Нужно ли "тормошить" подростка?
Добрый день,
Сыну 12 лет, живу во 2-м браке, он растет с отчимом. Есть еще младший брат. С отцом общается примерно раз в месяц 2-3 дня.
Сыном много занималась в детстве, ходили по музеям, кружкам, с рождением второго ребенка все это несколько притормозилось, времени и возможностей не так много. Но он все-таки ходит на 2 секции,ездит на экскурсии с классом, на каникулах ездит с нами или с бабушками по интересным местам. Учится в гимназии на 4-5, 3-е место в районной олимпиаде по математике, ребенок умный, по сравнению со многими достаточно развитый. Но проблема в том, что это всё идет от меня, сам по себе сын не инициативный, сам ничем не интересуется (кроме может компьютера и гаджетов, но это ограничено по времени). Он всегда был такой, с наступлением подросткового возраста это вообще усилилось, часто говорит, что ничего не хочет, ничего ему не интересно, в общем, лень и апатия. Может пол-дня в каникулах "валяться на диване перед телевизором". Про подростков я читала, что такое бывает ещё и от того, что организм растет и не хватает на всё энергии.
Сейчас он приехал из лагеря (где была интенсивная программа каждый день) и живет у папы. Папа пытается вовлечь его в какие-то активности, видит неприятие, чувствую, что отец разочарован. Я ему говорю, что надо от сына отстать. пусть просто дурака поваляет, "потухнет". Он говорит, что зря я его жалею, нужно его тормошить.
Я понимаю, что совсем нельзя его не дергать, он тогда все время будет на диване лежать, нос другой стороны, боюсь, что мы его "достанем" и это тоже плохо. Отношения с ребенком хорошие пока. Или я потакаю развитию лени всё-таки?

Мне кажется, человека не так обижает навязчивость родителей с их предложениями активизироваться, как отрицание его интересов. Пусть папа попробует вникнуть в то, сто именно его сын смотрит, "полдня перед телевизором", какие игры качает, какие ссылки постит в ВК и т.д. Может быть, это не такой и "тупизм".
Пока только знаю про поездку в Новодевичий монастырь. Он туда ездил, но без особого энтузиазма, как я поняла.
Возможно они (БМ и его новая жена) его ещё куда-то звали, но он отказывается.
Я в целом тоже замечаю, что по сравнению, например, с 6-ю годами, мне его так просто не уговорить ехать даже в гости или в магазин. Ему интересно только, если будут какие-то активности, типа аквапарк, экспериментариум или фаст-фуд ещё очень любит. Я не могу понять, это такой тип личности формируется (ну не интересна никак живопись и архитектура)? Это пройдет? Или это нужно просто принять как есть?

Кроме живописи и архитектуры - есть еще масса областей, которые могут быть интересны подростку. И отнюдь не все интересуются этим.
Мы ему много что предлагали, я просто не стала здесь все перечислять. Ничего ему неинтересно практически.
Ну может я слишком критична. Иногда интересуется историей, какие-то вопросы мне задает. Сейчас вроде друг (а не он сам) придумал создать группу, и мой хочет идти учиться играть не гитаре. Но это осенью.
Лето реально готов проваляться. Даже в лагерь уговорил меня ехать во вторую смену, т.к. после школы хотел отдохнуть. Занятия закончились 25 мая, лагерь был с 24 июня, он болтался дома. Хорошо ещё, что в школе у них отработка (5 раз сходил) + иногда ходил на секцию. А так, вообще, потерянный месяц жизни с моей точки зрения. Или я многого хочу?

Вот совсем ничего не интересно? Так не бывает. Вы говорите - интересуется историей. Есть же тематические лагеря, программы всякие, те же реконструкторы. Предлагайте в этом направлении.
Валяться, ИМХО, можно неделю после окончания учебы. И даже нужно. А потом - от такого "досуга" мозг вскипит.
Я б не стала делать какие-то выводы из одного (или даже двух-трех случаев), продолжила бы наблюдения:-). Нет однозначного ответа. Кого-то, действительно, имеет смысл тормошить, кого-то можно и в покое оставить.
Мне вообще показалось из заглавного поста, что проблема не в пассивности подростка, а в разочаровании отца.
Проблема и в том, и в другом.
Я не вполне уверена, как правильно воспитывать ребенка.
С одной стороны я понимаю, что мы не всесильны, и как ни воспитывай, может получиться совсем не такая личность, какую нам хотелось бы видеть (и мне, и папе и тд). С другой стороны, боюсь, что потом буду себя корить за то, что упустила что-то.

