Как "включить" долговременную память?

копировать

Мучаюсь с обучением уже второго ребенка. Проблема - у обеих очень сильная кратковременная память. Текст на любом языке, ноты легко запоминаются страницами чуть ли не с первого прочтения. Отсюда проблемы - например, ребенок уже хорошо играет на фортепиано, но до сих пор хорошо если знает ноты первых двух октав, ребенок в 1 классе решал длинные сложные примеры с кучей скобочек и задачи в несколько действий по шаблону, не особо нуждаясь во вникание в материал. Т.е. разобрали первый пример, дали еще 5 аналогичных на отработку - она шпарит по шаблону, не въезжая даже, что пишет. Громадная проблема с английским - читает текст и сразу его запоминает, перевод слов не нужен, грамматика не нужна, впрочем, перевод может запомнить отдельно, дословный, но никак не связывая его с английским вариантом. Теперь вот столкнулась с аналогичной проблемой у младшей. Математику, слава Богу, ей проще прочитать и решить, а вот английский - та же история. Садимся заниматься - ребенок ничего не помнит и не знает из пройденного. Напоминаю ей слово или грамматическую конструкцию - она больше в этот урок тут не ошибется (ну, пока до следующего слова не дойдет), но сколько б мы не гоняли по кругу эти слова и конструкции, на следующий урок мы начнем с нуля. Учительница говорит: "закрывайте слова рукой и пишите по памяти" Да легко, если она их только что прочитала. Но уже через час она не то что написать, но и даже вспомнить что там за слова были не может. Понятно, что многократными повторениями, но тут уже слезы-сопли: "Я все сделала правильно, все сама написала, отстань от меня!" А проку, если при правильно сделанном задании в голове ничего не откладывается? Да и как оно отложится, если усилие почти не прилагалось? Может кто знает, как таких детей учить правильно?

копировать

ну что касается английского, смените тактику. Не надо перевод запоминать. Перевод - враг изучения языка, на самом деле. Память на слова должна быть ассоциативной. Словари в картинках продаются, не очень удобно, правда, ими пользоваться, я вот рисую слова сама быстренько схематично, там особо красиво не требуется). Словосочетания - тоже лучше ассоциативно запоминать, со слуха, сказанные эмоционально, с характерно расставленными акцентами, после этого можно картинки из интернета распечатать и отдельно сами фразы напечатанные и попросить ребенка соотнести, проговорив каждую. Абсолютно к любой фразе можно картинку натырить из гугла. Таким образом, фразы будут соотноситься с ассоциациями.
По поводу плохой памяти - я вот не жалуюсь вроде на память с английским, но вот с удивлением заметила, что немецкие слова как-то не очень запоминаю, ко многим возвращаюсь по многу раз, прям сама себе удивляюсь, обнаружив, что это опять все то же слово :)

копировать

Спасибо. Про словарь мысль. И со старшей, правда, муж стал словарь составлять. Правда, перевод они пишут, но она уже довольно большая. Но ведь и грамматика в голове не очень оседает. Т.е. по образцу она очень быстро все слепит и текущие контрольные у нее нормально, а вот если чего-то из старого дать, то тут уж как повезет. У младшей всегда большущая домашка, где слова надо вписывать, и предложения по образцу составлять, вроде, столько сделав должна запомнить уже, но опять же, вот она в буквах путается, в начале урока ей напомнишь несколько для нее самых трудных - весь урок помнит, на следующий день (а если через день, то уж точно) - опять все эти буквы-звуки улетели. Те же прилагательные - позавчера мы с ней все проработали, не ошибалась, сегодня села вписывать - ни одно не помнит, что значит. На слух восприятие у них явно не ведущее, когда пытались только на слух учить, вообще результат нулевой был, на текст опираться проще (при этом, как ни странно, хорошо читать уметь им и не обязательно).

копировать

Ну у нас примерно также, только у сына всегда плохо с чтением было, поэтому чтение по-английски это у нас вообще швах, он не узнает написанными слова, которые знает со слуха. А про упражнения- то же самое - им иногда чуть ли не десяток задают, вроде все сделали, поняли, а на деле- плавает он а грамматике. Ну что сказать- язык берется попой. Грамматика, после того, как ее разжуют, наматывается на большое количество прослушанных текстов, тогда они преобразуются в речевые штампы, которые употребляются не задумываясь. Без толку все время учить грамматику. Мы вот аудиокниги разбираем с ним. Вот тупо сначала слова я ему показываю в картинках желательно, потом слушаем, разбираем, повторяем каждую фразу, по ходу обращаю внимание на применение грамматики, которую он уже знает. Читаем текст. Трудоемко, конечно, но результат будет точно, я это знаю, когда ты 100 раз, скажем, услышал в разных вариантах грамм конструкцию, которая тебе понятна , ты ее уже машинально употреблять начинаешь.

копировать

Понятно. Просто меня удивляет, что у ребенка, который стихи, например, может часами без остановки рассказывать, так тяжело язык идет.

копировать

Значит со слуховой памятью у вас точно все нормально, и не придумывайте себе! :) просто язык- он по определению должен постигать со слуха и связывать речевые штампы с ассоциациями. Но не с грамматикой и с переводом на другой язык. Ну я так считаю.

