Как бороться с врожденной неграмотностью

копировать

Дочка заканчивает 1-й класс. Обнаружились проблемы с грамотностью. В диктанте из 5 предложений умудряется сдлать 5 ошибок - будИт вместо будЕт, посАлить вместо посОлить. Дома с ней пишем диктанты, подбираем проверочные слова, все бестолку.
Как диктант в школе - опять ошибки (говорит, что ей не хватает времени в классе подобрать проверочные слова).
Какими упражнениями можно автоматизировать написание безударных гласных? У меня у самой грамотность врожденная, никогда не учила никаких правил по русскому. Поэтому что-то из своего опыта применить не могу.

копировать

Можно позаниматься с нейропсихологом или по книге типа "Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом".

копировать

лого проблемы у ребенка есть?

копировать

+100.Причина может быть в этом.

копировать

Про безударные гласные - есть "5000 примеров по русскому языку,1-й класс",автор М.И.Кузнецова.

копировать

С логопедом консультировались?

копировать

Возможно у Вашей дочки хорошо с математикой. Обычно если ребенок техник у него хорошо с математикой, но плохо с языком, и наоборот. Я например, математику знала лучше всех в классе, соответственно физику. В институт тоже пошла технологический, а вот с языком не сложилось, ну ничего, мамематика кормит ;).

копировать

У моей старшей такая же история. Помочь может во-первых, хороший учитель русского-литературы в школе (но это как повезет, к сожалению, нам вот-повезло), разбор и ВДУМЧИВОЕ выучивание правил (моя к 9 классу теорию русского языка знает так, как я я в жизни не знала!:)), пользование черновиком при выполнении домашки (это, скорее, для уверенности, чтобы ребенок не боялся заранее, что сделает ошибку). Еще говорят помогает (правда, у нас не дошли руки) переписывание печатных текстов. Это когда-то моей подруге советовала репетитор по русскому, учительница с большим стажем. Подруге помогло.
Но все-таки учитель-первое дело. ИМХО, только благодаря ее учителю по русскому моя пробные ГИА написала на твердейшую 4-ку (36 баллов из 42-х).

копировать

Читать надо много. Тогда и грамотность появится.

копировать

Только это работает там, где у ребёнка хорошая зрительная память.

копировать

Не работает. Брат читал (и читает) запоем, пишет неграмотно..

копировать

не работает и в обратку. Сын не читал и не читает, но пишет нормально. Правда, если б читал, то было бы еще лучше, т.к. зрительная память отличная.

копировать

Это не обязательно. Вижу достаточно примеров, когда и читают много, а в слове йух 3 ошибки делают.

копировать

не всегда это помогает.Если неграмотность из области дислекции-дисграфии,неразвитой мелкой моторики-чтение не поможет.

копировать

Не всегда. Если ребенок читает буквы и видит слово - то да, поможет.
А если читает буквы, а видит сразу картинку, образ - то увы...

копировать

С чего вы взяли, что это врожденная неграмотность? В первом классе не проходят ни "будет", ни "посолить", по-моему...

копировать

Думаю, у автора естественное изумление интуитивно грамотного человека.) Для нее непонятно как можно так писать)

копировать

вы верите в интуитивно грамотных людей? ;) я лично верю в людей, которые напрочь забыли свое детство :)

копировать

А чего мне в них верить или не верить, если я сама такая?:)И прекрасно помню свое детство и, кстати, единственную свою "проблему" с грамотностью-в конце первого класса "не слышала" мягких знаков в словах. Во втором и это прошло. Поэтому и сама была в шоке когда дочка в первом классе начала писать "вИсна", спрашивала, "ты чего, правда, не слышишь?!" Не слышит:)

копировать

Я не верю! :) И не верю никаким "воспоминаниям" типа "я такая была" . Опыт показывает, что люди не могут обьективно помнить. :) И не бывает никаких интуитивно грамотных людей, есть зрительная память, которая нельзя однозначно сказать, что благо, и которая нарабатывается не в первый год чтения.

