Отставание?
Девочки, переживаю по поводу второго ребенка. Сын, 1 г. 3 мес. Усыновили в возрасте 3 мес, родился ндоношенный, на 32-й нед. При рождении ставили ишемию ГМ и небольшой отек, к выписке все сняли. Быстро набрал вес, педиатр, невролог и все остальные врачи ничего не нашли. Био не асоциальная, не пила, не кололась.
Что меня беспокоит. Не говорит. Вообще ничего. Даже мама, папа. Говорит иногда мамамама папапа бабабаба, но как будто пробуя звуки, ни разу не назвал нас со смыслом, обращаясь или прося что-нибудь. Пытаемся с простыми словами типа мяч (старший в этом возрасте говорил, например, мя), тоже никак. Учим глазки, носик (на себе, на кукле, по книжке) - ноль, только пупочек сразу запонился, не знаю почему. Как говорит собачка, кошка, корова и пр., тоже ноль. Дома есть кот, если он начинает мяукать, сын его имитирует, но спросишь просто "как коворит киса" - никакой реакции. Пирамидка. Старший ее вообще не собирал, этот собирает, но невпопад, т.е. просто надевает колечки, а сложить ее по порядку не может. Пазлы, сортеры, формочки я уже не трогаю, на них с 18 мес. написано, хотя старший сын в этом возрасте уже их собирал. да, книги и картинки тоже не интересны совершенно, максимум, если есть окошечки - пытается их оторвать. Когда пытаюсь что-то читать или называть предметы по картинке, просто уходит. У меня вообще ощущение, что он речь не воспринимает.
Это нормально или отставание? По физическому развитию мы полностью соответствуем доношенным, но по умствнному может быть отставание? Т.е. это следствие недоношеноости? Педиатр каждый раз спрашивает сколько слов говорит, я стандартно говорю, что ни одного и нас спокойно отпускают до следующего посещения. Да, я за границей, здесь не направляют к неврологам и пр., если педиатр считает, что все в порядке.
Как мама ребёнка с ЗПР скажу (строго ИМХО) - об отставании говорить рано, но звоночки настораживающие есть. Меня смущает практически отсутствие лепета и звукоподражания, обращения. Он понимает обращённую речь, выполняет простые просьбы: "Дай мишку", "Отнеси на кухню"? Указательный жест есть, в глаза смотрит? Чем и как играет? Кстати, мой сын тоже не слушал сказки, подходил и закрывал книгу, если я просто читала фоном :( Но! Всё это может означать отставание, а может ничего не означать - дети разные, развиваются по разному. Решать вам. Я бы сейчас стала максимально насыщать сенсорику (т.е. ощущение и восприятие). Идеально пойти в группу Монтессори. Дома стандартно - крупа, фасоль, мука, песок (не столько для развития мелкой моторики, сколько просто трогать), воду переливать из стаканчиков, бутылок, половником наливать в бутылку; пальчиковые краски (мелки для ванной - прямо сажаете в ванну и даёте рисовать, размазывать); шуршалки-пищалки-меховушки; в маленькие бутылки из-под детской воды насыпать немного макарон, бусинок, гречки, плотно закрутить - давать трясти, играть мячом в кегли (пусть слушает разное звучание). Если вы в Москве - в каждом округе есть Центр игровой поддержки (ЦИПР) - обратитесь туда. Там есть психологи, логопеды, дефектологи, на обследование принимают с 1 года, на занятия с 1,5. Не паникуйте раньше времени.
Вот и меня больше всего настораживает орсутствие звукоподражания. Указательный жест есть, но сын тыкает пальцем и мычит. Называешь предмет, а он даже не пытается его повторить. Должен же уже имитировать звуки, произносить слоги. Я опять же сужу по старшему. По поводу обращенной речи. Понимает, например, "дай маме" (на конкретную вещь у него в руках), но вот "дай маме мячик" уже не понимает :(
Огромное спасибо за советы! Про мелки для ванной даже не слышала.
Ой, пардон, пропустила, что вы заграницей. Если есть понимание - это очень хорошо; то, что звукоподражания сейчас нет, не очень страшно. Там ниже всё правильно написали про чистку зубов - это очень правильно, стимулирует работу мышц. Ещё можете делать артикуляционную гимнастику (поищите в И-нете). Из самого простого - раздувать щёки, дуть на ватку, дуть через трубочку в воду, доставать нос языком (в подфоруме Другие дети есть раздел логопедическая копилка - почитайте, очень много всего интересного и логопед консультирует); обязательно пальчиковую гимнастику (если надо - напишу). Вообще, за 4 года борьбы с ЗПР, я лично убедилась, что чем раньше начнёшь, тем больше и легче можно компенсировать.
