Как распознать, кто виноват?
Вот назрел вопрос. Есть двое мальчиков 9,5 и 4,5 лет. В общем и целом, все у нас хорошо, но появилась некоторая проблема в определении "виновного" в некоторых проступках. Пока, слава богу, незначительных, но я так - задумалась на будущее. Как выявить виновного? Ведь это неправильно наказывать обоих? Нет, это понятно, что когда они бесятся и дурят и вдруг один из них роняет что-то, то убирают оба. Но вот как быть, когда не все так просто, а не один не признается? Сегодня они оба были в комнате, кто-то из них рассыпал точилку. Старший утверждает, что точилку уронил младший; младший же говорит, что это сделал старший своим рюкзаком. Кому верить - не знаю: слышала, как реально старший сказал младшему "эх ты, безрукий", что наводит на мысли, что это сделал младший, плюс он любитель всяких штучек; но младший озвучивает тему рюкзака, что действительно было - старший нес из коридора в комнату рюкзак и должен был повесить его на парту, где точилка стояла.
В итоге, убирали они вместе содержимое точилки, так как я не докопалась до истины. Но как-то таких ситуаций хочется избежать, как-то мне неправильным кажется наказывать обоих(.
Вот помню из моего детства, что меня старший брат-погодка обижал, а родители считали, что виноваты оба, хотя зачастую это было не так(.
Вот жеж беда! Дали б им пылесос и сказали, жаль только, что не умеют пользоваться, они подрались - кто первый будет пылесосить:)
А вы сами провоцируете такое. Нафига в таких пустяковых вопросах вам нужно обязательно докапываться КТО ЭТО СДЕЛАЛ!? Надо обязательно кого-то наказать за рассыпаную стружку? Или важнее, чтоб убрали? Вместе, поодиночке, поочереди, не важно как. Сами договорятся.
В общем и целом вопрос не про конкретный пример и не про наказание, а в том, как узнавать правду.
А про это случай, ну они не бесились ведь - один был в комнате, второй пришел с рюкзаком туда и кто-то из них рассыпал. Я лично считаю, убрать должен рассыпавший, а они вон друг на друга валить стали...Мелочь это, согласна (что рассыпали), но как-то мне тенденция не признаваться не понравилась.
Понимаю. Ну тогда вести беседы о том, что врать плохо. Объяснять свое отношение к вранью. Внушать, что гораздо лучше признать свою вину. Какие- то книжки по теме почитать. Н а пример Про Белочку и Тамарочку, Пантелеева или Косточка, Толстого. Читать и обсуждать.
А если предложить им самим решить, кто будет убирать и самоустраниться? Есть вероятность, что виноватый как раз и уберет. Опять же разборки наверняка будут слышны, из них станет более понятно КТО виноват, но пользоваться этой информацией не стоит, т.к. в следующий раз будут осторожнее :)).
Еще как вариант - хорошо, я уберу сама, но настроение у меня от этого испортится и печь вам блинчики перехочется...
Вообще я провожу политику, что должно быть убрано, да, справедливо, что убирает тот кто намусорил, но если мы не знаем кто это, то убирает кто-то, кому проще или кто свободен. Но у меня пока очень маленькие, 3-х летка не обламывается убрать за 10-тимесячным братом, т.к. тот еще не очень умеет.
А насчет - как распознать... Если Вы откроете 100% метод, Вам премию какую-нить по криминалистике дадут ;). В каждой ситуации по-разному бывает, универсального метода нет. Только объяснять детям, что врать не айс, но это не со всеми проходит :)))
Так и разговаривать тогда про правду, а не про вину. Виноватым быть не хочет никто, а сказать правду - почему нет? Пересмотрите свои вопросы и их последствия (от вас детям).
А может они оба искренне верят, что говорят правду :) Старший мог и не заметить, что столкнул эту точилку и искренне думает на младшего...