копировать

Неужели среди ваших друзей нет ни одного "интуитивно" грамотного? Среди моих примерно поровну и тех и других. В смысле и тех, кто пишет "интуитивно" и тех, кто пишет "по правилам". Что лучше-действительно вопрос, интуиция-то тоже иногда сбои дает:)

копировать

Не, мы все "интуитивно грамотные", включая меня саму :) Но я не берусь утверждать, с какого возраста у меня это началось. Я не понимаю, как можно утверждать " я писала интуитивно грамотно с первого класса" - это же оценка самого себя :) наш взгляд цепляет ошибки, только если мы знаем, как это должно писаться. Если не знаем ( не знали, если речь идет о семилетках) - не цепляет, соответственно) Интуиция дает сбои не "иногда", я бы сказала. Я в современном контексте вообще не ставлю на интуитивную грамотность. Я считаю, что это на крайний случай.

копировать

Ну как-я же помню примерно свои оценки по русскому!:) Если бы были проблемы-они явно были бы другими:) И тетрадки у меня сохранились (не все, конечно:)) и какие-то первые сочинения в духе "моя мама", да и родители хорошо помнят мои "школьные годы".:)
У меня интуиция на письме дает сбои редко, в основном в части пунктуации, так что правил я как не знала, так и не знаю, к сожалению.

копировать

Согласитесь, у современных детей первый класс и первый год чтения редко совпадают. Среди моих знакомых как минимум 5-летки в основном уже читают. Как раз к школе что-то уже должно отложиться. Да даже дочка у меня в 4 года ещё только начинала читать, казалось бы, ничего ещё не наработано, но она из магнитной азбуки выкладывала жИраф, и не жЫраф, пОмидор, а не пАмидор.
Я ни одного правила русского языка не знаю, пишу без ошибок, старшая у меня такая же, ей приходится, конечно, сейчас учить правила, чтобы ГИА нормально сдать. Но если какие-то сомнения, она не правилами пользуется, а представляет это слово написанным в книге. И таких людей много встречала.

копировать

Соглашусь. Первый год чтения в среднем позже. :) Я имею в виду уже чтение хорошее. Мы с вами спорили уже на эту тему :) Ваша позиция мне известна. Моя позиция, если кратко, - фуфло полное эта врожденная грамотность. Она не стопроцентная и как "врождается", так и "вырождается". Вы пишете с ошибками, кстати. :) Не обижайтесь, я вас читаю частенько, так как мнением вашим интересуюсь:) Возможно, конечно, это случайные опечатки или автозамены, как у многих, а может... своих не видно просто:)

копировать

Ну как-то в среднем всё-таки до школы хотя бы год хорошего чтения должен быть, нет? Или только вокруг меня дети такие?
100% грамотность, конечно, не будет.... ни врождённая, ни приобретённая.
На грамотность в постах не претендую ни разу, я параллельно ещё что-нибудь делаю или с кем-нибудь разговариваю, когда пишу. :-)
Тоже читаю Вас. :-)

копировать

В среднем? Хорошего? Не согласна :) Это в вашем окружении так. Мы учим детей читать до школы, потому что это косяк системы, не должно быть так. Во-перых, многие, как я, например, не видят практического смысла в столь раннем обучении чтению. Год хорошего чтения- это во сколько ж надо начать, давайте посчитаем: т.е. к 6 чтение уже должно быть хорошим, год на обучение плюс год на доведение до "хорошести", итого в 4 года. Какой практический смысл? Развлекать себя чтением средний ребенок не будет ни в 4, ни в 5, ни в 6. Плюс ребенок до 6 лет еще очень активно развивается, и развивается, слушая книги и разговаривая со взрослыми, самостоятельное чтение тут не подмога. Плюс по хорошему, одновременно учить грамоте и чтению, должен параллельно идти анализ, синтез- а к анализу такие малыши в среднем не способны, им до него еще пару лет развиваться нужно. Зачем тогда?

копировать

Ну, я как бы учу не только тому, в чём вижу практический смысл. :-) Хотя и сама научилась читать в 5 лет, и очень даже развлекала себя самостоятельным чтением "Тысячи и одной ночи". Да, мои старшая и младшая начинали учиться читать как раз в 4,7 и ровно 4 соответственно. У них был к этому интерес. Почему нет? У младшей особено, её пришлось ещё притормаживать, потому что многие звуки ещё не были поставлены. Старшей на 6-летие была подарена "Алиса" Кэролла и она её прочла в ближайшие дни сама. Маленькая у меня пока читает книги на уровне "Оливии" и "Машинок творения", но тоже с удовольствием. Обязаловки нет. Разумеется, это не отменяет ни совместного чтения, ни общения со взрослым.
Ни в коем случае не хочу, чтобы сказанное выглядело как бравада, я действительн не считаю этот возраст ранним для обучения чтению. Щас вот спецом пытаюсь вспомнить среди знакомых детей/родственников хоть кого-нибудь, кто не читал бы к 6 годам - не вспоминается. Какая уж там мотивация у их родителей - не знаю. Думаю, косяки системы - да, одна из причин.
Почему параллельно обучению чтению нужно грамоте учиться - не поняла.

