как научить писать сочинение?

копировать

Мы тут начали в школе писать, есть у ре проблемки. Правда мне говорят, что начали рано, 3 класс . Чего посоветуете?

копировать

А с чем конкретно проблемки?

копировать

С изложением мыслей: их куча, скачут одна за другой, он их выхватывает,записывает. Получается не связано, да и от плана далеко. Пишет по плану, а читаешь, как будто его и нет. Окончание смазано. То есть бац, поток мыслей иссяк, а начиналось все не плохо. Еще предложения простоты, хотя учитель говорит, чем проще, тем лучше. Изложение суховато, как будто энциклопедию читаешь.

копировать

В поисковике введите такие сочетания - опорная схема, учимся писать сочинение. Совершенно бесплатно т.е. даром в сети много рекомендаций и примеров на этот счет. А дальше все дело опыта!

копировать

Слабыми концовками грешат даже именитые писатели, например Лукьяненко :) Так что ваш ребенок в хорошей компании :) Но все же наверное стоит ему просто дать несколько шаблонных концовок для начала.
Связанность рассказа требует как минимум хорошо развитой общей логики. Я сейчас читаю много "сочинений" взрослых людей, и многие грешат нелогичностью. Если с логикой все хорошо и это сложности именно речевые, тогда возможно поможет логопед. Или хотя бы регулярные рассказы по картинкам с использованием оборотов "поэтому", "следовательно" и т.д.
Суховатые изложения - тренируйте с ребенком эпитеты, учите его их употреблять. Это отдельная тема. Тоже может позаниматься логопед.
Простые фразы на мой взгляд это хорошо, особенно в офисных документах :) Почему-то всем нравится завернуть фразу так, чтобы никто ничего не понял, но звучало умно. Ну а в сочинениях конечно нужно еще красоту слога и языка. Хотя если ребенок планирует быть технарем, он вполне переживет без красочных эпитетов. Не всем быть Пушкиными.

копировать

;-) про концовки поняла. Где эти шаблоны взять?
С логикой проблем нет, скорее проблемы речевые . Обороты используем в речи, нам учитель так посоветовала. Побольше рассуждать, высказывать мнение по любой ситуации развернуто. Пытаемся читать больше. Говорят, помогает. С красотой слога сложно. Эпитетов не хватает, да и те произведения в школе, что дети проходят, не способствуют развитию.

копировать

Концовку я бы сама придумала. Но может и есть где-то в инете.
Эпитеты я бы просто гоняла ребенка дома, каждый день по 5 минут: придумай эпитеты к слову "стол", а теперь к слову "погода". Для начала 5 минут в день. Через неделю - 10 минут в день. И если куда-то идете вместе, то на улице по дороге спрашивать о том что видите - дерево какое? дом какой? асфальт какой?... И при регулярной тренировке через месяц он будет круче Толстого. Или через 2 :) Школьные произведения, будь они хоть самыми красивыми, не натренируют ребенка. Показать - могут, а натаскать - это все же дома самостоятельно.
По красоте слога я обалдеваю от Олди - столько образов!
"- Щербет! Вкусней поцелуя красавицы! Гуще крови героя!
...
И вот этот кисломордый иблис, чья душа — потемки, чье сердце — омут смердящий, а руки подобны крючьям могильщика, и говорит мне скверным голосом"

Но толку прочитать это ребенку? Половину он не поймет. Кроме того, так и взрослый вряд ли напишет.. Однако тренировкой можно научить и этому:)

копировать

Вы так хорошо пишите! МОжет еще что-то подскажите в плане эпитетов и т.п. для развития красоты речи.
ПРичем мне надо не только ребенку но и самой.
ЧИтаю много, обожаю читать.
НО вот со своим изложением речи проблема.
ПОсоветуете может что посомтреть?
ВОт например Вы сказали с ребенком подбирать эпитеты к словам - стол и т.п.
ТАк я сама к нему подберу только наверное 5 слов, простых.
Где бы поупражняться, посомтреть лексику эпитетов???

