Не получается читать

копировать

Дочке 5 с небольшим, пробуем читать по букварю Жуковой и подобному В. Федиенко. Ребенку интересно, спрашивает про буквы, какие гласные, какие согласные, называет первые буквы слов, все время спрашивает, где что написано. То есть интерес есть. Но сложить самой не получается.
Ведем палец М___А, она все равно называет звуки отдельно! Или МЭА, или МЫА прочитает. Слитно ну вот никак не получается(
Знает написание своего имени, еще некоторые слова по памяти, пробует угадывать. Прочитать слитно не может.
Как научить, как объяснить?
Отстать от ребенка на еще пару месяцев или как-то можно объяснить?

копировать

Купите ей звуковой плакат "Учимся читать" - там и отдельные буквы можно нажать, чтобы составить сложный слог, и сразу сочетания двух букв озвучиваются. Она привыкнет к слитному звучанию и потом так же и читать будет.

копировать

Спасибо, попробую.

копировать

Подолбите немножко эти МА и МЫ.
Потом отложите дня на 3-4 и возвращайтесь. Должно пойти.
Только не грузите ради бога гласными и согласными, пожалейте ребенка :)

копировать

Гласными и согласными я не гружу ребенка, это он меня спрашивает. Идем на улице, вспомнить букву и сама спрашивает- гласная или согласная? Я не знаю, чего они ей так дались.
Мы так и делаем - откладываем и возвращаемся через несколько дней, несколько подходов таких было.
пока без толку. Отдельно звуки называет, хоть ты тресни. А интерес к чтению есть.

копировать

это замечательно, что сама спрашивает. и замечательно, что не грузите)))
Объясните ей только, что гласные - от слова "глас" - голос, они поются их можно пропеть. И пусть она сама угадывает, что гласная, а что нет.
Когда она хорошо запомнит все гласные, после этого ей будет гораздо легче понять, что слог-слияние читается слитно. (см. мое сообщение ниже))

копировать

Как раз сегодня объясняла, что гласные от слова глас - голос. Которые можно пропеть. Ребенок донимал меня с гласными-согласными на улице. Ну пошли вопросы, почему тогда С, З, Ж можно пропеть, что Е и Ё - это 2 звука, все это разбираем.

копировать

с, ж, и З - можно ПРОТЯНУТЬ, а пропеть их не получится:)
петь можно только гласные)

копировать

Называйте не буквы, а звуки. Не "эм", а "м", не "жэ", а "ж".
Учите слоги, состоящие из разных согласных и одного гласного звука: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА ,ЗА, КА, ЛА, МА, НА....
Когда будет идеально, только тогда переходить с БИ, ВИ, ГИ, ДИ...

копировать

Так и называю.! Звуки!
М, Б, Т, _ строго звук.
Но конечно другие постарались-бабушка, например, все равно иногда скажет, БЭ, МЭ.
Я думаю, может слоги на память просто учить?
Как буквы, теперь слоги. Попробуем так.

копировать

Моя не понимала где-то 5-6 месяцев, потом резко "дошло", занимались тоже по Жуковой. Ровно в 5 стала "ма" и "ам" прочитывать. Но было очень тяжело. Я "отвязалась" от ребёнка, вернулись к той же Жуковой в 5,9- зачитала без усилий. Сделайте перерывчик. Читать в 5- не вопрос жизни и смерти.

копировать

Я итак с перерывами. Не идет - забрасываем. Просто ребенок вроде и сам хочет, но не может. Ну да не критично пока, действительно.

копировать

Нарисуйте таблицу слогов: гласные- столбики, согласные- строки, на пересечении- слоги- и долбите.

копировать

Начать читать слоги - самое сложное в чтении. Продолжайте занятия, только понемногу и на позитиве.

Моей тоже 5 лет, слоги начала читать лишь несколько месяцев назад, но дальше пока особо не продвинулись. Может составить 2 слога, да и то пытается угадывать )))

копировать

в пять лет это не обязательный навык. Не получается, потому что ребенок еще не созрел.