копировать

Не ну не передергивайте, "кто не читал бы к шести годам"- вы первоначально упоминали возраст пять лет, да еще с пометкой типа "самое позднее". Давайте уж не путаться в показаниях :) Я тоже из знакомых детей никого не знаю, кто не читал бы в шесть лет хотя бы по слогам. Да даже пять лет по-вашему поздно, до шести средний ребенок не успеет научиться хорошо читать, за первый год обучения чтению в среднем где-то до 30 слов в минуту скорость приобретается. При таком чтении кмк зрительная память не нарабатывается еще. И вообще кмк это приходит где-то ближе к средней школе и вообще детям это ненужный лишний бонус, который только мешает, тк позволяет какое-то время не учиться по русскому вообще:) параллельно грамоте учиться- для того, чтобы СИСТЕМА была:) читаем и пишем, анализ и синтез ;)

копировать

Не путаюсь. "Среди моих знакомых как минимум 5-летки В ОСНОВНОМ уже читают". И "не могу вспомнить никого, кто не читал бы к 6 годам". Скорость 30 слов в минуту моя 4-х летка набрала за полгода. Но даже когда у неё скорость была почти никакая, она большинство несложных слов выкладывала магнитной азбукой правильно. Не учила же я с ней правила. Значит, и при такой совсем скромной скорости зрительная память работала.
Возможно, это и "лишний бонус", только куда его девать-то, если он есть. :-)

А разве Вы сами постоянно прользуетесь правилами русского языка? Помните их все или повторяете периодически? Разве Вы к каждому слову с безударной гласной в корне подбираете проверочные слова? Или определяете падежи и вспоминаете какое долдно быть окончание? Или определяете глагол какого спряжения? Ну ведь точно же нет, Вы только в некоторых случаях себя проверяете. А в остальном Вам та же зрительная память помогает. Разве не так? Почему же Вы е допускаете мысли, что у кого-то она лучше и помогает в большей степени? И "багаж" нарабатывается быстрее и раньше?

копировать

Я пользуюсь правилами меньше, чем хотелось бы :) Но больше, чем средний открывший для себя когда-то преимущества зрительной памяти человек. Я достаточно рано, в 16 лет, поняла, что грамотность моя врожденная - на поверку фигня фигней, купила справочник и села его штудировать. Тут даже спорить не хочется. Владеющие правилами пишут грамотнее. Потому что вообще, в любой науке, владеющие теорией грамотнее полагающихся лишь на интуицию. С этим спорить бесполезно. Проверочные слова - бывает, и подбираю. "ться", "тся" - по правилу всегда, я в них уже написанных ошибки вижу, а с ходу интуитивно написать не могу, применяю правило. "не" слитно или раздельно - всегда по правилу, это имхо нереально без правила правильно употреблять (кстати, самая имхо распространенная ошибка на Еве). Суффиксы с удвоенным или одинарным "н" - по правилу пишу. Запятые - по правилу всегда. Те, что помню хорошо, сложные предложения и выделения, пишу правильно. Там, где правила не помню, там и ошибаюсь, как и все, собсно:) Это далеко не все. Я довольно много помню. Спряжения уже помню очень смутно, но освежить при случае смогу, потому что автоматизировалось это у меня на правилах когда-то, а не на зрительной памяти. У меня был на работе смешной случай. Я однажды поправила коллегу (которая, к слову, пишет...на троечку так), она написала "обечайка" - есть такое понятие техническое, заготовка некая. Мне зрительная память подсказала, что написаний "обичайка" я видела много больше. Стали разбираться, выяснилось, что правильно все же "обечайка", а зрительная память меня - нет, не подвела - но вот так вышло, что я видела много раз неправильное написание, причем одного и того же автора :) Вот и вся интуиция :)
Кстати, хорошо ли это, в 4 года писать интуитивно "жираф"? И плохо ли это, в первом классе писать "посалить"?? У нас логопедический способ обучения грамоте. Наших детей в школе учат анализировать звуки в словах, а потом решать, какой буквой этот звук правильно обозначить. Вы в курсе, что звука "е" нет в русском языке, а в словах "жираф" и "посолить" нет звуков соответственно "и" и "о"? "Посалить" в первом классе означает, что ребенок проводит анализ того, что он слышит. А вот "жираф" в 4 года означает, что ребенок запоминает словами и ничего не анализирует. Часто дети и в первом классе не анализируют звуки и слоги, потому что привыкли читать словами.

