учитель - для чего?
(Хотела сначала запостить в раздел со школами, но вовремя остановилась. Меня интересует именно психологический аспект)
А вот все-таки - какая роль у учителя в школе? Уточню - в начальной школе. Учитель - это только от слова "учить" - математике, русскому и т.д.? Должен ли учитель быть еще и "воспитателем", должен ли он формировать психологический климат в классе, должен ли помогать детям разруливать конфликты, с которыми они не могут сами справиться? Или все-таки у учителя только одна обязанность - вычитание-сложение-рисование-и-чтение? а все психологические заморочки - это родители и школьный психолог, если он есть?
Не учитель, от слова учить, а педагог, от греческих слов "искусство воспитания", "ребёнок" и "веду". Ответ на Ваш вопрос напрашивается сам...исходя из термина.
у нас учитель не только учит, но и воспитывает наших деток, я вот помня свою школу не ожидала, что так бывает
да нет проблемы, как таковой. Так, по мелочи пока (ТТТ!) возникают ситуации, которые меня настораживают в плане участия-неучастия учителя. Хочу все-таки определиться со своим собственным отношением к таким вещам. Скорректировать ожидание, так сказать.
По моему мнению хорошо для ребенка когда учитель с родителями имеют одинаковые взгляды на воспитание детей и предъявляют к ребенку одинаковые требования. Ну, например, учитель моей дочки считает что списывать и обманывать плохо и я так считаю, поэтому если есть жалоба от учителя на этот счет я дочке подтверждаю что она поступила плохо. И я и учитель считаем, что первой нападать нельзя, обижать никого нельзя, но сдачи давать можно, если тебя обижают или напали, то защищайся. И т.д. таких примеров очень много. И как то все просто идет. У меня нет противоречий с учителем, и ребенку спокойно при этом.
При чем здесь, для кого.
Ваш учитель одобряет рукоприкладство.
Ваш учитель не следит за детьми, если не видит, когда ему нужно вмешаться.
Ваш учитель допускает разборки между детьми, чтобы самой не париться.
Такой учитель может быть пригоден для определенного контингента.
Господи, где же я это написала то? Зачем фантазировать и делать ложные предположения?
Учительница кстати, замечательная, ни одного серьезного конфликта в классе, но у нее есть четкая позиция и четкие принципы, благодаря которым и дети четко знают правила, это можно, это нельзя, это плохо, это хорошо. И если уж так случилось, что Ваня в туалете начал бить Колю, а Коля, что бы защититься ударил в ответ Ваню, то накажут Ваню и его родителям сообщат, Колю не накажут, если он не превысил самооборону и у него не было другого способа защитить себя.
И я как то была поражена, зайдя в класс после уроков, дети собирались, а учительница писала что то на доске, она писала, говорила со мной и одновременно спиной чувствовала детей, прерываясь на замечания, она их делала не глядя и четко угадывала т.е. человек очень хорошо знает детей, у кого какой характер, кто на что способен, кто лидер, а кто ведомый, кто зачинщик, кто непоседа, а кто мечтатель, которого надо возвращать в действительность.
Если бы все были настолько профнепригодны, как вы пишите, то школьных проблем бы не было. Я как вспомню, сколько я ситуаций разгребала со старшей в школе так вздрогну, а тут второй год у меня вообще голова не болит. Учительница четко озвучивает, что надо подтянуть, где есть пробелы, а в чем успехи, в чем ребенок был неправ, а в чем умница и т.д.
И это не только мое мнение, все родители довольны, с учительницей нам просто невероятно повезло.
Вы все это написали. Читайте внимательно. Учитель не имеет права оправдывать драки и должен учить, как разрулить конфликт мирно.
Когда ваш выскажет свое мнение о поведении Вани, и Ваня его отмутузит, а вашего еще и накажут, вы поймете, о чем речь.
УК, кстати, действует не по соглашению с вашей учительницей.
Давайте с УК разберемся. Где написано что нельзя защищать себя? Можно, но не превышая самооборону. Если на вас напали и ударили, вы можете ударить в ответ, если в вас стреляют вы можете стрелять в ответ (если у вас есть разрешение на оружие). Нельзя первому начинать, нельзя стрелять когда ударили, нельзя стрелять, если у человека только нож и т.д. Тогда вы не правы. А умирать под ударами вы не обязаны, вы можете себя защитить и это надо делать. Вот и с детьми так же, если зажали в угол и мутузят дай сдачу, не позволяя себя дальше бить, а не жди пока прибудет помощь. Но если обозвали бить нельзя, можно обозвать в ответ.
