Особенности развития
Долго думала как назвать тему... Сразу оговорюсь, речь пойдет о моей крестнице, дочен моей лучшей и любимой подруги. Девочка родилась очень маленькой, чуть больше 2.5 кг, часто болела. И все этапы физического развития шли как бы немного с опозданием. В годик она плохо стояла на ножках, за ручки не ходила. Пошла сама уже около 1.5 года. Через 2 недели ей будет 2 года. И вот что меня смущает - она практически не концентрируется, т.е. когда к ней обращаешься, она не смотрит на тебя, очень сложно завладеть ее вниманием. Постоянно что-то щебечет как птичка, при этом я вообще не понимаю о чем она говорит. О выполнении простых просьб, типа возьми и отнеси то-то туда-то речи нет, она просто не обращает на тебя внимания и все. Единственное чем мне ее удалось завлечь, это игрой в ку-ку, и то минут через 5 примерно. Отреагировала, обратила внимание, смеялась.
У меня двое детишек, старшей дочке 8.5 лет, а младший сын чуть старше крестницы - 2.4 ему. Но я вижу огромную разницу в развитии, просто огромную. Я еще зимой обратила внимание, но подумала мало ли, мала еще, все дети развиваются по своему графику и т.д. Кстати она и ростом совсем невеличка, дюймовочка, тянет максимум на 1.5 года.
Врач у них частный, вроде хороший. Сказал только про некие ортопед проблемы, ну вроде как в 2 года показаться ортопеду и все. Хотя сам врач педиатр-невролог, он же ведь сразу увидит если что-то не так, да? Блин, пытаюсь себя убедить, что я дура, зря истерю, а в душе червячок гложет. Боюсь и с подругой говорить об этом, пугать своими домыслами, а с др стороны боюсь что упустим девчоночку. Порассуждайте со мной, пожалуйста. В чем я не права?

Далеко не всякий невролог "сразу увидит, если что-то не так" в случае, если родители ни на что не "жалуются". И вполне возможно, что мама что-то и говорит неврологу, и получает советы, но не говорит об этом Вам?
К тому же "очень маленькая" - понятие очень относительное, нормы моторного развития - тоже. Вполне вероятно, что врач действительно не находит никаких грубых патологий и "вписывает" все рамки нормы.
Мама по всем вопросам советуется со мной. :) Как бы это сказать помягче... не в курсе того, как должно быть. А с др.стороны, если это первый ребенок, откуда она будет знать как оно должно быть. Она не поклонник интернета и книг на эти темы. Это у меня их уже двое, крестница третья и поэтому я вижу разницу, она есть, действительно. Хотя я очень-очень лояльна в вопросах развития ребенка.
С др. стороны, да, кмк невролог, чтобы что-то увидеть должен хотя бы полчасика понаблюдать за ребенком?
У девочки оч. подвижная нервная система, она очень плохо засыпает. Водил тут недавно папа ее в цирк, потом была просто истерика, не могла успокоиться очень долго, кричала, смеялась и плакала одновременно. Хотя в цирке ей понравилось, по словам папы. Еще смущает вот что, сколько бы раз мы не приезжали или не собирались дитячьей тусовкой, она не контактирует с детьми вообще. Никак. Она как бы в своем мире. Очень привязана к папе.

Мне кажется несколько опрометчиво опираться на аргумент "у меня их уже двое". У меня вот у каждого из 4-х своя особенность развития, относительного другого:-) Мы же с Вами не станем заниматься бытовой сводной сравнительной статистикой, правда же?:-)
Честно говоря, у любого ребенка в 2 года очень лабильная психика - это норма, цирк вообще не показатель, т.к. это сверхнагрузка. Вот насчет сложностей с концентрацией внимания или непонимания смысла просьбы я бы на Вашем месте просто понаблюдала (понимание речи важнее ее воспроизведения в 2 года, слух, реакции).
Вот вы меня точно поняли, я конечно все в кучу свалила, волнуюсь. Именно понимания я и не наблюдаю. Т.е. к ней обращаешься, а она вообще не реагирует, как будто тебя нет. Вот это меня смущает больше всего. Даже не смотрит на тебя. :( Неважно как и что ты спрашиваешь. такое ощущение, что она тебя просто не видит, не слышит и не замечает.
Ред. Вот чтобы понятнее было то, о чем хочу сказать - даже годовас, когда к нему обращаешься как-то реагирует, или смеется-улыбается, или пугается и прячется за маму. А тут нет этого, просто как в пустоту...

