Кружки в детстве и успехи во взрослой жизни
Есть ли связь? Как думаете? Хочу отдать сына в кружок. Он никуда не хочет. Ему 4 года. Хочет только дома сидеть и мультики смотреть. Телевизор и комп ограничен: не больше часа в день, и то что-то одно. Я надеюсь, что если сын будет ходить в кружок какой-нибудь, то откроет для себя новый мир, ну и выработка характера, дисциплины, конечно. Дочке 11 лет. С трех лет занимается много чем и хочет всем этим заниматься. А вот я и думаю. Дочь, она всегда такая у нас: всё хочет, всё нравится, всё успевает. А младшему всё скучно и ничего не хочет. Может быть и нет этой связи: если всегда чем-то занимаешься, то и в жизни будешь успешен, а если до 18-ти дома бездельничать, то так и будешь у родителей на шее сидеть... Не критикуйте меня, если сможете, напишите о себе, пожалуйста.
если насильно пихать, то не будет ни от одного кружка толка.
Вы в детстве много кружков посещали?
не хочу насильно пихать. хочу как-то хитро поступить, чтобы сам захотел... а он не хочет. вот тут теперь голову ломаю.
читала как-то интервью Дмитрия Маликова, говорит, на пианино всегда лежал ремень::) .... так что ваше утверждение не работает..
терпеть не могла музыкалку и фа-но. но закончила )) дала она мне собранность и целеустремленность. но наверное я это могла и в художке получить, в которую так хотела?)))
+2. Да, детей надо заставлять, не всегда, и не все, но надо. Но 4 года ещё не тот возраст.
если пихать с умом, то будет толк. Я из кучи детей в своейжихни видела толькоодного ребенка который на 90% занимался ежедневно сам, без напоминаний, бех родительского вмешательства. В остальныз случаях - и застаавляють приходится, и убеждать, и настаивать, и поддерживать интерес. Просто палку перегибать не нужно.
нет связи никакой. исключение - если это уже не "кружок", а что то серьёзное - спортивная школа, музыкальный коллектив, школа олимпийского резерва и т.д.
эт точно :) только чтобы попасть в спортивную школу и хороший муз. коллектив надо рано начинать, а не ждать, когда ребенок "дозреет до художественной гимнастики" :)
разумеется, но способности тоже не вдруг появляются, надо чтобы ребенок хотя бы начал чем-то заниматься. :)
не совсем согласна. Понять, к примеру, что ребенок музыкальный, можно еще не доходя до музыкальной школы
можно понять, что абсолютно не означает, что у музыкального ребенка нет других более выраженных, но вовремя не замеченных и не развитых способностей.
Я в детстве ходила в литературный кружок во Дворце пионеров. Руководил студент литинститута. Потом он стал известным литератором. И из нашего кружка выросли известные литераторы. Я по крайней мере о двух знаю.
Все это вызывает у меня легкое чувство сожаления, т.к. я кружок бросила через полгода, мне все эти дискуссии были не по зубам и не по возрасту слегка. Если бы подольше ходила, побольше бы узнала и научилась бы читать хорошую литературу. Сейчас слушаю по радио лекции одного из своих "сокружковцев", очень интересно.
На профессии никак не сказалось, она у меня совсем другая.
это просто было не Ваше. Достаточно того, что Вы во взрослом возрасте обращаетесь к серьезной литературе и интересуетесь это сферой. Вам этот кружок ЭТО дал, и это немало.
Полно людей, которые под словом "Пастернак" знают только пряность)))
Очень люблю кружки для детей с самого раннего возраста, и просто ненавижу родительскую психологию, напрямую выводящую из нежелания ходить к кружок в 4 года будущее тунеядца и раздолбая. В 4 года совершенно нормально ребенку хотеть играть и развлекаться!!! А до 24 лет еще то раз все изменится! Когда вашему ребенку годик был - вы как, сокрушались, что теперь он и в 18 лет будет только с мамой за ручку еле-еле ковылять, раз еще круги не нарезает вокруг стадиона? психология тоже созревает не по вашему мановению руки. А чтобы ребенок интересовался кружками и разной деятельностью, надо чтобы она была вокруг него дома. Вы ем занимаетесь с ребенком, какие интеерсные занятия ему показываете, спортом занимаетесь вместе, вырезаете-клеите в свое удовольствие, модели собираете, в шашки играете, в театры и на выставки ходите? Что вы смогли донести интересного до ребенка, кроме как посадить перед мультиками и порадоваться,Ю что не достает?
