Учитель-ученик
А у ваших детей бывали ситуации, когда учитель, тренер, наставник их не замечал, не учил, как любимчиков, да и просто откровенно недолюбливал? Как вы реагировали? На что настраивали своего ребенка, что говорили ему? Жаловались ли на учителя, или разбирались с ним лично? Забирали ли его из класса?
А если учитель создавал атмосферу в классе, из-за которой ребенка начинали недолюбливать другие дети?
Конечно, нужно учитывать, что ситуация родителю известна только с одной стороны - детской.
Учительница начальной школы так относилась к моему. Я поздно прозрела. До сих пор не могу себя простить за слепоту. Надо было уходить в другой класс, а на учительницу накатать телегу через голову директора и ничего не бояться.
Я забрала ребенка из школы после 1 класса, мальчика. У другого учителя он расцвел. В старой гимназии он не хотел идти в школу, перестал улыбаться, стал много делать назло, грустил.
Учительница слыла как сильная и хорошая, нам её рекомендовали.
Хотя читал лучше всех в классе по скорости, был хорошо подготовлен и по другим предметам, учился хорошо, старался,- именно придиралась к нему учитель, цеплялась, унижала. Она вообще мальчиков не любила, женщина средних лет без детей была. Особенно нестандартных мальчиков, не легко управляемых.
Сын закончил уже школу (гимназию в ЦАО), творческий одаренный ребенок, учится в рейтинговом художественном вузе. При этом ЕГЭ сдал без репетиторов на высочайшие баллы (85 и 93).
Очень мне благодарен, что я так сделала тогда.
С учителем я не пробовала говорить, это было бесполезно, я видела, как она гнобит и других детей и не нравящихся ей родителей. В другой класс перевести было нельзя, не было мест, поэтому пришлось уходить из школы.
Подробно расспрашиваю:
- о ходе общения, помогаю выяснить, что именно является раздражающим фактором и помогаю "правильно приготовить" педагога (наставника, тренера)
- о прямой зависимости реакции коллектива на отношение педагога, далеко не всегда это связанные вещи.
Вы про начальную школу, где вообще один учитель, или где много учителей? Это очень большая разница. Ну вот у меня сейчас сын в средней школе хлебает результат "недолюбливания". По информатике учитель прицельно ведет дело к тройке в триместре. Как это можно понять с позиции онажематери: учитель недолюбливает ученика и специально занижает оценки. Как это было в реальности: сын не лучшим образом себя вел на этом предмете в начале и середине триместра, не относился серьезно к заданиям, а потом увидел, что тройка светит, и взялся за ум, да было поздно. Учитель не хочет ставить ему хорошую оценку из-за прошлого отношения к предмету. Сейчас имеем: делал работу в классе на компьютере, сохранил не туда, учитель поставила двойку, тк работы не увидела. Сын ходил после урока объяснять, где находится работа, она ее нашла, но исправлять двойку не хочет, давать шанс переделать работу тоже не хочет:) Брался за приготовление презентаций, чтобы исправить положение - за них учитель выше четверки спецом не поставила.
Я спокойно к этому отношусь. Никуда разбираться не пойду. Сына тоже сильно критиковать не стала, пояснила, что для успешной учебы нужно уметь быть в нормальных отношениях с учителем. Может, она формально и не права, но это хороший урок. Если ты паясничал на предмете, странно потом ждать по нему хороших оценок.
Еще у нас на секции был период - не то чтобы сын был в опале, просто тренер на него не ставил, тк были более перспективные воспитанники. Им он лично готовил для соревнований качественный инвентарь, суетился, звонил если что, а с сыном ничего подобного не было. Потом ситуация изменилась, и теперь тренер носится с моим.
Такая же фигня была со средним(что касается школы). Никаких уроков он не вынес. Так и продолжал по 9-й класс включительно. Не очень хорошо для нас закончилось - пришлось менять продвинутую гимназию на дворовую школу.
