Как заставить учиться? Сын - 11 лет
Если у сына сознательности нет. Отсутствует.
Уроки делает выборочно. Проверять всё время до какого класса? До 10-ого?
Обожает историю, потому знает её уже на несколько лет вперёд. перечитал всё что можно. Любит географию - то же самое. Химию, которой ещё нет. А уже перелопатил учебники на пару классов вперёд. Физику. Астрономию, которой у нас вообще не будет.
Ненавидит русский язык. В силу того, что очень много читает - пишет грамотно. Но на уроках откровенно не делает ничего, домашки не выполняет. Не хочет вникать в суть разборов. По литературе воюем с ним даже за стихи наизусть. Не учит. Хотя память очень хорошая. Не читает вообще классическую литературу. Заявил, что вымышленные истории ему скучны. Та же ситуация обстоит и с парочкой других предметов. Математика..., вроде склад математический. Не нравится учительница. Говорит - деревня. Уроки начинает с того, что девочек позорит за их одежду. Отчитывает за распущенные волосы. Говорит, если учительница недалёкая, мне всё равно, какой балл она мне поставит (если что - мы прививали ему уважать старших).
Дома бьюсь за порядок на столе. Он весь в книгах, но не школьных :-(
Вопрос - что делать? Мы и кричали уже на него. И сроки исправления оценок ставили ему (пусть бы хоть как-то сдавал, но иметь неуд - уж слишком) Не действует :-( У меня потенциальный дворник растёт? Руки опускаются. Или нужно усаживать почти 12-ти летнего сына силком за стол, с ним вместе открывать учебники и пинать-пинать-пинать?
До 5-ого класса учился хорошо.
В прошлом году скатился.
В 4-ом классе принимал участие сначала в школьной олимпиаде по математике, а потом в городской.
В прошлом году дали ему свободу. И поехал. В конце года сидел 2 месяца дома из-за тиков - он головой так сильно дёргал, что совершенно невозможно было совмещать такое с посещением школы :-( Ходили всё сдавали индивидуально. Сдал всё.
Ну рано, рано еще значит свободу давать. Дури в голове много и самоконтроля ноль. Попробовали самоуправление - сами видите, к чему приводит. Значит, пора возвращать себе бразды правления.
У меня сын такого же возраста (почти 11). Ну что сказать? Предбубертат рулит, вольные мысли в мир лезут. И, да, я проверяю уроки, ибо зачем мне лишние проблемы?
ваш путь - невролог и остеопат
и спорт
его заездили в началке, загнали
пока не восстановит здоровье о хорошей учебе нечего и думать
лечите и помогайте с учебой - делайте скучное увлекательным
у дочки это называется "прочитай мне интересно" - по истории такие ужасные тексты бывают, плакать хочется
и пока ему рано в самостоятельность - нужно чувство поддержки
мораль пофиг типа "такой большой ДОЛЖЕН сам", тик - это физиология, она высокой морали не поддается
Внушите уже ребёнку, что нет слова "не хочу", есть слово "надо". Когда он станет взрослым и пойдёт работать, у него будет очень много моментов, которые придётся делать через "не хочу". И, да, делайте вместе те предметы, над которыми трудиться не хочет. Нельзя быть образованным частично, если он не будет заниматься, то в итоге его будут считать неучем. Обидно же. ;-)
Не опускайте руки. Я не стесняюсь открыто говорить своей дщери, что не хочу на работу, а хочу дома балду пинать, или рассказываю ей, как меня раздражает рутина на работе, но без этого никуда.
Разговаривайте, разговаривайте и разговаривайте. Объясняйте ему, что он будущий мужчина и должен крепко встать на ноги, а без образования этого добиться сложно.
Вы знаете, мужчины - это немного другое мировоззрение. Они в общем "через не могу" и во взрослом возрасте делают только в случае смертельно опасности или по серьезной мотивации....
В вот девочки/тетеньки - сплошь и рядом "через немогу" живут из за взращенного чувства долга
Вы знаете, принципу делать через "не могу" меня, как и весь класс (а я училась не в пансионе блахародных девиц, а в обычной школе, так что мальчиков у нас хватало), научили в школе. Именно так нам и говорила наша классная руководительница, что в учёбе и работе нет "не могу" и "не хочу", есть слово "надо". У нас был очень успешный выпуск во всех отношениях.