"спортом занимаетесь вместе, вырезаете-клеите в свое удовольствие, модели собираете, в шашки играете, в театры и на выставки ходите?" - вот не поверите, наверное, но мы именно это все и даже больше еще делаем с ребенком: еще и лепим, строим, рисуем, местерим, настольные игры, рыбалки, походы, гербарии, поделки (и не для сада, а для души), поездки в лес, парки, ... да чего только не делаем. Вроде и с удовольствием во всем участвует, но в кружок ни в какой ходить не хочет. Он и детский сад не любит. Просто точно знает, что 5 дней - сад, 2 дня выходных. В саду, кстати у него есть друзья, проблем нет ни с поведением, ни с учебной программой.
Спрашиваю, давай будем куда-нибудь ходить, а то дома всё время сидеть неинтересно. Говорит, хорошо, давай. Предложила ему спортивную секцию. Сначала говорил, что хочет. Договорились, что они с другом вместе пойдут заниматься. В день, когда мы туда собрались, он расплакался: не пойду, там плохо, страшно, скучно и пр. Говорю, поехали просто хоть посмотрим. Ответ: Хорошо. Поехали, посмотрели. Смотрел с интересом минут 15. Говорю, "Давай, переоденешься, позанимаешься, я тебя тут буду ждать". Он - в слёзы. Не пойду, и всё. Уехали домой. Не буду же я его плачущего туда запихивать. Дома спросила. Сказал, что понравилось, но заниматься не пойдет.
Ну, так дети часто не "на кружок" не хотят, а стесняются, боятся нового взрослого (руководителя), боятся, что не получится или будут смеяться и т.д.
Мой тоже не особо хотел, первые разы ходили с папой (на спорт), потом я водила, так именно рыдал на подходах. Я на все на это посмотрела и начала хвалить, нет ХВАЛИТЬ. Прицеплялась к любой мелочи, за которую надо похвалить и в путь. Потом начало немного получаться, стал хвалить тренер, потому что дома занимались и опа - результат и т.д. Теперь бежит в припрыжку. А спросила потом, чего рыдал и не хотел? - Боялся, что не получится.
Сама по себе знаю - приходишь первый раз на любой новый спорт... Ужас, как неохота, ничего не получается, чувствуешь себя полным идиотом. А потом вроде и ничего, втягиваешься, начинает получаться.
Подход надо искать. Знаете, как он со мной может орать и валяться, попробуй что-нибудь новое сложное заставь поделать? А в группе с тренером не комильфо.
Но как правильно выше писали, он с года во всем этом варится, т.е. видит, как пап/мам берут и делают. Я вот и сама с мужем могу такие капризы устраивать, а с тренером не покапризничаешь.
Но и с Вами соглашусь одним насилием нельзя заставить делать что-то, преодолевать себя. Тут нужен и пример и совместная деятельность, и где-то заставление, где-то похвала. Но не верю, я, что никуда не хочет. Что боится - верю. Плюс, то, что я считаю неважным и не очень то нужным, даже, если ребенку не говорю, он чувствует. А что мне кажется важным и нужным, он серьезнее воспринимает. И оказалось и характер у него есть, и упорство... А я то думала - мал еще :).
Ваше дело придумать, чтоб пошел. И не просто пошел, а до первого результата, хоть махонького. Вот тогда и может сказать, что не нравится ;). А уж куда...
У мальчиков всё позже и сложнее.
Их дольше и терпеливее направлять надо.
С дочкой в разные годы, в разных направлениях занимались мальчики. Лишь избранные единицы ходили с желанием и осознанно.
Однако след от занятий безусловно останется.
У меня дочь в 4 также говорила. Пошли на гимнастику и рисование (для себя). Тоже понывывала, что не хочу. Так вот два года прошло - после занятий всегда довольная и радостная. На рисование всегда с криком ура бежит. На гимнастику может скривить моську, но после занятий всегда на позитиве. А так -лежала бы и мультики смотрела((( Муж считает надо немного настаивать, если не водить -она и не будет знать -нравится это ей или нет. Как-то так. И ее любимое времяпровождение в выходные- пойти куда-то на мастер-класс или что-то в таком духе. Люби всякие ночь в музее, ночь в театре, ночь искусств и т.п. вещи.
