Читать ли ребенку Гайдара?
Всем хорошего времени суток! Поделитесь мнением, как считаете, стоит ли читать младшим школьникам Гайдара? А если читать, посоветуйте, как объяснить смысл современному ребенку? Мы с дочкой читаем много (почти семь лет ребенку). Прислушавшись к мнению уважаемых мною известных журналистов-писателей, что все таки Гайдар внес большой вклад в детскую литературу и читать ее нужно и сегодня, взялись за его сказки-повести. И если что-то типа Тимура и его команды объяснить вполне можно, то на сказке о Мальчише-кибальчише я полностью впала в ступор - как считаете, как объяснить всю эту историю про буржуинов? Ребенок-то спросил, кто это такие? Да и еще вопросов было много. Я, честно, растерялась. Или вообще такую литературу не читать?...
Читать. Это хорошая литература. Буржуины - ну все очень просто, как в сказке :) Плохие люди, которые грабили бедных. Ребенок это и воспримет как сказку. Не факт, что вообще будет задавать вопросы.
Плохие люди :) я поняла, что у меня все таки шрам на мозге из пионерского детства и буржуины в начале 80ых это были капиталисты, а мы юные коммунисты :) и есть у нас военная тайна. Ничего в таком роде у меня сейчас язык не повернется ребенку сказать. Проблема в том, что вопросов было много - и про буржуинов, и что за тайна у мальчиша есть и все в таком роде.
Читать, однозначно!) Ценности, которые воспевает Гайдар, в общем-то, вечные: дружба, сострадание, преданность Делу, любовь к Родине... Пишет он увлекательно.
А буржуины - это злодеи такие))
Да мне и самой нравится, в принципе. Упоминала тут мнение уважаемых людей - читала недавно очерк известного литературоведа о Гайдаре, совсем иначе сама на него взглянула. Оказывается, его "судьба барабанщика" была изначально о детях, которые массово оставались безпризорниками из-за репрессий родителей в те годы. Потом, конечно, ему пришлось текст исправить. Но "судьбу" сейчас точно брать не будем, пока я сама не пойму, как объяснять буду.
Чука и Гека - нормально. Тимура проходят в школе. Все остальное - Чашка, например, или Военная тайна и в моё детство мне казались не очень захватывающими. Мои прочитали Гайдара без фанатизма, все-таки идеологически сейчас другие установки. Это мы бредили Тимуром в соответствии с идеологическим воспитанием, а сейчас актуальные герои другие, со шрамами на лбу :)
Читать можно, но вот моя Тимура с командой откровенно не поняла и читать отказалась. После того как Женя залезла в окно чужого дома, да еще чего-то там взяла, она стала откровенно отрицательным персонажем с точки зрения моего ребенка. Зачем помогать втихую было тоже не понятно. Вообщем, совсем не пошло. Но, возможно, другие дети к этому отнесутся иначе.
Ну, вот моя в свое время посчитала, что вполне можно помочь с донесением воды и дровами и не в тайне, соответственно сюжет ей показался бредовым.В книге Женя, вроде в дверь зашла (хотя в фильме мне казалось, что по окнам лазает), но все равно ребенку это категорически не понравилось, т.к. заходить в чужой дом к незнакомым людям это для нее было табу, а уж когда она еще и в чужих вещах стала рыться и из пистолета стрелять, то книга была отложена в сторону.
"Рыться и стрелять"???
Э-э-э... Перечитайте книгу, у Вас о ней явно какое-то искажённое представление)))
Ну да, после ночевки в чужом доме она заходит в соседнюю комнату. берет саблю. стреляет из пистолета, чего-то там разбивает и убегает. Да и вообще она много чего делает, что современный ребенок может посчитать категорически неправильным. Тимур, кстати, тоже хорош, вместо того чтоб проводить девочку домой поскорее он ей подушку с одеялом подсовывает. Ну, вообщем, моя не прониклась совсем.
Не, ей после 2 класса, вроде, задали прочитать.Читала она всегда охотно, а к спискам относилась ответственно (я в началке даже иногда их от нее прятала, т.к. иначе не по списку на начинала читать пока весь список не прочитан, а то чего-то в наличии нет, то чего-то интереснее кажется). Гайдара прикупила и выдала. Дочка начала читать - категорически не пошел. Поскольку мне из детства запомнился больше фильм, а с произведением настоятельно просили познакомить, то дала ей фильм. Фильм тоже совсем не понравился.
Мой ребенок читал Гайдара вот только этим летом, после 3-го класса, так у нас получилось. Прочитали: Голубую чашку, Тимура, РВС, Дым в лесу, а про Военную тайну я сомневалась, но когда прочитали, то поняла, что не зря. По ходу чтения объясняла, что-то ребенок понял, что-то пока осталось непонятным. А Чука и Гека они в 1-м классе проходили, прочитали зимой быстро.