копировать

Значит играйте с ребенком вдвоем. Дома мы играли так:
лежат конфеты/орехи/палочки (которые заменяют собой приз).
Есть слово. Кто придумал к нему эпитет, тот забирает себе палочку/конфету. Когда все палочки переехали к одному человеку (чаще - к ребенку), данная игра (данное слово) закончено, а победитель получает приз или очко. Конечно родитель свои эпитеты должен приберегать, уступаю ребенку. Но все равно их придумывать-то надо.
Вы придумали 5, ребенок придумал 5.
Переходите к следующему слову.
Мне кажется, что это не вопрос знания слов. Ведь когда и вы, и ребенок эти слова читаете в книжках, вы же их все знаете. Это вопрос вытаскивания этих слов из нужных участков памяти. Они там в пассиве. И надо заставить эти участки мозга работать.
Если вы с ребенком вначале будете вспоминать то что вспоминается, 5 значит 5, но главное будете делать это регулярно, то через пару недель эти участки мозга активируются и вы сами удивитесь, откуда начнут слова появляться. Только единственное - нужна именно ежедневность (с пропусками, понятное дело, не всегда время есть, но они должны быть редкими), и минимум месяц.
Если предполагать, что дело именно в пассиве языка, то можно потестировать и себя и ребенка не только на эпитетах, а на заданиях типа "назвать 10 фруктов". Если 10 легко- назвать 20. Если фрукты легко - назвать профессии людей или даже имена девочек. Это не так просто как кажется. Понимаешь что всего этого много, но когда начинаешь воспроизводить, затык наступает быстро :)
А где эпитеты брать, если уж их брать (хотя на мой взгляд это не обязательно) - посмотрите логопедическую литературу в магазинах. Зайдите в этот отдел и честно глазами посмотрите что в этих книжках. Там будет много разного, но в одной-двух вероятно будет материал, который вам подойдет.
Самые простые эпитеты по-моему были в книге "1000 вопросов для поступающих в школу" Узоровой. Ее и в инете можно скачать.
И еще вариант - позвать логопеда. Эти темы по их части, у них и методика есть. Я-то сейчас сама придумываю, как я бы поступала или как я поступаю.

копировать

Спасибо Вам за подсказку с игрой в эпитеты.
Детям очень понравилось, даже 5ти летний ребенок подбирает слова, причем я с ним не собиралась играть, стала спрашивать у старшего, а он " я тоже хочу, я тоже!".
Теперь перед сном играем по неск. минут. Без конфет и прочего, просто кто последний придумает эпитет к заданному слову.
ПЛюс еще купила книгу одну по эпититам, вот скоро доставят, обновлю свой словарный запас и буду выигрывать :)

копировать

А что за книжка? Я искала книжку по синонимам, все перерыла, купила в результате школьный словарь синонимов, но он для игры совсем не подходит :( Или с большим натягом.

копировать

Словарь литературных эпитетов. В лабиринте всего 50 рублей стоит.
Но пока еще его не получила.
ТОлько фото "внутренностей" видела (там же на сайте), вроде интересно.

копировать

Спасибо вам большое за советы. С эприметами и у нас с мужем получилось не суперски , нашла и заказала словарь эпитетов . Причем у мелкого неплохо получается придумывать.
Там внизу пару наших творений. Муж грит много хочешь от ребенка, причем явно не гуманитария.

копировать

Свет, имхо, только практика. Нужно написать сочинений 5-7-10 минимум, чтобы осознать что и как. Не обязательно длинных и заумных, достаточно "как я провел выходные" и "мои любимые вещи", на них разбирается что не так, и потом это уже как аксиома укладывается в голове.

копировать

Привет:-) мы как раз начали писать маленькие про зиму, про любимый мультфильм, про домашнее животное. По ллитературе постоянно пишем 4-5 предложений нравится, не нравится текст, почему, оцениваем ситуации и поступки героев. Тут получается хорошо.

копировать

а как у ребенка получались изложения с продолжением? На них очень хорошо и концовка и структура отрабатывается.
А еще есть специальные пособия, мы пользовались такими из серии "умники и умницы", сначала "учимся писать изложения и сочинения", потом всеми следующими.
Первая попавшаяся ссылка на них:
http://www.labirint.ru/series/4436/

копировать

Нормально получаются, правда в последнем концовка получилась неожиданная. Складывается впечатление,что не знал чем закончить.

