Сюжетные игры - поделитесь плз
Добрый вечер.
Сыну 1.9, есть небольшая темповая задержка развития в связи с основным заболеванием, но не критичная. Психолог, которая с нами работает, просит обучать его сюжетным/ролевым играм для развития интеллекта, социальных навыков. Но проблема в том, что то, что я ему предлагаю, его не интересует. Внимания ноль. Другим занятиям в поле его интересов он рад и внимательно занимается (книги, карточки, картинки, вкладыши и тд). Подскажите, мамы мальчиков нашего возраста, во что с ним можно поиграть, что может его заинтересовать? Я пробовала использовать в играх куклу - здороваться, кормить, лечить, катать - не интересно. Звери аналогично. С машинками может максимум загрузить самосвал кубиками, но не повезет их никуда, никого не покатает в машине. Я играю, показываю, что можно делать с этими игрушками - он уходит, отворачивается, в общем всем видом показывает, что ему не интересно ни капли. Меня интересуют именно сюжеты - что можно предложить сыну, чтобы заинтересовать его и удержать его внимание в игре? Буду благодарна за советы.

А может подождать? Если ребенку не интересно- ему рано.Конкретно ему.Играйте в то, что ему интересно.Можно еще попробовать сказку проиграть - курочку рябу , например, сейчас куча всяких театров наручных продается, ну или из подручного материала
У моего сына по похожей причине была та же проблема.
Сюжетная игра ДОЛЖНА быть увязана для такого ребенка с его непосредственной жизнью. :)
Мой сын начал с игры в такси в 3 года. Он тогда болел, и мы много ездили на такси по городу. Первая ролевая игра была в заказ и поездку по городу. Строили город из кубиков, он был водителем, я диспетчером и пассажиром.
Если ездили куда-то, берете его с собой в магазин (мы, например, в возрасте 2 лет избегали этого), ходите на развивалки, к тому же психологу - все это можно проиграть.
Куклы моему сыну были неинтересны лет до 4-5. В силу особенностей развития у него с абстракцией и проекциями были проблемы, он не понимал, что кукла может быть живой или представлять кого-то кроме "куклы".
А до трех лет ваш сынок как-то играл в ролевые игры? В машинки, поезда, стройку? Просто я плохо представляю, что еще можно с мальчиком придумать. С дочкой гораздо проще, к тому же ей что не предложи, ей все интересно. А здесь я уже голову сломала, а ничего не срабатывает. Увязывать сюжеты с его жизнью нужно же опять же через куклу или мишку (мишка просыпается, мишка умывается), но повторюсь, он просто уходит, когда я беру в руки эти игрушки, или еще как саботирует игру.

Нет, никак не играл. До 3 лет у него очень сильно прогрессировали аутистический спектр, его игры были очень однообразны и стереотипны, мы активно занимались лечением. Машинки он просто катал или выставлял рядами, конструктор - строил высокие башни. Попытки сюжетно-ролевых игр игнорировал.
Попробуйте начать без игрушек! Примерьте роли на себя)) Вы - пираты, кроватка - корабль, можно искать сокровища или сражаться с акулой (папой) и т.п. Вы мама-зайчик, сынок - зайченок, устройте "норку" в палатке, под столом, учитесь прыгать - с подставочки, в длинну, в высоту за подвешенными морковками и т.п. Можно всё это костюмированно, чтобы лучше осозновал именно "роль".
Постепенно привлекайте других участников - к зайке пришли гости, на пиратском корабле появилась команда, вот это могут быть уже игрушки. Далее с игрушками уже проигрываете сюжеты - кормите гостей зайчика, лечите раненного в сражении пирата, ну, думаю, тут понятно...В канву ролевой игры можно вплести любой сюжет.
Спасибо. Возьму на вооружение. В пиратов ему еще рано, он и зайчика-то не идентифицирует еще, но со временем все это будет.

В 1,9 редко у кого есть сюжетные игры. Не дергайтесь, вы просто еще не доросли. Занимайтесь другими вещами, развивайте мелкую моторику, все придет в свое время.
Вообще, в норме, ролевые игры начинают интересовать детей в районе 3-х лет, кого раньше, кого позже. Или Вы все таки имеете в виду предметные игры? В любом случае, мне кажется, ждать от ребенка инициативы раньше 2-х лет нет смысла. А то и позже
Да, я, наверное, имела ввиду все же предметные игры. Психолог называет их ролевые. Цель - показывать ему свойства предметов и он должен их применять по назначению. И выполнять инструкции (просьбы) - дай, принеси. У нас нет пока и этого :( Он игнорит любые просьбы. Вот как научить ребенка принести по просьбе?