Дочке 9 лет, она читала Голубую чашку, Чук и Гек, Горячий камень, Дым в лесу, Дальние страны, Судьба барабанщика. Больше всего ей понравилось последнее (остальное читала раньше). "Тимур" не пошел у нее как-то, хотя девочка читающая, я и не настаивала, сама не люблю это произведение.

Читать. Объяснять. Получать удовольствие.
Моя дочь начала с рассказа "Горячий камень". Там мноооооого есть чего пообсуждать. Позже планирую подсунуть ей Тимура.
Времена, сейчас, конечно, другие. Но ведь и мы в своем двадцатом веке читали произведения 19-го. Это важно - расширять кругозор, дать представление о том, как жили люди раньше. Чтобы потом, во взрослом возрасте, не возникало неудобных ситуаций ;)
"Горячий камень" мне очень нравится, ребенку тоже понравился, но это какое-то не вполне типичное произведение для Гайдара, скорее, напоминает Осееву.
Мой сын читал, многое ему понравилось.
Вопросы, конечно, появлялись - рассказала ему о том, как все эти моменты трактовались в нашем детстве (в советское время). Заодно появился повод поговорить о том, что была революция, гражданская война...
Я ребенку рассказываю о взглядах того времени, провожу параллели с текущим, объясняю что одна и та же ситуация с разных сторон выглядит по разному... Особенно это удобно на примере Украины показывать, в том числе и про гражданскую войну. Поэтому идеологию того времени он знает достаточно неплохо. Насколько ее вообще можно рассказать ребенку, которому ее не вливают в уши как во времена моего детства. То есть не как идеология, а как историческая идея. Он и про Ленина знает. Я ему пыталась и книжки про дедушку Ленина дать почитать - не пошло совсем... я вместе с ним перечитала - ну совсем какой-то скучный бред. Как мы его в детстве читали?... Но в общем, ребенок все это знает, и оно у него нормально в голове уживается....
Во всем лагере он оказался лучше всех знающим про Ленина :))
с этой позиции про мальчиша-кибальчиша совершенно нормально идет. А недавно мультик про мальчиша-кибальчиша смотрели, так он совсем не политизированным выглядел. Есть "наши", а есть "враги".. Все понятно.
Спасибо, ваша точка зрения выглядит правильной. Надо мне собраться с мыслями и все внятно ребенку изложить :) просто как-то я изначально оказалась не готова нормально объяснить такую патетику. Сейчас детская литература немножко иного качества, чем в моем детстве. Тогда у нас каждое первое произведение несло какую-то патриотическо-назидательную идею. Взяли даже Робинзона Круза издания 50ых годов, а там предисловие Чуковского с рассуждениями на тему, что вообще-то Робинзон чуждый нам человек, потому что обманывал бедных папуасов :) Дите у меня сразу спросило в чем состоял обман, если он привозил им товар и получал за него золото :)
А про Ленина я тоже книжку Бонч-Бруевича в руки взяла (из своего детства), но показалась совсем устаревшей, поставила на полку :) так что ребенок у меня пока знает о Ленине только в ключе, что был такой значимый персонаж, поэтому Петербург раньше был Ленинградом. Все таки одно - нормально объяснить с исторической точки зрения, другое - давать книжку, где через слово "ты юный ленинец, ты должен беречь наши идеи" и бла-бла-бла :)
Ну, а почему нет? Читать, конечно. :) Я лично и сама его люблю. :)
С "Мальчишом-кибальчишом" как быть? Да упростите всё, не вдаваясь в исторические дебри. :) Буржуины - враги, напавшие на Родину. Кибальчиш - герой и патриот. Плохиш - предатель. Побеждают Добро и Красная Армия. :)
Времена тогда тяжёлые были. Хотя, конечно, это его только частично оправдывает....
Но, ИМХО, личность писателя сама по себе, его литература сама по себе)
Почему не узнаем? Полагаете, кто-то намеренно исказил историю героической молодости великого писателя?
Мне кажется, да.
Причём до неузнаваемости.
Я, когда читаю противоположные мнения - не знаю кому верить.
и жизненный опыт мне подсказывает, что жизнь фантастичнее любого вымысла.
Там же по каждому сомнительному факту биографии можно диспут начинать.
Согласна с вами. В том очерке, о котором я упоминала, как раз писали о его трагической ситуации - с одной стороны его патриотизм и боевая биография, а с другой душевные терзания в 30ые годы, несогласия с массовыми арестами, отказ верить в виновность друзей. Вроде даже какого-то мальчишку, сына врага народа, он приютил, что было вообще самоубийством в тот момент. Что тут правда, что нет, никто теперь не узнает.
Совсем детское читали по минимуму, вроде только "Чук и Гек" по моей инициативе, до Тимура ход не дошел (нашим в школе не задавали). А Школу в этом году подсунула, как одно из немногих исторически достоверных произведений для школьного возраста. Ребенок вполне заинтересовался, экранизацию тоже посмотрел + Конец императора тайги. Сама заодно перечитала, но только арзамасско-нижегородскую часть с краеведческой тз, война не пошла у меня, а у ребенка - наоборот.
Нет. У него везде враги, прям паранойя какая то, вся хорошесть героев построена на том что есть кто то плохой, враг, с кем хороший герой борется. Не хочу подобное читать детям. Нафига им эта ересь в детстве?