копировать

объясните про форму, это должно быть железное правило: вступление, основная часть, заключение.
Так пишутся и сочинения, и дипломные работы. Странно, что в школе этому не учат!

копировать

Не рано. В третьем классе и начинают учиться сочинения писать. По какому пособию с ними в школе занимаются?
У наших в 3 классе вот это: Тикунова, Корепанова "Пишем сочинение по картинам русских художников. 3-4 класс."

А во 2-м классе (да, именно со 2-го класса наших стали учить писать простенькие сочинения) было пособие тех же авторов, только сочинения были просто по картинкам, а не по картинам русских художников.
Если есть проблемы, пишите больше изложений. Я имею в виду - дома, самостоятельно. :)

копировать

Нет у нас никаких пособий.

копировать

Советую купить и позаниматься самостоятельно - летом, например.

копировать

Личный опыт. Я тоже долго не могла понять, как писать сочинения. Вот именно по этой причине - мыслей куча, они скачут, упорядочить не получается. А потом я перешла в новую школу - самую что ни на есть дворовую, кстати, просто родители переехали, - и там была совершенно убийственная дама-учительница. Диктанты у нас были через урок, сочинения - раз в неделю точно, чаще 2 раза. Небольшие и несерьезные, на полстранички - уже сойдет - но как же это все вырабатывало навык! Спасибо большое, Ирина Дмитриевна, хотя в те школьные годы я вас почти ненавидела :)

копировать

Моего в школе учат так.
Пять предложений. Пишем на разных листочках.
1. Начало: "Вчера мы с мамой ходили в зоопарк"
2.Вводное к основной мысли:"Там мы видели много зверей."
3. Что еще на главную тему. "Еще там были карусели."
4. И еще выдавить что-то по теме:"Мама мне купила сладкую вату."
5. Заключение:"Мне понравилось в зоопарке."

А вот потом, когда в башке и на бумаге уложилась эта последовательность (на самом деле это обычный план), начинаем добавлять по одному предложению к каждой части. Например, к первой добавляем:"Сперва мы ехали на троллейбусе, потом шли пешком."; ко второй:" Там были медведи, слоны, черепахи..."
И тыды. Если мощи не иссякли, добавляем по третьему предложению.

Научить писать сочинения, строго говоря, нельзя, писательский дар или есть или нет. А вот оформлять графоманство на заданную тему в грамотную форму- можно. И нужна просто практика. Я бы сказала, в третьем классе- это не "рано начали", а поздно. Нашим по 6-7 лет, эти сочинения они пишут еженедельно.

Можно еще один хитрый ход произвести. Проговорить это сочинение устно, записывая на диктофон. Потом расшифровать и расставить мысли в правильном порядке.

копировать

Спасибо. Очень наглядно. Нас учат примерно также. По каждому пункту плана минимум по 1 предложению, желательно 2-3. Типо такого, как у вас сочинения у нас получилось про домашнее животное, про любимый мультик.

копировать

Для наглядности. Изложение с элементами сочинения. Тополь.
План.
1 хрупкие ветки.
2 Ветка оттаяла.
3. Забыла о ветке.
4. Ветка проснулась.
Морозной зимой хрупкие ветки ломались и падали в снег. Оля подняла веточку. Примерзшие к коре льдинки зазвенели будто стекло.
Девочка поставила веточку в воду. Ветка оттаяла . На ее коре стали появляться желтые почки.
Долго стояла весточка в вазе. Оля забыла про нее.
Из трещин что-то выскочило. От этого шел запах. Свежий, весенний запах тополя.

копировать

Еще для наглядности.
Зимний денек.
Чудесный зимний денек. На небе плывут седые облака. С деревьев летит светло- пушистый снег. С крыш он падает словно лепестки с роз. Я очень люблю зиму.

копировать

По-моему хорошие сочинения. Короткие конечно. Но с эпитетами все хорошо.

копировать

ТОже так думаю, совершенно чудесное сочинение в плане эпитетов.

копировать

мы по программе Школа 2100 - у нас пособие по литературе как раз способствует развитию написания сочинений :) Мы сказки давно сочиняем :) 3 класс

копировать

План - вот что самое главное.
Будет план, будет порядок в мыслях, логическая последовательность.