Точно так же, как и щенка ;). Берете, например, мячик, заинтересовываете, катаете друг другу и т.д. Потом прокатываете мячик мимо. Указываете на него и весело - "лови-лови-лови, молодец! А теперь дай мне, пожалуйста" В зависимости от понимания речи. Если с этим плоховато, то укоротить приведенный монолог раза в три :), и помогать, где не делает. И так 1000 раз ;).
Да, и еще - если не говорит и плохо понимает больше говорить и стимулировать на ответ. Но упрощенными словами. Сначала добиться ответа на вопрос типа "да/нет" активно это все сопровождать жестами и демонстрацией. Например, что ты будешь чай или сок (показываете пакетик и чашку. Ну и т.д. Так же можно "играть" в кафе во время обеда, например
1) достанет в детской все свои книги и будет с упоением их рассматривать долго
2) пойдет "крушить" квартиру (нажимать кнопки в посудомойке, пытаться стащить со стола что-нибудь и тд)
3) будет стоять рядом со мной и канючить

ну видите, у вас еще не все так плохо :)
У меня, если ребенка "оставить в покое"), будут только п.2 и п. 3 :)

1. Очень замечательно, в эти моменты не тревожьте его, пусть занимается сколько сам хочет, значит именно эта информация ему нужна или она в той форме в какой ему удобно ее получать.
2. Вот здесь и организуйте игру, научите его включать кнопки, покажите какая за что отвечает. И так со всем с чем он захочет познакомиться в быту, не запрещайте, а показывайте как с этим обращаться, пусть помогает вам накрывать стол (что нужно еще поставить, где это лежит и т.д.), собирать посуду, пылесосить, мыть полы и т.д.
3. Спросите чем он хочет заняться, пусть сам покажет. Предложите виртуальные игры: "Давай представим, что ты мама, а я твой ребенок, учи меня, поиграй со мной. Как ты будешь играть, во что?"
Не навязывайте малышу свои игры, надо что бы он сам занялся чем хочет, из этого он сможет потом создать свою игру, свою деятельность. Вы в свою очередь привлекайте посильно его к своей деятельности, своим занятиям, показывайте, объясняйте что и зачем.

Спасибо.
1. не ограничиваю, самостоятельную игру поощряю. Смотрю, как и что он делает и пытаюсь использовать его же действия во взаимодействии с ним.
2. поняла, спасибо. буду показывать!
3. это пока для нас слишком сложно, но со временем буду пробовать это делать
Вот сейчас я пишу, а он занят своим детским стулом - повалил его и пытается открутить у него ножки :)

А если в этот момент ему предложить игрушечный молоток или другие инструменты? Показать как стул "ремонтировать", потом можно еще машинку починить и тп?

Нормальный ребенок, для меня более странно когда дети не пытаются открутить ножки у стула. Дайте ему одеялко и табуретку, покажите как строить дом. Тоже увлекательно. Я своим специально оставляла все коробочки и пластиковые баночки, ими можно долго играть и очень разнообразно. И строить и складывать и изучать как что открывается, закрывается.

Вообще, рано для ролевых игр, основная деятельность этого возраста предметно-манипулятивная, поэтому сейчас даже не столько игры в полном понимании этого слова, а взаимодействие с предметами, главная задача на этом этапе даже не играть, а сформировать исследовательскую позицию, показать, что мир разный, интересный, его можно исследовать, показать разные способы действия предметами - другими словами, стучать молотком, шнуровать, сыпать крупу, лить воду, мять пластилин, использовать крупные конструкторы и мозаики. Не ждать результата (слепить фигурку, сделать домик и т.д.), просто - лить, сыпать, надевать детали, мять, шуршать и очень хорошо использовать совместную хозяйственную деятельность. Сейчас самое главное - преодолеть (или не дать сформироваться) консервативность и непрятие нового, нежелание взаимодействия, переключить с "всё разбомбить" (с исследования разрушения) на познавание. Сама проходила это с сыном и очень важным считаю не гнаться за результатами, а пройти все этапы развития, без перескакиваний, иначе потом всё пропущенное вылезет. Если вам нужно подробнее, могу поднять свои старые дневники.
Скопировала себе ваш пост. Буду перечитывать. Тоже веду дневник записей, что делаем с сыном, как реагирует, какой прогресс. Все что вы описали (стучать, игры с крупой, мозаика, пластилин и многое другое) мы делаем каждый день. Мелкая моторика у него неплохо развита, шнурует отлично. Речью занимаемся - артик. гимнастика, пальчиковый массаж, карточки (очень любит) и тд, предварительно логопед ставит дизартрию, хотя этот диагноз до 3-х лет не ставится. Но мышцы лицевые слабенькие, это факт, мимика не выразительная. В общем, занимаемся активно. И вот все вроде бы удается делать, а вот с предметами проблема. Вы правильно написали - у него тенденция или все разрушить или проигнорировать. Я поняла, что нужно переключать на исследование. Не буду ограничиваться куклами и мишками, буду учить манипулировать любыми интересующими предметами. Спасибо вам за совет.

Если всё это делает - отлично, усложняйте. Сейчас главная задача - сенсорно насытить, показать разные действия с предметами. Посмотрите вот этот пост http://stsh14.livejournal.com/130400.html - это идеальные развлечения сейчас. Мне блог этой мамы попался довольно поздно, но я до сих пор оттуда что-то таскаю http://taberko.livejournal.com/tag/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BC