Обо всем понемногу или узко, но глубоко? (про образование подростков)

копировать

Что я имею в виду: в сутках 24 часа - 8 на сон, полдня на школу. Остается условная вторая половина дня.

Вариант 1: ребенок занимается в кружках и секциях, которые ему интересны. Неинтересующие ребенка сферы (например, литература-история-музеи-выставки) остаются за бортом.

Вариант 2: ребенок занимается в кружках и секциях по интересам, остальное время ему предлагается программа посещения музеев-театров (условно), чтобы компенсировать "отстающие" сферы развития.

Понимаю, что формулирую очень общо и без конкретики, но, думаю суть вопроса понятна: стоит ли искусственно развивать ребенка, заставлять читать-ходить в музеи-изучать карты мира - решать задачи по физике - ставить хиимческие опыты, исходя из посыла "образование должно быть разносторонним", или стОит дать ребенку сконцентрироваться на том, что ему по-настоящему интересно, а остальное позволить выполнять по минимуму, в рамках школьной программы?

копировать

Я за вариант 1. Разносторонним образование пусть будет в рамках школьной программы.

копировать

я тоже остановилась на первом варианте развития, Видимо, потому, что сама так однобоко развита в техническую сферу, все искусство побоку. Сожалею? Ну может когда не могу дать ответ на вопрос в кроссворде ))). В общении не страдаю, потому что рядом такие же "однобокие технари". Дети интересуются только им интересным.

копировать

Ребенок занимается в кружках и секциях по интересам, остальное время ему предлагается... делать то, что хочет он, а не мама :) Это могут быть и музеи-театры, и просто поваляться на диване...

копировать

за 1й вариант, остальные сферы по желанию ребёнка и в свободное время.
например всю неделю ребёнок живёт по 1му варианту, а в выходной можно даже раз в месяц вылазка в музей или тп. не насильно, а по согласию:)

копировать

Ну не то чтобы заставляю. Это в выходные обычно. Я из тех, кто любит хватать по вершкам )) поэтому скупаю химические наборы, подсовываю самые разные книжки и тыды. Но это ж не обязаловка, а развлечение :)

копировать

Наши занимаются серьезно только в одной секции (спорт у старшего, танцы у младшей), иногда еще какие-то кружки в школе (по остаточному принципу, ибо времени нет) + английский. Ну и уроки все сделать надо... Когда же наступит то "оставшееся" время, чтоб ставить опыты и планомерно посещать театры и музеи? У нас дети много чего хотят, было б время... При случае никогда не против и театра и художественной выставки. Но вот на планомерную программу даже не замахиваемся :)

копировать

Если вашему ребенку уже посчастливилось уже определиться со сферой интересов, то все остальное можно осваивать постольку-поскольку.

Однако я свою задачу вижу в том, чтобы ПОЗНАКОМИТЬ ребенка с как можно большим спектром активностей и деятельности...

копировать

Понимаете, она определилась в 6 лет.
Я долго думала, что это проба пера и несерьезно, но вот ей 13 скоро, и профиль не меняется.
Но она не читает книги, ненавидит музеи, не хочет в театры (пробовали, ходили, 2 раза согласилась, на третий сказала, что не пойдет), ей неинтересны выставки, любое искусство - побоку. Я пыталась как-то приобщить, но скучающее лицо и "когда уже это закончится" меня сломало, и я плюнула, не хочет - и ладно.

Зато выбранным занимается с полной отдачей и с результатами, то есть не в комп тупит, реально у ребенка занято 6 дней в неделю.

Я не жалуюсь, ни в коем случае, просто я сама всегда интересовалась всем подряд, и до сих пор стоит мне встретить что-то незнакомое, непонятное, мне сразу интересно, и я стараюсь хотя бы в общих чертах познакомиться с вопросом, разобраться, как устроено или кто и зачем это сделал.