Видимо, и про Колобка тоже))) Там же зверюги нехорошие Колобка сожрать хотели, а он своими песенками с этими намерениями боролся)))))))
Вы сравнили символизм древнейшего фольклорного произведения и идеологические рассказы психически больного пьющего убийцы.
Фу, какой дешевый пафос в мирной темке про детские книжки)
Всё наше поколение росло на "идеологических рассказах психически больного пьющего убийцы", и ничего - неплохие люди выросли. Я, во всяком случае) Вы - не знаю))))
Не плохие. Только каждый третий мужчина и каждая седьмая женщина умирают от алкоголя. Вот и думай тут что детям читать, а что не надо.

А вот кто его знает, почему люди, казалось бы выросшие на хорошей литературе, спились в итоге. Может нафиг эту литературу? Ну по крайней мере советскую пропаганду.

Скорее не сюжет, а стержень заложенный в характере героев. Тогда людей готовили к подвигам во имя отчизны, в этом был смысл их жизни, а куда он применим потом, когда врагов вокруг нет и никто не нападает? Просто жить и радоваться этому? А это как? Многие не умеют. Отсюда и поиск врагов и алкоголизм, жизнь не удалась, подвиг не свершен. Но это мое личное мнение. Я еще со старшей выгребла всю советскую литерату из шкафа, хотя сама на ней выросла и моя первая прочитанная книжка в семь лет была "Четвертая высота" про Гулю Королеву.

Да нормально, поэтому есть масса другой литературы про приключения. А в войнушку мои дети не играют, почему то. И у их друзей я тоже не наблюдала игр в войну. Играют в пиратов, человека-паука, супер-героя и т.д.

