Как научить читать в 9 лет?
Я уже в панике, надежда только на Еважительниц! Испробованы все методики - логопеды, дефектологи и нейропсихологи - прогресс незначительный. Остались только лекарства.
Мой сын перешел в 3-й класс. Читает 50 слов в минуту, в остальном отличник,по чтению 4 натянули...
Читать ненавидит, я вижу как ему это сложно. Вот прямо над каждым словом мыслит, будто не складываются буквы в слова.
При этом:
- стихи запоминает после первого-второго прочтения
- понимание текста на 100 процентов после первого прочтения
- пишет под диктовку быстро и почти без ошибок (нет замен букв, пропусков и пр.)
- по-английски читает лучше, чем по-русски (но там пока все легко)
- математика идет отлично, всякие Кенгуру его конек (а там витиеватые задания, которые надо ЧИТАТЬ и ПОНИМАТЬ)
Я не знаю, что делать... Это какой-то изолированный дефект? Может кто-то сталкивался? Какие пути решения этой проблемы?
Пы.сы. тех, у кого дети в три года читают 200 слов в минуту, прошу не беспокоиться, это не педзапущенность. Мой ребенок начал читать в 5 лет и с тех самых пор мы бьемся с этой проблемой.
В первую очередь, меня интересуют люди, столкнувшиеся с такой же проблемой.
В нашей школе учился мальчик с тотальной дислексией. Отлично закончил школу, хотя, разумеется, в началке по технике чтения ему вечно натягивали трояк. В старшей школе никаких проблем не было. Закончил потом какой-то сложный физмат.
А при дислексии разве не нарушено понимание прочитанного? Меня смущает, что он отлично все понимает, стихи учит мигом, пишет грамотно, просто механически плохо читает...
Училка, конечно, недовольна. Не хочет принимать такую "особенность", просит с ним заниматься дополнительно, подтягивать...
Я совершенно не специалист, просто живой пример Вам привела. Читать не мог и 50-ти слов в минуту, а русский у него был на твердую "4" (правила понимал и запоминал слёту), и декламировал так, как нам, хорошо читающим, не удавалось.
Спасибо! Очень похоже, правила все знает, рассказывает и пересказывает хорошо. Может отвратительно прочитать и тут же отлично пересказать почти дословно...
Мне кажется, Вам нужно плотно занятья четкой постановкой диагноза и внятными перспективами, по нему. Дислексия - это же даже не заболевание, а нарушение способностей.
- Автор, а не может быть, что вы сами привили ребенку страх к чтению, раз вы уже 4 года с ним боретесь? Со мной так было, у меня был дичайчий страх читать вслух всему классу на уроках английского. Он сохранился до сих пор, язык я знаю в совершенстве, а если нужно что-то прочитать на английском вслух начинаю паниковать.
- Давать читать тексты, которые он хорошо знает. Помнится, я в 6 лет знала наизусть рассказ Драгунского "20 лет под кроватью" и очень любила его перечитывать, потому чт это было легко. Это было первое, что я читала самостоятельно.
А диагноз есть какой то у ребенка? Дефектологи обычно с этим помогают. Только найдите из коррекционной школы спеца, который специализируется на подобном. И он поможет. Если это какая то дисфункция мозга. Если психологическая проблема то с психологом проработайте.
Диагноз невролога весьма расплывчатый ММД. Ну и невролог ужасной проблемы в этом не видит, не дурак и ладно:)
Буду рада контактам такого спеца.
ММД это и есть минимальные дисфункции мозга. Они у каждого свои. Мой ребенок, к примеру, не запоминал названия цветов, различал цвета, повторял по памяти цветовые узоры, но назвать красный цвет красным не мог. Я читала, учила с ней стихи с названиями цветов, твердила, учили. Все ребенок может повторить слово в слово, а название цвета хоть убей не помнит. Доходило до смешного, сказку про Красную Шапочку она называла сказка про Шапочку, название цвета в памяти не держалось. Дефектолог за несколько занятий решил эту проблему. Как он мне объяснил это нарушены связи в мозге, нужно построить обходной путь.
У меня были другие проблемы в детстве, видимо тоже дисфункции были. Ничего страшного и с этим можно жить.