Ну предлагать какие-то варианты активностей безусловно надо, в рамках тех интересов, какие имеются. И что-то другое попробовать - тоже надо предлагать.
У нас нечто похожее было месяц назад: сын уехал на дачу к моему отцу. Они уже в прошлом году время проводили вместе, вопросов не возникало. А тут дед решил внучека поучить фотографировать. Сын наотрез отказался, отказался даже пробовать. А дед всю жизнь фанател от фотографии, он действительно знаток, снимки делает отменные. Дед оскорбился, звонит мне: я ему предлагаю, фотоаппарат дарю - а он не хочет.
Аналогичная ситуация случилась с велосипедом. Сын не умеет кататься и категорически не хочет учиться. И не хотел. Он ролики предпочитает. Дед начал совать ему велосипед, предлагать научить, потом начал подкалывать его. Сын надулся. В результате они помирились, но дед мне опять высказал свое "фи". Это все к тому, что дед-то как лучше хотел, от души, а сын не откликнулся на его порыв.
Зато дед искренне не понимает, что такого интересного в реконструкциях и ролевых играх.
Привет!
Маша , сорри за офф: а у Вас не осталось ролевой одежды на р.158?
Я бы купила (шепотом).
Мой просто бредит эльфами элионора, а я все еще боюсь отпускать его в лагерь:-(
Нет, Кать, увы. Все, что мало стало - оно раздается и меняется. В этом году он не ездил в Дружите.ру, а если поедет в следующем - то всю сбрую придется обновлять на 195 см и выше)))))))
А боишься по каким причинам? Что не сможет сам там? Или, что его обижать будут? Или еще что-то?
А ты не бойся, правда. Он же у тебя уже не малец совсем. Сам-то он как, хочет?
Вот что он не сможет сам?
Понимаю Вас. Я тоже на пике этой проблемы и тоже с одной стороны репу чешу каждую свободную минуту, а с другой знаю примеры этой самой "невсесильности", когда без тормошения ребенок возможно был бы более благополучен.
Да, не знаю по какой логике) У них там дочка есть маленькая (ещё в коляске), видимо решили совместить прогулку в тихом месте для младенца и образовательную составляющую для сына.
Картинг, боулинг и другие спортивные развлечения пойдут на ура. Я согласна. Но это и денег стоит.
И потом, картинг и боулинг, по-вашему, как человека развивают? Развивают спортивный дух, конечно, но, ИМХО, это все из серии "развлекаловок", тоже, что и батут для 5-летки.

Мне кажется, это возраст сейчас такой, когда "детские" занятия, куда водили родители, отвалились, а свои собственные устремления еще не оформились. У меня дочь так зависла, ничего и никуда не хочет. Жду пока, не тормошу :)
Поверну также дискуссию немного в другое русло. Сейчас много родителей. которые очень активно занимаются детьми буквально с момента, как дети могут ходить. Всякие развивалки, 5 кружков и секций вместо детского сада и тп. Вот интересно, до какого времени нужно детей так "вести"? До 18 лет? Или предполагается, что со временем часть занятий отвалится и ребенок сам будет ходить именно туда, куда интересно?

Еще от ребенка очень зависит, кто-то занимается всем и сразу и всю жизнь, а кто-то мучается - нужно ли ему вообще что-то сейчас.
Моему скоро 12.
Ну вот я пока так и "стою над душой".
При этом есть некие области, которые его, безусловно, интересуют, но которые требуют основательных временных и трудовых вложений. Ага, трудиться-то мы и не любим. Приходится периодически пинать, подталкивать и во все вникать, хотя мне бы этого и не хотелось совсем.
А есть еще такие занятия, где "надо и это не обсуждается". Тут пинать приходится еще основательнее.
И вообще старший сын забирает 80% моего времени, уделяемого детям. Младший у меня получается совсем заброшен.
А что касается досуга, то тут старший легкий на подъем. Готов идти/ехать куда угодно (в монастырь, так в монастырь) лишь бы увидеть что-то новое. Тут ему интересно все. Мне тут как-то его даже в картинную галерею удалось затащить, хотя он много лет упирался и утверждал, что "живопись ему неинтересна". А ничего, ходил, смотрел, вникал, задавал вопросы по библейским сюжетам, домой вернулся, достал Библию и стал читать))
Предполагается, что ребенок выберет для себя что-то интересное, научится планировать время, выбирать, ставить личные цели и к ним стремиться. Моим старшим 14 и 11 лет. Хотелок больше, чем времени в сутках. Поэтому "5 кружков и секций" никуда не делись. И сейчас они уже пытаются составить расписание на следующий учебный год так, чтобы впихнуть еще по паре новых занятий.
Если вернуться к вашему первому вопросу, я считаю, что "тормошить" надо до упора, пока не привыкнет и не начнет тормошиться сам. Только мы не предлагаем программу, мы ставим перед фактом и выслушиваем пожелания. Папа хочет в Новодевичий монастырь? Отлично! Значит доезжаем до ..не знаю, где вы живете....,к примеру, Тверской. Садимся на велосипеды на бульваре и шпилим до ХСС, потом через пешеходный мост, музейон, парк горького, у м. Воробьевы горы переходим к Лужникам и доезжаем до Новодевичьего монастыря. Там встречаем НЖ с малышкой в коляске, совместная экскурсия, осмотр, молитва или что там у них запланировано, потом кафешка на выбор ребенка. папа и сын опять на велик и.....да хоть в Лабиринт на Кутузовском, стрелять из лука, арбилета, пистолета метать ножи и топоры - тут ребенок сам должен выбрать. После прогулки имеет полное право тупить возле телевизора и сидеть в компьютере.