копировать

у нас примерно так и было,я не особо заставляла и настаивала,а затем само собой все началось получаться

копировать

МЫА - все дети читают по жуковой. с первой учились читать - мы просто встряли на этом слоге. но у нее не было желания учиться. В итоге с горем пополам зачитала в 7, непосредственно перед школой. Младшая сейчас учится читать. Каждый день несет букварь - тоже "МЫАкала". А потом наизусть что ли выучила... она каждый день начинает с повторения первой буквы и прочитывает все крупные слоги. За пару месяцев дошли только до буквы Т по Жуковой, но при этом слова до пяти букв из уже выученных она прочитывает.
Опыт опыт опыт. много много раз повторить этот слог. Запомнит. и с другими так же поймет этот принцип

копировать

Mы в какой-то момент заучивали слоги отдельно. У меня была страничка с лесенкой:
МА
МО
МУ

КА
КО
КУ

НА
НО
НУ

И так первый пяток согласных из Жуковой и те глассные, которые там идут в начале. Все это очень крупно напечатано. Согласные были синие, гласные красные, но не думаю, что это важно. Сначала много-много раз это прочитали (я читаю, ребенок повторяет), потом я начала показывать, она "читать". Но не по буквам, а целиком слогом. Они все в одном порядке, поэтому заучивались как стихи. Потом я начала спрашивать их в разбивку. Еще играли, прикладывая последнюю букву: МА-К, МА-Л, МА-М, КО-Т, КО-М, и т.д.
А когда нескольк слогов запомнились, то вернулись к Жуковой и начали заново петь "мммммм....аааа.. МА" и это уже для ребенка имело больше смысла, потому что она заранее знала, что должно получиться.

копировать

сделайте самодельные книжки и показывайте целые слова. Очень быстро она сама поймет, что произносить нужно звуки, а не буквы. Для начала нужно правильно мотивировать. А правильная мотивация в чтении - это НЕ соединить слоги (или буквы или еще что-то))), а ПОНЯТЬ СМЫСЛ увиденного слова. Это обязательно 1 этап. И только следующим этапом будет понимание технологии чтения.
Итак, сначала просто показываете слова: Например:
1. делаете фотоальбомы семьи с подписями: мама, папа, баба, дед, сестра, брат, дядя, тётя.Ну и про себя-любимую конечно: Маша то, Маша сё.
2.книжки-классификации "мебель" "фрукты-ягоды" "одежда" "игрушки" "деревья" "цветы" и т.п.
3.Развесьте по дому карточки слов с надписями предметов: стена, окно, дверь, шкаф и т.п.
4.Можно играть в разные игры с "активными карточками" (подробнее читайте на моем сайте в разделе "Глобальное чтение".
Ваша дочка, если она интересуется буквами и хотя бы некоторые знает, начнет читать очень быстро. Вам даже ничего объяснять не придется. От вас требуется только одно - прочитать слово, если она просит.

Если вам неймется что-нибудь объяснить:), то для облегчения чтения можно выделять слог-слияние цветом (слог-слияние - это слияние согласного и гласного, например: ба, ме, пу, ти, ра, до).
МОожно выделять слияние дугой снизу, а ту букву, которую нужно "прочитать отдельно" - под ней ставите точку.
Например, возьмем слово "красота".
вы раскрашиваете это слово так:
к ра со та (любимыми цветами, главное, чтобы слияние было одноцветное). Или выделяете дугами и точками.
Под "к" - точка, остальное - слияния, дугами: ра, со, та. Снизу.
http://eva.ru/RdIkz

Также в вашем случае можно использовать кубики Зайцева. По тому же принципу: показываете кубик и прочитываете его все грани: бы-бэ-ба-бо-бу. Если вам немного занкомы кубики Зацева, то ...))складываете из кубиков слово: бублик.
У вас будет :БУ+Б+ли+К . Прочитываете слово, по отдельным кубикам, целиком. Потом переставляете кубики местами,(к примеру: ли+БУ+К+Б) и просите все исправить, как было. Диктуете: БУ (будет угадывать, ориентируясь по гласной, например), дальше диктуете "б" - называя естественно только ЗВУК, а не букву. Дальше "ли", и "к".

Детей, которые знают все буквы, можно таким образом научить читать за два дня.
Правда, кубиками не все умеют заинтересовать, и стоят они недешево, и я вообще не уверена, что стоит их покупать ради того, чтобы три раза в них поиграть))) Но так на всякий случай вам рассказываю))
В общем-то, можно использовать этот принцип - складовой - и на плоскости, без кубиков, а просто используя бумажки)

В любом случае, вы можете почитать о разных приемах обучения чтению у меня на сайте. Или если возникнут вопросы, пишите мне на почту)

копировать

По-моему такой способ обучения подходит для языков таких, как англиский, где нет изменения слов по родам-падежам и спряжений минимум. А для русского- это тупиковый путь, который приводит к тому, что ребёнок выхватывает внешний вид слова глотая окончание и с правописанием беды возникают, если "молоко" и (нет) "молока"- одно и тоже и читается по догадке, то и "молоко" и "мАлАко"- одно и тоже и ребёнок ошибку "в упор не видит".