А ей до лампочки. "Ну Иоанн, ну Грозный, ну и что тут такого?" (с)

Но где-то меня гложет, что ребенок не прочитал и сотой доли того, что я прочитала к ее возрасту, ААААААААААА.

копировать

Она не Вы. Радуйтесь, что у ребенка есть занятие, где она может развить свои способности и получить навыки с полной отдачей.
А любовь или интерес к искусству, музеям, театрам формируется часто окружением, друзьями и т.д.
Родители в детстве только знакомят детей с данной сферой.
Я так думаю)))

копировать

Да я радуюсь!

Я так, лишний раз получить подтверждение, что все ок, зашла.

копировать

Не, ну в 13 лет - это другое дело :) человек уже определился.. и кстати, не факт, что она не станет любознательной позже. На свой лад.

копировать

Поживем - увидим :)

копировать

Но подождите, кроме искусства есть еще куча областей, с которыми можно познакомить ребенка. Разные виды спорта - все перепробовали? Походы? Вылазки в лес-поле-на ферму-в горы чтобы познакомить с тамошними обитателями? Разные города-страны? Занимательная физика-математика-химия - интересная и практическая, а не формулы, которые проходят в школе? Астрономия? Шитье, вязание, лепка, народная игрушка?
Мир не ограничивается книгами...

копировать

Спортом она занимается в качестве хобби: скейт, батут, сноуборд.
Обитатели-походы-лес-поле - это и есть профильный интерес, химико-биологический профиль. Летом месяц проводит на биостанции МГУ + спецзанятия в течение учебного года в лабораториии.
Города и страны - это наш семейный досуг на осенние, зимние и весенние каникулы + летом 2 месяца в языковых лагерях заграницей.

Но мне морально трудно смириться с тем, что худлитература вообще никак не интересна, ни капельки, читается только школьная хрестоматия, и та со скрипом.

копировать

У вашей дочери достаточно широкие интересы. А что художественная литература неинтересна - нестрашно. Обидно, конечно, что дочь не разделяет ваши интересы, но у нее не узкий кругозор.

копировать

Спасибо на добром слове :)

копировать

Ну и прекрасно, ребенок у вас отнюдь не ограничен одной сферой, как вам кажется, а нелюбовь к чтению, театрам и достопримечательностям - не трагедия совершенно.

копировать

а про лагерь летний не поделитесь ссылкой? Вы в один и тот же отправляете или разные? Сос кольки лет? и какйо уровень у нее был примерно когда первый раз поехала?

копировать

Один от English First, второй от Humbolt, у них много разных вариантов.

копировать

А где больше понравилось дочке - в EF или H.? А Вам ? Результат где больше виден?

копировать

Так языки разные и уровень разный, несравнимо.

Так-то ей на Малье с EF больше понравилось, там моооре :)

копировать

Посмотрела - Humbolt - это университет в Америке? http://www.humboldt.edu/international/intensive-english

копировать

Это в Германии.

http://www.humboldt-institut.de


Специально для детей, изучающий иностранный язык.

копировать

аааа, поняла, это у вас два языка! НУ может тогда как раз подскажите, если второй язык у нас будет вот только с 5 класса - немецкий. То не будет смешения языков в начале? Все таки они по написанию похожи, многие слова похожи.
И на каком уровне владения языком вы отправили в германию?

копировать

Мы немецкий начали за год до 5го, как раз, чтобы к школьному она была готова. да и какой там в школе язык, 2 раза в неделю.

Смешение будет, это неизбежно. My Eltern leben in Moscow )))

Проходит. Отпрвили после 4 лет изучения, уровень я не берусь оценить, скажем так - бытовой :)

копировать

вот- вот, у меня так же смешивались, я правда уже в институте учила второй. И началась белеберда. НАдеялась, что это из-за возраста и НЕ достаточного знания английского - в школе плохо его знала. Видимо не из-за этого.
ТОже думаю как бы начать заранее, но точно за год уже не получится, у нас уже 4 класс. Думаю вот может летом как-то что-то попробовать.