У меня лично не совпало, а брат с детства машинами бредил, ходил в автокружок. Сейчас своя автомастерская. Сын ходит в центр на Маросейке, в робототехнический кружок. И информатикой интересуется. Еще не ясно, конечно, профессия в будущем или нет, посмотрим
Конечно если заниматься, то расширяется круг интересов. Попробуйте разные варианты. Есть везде пробные бесплатные занятия. Что то и понравится. Но может и не пойти сразу. Тогда попробуйте еще раз через год. У нас дочка в 3,5 никуда не пошла. Сколько вариантов не пробовали, она стеснялась. И хотела и без родителей не оставалась. А в 4,5 уже с удовольствием пошла. Сейчас вы неделя занята в 6 лет
Связь есть, но 4 года - это еще очень малкнький ребенок, чтобы об этой связи судить, а час в день телевизора/компьютера - это имхо очень много. 15 мин - более подходящая цифра, и то компьютер я бы вообще убрала, рано вы его подсадили.
Про меня - у меня была музыкалка, профессией это не стало, хобби - тоже, детей не отдам ни за что, только в формате учителя на дом. Я в детстве любила шить, шила на кукол и вышивала, на своем, конечно, каком-то уровне - выросла достаточно рукодельной, шью неплохо и скроить сама могу.
У меня сыну 4,5. Ходит в школу ( Европа) и раз в неделю час спорта. До школы, которая тут с 4 лет, ходил по субботам в русскую школу и раз в неделю на гимнастику, плюс на три часа в день в детскую группу при школе. И что я хочу сказать - по большому счету никуда не хотел)). С гимнастики ушли, когда начал на занятии сидеть и ничего не делать, плюс реветь иногда. Русскую школу бросили, когда началась местная настоящая. Сейчас со скрипом вожу на этот самый спорт, но там не секция, а так, элементы из разных видов спорта. Решила не нагнетать и не торопить события. У нас достаточно познавательно-активная жизнь, поездки, музеи, бассейн всей семьей. Пока ему хватает.
Я в таком возрасте не спрашивала детей об их желаниях, а делала то, что считала нужным. Если у детей были склонности к чему-либо, то шли туда. Если нет - выбирала сама, исходя из расположения кружка, времени его работы и т.д.
Что касается будущего, то, ИМХО, любой навык, любое знание полезны. Неизвестно, когда что "выстрелит". Багаж знаний и умений лучше иметь, чем не иметь.
главное в своем рвении не перегнуть и не привить отвращение к занятию, которым вы заставляете ребенка заниматься.
Мой самый успешный приятель с отвращением ходил на музыку и рисование и тем не менее благодарен родителям что приучили слушать классическую музыку:)
И что Вы предлагаете? Кому-то удалось поиметь детство без давления и прочих травм той или иной степени?
На мой взгляд кружки и секции могут помочь найти ребенку любимое занятие, хобби, которое в свою очередь может вырасти в страстное увлечение и в профессию в конце концов.
Но это нечасто так бывает. Во всем остальном кружки заполняют свободное время, организуют ребенка, расширяют кругозор и круг общения. Это тоже немало.
Но это все не про ЧЕТЫРЕ года, а лет начиная с 8-ми.
Для четырех лет, как мне кажется надо смотреть по ребенку. Если он прямо ЯВНО любит чем-то заниматься, то можно пробовать отдать в рисование, лепку и т.д.
Если подвижен, то в танцы или спорт, чтобы было где выплеснуть энергию.
А если прямо сопротивляется, то и не надо. Попозже попробуете, не опоздаете (если конечно речь не идет о большом спорте, балете и иже с ними)
Ну Вы даете! Вы бы еще в 4 месяца занервничали) По теме: в таком раннем возрасте никакого влияния на взрослую жизнь не может быть (за исключением ярко выраженной гениальности в к-л сфере). Старший сын чем только ни занимался в детстве. Никакой связи с потенциальной профессией. Но в 5 классе пошел в исторический кружок при ГИМе. Сейчас заканчивает истфак МГУ.
В 4 года вас мало куда возьмут. Развивашки для малышей - уже поздно и ребенку будет не интересно.
Только танцы хороводы водить, возможно, где-то хор найдете, да и в спорт. (Кстати, в некоторые виды спорта после 7 лет уже поздно!)
Что касается моих с 4-х лет носящихся детей по куче занятий, их это приучило мобилизации: уроки мы до 12 часов ночи не делаем. Приучены, что все надо делать быстро, организованно и хорошо.
Старший увлекся спортом, бредит им, уже польза - нет времени на телик и комп, не сидит дома на диване.
Младшая увлеклась рисованием.