И это не оправдаение драки, оправдание драки это когда зачинщинка выгораживают. А того кто отстоял себя обычно не наказывают, но и не поощряют.
Вася обозвал или толкнул легонько, а Петя его в ответ толкнул так, что Вася головой об угол стола ударился. По УК посадят Петю.
Не кормите тролля. Она всегда такая, передергивает и вещает свое про сферических коней в вакууме, ссоры первоклашек подводя под УК. :)
Учитель - учит. Педагог - учит и воспитывает.
Для началки нужен именно педагог, тут и обсуждать нечего.
То, что Вы описываете было раньше в советской школе. Учитель выполнял родительскую роль. Сейчас встречаются еще такие уникальные учителя, но увы очень редко. Вот хорошее интервью по теме как раз -https://www.youtube.com/watch?v=0k1hOvRBaws&feature=youtube_gdata_player
У нас школьный психолог за 1-4 класс ни разу в класс не зашла, причем в НАШЕМ классе учится её ребёнок.
И драки были, и много чего.
В мае месяце 4-го класса аж зашла, тест провела
"КАКИЕ мультики и передачи смотрят наши дети?"
Я вообще, на школьных спецов ни в чём не надеюсь...
Им нафиг не нужны проблемы моего ребенка, ребенок - мой, а значит и проблемы - тоже мои.
Вообще-то учитель во все времена был именно воспитателем - в педагогике значение термина ВОСПИТАНИЕ гораздо обширнее чем, например, ПРЕПОДАВАНИЕ или ОБУЧЕНИЕ. ПЕДАГОГ - это в первую очередь воспитатель, а воспитание в свою очередь уже включает в себя и обучение чему-либо.
В советские времена школа осуществляла именно воспитательную функцию, а сейчас, к сожалению, начиная с 90-х годов все погрязли в "предметном преподавании" - и виноваты в этом и родители тоже, которым от школы нужны статус, престижность, оценки, "модные" предметы и т.п. Типо сказать знакомым: Мой-то в гимназии учится!
А отличается эта "гимназия" только тем, что туда учеников набирают УЖЕ готовых и всёзнающих, что там по 7 уроков и немеренные домашние задания. То есть нагрузка основная ложится на детей и родителей, а учителя - только требуют и оценки выставляют.
Правда, справедливости ради надо сказать, что есть ЕСТЬ учителя, настоящие УЧИТЕЛЯ, которые работают КАК НАДО. Которые действительно любят детей, которым не безразлично будущее нашей страны (а значит и будущее детей) и которые делают важное дело: несут доброе, мудрое, вечное))) И такие учителя встречаются в любой школе - и в гимназии, и в самой обычной школе-развалюшке))
поможет?.... ну, скажем, может быть, оно поможет мне понять и принять то, что сейчас мне принимать кажется странным.
В соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации (школы) выполняют воспитательную функцию.
Учитель в первую очередь отвечает за вашего ребенка в школе. Ну вот прямо за физическую сохранность. В рамках этой обязаности он поддерживает дисциплину, учит школьным правилам, и следит за их выполнением. Потому, что, если что- за эту часть его работы с него спросят строже всего. Все остальное- обучение, воспитание - укладывается в оставшиеся от предыдущего пункта время и силы. У кого-то легко, у кого-то тяжело.
хм, а наша все время родителям говорит "учите детей дружить", "учите с детьми правила поведения в школе" и тд "когда я говорю - все должны молчать!" - это вообще был финиш
Ух, так и хочется написать в ответ: а какова же роль родителей?
Только родить и накормить?
А родители своих детей чему-нибудь учат?
