Уметь читать - что это для вас?
Вот пишет народ: "мой с 5 лет читает", "а мой с 3,5 уже читал!"
Но никто не уточняет, что именно они понимают под читал. :)
Есть же разные уровни:
1. Понял как складывать буквы в слоги, медленно-медленно может прочитать простые слова, иногда даже не любые слоги, забывает редкие буквы (ч, щ), не умеет читать слоги с (е,ё,ю,я)
2. Читает довольно быстро по слогам, может запутаться в слове, где много согласных, с простыми словами проблем нет. Долго читать не может - устает.
3. Читает целыми словами, иногда затрудняется со сложными словами, читает без выражения, не делает пауз в нужных местах. По-прежнему быстро устает.
4. Читает как взрослый. Может прочитать большую книжку, н-р, Незнайку или Волшебника изумрудного города.
Что вы имеете в виду, когда говорите, что "мой ребенок читает с 3 лет?"
И сколько времени обычно длится каждый этап?

сын читает отдельные слоги и слова из трех, четырех букв и с трудом. Не считаю, что он умеет читать. Всем говорю, что еще не умеет. Может я не права?)
Читает небольшие тексты в букваре, медленно и по слогам. Считаю, что уже умеет читать, но плохо. Возраст 5 лет.

Я обычно говорю, что у меня дочь читает с 3 лет 8 месяцев, и в этот момент к ней стал применим Ваш вариант №4 - она начала читать книги про себя или при необходимости вслух на разные голоса и с эмоциями и с обсуждением прочитанного. Собственно она тогда как раз и читала Тутту и Волшебника изумрудного города.
Я имею ввиду, что в 3 с чем-то годов мой ребенок начал активно спрашивать:"А это что за буква? А это?" Ему повесили говорящий плакат, чтоб родители не заработали мозоли на языке и к 4 годам он начал пытаться сам сложить их в слова. Тут я спохватилась и быстро научила "как надо". (№2 получилось) в 5 он сидел и читал всякие книжки про космос сам себе, изредка вопя на весь дом:"А я знаю теперь, что масса луны... А что такое масса? Маааам?"
Из вашего списка №3.
Как взрослый читает с 5,5 но Незнайку не осилит и сейчас- терпеть не может художественную литературу.
Я для себя определяю такие градации:
- знает буквы (то есть все буквы алфавита, быстро и свободно в них ориентируется)
- читает по слогам простые слова и тексты, понимает смысл прочитанного и может ответить на вопросы (собственно с этого момента считаю, что ребенок читать умеет)
- читает бегло (не по слогам, со скоростью не меньше 60-80 слов в минуту, может читать про себя, опять же понимает смысл прочитанного и может пересказать)
На примере своей дочки по таким градациям: в 2,5 она знала буквы, в 3 и 10 научилась читать, а вот беглого чтения достигла примерно к 5,5 - 6 годам.
Имею ввиду, что читал с 4 лет примерно как второклассник, то есть не совсем как взрослый, медленнее, но довольно бегло, со всеми паузами, выражением и прочее, делая ошибки в ударении в незнакомых словах. Процесс от не читает до читает бегло занял месяца 2. Толстые книжки стал читать где-то с 6 лет, но не Незнайку, а Властелин колец.
Сейчас в 5 лет и 4 месяца у сына вариант 3 в испанском и каталонском. Сам читает небольшие тексты - большей частью его интересуют обьявления, названия товаров в магазинах, вывески - читает все, что видит, новостная лента по телевизору, записки для мамы из детского сада...
В русском скорее - вариант 2, только по слогам он не читает - сразу целое слово, может ошибиться в словах которые читаются не так как пишутся (сложности с твердым знаком, например, или смягчение на конце слова, слова, которые ему незнакомы но смыслу - сказывается нехватка словарного запаса, мы заграницей). Устает сильнее. Читает на русском в основном книжки, любит сам почитать, но ограницивается небольшой страничкой. Не смешивает латинские и русские буквы.
Никогда не учили читать по слогам по-русски, наверное надо пройти некоторые слоги с ним в русском, те, с которыми проблемы. Не учила специально читать - но всегда отвечала, что написано.