копировать

Соглашусь, что пищущие по правилам пишут грамотнее, если они эти правила помнят со школьной скамьи или периодически повторяют. И опять же - память у них отменная должна быть, правил-то до хренища, чуть ли не на каждое - исключения, да ещё куча словарных слов. А среднестатистические граждане - и те, кто правила в школе учил (не все же такие дотошные как Вы - справочник вот купили, проштудировали :-), и те, кто по зрительной памяти - примерно на одном уровне, кмк.

Да, дочь запоминает словами, не анализирует. (Хотя знает разницу между звуком и буквой). Ну а разве в фонетике разобраться позже нельзя? Разве нельзя петь, не зная из каких нот песня сложилась?

копировать

Вот она, разлагающая позиция врожденно грамотного советского человека))))ниче мы учить не хотим, хотим, шоб само все выучилось, и четверки по тестам при этом нас расстраивают, мы ж грамотные врожденно)) Зы: петь можно, в том-то и дело. Сделать свою песню не получится)

копировать

да, халявщики, даже отпираться не буду :-)

копировать

Вот в этом смысле моей старшей "повезло" больше. Поскольку она вынуждена учить правила, с ГИА проблем нет:)

копировать

Да у Ва вообще хорошо написала, где-то читала - 36 баллов? У моей 35 - сочинение и изложение по максимуму, накосячено именно в тестах. Ну не помнит она, каким правилом обусловлено провописание какого-то там звука в приставке. Пишет правильно. Обидно, ещё чуть-чуть и была бы пятёрка.

копировать

Да, на пробном. Вроде один балл сняли за то, что в эссе назвала героя рассказа "лирическим", а "лирическим" типа, только герой романа или повести может быть...

копировать

хосспидя )))))

копировать

ну, это она так сказала, работы-то я не видела.:) Но меня, в общем, и 36 баллов вполне устраивает:)

копировать

Зрительная память, конечно, чего-то может вытянуть. Но все таки кто-то начинает писать "он делаит", а кому-то никогда в голову так написать не придет.

копировать

У всех свои недостатки:) кто-то не напишет "будит", но напишет "девченки" и "не правильный ответ" :)

копировать

А кто-то и то, и то, и то. И если к последним двум еще и будит добавить...

копировать

А еще есть мои тетрадки за начальную школу. В том числе и с диктантами :) Очень, знаете ли, память освежает :)

копировать

Бывает. Старшая сразу начала писать прилично. Двое младших так окончания изуродуют, что думаешь, что русский у них не родной.

копировать

Это нарушение фонематического слуха может быть, тут без вариантов "лечения". У моего именно оно, притом одно ухо вообще на грани нормы слуха. У меня тоже нарушение, много читать не помогает. Только зубрить правила, и каждое слово на него проверять- у сына банально времени не хватает на уроке , поэтому мелькают тройки.

копировать

не бывает врожденной грамотности или неграмотности. это все приобретается. опытом, чтением.
на консультацию к логопеду сходите и неврологу, как вариант

копировать

Я тоже было время хваталась за голову когда сын такое делал..Но блин время шло, правила они какие-то там изучали, слова словарные наизусть... Сейчас(4 класс заканчивает)- смотрю-вполне себе грамотно пишет...