Напишите про пальчиковую гимнастику, если не сложно. У нас тоже есть отставание. Мое у сыну 1,6 говорит только дай. Гуления не было считай вообще. За все время раза 3 слышала агу. С лепетом тоже самое. В 11 месяцев где-то пошло та-та-та. Но далеко не каждый день. Сейчас иногда слышу па-ма-ма или па-па-па, но без относительно ко мне, просто как звуки. Может раз в неделю такое выдать, в остальное время дай и звуки а'ля шимпанзе :-). На имя стал поздно откликаться, указательный жест тоже. Как и у вас недоношенный, плюс не благополучная беременность. К картинкам в книгах стал проявлять интерес только в полтора года.
Что я делаю. Стараюсь сама много с ним разговаривать и все показывать пальцем. Всех животных называю и говорю как они кричат кря-кря, ав-ав и т.д. Ходим в бассейн и в лекотеку (типа игровой комнаты с логопедом). Ну и по правде говоря, когда я увидела, что он понимает отращенную речь уже перестала заморачиваться что он что-то делает с задержкой или еще не делает. У каждого свое развитие.
Мы вот эту делали:
- поочерёдно сгибать все пальцы в кулачок, начиная с большого
- поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого
- соединять все подушечки пальцев руки ("кисточка" )
- кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца ("здороваться" )
- пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками
- кончик указательного пальца вдавить в подушечку большого, остальные пальцы поднять вверх, указательный палец резким толчком вперёд (типа"щелбан" ), по 3 раза каждым пальцем руки
-"ходить" указательными и средним пальцем по столу (как человечек)
Все упражнения выполнять не спеша, чётко фиксируя положение, с легким нажимом, сначала одной рукой, потом другой. Если ребёнок не сможет сам, помочь ему своими руками. Не делать насильно. Делать столько, сколько сделает. И я согласна, понимание обращённой речи "главнее" всего. Мозг ведь не просто развиться должен, но и созреть. Темп у всех разный. Некоторые дети долго сидят, зато потом как выстреливают!
Тоже очень переживаю, мои двойняхи никак не хотят говорить. Пока в арсенале лишь "дай" и "на", причем сын иногда путает, когда что. Детям 1г4м. В сентябре были у невролога, делали ЭЭГ , ничего криминального не обнаружили. Назначили пантогам, сейчас пьем. В последнее время был прорыв, знают части тела, показывают кто где, но пирамидка тоже не по порядку. Пассивный запас хороший, просьбы "принеси то" исполняют, но звукоподражания нет вообще по-моему. Делаем пальчиковую гимнастику, занимаюсь по песенкам Железновых, но дети не повторяют окончания никак. Может массаж сделать, вдруг поможет?
Сенсорика, артикуляционная гимнастика - очень рекомендую. Пантогам тоже пили, первый раз - очень помог, а вот второй раз (через год) даже курс не закончили - растормаживал дико, ребёнок по потолку бегал и орал. Имейте ввиду.
Я не вижу пока ничего действительно настораживающего в Вашем описании. Если сделать поправку на недоношенность, так как далеко не всем удается преодолеть ее последствия в течение первого года, то у Вас годовас. Было бы странно, если бы он так прекрасно, как Вы хотите понимал речь и имитировал звуки. Складывать по порядку пирамидку - это к 3 годам в норме. Надевает колечки - отлично. На Ваши вопросы, как кто говорит он вправе не отвечать, то если при виде кошки он произносит соответствующий звук - связь есть. Начните с одного-двух предметов, попробуйте добиться, чтобы ребенок понимал значение слов - смотрел на лампочку, когда Вы произносите "лампочка", на часы - когда Вы говорите "часы" и т.д. Не сравнивайте со старшим. У меня старший в год заговорил предложениями из 3 слов, но я от двух младшеньких такого и не думала ожидать. Средний заговорил поздно у меня, уже после двух лет, звуков в год-полтора произносил очень мало, что я - мама (в смысле понимания слова) понял только к полутора годам. К трем годам болтал уже отлично. Возможно, у Вашего малыша сейчас нарабатывается потенциал, который через месяц-полтора выльется в резкий скачок в психическом развитии. Ведь детки неравномерно развиваются, они накапливают так называемую зону ближайшего развития, а затем - скачок. Я не говорю, что надо совсем успокоиться. Любая мать должна быть начеку. Но паниковать пока рано, ИМХО.