В английском - вариант 1, опять же целыми словами - что-то прочтет, а что-то обернет в испанский вариант. Не понимает прочитанное по-английски, на слух - понимает ограниченно, многие слова не знает - любит смотреть мультики на английском. Были в Австрии, Германии - запоминал и читал отдельные немецкие слова - гид наша удивилась, когда он ей нарисовал схемку венского метро и прочитал названия нескольких станций.
В 3,5 лет начал читать на испанском - вывески, названия магазинов...Мог прочитать и указать все имена в своей группе. Воспитательница была удивлена, что когда их приводили в незнакомую группу обедать - читал таблички с именами и незнакомых детей...
В окружении ни у кого такого не было. Я считаю, что ребенок "начал", именно "начал" читать в 3,5 года.
Обычно когда меня спрашивали умеют ли дети читать и в каком возрасте зачитали, я уточняла, что спрашивающий понимает под умением читать и говорили о том этапе, который интересует.
Для меня уметь читать начинается с умения прочесть небольшой, хотя бы в 2-3 предложения текст с выражением и не потеряв смысла.
Это так же как, например, на велике кататься - научился стартовать, ехать, поворачивать и тормозить = научился. А скорость взрослого придёт нескоро.
Со старшей дочерью начинали учиться в 4,8, к 5 годам закончили букварь и перешли к маленьким книжкам. Первую большую книжку - Алиса в стране чудес и Алиса в зазеркалье она прочла ровно в 6.
С младшей начали в 4, небольшие книжки читала в 4,5. Сейчас, в 5,5 пока мы тоже читаем только небольшие книжки, довольно бегло с выражением. Например, сегодня пока папа готовил на кужне она прочитала ему все 4 книги Оливии. Но там больше рисунков, чем текста.
Полностью самостоятельно читать объёмные книги, я думаю, будет не раньше чем через год.
у нас был один этап. в 4 не умела ничего. в 5 с небольшим стала читать сам словами. В 8 читает как взрослый. Никогда не учила её читать. Как-то само случилось
Для меня чтение непосредственно связано с понимаем смысла прочитанного, возникновением эмоциональных связай и образов при этом. Пожалуй, в Вашей классификации, "читает" близко к п.2... если только добавить к нему "получает удовольствие от процесса и результата" :-) Сын начал читать в 3,4.
Для меня "читает" - может правильно прочесть незнакомое слово (ну или то, которое не видел написанным).
Все остальное уже уровень развития чтения.
Мои дети с трех лет не читали, а я сама научилась читать примерно в 3,5 года. Я помню себя в этом возрасте, могу сказать, что я брала любимую книжку и "читала" в основном по памяти, разбирая по буквам месте, которые подзабыла. Но забытые кусочки я именно прочитывала.
возможно. можно тупо слова бегло перебирать и ничего не понять. у нас так было. когда в школе начали задавать пересказать текст, а он не может, он по тексту пытается ответ найти. вот тут и пришлось садиться и добиваться понимания прочитанного.
конечно незнайку он не читал, а вот драгунского денискины рассказы с удовольствием, потом пришлось перечитывать:)
Первый уровень я не отслеживала.
Второй у моих был в 5 лет, третий в 5,5, четвертый в 8.
Особых усилий для этого не прилагала.
Начали читать букварь Жуковой с 3,8 летом на даче (буквы знает с 2х лет). Читаем не каждый день, по настроению, и не больше одной страницы букваря. На данный момент читает по слогам медленно, может повторить то, что прочитала. Быстро устает.
Наш сын научился читать в 3 года. Ровно в 3 года называл все буквы, через месяц начал читать слоги, еще через месяц слова (и конечно понимал ЧТО он читает). В 3.5 стал читать предложения. Опять же конечно понимал что он читает, быстро стал читать бегло потому что читал очень много.
Где-то ближе к 5 годам стал читать "про себя". Волшебника изумрудного города и продолжения прочитал как раз в 5 лет.