Я полна умеренного оптимизма) У нас и так дворовая школа, на самую малость лучше других дворовых школ, а динамика с учебой хоть и слабая, но положительная. В любом случае, сильно падать некуда)
У нас сейчас ситуация, как вы описываете про секцию, когда тренер ставит на перспективных. Но в нашем случае получается ровно наоборот, что "тренер" "перспективного" выставляет полным неучем и неумехой, делает это обидно и дети подхватывают. Я не понимаю, с одной стороны, зачем это делают, т.к. теряют свою выгоду. С другой стороны, я не знаю что на самом деле происходит, знаю только версию ребенка и что ребенок плачет и отказывается ходить. В обычных разговорах "тренер" вежлив, но милашкой его не назовешь, он на меня производит впечатление вечно обиженного на что-то товарища.
Если такое отношение способ стимулировать моего ребенка на еще лучшую работу, то я этого метода не приемлю. Если такое отношение имеет предысторию, то ребенок о ней не рассказывает. Я подозреваю, что если я начну с учителем на эту тему прямо разговаривать, то получу "У нас все в порядке". А ругаться у меня нет доказательств.
В прошлом году ребенок говорил об этом учителе, что от него многие ушли, но ребенок остался, т.к. ему учитель "терпимо", а заниматься нравится. В этом же году уходить поздно, и надо или бросать или терпеть дальше.
Каких-то вопиющих случаев не припоминаю, а обычные, житейские были. Так в одной школе к сыну несколько предвзято относилась педагог по английскому языку, причем она считалась лучшим педагогом школы!:) В четверти была стабильно 4 несмотря на то,что для школы сын знал язык хорошо, много занимался , в том числе и с носителем языка.Причиной всему явился папа,который однажды на родит.собрании имел глупость сказать "англичанке" про одну фразу из учебника,что никогда не слышал,чтобы англичане так говорили. У папы есть соответствующее образование и знания,чтобы так говорить,если что)). И с тех пор у сына была стабильная четверка по предмету, а до этого было 5!:) Папу поминали при каждом удобном случае!))) Мы в школу не ходили,не разбирались. Сыну было обидно,но жизнь есть жизнь и она не всегда справедлива! Мы много говорили с ним и обсуждали это. ))
У старшей была похожая ситуация в началке. Но не так, чтоб ужас-ужас, а серединка на половинку. Ребенка настраивала, что свет клином не сошелся на нашей НВ. Учителю иногда говрила открыто, что думаю:-). После началки ребенок рванул и расцвел, и всю последующую учёбу был сам чёрт не страшен.
Есть такая тема в нашей семье. Моего мужа, отличника началки, в пятом классе сломала-таки учительница, да так, что он не только учиться перестал, прогулял выпускные экзамены, но и отказался в институт после школы поступать. Благо, что уже после армии, на работе насильно учиться отправили (дело еще при СССР было). Сейчас вспоминает и очень жалеет, что так махнул на себя из-за той учительницы, чуть вообще по наклонной не скатился. Родители работали проводниками, в школу ходить не могли, да и не принято тогда было разбираться с учителями.
Меня, девочку - отличницу, учитель химии довела до срыва и месяца в больнице. "Верно, верно, верно, верно, верно, садитесь, три". Всё ледяным тоном, как сейчас помню. Шла отдоски до парты, голова закружилась, попросила выйти, и в коридоре сползла по стеночке. Два парня-одноклассника заметили, как я побледнела, выбежали за мной, увидели меня в коридоре и отвели домой. А там уж отец сразу в больницу отвез. Больше в ту школу я не вернулась.
Поэтому во многом за своими детьми и изменениями их настроения следим бдительно, обюа сына учатся в школе с предметным образованием, чтобы не было привязки к одному учителю. И, да, я готова при малейшем подозрении говорить и с учителем, и с завучем. Своих детей травить не позволю.
Вот вы наиболее близки к моим ощущениям сейчас. Особенно ваше описание ситуации с "Верно, верно..." - прямо ровно то, что описывает ребенок. Ребенок (13 лет) говорит, что сложилась такая ситуация, что чтобы он ни делал, учитель ледяным тоном подстраивает все так, чтобы показать, насколько он плох и несовершеннен. А из-за такого отношения учителя, и из-за того, что он "хуже всех" над ним смеются дети. Ребенок называет это моральным издевательством.