Ну мальчикам просто НАДО - это мало.
Им надо точно знать ДЛЯ ЧЕГО НАДО.
Иначе в подростковом возрасте это превращается в пустой звук.
скорее надо быстрее объяснять ему, что мир несовершенен
но как бы ни любил физику нет у него шансов в ней проявиться, если не сдаст математику
и нет вообще никаких шансов ни в чем, если не сдаст русский
а там - знание правил, а не только прикладное применение
да и стыдно русскому не уметь выучить правила родного языка - аргумент на слабО ))
объясняйте что есть "нравится", а есть "надо"
и второе необходимо для реализации первого - се ля ви
странно, что не осознал к 12 годам
классическая литература - дело вкуса, действительно она скучна, я сама стала замечать, что не идет то, что раньше мне очень нравилось - влияние ускорения ритма жизни что ли, и сюжет и диалоги кажутся такими надуманными
но никто не просит любить Пушкина и Толстого - надо просто знать, любовь не требуется
как и с другими предметами
а память тренируют не на том, что нравится, а как раз наоборот - на том, что труднее запомнить
объясняйте, сидите рядом, пинайте - а нет других способов
Более-менее согласна, но не в том, что касается русского: вот абсолютно не стыдно как русскому человеку не знать правил русского же языка - настолько они нудные, неинтересные, часто и не требующиеся ни в общеупотребительной письменной, ни в устной речи (при условии, что более-менее грамотно пишешь, конечно). Так что пока своему старшему ребенку, а там, похоже, и младшему про русский язык (правила) нудеть особо не буду, пусть будет 4, а не 5. Психическое здоровье дороже. ;)
отмазка
правила н настолько сложны чтоб их не выучить
когда язык не родной - трудно, а когда родной - просто лень
с маминой подачи
Об этом и речь - лень учить эту нудятину. Если из-за того же постоянного чтения и так пишешь более-менее грамотно, то еще и специально учить правила русского языка - абсолютно неинтересно. И т.к. самой в свое время учить это было крайне неинтересно и лень, то и от детей требовать этого не буду. Жалко тратить время на это занудство - разборы всякие, суффиксы, деепричастия и прочее. Бррр.
Офигительный ребенок... Мамаша, вы хвастаетесь?
На тему конкретики - донести, что
1. Оценки не столь важны, как знания
2. Математика- фундаментальная наука, надо знать вне зависимости от придурковатости учительницы... а если есть знания, то и оценки будут
3. Классическая литература- это не выдуманные истории (выдуманные истории это фантастика), а классика- это практически история, только в художественном изложении - расскажите об этом, приводите примеры (Война и Мир, Тарас Бульба и проч.)
4. Литература и стихи наизусть- нужны для общего развития, заучивание стихов тренерует память- формулы бдут лучше в голове держаться
А вы орете... постарайтесь быть на стороне сына, его хвалить надо... много вы знаете дворнироков с углубленными знаниями в астрофизике? а вот неудавшихся в жизни философо-филологов ( в алкогольном угаре декламирующих Есенина)?
Не знаю, относится ли это к теме. Мы побороли сильнейший нервный тик. В апреле тут заводила топ, пропускали школу. Мне и сильно совсем дёргать - страшно.
Учителя у нас разделились. Те, у кого сын предмет любит - восхищаются им. Говорят, что он очень умный и взрослый не по годам. Те, у кого предмет не идёт - постоянно вызывают меня в школу.
Уроки делает выборочно. Проверять всё время до какого класса? До 10-ого?
- Многие да, проверяют. Но не все предметы, а нужные данному ребенку. И в 11м проверяют тоже.
Ненавидит русский язык. В силу того, что очень много читает - пишет грамотно. Но на уроках откровенно не делает ничего, домашки не выполняет. Не хочет вникать в суть разборов.
- Разборы никому не сдались по сути. Не вникает и ладно. К егэ возьмете репетиторов. Будет мотивация поступить на истфак или еще какой любимый к тому времени, разборы освоит за несколько месяцев максимум. Я вообще их смысл не понимаю. Все делают, а в общем и целом поколение неграмотное, хоть и с пятерками за разборы. Это не есть русский язык. В английском вообще разборов нет...