Здесь роль родителей сейчас не обсуждается. Потому что для нормальных родителей эта роль естественна, как дышать. Но когда ребенка приводят на уроки, родителей рядом нет, а есть учитель, на глазах которого и происходят очень "интересные" ситуации, которые, по моему мнению, требуют корректировки взрослого, т.к. дети в силу своего возраста еще не умеют делать это сами. Да, родитель дома разберет эту ситуацию и научит, как вести себя, но, некоторые ситуации, кмк, нужно регулировать "здесь и сейчас", по горячим следам. Тем более, если ты - очевидец происходящего, и тебе не надо пытаться потом нарисовать себе истинную картину, основываясь на рассказе ребенка. Даже если я верю своему ребенку, я понимаю, что какие-то обстоятельства я могу от нее не услышать, т.к. они просто несущественны для ребенка, и это только взрослый понимает, что как раз они-то и могут являться основами и катализаторами конфликтов, и именно с ними надо работать.
А по-моему, так все сейчас держится на родителях. И это глупо отрицать. И в школах, и на доп образовании. И я говорю не только про мат. вливания, без которых, увы, многое просто невозможно. Родители уже не только уроки помогают делать, часто приходится нанимать репетиторов и для общеобразовательных предметов, и для предметов доп. образования. Когда мы учились, и в голову бы не пришло готовиться год с репетитором, чтобы поступить в худ. школу, да и в музыкальных никто не нанимал дополнительно репетитора по музыке, чтобы помогать справляться с программой муз школы.
Только принимали в эти школы после отбора. А сейчас всех, кто пришел.
Родители сейчас уроки не делают, типа - имеют право, на отметку итоговую все равно д/з не влияют.
Да о чем говорить? Тетрадями не обеспечивают. Пластилин дают в 3 классе тот,который от д/с остался или который младший не до конца убил.
Так что не все однозначно. Родители разные есть.
На мой взгляд, роль учителя многогранна. Но взгляд на исполнение этой роли может быть разной.
Да, учитель должен в первую очередь дать ребенку знания.
Да, учитель должен помогать ребенку адаптироваться в школе.
Да, учитель должен поддерживать адекватную атмосферу в классе, воспитывая детей.
Однако часто учителя вынуждают выполнять роль "родителя". Мою дочку обижает мальчик, а учитель не реагирует. Видите ли, реагировать должен не учитель, а ребенок. А учитель должен реагировать на конкретную жалобу. Родитель на то и родитель, что он следит за своим единственным чадом в три глаза и часто бросается на превентивную защиту, когда ребенку только начинают угрожать или ставит его в некомфортное положение. Он не дожидается реакции ребенка. Это понятно. И это забота родителя. Но учитель - не родитель. У него нет обязанности следить за каждым из своих учеников. Отсюда частые претензии родителей "Моего ребенка обижают, а учитель даже не следит". А он и не обязан, ИМХО. Он имеет ограниченную защитную функцию. :)Он обязан разобраться в ситуации и защитить ребенка от прямого физического воздействия, но с остальным должен в первую очередь разобраться ребенок. Иногда с помощью родителя и учителя, но сначала ребенок должен попросить помощи. И неплохо бы у учителя, а не путем жалоб родителя. Постепенно, с возрастом дети этому учатся, и это полезный навык.
По мне, так роль учителя начальной школы единственная: не отбить желание учиться. И научить учиться. Все. Больше нету.
Когда училась в пед. ВУЗе, то по педагогике нам талдычили про три задачи, поставленные перед учителем: воспитательная, обучающая и развивающая.
И вот при подготовке к каждому занятию надо было писать как все эти три задачи ты собираешься в процессе учебном реализовывать, то есть учитель должен обучать(давать знания), развивать(индивидуальный подход с учётом склонностей и способностей ребёнка) и воспитывать.
Насколько я понимаю, педагогика, как наука, коренным образом не изменялась никем.
эти три функции образования великий педагог Ян Амос Коменский в 17 веке определил:)
и до сих пор ничего умнее пока не придумали)
ох, сейчас бы хоть какую одну из трёх этих функций реализовывали бы - уже хорошо:)
Я склоняюсь к варианту учитель что бы учить, воспитание удел родителей, разруливать конфликты по мере возникновения, но с привлечением родителей. Я недавно имела беседу с дочкиной учительнице и была малость огорошена заявлением, что мой ребенок (отличница) не желает проверять записал ли домашнее задание в дневник двоечник, на мой вопрос "А с какой стати ей это делать?" услышала ответ "Что в жизни надо делать не только что хочется", мне такое воспитание не нужно.