Еще этот способ применяют для детей с умственной отсталостью или невозможностью вербального общения. Сын знакомой с СД не говорит (ему 5 лет), но "читает" около 200 слов.

Т.е. способ имеет специфические применения но никак не обучение чтению на русском полноценного ребёнка.

копировать

вы просто не в курсе.
"МАЛАКА" у ребенка, который учился читать глобально просто нет.
Этот способ применяют ВСЕ нормальные учителя для обучения всех полноценных детей. Направленно или интуитивно - но применяют.

Вы неправильно понимаете процесс чтения. Чтение - это не говорение. Это именно понимание графически изображенного слова - текста. Поэтому действительно можно читать, но не говорить.

А то, что этот метод активно используется в работе с аутичными или умственно-отсталыми детьми говорит только о его высокой степени эффективности. Причем не только для развития навыков чтения, а для развития мыслительных процессов вообще.

копировать

Т.е. вы утверждаете, что дети, которые учились читать "глобально" пишут без ошибок?

копировать

Мы тоже читали с ребенком "глобально" - при чтении книг я сажала ее так, чтобы она текст видела, а я водила пальцем по словам. Ребенок в части чтения (не знаю, как там насчет остального) у меня более чем полноценный - она в 3 и 8 начала уже про себя объемные произведения читать в обычном шрифте, уже пройдя этап чтения вслух, с интонациями и пересказом.
Сейчас ей 6 лет, она пишет очень грамотно (без излишних наворотов, конечно) с редкими ошибками типа непроизносимых согласных, ну и пунктуацию она не соблюдает, хотя периодически запятые бывают на месте.

копировать

Это не то.

копировать

Ну почему же? Ребенок тоже привыкал к виду и звучанию сразу всего слова и в итоге перешел от слов к буквам-звукам, а не наоборот.

копировать

Да, но не к глаголам в неопределённой форме и существительным в именительном падеже.

копировать

Но это только начальный этап у Домана. Насколько я помню опыт своих виртуальных знакомых, которые шли точно по методике, они потом перешли и к фразам, в которых и глаголы в разных формах встречались, и существительные в разных падежах.
А на самом деле - ИМХО абсолютно все равно, на каком материале привыкать к соотношению звук-картинка (с чего и начинается чтение). У меня дочь такую абракадабру писала в Word или фишками для моей озвучки, что там ни существительными, ни глаголами даже и не пахло.

копировать

вы просто не в курсе, как работает эта система, так что не рассуждайте того, о чем не знаете.

копировать

У Вас девочка очень одарённая, кмк она при любом способе обучения достигла бы тех же результатов :-)

копировать

совершенно верно. вы молодец.

копировать

Спасибо, что все подробно объяснили.
Дело в том, что пункты 1-4 давно уже реализованы. Если не ошибаюсь,это называется "глобальное чтение"
И книги есть с надписями, и карточки, и по всему дому развешены подписи- табуретка, стол, стул и т.д.
Это уже все давно висит. И ребенок это " читает"
То есть запоминает все слово или по первой букве.
Как раз речь про то, что угадывает слово.
Например может спутать среду и субботу, потому что оба слова на С.
А вот далее все интересно и ново для меня.
На кубики я не раззорилась, я карточки пока со слогами сделала. Идем таким путем, но если буквы ребенка интересовали и интересуют, она перед магнитной азбукой прямо простаивает, то эти карточки со слогами не идут пока. Попробую и правда выкрасить одним цветом.
Я пока говорю про простые слоги, БУ, БА, БИ.
Мы на них застряли. Но только я завела эту темы, как ребенок мне вроде правильно прочитала Вода и Вата)
Так что вроде пошло дело. Но чувствую, на слогах будем сидеть еще долго.
Спасибо за помощь и интересную информацию, я думаю будет многое полезно из вашего объяснения, в том числе мне)

копировать

Странно, что путает "среда" и "суббота" - они же разной длины эти слова. все-таки недостаточно значит показывали.
А то, что угадывает - в этом нет ничего плохого. В этот момент и происходят процессы анализа, узнавания знакомых букв, сочетаний и т.д.

Проговорите четко эти слова (средААА, суббООООта), положите перед ней еще раз два этих слова (среда и суббота) и попросите определить, где что - безошибочно покажет.

У родителей есть просто мания - контролировать и проверять. Вместо того, чтобы ОБУЧАТЬ ребенка, мы спрашиваем "Какая это буква?". Надо поменьше спрашивать и побольше отвечать на детские вопросы.