копировать

а откуда она знает о худлитературе? из школьной хрестоматии? тогда понятно что не любит
и не полюбит
биологу не интересны Коты-воители? и Белый клык? и человек-невидимка?
вообще странно
а что-то современное на фантастические темы химико-биологических экспериментов?
а насчет искусства - ей и не нужно, у нее все это есть в натуральном виде - природа и зверушки, а на отдыхе - архитектура и география

копировать

Она читала, и довольно много, и того же Поттера, и "Три твоих имени" и "Шпионка Гарриэт", и Даррелла, и Хэрриота, а потом все меньше, меньше, времени нет, не хочу, устала, некогда.

копировать

да уж, не угодишь вам :) ну и где ваше "нет интереса", если на деле нет времени и сил?

копировать

А разве я писала, что чем-то недовольна?

копировать

Но мне морально трудно смириться с тем, что худлитература вообще никак не интересна, ни капельки, читается только школьная хрестоматия, и та со скрипом.

тогда , наверное, надо вас спросить перечислить что вы понимаете под худлитературой и что для вас означают слова "морально трудно"

то ваша дочь не интересуется совсем чтением, то , оказывается, просто забросила :) то ли вас именно какие то непрочитанные ею конкретные произведения так расстраивают, вас трудно понять, мне, во всяком случае :)

может я не права, но прослеживается в ваших словах - "каждый уважающий себя и образованный человек должен... "

копировать

Мне трудно, да.
Это не значит, что я это как-то транслирую дочери и тем паче хочу, чтоб он мне угождала. Ненененене :)

Она прочитала какое-то количество книг, штук 20 наверное.

Интерес к чтению не сформировался. То есть он возник - и угас.

Под худлитературой я понимаю майн Рида, Джека Лондона, Конан Дойля, Марка Твена, Стивенсона, перечислять можно долго. Словом - классику.

Вы правильно считали мою мысль: мне ТРУДНО принять, что в моей семье растет человек, который не знает, кто такой Смок Белью, не читал ни одного рассказа о Шерлоке Холмсе, не понимает, о чем роман Джейн Эйр, кто такая Королева Марго или Атос, Портос и арамис.

копировать

А если при этом она будет читать современных авторов - Вам это так же трудно будет принять?

У моей дочери был период, когда она читал (ну, поначала слушала) много - с младенческтва и лет до 10. Потом интерес угас и лет до 14 читала помимо школьной программы пару книг в год. В 14 попалось несколько (не без моей помощи) несколько книг по душе и всё вернулось. НО классики она читает очень мало, мимо прошёл Жюль Верн (не осилила), не понравилась Джен Эйр ("розовые сопли"), не вызвал интереса Дюма. Но нравится Фаулз, Голдинг, Селинджер, "ПОющие в терновнике". И в современной литературе тоже немало хорошего прочитано. А классика... может, потом дозреет, может, нет. Я смогла это принять. :-)
Может, Вам поможет книга, неоднократно уже здесь упомянутая - Даниэль Пеннак "Как роман" (это книга для родителей).

А в целом у Вас девочка увлечённая, нашла себя, выбрала будущую профессию - можно только позавидовать.

копировать

Нет, Мне сложно принять, что чтение = наказание.

Спасибо, я поняла вас. Может да, может нет, она - не я.