Согласна, что как неравнодушный близкий Вы вполне можете проявить участие. Только (это уже добрый совет, о котором Вы не просили:)), пожалуйста, не применяйте аргументов: "Маш, тебе не кажется, что.....а почему она у тебя вот такая....МОИ-ТО в ее возрасте....", а, поймав характерный момент, исподволь посоветуйте: "Маш, а ты не хочешь спросить в следующий раз у доктора, как нам лучше привлекать внимание ребенка, может быть, мы что-то не так делаем?" (перетяните одеяло на свою "вину"). Я глубоко признательна некоторым людям за такие вот тактичные "намякивания" относительно моих детей. Кое-что было беспочвенно, а кое-что - нет, но адресовать к доктору прямой конкретный вопрос - оно всяко лучше.
Спасибо вам за подходящую фразу. Это был основной "затык" для меня, совершенно не знала с чего можно такой разговор начать. Не, про своих я вообще не говорю. Подруга тут намедни все-таки обратила внимание на моего в плане сравнения со своей, но я себя ужасно неловко почувствовала, промямлила что все дети разные, не переживай, и как-то по-тупому перевела тему. Хотя вот сейчас понимаю, что в той ситуации ваша фраза была бы очень уместна. Уж очень не хочется упустить нашу дюймовочку, она такая замечательная :)))

Вообще-то практически любой ребенок так себя будет вести в таком возрасте после цирка, слишком сильные и слишком много впечатлений.
Не бойтесь поговорить с мамой девочки. Я сама стояла перед такой диллемой, говорить ен говорить. Я вообще видла что конкретно мама ребенка делает неправильно. Очень рада что поговоирила, прошло уже 3 года с того момента и вижу что если бы вовремя родители не спохватились то ребенок мог стать инвалидом. Парню 6 лет уже все ОК. Просто говорите как можно деликатней ну и сделайте ресерч, чтобы конкретно говорить, а не так с потолка. Я друзьям все ссылками примерами показала, они показали ребенка специалисту.