Спасибо. Будем надеяться, что это так :) С пирамидкой и пазлами я, наверное, погорячилась, но почему-то мне казалось, что уже пора :)
По-моему, это нормально. Главное, чтобы она понимал что-то повседневное и часто повторяющееся. Когда вы его зовете по имени к себе, или просите принести конкретную игрушку, или говорите "нельзя", например, понимает? Реагирует адекватно? Эмоциональный отклик есть при общении? Отклик адекватный? В ладошки хлопать умеет? Понимает, что это, например, "ладушки"? Играет с Вами в какое-нибудь там "куку" - закрыть-открыть глазки? На мой взгляд, в таком возрасте этого достаточно. ИМХО
Как-то дочку года в полтора повела к неврологу, тот попросил её показать ушки-глазки-носик, доча смотрела на него, как баран на новые ворота, и он мне сказал, что у меня ребенок с отставанием. Больше к нему не ходили. Дочке в ноябре 4 года, развитие соответствует возрасту без особых усилий к тому с нашей стороны.
У каждого ребенка индивидуальная картина развития. ИМХО
На все вопросы - да :) Прятаться очень любит, и просто ручками личико закрывать, и в комнате, например, за шкафом (нас тоже ищет), ладушки уже давно и "полетели, на головку сели" - тоже показывает, "нельзя" понимает (хотя, может, больше по интонации?) Вообще с ним интересно. Копирует нас во всем (по телефону "разговаривает", тряпкой стол за мной протирает).
Про дочку вашу понравилось :) Спасибо за поддержку :)
У нас еще очень популярна игра с электрической зубной щеткой. Нравится включать/включать ее, в руках она смешно вибрирует. Я сначала показывают на себе, массирую щеки или небо и при этом гримасничаю и говорю что щекотно. Сынишка смеется, выхватывает ее у меня и открывает рот и демонстрирует мне что он круче меня и ему не щекотно вовсе )))
Как у вашего малыша с едой? Он хорошо пищу пережевывает? У нас с этим беда, плюс еще язычок часто высовывает. Слабый тонус мышц, что тоже на речи отражается. Если у вас что-то похожее то чаще стимулируйте мышцы, это и зубная щетка и давать чаще жевать морковку или яблоко, мышцы рта должны как можно больше работать.
Про щетку здорово :) Я старшему электрическую купила, теперь попробуем с младшим.
С едой хорошо. У нас тут сразу куча зубов понавылезало, в том числе три премоляра, так что едим уже практически все. Жует хорошо. Научился есть яблоко, а то кусал большими кусками и давился. Морковку еще не пробовала, боюсь, что пока тяжеловато...
Так ваш же ребёнок родился на 32ой неделе!!! 2 месяца до нормального возраста! Дайте ему время! Он же "младше" всех своего возраста.
МОзг у новорожденных даже после рождения развивается и растёт пару месяцев, а тут недоношеный!
Похоже на нашу ситуацию 2 года назад. Очень помогли занятия на развитие моторики - совать макароны и др мелкие предметы в бутылку, спагетти протягивать через дырки в дуршлаге, рассыпать сериал по полу и пусть собирает в мисочку, и пр. Еще начните чистить ему зубы, если еще не чистите. Нам колоссально помогло, проде стимуляция рта/языка/неба как бы "просыпает" речь. В какой вы загранице живете? В США есть организация Early On, как раз специализируются в том числе и на развитии речи. До 3 лет приходят заниматься на дом бесплатно, дают дельные советы. Удачи!
Спасибо! Мы Европе, да еще и в провинции теперь, здесь вообще как-то со всем плохо. Даже парков-то обычных почти нет, а уж чего-то специлизированного для детей и подавно. Есть пара игротек, но просто "побеситься". Про зубную щетку даже не думала, надо попробовать :)
Вы шутите? У меня 4 ребенка. Поверьте опыту: не парьтесь по поводу речи в этом возрасте. Если видите, что грубой патологии нет - забейте!
У меня один, но с ЗПР. И я говорю - парьтесь. Не истерите, не выносите мозг, но держите руку на пульсе.
Вот и у меня такое же мнение. Лучше перебдеть, чем недо-. Может и сам заговорит со временем, а может и есть задержка. Если сейчас промедлить, то время уйдет - не вернешь. Занятия /игры лишними не будут, это точно.