копировать

я и не писала что ваше недовольство вы куда то транслируете :) но таки вы недовольны

сразу вспоминается сцена знакомства Шерлока и Ватсона - допустим, Земля крутится... - Кааааак допустим? :)

ваша девочка всегда сможет это наверстать, это как раз таки легко, а вот иметь такое сильное увлечение как у нее не всем дано; опять же пример, Алиса Селезнева, сколько людей считало и считает что она бездарно потратила свою жизнь в каком то химикобиолигическом, и не верят что это ее осознанный выбор, а роль в фильме - случайность

копировать

ну ей и правда некогда и устала
и у взрослых бывают периоды запарки, когда читать - ну никак не выкроить время
а потом жизнь слегка меняется и - есть время, и появляется и желание
а потом - пять некогда
на самом деле правда некогда читать - меня радовала работа в часе еды на метро по вполне свободной линии -я читала
это был такой кайф )))))
даже не любила ездить на авто, потому что за рулем не почитаешь )))) а так увлеклась

копировать

ВОТ! И она едет 30 минут до школы в метро... и НЕ ЧИТАЕТ :)

копировать

Она СПИТ еще! Пожалей ребенка! Им действительно сейчас трудно, такие объемы информации вливаются, что если еще каждую свободную секунду добавлять новую, то с ума сойти можно. А книги надо искать те, которые будут интересны, тогда за уши не оттащишь. Но без фанатизма. Всё у вас хорошо :-)

копировать

и слава богу что не читает
еще и глаза попортить
я же не к тому что надо читать в дороге а к тому что времени нет для чтения
взрослый хоть по дороге читает, но ребенку портить глаза ни к чему так рано
остается - в туалете )))))
что тоже не полезно )))

копировать

я сейчас в обед в столовую пешком хожу и на ходу читаю ))) больше некогда).

копировать

прочитает позже
в крайнем случае - посмотрит фильмы
музеи - интересны интерактивные, а их мало
а обычные - скучновато, да
можно для общего развития зайти на полчасика - просто чтоб знать что за музей
театр - а я тоже разлюбила лицедейство
вполне можно не любить театр
выставки - не всем интересны художественные выставки
вы - любитель
она - профессионал (или конкретно готовится им стать)
а у профи общий круг интересов обычно крутится вокруг любимого дела
ничего страшного - у музей можно и на пенсии сходить ))))
книги - это конечно сложнее
а ей совсем ничего из книг не нравится? или это нелюбовь по школьной программе?

копировать

Сколько ребенку лет, чтобы он точно и ответственно делал выбор, чем будет дальше в основном заниматься?

копировать

Скоро 13. Выбор был сделан в 6, но тогда я не оставляла попыток приобщить к тому, этом и вон тому тоже. Ребенок стойко следовал своим приоритетам, в 11 поступил в профильный лицей, в 12 выбрал класс с еще более узкой специализацией + посещает дополнительные занятия по этому же профилю с 10 лет, неоднократно принимал участие в Олимпиадах и научных детских конференциях по профилю, где занимал первые места.

копировать

ну и нормуль все, в своей тарелке, среди своих. Будут еще и театры и галереями, и выставки с экскурсиями, может быть даже и консерватория с филармонией...

копировать

Это замечательно, что ребенок выбрал себе интерес по душе. Но что за профиль, если не секрет? Если он очень далек от эмоционально-культурной сферы, то есть риск однобокого развития личности.

копировать

Химико-биологический.

Об остальном времяпрепровождении я выше написала.

копировать

в 1 классе зачем физика, химия, география? если не интересуют, то и не надо
музей - иногда можно и нужно для общего развития
а нет никакой второй половины
в 1 классе есть
иногда во 2 и даже в 3 ее есть четверть дня )))
а потом - все
хорошо если найдутся час-два для любимых занятий
домашку вы когда делать собрались? вместо сна?
а ее больше и больше будет

копировать

Причем тут 1й класс?

Я не собираюсь делать домашку ни до, ни вместо сна...

Честно говоря, я вообще не поняла, что вы хотели сказать.