копировать

Автор, извините, что анонимно, но вы не много ли хотите от ребенка? Я вас уверяю, что большинство детей этого возраста не умею читать. Для навыков чтения необходимо определенное созревание мозга и у большинства это происходит в районе 6-7 лет.
Вы евы начитались? Так тут десяток одержимых мамаш, вылезших из кожи вон, чтоб 3-х летка стал читать, а потом на еве хвастать (еще и неизвестно, так ли это на самом деле). Вы поймите, это равносильно тянуть ребенка за руки-ноги, чтобы рос быстрее, только покалечить можно на раз-два.
Уберите все эти карточки, давно уже доказано, что подобные методы обучения ведут в итоге к безграмотности.

копировать

Спасибо.
Не вопрос убрать, я же говорю, что ребенок сам хочет, останавливается у каждой вывести и просит читать.
Конечно я могу оставить все, никакой спешки нет, 2 года в запасе точно есть.
А вот насчет того, что методики ведут к безграмотности есть какая-то более подробная информация?
Хотелось бы почитать.

копировать

Они эти дети :) многое хотят в этом возрасте и ко многому проявляют интерес. Другой вопрос, справится ли ребенок с полученной информацией.
Я, честно говоря, тоже Доманом детей увлекла в 2 года, и о, да! они у меня читали!!!!Якобы.... Но там же на самом деле они не читают, а запоминают визуально, а это ведет к чему? К тому, что дети усваивают визуальное восприятие без знания правилне умея складывать из букв слова. Вобщем, нормально, складывая слоги из букв и слова из слогов они у меня стали читать к 6 годам в итоге.
Вот к примеру, первые попавшиеся отзывы
http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7632593
Ну и мнение специалиста http://www.aif.ru/health/children/46892

копировать

Ну а вот противоположный опыт, который я упоминала выше - http://a-katkov.livejournal.com/140465.html Они как раз Доманом занимались по всем правилам

копировать

Я знаю немало матерей, которые намеренно преувеличивают способности ребенка. Причем чем более говорлива мать и чрезмерно хвастается успехами ребенка, тем больше вероятность, что ее речь надо делить на 2, а то и на 3,4.

копировать

Там отец пишет :-) И периодически выкладываются видео :-). Почитайте :-), там достаточно интересный ЖЖ в открытом доступе.

копировать

"по всем правилам" - это как? Если у родителей нет понимания процесса, нет желания разобраться в сути системы, а есть только желание "догнать и перегнать", то у таких родителей будет печальный опыт.
"заниматься Доманом" - это не значит заниматься чтением.
Глобальное чтение было придумано, когда еще Домана в помине не было.

копировать

Там в ходу с первого года жизни все элементы Домана, включая физическое развитие. Тот ребенок достаточно гармонично развит - и физическое развитие, и языковой сад, и творчество дома, и интеллектуальное развитие.

копировать

читать свободно может любой ребенок ровно в том возрасте, когда он начинает хорошо говорить.

Просто родители не умеют УЧИТЬ маленького ребенка (ну, не каждый человек умеет готовить борщ, шить штаны, сочинять стихи..).

И действительно иногда лучше вообще ничему не учить, чем учить неправильно.
И то не беда. Научится попозже - не страшно.

Но тем, кто чувствует в себе силы, у кого есть терпение, и желание разобраться в функциональных особенностях работы детского мозга, тем ЖЕЛАЮ УДАЧИ и всегда готова помочь:) Все-таки раннее развитие предоставляет большие шансы для последующего интеллектуального развития - с этим уже никто не спорит.

копировать

кстати, сегодня только в одной идиотской детской передаче про обучение чтению:) показывали, как выделять склады и отдельные звуки вот такими же дугами и точками. Только рисовали их сверху))
ОБЪЯСНЯЮ, почему нужно рисовать дуги и точки именно СНИЗУ: потому что именно такие движения вашей указки будут малышу подсказывать, что читаем слитно, а что - отдельным звуком (а следим за текстом снизу, чтобы его не загораживать), именно такие движения будет совершать детский пальчик, когда ребенок следит за текстом.

копировать

у моего этот этап долго продолжался. На подготовке просили петь слоги, тогда дети их автоматически соединяют. Когда ребенок поймет, как нужно соединять буквы, будет прорыв, будет читать с каждым днем лучше. Мой только летом понял, как соединять буквы. За это время прочел тексты из Жуковой и уже читает книжки из серии читаем сами. Купите с дорожками для чтения по методике Царевой, они читаются гораздо легче, чем тексты из Жуковой.