Инициировать разговор на эту тему имхо не нужно. Дождитесь, пока мама сама вам пожалуется , тогда порекомендуйте конкретные действия, что делать, к кому обратиться. Постарайтесь не оценивать развитие крестницы, а посоветуйте, что делать.
Нужно. Мама может дольше всех не замечать происходящего, или придумывать для себя кучу правдоподобных объяснений, я на своем опыте говорю. Часто со стороны такие проблемы куда заметнее, и говорить о них нужно. Мамины возможные обидки не так уж и важны в данном случае. Иногда ранняя диагностика очень помогает.
Дело не в обидках, а в отказе от общения, что полностью исключает какую-то возможность предложить свою помощь. Но Автору это не грозит: мама ее крестницы уже сама все заметила и даже озвучила, это Автор на первый раз смутилась.
Мы же не про соседку говорим, которая подойдет и скажет, "слышь, а у тебя, кажись, ребенок ненормальный?". А о близких людях, которым небезразличен ребенок, и с которым мама уже общалась на эту тему. Так что отказ от общения действительно не грозит.
Вот как раз соседка (случайная попутчица) чирикнула, да и пошла себе восвояси, заронив в голову мамы сомнение, а сравнительный (со своими детьми) резкий намек может сделать из подруг врагов и только возбудить дух противоречия: "Да пошла ты, все с моим ребенком отлично, не завидуй, умная нашлась!", особенно, когда ребенок - первый.
В данном случае ранняя диагностика чего очень помогает? Аутизма? Зпр? Эти вещи быстро и успешно лечатся?
Быстро и успешно - нет. Но иногда, если грамотно подобрать занятия, ситуацию можно сделать менее кошмарной. А иногда - нет :(
У меня есть неуспешный опыт. И куча знакомых с более-менее успешным. Именно поэтому я написала - иногда.
У меня есть неуспешный опыт разговора с подругой. У дочки моей лучшей подруги с моей тз проблема с речью. Все тоже самое - у нее первый ребенок, платный хороший врач-невролог, который считает, что все нормально. Причем с моей тз там сомнений уже быть не может, это уже вышло (с моей тз) за границы нормы и уже точно является проблемой. И все-таки я где-то передавила, хотя старалась осторожно. Воз и ныне там, они никуда не обращались и не собираются, а эта тема у нас больше не обсуждается.
Есть люди, которые проблемы, связанные с развитием детей, не принимают вообще. У меня есть еще подруга детства, мы с ней дано разошлись как в море корабли, но иногда созваниваемся. Аналогично первый ребенок в середине четвертого десятка. Как она мне звонила в конце беременности, помнится, жаловалась, что врачи идиоты, говорят про какое-то преждевременное старение плаценты и хотят накормить химией- пусть сами ее едят. Ровно так же через некоторое время идиотами оказались логопеды- дескать, ребенок должен говорить, а что он кому должен-то? Мол, я ж вижу, что дочь не Уо! Сейчас прошло еще три года, и опять педагоги идиоты - нерешенная логопедия и проч проблемы, дочь ходит в логосад. Жду теперь, когда идиотами будут школьные учителя. По мне - так это все звенья одной цепи, начиная с плаценты. Но вот у людей другое восприятие, они идут другим путем.
А у меня есть приятельница, которой золовка сказала о её 3-летней дочери: "Лен, у тебя с дочкой что-то не то, МОИ дети такими не были, и вообще почти НИКТО так себя не ведет, из ее ровесников, чего она у тебя такая СТРАННАЯ, сходила бы ты к доктору". А приятельница наблюдала дочь с рождения в крутом медцентре у частных докторов (не буду писать название, но известная контора в Москве с высоким чеком), в котором "ребенок никому ничего не должен" и "всё хорошо" - красота по-американски. А потом, к школе, начались и психиатры, и нейропсихологи и т.д. с учетом упущенного времени.
Так что подача инфы о своих наблюдениях играет первостепенную роль в психологии родителя, а не ребенка.
По моему опыту - это, скорее, обычная реакция матери, которая сама еще не созрела до осознания проблемы. Среди массы знакомых ни одна из матерей не пошла по врачам потому что ей кто-то что-то про ребенка сказал. При этом неготовыми выслушать о проблемах могут оказаться и матери с сверхявной проблемой у ребенка. Например, несколько лет назад мне соседка гневно рассказывала о том, что ее в поликлинике при оформлении в сад четырехлетки, который вообще (!) не говорил - разводят на деньги. "Требуют какого-то логопеда срочно за деньги искать! Поставила его на очередь, через полгода подойдет, что он у меня - больной, что ли, какой!"

Может, вы просто уже были готовы признать проблему и слова оказались неким спусковым крючком для вашего выстраданного решения?
А когда человек считает, что не говорить совсем в 4 года, не иметь туалетных навыков и играть только в определенные игры - это норма, то тут хоть говори, хоть не говори. Ладно, если просто мимо ушей пропустят, а то и врагом навечно можно остаться.

у меня есть пример, когда бабушка своему сыну и его жене с 6 месяцев внука говорила, что с ребенком что-то не в порядке. Но все заканчивалось только скандалами. В итоге у ребенка УО не тяжелой степени, а с бабушкой после установления диагноза отношения навсегда были разорваны, потому что......она лишила родителей того времени, когда они могли думать, что все хорошо.
И их я тоже понимаю. Это такое дело... "Каркающей" стороной движет "используйте мой опыт" или даже "не повторяете моих ошибок". А той стороной - "не надо жить за меня мою жизнь! Свою прожили, теперь мою хотите?" И те, и другие по-своему правы. Поэтому я считаю, что мнение надо высказывать, когда тебя спрашивают. Или когда разговор логически подошел к такому обмену мнениями.
У моего друга жена ничего слышать не хотела, а он услышал. Слава богу что я нашла способ донести до него проблему его ребенка. Даже представить страшно что было бы с его сыном если бы он меня тогда не послушал. Жена его до сих пор всякую чухню несет о том что ей никто не посоветовал, что она не знала. Оправдания ищет.