Вспомнила что еще советовали дуть мыльные пузыри, мы их массы тогда извели. Еще купите пену для мытья в ванной, мой очень любил на неё дуть, можно и просто ртом, можно трубочкой, есть еще цветные пузыри которыми можно и рисовать (но осторожно, только в ванной, потому как от матерчатого очень плохо отстирывается).
В общем моё ИМХО, если вас этот вопрос тревожит и червячок свербит - действуйте. Чтобы потом локти не кусать.
А я все же против активных развивающих занятий с младенцами и с удивлением и недоумением это все воспринимаю. Могу понять только в случае наличия действительно оснований для беспокойства, т.е. задержки на полгода-год от средней нормы. Ну не пирамидку же по порядку в год и три собирать!Ну зачем вы препятствуете нормальному психическому развитию детей? Зачем задействуете резервы, которые в норме не развиваются еще? Ну зачем вам вундеркинды? Есть ведь определенные стадии психического развития, зачем пытаться что-то перепрыгнуть или ускорить? Пришла в прошлом году с трехлеткой к психологу в сад с вопросом, в какую группу идти, в младшую или среднюю (уже ходили в другой сад, но возраст позволял выбрать оба варианта)? Психолог сказал, что протестирует ребенка. Я честно сказала, что с ним не занимаюсь специально. Разговариваем, книжки читаем, на мир смотрим, но никаких специальных занятий, включая мелкую моторику. Психолог, к моему удивлению сказала, что это очень хорошо;)
В норме к 1,6 годам появляются слова-связки типа "папа ушёл", "мишка упал" (да, они могут звучать как "па усё", "ика паль"), около 40 активных простых слов, около 100 слов в пассивном запасе ( а к 2 годам - 300). Так что про "перепрыгнуть и ускорить" в нашем случае речь не шла, увы. Никто из родителей в здравом уме не будет препятствовать нормальному психическому развитию, наоборот, цель - создать СРЕДУ для самостоятельного развития, для некоторых детей чуть более насыщенную. Никто не просит в год учить английский алфавит (хотя ведь и такие умельцы есть), выжимать всеми силами буквы, натаскивать по карточкам Домана и кубикам Зайцева, учить 25 цветов и оттенков вместо 4 основных . Если мать видит и чувствует, что с ребёнком что-то идёт не так (не по сравнению со старшим или внуком соседки), а вот с этим конкретным ребёнком - зачем ждать, когда отставание станет значительным и явным? Почему не помочь?
Меня педиатр на этой неделе, после очередного осмотра, напрягла замечанием, что ребенок уже должен говорить около десяти слов. То есть нам даже до этого еще далеко, а уж до слов-связок вообще не знаю сколько... Вот я и всполошилась. Еще раз вам большое спасибо за советы :)
Да на здоровье, мне в своё время на Еве очень помогли и советом, и поддержкой, так что я тоже стараюсь отвечать тем же :) У детей очень высокие компенсаторные возможности, почти всё можно исправить. Я когда-то тоже приходила в ужас от речевых норм, примеривала их к своему ребёнку, тихо валилась в обморок... А сейчас я несколько раз в день говорю:"Павлик, ты можешь помолчать 5 минут?"
Ну не в год же... Ребенок пирамиду собирает, взгляд фиксирует, гулит как-то - учитывая эти факторы - не париться вообще. Следить, развивается ли они все! В этом возрасте только очень сильное отставание, чего из рассказа автора не видно, нет.
Бархотка, у меня больше))). Но я тоже говорю - парьтесь. ЗРР начинается, когда ребенок вовремя не начинает гулить даже. Если потом агу-агу не переходит в бу-бу, ма-ма - уже нужно работать и паниковать, если после года нет ни одного осознанного слова, хотя бы да-нет, дай, ам-ам, а-а, только ОСОЗНАННО, то бежать к неврологу, искать дефектологов, заниматься самой. Лекарство+исправление утерянного звена в речеобразование и будет счастье, если упустить, то здравствуй ЗРР или того хуже на долгие годы. Особенно внимательно с недоношенными и детками с неврологией, гипоксией, асфиксией, церебральной ишемией, и прочим.