Но вот ваша дисфункция мешает обучению и желательно ребенку с этим помочь.
Я не в Москве, с контактами не помогу. Но сразу подсказала вам где искать спеца. Лучше всего в коррекционных школах. И четко надо озвучить свою проблему.
Такой же мальчик был у нас в классе, в третьем 45 слов, в четвертом классе 40 слов, т.е. ещё и хуже становилось. В итоге в пятый не пошел, перевели в другую школу, где попроще. В чем дело не знаю, но сестре этого мальчика тоже едва трояки натягивают в 8 классе.
Ну я надеюсь, что мой сын все же не "такой", как дети из вашего примера. Память-внимание-мышление у него развито отлично. Программу он усваивает, несмотря на плохую технику чтения, а программа не простая. Он не отстающий в классе, он отстает конкретно только в технике чтения.
Я привожу этот пример, т.к. это единственный пример плохого чтения у меня. Мои дети оба в третьем классе читали больше 100. При этом я никогда никого не заставляла, дома с ними не занималась, до школы букварем не мучила. Пришли в школу, научились читать и стали читать.
Ну, это такой психолог, делает он нечто похожее на нейропсихолога - те там тоже много всяких упражнений на движения, но подход более психотерапевтический, те предполагается, что когда-то был какой-то стресс, из-за которого в мозгу или в теле сформировался затык, который не дает ему правильно функционировать. И если этот стресс снять и старую, неправильную программу убрать, то можно сделать новую - правильную
Не, все на психофизиологии чистой воды. Ну или тогда все остальные методики тоже магический ритуал.
Есть такая штука - теория функциональных систем, ну тут грубо говоря переделывают неправильно сформированную систему в правильную. Нейропсихология же для вас не магическая )))
Я до 5 классна ненавидела читать просто!! Пока мама не купила мне детские детективы. Читала по ночам под одеялом, оторваться не могла)
Может попробовать? :-)
Попробуем... Сейчас он мне говорит, что ему совершенно неинтересно читать эти "детские" книги (Драгунский, Носов, Волков и т.д.), тем более мы ему в детстве их "сто раз читали". Но и за "взрослые" не берется, его пугает объем и мелкий шрифт.
У меня и сын сейчас такой же) второй класс. раньше много читали, я вслух ему. Сейчас почти совсем ничего, и за лето тоже(
очень нам понравился "Шел по городу волшебник", "как бабы Яги сказку спасали".смешно, и интерес вызывают.
И Книжки Тамары Крюковой хочу купить. У нее есть на этот возраст небольшие и смешные рассказы
Ваш ребенок читает НОРМУ слов, даже если брать повышенные требования. Если 50 слов прочитаны без ошибок, с пониманием прочитанного, если читает по слогам только сложные слова, то это - ПЯТЬ!
Вот нормы нашей школы:
2 кл. (конец второго полугодия)
на 2 -> менее 50 слов в минуту
на 3 -> 50-58 слов
на 4 -> 59-64 слова
на 5 -> от 65 слов
За лето он никак не продвинулся, то есть так и читает, как читал в конце прошлого учебного года... А нормы растут:) и скоро ему светит 2 по технике чтения, т.к. в третьем классе в первом полугодии менее 55 слов - на 2.
Что вам сказать? Неумный подход у вашего учителя. Сильный учитель = обучение родителями на дому + завышенные требования, так?
У меня один ребенок читает 15 слов с ошибками. Вот это "2", но я буду смотреть и на другие показатели и заручаться поддержкой психолога.
Лекарства для ускорения чтения? А такие существуют? Большинство московских детей вообще мало читают и особенно мальчики. Так что у вас практически "норма". А соответствовать стандарту дети в принципе не могут, т.к. это "поштучное производство". Вы так своей учительнице и объясните!
А для беглости чтения попробуйте несколько приёмов, возможно, что-то подойдёт:
1.Попробуйте старые добрые не озвученные диафильмы (советские) или фильмы с субтитрами.
2.Компьютерную игру типа "Алхимия" (она же "Четыре элемента") - там нужно много читать, чтобы наполнить мир.
