Про образование наших детей

копировать

Федеральный Закон "Об образовании" предусматривает введение образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями. Институт коррекционной педагогики разработал концепцию по образованию детей с ОВЗ. Кому интересно, пройдите по ссылке, можете изучить концепцию, и желательно проголосовать за нее в обсуждениях, поддержать. Так как на основании нового ФЗ "Об образовании" на практике может получиться так, что нашим детям придется ходить в школы, которые будут подведомственны Собесам, а не Департаменту образования, либо получать инклюзивное образование, то есть учиться в общеобразовательных школах наряду с обычными детьми. Учиться с обычными детьми - это, конечно, хорошо, но не всем это дано, особенно детям со сложной структурой дефекта. Поэтому не совсем понятно, что нас может ожидать в 2016 году в плане образовательного процесса. Сейчас мой ребенок посещает школу. У нас тугоухость и ДЦП. Ходим в школу с удовольствием. До школы у нас было непонимание с ребенком, т.к. он не говорит, и не слышит, и он не знал, куда его одевают, куда ведут, что будем делать и т.д. А сейчас, отучившись год, научившись некоторым жестам, мы общаемся, он понимает, что, когда и куда. Но точно знаю, отдай его в обычный класс, что он там будет делать... Так что, кому интересно, вперед по ссылке.
Возможно кто-то ориентируется в этой теме побольше, буду признательная, если поделитесь информацией.
http://институт-коррекционной-педагогики.рф/ob-institute/novosti-instituta/specialnyj-fgos-dlja-detej-s

копировать

а у вас школа в каком районе или частная?

копировать

у нас текстильщики. У нас сложная структура дефекта - и ДЦП, и тугоухость. Мы там учимся на надомном обучении (школу сами посещаем 3 дня в неделю). Школа номер 65

копировать

Пока изучаю. В проекте в принципе много плюсов по сравнению даже с действующими стандартами, не говоря о прочих. Но я бы еще кое-что внесла.

копировать

Написала отзывы, не знаю, пройдут ли они модерацию.

Считаю, что концепция содержит ряд прогрессивных моментов. В частности, в число категорий детей с ОВЗ включены дети с аутизмом (чего раньше не было, как и не было специальных программ для таких детей). Прописаны стандарты инклюзии, введена подробная классификация детей с ОВЗ.


Однако, я считаю, что концепция нуждается в некоторых дополнениях.

1. Необходимо ввести дополнительные категории и расширить уже существующие. Есть ряд детей, которые не попадают ни под одну из указанных категорий, но тем не менее, нуждаются в создании особых условий для обучения.

- Нужно ввести категорию: дети с ослабленным здоровьем, нуждающиеся в щадящих условиях обучения. Скажем, ребёнок с кардиологическими проблемами очень нуждается в щадящих условиях, присутствии врача в школе, замене обычной физкультуры на лечебную и т.д. Но массовая школа не предоставляет такой возможности. Сейчас такие дети чаще всего учатся на дому, и это не совсем правильно. Если же отталкиваться от с перечисленных категорий, то в дальнейшем такие дети могут быть лишены и надомной помощи. Есть дети, которым требуется особый режим питания, и из-за этого они не могут посещать массовую школу.Есть дети, которые регулярно принимают лекарства, и это должен делать врач.

- Категорию "задержка психического развития" следует расширить.: "дети с задержкой и иными нарушениями психического развития, а так же с особенностями нервной системы, препятствующими обучению". У меня младший ребёнок имеет диагноз - астено-невротический синдром. Он в состоянии освоить программу повышенной сложности, но ему нужны специальные условия - небольшое количество учеников в классе, психологическая поддержка, адаптированные варианты физкультуры. Но он не попадает ни в одну из перечисленных категорий. Есть дети с СДВГ, которым тоже требуется особый подход, но они не попадают ни в одну из категорий.

- Отдельно ввести категорию - дети с психиатрическими заболеваниями. Увы, такие диагнозы, как шизофрения, биполярное расстройство и пр. порой детей не минуют. И этим детям нужна психиатрическая помощь.