+ мильон. Я в благости сидела и ждала когда нагонит домашних, в 2 года домой попал, ну так хорошо что случайно в 6.5 меня занесло к хорошему врачу, ЗПР поставил, я орала как медведь что он не спец и просто не понимает тонкой душевной организации тематических детей. Лекарства стала давать, почему не знаю, не хотела, а стала. Результат очень хороший. Дура я была что раньше не пошла.
Я тоже среднего упустила :( Как-то старший вырост не заметно, а вот наблюдая за здоровой, ттт в плане речи дочерью, я поняла КАК СИЛЬНО он отставал, где была моя вина, где порвалась цепочка в речи. Теперь с моего сложного младшего не слезаю)
А в чем проявлялось в 6.5?
У меня моему молчуну 4.5 Речь вызвали, но половину заменяет жестами до сих пор+логопедия и еще раз логопедия :( Рассказать стишок в две строчки это вообще не про нас :(
Ничем не проявлялось, почему я и сидела ровно на 5 точке. Ну подумаешь, кривляется во время занятий, подумаешь то то подумаешь се, рисовал очень плохо, но у меня и старший хорошо рисовать начал только в 6.5, как прорвало, речь нормальная образная, богатая, у нас с ортодонтией проблемы поэтому некоторые буквы плохо говорит до сих пор. Напрягали проблемы с поведением в саду, в 6 лет пошел, садик золотой, и там умудрялся вести себя плохо. К школе не был готов АБСОЛЮТНО. Никак, вообще ни как. Собственно я и пошла по врачам чтобы добиться разрешения пойти в школу в 8 лет. После беседы с психологом и тестирования ребенка я долго сопротивлялась, никакого ЗПР у нас нет. Лекарство стала давать не знаю почему, помогло как в сказке, через месяц ребенок стал прекрасно вести себя в садике, стал рисовать гораздо лучше, за лето научился считать, щас пошел в 1 класс, пока нормально. А еще зимой нам и в нулевке было делать нечего. Поведенческие проблемы ушли, кривляние ушло, гримасничанье, язык стал сосать гораздо реже и я теперь не вижу чтобы он отставал от детей-ровесников, а раньше видела, вот как будто младше он, на год-полтора.
Ёлки, прям как про моего :(, только мой помоладше. Не рисует вообще, да толком ничего он не умеет, чуть что ноет и рыдает. Все что делает - тянется за старшим, повторяет. Глядя на него и дочку старшую в 2.5 можно почти что равно ставить... Ну, на 3,5 где-то он и речь тоже. Вот 25 иду с двумя мелкими к неврологу, которая его вела, а потом сказала - валите, все ок. Расскажу что да как. Больше настораживают вот эти рыдания бесконечные, плохая память, путаница в речи и поведение неадекватное стало. Такой послушный был раньше, теперь вот говоришь НЕЛЬЗЯ это делать потому то потому, а он сразу делает, причем не нарочно, а ощущение, что забыл :(
Мдя, вы как про моего младшего написали. Так-то все ок, но, он все время тянется за старшими, играть хочет только с ними, рисовать и строить будет только если они это делают, речь и прочее в норме, но вот смотрю видео со старшим и средним в 4 года - младший ведет себя как ребенок более младшего возраста. Ревет постоянно, потому что желания не совпадают с действительностью, ну а уж непослушание - это бич божий, ниче мой не забывает, он проверяет, я помню что нельзя или нет. Рыдать может часами, это ужас. Тут были с ним в аквапарке, я думала нас щас уже утопят окружающие, рыдал 1.5 часа. Вот что-то не по нему и в сразу в рев. Ревет знатно, басом таким.
У вас плюс к старшему ребенку и его влиянию на брата накладывается и более младшая сестричка, да еще и малыши, ревность тоже имеет место быть. В общем, расскажите потом как и что. Может нам тоже к тому дохтуру надо, мы недалеко от вас в МО. Младшему тоже стала давать Энцефабол, по совету врача, он никакой патологии не видит, ниче не ставит, ни ЗПР, ничего, но недоношенность и прочее со счетов не сбрасывает, сказал пить, через 6 мес. посмотрим. Сказал такой характер, перерастет. Вот жду, когда же перерастет. Моторика очень хорошая, танцует, поет, стихи блин читает, но с послушанием просто бяда.