По литературе воюем с ним даже за стихи наизусть. Не учит. Хотя память очень хорошая. Не читает вообще классическую литературу.
- Да, так многие делают. Учебники хорошо бы поменять. Я не предлагаю туда Донцову, но есть авторы более актуальные для современного ребенка. Та же "Над пропастью во ржи" вполне может вашего заинтересовать. Куда как ни классика.
Математика..., вроде склад математический. Не нравится учительница. Говорит - деревня. Уроки начинает с того, что девочек позорит за их одежду. Отчитывает за распущенные волосы. Говорит, если учительница недалёкая, мне всё равно, какой балл она мне поставит (если что - мы прививали ему уважать старших).
- Глупость прививали. Уважать надо не старших, а умных. А с остальными надо быть вежливыми.
Дома бьюсь за порядок на столе. Он весь в книгах, но не школьных.
- Вообще не поняла, что вас не устраивает. По поводу бардака - да, он подросток. Ему внешние атрибуты не важны, нужна суть.
Вопрос - что делать?
- Изменить себя для начала. Вы вообще не в теме как я поняла, если топ не тролльный в принципе. Обычно родители к 11 годам уже хоть как-то начинают понимать детей, а вы пока далеко. У меня бабушка там к моему сыну относится, но у нее возраст, старая закалка, все понятно.
Вам достался природой прекрасный ребенок, имеющий интерес во многих предметах, готовый развиваться в направлениях, которые в школе даже не проходили. Во всем остальном он не хуже сверстников, а во многих вопросах лучше. А вот вы где-то в облаках витаете.
Как говорится, не воспитывайте детей, воспитывайте себя, дети все увидят.
Топ не тролльный.
Я понимаю, что разборы не нужны. Но грамотность у нас не оценивается вообще. На мой вопрос "как так- почему у ребёнка неуд - он пишет вообще без ошибок?" Учительница ответила, что грамотность никого больше не интересует. разборы - наше всё.
Вопрос про воспитание себя? Что в себе воспитывать?
Я сына понимаю хорошо. И лень его понимаю. Я сама была такой же. Уроки в принципе не учила. Система, правда, была другая. На перемене всё быстро строчила и получала приличные оценки. Разумеется сыну это не рассказываю. Сейчас система зачётов и контрольных. За домашки - просто замечания. И всё можно исправлять. К доске не вызывают. На уроке оценку просто так не ставят. за семестр - 4-5 оценок и всё.
Как мне нужно понимать сына? у нас с ним ооочень близкие отношения. Мы с ним оочень много общаемся. Но тема учёбы как-то вот у нас не ладится. Он обещает-обещает...и всё. нужно вот стих про осень рассказать. вторая неделя кормёжки завтраками пошла. А у меня нет тупо времени сесть с ним рядом и стукнуть книжкой по лбу.
Я понимаю, что разборы не нужны. Но грамотность у нас не оценивается вообще. На мой вопрос "как так- почему у ребёнка неуд - он пишет вообще без ошибок?" Учительница ответила, что грамотность никого больше не интересует. разборы - наше всё.
нам тоже примерно так сказали, после чего мы ушли на семейное. Гляньте на статистику знаний русского языка. Да что там статистика, гляньте любую переписку вконтакте, безобразнейшая безграмотность. Я не говорю про инет сленг, но это же кошмар. Может, связано?
Вопрос про воспитание себя? Что в себе воспитывать?
просто будьте хорошей семьей, это уже воспитание
Я сына понимаю хорошо. И лень его понимаю. Я сама была такой же. Уроки в принципе не учила. Система, правда, была другая. На перемене всё быстро строчила и получала приличные оценки. Разумеется сыну это не рассказываю. Сейчас система зачётов и контрольных. За домашки - просто замечания. И всё можно исправлять. К доске не вызывают. На уроке оценку просто так не ставят. за семестр - 4-5 оценок и всё.