когда я говорю, что моя дочь начала читать с 5 лет, я имею в виду, что она в 5 лет читала вслух, читала про себя коротенькие рассказики, стишки, и при этом понимала смысл и могла пересказать, но уставала, т.е. по вашей градации - это 3й этап.
1 и 2 этапы для меня подготовка к чтению, но никак не само чтение. Эти этапы у нас не педалировались, все давалось по мере роста интереса к буквам, ну и читали дочке очень много. 1 и 2 этап заняли 2 года - с 3х лет до 5ти.
3 этап - это уже чтение. тут важно поддержать ребенка. Мы делали так - страничку (пол странички) читает она, страничку взрослый (у нас в 5 лет).
4 этап пришел около 6 лет. Самостоятельно читала, предпочитала прочесть самостоятельно про себя, чем слушать взрослого - это было быстрее. По-моему в 6 лет и прочла Волшебника Изумрудного города.
Читает с 4 лет. В 4 читал по слогам маленькие книжки-малышки по пол странички. К 5 годам читал те же самые малышки, но целиком. Сейчас, в неполные 6 читает такие книжки, как золотой ключик, приключения чипполлино, волшебник из. города - по 2-3 главы каждый вечер перед сном. Довольно бегло, но на сложном слове или на фразах, где идут диалоги может позапинаться.
Мой еще мелкий, но скажу за себя. Читать научилась в 3 года, прочитала весь букварь старшего брата,он тогда в 1-й класс ходил. В 4 записалась в детскую библиотеку и уже вполне бегло читала. Специально никто не учил, бабушка только азбуку показала и называла буквы. По слогам и словам я научилась вполне самостоятельно, по букварю. Мне кажется, это от желания детей зависит, когда они дозреют, чтобы захотеть читать. Для своего ребенка я решила, что если рано не захочет, то и учить не буду, в 6 лет перед школой научу.

Я учила детей читать слогами и сочетаниями сразу. Старший освоил простые слова до трех лет, младшие - чуть позже, но в в 4 года дети были в состоянии читать небольшие тексты и понимать прочитанное, а так же перессказывать (или по наводящим вопросам, или по опорным картинкам) , о чем читали. К 5 годам (времени первого года в школе) читали книжки в страничек 20-30, к 6 лет переходили на книжки в 70-80 страниц. После этого начинали читать книги вполне приличного размера (Нарнию, Приключения в стране ОЗ, первые книги о Гарри Поттере). Для меня под "читает" подразумевается внятное чтение и понимание прочитанного.
Дочка зачитала в 4,5, к 5 годам уже читала бегло. В 3 классе не помню скорость. Помню, что к концу 1 класса была порядка 90 слов в минуту. При норе что-то около 40, кажется.
Сыну сейчас 5. Только начал читать по слогам слова. И не особо и хочет это делать)

у дочки в конце первого было 78 слов, это был один из худших результатов. Третий с конца. учитель вызывала, давала рекомендации читать не меньше часа в день.

В третьем не знаю, в первом к концу полугодия (когда её впервые измеряли) 140 слов в минуту. Небольшие тексты она зачитала ближе к 5 годам. Это не рано. Рано - у "не мать, а ехидна!" :-)
Дочка начала складывать слоги к 4,5.
С 5 читала в быстром темпе, но по слогам. Ближе к 6 читала слово целиком, но в сложных словах путалась. Сейчас, в 8 читает книги типа Незнайки. Скорость не как у взрослого, слов около 80 в минуту, но мы за скоростью и не гонимся.

Я отсчет веду с 4.2. С 3 и до указанного возраста дочь читала по буквам, некоторые слова воспринимала как картинки, потом где-то с месяц читала по слогам простенькие сказки типа "Курочки Рябы", "Сирка" и прочих колобков:) Затем пошло беглое чтение, в отдельных словах могла неправильно поставить ударение, около 4.5 прочла "Незнайку", "Чебурашку" и "Дядю Федора". Понимает прочитанное, около 6 лет пошел пересказ.
Я считаю, что если ребенок может получить самостоятельно необходимую ему информацию, из книжки, журнала или вывески магазина, значит он умеет читать. )

