащей из каждого рулона? (сколько материи уходит на один плащ)
- Мы знаем, сколько материи уходит на один плащ? (нет)
- А что нам известно о количестве плащей (из второго рулона их сшили на три меньше)
- А почему их сшили на три меньше, как ты думаешь? (потому что рулон короче)
- Нам известно, на сколько короче рулон? (можем узнать 96-84=12(м))
Вот тут картинка поможет. Надо нарисовать два отрезка. Верхний длиннее, нижний короче. Разницу на длинном отрезке обвести другим цветом. Подписать, где 96, где 84, где 12. Ну и для наглядности, прям сверху нарисовать три плаща над отрезком в 12м, а потом разделить его на три части. Проговаривая, что именно за счёт этой разницы в длинах, удалось сшить на три плаща больше.
- Теперь мы можем узнать, сколько материи ушло на один плащ? (да)
Ну и дальше возвращаемся к началу диалога.
Как-то так. Ну и, конечно, практика. От простого к сложному возвращать ребёнку уверенность в собственных силах.

копировать

Я бы, видя такие затыки, начала задачи упрощать пока не опущусь на уровень, который ребенок понимает, и не найду место затыка.
Тяжело предполагать не зная, в каком уровне знаний своего ребенка вы уверены.
Но возможные варианты движения:
Уменьшить цифры. Не 96 и 84, а например 16 и 10. Может быть ребенка просто пугают большие числа.
Дальше можно попробовать не 3 плаща, а 2. Может у ребенка сложности с делением на 3. Если все равно затык - уменьшить до одного. И менять образы на что-то более понятное ребенку:
две вазочки, в одной 16 конфет, в другой 12. Накладывают конфеты в подарки на новый год. из второй вазочки получилось на 1 подарок меньше.
Если опять не поможет - задавать наводящие вопросы. В общем, найти узкое место.

А, и вот еще: я заметила, что у моего ребенка затык, когда дело касается ситуаций, когда ключевые числа неизвестны. Хотя они не важны сами по себе, но их отсутствие приводит ребенка в ужас. Он готов сразу сдаться. Что-нибудь типа "конфеты разложили на две тарелки и взяли с каждой тарелки половину конфет Осталось на двух тарелках всего 3 конфеты. сколько всего было?". Факт что вначале не ясно сколько было, и не ясно как именно они были поделены между двумя тарелками, шокировал ребенка. Ведь они же могут быть разделены между тарелками и так, и сяк, миллион вариантов! Конечно задача не имеет решения!
Но вот одну задачку мы с ним разбирали в 2 захода, на третий заход он начал понимать как с этим живут, на четвертый до него дошло, на пятый пошло. 5 дней в течение 2-х месяцев. Сейчас уже начал их щелкать. Еще десяток дам и тему можно будет закрыть.
Или: из коробки конфет мальчик взял 4 конфеты, потом вернул 2. Больше или меньше конфет стало в коробке и на сколько?...
Ребенок решает более сложные задачи, но вот в такой формулировке он их не воспринимает. Отрабатываем давая подобные задачи (задачи можно усложнять, менять конфеты на шарики, менять цифры, в общем обставлять по разному, но суть-то будет одна)

копировать

+1000

копировать

классно :-)

копировать

:)) Хороший рассказ :)
А если бы ребенок умел использовать иксы, он бы ее решил намного быстрее :)

копировать

<не туда>

копировать

Разбивайте задачи на типы. И прорешивайте каждого типа по несколько задач, пока не дойдёт. Типов задач не так уж и много - на скорость/время/расстояние, на производительность, на проценты и т.д., мне сейчас не сориентироваться что проходят к 3-му классу, но смысл понятен.
Составьте вместе схему или краткую запись - что известно, что надо найти. Объясните схематично алгоритм решения такого типа задач. Дальше - придумайте подобные. Скажем, из столько кг яблок закрыли столько банок варенья, а из столько кг - на столько-то больше. Из дерева настрогали полочек. Из бумаги сделали блокнотов. Дальше наоборот - пусть будут известны количество плащей и метры в рулонах, а найти надо сколько метров идёт на плащ. И т.д. Поиграйте с условиями. Потом он встретится с задачей, где из чего-то делают чего-то и вспомнит, что это такой тип задач, "как про рулоны", его решать так-то.

копировать

Рисовать задачи,чтобы ребенок увидел наглядно и понял. Можно в реале резать.

копировать

Зато, когда учителя занижали оценки,за что деточка не понимал разницу между умножением рублей на число табуреток или количества табуреток на рубли, мамаши громко орут что это не справедливо и что разницы нет
Вот вы добились того что ребенок никогда не задумывался что он делает

копировать

Рисуйте условия задач. Я всегда объясняю, начиная с "дай ручку и листочек", и схематично рисую все, что написано буквами. И чудесным образом все понимается.
Числовые примеры объясняю "на конфетах", то есть даю аналоги, переведенные в предметы, не 3-2=?, а у тебя было три конфеты, две утащила сестра, сколько осталось?" Тоже доходит быстрее.