да, потому что стране нужны рабочие, а не ученые
Как мне нужно понимать сына? у нас с ним ооочень близкие отношения. Мы с ним оочень много общаемся. Но тема учёбы как-то вот у нас не ладится. Он обещает-обещает...и всё. нужно вот стих про осень рассказать. вторая неделя кормёжки завтраками пошла. А у меня нет тупо времени сесть с ним рядом и стукнуть книжкой по лбу.
а теперь просто поверьте, что хоть вы и не учитель, но все же и школу закончили и может еще образование какое получили, и вообще не дураки вы с мужем. И просто подумайте, с какой стати изменился стиль образования. Я понимаю, что вам впаривает школа, что это правильно, а вы оторвитесь и подумайте. Вы просто им верите на слово? а если вникнуть? Может, ваш сын прав, что не стоит метать бисер перед свиньями? Есть вариант перейти в хорошую школу, где еще что-то ценится.
Наверно, даже офф. Прям стесняюсь спросить, какой стране нужны рабочие.
Во-первых, судя по системе оценок у автора, непонятно о какой стране речь.
А во-вторых, имею счастью быть матерью ученого и рабочего:-) в России, и ничто пока не натолкнуло на такой вывод.
Скорее всего по физике, химии,астрономии тоже будет большой и безнадёжный провал.
Скажет, что неинтересно,потому, что он уже всё это прочитал.
А на самом деле просто не потянет.
Все эти разборы по-русскому можно освоить за два дня, просто посидеть в интернете и голову напрячь.
Если он не в состоянии, то и химия ему будет не по зубам.
Это же шестой класс?
Иностранный тоже швах?
очень вероятно
он прочитал поверхностно - как беллетристику
а физика - это не художественное описание квантов, а задачи на скорость-время расстояние
чисто математика, да еще усложненная, потому что термины математические модифицируются под физические
химия - тоже без математики не покатит
и астрономия - жестокая математика больших чисел
он читал про астрономию не как науку, а увлекательно
а это ведь беллетристика, а не астрономия
пожалуй ему как раз нравится литература, а не точные науки
но не романы, а скорее научная фантастика - дайте ему ее, причем такую с глубоко естественно-научными сюжетами, может понравится
с русским надо помочь - это просто скучно одному изучать
Вы правы, наверное :-)
Спасибо!
По астрономии - он такой терминологией оперирует..., что я сама тайком стала почитывать, чтобы не упасть лицом в грязь. Для меня все эти чёрные дыры, называние планет, кол-во спутников и расстояния... лес густой (учитывая, что в школах у нас астрономии нет вообще. и у меня тоже не было) Он так чётко мне рассказывает что такое адронный коллайдер, о гравитации и теории относительности. А так же следом биографии Ньютона, Эйнштейна, Кюри. Про радиацию мне тут втирал.. Сейчас вот читал про Чернобыль (этой темой я и сама в юности интересовалась)
А вот про связь математики и физики-химии... возражу. По математике у меня было 5 баллов (по геометри и 6 по алгебре) и тем не менее 8 по физике. При этом математику я понимала хорошо. Не знаю, почему такой низкий был балл. Высшую математику и статистику в универе сдала без проблем на хороший балл. В школе же "не пёрло".
Ваш ребенок во многом прав:))))У вас гений растет, ум живой, интеллект высокий. Да, это неудобно для вас сейчас, но ни о каких дворниках не может быть и речи:)))) Про литературу - объясните про то, что речь - это мышление, и литература создается не только для повествования, а для того, чтобы оценить красоту языка, сложную архитектуру фразы. И по поводу математики. Дети часто проецируют отношению к педагогу на отношение к предмету. Я математик, если что, работаю с двоечниками, которые мой предмет часто ненавидят:))) часто выезжаю на личном авторитете, и отношение к предмету меняется :))))
Сейчас чуть не в каждой второй семье такой вот избалованный гений растёт, кторого воспитали пупом земли, не умеющим подчиняться. Часто такие дети сидят до конца на шее родителей или становятся рантье, так как считают, что и в трудовом коллективе умнее остальных, а начальник им точно не указ. Так что автг, либо начинайте воспитывать сыначку и объясните ему про авторитеты, либо готовьтесь тянуть гения до старости.