копировать

слово ребенок восприняла как - маленький )))
про расчет - что есть полдня свободных
это где такая лафа?
у нас в 1 классе было время
и даже в 4 было - почему-то сделали по 4 урока
но с 5го - нет никаких свободных полдня, домашка больше времени съедает
так что на неделе - основные увлечения кружковые
а всяко дополнительно - в выходные
и то - там же тоже надо домашку сделать
поэтому с 5 класса уже выбирается приоритетное и там такая простая математика не выходит
хотя у нас некоторые одноклассники уроки узнают часов в 10 и потом жалуются что не выспались
не знаю что они делают днем - не заметно что прям чем-то увлекаются и занимаются серьезно
а у нас и школа обычная - не слишком напрягают

копировать

Ну как лафа.
Встает ребенок в 6-45. В 7-20 выходит, едет в школу.
В среднем 8 уроков в день, в 15-30 закончила.
дальше или на занятия, потом уроки, закончила в 21-00, либо наоборот, домой, уроки и потом на занятия, закончила в те же 21-00. Ложится в 23-00.
Это будни.
В выходные (вечер субботы и воскресенье) - гулять, друзья, тусовка.

Читать можно в метро, в перерывах между занятиями, дома вечером перед сном, собственно, я тоже работаю, но читаю каждую свободную секунду.

Я не парюсь.
Я переживаю, что упускаю что-то.\

Но, видимо, все ок.

копировать

в метро читать - взрослому терять нечего уже, а ребенку-то за что зрение портить
меду уроками надо не читать, а наоборот - дать голове и глазам отдых
какое перед сном в 23 вы что
обычно читают что заснуть - от бессонницы средство )))) но она ж небось засыпает на подлете к подушке )))
гулять-друзья-тусовка возможно даже в чем-то важнее чтения книг
это отнимать нельзя
так что - реально на чтение времени мало
но когда позврослеет может быть и найдет минутку

копировать

дочка вчера спросила-для чего нужна математика?ненавижу её!
я ей ответила-для общего развития:-)
дочь второклассница,отличница,больше всего любит конечно же компьютер,немного меньше заниматься поделками,шить,вышивать-то есть увлечения с "ровным сидением на попе":-),абсолютно неспортивна ,посему я её развиваю именно физически,вожу на плавание и теннис,прогулки с велосипедом,считаю что физически надо развивать даже несколько насильно,а вот голову загружать чрезмерно не стоит :-)

копировать

ничего себе обще развитие
а сдачу проверить в магазине
а бюджет семейный составить - чтоб не оказаться с пустым кошельком
а рассчитать сколько рулонов обоев надо купить
а если дачу строить - это и алгебра и геометрия и физика и материаловедение и юридические науки в одном флаконе
математика постоянно с нами

копировать

то что Вы перечислили (кроме дачи) - это арифметика.
Но насчет ответ, я с Вами соглашусь.

Прежде чем ребенку отвечать "для общего развития" , ему надо доступным способом объяснить что же это такое, и когда оно наступит и в чем прикол, что для этого самого развития надо так много и усердно трудиться СЕЙЧАС))))

копировать

Я за 2 вариант. Да, я почти насильно вожу и в музеи и на концерты. Не хочешь наслаждаться- терпи. Я же терплю бесконечные планетарии и химическую дрянь по всему дому.
Зато иногда случаются открытия. Например, ребенок как на каторгу шел на симфонический концерт, а в итоге вышел в восторгах- ему понравилось. Какая-то жуДкая какофония Стравинского, которую мы собирались мужественно переждать ради второго отделения)) Теперь просит еще раз на что-то подобное сходить.
Или дочка изображала страдания на выставке Прерафаэлитов. Зато потом пришла из школы довольная- ее похвалили за отзыв. Отрицательный, но она внятно изложила, почему эти картины ей не понравились. А как она страдала в Музее науки... Это ж не передать... Зато теперь учитель естествознания хвалит ее- она вспоминает вовремя какие-то отрывочные сведения, приводит примеры.
Кароч, кругозор у ребенка даже из-под палки, но все равно шире, чем если б я их жалела и не водила туда, где им не интересно.

копировать

А свободное время у дочки есть?
То есть помимо ее собственных увлечений и музеев-концертов по вашей инициативе у нее есть свое собственное время для ничегонеделания?