Объективно у ребенка способности намного выше остальных в классе в этой области, это подтверждено сторонними лицами, это понимают и дети, и учитель. Я думаю, что первопричина такого отношения, скорее, "сиди и не высовывайся", и "нечего тут выпендриваться". Спрашиваю ребенка, может, он сам как-то неправильно себя ведет, но знаю, что он эти способности считает само собой разумеющимися, его внимание никогда не акцентировали на том, что это выше среднего. Плюс ребенок работоспособный и очень старается исправить все, на что указывает учитель. Тут еще такая область, что у каждого учителя могут быть свои требования, но ребенок говорит, что честно старается подстроиться к требованиям именно этого учителя и делает так, как ему говорят.
Я не могу оценить ситуацию со стороны сама - мне придется жаловаться, чтобы меня пустили на урок. И даже если я попаду на урок, учитель наверняка будет сама любезность, он же не дурак, чтобы при мне издеваться над ребенком.
И я так же понимаю, что есть шанс, что ребенок и сам чего-то не договаривает. И понимаю, что иногда в жизни придется находить контакт с теми, кто тебя не любит.
Но я не знаю, где границы допустимого давления со стороны учителя. Когда еще можно потерпеть, а когда нужно махать шашками и защищать ребенка.
Вот и моя мама не была равнодушной, видя мои мучения (я спать не ложилась, пока ДЗ по химии не сделаю, а к тому времени была и мастером спорта, и сборницей со всеми вытекающими) она подошла к учителю. Подошла после того, как мне, прибежавшей прямо с поезда на уроки, дали самостоятельную или контрольную повышенной сложности. Класс, как оказалось, этого не проходил. Я хоть и выполняла все задания после соревнований, в поезде, эту работу написать не смогла. Но что-то решила-таки, получила 3. Ни у кого из класса такого варианта не было, никто не знал, как делать эти задания. Исправлять мне не давали. После беседы с мамой, прямо во время нее, учитель разулыбалась, сказала, какая я хорошая девочка, дала мне возможность "сделать другой вариант", который я легко решила на 5 баллов. Но издевательства продолжились потом. Школу, в которой я проучилась с 1го класса и в котоой до сих пор (лично видела) висит моё фото на доске "почетных выпускников", я покинула добровольно в начале 9го класса после выписки из больницы. Я борец по натуре, но тогда сдалась, хотя до ухода с 7го класса пыталась переломить ситуацию, понять причины, доказать, что я могу быть сильнее обстоятельств. Но в итоге просто надоело и устала, ну и другие приоритеты остались. После больницы, кстати, пошла и спортивная карьера наперекосят, потому что провалялась около месяца, а это приличное время для действующего спортсмена. По сути та учительница могла бы сломать и школьную мою жизнь, и спортивную,будь я более слабым человеком.
Сейчас не подстраиваюсь ни под кого, учу детей не подстраиваться, достаточно держаться в рамках. Готова с пеной у рта отстаиватьсвоих детей и их интересы. И мои дети всегда будут правы, если конфликт обсуждается не в семье.
Ох, сочувствую вам! От таких рассказов, как ваш, и правда думаю,ч то ребенка нельзя давать в обиду. Пусть лучше немного переборщить с охраной, чем дать испытать столько несправедливости.
У нас учитель спрашивает кто может это сделать, никто не вызывается. Мой ребенок ответственный, выходит, делает, учитель "Верно, верно...." а потом очень обидно говорит, как это не то, то не так, тут все плохо. Дети смеются. Но на соревновании у моего ребенка выше всего баллов и он набирает 50% очков для команды, чем поражает других сторонних учителей и членов жюри.
Мне не химия уперлась, мне было принципиально доказать, что могу переломить ситуацию. Дурацкий такой характер: "Я сильнее обстоятельств". Ни разу не нужна была по профессии, ни дальше не пригодилась. Ну и идиотизм этот "отличниковский" - уснуть не могла, пока что-то не доделано. И до сих пор такая, только сейчас эти черты определенно в плюс идут, а вот в школьные годы неплохо было бы уметь на что-то забивать. Но я не умела.
Ну вот я не верю ни в какую травлю на пустом месте отличника учителем, это раз. В интерпретацию только одной стороны - это два.Унижаться из-за оценок не стала бы ни на месте ученика, ни на месте родителя. Совсем не поддерживаю вашу практику. Я вообще не поддерживаю позицию, когда всегда виноваты окружающие и никогда - ты сам.