Возможно, мы кружками определяем будущее наших детей, как часто, кружки становятся в какой-то степени профессией взрослого человека!
У кого-то есть, у кого-то нет:-). ИМХО в 4 года достаточно много гулять и предаваться традиционным игровым занятиям. В 6-7 желательно уже начинать заниматься в кружках.
Меня отдали в спорт в 4 года, бросила в 13 по мед.показаниям.Спорт ненавидела, последние годы терпела. Просила маму уйти, но я была очень послушной дочерью.Плюсы:огромное терпение, хорошая фигура, пресс, закалка.Хотя по жизни осталась мямлей, характер не поменялся.
Старшего ребенка водила на разные кружки с 4 до 10 лет, старалась прислушиваться к мнению ребенка, чтобы ему нравилось, была польза,сейчас ребенку почти 14.Ничего не хочет, возраст очень противный.
Но я говорю о спорте или кружке серьезно, чтобы минимум 3 р в неделю, в течении хотя бы года.
У меня мелкий ходит в бассейн 1 раз (с тренером, учится плавать) и 2 раза на английский. Оба занятия ему нравятся. Нет, даже ОЧЕНЬ нравятся - он прямо ждет не дождется каждый раз :-)
Среднего затолкала силком и на спорт ( в 6 лет), и на доп. английский (в 8). Тоже ничего не хотел, сначала ходил из-под палки, но когда появился результат ( в школе по англ яз только 5, в бассейне 1-2-3 место на соревнованиях местного значения), то и охота появилась. Сейчас нравится.
У старшего сейчас такая школа, что времени нет на кружки. Он в 5 только приходит и до 9 уроки делает. Жалею, что его не затолкала на английский с 1 класса, языковой барьер у ребенка налицо, сама разговорить не могу, а времени на полноценный занятия уже нет. В
Сама в детстве куда только не ходила. Танцы, бассейн, музыкальная школа плюс еще периодами лыжная секция. Времени свободного у меня вообще не было, но в целом в жизни пригодилось для общего развития :-) В 14 лет поступила в физмат лицей и жизнь моя стала, как у старшего ребенка сейчас - сразу всё бросила, кроме танцев и занятий по ф-но в музыкалке (там еще годик протянула).
В целом не жалею потраченного времени - благодаря спорту я здоровая, спортивная, координация хорошая. При троих сыновьях это совсем не лишнее :-) Плаваю хорошо и много, на лыжах катаюсь с детьми. Никогда мне не было тяжело таскать коляску или детей на руках :-)
А пианино от депрессии спасает, когда грустно совсем ну и в юности помогало на мальчиков впечатление производить :-)
где то читала,что успех ребенка это на 99 % упорство родителей.. Согласна полностью.. у самой так сложилось или не сложилось )с 6 до 17 лет танцевала, родители конечно работали, но они упорно находили выходы из положения,чтобы меня туда возить (отпрашивались с работы,привлекали бабушек ну и воспитывали раннюю самостоятельсноть).Это первое. Потом в классе 6ом в подростковом возрасте я решила, что хватит танцевать и хотела бросить, родители упорно не разрешали мне.. Итог вобщем то хороший,я выросла с танцевальной специальностью, хорошим здоровьем и фигурой. но не пошла по этой стезе, в 17 лет я ослушалась родителей и выбрала другой путь.. Хотя много раз возвращалась к полученным умениям, и с дочкой занимаюсь, которая танцует, и хоть счас могу пойти работать учить деток танцам, да и самой танцевать в клубе кому за.. ) . Но, все таки у ребенка тоже должна быть тяга хоть изначально. дочка счас переодически тоже заявляет не хочу ходить на танцы.. ан нет говорю..будешь !для себя хотя бы необходимо, на результат не нацеливаюсь (хотя в училище хореогр. думаю пробовать все же будем- данные природные хорошие, но лентяйка.. А вот бисероплетением ей больше нравиться заниматься, и ваять что нибудь руками , придумывать...делаю выводы... А, да, в 4 года я ее хотела отдать в худ.гимнастику в спорт школу, приехали, ее взяли, начались трудовые будни... тренировки.. ре лентяйка сопротивлялась (она то думала, что сразу на сцене и с лентой ) а там ОФП только было), я конечно забрала ее..и езда по пробкам меня выматывала.. А счас дочка ходит и говорит как бы я хотела быть гимнасткой, зачем ты меня забрала ) а все говорю.. поезд уехал.. урок на будущее.. Еще она петь очень хочет, пошли в бдх поступать, не взяли слава богу! ) моя аж плакала.. но тут я бы уже не выдержала возить..не упорная я мамаша ) лентяйка )
Кружки очень много дают. Кроме гармоничного развития и спортивной формы. Самое главное: ценить свободное время и умение его распределять, успевать много за короткое время :) Сейчас мне это ой как пригодилось! Любой спорт и музыка учит ставить цели и их добиваться. Только главное условие - должно нравится. Надо искать. В 4 может и рано, а в 6 надо обязательно, чтобы были интересы, подождите, пока пробуйте, с мамой в бассейн, на коньках и т.д.