Просто у меня вариант - насильно водить в музеи-на выставки в ущерб прогулкам с подругами, киношкам и кафешкам.

Вот я и пытаюсь понять, стоит того?

Класс у нее химико-биологический в лицее при РХТУ, литературу-историю им и так преподают по принципу "необходимый минимум", не напрягают, зато хим-био-физики там с головой и еще останется. То есть про прерафаэлитов она и не слышала.

Вот в каникулы ездили в Рим: руины, пантеон, форум, история как она есть. Ватикан понравился, потому что Папа Римский и балкончик. Особый интерес- что жгут для белого, а что - для черного дыма.

Скульптуры и фрески Микеланджело - до балды. История государства и папства - побоку. Муссолини - завались он за ящик.

А вот как выросли такие сосны, да что за сорт, и почему такие высокие - вот это интересно.

копировать

Но все же она ВИДЕЛА и фрески и фамилию Муссолини)).
У нас нет прогулок с подружками, этого с лихвой хватает во время школьного дня. Наши не напрягаются. Кружков послешкольных тоже почти нет, так, пару раз по часу-два не считается.
Вариант "сводить в музей в ущерб киношке" у нас не проканает, киношка и кафешка это прилагательное, а музей-театр- обязательное. То есть сперва в музей, обед в кафешке. А киношка... ну... вечером дома. Или раз в месяц с подружками в кинотеатр- оно погоды не делает.

копировать

зира V.I.P. написал(а): >> Я за 2 вариант. Да, я почти насильно вожу и в музеи и на концерты. Не хочешь наслаждаться- терпи. Я же терплю бесконечные планетарии и химическую дрянь по всему дому.

Кароч, кругозор у ребенка даже из-под палки, но все равно шире, чем если б я их жалела и не водила туда, где им не интересно.

Согласна на 200%.
Точно такой же подход и похожий ребёнок - сначала вопли нафига мне это надо, а потом - о, мам, а ваще прикольно было :-)

Если что возраст тот же - 13 лет.

копировать

И я за 2 вариант, НО...большое такое НО!.. Вряд ли второй вариант возможно начать претворять в жизнь в 13 лет. Это не тот возраст, когда можно вдруг давить и заставлять.
В моем случае "каторгой" у сына БЫЛ балет, у дочери русская и советская проза. Первые год-два. Потом появилась привычка, потом умение в любом произведении найти что-то, что цепляет, ну и конечно, умение и огромное желание сравнивать.
Друзей мы берем с собой. После культурной программы кафешки, прогулки.
Чтение - отдельная история. Есть уйма литературы, которую нужно читать вовремя (и перечитывать будучи взрослым вместе со своими детьми), которую невозможно прочитать "когда-нибудь потом, если вдруг появится время и желание". Неоткуда ему будет появиться.

копировать

С пацанами такой вариант вряд ли приведет к чему-либо конструктивному, особенно начиная с возраста 12-13 лет.

У нас в из музеев-выставок в фаворе только интреактив техническо-научной направленности. "Всякие там картины"...как правило "не хочу не буду".
Из театров - мюзиклы, особенно рок-оперы идут на ура. Академический репертуар - со скрипом.

Заставить невозможно, приходится хитрить. Но я стараюсь без принуждения водить туда, где самой интересно.

копировать

Вообще глобальной необходимости таскать по тем местам,где ребенку не нравится я не вижу.НО- свои интересы-я всячески попыталась бы до ребенка всеж донести.

копировать

Со старшими ходим в театры-музеи лет с трех, каждого. Что-то безусловно, усваивается, нужное слово умеют ввернуть, при случае. Но если сын действительно живет живописью, музыкой и драматургией (что не мешает шахматам и таэк-вандо), то дочка недавно выдала, что "известное дело - русские актеры играют по системе...Склифасовского". О как. Ну, что, мне считать, что 9 лет "разностороннего образования" канули в помойку?:-) Да вроде нет...:-)