копировать

+1
В задачах главное записать условия математическим языком.

копировать

ручка и листочек - наше ВСЁ! ;)
согласна
а чем старше, тем актуальнее - геометрия, физика.

копировать

Моя дочь тоже плохо решает задачи. Учу ее играть в детектива :-) Школьные задачи так устроены, что в каждом предложении есть определенная информация. Читаем каждое предложение по отдельности и стараемся из текста сделать все возможные выводы. А потом из полученной инфы находим ответ.

Например..
"в ателье было два рулона материи длиной 96м и 84м."
Разница между цифрами 12
"Из второго рулона получили на три плаща меньше,чем из первого рулона."
Разница в кол-ве плащей 3 шт
Ищем что можно вытащить из уже известных цифр.
12/3= 4 кол-во плащей в разнице рулонов
94/4=24 кол-во плащей в 1 рулоне
84/4=21 кол-во плащей во 2 рулоне

Вот и получается на 3 рулона меньше.

Кстати, в подобных задачах у нас еще указано, что на плащи ушло одинаковое кол-во метров. Так проще :-)

У нас потихоньку дело двигается. Но конечно дело в кол-ве решенных задач :-)

копировать

Только 12/3=4 это кол-во метров на 1 плащ, а не кол-во плащей) Кол-во плащей в разнице там 3

копировать

Больная тема, всегда начинаю с дай ручку и листок!!! Долблю это уже несколько лет. Ну не воспринимает он эти рисунки, как-то научился решать, но совершенно по-своему, в голове. Теперь чаще приходит спросить, верно ли он сделал. Я рисую, а он говорит, а, ну я так и думал.

копировать

Есть еще хороший способ: попросить ребенка объяснить вам, как он решал задачу. И задавать ему простые-простые вопросы, какие задал бы дошкольник, совсем не разбирающийся в математике. На объяснении очевидных вещей до человека доходит логика своих мыслей и дыры в логике.

копировать

решать, решать и решать, каждый день . Купите сборники задач, придумывайте сами, только с опытом придет, ну и схемы учите рисовать.

копировать

Скроюсь, стыдно. Я эту задачу с пол-пинка не решила. пипец!

копировать

Эта задача достаточно крутая для 3го класса. Если ребенок не умеет решать задачи уравнением, то другим способом без объяснения этого способа для него решить невозможно. Помимо того,что современного ребенка тянет поспать от всех этих"ателье", "тракторов", "труб", "покосов","надоев","гектаров" и тд,он с трудом представляет себе процесс создания плаща, так еще и задача сама по себе достаточно сложная и требует предварительного объяснения к самому способу решения.
А решается она методом отрезков. Начертите 2 отрезка один под другим, один немного длиннее и объясните,что вот эта разница в длинах у одного из отрезков и есть то количество метров, которое пошло на 3 плаща. А на сколько один "отрезок" больше другого? На 12 м. Делим 12 на 3 получаем 4. 4 метра на один плащ. Дальше решите уже легко.

копировать

Что в ней прям такого сложного, сын быстро решил.
Кстати они практически все задачи сейчас решают с отрезками.

копировать

ничего крутого в задаче нет, решается средним третьеклассником элементарно, без всяких иксов, а уж процесс создания плаща, я и в 41 плохо себе представляю, что не мешает мне понимать о чем идет речь (моему ребенку также), просто детям бывает сложно вычленить из задачи основные условия, вот если научить не отвлекаться на процесс создания плащей, то и проблем будет меньше

копировать

Узорова,Нефёдова 'полная энциклопедия для начальной школы' - все задачи разбиты на типы,к ним даются пояснения и примеры.

копировать

подскажите плз, это??
1. http://www.labirint.ru/books/241604/
2. Или это?? http://www.labirint.ru/books/345287/
3. Или это?? http://www.labirint.ru/books/198097/

А то мы запутались уже в этом лабиринте книг

копировать

Номер три из вашего списка.

копировать

спасибо ОГРОМНОЕ, побежали заказывать

копировать

Я с этим так и не справилась, отдала на откуп репетитору. Сколько учебников я "иллюстрациями" обеспечила )) нет, не всем помогает рисование. Хоть обрисуйся :(

копировать

Это проблема с понимание текста, к сожалению. У нас вот примеры решаются отлично, а задачи идут туговато. Если разобрать с дочкой поподробнее, что случилось в задаче и в какой последовательности - решат отлично. Но вот самостоятельно в этом разобраться ей сложновато.