Я тоже не умею подчиняться.Меня даже в угол невозможно было поставить, выходила из него. Отец однажды отстегал ремнем, так я ему кричала:"Да хоть убей!" И ни на чьей шее не сижу.
вы путаетесь:)) учеба, самомнение и содержание - это три разных процесса, между собой не пересекающиеся:)))
А с чего вы решили, что мы сына пупом земли воспитали? Это ваши личные домыслы?
Да- не у всех дети, умеющие подчиняться. У нас есть ещё сын, который при таком же воспитании совершенно другой. Договориться с ним проще. И так было с самого раннего возраста. У обоих.
Про шею и пупов... Моя сестра была отличницей до 9-ого класса. Совершенно беспроблемной. Радовала маму и папу хорошими оценками. Нам в пример ставили её упорство. Сейчас ей 26, не работает. Мама заболела онко в её 16 - бросила учёбу в школе. Никуда не пошла вообще. даже в ПТУ не пошла, я уж молчу про высшее с 9-ю классами. Пока были живы родители - сидела на их шее. Потом плавно переехала к сестре "на время" и уже 4 года живёт на их с мужем шее. Работать не хочет. Замуж не хочет. Тусит целыми днями.
Самую активную: проверяли уроки, пытались вложить мне в голову алгебру, геометрию, физику. Они были в курсе, что я не дура и проблема была в том, что мне всё слишком легко давалось с начальной школе - я и расслабилась, потом упустила что-то в учёбе, не стала вникать (я ж гениальна!) и покатилась вниз. Мне удавалось балансировать исключительно за счёт изворотливости ума и общей эрудированности. Но настал момент, когда я поняла, что на одних гуманитарных дисциплинах выехать не получится и тогда я САМА села заниматься.
У меня старшая дочка тоже несознательная. Нужные уроки проверяла до 11 класса. Как только давала свободу появлялись тройки в дневнике. При том, что память очень хорошая, казалась бы учиться и учиться.
Простите, а как он любит физику и химию, если у него проблема с математикой из-за конфликта с учительницей???? Или его любовь к физике и химии выражается в том, что он знает обозначения некоторых элементов и формулу серной кислоты, а также может обобщенно рассказать про атомы и гравитацию?
Так это не физика и химия, это эрудированность... :)
Не уверена, что у Вашего сына - то, что называют экстремальной одаренностью. :) Скорее всего, мальчик много читал детских энциклопедий и умел вовремя применить полученную информацию. Вы его хвалили, учителя его хвалили. Да перехвалили слегка. А в 5 классе неожиданно хвалить его перестали. Вот и пошел отказ, наложенный на препубертат: если не знаю, то и не хочу знать, и не буду.
Откровенно скажу (без обид, ладно?) Чтобы мотивировать ребенка на учебу, надо быть умнее его. Эрудированнее, логичнее, убедительнее. Чтобы дать понять, что в этой жизни он знает далеко не все, и что школа ему еще может многое дать. Показать, что языкознание - интереснейшая область науки. Как ненавистные разборы и правила могут помочь в изучении истории. Показать, что без знания глупой арифметики не будет знания высшей математики, а без знания математики химия и физика недоступны. Для убедительности надо все это хотя бы по верхам знать. Учитесь, автор. :) И своим рвением заразите ребенка.
Кумпа, а по-моему не противоречат любовь в к физике и проблема по математике, мне кажется на уровне школы вообще не противоречат, ну разве что 11 класс, может быть. В физике самое главное понимать, какие явления происходят и какие математические модели их описывают. А сами математические действия в школьной физике элементарные, как правило.
Совершенно не согласна про ничего увлекательного.
И с остальным не согласна тоже:)
Задачи по физике, в седьмом классе, к примеру- там главное понять, какими математическими законами это описывается, а сами вычисления там третьекласснику доступны.
Вопрос в том, любовь ли это к физике... :)
Есть разница между биологом и натуралистом. Первый изучает жизнь на земле с точки зрения жесткой науки, другой наблюдает. Есть разница между физикой как наукой и естествознанием, к которому можно отнести и поверхностные популярные знания о некоторых процессах и закономерностях существования окружающего пространства.