Даже боюсь спрашивать, от какой такой страшной болезни вы спасли ребенка, если признаков ее никто кроме вас не видел, но при этом ее страшно представить, а вылечился ребенок быстро и счастливо. Наверно это не аутизм.
Не видела мамаша, а специалист увидел. Откуда у Вас инфа что быстро? Ребенок в течении года посещал терапевта. Сейчас парню 6 лет, с момента постановки диагноза прошло 3,5 года. Ну Вы конечно одна в белом, а все вокруг дураки у Вас.

При чем тут я? Эт вы тут кричите, что спасли ребенка, прям "страшно представить", что б сталось, если не ваше заботливое вмешательство в семью "друга", где "мамаша" ничего не видела. Не обижайте дураков. Среди людей с низким интеллектом много достойных. А вот таких душевно убогих, как вы, я не жалую, это правда.
Вы неправы. В Канаде диагностируют аутизм с 2 месяцев и добились прекрасных результатов лечения, если это лечение начато до 3-х летнего возраста.
Все случаи разные. Мой в 2 месяца, и в год и 2 месяца был абсолютно обычным, а потом начал регрессировать. Лечение начали до 2-х лет, прекрасных результатов нет. Бывает и так, как вы пишите, но и не только так.
Ссылки приведите про диагностику аутизма в два месяца. А то всякие серьезные канадские ресурсы типа autismcanada.org приводят в качестве "early signs" сроки 12-18 месяцев.
И еще. Аутизм - это autism. Не путать с ASD (autism spectrum disorder).
Угу. Когда изучала вопрос (перестраховывалась), попадались - редко! - статьи про сверхраннюю диагностику признаков аутизма. В 6 месяцев. Если проблемы есть, их во многих случаях можно засечь уже в этом возрасте. Если знать, на что обращать внимание.
Если проблемы СИЛЬНО выражены - терапию начинают гораздо раньше полугода, но без диагноза.
Я про США.

Это особенности терминологии. У нас в обществе аутизмом называют тяжелые случаи аутизма - аутизм Каннера и другие не лечимые, а даже про Аспергера уточняют, что это Аспергер. У вас все, что относится к аутичному спектру, называют аутизмом, даже аутичные черты, которые есть у каждого второго ребенка с задержкой речи. У нас когда у ребенка аутичные черты, диагноз может звучать как ммд, зпр, зрр, сдв, ПЭП, как угодно. У моего сына, к примеру, тоже это было выражено заметно. И сразу после рождения нас поставили на учет к неврологу, и сын получал характерное лечение, которое у вас получают аутисты. И успешно вылечился :) 13 лет назад у нас все это делали - ноотропы и другие лекарства, массажи, физио, занятия. У нас это аутизмом не называют, поэтому не фиксируются случаи счастливого излечения от аутизма:)
Эммм... Каким именно образом его диагностируют? Я имею в виду, для этого же надо ребенка показать врачу, а то и нескольким. А ведь, как Вы нам всем уже не раз объясняли, что это только в совковой России родители с рождения залечивают своих здоровых детей. А теперь получается, что и в канадах младенцев таскают по врачам?

Может быть она с вами себя так ведет, так что я бы не делала пока далеко идущих выводов.
Мои девченки совершенно разные - одна сразу идет на контакт с незнакомыми и людьми которые у нас бывают периодически, а вторая долго раскачивается. Если вы посмотрите на них со стороны, то тоже скажете что моя вторая не в порядке. Но уверяю вас, абсолютно все что положено по возрасту она делает.
Вы знаете, такого, чтобы прям надо было бить в колокола по вашему рассказу не видно. Да, есть особенности, развитие замедленно. Но невыполнение просьб посторонней тети само по себе не признак проблем. Вам дали хороший совет выше, поговорите с мамой в ключе: она почему-то не выполняет мои просьбы и не коммуницирует, мне сложно общаться, что посоветуешь. И дальше уже можно попробовать выяснить, относится ли это только к вам или проблема общая.
Понимаете, если ваши дети шли на контакт сами, естественно, что вам странно видеть другого ребенка. Но не идти на контакт с неблизкими людьми все же вариант нормы. А вот не идти на контакт вообще - не норма. Т.е. если девочка нормально общается с папой, то вы зря дергаетесь, до общения с вами и другими детьми она еще просто не доросла.
В главном - сравниваете другого ребенка со своими, хотя дети изначально вообще в разных условиях. Не только ваши дети развиваются нормально = сюрприз! Вам есть, с чем сравнить? так и ваши с кем-то можно сравнить, кто тоже в норме и более крут, чем вы - ну а что такого!
"Прощупайте почву", если есть желание у вас поговорить с мамой девочки. И уже от результата этого прощупывания будете думать говорить или нет.
У меня знакомая,наши сыновья ровесники, они тоже наблюдаются у частного врача,так вот у мальчика её явные проблемы, сейчас 2,7 ему, никаких просьб не выполняет, внимание глаза в глаза привлечь практически невозможно, не говорит, есть зацикленность на предметах, т.е. если у него в руке была машина, то она должна там быть , не дай Бог она упала или её кто-то взял и или кусочек стружки нашел и два дня с ней ходит, крепко держит двумя пальцами руки, спит с ней и т.п. , т.е. это не каприз, а именно зацикленность, ну и много всего, что описывать не буду. Уже и общие знакомые начинают (почему-то мне) задавать вопросы, а в норме ли её ребёнок. Я прощупала почву, и мне сказали, что у них все норме. В общем кое как намеками посоветовала обратиться к другому неврологу, и то хорошо, вроде менять будут. Я представляю, если бы я напрямую спросила и начала давать советы, общение наше бы точно прекратилось. Так что вы , может быть и правы, но свою голову не приставишь, увы.