Естественно, была причина. В случае с мужем его вина была в том, что был русским ребенком, а родился и жил в Кишиневе. Молдавского (румынского) языка не знал, ходил в русскую школу. Но в пятом классе учителем была молдованка из села, не совсем лояльно относившаяся к русскоязычному населению, а муж не был тихим мальчиком, способным подставить другую щеку. Ну и пошло-поехало.
В моем случае не знаю, что было причиной. Может, внешне не нравилась учительнице. Может, какие-то ее чаянья не оправдывала. Но то, что я учила ночами, готовилась ко всем работам тщательно, отрабатывала все пропуски - факт. Так же как и факт то, что за правильно выполненную работу мне, как в началке, она могла снизить оценку за почерк, за пропуск клеточки, за нечеткие буквы мелом на доске или кривую строчку. Без выполнения необязательного задания на дополнительную оценку я не могла получить нормальную оценку и за базовую часть.Если у всего класса оценивалась только базовая часть, а допзадание невыполненное не оценивалось вовсе, а за выполненное ставилась "5", то я при несделанном допе получала "3" или "5/2". Двойку при этом исправить не разрешалось,хотя на факультативные часы я с этой целью приходила всегда, что тоже факт. Удалось лишь однажды - когда на время факультатива пришла моя мама.
Вот что это было и зачем, понятия не имею.
Я не думаю, что ситуацию с мужем вообще можно приводить как пример в данном случае. У нас другая страна - нет приднестровского конфликта и молдавского уровня коррупции в школах. Второй пример оставляет много вопросов.
Меня не любила учительница по биологии в 6-м классе. Вот прям терпеть не могла. Она мне поставила мою первую четверку в четверти. Влепила бы и торояк, но я отличница всегда была. Измучила она меня жутко. Что ни отвечу, всё не так.
Родителям я пожаловалась как-то, они отмахнулись.
Вашему ребенку сколько? Кто его обижает?
А как разрулили? Или терпели? Родители не поверили или дали вам самой разбираться? А вам что хотелось в той ситуации, чтобы заступились за вас родители и как, или наоборот хотели,ч тобы родители не усугубляли? 13 лет моему, обижает учитель.
У дочек в началке сейчас похожая ситуация - учитель "любит" и делает ставку только на сильнейших, коих 5-7 в классе. Им позволено переписать 4 на 5, их спрашивают на каждом уроке по каждому поводу. Доходит до того, что у любимицы за 45 минут математики 7 пятерок. Т.е. по сути отвечает весь урок один ребенок и за каждый ответ получает 5. Возмущаются, конечно, родители между собой. Но школа в целом одна из сильнейших в районе, началка скоро закончится, поэтому предлагаем детям не обращать внимания и стараться быть готовым, как и эта девочка отвечать весь урок без ошибок. А вот в спорте, когда ребенка моего невзлюбил тренер, я действовала по-другому. Сначала долго пыталась понять причину претензий, потом найти с ним общий язык. Но там было без вариантов, и , когда мое терпение лопнуло, тренер повел себя просто по-скотски по отношению к ребенку, я ребенка забрала, предварительно круто подставив тренера и истрепав ему гору нервов, чтобы неповадно было так себя вести впредь.
Мне вчера вечером после очередных жалоб ребенка хотелось сокрушить все и всех, как у вас на спортивной секции. Подробности уже были слишком печальны. Сегодня же на свежую голову думаю, как бы все это проверить.
Вот у нас сейчас в спортивной секции такая картина.... Выяснила только в эту пятницу, не знаю что делать....
Отходили год, на аттестации ребенка два раза сажали, когда выходил, потом критика каждого движения... Сдал хуже всех и при этом выясняется, что все делается "слабо, неправильно, не так". А где был тренер весь год? Он вообще ребенка не видел на занятии?
Злюсь, и бешусь.
Очень похоже на нашу ситуацию - все слабо, все не так, все не правильно, еще и с обидными сравнениями. Но потом ребенок "всех выручает" и "все вытягивает". А другие учителя говорят, что без ребенка не было бы в данной ситуации ничего. В прошлом году гнобили других, моего не трогали, в этом году моему достается больше всех, он считает, что не заслуженно, т.к. много работает и очень старается.