Так это ж альтернатива той же войнушке: агрессия и герои налицо :) Хотя мне больше нравится, конечно, старинный вариант с беготней и стрелялками из-за угла.
Не знаю, я в нынешних детях меньше агрессии и жестокости наблюдаю, чем в моем детстве. Мы были все такие возвышенно-патриотичные, но достаточно жестокие при этом друг к другу даже. Сейчас поменьше этого стадного патриотизма в детях, но они более чуткие что ли, к друзьям, к родителям. Может так и надо, а не ковать их характер для подвигов? Ведь закаляя для одного мы лишаем их чувствительности к другому. Не знаю, понятно ли я обьяснила, я пишу свои ощущения, поэтому может быть не слишком удачно их выразила.
.

Если судить по роликам из интернета, то в детях сейчас агрессии и жестокости не меньше, чем раньше. А поскольку сейчас есть возможность гнобить друг друга не только в узком кругу (классе и в школе), а вынести это на общее, так сказать, обозрение (допустим, выложить кадры, унижающие кого-то, в интернет) - жестокость стала более изощренной.
Патриотизма меньше, это да. То, что меньше стадного, идеологически-тупого патриотизма - это хорошо. Но меньше и осознанного патриотизма - а вот это уже плохо.
Я не думаю, что героические примеры способны сделать ребенка черствее, чем он есть.
А "ковать характер для подвигов" - это вопрос в бОльшей степени воспитания, нежели литературы.
Из тех, кого я знаю, не спился ни один. Может, дело все-таки не в книгах? Ну, или не только в книгах.
Я не думаю, что советские книги способны ребенка сделать потенциальным алкоголиком. Нужно просто выбирать книги, обсуждать их с ребенком и рассказывать ему об истории нашей страны и о своем детстве.
Конкретно книги Гайдара мне не кажутся более вредными, чем мультики о человеке-пауке.
Кстати, по поводу игр в войнушку. Вот вы говорите, что вам приятнее смотреть на игры в человека-паука.... Так это те же войнушки. Только в американском варианте.
В Америке не было войн, там нет своих военных героев и примеров героизма во имя защиты страны. Но герои, защищающие своих соотечественников, нужны любому народу. Будут ли это герои эпосов и легенд, или герои реальных войн, или вымышленные герои - но они нужны народу любой страны. И мальчишки всего мира все равно будут подражать героям, борющимся со злом - реальным или вымышленным - выплескивать свою мальчишескую агрессию.
А может не стоит воспитывать эту агрессию в мальчишках? Ведь вся история советов тесно переплетена именно с агрессией. Всегда были враги, всегда надо было защищаться, иногда нападая, все 70 лет. А мир ведь меняется. Мне бы хотелось сконцентрировать детей на другом, на других видах любви, а не тех которые ведут к ненависти.
Но опять же это мое личное мнение и мы просто беседуем, я не пытаюсь кому то навязать свои выводы и свое мнение.

Агрессию не стоит воспитывать, я с Вами согласна.
Я вам больше скажу - своему старшему сыну я до трех лет не покупала ни одной военной игрушки, не читала сказки, которые считала излишне агрессивными, не показывала агрессивные, на мой взгляд, мультики.... Я ограждала его от этой агрессии, как только могла, хотя мой муж говорил мне - "для мальчишек интерес к этим вещам нормален, он все равно все это увидит и узнает".
Но потом он сам стал просить пистолетики, ружья, танки и проч. лабуду - в садике, во дворе он ведь все равно общается с другими ребятами. Не получилось оградить.
Зато я могу рассказать ему, например, о гражданской войне, дать почитать книги, объяснить свою позицию и другие точки зрения, попробовать донести до него свое неприятие агрессии, поговорить с ним об этом и попытаться повлиять на отношение к войнам.
Кстати, я сравниваю своих мальчишек - мой старший, которого я пыталась "сконцентрировать" на вещах, которые ведут не к ненависти, а к любви - он более агрессивен, чем младший, который с младенчества играет в пистолеты-войнушки. Я понимаю, что это еще ни о чем не говорит, но тем не менее....
Мой муж считает, что для мальчика, мужчины - нормально быть в какой-то мере агрессивным. И надо не ограждать их от агрессии, а учить с ней справляться и направлять в мирное русло.
Что касается меняющегося мира и истории советов....
ВСЯ история ВСЕГО человечества связана с агрессией и войнами.
И то, что происходит в мире сейчас говорит лишь о том, что агрессия и борьба между государствами лишь принимают другой вид.
Ну, про тестостерон знает не только мой муж :)
Но у меня до поры до времени была иллюзия, что я могу повлиять на его уровень, как и на уровень агрессивности.
Теперь понимаю, что в этом вопросе мой муж лучше разбирается :))
Имеет значение на что направлена эта агрессия. Вот я и не хочу образ врагов формировать в сознании детей, не хочу чтобы выплеск шел против кого то. Вполне можно в мирное русло направить свои гормоны.