2. В концепции не затронут такой момент, как количество учеников в классе. А это принципиально важный момент. Большинство детей с ОВЗ нельзя обучать в классах по 30 человек.Нужно для каждого варианта прописать количество обучающихся. Подробнее об этом напишу в следующем пункте.

3. Варианты стандартов необходимо расширить:

Стандарт А должен быть реализован в 3 вариантах.

Вариант А-1 - предусматривает обучение в обычной общеобразовательной школе с наполняемостью классов около 30 человек, при этом ребёнку оказывается помощь в рамках возможностей школы.

Вариант А-2 - предусматривает обучение в массовой школе при создании щадящей образовательной среды. Прежде всего должна быть малая численность классов - 15-20 человек, расширенный штат специалистов - психологов, дефектологов, "Школ здоровья", но сейчас их уничтожают.пециалистов по ЛФК, врачей. В принципе, такой стандарт до недавнего времени реализовывался в Москве в рамках

Вариант А-3 предусматривает наличие классов коррекции или компенсации в общеобразовательных учреждениях. В таких классах могут обучаться дети как со схожими, так и с различными ограничениями, если программа позволяет "охватить" детей с различными видами нарушений. Сроки могут быть как обычными, так и пролонгированными, в зависимости от специфики класса. В частности, в таких классах могут обучаться дети с медицински обусловленными поведенческими нарушениями, которые в состоянии освоить школьную программу. Численность классов - до 15 человек (в зависимости от специфики), классов с детьми с проблемным поведением - до 10 человек.

Добавить стандарт Стандарт Е - варианты надомного обучения в обычных и коррекционных школах, наличие специальных школ домашнего обучения. При этом должны быть предусмотрены формы надомного обучения, позволяющие ученикам частично присутствовать на уроках.

копировать

Вооот, вы правильно поняли. Мне кажется там не просто дыра, а дырища в этом новом законе. И сделано это осознано. Ясное дело, большинство детей с РАС и вполне сохранным интелектом могли бы учится с обычнвми детьми,НО в МАЛЕНЬКОМ классе! Да, плевать Минобру на детей с РАС и их инклюзию,плевать, что это важная часть реабилитации, либо садись в класс с 30 детьми, либо не годен для инклюзии.

копировать

И ещё добавлю.
На мой взгляд, в концепции недостаточно "прописана" проблематика детей с поведенческими нарушениями.
Сейчас ситуация такова, что таких детей стараются не брать как массовые, так и коррекционные школы.
Поэтому я считаю необходимым прописать в концепции необходимость создания специализированных классов для таких детей, либо классов, где эти дети могут обучаться среди других детей, как в массовых, так и в коррекционных школах.

Можно предусмотреть создание коррекционных школ и классов именно для "поведенческих" детей вне зависимости от медицинских причин (если такие причины в принципе есть). Такие классы должны работать с активными применением АВА-терапии и других методов поведенческой коррекции. Сейчас существуют школы для детей с девиантным поведением, но они предназначены для здоровых детей и относятся к сфере социальной, а не коррекционной педагогики. Это совершенно другая специфика и другие методы. Хотя в некоторых случаях стоит и объединить усилия, тем не менее, эти 2 профиля следует разделять.


И ещё одно дополнение - я думаю, что следует предусмотреть в принципе расширение методик преподавания в школах с инклюзией с учётом наличия в таких школах детей с ОВЗ. У меня старший сын - компенсированный аутист, он сейчас в 8 классе и вполне тянет программу общеобразовательной школы. Но - у него большие проблемы в сфере вербальных коммуникаций. Он в принципе мог бы достичь блестящих результатов, если бы в програма присутствовало бы больше практики, экспериментов, если бы больше задействовали визуальные методики, развитие пространственного мышления. И другим детям это пошло бы тоже на пользу. Но к сожалению, текущая программа в основном рассчитана именно на вербальные коммуникации.