копировать

Поищите учебные пособия (можно на Пузкарапуз.орг) где есть упражнения на ОПРЕДЕЛЕНИЕ и ВЫДЕЛЕНИЕ корня в словах, если она научится "видеть" корень в словах ошибок будет меньше.
Есть много "Логопедических тетрадей" (для домашних занятий).
И еще есть игра " Страна Лингвиния" (в 3 частях)
По-моему 2 часть- называется "Диктант". Вообщем ОЧЕНЬ полезная игра.
http://www.nd.ru/catalog/products/linguiniaworldorthography3in1/
Не знаю, первоклассница поймёт ли?

копировать

Автоматизировать поможет только дриль. Посмотрите тетради Узоровой. Но надо, чтобы не просто вставляла буквы, а объясняла каждый раз.

копировать

Писать каждый день по диктанту. Переписывать текст после разбора ошибок. После написания диктанта, давать самой проверить и вслух подбирать к каждому слову проверочное. В конце концов количество перейдет в качество. У меня сын с логопроблемами и много ещё чем - сейчас 3 класс заканчивает и диктанты в основном на 5, редко на 4.

копировать

В первом классе?! - сначала писать, потом - разбирать, после - ПЕРЕписывать?:-) Чтобы вызвать ненависть к русскому языку?:-)

копировать

Не обязательно же по три листа исписываете. Черновике в такой ситуации хорош, ребенок не будет боятся на ляпать ошибок, не появится чувство боеспособности-" все равно не получится". Моя старшая активно черновиком пользовалась в начале. Именно так- писала упражнение из домишки, я проверяли, разбирались ошибки, она переписывались начисто. Считаю, что очень полезно это было!

копировать

т.е. страх на диктанте не появлялся, что приходится сразу на чистовую писать?

копировать

Да вроде нет...Ну она не жаловалась по крайней мере...Могу спросить:)Естественно, оценки за диктанты были всегда ниже, чем за домашку, но все равно навык нарабатывался.

копировать

Это в первом классе она так делала, именно - в первом? И не напрягало?

копировать

С первого и, по моим воспоминаниям где-то до третьего... В общем, как смогла сама контролировать свои ошибки, так и перестала. А так-да, писала, приносила мне на проверку и переписывала. Поначалу и при переписывании ляпала все равно, но в несравнимо меньшем количестве.

копировать

А что значит ненавидеть? Русский язык вообще не надо любить или ненавидеть. Надо просто писать правильно. Есть два пути - либо запоминать все слова визуально, либо зубрить орфограммы и многочисленные исключения. Второй путь более дебильный, но для некоторых он единственный.

И таки да - переписывать верный вариант, чтобы и рука, и глаза всё запомнили. Кстати, моя дочка 6л, у которой судя по всему тоже будут проблемы с граММотностью, подходит, я ей исправляю слова и она сама всё переписывает. При этом никто её и не заставляет это делать, ибо в школу ей лишь через год.

копировать

Русский язык вообще никто не любит :). Грамотные его не любят, потому что он им не нужен, а неграмотные - потому что трудно даётся.

копировать

Не знаю, не знаю:-) У меня дочь, наконец выучив правила и закрепив навык их применения, к окончанию начальной школы, вышла из болота "кАлец", "дАрагого" и "(не)прЕятного" положения вещей, с данным злобным предметом:-)
Старший сын уже на пути, он второй заканчивает:-) Пока тяжеловато, но педагог утверждает, что "все придет, главное - не отбить усердия и прилежания чрезмерной навязчивостью срочно исправить "трояки":-))

копировать

У моей пока всё нормуль с русским в 3 классе, четвёрки бывают только за неаккуратность. К русскому относится равнодушно - как к предмету, который не доставляет особых проблем. А всё равно ошибочки проскальзывают - вижу, как дочка пишет на классном форуме, и изредка поправляю. Согласна с Вами: если бы её заставили писать, разбирать, переписывать и т.п., боюсь, она заявила бы решительный протест.

У нас любимый предмет - английский :).

копировать

вот и у нас, причем по нему отличные успехи, не смотря на полное отсутствие с ним домашней работы:)

копировать

Так основная и единственная задача - один раз, но доходчиво, дать понять - что есть правила и что есть их применение, на письме. Техника потом наработается. А стоять над душой - бестолку.

копировать

С английским у нас вообще весело - мы с мужем оба имеет дипломы переводчиков (второе образование), плюс я ещё в юности подрабатывала репетиторством по английскому. Но дочка учится полностью сама! Абсолютно никакой домашней принудиловки! Я учительницу на собраниях всегда спрашиваю, не пора ли нам подключаться - она отвечает: "Учится ребёнок отлично сам - не мешайте".