На вас ребенок не реагирует, а на маму и папу? С ними общается? Во что играет дома, когда вас нет?
Плохо засыпает и ведет себя странно с посторонними - для двухлетки это совершенно нормально. А вот если ребенок не общается в этом возрасте, не понимает то, что говорят родители - совсем другое дело.
Невролог, кстати, может совершенно спокойно не видеть проблемы. Мать на нее просто не будет жаловаться, если не видит ее. А врач не человек-рентген.

В выполнении просьб могут помочь простые правила. 1) Инструкция должна быть простая (2-3 слова). 2) Должен быть глазной контакт. То есть вначале убедиться, что ребенок вас слышит и готов сотрудничать (глазной контакт), затем просьба, понятная ребенку.
И еще одно. Когда вы начинаете отработку навыка выполнения инструкций, помните, что это Вы присоединяетесь к ребенку, к его занятию, и просите его о чем-то, что в данный момент в поле его внимания. Ни в коем случае не просите принести какую-то ерунду из левого ящика комода в маминой спальне в тот момент, когда он занят лепкой, это заведомо неуспешная ситуация (если проблемы с выполнением устных просьб действительно есть). Удачи!

Врач наверняка не видит, т.к. при общении с ним ребенок скорее всего замыкается. У меня сын такой, врачу даже имя свое не назовет)))
Т.е. врач, скорее всего, опирается на слова и жалобы мамы, а если жалоб нет...
Нужно консультироваться с неврологом, с психоневрологом, нужно, чтобы специалист за ребенком какое то время понаблюдал в привычной обстановке (с выездом на дом возможно). Только тогда можно делать какие-то выводы.

Знаете,мой сын лет до 10 очень неохотно вступал в контакт со взрослыми не из семьи,а уж в 2 года и подавно. В цирк я его повела года в 4 первый раз,высидел до антракта,потом с истерикой домой пошли. Вообще все публичные мероприятия подобную реакцию вызывали. Ходили к психоневрологу ,она сказала что это особенности психоэмоционального развития, отправила к психотерапевту. И вот психотерапевт ему помогла, они все эмоции по очереди проговаривали,прорисовывали,из песка что то строили,это в 6-8 лет было. В 2 года вряд ли невролог что то увидит на самом деле.