Моему 10 - футбол, гитара, шахматы. Да, иногда не хочется. Да, тяжело на улице в дождь и слякоть при +5 в темноте круги по стадиону нарезать. Да, тяжело проигрывать. Но берем себя в руки и сцепив зубы тренируемся. Вместе с командой, с друзьями. И если бы с раннего возраста он к этому не привык, трудиться, преодолевать лень, то сейчас, в 10 лет, я ни за что бы его не заставила... И совершенно неважно, будешь ли ты потом во взрослой жизни этим заниматься. Характер закаляется только в детстве :)
Дочка тоже хотела только дома сидеть и мульты смотреть. Я ей объясняю, что это к хорошему не приведет. На кружки пошли, втянулась.
Попробовать надо разные, оставить что понравится и что более перспективно или полезно.
считаю, что музыкальное развитие очень много даёт в плане развития личностного, памяти. Сама не занималась, о чем сейча жалею. Сужу по подругам, все кто занимался фортепьяно имеют очень хорошую память, им легко даются языки. Мой старший далек от музыки, сейчас в 7 занимается плаванием и шахматами, мечтаю отдать на гитару в 9 лет, если конечно не будет категорически возражать. Младший более музыкальный, купили на 2 года синтезатор детский (касио) - мечтаю, что отдам на фортепьяно=))
Рано еще, отстаньте от ребенка. С пяти лет берут, и то не все там делают то, что нужно. Годам к 7-8 определится уже, что хочет, в ДЮЦах полно кружков.
Чтобы ребенок занимался интересным ему делом - не, рано пока, только в песочнице ковыряться по возрасту положено, а остальное ни-ни?
Нет, тут не про это имхо. Меня тоже удивило - а что, все в кружки уперлось? Самим с четырехлеткой никак нельзя интересным заниматься? Неважно, мол, чем вы там дома заняты, на кружки не записаны - усе, лузер на всю жизнь. Тут в топе даже проскакивает мысль "кружки насильно" в противовес семейному досугу,как будто в 4 года первое может быть полезнее второго.
мадам Грицацуева V.I.P. написал(а): >> Нет, тут не про это имхо.
Тут - это где? Вы не упоминали конкретную ситуацию, вы просто писали про возраст - в 4 года зачем мол кружки. Я вам ответила, зачем бывают нужны кружки в 4 года. если имеете в виду какую-то конкретную ситуацию - упоминайте это.
Тут-это в посте анонима выше. Это не я спросила, но это не важно, я с ним согласна. Мне тоже кажется странным упор именно на кружки, а не творческую или там познавательную активность в семье. Всегда считала, что в таком юном возрасте семья даст лучше.
Не всем дано донести грамотно до ребенка эту самую деятельность)) Не у всех есть желание это делать))
И вообще я считаю, что учить должны специально обученные люди. сын с 1,9 по разным развивалкам ходил.
Ну не знаю, как там у девочек, я с позиции мамы мальчиков сужу. Танцы - да, я бы не смогла, не смыслю в них. Нет в принципе таких навыков,которые четырехлетнему мальчику я бы не дала лучше, чем кружок. В семье развитие принципиально качественнее.
Вы меня не слышите и не видите ничего, кроме своего личного опыта, который считаете универсальным для всех. Ну ладно :)
Я вас слышу. Но я не понимаю, ЧТО ТАКОГО ОФИГИТЕЛЬНОГО вы собираетесь преподавать четырехлетнему мальчику, чего нельзя сделать дома лучше. И не только я.
Блин, ну что вы позоритесь, если слаще морковки ничего в жизни не ели? Спортивной гимнастикой, фигурным катанием начинают заниматься именно в 4 года, старше для этих видов спорта уже поздно. Скрипкой начинают заниматься многие именно в 4-5 лет, это ранний инструмент. Язык, если брать его в правильном формате у носителей, именно в этом возрасте даст вообще крутые результаты. Вот люди, блин... Если я не умею, значит это лажа... я фигею!