4. Читает как взрослый. Может прочитать большую книжку, н-р, Незнайку или Волшебника изумрудного города.
Так же, как и "мой ребенок говорит": для меня это полновесный диалог, связная повествовательная речь, а не "мама дай!" или "бибика".
Но сроки овладения этими навыками лично мне не скажут ни о чем. Если я действительно читала по п. 4 с 4-х лет, а мой старший сын стал так читать только в 8 лет, это не значит, что он глупее меня или кого бы то ни было. Каждый ребенок одарен по-своему, и именно этот дар и нужно выделять, как его основную способность.
у меня не такие строгие рамки :)
Если написано на магазине "Бакалея" и ребенок постояв какое-то время перед вывеской говорит : Мам, а что такое бакалея? Значит умеет читать.
А совершенствоваться у всех этот навык будет по-разному.
1, 2, 3 я называю - уметь читать слоги, слова и предложения.
Сын с трех лет читал по типу 4.
Незнайку не осилил бы, начал с "Веселой семейки" Носова.
Дочь по типу 4 читает с 5 лет. Но нормально, запоем, начала читать только в 12:)
Правда, сын из поколения "докомьютерных" детей, а дочь из современных:)

Это когда читает и понимает прочитанное. Из ваших пунктов это п.2 и 3. Потому что мой читает некоторые слова по слогам, а многие попроще сразу целыми. В принципе с выражениям, остановки учитывая знаки препинания делает, но не всегда верная интонация. Смысл прочитанного понимает, афиши и объявления читает без проблем:-) Ему 4.8
для меня "читает", это когда он сам берет книгу, открывает и списывает информацию на "корочку", все остальное "умеет складывать буквы в слова"....
У дочки это был стремительный процесс. В 5 с половиной догадалась как соединять буквы в слоги, а слоги в слова, через пару недель начала читать простые книжки типа репки, еще через два месяца читала "Незнайку", "Золотой ключик" и "Мифы Древней Греции". Вот я и говорю, что ребенок "читает с 5,5 лет".
Для меня существует 2 этапа:
1. Знает буквы и умеет складывать их в слова. Этот этап может начаться рано в 3-4 года, а может и позже, ближе к 6-7 годам. Позже не значит хуже. Часто этот процесс в 6-7 лет происходит легче, быстрее и с большей отдачей, т.к. ребенок уже созрел для этой деятельности.
2. Понимает то, что прочитал. Это примерно лет с 8-9 или даже у некоторых с 10-11. Этот этап связан с физиологическим развитием ребенка. Неврологи говорят, что та часть мозга, что отвечает за умение читать, полностью развивается к 9 годам. Именно этим объясняется то, что многие дети начинают читать много и со вкусом в возрасте 10-11 лет.
Не вижу особого повода гордиться тем, что ребенок начинает читать слишком рано (или огорчатся, если ваш ребенок еще не начал этого делать в 5 лет) Это практически ничего не говорит ни о его интеллекте, ни о его развитии. До школы ребенок должен получить знания и умения НЕ связанные с навывками чтения. Это важно.
Это лично мое мнение, не обязательно с ним соглашаться.

Тот факт, что ребенку легко даётся чтение говорит о том, что соответствующие области мозга у этого ребенка хорошо развиты. Это и высокий уровень интеллекта, и развитая речь (внутренняя и внешняя). Так что зря вы не связываете эти два факта. Хорошо читающие в школе дети как правило успешно учатся.
Эти два факта безусловно связаны, но не так прямолинейно, как многие думают. Не всегда чуть более позднее развитие означает полное отставание или отсутсвие интеллекта. Многие родители считают, что чем раньше начинаешь, тем большего достигнешь, чем раньше ребенка начали учить читать (отдали в школу), тем он лучше будет учиться. А вот не всегда так получается, так показывает и мой опыт и опыт моих знакомых: бывает по-разному. Преждевременное обучение может в некоторых случаях даже затормозить развитие. Ребенок должен созреть, чтобы воспринять информацию. Хорошо читающие дети действительно лучше учатся. Но чтобы хорошо читать, не обязательно начинать обучение слишком рано. Для большинства детей 5-7 лет - самое то. Вы не согласны?