Смотря что считать мирным руслом. Если в человеке есть ресурс уровня чемпиона мира по боевым искусствам, вряд ли он ограничится районной секцией.
Мирное это созидание. Мне вообще в советской пропаганде не нравилась всегда идея разрушить или уничтожить все что не вписывалось в их картину мира.

Так сам Гайдар с его творчеством вполне может являться примером направления агрессии в конце концов на созидание в том виде, который соответствовал историческому моменту.
Мы игрушки покупали все, без ограничений. В игрушках нет ничего плохого до тех пор пока не моделируется ситуация в которой оружие применяется. Кстати, все наши дети умеют стрелять. Но в тире. Это просто умение и не более того. Занимаются в секциях боевых исскуств для физического развития. Я не хочу чтобы они не умели, я хочу чтобы применение этого против кого то не было целью. Ничего плохого нет в пистолете до тех пор пока он не направлен против кого то. Вот и хочу защитить детей от пропаганды до того возраста когда сами смогут соображать. А Гайдар это везде враги, завтра война и надо быть готовым. Поэтому Гайдару нет в детском возрасте, сами потом прочитают, если захотят.

У Гайдара "везде враги" и "завтра война", потому что он пишет об определенном периоде истории нашей страны.
Книги, написанные в 60-е годы (разумеется, уже другими авторами) - уже совсем другой направленности.
А идеологические моменты я стараюсь объяснять. Но что ж поделаешь - было это в нашей стране, никуда не деться.
Я Гайдара в детстве читала, хотя всегда была "девочка-девочка", и на "врагах везде" я как-то не зацикливалась.
Ну, мальчишки всегда будут играть в войнушку, это не от воспитания зависит.
И Гайдар никакого отношения к спившимся людям не имеет вообще.
Вся склонность к зависимостям - наследственность плюс детство до 5 лет. Не думаю, что Гайдар этих спившихся людей в колыбели качал )))
Если что, я в силу профессии плотно общаюсь с психиатрами и прочими товарищами, которые с зависимостями работают.
Так вот , Гайдар ни при чем, можно смело читать )))
Ядрёна мать! Так вот она, оказывается, причина алкоголизма - Гайдар-сЦуко!)))
Не, ну правильно, до него ж в России не пили совсем... ... ...
Не только от него, скажем так. Алкоголизм от уход от себя. А вот как собрать все то, что формирует такую личность, которая от себя потом бежит? Много всего, но свою лепту и гайдары тоже внесли, я думаю.

И это тоже, да. Много предпосылок у этой проблемы. В Финляндии, кстати, алкогольная проблема стоит почти так же остро, как и у нас, хотя они уже почти сто лет как независимое от России государство.
Не смотрим вообще. Есть база из которой дети смотрят мульты и фильмы, познавательные передачи. А вот телевидения у нас нет. Не хочу, чтобы мои дети, засыпая боялись врагов, как я в детстве.

Читали "Чук и Гек","Голубая чашка","Тимур и его команда" - всё пронизано любовью и гордостью за свою страну.Да,сейчас другое отношение к революции,белым и красным - но это же всё можно объяснить.А дружба,ответственность,взаимовыручка - вечные ценности.