А в "глобальном" смысле... Если не захотят сказать, то никак не докопаешься... Можно вести беседы про вранье и доверие и т.п., но вот в каком-то конкретно случае все это может оказаться бесполезным.
У меня как-то нет такой проблемы,потому что врать может только один мой ребенок) Второй-максимум недоговаривать.
Другой вопрос,что в данном случае я бы не стала и искать виноватого,т.к. мне по большому счету все равно кто ее уронил)
Перестать так фанатично искать виноватых. бытовые мелочи есть бытовые мелочи - точилку рассыпали - точилку собрали, вопрос исчерпан.
Мои убирают всегда вместе, не выясняю, кто намусорил - бесполезно, сваливают друг на друга. Я говорю, что убираю все после вас и не говорю, что это не я.
Зачем с такой мелочью разбираться? Уронили - почистили пылесосом. Могу их считалочкой посчитать, если попросят.
Попытайтесь изменить вектор приложения энергии: направьте её не на выявление виновного, а научите детей взаимовыручке. Т.е. пусть думают не как выгородиться, а как бороться с последствиями... ИМХО, это бОлее конструктивно и пригодится в жизни + научит просчитывать их (последствия) ДО совершенияф поступка, а не после.
У нас в семье дети знают, что за провинность я скорее всего буду бухтеть, вяло ругаться и сетовать как старая бабка. Ну если реально что-то натворили. Не точилка, конечно.
А вот если поймаю на вранье, то....ух... Последствия будут как будто торнадо пришло в дом.
Жуть как не люблю такой тип вранья, цель которого свой зад прикрыть или вину свалить. У меня просто башню сносит.
Уже столько всего говорено/переговорено. Столько задушевных и воспитательных бесед проведено, что кажется они уже и не рассматривают даже такой вариант - соврать.
Слышала, как дочка в задушевной беседе после отбоя втолковывала брату: Ты пойми, она же ругаться не будет, расстроится конечно. Но даже если ругаться будет, то она сначала поругается, а потом РАЗРУЛИТ :)
Чем быстрее скажешь - там быстрее разрулит :)
Да тут вопрос то не в точилке я так понимаю. Здесь ВООБЩЕ как узнать кто виновный. У нас 3 детей и НИ ОДИН не сознаётся если что то серьёзное натворили. Не бытовое - рассыпали, разбили, и т.п. а именно проступок как таковой. В мелочах о целое дело допытаться! И ладно бы прикрывали друг друга а то ведь валят друг на друга - и как замкнутый круг. Причём если раньше младшие были открытая книга. то сейчас (5,5 лет) уже тоже хитрят не меньше чем старший (10.5). Смотрят честными глазами на тебя и "Это НЕ Я" И так все трое.
Сама не знаю как поступать в некоторых случаях. Стараюсь вывести на разговор. уговорить сознаться. естественно после таких уговоров речь не идёт о наказании. а именно воспитательная беседа. что лучше сказать правду, т.к. если всё раскроется и станет известно что ты обманывал наказание будет более серьёзным.
Иногда помогает такая политика!
А вот спросите почему они себя так ведут. Серьёзные наказания. но что вы понимаете под серьёзным наказанием? Ну могу в угол поставить. ВСЕХ. если уже ничего не понимают. Поорать могу если совсем уже сил нет. А так в основном серьёзные разговоры.
Ну совсем не реагировать например на вскрытие копилки и вытаскивание оттуда денег? (ну это известно кто сделал) Вот никак не наказывать. сказать ай-ай-ай?
нее. только по голове глажу и разрешаю делать всё что захотят.это не педагогииииично. наказывать то!
Так потому и валят, что мама, как прокурор, пытает. Не будут бояться, не будут валить друг на друга.
Конечно с пристрастием пытаю. калёным железом! Чего бояться? Да, могу отругать, могу в угол поставить. могу наказать компьютером. Это у нас в основном самые серьёзные наказания. Вы уважаемый анонимус предлагаете за проступке по голове гладить?