Моя так не умела читать к первому классу. А многие умели. К концу первой четверти одна мама спросила у свой дочки (девочка читала давно, как взрослый человек) кто лучше читает моя или девочка чья мама громко кричит, что у нее давно читает. Выяснилось,что моя лучше.
Ну и бальзам тем у кого долго не начали читать - моя во втором классе выполнила норму третьего, и пока продолжали проверять всегда была в лучших. Даже при переходе в сильную школу.
Для меня таже как и ходить (уметь двигаться самостоятельно без поддержки и неважно пять это шагов от кресла к дивану, или бегом через всю комнату). Вот и с чтением так, сумел сам прочитать одно-два слова значит читать уже умеет т.е. принцип понял. А дальше это дело практики и времени. Причем всегда можно отразить как именно ребенок читает, читает по слогам, читает медленно, читает бегло, читает про себя и т.д.

Все так рано уже читают...а мы нет :-( и не хотим.Сейчас 5,5.
Буквы уже очень давно знала, до 3 лет точно. Уже наверное год как может прочитать простые слова из 3-4-5 букв, но не по своей инициативе, сама не хочет.Постоянно забывает какие-то буквы. И просто не хочет читать. Один раз прочитает слово, а через 5 минут сидит и вроде как не может его прочесть, понимаю просто не интересно и не хочет. Поэтому я пока не могу сказать, что мы умеем читать.
Ей просто не зачем читать. Ставьте ее в вынужденные ситуации. Я на таком этапе закачала ребенку игрушку где было необходимо читать названия предметов. Вот когда ей самой понадобилось все пошло резвее.

Хочу предложить для особенно старательных родителей мнение специалистов.
Цитирую "обучение письму и чтению - это чрезвычайно сложный и длительный процесс. И для того, чтобы этот процесс был эффективным, для того, чтобы ребенок, действительно научился читать, а не угадывать, не просто различать сочетание двух или трех буквенных знаков, необходимо определенная зрелость мозга ребенка. Необходимо, чтобы созрели механизмы зрительной дифференцировки. Эти механизмы созревают у большей части детей не раньше, чем к 5-6 годам. И фактически большая часть детей, которых мы учим читать до этого возраста, осваивают неэффективный и нерациональный способ чтения, который в лучшем случае позволяет им читать тексты, состоящие из трех-четырехбуквенных слов. И нередко дети, которых научили вот так читать очень рано, даже став взрослыми людьми, сложный текст читают с трудом и плохо его понимают. И очень часто у детей, которых очень рано научили читать, не сами они научились (таких детей немного, но они есть), или даже заставляли учиться, во втором, третьем классе, когда появляются более сложные тексты, читают с трудом и читать не любят. Ну, и эта нелюбовь оттого, что трудно и непонятно"

+1000
То же самое с "глазками, носиками" и другими навязыннными родителями навыками... Одно дело, когда ребенок по собственной инициативе машет ручкой "пока, пока" и радуется реакции взрослых. И другое - дрессировка етого пока, пока и глазок, носиков...
У нас сложная ситуация - ребенок сам, по собственной инициативе зачитал по-испански в 3,5 года. И я испугалась - русский и так отставал, речь пошла поздно, по-русски практически не говорил (понимал хорошо). И начала по всяким пособиям учить по слогам по-русски - одну неделю помучались оба и бросили. То есть его конечно интересовало, но читать он хотел по-испански и не слогами, и только то, что было вокруг. Я тут темы создавала - как отвечать 3хлетнему билингву на вопрос - что ето на вывеске? - по-испански или по-русски. Потом поняла, что ето все бред, и отвечать надо используя слово, которое он прочитал.
Ну и по-русски ребенок еще 5 не было тоже зачитал и сам, а потом и писать стал. И с русским у нас только один вариант - как бы желание не отбить. Поетому если пишет с ошибками - не поправляю, читает с ошибками - не поправляю. Никаких занятий, кроме чтения на ночь и ответов на вопросы, игр в виселицу или слова, и только когда он хочет. Ну и книги у нас только на русском...
В слова мы всегда в дороге играем - если надо слово на А и деть скажет ОКНО - идет как правильное. Он сам потихоньку начинает задумываться как пишется то или иное слово.
хреновое мнение хренового специалиста.)) это если маленького ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ, и учить по школьной технологии (буква - слог -слово), то конечно: в лучшем случае ребенок просто будет ненавидеть чтение, а в худшем - станет неврастеником.
маленькие дети прекрасно сами учатся читать, и даже ДО того, как созреют "механизмы зрительной дифференцировки". Глупость какая-то.
В 5 лет ЛЮБОЙ ребенок может читать.