копировать

Схему надо всегда чертить. Правильная схема - решение готово. Ну на данном этапе

копировать

Узнаю брата Колю :((( у старшего математика "посыпалась" как раз в третьем классе. 1) просите задачу пересказать - о чем речь, что случилось, как в рассказе 2) на игрушках все "рисуйте" - нам советовали брать детальки лего и по кучкам раскладывать, перекладывать и др. В нашем случае проблема "не вижу задачу за цифрами" осложняется тем, что ребенок не чувствует цифры вообще. Его н смущат, что остаток приделении больше делимого и др. Но в любом случае, метод,окотором я говорю, очень помогает. Удачи!оченьнадеюсь, что Ваша поблема временная, сама помню, как у меняв началке вдруг пошли тройки по математике и отецм начал заниматься со мной... Сижу, читаю задачу и ничего не понимаю :(((

копировать

Я 5-6 классников, которые имели подобные проблемы ,просила рассказать задачу полностью. Т.е. выучить как стихи.
Тогда переходили к пониманию, рисунку.
Некоторые после заучивания текста уже делали "ааааа, понятно".

копировать

ох уж эти задачи, наша головная боль( 5 кл)И вроде отличница-но как задача-4 раза надо перечитать,чтобы врубиться.Я уже и представлять прошу, и картинку рисовать...Примеры щелкает- а задачи-это ужас.А уж на логику-это вообще караул.Вот сейчас купила спец. задачник с интересными задачами-будет время-будем тренироваться.

копировать

Самое главное-"перечитать", т.е. понять смысл задачи. Кому то пары раз хватит, а коу то раз 6-8.

копировать

если бы на контрольной еще было время перечитывать...

копировать

А ребенок понимает, что значит "материя", "рулон", "сшили плащи"? Если в ту же задачу подставить что-то совсем примитивное типа "купили помидоры и яблоки", тоже будет ступор?

копировать

тут главное научить ребенка расписывать условия задачи. Т.е. есть цифра и что она означает, что можно найти зная то, что имеется и что неизвестно.
Так учу своих дочерей, тоже 3 класс.
Прошу самостоятельно расписать условия задачи, потом проверяю.
И тут конечна нужна практика.
Еще могу посоветовать решив одну задачку, дайте примерно такую же, поменяйте слова, например вместо груш напишите яблоки, чтоб сам разобрал. Тогда у него лучше закрепится способ решения.

копировать

У нас такая же проблема:( причем именно в 3-м классе с этим стало совсем туго. Но честно, некоторые задачи я сама понимаю не сразу. Тут на контрольной была задача в 4 действия, да еще так закручена, что сразу и не поймешь, о чем речь!!!
Пока пришла к такому плану действий:
-прочитывать задачу по несколько раз и задавать наводящие вопросы;
- рисовать схемы или краткую запись к задаче (действительно иногда сразу все встает на свои места)
- тренироваться решать похожие задачи с не такими пугающе большими числами
Для себя нашла замечательную книгу Узорова, Нефедова полный курс математики 3 класс. Там задачи сгруппированы по темам, при этом числа в условии не пугающе большие и в начале каждой темы подробно разбирается пример, задача на эту тему. Если надо могу прислать в эл. виде.

копировать

Потому что им икс до сих пор не ввели, а задачи уже такие решают, с неизвестным. Загадка для меня - почему?! Я тоже сначала даже не знала как объяснить, логику рассуждений построить так, чтоб ребенок понял. Как-то корявенько я донесла, уж не знаю, как у дочери это все в голове отложилось, но вроде бы делает.

копировать

Все просто: тут же придумываете задачу более простую как понятийно,так и на цифрах.Рулоны заменяете на понятное,а цифры в пределах 5.Потом усложняете и в результате многих заходов приходите к этой задаче.И второе: на каждую непонятную задачу придумываете еще 5 подобных-вместо плащей-куртки,вместо 90-45...Все должно дойти до автоматизма...

копировать

Надо было раньше думать, сейчас уже поздно.
Когда отца ребенку выбирали.

копировать

Это 5!!

копировать

Согласна. Надо на первое свидание с листочком задач приходить, на логику. Если не может решить, сразу до свидания.

копировать

А может наоборот?

копировать

Надо было думать, когда в 1 класс отдавали. Программа+учитель и из любого ребенка можно сделать дурака, не понимающего задачи. Теперь только сначала начинать. Репетитор на лето по нормальному учебнику.

копировать

ТОП 13 ГОДА. Там ребенок уже школу окончил и всему научился:chr2

копировать

Ахаха. В этом году оканчивать должен вроде тогда уж. Может ещё не всему научился и. Егэ покажет)

копировать

Ой, точно)) И кто это все вытаскивает на свет божий?)))