Ну во первых я не автор! Стружки автора здесь не причём! Компьютером наказать для непонятливых это лишить игр в компьютер. А по углам могут постоять если спокойной речи не понимают. разошлись и просто стоят на голове то могут успокоится , зато потом мир и покой на какое то время!
Насчёт неадекватных наказаний, что вы под ними подразумеваете? Избиение головой об стенку?
Сломали стул, изрисовали мебель ручкой, порисовали на стене. НИКАК НЕ РЕАГИРОВАТЬ? Выдать ещё стул. пусть ломают?
Сломали стул = чинят и сидят на том, что смастерили. Изрисовали мебель или стены = тряпку/краску в руки и чистоту наводить... Зачем наказывать? Человек должен понимать и принимать ответственность за свои любые поступки и шалости. Прямые последствия, а не отстраненные, надуманные.
я бывает не знаю, как очистить мебель или обои изрисованные :) Что там ребенок сможет очистить, прям интересно?
То, что напакостил. Не знает как, не умеет = мама объяснит, научит и проконтролирует качество исполнения.
Какие золотые слова), правда обычно что-такое происходит, когда мама занята/спешит/т.п. и содеянное вызывает только раздражение(. Маме приходится все быстро самой убирать-оттирать и при этом читать нотации.
Это не слишком сильный аргумент. Грязные обои можно удалить и поклеить новые... дети с этим отлично справляются. Проверено не на одном ремонте :-)
А какая разница КТО виновный? Чего мы хотим, допытываясь до правды? ... покарать? Наказать? А смысл? ... мы же не хотим, чтобы дети БОЯЛИСЬ совершить проступок. Мы хотим, чтобы имея выбор между "поступок правильный" и "поступок неправильный" дети сделали какой выбор? ... В случае, когда дети пытаются свалить друг на друга вину другого, сделала акцент именно на этом: мне неприятно, когда близкие люди вместо того, чтобы поддерживать и помогать друг другу, спасают свои шкурки.
Почему же, очень многие хотят чтобы именно боялись :))). Т.к. считают, что у детей недостаточно мозгов сделать собственный ПРАВИЛЬНЫЙ выбор, и пусть уж лучше боятся. А вот вырастут... тогда поймут... и будут жить "своим умом". Реально знаю людей, которые еще с укором скажут "какой у Вас ребенок, ай-ай-ай, родителей совсем не боится, и вообще непуганый какой-то, безобразие", и это НЕ бабушки на лавочке :))) Для таких непуганый=невоспитанный :))
напишу про своих,хотя не уверена что правильно поступаю)) я за бардак не наказываю особо, я просто прячу потом несобранное) а когда они начинают искать я говорю, что игрушки от них убежали как в Мойдодыре от грязнули, дети правда поменьше 5 и 3 года, но несмотря на это иногдаа не любят убирать особенно нарезанное ножницами,пластилин и типа такого,тогда я их заинтересовываю чем-то интересным,например, давайте играть в ХБОХ в спорт(это наше любимое),либо строить замки из конструктора,главное все вместе с мамой,они это очень любят,и говорю только сначала нужно убраться чтобы освобоить место, ВСЕОО!!!бегут убирать наперегонки,либо убирает кто-то один, забыв что мусор не его даже))
Погрузилась в заботы и забыла про этот топ, а он живет, оказывается.
Мой посыл немного неправильно поняли, стружки это был ну просто свежий пример. На самом деле я за то, чтобы дети друг за друга горой, но в то же время, чтоб умели рассказать о совершенном проступке (да пусть даже случайном!). Никто их "на кол" сажать не будет. Но вот когда валить друг на друга начинают, тут как-то хочется показать что ли, что тайное всегда становится явным и что за ложь накажут, а за правду ну может и поворчат-поругают слегка/серьезно поговорят (ну в зависимости от ситуации).