Ну не позорятся и обо всем знают у нас только ананимы, это всем хорошо известно. Спасибо, что сообщили, что ФК с гимнастикой - это кружки. Буду знать:)
Музыкалка с отличием+школа, потом дневной институт музыкальный + вечером работа. После получения диплома работа по другой специальности + вторая работа вечером + следом нон стоп "кружок" второго высшего по другой специальности. Итог: в 35 лет став начальником все бросила к черу и уволилась. Не работаю 7 лет и не хочу, чувствую себя отлично
Не буду критиковать, но теория насчет "не хочет, значит, будет всю жизнь такой" в вашем возрасте еще не работает :) Лет до 9-10 характер закладывается, потом уже да - изменять что-то с трудом, а пока еще все гибко и управляемо. Конечно, есть черты характера, данные с рождения, неизменяемые, но вы можете даже их слегка модифицировать при желании.
А вот когда такое в 8-10 лет - да, почти однозначно можно сказать, что ничего хорошего из таких привычек не получится. Активным, жизнедеятельным, предприимчивым вряд ли когда станет. Будет ли счастлив без этого - вопрос, может, и будет вполне. Так что даже в самом плохом изначально случае жизнь может неплохо сложится.
По себя, как просите. Старший брат почти никуда не ходил, жили в попе мира, ездить на автобусе, ходящем раз в час, или пешком через кладбище - радости мало было, читал дома много. Я ходила, немного, несерьезно - то танцы, то художественная, то вязание, то пение, переехали, уже можно было. А младший наш никуда не ходил, потому что не хотел, ему было все лень и неинтересно, мультики круглосуточно почти, родители разрешали почему-то, в отличие от нас. Старший вырос в итоге вполне успешным - не миллионер, но обеспечен, своя фирма, крутится, работает. Я - примерно также, только кручусь чуть больше, результата чуть меньше (на мой взгляд). Младший - даже высшее не получил, не стал, лень, программит по найму, на жизнь зарабатывает, родители помогают, хотя 25 ему уже. Но, наверное, вполне доволен всем, в отличие от нас :)
Кружки тут ни при чем, имхо. Кружки - все лишь как показатель характера и предпочтений во времяпрепровождении.
нет никакой связи. Некоторые с 7 лет по всем фронтам, а потом ничего не надо и дома сидят. А кто-то до окончания школы ничем кроме нее не занимается, да и школа кое-как, а потом карьеру делает. Все истории из жизни и люди - реальные.
Все эти выводы притянуты за уши примерно так же как и утверждения, что "младшие дети все ленивые, ничего не делают и на шее у родителей сидят"
" Активным, жизнедеятельным, предприимчивым вряд ли когда станет" - это черты, которые заложены с рождения.
Если родитель их заметил, то его задача - развивать.
А, если от рождения не дано быть предприимчивым - то хоть обводись в кружки, не станет таким человек))))
Хотя при этом возможно разовьются иные задатки.
у меня было рисование немного, немного танцев и бассейн - и все это уже в 10+.
до 21 года гуляла напропалую, не училась.
язык учила в институте.
второе высшее - в 26 лет.
работаю очень хорошо, в международной компании )))
Пример моей сестры - худ.гимнастика+муз.школа+рисование+2 высших образование (экономика+язык) = работа в собесе (провинция).
Пример меня - все тоже самое, только высшее одно (экономика) = манагер по продажам.(Москва)
Пример моего брата - ни хрена не делал, толком не учился, диплом вышки купил, занимался исключительно тем, что ему интересно = успешный предприниматель, весь мир объездил, знает несколько языков, работа в радость.(провинция)
Пример моего мужа - кружок аквариумистики и моделирования + высшее образование (техническое) - успешный IT специалист, работа приносит если не радость, то удовлетворение.(Москва)
И таких примеров из жизни полным полно.
Из чего делаю вывод, что никакие кружки ни на что не влияют ВООБЩЕ! Если нет какой-то ооооочень ярко-выраженной способности, то и ребенка нечего мучить. К своим двум с кружками не приставала и приставать не буду. Когда хотели, шли записывались, надоедало - бросали. Пусть ребенок в свое свободное (от школы) время делает что хочет, это его детство, а не ваше. Чтоб потом не было мучительно больно за 5 лет, проведенные у "пианины" под папин ремень.