Хотя иногда чисто для практики по любимому предмету мы с дочкой по дороге в школу по-английски разговариваем. Или смотрим мультики. Недавно она спросила меня, умею ли я ругаться по-английски - я выдала ей пару некриминальных фраз, ребёнок был очень рад :). Обещала не нести свои новые знания в массы :).

копировать

Ну так если у нее нет и не было проблемы-зачем переписывать? У младшего моего нет проблем-он и не занимался никогда никакими переписываниями.

копировать

Да ладно! Моя в итоге-очень даже полюбила! Благодаря учительнице, конечно. ГИА по выбору взяла литературу:)

копировать

К концу второго класса у моего младшего сына стало немного лучше с русским. В первом просто катастрофа была. Читать ему тоже очень тяжело, через не могу. С математикой - просто супер, и с английским, как ни странно, тоже.У старшего все с точностью наоборот.

копировать

Читать много. Даже с полным отсутствием зрительной памяти - сработает.

копировать

Побольше читать. Много читать.

копировать

нет, читать, это прежде всего словарный запас, а грамматику надо тренировать, т.е. искать ошибки в тексте, и писать, писать.Постоянно тренироваться. Причем нельзя делать больших перерывов, навык быстро теряется.

копировать

Напишу про себя. В классе грамматику знала лучше всех, читала очень много, учитель был по русскому был отличный. И все равно как диктант, так 2, потом исправляю 5 5 5 5, потом опять диктант и опять 2, и так до конца школы. По литературе 5, по русскому 3. Сочинение 5/2. Учитель потом призналась, что на экзаменационном диктанте сама мне синей ручкой ошибки исправляла, что бы хотя бы 3 поставить. А мама моя еще хуже пишет, в одном слове три ошибки может сделать, хотя в своей области работы является одним из лучшим специалистом в стране. И все мы всегда очень много читали.
Сыну сейчас 5 лет, с трех месяцев читаю ему, диски слушаем постоянно. Читала, что это связано с логопедией, но вот к какому специалисту обратиться, что бы уже сейчас ребенка посмотрел и если есть какие либо проблемы в этой области проконсультировал, что еще можно сделать, пока в школу не пошел?
Мне из-за русского очень в школе тяжело было, одна тройка всю учебу была.

копировать

Это к невропсихологу вам.

копировать

Дык поздно уже. Там до какого-то возраста вроде.

копировать

Пять лет как раз наоборот возраст, когда можно начинать.

копировать

А почему печатаете грамотно?:)

копировать

Вы привели в пример такие ошибки, который ребенок в конце 1 класса имеет полное право допускать ;) И безударные гласные, и окончания при спряжении глаголов не являются ошибками, за которые вообще могут снижать оценку. И это, кстати, применимо ко всем ошибкам в начальной школе: не пройдено правило - не снижают оценку за его незнание.
Ваша дочь пока что пишет так, как слышит. И в конце 1 класса это совершенно нормальное явление.

копировать

Вообще на дисграфию похоже. Ищите логопеда, специалиста по письменности.

копировать

Вообще это на дисграфию совсем не похоже. И до примерно середины второго класса ребенок может допускать множество ошибок. Но говорится только о т.н. физиологической дисграфии, о естественных ошибках обучения грамоте.

копировать

Вы просто никогда не видели дисграфиков. Я недавно встретилась с одним-поняла что настоящую дисграфию не перепутать ни с чем, даже не являясь специалистом!

копировать

я такая, Б и Д при письме путаю стабильно

копировать

а я с\з.
А ребенок не на письме, а на чтении БД путает.

копировать

я для себя придумала Б - барабан, Д - дом и тогда мне понятно что нужно писать

копировать

Слушайте, человек с дисграфией ВООБЩЕ не может писать! Буквало месяц назад имела дело со взрослым человеком, окончившим универ и успешно работающим, который свою фамилию под документом пишет две минуты. Он не "путает" что-то там, он думает на КАЖДОЙ буквой!:( Зато печатает со скоростью компьютера.:)

копировать

так степени тоже разные бывают
Иногда это выглядит так:


копировать

разные бывают варианты, а кстати тоже быстро печатаю 10 пальцами

копировать

Читать. Всё остальное не так эффективно. Если человека хоть как-то можно научить грамотному русскому, то только путём постоянного чтения.