копировать

Мне кажется, вы путаете. У ваших детей проблема как раз с кратковременной (рабочей) памятью.
у них проблема связать только-что вы учебую инфу со старой.
Хотя, насколько я поняла, долговременная память у вас как раз в порядке.
Разница в кратковременной (рабочей) и долговременной:
рабочая память отвечает за "что": понятия, сообразительность (в смысле, что это, как это связать с существующими знаниями, как-то так...)
Долговременная память - это "как" (как решаются примеры, как повторить какое-то движение, которое требует последовательность исполнения) Почти рефлекторные движения. Как-то так, я просто пытаюсь с английского рассказать.
Проблемы рабочей памяти довольно распостранено и является сопутствующим явлением во многих отклонениях (дефицит внимания, например)

копировать

Ну, как будто бы, только что выученное никак не записывается в общую информацию. Оно есть пока урок идет, урок закончился, ребенок это у себя "потер". Наверное, надо чаще. Но, блин, жизнь - это ведь не только английский.

копировать

у меня в детстве похожее было(на мой взгляд)
Никогда не учила и не читала никакие устные предметы дома, знала, что мне надо пробежать глазами параграф на перемене перед уроком и сразу тянуть руку, если в ближайшие 10 минут спросят- отвечала параграф почти дословно и получала 5. Если проходило минут 20, ничего бы из этого параграфа не смогла воспроизвести и ни на какой вопрос по нему не смогла бы ответить.(Часто пихали меня на конкурсы чтецов и тетральные- там призовые места, выразительно рассказывала хоть Бородино, хоть прозу дословно)
Английские тексты и топики могла хоть русскими буквами под диктовку записать и слёту пробежав глазами воспроизвести на 5. По языку отметки всегда были : 5,2,5,2,5,2.... 5- за пересказ, 2- за вопросы тут же по тексту этому же.
Формулы, чтобы в памяти остались- это со слезами и соплями, таблица умножения тоже..
Математика- на порядок действий и уравнения- запросто, а вот задачи- только по очень хорошо известному шаблону- чуть не та формулировка и всё, я не знала как решать, причём даже простейшие задачи на движение для 3-4 класса уже к окончанию школы.
Из кратковременного запомненного глубоко оставались только красивые фразы и обороты речи обрывочные из русского языка, вворачивала их в сочинения и писала их всегда хорошо.
При этом я сама по себе была ужасно несобранная, рассеянная и невнимательная как по жизни, так и в уроках.

Так перекантовалась в школе и достаточно удачно поступила в гуманитарный ВУЗ, там тоже весьма неплохо проучилась. А вот лет в 20-23 меня "накрыло", кратковременная память работала уже не так успешно, зато запоминала надолго. Далее происходило странное- вдруг начало ассоциативно само всплывать то что было в кратковременной памяти. Вдруг ни с того, ни с сего мог всплыть параграф про франко-прусскую войну или наспех сданный Кант с Юнгом в ВУЗе.
Сейчас мне почти 40 и память запоминает надолго многое с подробностями, многое из школьной программы наконец-то "дошло",я сама себе удивляюсь, когда дочка подруги хнычет в 8 классе, что не понимает чего-то по алгебре,подруга раздражается, что уже мало чего помнит, а я вдруг понимаю, что откуда-то помню как это решается и могу объяснить почему(хотя сама в 8 и даже в 11 классе такое бы ни в жизнь не решила),теперь я очень внимательный и собранный по жизни человек, память работает явно лучше и мне гораздо легче жить, понимать и связывать в мозгу что-то между собой, чем в юности.
Вот кто его знает почему так и отчего это зависит у людей. Жалею только, что возможно, знала бы крепче много больше всего, если бы всё это включилось в школе.

копировать

Попробуйте искать в тексте или наборе слов НУЖНЫЕ слова, (сочетания букв).(ТЕ что в правиле).
ПОСЛЕ изучения правила, мы всегда ищем в текстах ненужных книжек ОБЪЕКТ из изученного правила
(1-2 страницы)(существительное, прилагательное, предлог, союз, однородные члены предложения)-
БЕЗ ЭТОГО у моего дитяти правило в голове "не удержится".
Есть учебные пособия "Найди ошибку" и подобные.
Возможно, я ошибаюсь, но по вашему описанию, очень похоже, что у Вас дети с признаками дисграфии при наличии фотографической памяти
("классика жанра" - почитайте описание дисграфии в интернете)
У нас тоже дисграфия, но с памятью гораздо хуже.
1. Выучили хорошенько правило.(может отлично рассказать и ПОКАЗАТЬ слова в тексте с ТАКОЙ орфограммой).
2. Может применить (сразу после изучения правила) в упражнении "вставь букву". (если получается хорошо, можно перейти к (3)).
3. В упражнениях "исправь ошибку"
(например, говорите: "давай играть в учителя, девочка сделала ошибки, найди их!").
Попробуйте, может ей не понравится или не получится играть, когда ТАКАЯ хорошая память дети ЗАПОМИНАЮТ ошибки и пишут с ними.(логопеды запрещают, но мне ТАКИЕ упражнения ОЧЕНЬ помогли).
Но, мозг нужно попытаться заставить ИСКАТЬ РАЗНИЦУ между тем что написано в ПРАВИЛЕ и тем что написано в УПРАЖНЕНИИ (а не ПРОСТО ЗАПОМИНАТЬ).
Если интересно, почитайте части (1-4)
http://www.liveinternet.ru/users/4913329/rubric/4042468/

копировать

Развивать. По математике пусть решает не шаблонные задачи, а олимпиадные. По языку - вопросы по тексту.