У нас в этом году 5 класс, русский язык. Невзлюбила ее с первого взгляда - ну вот бывает такая несовместимость. Не стеснялась демонстрировать, я дочь уговаривала. Сначала - тебе кажется, по литературе же пятерки. Потом, когда по литературе за день до выставления триместровых оценок у нас в журнале нарисовались 7 четверок и пара за "необязательную" презентацию, я позвонила классной. Литературу исправили, училка продолжала исподволь подтравливать, занижать оценки (но не нагло, в спорных случаях) и тп.
Апогеем стало публичное поздравление поименно всех участников олимпиады по русскому языку, типа "Дети, похлопайте Маше, она молодец, у нее 82 балла". Потом училка села за стол и сказала - а больше всех баллов в вашем классе почему-то набрала М, передайте ей работу.
Вот после этого я пошла к заучу. Сидели 2 часа. Зауч сказала: я очень не люблю это слово, и едва могу поверить происходящему. Но вынуждена согласиться, что между учеником и учителем есть конфликт. И это тем более странно, что это не мальчик 9-11 класс, а девочка-отличница из пятого... Разберемся.
По словам учительницы, сказанным ребенку, ее лишили премии. НО, проблема правда решилась. Ребенок стал меньше ошибаться, перестал рыдать 3 раза в неделю. Отношения в целом наладились.
Не бойтесь ходить в школу, если можете контролировать свои эмоции, не обвинять огульно, вести диалог. Нам очень помогло:).
Очень-очень похоже. Объективные результаты лучше всех (есть сторонние люди, кто оценивает результаты), а учитель регулярно перед всем классом показывает какой ребенок плохой и как он все неправильно делает. Я думаю, что моего ребенка даже больше пугает, что дети над ним смеются, когда он только вышел и ничего не сделал.
Ответила не всем, но прочитала всех внимательно, спасибо за ответы. Еще вопрос - до каких пор вы терпите и считаете, что все нормально и нужно учиться жизни? И когда понимаете, что терпеть больше нельзя? Есть ли какие-то критерии оценки ситуации?
Подумалось, если ребенку дать диктофон на занятие и попросить записывать уроки, насколько это педагогично? :-) Телефоны на уроке запрещены, т.е. надо устраивать шпионские страсти. А еще, я покажу ребенку, что я ему не верю.
В суд с такими записями мы все равно не пойдем. Официально ничего доказывать не будем. Просто разругаемся и "все скажем" :-). Т.е. ценности такая запись иметь не будет, только проверить ребенка и учителя.
Мне кажется ваше поведение во многом зависит от того, какие у вас варианты. Я так и не поняла, это у вас в школе или на спорте конфликт? (Как-то слишком уж размыто в ваших сообщениях :) ) И совсем не поняла, почему нельзя сменить секцию или школу? (Вы написали, что только бросать, но другие смогли уйти к другому тренеру).
Еще по вашим сообщениям сложилось впечатление, что ребенок уже на грани и явно пора вмешиваться. Сначала разговорами попытаться, может к завучу подойти поговорить (если это в школе), ну и быть готовым перевести ребенка в другое место.
Или у вас действительно нет варианта ухода к другому тренеру? (Есле это все же секция). Но тогда можно вообще спорт сменить! Не понимаю, зачем ради совершенно необязательных дополнительных занятий портить нервы? Все дополнительное должно быть для удовольствия. А обычную общеобразовательную школу всегда можно сменить.
Считайте, что это как соревновательная интеллектуальная команда в пределах школы, которая влияет на многие учебные и личные отношения. Тут затронуты и учебные интересы, и отношение детей к ребенку. Дело за границей, потому не сильно важно. :)
Другие дети ушли из этой секции вообще, но это повлияло на их выбор предметов. А нам уже нельзя на данный момент уйти безболезненно. Надо было или в прошлом году уходить, или теперь еще год терпеть. Или надо сильно ругаться и круто менять очень многое в учебном плане.