Но это помогает не всем. У меня муж очень много читает, а пишет неграмотно, и даже наизусть заученные правила не всегда помогают. Но у него явная дисграфия (путает буквы при письме), к тому же он переученный левша...

копировать

Термин "врожденная грамотность" существует лишь постольку-поскольку :-). По сути, врожденной грамотности, а также и неграмотности не бывает в природе.
Просто кое-кто очень много читает :-)
Попробуйте позаниматься так: пишите слова на карточках.
Показывайте ребенку карточки так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии взора и буквально на мгновение, так, чтобы ребенок не успел прочитать, проговаривая про себя (не шевелил губами), а только зафиксировала зрительно - это очень важно.
Потом пусть напишет. Работа долгая, но эффективная.
Как ваша дочка лучше всего воспринимает информацию? Когда смотрит? Когда слушает? Когда трогает? Выявите ведущий канал восприятия и учите задействовать другие.
Поиграйте: пусть представит себе слово - закроет глаза и увидит карточку.
Посмотрит на воображаемый внутренний образ слова и напишет задом наперед.
Закрасит слово своим любимым цветом (все воображаем)
Расположит это слово на любимом фоне.
Нарисует слово пальцами в воздухе

копировать

Но правила проверки безударных в корне все равно по карточкам не прокатит. Нельзя же весь словарь-то запомнить. Для ЖИ-ШИ и ШЕ-ШО - классная идея.

копировать

Хм..а вам не кажется, что это называется "зубрить"?

копировать

Многое действительно приходится зазубривать. И это проще, что ли, если думать не получается.
Но...Подлые безударные приходится брать как Курскую Дугу:-(

копировать

Не ну одно дело, когда оно само прилипает, хошь-нехошь правила применять, а ты заранее знаешь, как это пишется. Но если НЕ прилипает - зачем зубрить то, что по правилам пишется?? Я все же предлагаю зубреж ограничить словарными словами и всякими там устойчивыми конструкциями, которые реально нужно просто запомнить. Но будЕт, посОлить - со второго по четвертый класс на этом набить руку успеешь..

копировать

Для успешной зубрежки тоже должны быть определенные данные. Я в этом отношении нулевая, к примеру. Пока не пойму, я ничего не могу воспроизвести, а кто-то всю жизнь берет вершины зрительной памятью.

копировать

Ну для словарных слов же методы свои. Их же учат, потом через месяц возвращаются, проверяют и тп. Если затык, после 2-3 раза ошибаешься, нужно образность какую-то искать, иначе этот затык на всю жизнь может остаться. Затыки у всех кмк есть- Гришка мой путал безударные а и о в этих похожих словах "капуста, картошка, конфета, корзина, котлета"- они все про еду и фиг запомнишь, где а, а где о. Это рисовать надо. У меня затык - я путаю написание всех слов "бай" в английском- by, bye,buy и еще всю жизнь не могу запомнить, что есть тундра, а что тайга, да и это человек, который в походы ходит, да, и мне не стыдно :)))

копировать

Ягель-клюква-мох:-)

копировать

Это называется НЛП - техники оттуда.

копировать

По какой программе учитесь? На счет безударных гласных не уверена, но окончания глаголов - это точно программа не первого класса! Странные какие-то требования... Может, это контрольные списывания?

копировать

Мы в Германии, легастения частое явление, на класс минимум 3 ребенка. Эрготерапевты занимаются, а вообще исправить полностью ситуацию нельзя. Принцесса Виктория в Швеции тоже легастеник

копировать

У мня грамотность "врожденная"-читала много,ни одного правила не знаю,но пишу без ошибок.а у сына бЕЗграмотность,эти пипец ,девочки!Я не знаю как помочь.правил не знаю,заставляю читать ,но тоолку мало :(

копировать

Гы,а опечаток налепила,пардон:)

копировать

Учить правила самой:) Я, например, уже столько нового для себя открыла в русском языке!:)

копировать

Мою неграмотность мама вылечила домашними диктантами. Хотя читала я уже с дошкольного возраста, писала в первом классе катастрофически неграмотно. Потом пришла практически абсолютная грамотность: правил не учила, но писала всегда правильно.