копировать

Перейти от побуквенного чтения к слитному, при условии отличного знания всех букв помог такой самодельный тренажер http://eva.ru/RjNl
Составляли и читали слоги.
Можно, конечно, рисовать карточки и таблицы со слогами, но это более трудоемко.
Можно составлять и потом читать слоги из кубиков, карточек с буквами, магнитной азбуки, кассы букв...
Что больше понравится ребенку, то и будет более эффективным.

копировать

А моей 2,4. Знает все буквы. Я тоже переживаю, что слоги не читает.)))))))) Правда, мы и не упорствуем особо.

копировать

если знает все буквы, то вы просто развесьте по дому слова, и наделайте книжек с крупным текстом: несколько книжек со словами (фотоальбомы например), несколько со словосочетаниями, и несколько с коротенькими предложениями. Например, "книжка про Катю" - фотографии вашего ребенка и подписи "Я ем" "Катя пьёт сок" "Мы гуляем" "Катя и Света играют" и т.д.
Сначала сами прочитаете, потом она будет сама читать (конечно, сначала она будет просто рассказывать эти книжки по памяти, но поверьте!!! - этот этап очень важен именно для того, чтобы однажды в прекрасный день мозг вашего ребенка сопоставил текст, который он знает наизусть с графическим его изображением.
Каждый день воспринимая написанные слова из известных ребенку букв , процесс сопоставления буквы и звука - неизбежен. Обязательно настанет момент, когда ребенка осенит, как все это происходит. И осенит его именно тогда когда ЕМУ это нужно.
Такие дети читают с огромным удовольствием, ПОНИМАЮТ прочитанное, читают бегло, сразу целыми словами, а по слогам смогут прочитать любое незнакомое или трудное слово, и сразу же запоминают его целый образ. Такие дети грамотно пишут, тк. у них сформирован правильный образ слова.
Попробуйте всего лишь сделать эти книжки и читайте их время от времени - и увидите результат.

копировать

Спасибо за совет! Попробую! :-)

копировать

:)
Мой в 2,5 только говорить начал, произошел прорыв и я успокоилась. Про себя решила, что пока ребенок не начнет нормально говорить, никакого чтения, максимум алфавит. Лет до 4 он у меня балдёжничал, учил много стихов, учить буквы отказывался. Речь к тому времени нормальная стала, начали с 4 лет учить буквы. К 5 годам няня пыталась с ним читать по Жуковой, но говорила, что ребенок не готов. В итоге оказалось, что няня халтурила, мы упустили в занятиях около 6-9 месяцев, но это в нашем возрасте не трагично. Я сама начала заниматься в 5,2, на втором-третьем занятии ребенок сразу же начал читать слоги. Как провел первую дорожку по Жуковой, так сразу доперло. За 3 месяца прошли половину букваря, я не тороплюсь, часто возвращаю к пройденному. Ребенок читает вывески, названия, потихоньку дочитываем букварь.

копировать

У меня у дочки была подобная проблема, никак не могла буквы сложить в слоги. Именно мешали эти "Эм", "Пэ" и т.д. Тогда я просто оставила ее в покое на несколько месяцев, чтобы она просто забыла немного. А поом все с азов начали, буквы учить и называть звуками их, по букварю Жуковой занимались. И как только до нее дошло как сложить этот слог буквально в считанные недели на начала читать. В школу мы шли уже читая бегло. До сих пор по технике чтения первая в классе.

копировать

Вот прошло время и научился ребенок складывать звуки в слоги. Теперь читает так К.О. - КО Р.О. - РО В.А. - ВА. КО-РО-ВА. Получилась корова. Вот так сейчас это выглядит.

копировать

Это пока не есть научился. Слог слитно не читает. Она у Вас поняла разницу между буквой и звуком и научилась читать буквы как звуки, это хорошо, но ещё нет чтения слогов. Начните со слогов, в которых первый согласный звук тянется - С,М,Р,Ж,Ш... Учите тянуть его, сливая с последующим гласным - ШШШШШААААР, ССССОООООООМ.... И дело пойдёт быстрее.

копировать

Хорошо, спасибо большое! С,М,Р,Ж,Ш. - поняла.
Будем дальше пробовать. Во всяком случае сдвиг уже есть.

копировать

А закрытые слоги тоже так читает - У.Ж.-УЖ? Если да, то лучше сначала на этих слогах отработать слитное чтение

копировать

Мой брат двоюродный так читал. Правда он вообще все буквы произносил сначала, потом слово. Типа ВЭ Е РЭ Е ВЭ О ЧЕ КЭ А - веревочка.

Потом научился нормально.