3.Подберите книжку, которую он сам начнёт читать взахлёб. Попробуйте Остера "Вредные советы", Катю Матюшину "Кот да Винчи. Нашествие лунатиков", "Кот да Винчи против кошмарно-ужасного Зызы" и т.п.
4.Учите скороговорки, развивайте периферическое зрение, ведите по строке пальцем.
5.Сделайте и распечатайте для него специальную подборку из длинных слов (более 4 слогов) и ставьте песочные часы, отмечайте результаты, превратите занятия (не более 20 минут в день) в игру. Важно, чтобы он при чтении на скорость привык расслабляться.
Объясните разницу, между текстом задачи, рассчитанном на понимание и литературным текстом, рассчитанным на эмоции. Его нужно читать легко, а не так , как будто ворочаешь камни и грызёшь гранит науки. Чтение- чтению рознь...
моя до 5-го читать ненавидела.НО читала, правда. быстро.И как только я ей нашла интересную книжку-фентези, так ребенка не оторвать.ПОдберите ему кинигу
ДА, именно вслух читает не быстро и с ошибками, долго всматривается в длинные слова. Про себя не могу проверить как читает, т.к. понимание хорошее при любом способе чтения. Предпочитает читать про себя, вслух ему тяжело это произносить как будто...
Дайте текст и заметьте за сколько про себя прочитает. Если про себя читает нормально и понимание хорошее, то чего париться?
Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις, «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
из Википедии
Да, проблема именно с чтением в слух, на глаз кажется, что про себя читает быстрее.
Он в слух читает медленно, но с выражением, с чувством, выделяет голосом и т.д.
Если проблем нет (дислексии и пр) то надо интерес к чтению развить, тогда и скорость возрастет.
а я думала мы одни такие :-), пошли в 3 класс, читаем 47 слов в минуту...учительница качает головой...
сын читать ненавидит, не заставишь, при этом если читать ему - с удовольствием слушает (с годовалого возраста мог слушать книжки часами и знал сказки наизусть стихотворные).
Если честно, я не заморачиваюсь. Понимаю что он особенный, но жду когда "само пройдет", так как долбать его чтением - только усиливать отвращение. Я думаю все и у вас и у нас наладится со временем, после 9 лет созревает что-то там в мозгах, возможно именно этого нашим детям не хватает для чтения :-). Ждем.
В школе в целом успешен, внимание несколько страдает, по математике в тройке лидеров.
учила, путем математики( что бы решать задачи, андо уметь читать условие, специлаьно находила задачи с длинным и запутанным условием)
Путем задавания каверзных вопросов по тексту. Путем специальных текстов , например, когда в текст вставлялись лишнии слова, которые надо было найти. Тексты по которым надо было составить или найти алгоритм действий из описания. Путем необходимости встявить возможно пропуженные слова, слова преоставлялись на выбор.
Заниматься надо регулярно, и когда уже хорошо получается, все равно продолжать. Причем такие занатия они интересные:)
Автор, к каким-то не к тем нейпропсихологам вы ходили.
Мы, например, отзанимались ровно 9 месяцев.
Результаты меня просто потрясли. Балдею от своего ребенка :) Ребенок носит 5 по устным предметам, балдеет сам от себя, учителя в восторге. :) Ребенок стал рисовать ОБЪЕМНЫЕ трехмерные фигуры, я фшоки :))
Расскажите, пожалуйста, подробно про ваши занятия с нейропсихологом. В каком возрасте это было? Сколько длилось занятие? Как вы занимались дома? Сколько всего потратили время на занятия с нейропсихологом?
Моя не любила читать, тк мало привлекающих ее книжек было. "Фсё гумно", как грицца... Когда прочитала Черную курицу, стало понятно, что нравится фэнтэзи. Ну и как то в целом для учебы стало "надо" к концу 4го класса. Летний список в 5й даже почти весь прочитан, тк надо (плюс помогла запись в обычную библиотеку и много летом свободного Времени.) Вот в почти 11 наконец-то (ттт шобнисглазить). По совету знакомых, у которых дочь тоже не особо жалует школьную программу - начали читать "кошки ходят поперек" Веркина. Не оторвать.