Гайдар уже давно перешел в разряд исторических, а не игровых авторов, как мне кажется. Как и Пантелеев (с такой же очень, очень непростой и многозначной биографией). Я не запрещаю детям читать ни "Зерцалию", ни "Часодеев", ни Емца и прочую (простите за то, что выражаю личное мнение - откровенную макулатуру), но какая-то качественная отечественная литература с точки зрения драматургии и изложения тоже должна попадать детям в сознание. Не умрут и не поглупеют дети без Гайдара, но знакомство с этим видом прозы лишним не станет. Эти книги учат думать, анализировать, сравнивать и учить новейшую историю.
Спасибо всем за ваше мнение! За отрицательное тоже. Признаюсь, что именно его одержимость некой великой идеей меня немного и напрягла. Даже философский "Горячий камень" с чудесной мыслью в основе, заставляет задуматься "а может ну его..." Дедушка-то почему не хочет жизнь заново прожить? Кости он переломал на баррикадах, зубы потерял в казематах, куда его бросили за борьбу за дело революции и против царя. То есть человек жизнь положил на служение великой идеи и считает это единственно правильным. А если объяснять ребенку, что "вот такие были в те времена взгляды", так там ничего и от смысла не останется. Так что я очень хочу чтобы ребенок читал о дружбе, помощи ближнему, любви к Родине, но совсем не хочу - о фанатичном служении великой цели. Конечно, я и объясню, и про историю расскажу, но все ли дойдет?
Может, умные люди подскажут, какие авторы пишут "высокоморальные" :) книжки, но без этой революционной тематики? Вот Осееву я сразу вспоминаю, а еще кто?
Нет, суть в том, что если ты верен своим принципам и чист совестью, то живешь не как черновик пишешь.
А сразу живёшь начисто.
И не важно, что ты при этом делаешь: на границе с ружьём стоишь, в танке стреляешь, в космос летаешь, детей воспитываешь, хлеб растишь
Ну да, вот и описана жизнь ради целей, целей, которые тебе поставили. Никто из гайдаровских героев не думает, он живет как надо. И в принципе это звучит красиво, пока не задумываешься над тем кому именно это надо и зачем.

Как говорит мой знакомый, что если ты слышишь какую то великую цель во благо всех, задумайся, тебя попросту имеют. И это ведь так. Самому надо цели определять себе в жизни.

одно другому не противоречит.
Кто-то страну спасает,кто-то всю планету, у кого-то интересы дальше собственного огорода не выходят. И все правы при этом.
Все правы, пока кто-то не начинает пытаться оценивать твою цель и объяснять, что иметь целью собственный огород это так себе идея, мелковата. А вот планету спасать, это да... И никто пока ничего проще и гениальней, чем Оруэлл в "Ферме животных" на эту тему не сказал. Потому что при любой великой идеи на благо человечества всегда появляется кто-то "ровнее других". А вообще, странно, конечно, что люди не видят идеологического содержания в этих сказках.
А что принципы они всегда оказываются правильными? Революционные принципы вас не на какие размышления не наводят? У нацистов так-то тоже принципы были и они им были верны. И у жизни намного больше граней, чем просто "это черное, это белое". Про "чист совестью и живешь начисто" согласна, но опять же, если сюда не вмешиваются "великие идеалы". А если продолжить эту сказку в современном контексте и объяснить дедушке, что жизнь-то он со своими идеалами прожил, но мы их в конце двадцатого века на помойку снесли, даже у меня, взрослого человека, от такой сказочки депрессуха начнется.
Главное быть последовательным.
И понимать,что СВОИ установки добра и зла ты не нарушал.
А то,что принципы конца 20 века на помойку снесли,так это ещё бабушка надвое сказала.
Глядишь,кое что обратно заносить пора :)
Да в том и дело что СВОИ якобы принципы людям были навязаны идеологией того времени. Вот и не хочется их навязывать будущим поколениям.

Мы с дочкой недавно читали "Приключения мышонка десперо" Кейт Ди Камилло, мне кажется это то, о чем Вы спрашиваете. О вечных ценностях. И написана очень хорошо.