копировать

Так пробившись со вспоминанием того, что было, уже часто на олимпиадные сил не хватает.

копировать

Потому и бьетесь, что учите мыслить шаблонно. Лучше всего запоминается то, что при минимуме заученного умеешь вывести самостоятельно.

копировать

Например, надо выучить иностранные слова. Чего тут выводить? А мы их каждый раз учим по новой. До конца урока помним. Через день уже не помним. С математикой каждый раз по новой можем учить таблицу умножения.

копировать

Английский - один из немногих предметов, где действительно надо что-то выучить.
И то - вы с ними слова зубрите, а надо чтобы она эти слова использовала.
Вы как уроки с ними делаете?
Вот выучила текст - и шпарь наизусть. а вы попробуйте вопросы задавать на английском, и к тексту, и по жизни. Чтобы она эти слова не только тупо повторяла, но и у не был опыт использования.

копировать

Вот тут слезы-сопли начинаются. Т.к. ей задали выучить текст, она его "выучила", а мама начинает гонять по тому что не задавали (например, заставляет предложение не по порядку ей переводить).

копировать

Ничего, потом привыкнут.
Может, школу сменить на ту, где требуют не тупую зубрежку, а понимание?

копировать

Проблема, что ребенку на порядок проще вызубрить (т.к. для этого не надо почти усилий прилагать) и попытаться изобразить понимание (артист тоже хороший).

копировать

Потому что задания дают такие, что ребенку проще вызубрить.
Я разницу между 2 подходами очень хорошо поняла, когда пошла в старших классах в физический.
Наш физик нам запрещал учить формулы. Он говорил - вы должны понять, как это работает, и тогда вы сами можете вывести любую формулу.
И еще очень любил всяческие демонстрации непригодности стандартных подходов.
Так, например, возьмет какую-нибудь задачку, стандартные формулы, начинает на доске подставлять значения, весь класс с ним увлеченно считает, доходит дело до результата - и тут он всё зачеркивает и говорит " А вот и неправильно! А почему? А потому что мы с вами не учли ......"
И дальше начинаем решать как правильно:-)

копировать

Такой подход, возможно, возможен в старших классах при достаточно сильной аудитории, а в младшей и средней школе нет. Т.к. там многие вещи должны быть автоматизированы. Это как с таблицей умножения - все знают как ее заменить сложением, но чтоб быстро считать сложные примеры, ее надо знать наизусть.

копировать

Вы неправы. Таблица умножения при знании взаимозависимости между числами, знании свойства числа 9, чисел 3, 6, 5, - запоминается намного быстрее и продуктивнее.

копировать

Но на 7 все равно придется выучить. И на 8 тоже.

копировать

Что-то надо будет запомнить, но намного меньше.

копировать

а с первым ребенком то что в резельтате?

копировать

Английский - довольно фигово, т.е. у нее 4, но, понятно, что такое школьная 4. Математика постепенно на место встает.

копировать

Учить тексты наизусть в ситуации автора - полный ***. Учителя, который велит заучивать тексты, своими руками бы прибила. Наилучший способ загубить все на корню. Язык - это прежде всего логика, понимание. Был такой старый-старый-древний французский курс - вводится грамматика и задрилливается на простейших текстах: расскажи о себе, о семье, о кошке-собаке и тд. Но ничего не учится наизусть! Все должно проходить через сознание. А наизусть учат для развития слуховой памяти, а не языка.

копировать

Это такой, наверное, в нашей школе был - хотя я год отучилась, еще несколько лет могла что-то сказать.

копировать

Да не велят им заучивать. Но пару раз прочитав уже помнят (не долго). А логику - понимание им для этого включать не надо. Например, задание читать-пересказывать, да, легко, по памяти конкретно этот текст шпарят не глядя ни на слова, ни на перевод. Потом - сдал, забыл и следующий текст - упражнение.

копировать

Вот поэтому в хорошей школе запрещают(!!!) пересказывать текст теми же словами, что он написан - только своими. Вот этот "трансформик" и запоминается намертво.

копировать

Ну, русский текст русскому ребенку на ходу чуть переделать реально. А английский - у них пока словарный запас не тот. Какие свои слова. Чуть уменьшат и все.

копировать

Вот поэтому это и не делают на ходу. С текстом надо дома поработать, а не попугайничать

копировать

Ну, да, дома ребенок себе подчеркивает, выкидывая, каждое третье предложение, а потом оставшееся прочитал, запомнил и готово. Ребенки ведь учителей дурить научились весьма искусно.