Интересно)
Но в статистику не укладывается. Современные дети рано начинают читать, моя дочь читает с 3,5 лет, в 4,5 читала христоматию для 2 класса со скоростью чтения третьеклассника. И таких детей сейчас оч много!!!!
Видимо данные по созреванию мозга устарели лет так на 10-20

Мои дети умели читать с двух лет. Читать - это значит: видеть написанные слова и понимать их смысл.
:)
только читать в два года - это не самоцель. и это вообще ни о чем не говорит - ни о какой "гениальности"ребенка, особом "уме", или маминой "педагогичности" или маминой "деспотичности".
Читать в два года может быть также просто и обычно, как разговаривать в два года.
А "складывать буковки" - это не чтение.
это сложение.:)
:)) врут обычно анонимно)) понимаю, что не верите)) но для таких, как вы, у меня есть видеозаписи:))
ваше неверие как раз и говорит о том, что вам абсолютно не знакомы современные системы обучения)) хотя, они не такие уж и современные)) Глен Доман и Шиничи Сузуки открыли "глобальное чтение" 50 лет назад)))
но если вы не педагог, это тоже не так уж для вас обязательно)) но многие мамочки прекрасно об этом знают и учат своих детей, и им не нужны доказательства того, что практически любой ребенок в два года может читать - также как и говорить))
...собственно, это и неважно - верить или не верить, читать или не читать, речь-то совсем о другом))
кстати, и в год тоже - теоретически ребенок может читать - при условии, что он разговаривает.:) но сейчас таких детей уже нет, которые бы в год разговаривали.
методика Домана весьма сомнительна ИМХО.
ребенок "читает" только слова, написанные конкретным шрифтом, а те же слова на улице, в магазине, в книге, увы, не узнает.

ошибаетесь. Методики сомнительными не бывают, сомнительными бывают педагоги.
Если хотите действительно знать о глобальном чтении - почитайте на моем сайте.Раздел "Глобальное чтение".
Я достаточно много читала про глобальное чтение в свое время. И за, и против.
ИМХО лучше букваря Жуковой еще ничего не придумано.
Я действительно не понимаю зачем годовалого ребенка учить чтению?
лучше это время провести с пользой.
В 4 года ребенок научится читать куда быстрее, чем годовас, и в отличие от годоваса он уже не забудет азы.
А перестаньте заниматься в 1,5-2 года с ре по Доману - он через неделю не вспомнит знакомое слово, т.к. это ненужная информация на данном этапе развития.

Читает книги сам, понимает прочитанное. Правда в 4 года это было довольно медленно и не слишком охотно, в 7 - быстро и запоем.....

Не знаю, что это значит в 3 года - никто из моих не читал в 3 года. Читаем ИМХО - значит как минимум осознанно слоги складывает. Правда я бы все-таки это назвала "учится читать". Вот прям "мой читает"- значит читает книжки, ну фраз-предложения хотя бы. и читает сам, а не из-под моей палки. Прочее - это умеет читать.
Если не секрет, автор, вы к чему этот опрос завели? Интересно просто.
Моя научилась складывать буквы в слова и читать вывески "Молоко", "Хлеб" лет в 5.
К школе читала простенькие рассказики вроде "Синие листья", но медленно и нехотя.
В школе читала "от сих до сих", ровно то, что задано и ни копейкой больше.
А в 9 лет ее прорвало, и фонарики под одеялом, и все на свете. Увы, но в 12 как отрезало и снова не читает. Сама найти интересное ей не может, мои предложения не вызывают интереса, а времени и так мало.
Извините, что влезу в этот топик со своим вопросом - а какие книжки или учебники вы используете, чтобы обучать дошкольника чтению? Посоветуйте то, что вам помогло.
Мы живем в Европе, поэтому с одной стороны, мне лично придется обучать ребенка чтению, а с другой стороны я могу выбрать учебник самостоятельно. Может быть что-нибудь мне посоветуют???