Мой еще на гармошке играет, и поет, прям заливается. Танцует еще. Вот думаю, надо использовать талант и выйти как нить на площадь с кепочкой. Старший вообще музыку слушать не может, стихи со скандалом учит под угрозой лишения жизненных удовольствий, в общем, все они одинаковые, дети эти. Вы как сходите, напишите плииз, младшему чуть больше 4, тоже актуально. Когда же он перестанет петь и плясать и начнет слушаться:)
Да не было у нас ничего вызывающего беспокойства. В том то все и дело. Ничего прям архипугающего не было. Первое время его отставание от ровесников было понятным, в 2 года иметь рост и вес 6 месячного ребенка, 4 или 6 зубов, что тут ждать-то, он и ходил еле-еле. Казалось, дорастет, догонит. Вы думаете мы врачей не посещали? Посещали, и платных и бесплатных. В 4.10 мы были на комиссии в Неврологической поликлинике при Морозовской больнице, они тематичеких детей навидались всяких, на мои расспросы "а может быть надо чем-то ему помочь" мне несколько врачей ответили "мамаша успокойтесь, все у вас хорошо, сказывается долгое пребывание в ДР", и все. Так что это только мои личные тараканы в попытке пойти в школу попозже завели меня к врачу ниче не понимающему в тематических детях но понимающих в обычных, за что я ему очень благодарна. А стандартных симптомов ЗПР кстати у нас не было, психиатр отклонений не нашел, невролог тоже, тока очень дотошная психолог попалась, спасибо ей. Уже после ее заключения они собрались все вместе и сказали, "нуу даа, есть конечно некоторые моменты, вот попейте это". До этого они же (невролог и психиатр) пытались меня убедить что с ребенком все суперпупер прекрасно и пора бы ему в школу пойти в 7 лет.
К моим всем ходит дефектолог с 3х лет. Варя в монет ори ходила, ибо ей нужно было. Если динамика есть, то темповая задержка - не страшно. Еще раз скажу в год отсутствие речи вообще не показатель!
А слух точно в норме? У подруги только к году выяснилось что ребенок не слышит. Куда раньше врачи смотрели не знаю. Младший мой тоже недоношенный, такой же срок, он оставал в развитии от старшего сына и от детей-ровесников. Плюс все дети разные, я бы показала в России отоларингологу и неврологу, невропатологу, не знаю, но кому-то кто в теме, кого найдете. Заграничным врачам не доверяю, у них нет детской нормальной медицины.
Про детскую медицину здесь вы правы. У нас еще в стране такая система бестолковая, что пока что-то обнаружат, уже поздно будет.
Со слухом все в порядке. Помимо обследования в больнице, ребенок прекрасно реагирует на звуки, в том числе и совсем тихие, отзывается на имя.
Про невропатолога я уже думала, но пока все-таки подожду месяца три. Здесь столько хороших советов дали, позанимаемся, может, действительно будет скачок.
Почитайте еще про ноотропы, разрешенные и показанные детям, типа Энцефабол, и т.д. Помогают, жалею что раньше не давала младшему. Мозг при рождении так рано неминуемо страдает. Среднему давала, прям скачок произошел, ребенка не узнать, до этого отставал от ровесников,и младшему,недоношенный как и ваш, ребенок на глазах меняется.
Я понимаю, но иногда посмотрю старые видеозаписи, где старший в этом возрасте уже вовсю лопочет, собирает пазлы и формочки сортирует, так снова впадаю в панику, что уже опаздываем.
мой заговорил в три года (недоношенный, родился меньше двух кг). первое слово сказал "Бим" (так кота звали:)) до этого - ни мама, ни папа, никаких звуков вообще, только мычал. после трёх лет, как прорвало, стал говорить быстро и целыми предложениями, понять было невозможно, занимались с логопедом, к школе абсолютно всё выровнялось. лапки (мелкую моторику) развивать обязательно! мне логопед сразу сказала, что, если бы занимались с ним по этой методике, было бы ему легче. не паниковать ни в коем случае! спокойна мама - счастлив малыш:)
Вот, а говорят что девочки все раньше мальчиков делают. Действительно все дети оооочень разные. А читаешь нормы иногда диву даешься. Такое ощущение что они в нормы записывают раннее развитие. Я даже не по своему ребенку сужу, а по детям родных и друзей, у которых детишки без отягчающих обстоятельств.
Купите пшено. Насыпьте его в коробку из-под обуви. Спрячьте там маленькие игрушки и пустьсын их там ищет. Это упражнение хорошо массирует кисти рук, развивает мелкую моторику. Вместо пшена можно насыпать горох. У нас тоже была задержка речевого развития. Мы в горохе искали игрушки от кинде-сюрпризов. Дочке нравилось.