А с матерью как она себя ведет? Просьбы выполняет? Раньше мать к ней с просьбами обращалась? Как режимные моменты у девочки происходят? Цирк в этом возрасте - сильная нагрузка на нервную систему девочки. Особенно учитывая, что нервная система у нее изначально была незрелой при рождении, она более хрупкая. Детские компании - тоже.
Отсутствие речи в этом возрасте - вариант нормы, автономная речь ("щебечет, как птичка") может заменять коммуникативную до 2,5-3 лет. Особенно, если ребенок в семье один, если мама не уделяет этому особого внимания.
Отсутствие коммуникации с другими детьми - норма. Активный интерес к другим детям как к партнерам для игр ребенок начинает проявлять в возрасте от 3 до 5 лет. В зависимости от темперамента и характера родителей сроки могут меняться.
Плохой сон и проблемы с засыпанием для ребенка с повышенной чувствительностью и хрупкой НС - обычно следствие неправильного режима (цирк, частые детские компании). Если у ребенка изначально были проблемы с ЦНС, то с 1,5 до 3 лет режим должен быть охранительный, происходит скачок в развитии ЦНС. В такое время могут быть ночные неконтролируемые истерики, проблемы с засыпанием и даже типа "лунатизма".
В общем, обратить внимание сестры, что у племянницы более чувствительная нервная система, ИМХО, стоит. Но вешать на нее ярлык "Не такая" - не надо.
Спасибо всем, кто ответил и посоветовал. Я конечно в душе сама себя успокаиваю и убеждаю, что это мои тараканы и что все нормально. Но все же.
Если по-порядку. Она не замыкается,она просто не обращает никакого внимания, ни на меня, ни на других взрослых. Это особенно очевидно, когда мы собираемся на даче, где помимо меня есть еще и бабушка с дедушкой, т.е. знакомые ей люди. Контакт в глаза поймать ооочень сложно, практически невозможно, мне это удалось лишь однажды, я выше писала, когда стала играть с ней в ку-ку.
Про невыполнение просьб и непонимание направленной к ней речи - это уже и мама заметила.
Я не только со своими сравнивала, думала что может уже подзабыла и вообще необъективна. Но пару недель назад была опять же дачная компания и там были еще дети, чуть младше (1.5 и 1.7), не мои. Вот они тоже другие совсем.
Понимаете что пугает - отсутствие реакций на обращение. При этом она в это время не занята ни лепкой ни рисованием, ничем особо уж таким увлекательным.
В любом случае, еще раз хочу сказать всем спасибо. Через неделю они возвращаются с отдыха и у малышки будет день рождения. Понаблюдаю еще раз и дай Бог, чтобы все мои опасения не подтвердились :)

Автор, вот тут еще посмотрите информацию http://eva.ru/topic/116/3070405.htm?messageId=78901849

У моей знакомой дочка тоже не концентрировалась, выглядело как СДВГ. Но я тоже постеснялась сказать. До 3,5 лет думали, что все так и должно быть, но она так и не заговорила. потом они все-таки пошли по врачам. Оказалось, у ребенка какой-то нервный канал зажат (не могу правильно сформулировать), блокирует речевой центр. Занимались они почти год, массажи, лекарства . Ребенок заговорил, после этого оказалось, что она вовсе не сдвгшница. Ее просто нервировало, что она ничего сказать не может. Лучше, по-моему, перебдеть, чем недобдеть, сходить к паре врачей проконсультироваться.
У моей знакомой тоже ребенок был сам в себе, не концентрировался, потом были даже невооруженным глазом видны отставания в развитии, а потом позже уже явно психические отклонения. В итоге - шизофрения. Я не пугаю, автор, не принимайте ради бога на свой счет, я это к тому, что вы правы, что акцентируете на этом внимание.

ничего вы сделать не сможете, пока родители сами не захотят. А чтоб родители захотели, нужно чтоб они сами увидели проблему. Тут очень сложно бывает, если люди вам близки, но по какой то причине не хотят или не могут видеть в этом проблему. Кстати, может и не такая это проблема оказаться. У меня так с подругой было. Дочь на месяц младше моего сына, родилась на 2 мес. раньше с маленьким весом и неврологией. Уж сколько я намекала, потом прямым текстом говорила, что девочка требует особого внимания. Прямо видна была огромная разница в развитии между нашими детьми. Вдруг, лет в 6 ребенка подруге стукнуло в голову (уж не знаю, что на нее подействовало, видимо водила ребенка на тестирование перед школой и ей там в резкой форме открыли глаза) и стала она усиленно заниматься. Психологи, бассейн, логопед. Девочка была занята почти ежедневно по 2-3 часа. Отдала в школу на год позже. В итоге, у меня сын 2 класс закончил, ну как шел ровненько-нормально, так и осталось. А у подруги дочка оказалась умницей, ответственная и исполнительная, первый класс одна из лучших. Неврология осталась, но настолько все компенсировалось, что вылезли только хорошие черты.