Выше добавила, что о ситуации узнали случайно, ребенок не рассказывал ничего. Хоть комментарии отпускал, что учитель ему больше не нравится. Но мало ли кто кому не нравится. Другая школа в нашем случае вообще на данный момент не возможна, еще год все будет там же и с теми же. Даже если сильно поругаемся, то все равно все люди будут те же, только программа изменится кардинально, чтобы с тем учителем не пересекаться. Потому голословно обвинять учителя тоже как-то не хочется. И менять программу как минимум неудобно, т.к. через год придется проходить то, что уже прошел, заново, этот курс не засчитают, если его сейчас бросить.
Ох, сложно все. Так плохо, что именно с этим учителем конфликт, с любыми другими было бы легче разрулить, т.к. это не было бы завязано так на сильных сторонах ребенка и всем учебном плане. Может, еще потому учитель так распоясался в этом году, что понимает, что у нас нет выбора?
Немножко понятнее :) То есть по сути выбора у вас особо и нет, правильно? В любом случае придется еще год терпеть? И сейчас остается только максимально приспособиться и минимизировать негатив? Так я поняла?
Может начать по-чаще общаться с учителем? С ребенком поговорить, чтоб не молчал и рассказывал вам, что вы "на его стороне" и будете выяснять... И по каждому факту подходить к учителю и спокойно, БЕЗ НАЕЗДОВ, интересоваться в чем проблема. Учителю легко обидеть ученика, особенно когда она чувствует свою безнаказанность, мол "так и надо". Но когда увидет, что взрослый человек пристально следит за ее словами и действиями, то поостережется "гнобить"? А еще ребенка настраивать на спокойствие и внушать ему долю пофигизма. Честно, я противник ругать учителей, особенно ученику говорить, что "учитель-дура" и надо просто не обращать внимания (аналогично, нельзя обижаться на больных). Но иногда и этот "запрещенный прием" можно использовать.
С нашим старшим было что-то приблизительно подобное... Но все же не так все остро стояло. Один учитель (из многих) недолюбливала. Я примерно так и действовала, как написала. Сначала общалась, это слегка помогло. А потом просто сына успокаивала и настраивала. Впрочем, наш сыначка тоже был не идеалом :) ну и, не на всю же это жизнь! Все проходит!
Выбор есть, но невелик - терпеть или не терпеть :-). Это, конечно, не так, чтобы ребенка в рабство к учителю добровольно отдать :-), т.е. если надо, то встанем за ребенка горой.
Уже поговорили с ребенком, что даже если бросит класс, ничего страшного, потом в новой школе через год нагонит, если постарается. Стараться надо будет сильнее и некоторые планы поменяются, но ребенок прям воспрял духом, что теперь он решает, что выбор за ним. Ребенок сказал, что до конца учебного года пока подождет, а если в следующем учебном году будет все плохо, то тогда и решит.
Думаю теперь, как построить разговор с учителем, на следующую неделю назначила встречу. Вы правы, спокойно и без наездов, но пристально следить. Мне ваша идея понравилась, что надо показать, что мама в курсе, и интересуется, очень интересуется :-). Буду назначать визиты хоть каждую неделю, если надо. :-)
У моего ребенка первый такой конфликт с учителем, раньше всегда находил контакт, от него часто можно услышать, что строгий учитель для него не проблема. Так что остаться с учителем, от которого уходят, для ребенка типично, а жаловаться на учителя - не типично.
При разговоре с учителем, мне кажется, уместным дать понять, что я в курсе того, что происходит, но не давать оценку действиям учителя, а больше делать упор на то, что вас волнует состояние ребенка. Пусть учитель скажет, что же там такое у них происходит, что ребенок теряет интерес, расстраивается и вообще может уже на грани нервного срыва. Даже если меня и сочтут "онажематерью", от меня-то не убудет, пожалуйста, пусть считают, лишь бы ребенку было комфортнее.
Я своим детям всегда говорю, что любить их посторонние люди не обязаны, что даже если кого-то любят, а тебя нет, то просто делай свое дело и не обращай внимание. Если придираются - старайся все сделать так, чтобы придраться было не к чему и тогда, тебя все равно любить не будут, но будут уважать за упорство в достижении цели. У меня двое детей и один всегда в любимчиках, а другой как ни старается, все равно никогда и ни у кого в любимчиках не бывает, но у него очень сложный характер, таких любят только близкие люди.