Физика требует знания математики, так как математика - язык описания физических процессов. И без знания этого языка школьный курс физики - это предел, далее - естествознание, не более. Поэтому я скептически отношусь к заявлениям "ребенок увлекается физикой и химией". :)
Ну я не знаю, какую конкретно физику имел в виду наш герой, и что Вы имеете виду под физикой (может быть, вузовскую программу), но я не помню в школьном курсе физики сложных математических выкладок, это же я и по сыну вижу, у которого физика только началась. Точнее, один раз (в моем девятом классе) в школе для решения задачи по физике требовалось составить и решить квадратное уравнение, это была задача повышенной сложности, и её никто в классе не решил, в тч и отличники по математике, для которых квадратные уравнения был пройденный этап уж года два как. Математика, включённая в школьный курс физики, сильно проще самой по себе математики,и учиться на пять по физике, при этом имея 3 по алгебре - совершенно реально и не удивительно нисколько.
"Точнее, один раз (в моем девятом классе) в школе для решения задачи по физике требовалось составить и решить квадратное уравнение, это была задача повышенной сложности, и её никто в классе не решил, в тч и отличники по математике, для которых квадратные уравнения был пройденный этап уж года два как. " Об этом я и говорила. Не зная и не понимая математики, невозможно знать и понимать физику. Возможно только решать задачки, подставляя нужные формулы в нужные места. Такое и я могла. Но я никогда не понимала физику по-настоящему. Я знакома близко с учеными-физиками, не выдающимися, просто рабочими лошадками науки. Мне до них - как до Китая.
Квадратное уравнение в девятом классе умел решать даже троечник. Это в седьмом проходили. Мы. Моя подруга утверждала, что они проходили в шестом. Фишка в том, что надо было процессы свести к составлению его. Чего никто не смог. Исчерпывающего знания математики для физики - во-первых, не нужно, а во-вторых недостаточно:)
Вы мне про Фому, а я Вам про Ерему.
Знать алгоритм решения квадратных уравнений и понимать смысл квадратных уравнений - это "две большие разницы". :) Я знала людей, которые знали физику и математику как язык описания процессов на таком уровне в 9 классе, что они составляли эти уравнения. И вот для меня это - люди, которые любили физику и математику. :) Потому что они действительно ЛЮБИЛИ эти цифры, эти уравнения, они их чувствовали, что ли? Не знаю, как выразиться точнее.
Вот поэтому я не понимаю утверждения "люблю физику, но не люблю математику". :) Предпочту сказать "ребенок увлекается естествознанием". Но это мои тараканы, я, наверное, слишком придирчива в выборе выражений. Зануда я.
Нет, я хорошо Вас понимаю. То, что это возможно в пределах школьной программы, любить физику, имея проблемы с математикой, я Вам обосновала выше. Но Вы требуете от пятиклассника (у которого ещё даже физики нет в программе) вкладывать в понятие "физика" нечто на уровне академии наук, а не на уровне школьного предмета.
Не может быть до лампады. :) Значит, видит и видит Ваши действия. Привлекайте его к процессу изучения, постепенно вовлечется.
Я помню, как я в 15 лет увлеклась анализом художественного текста. У меня никогда не было проблем с обучением, я была академически способной, трудолюбивой, школьную программу усваивала легко.Но в 9 классе, когда я писала сочинение, ко мне подошла мама. Она задала один вопрос, другой, третий, мы заспорили, достали книгу, начали вырывать ее друг у друга, ища куски текста, стали спорить о художественных средствах выражения... Это было... неописуемое чувство. Несколько лет после этого я всерьез занималась литературоведением - читала дополнительную литературу, критику, пыталась изучать тексты на более высоком уровне, чем школьный. Участвовала в конференциях ученических, даже занимала места на своем уровне. При этом моя мама была учителем физики и астрономии, а не литературы. Ее просто искренне заинтересовал вопрос, ее искренний интерес заразил меня.
Кстати, физику я так и не полюбила. Не поняла. А вот математику как язык я восприняла всей душой. Это уже заслуга моего учителя математики, которая нашла отдельный подход и заинтересовала если не логикой, то КРАСОТОЙ вычислений. Я до сих пор математические вычисления оцениваю с точки зрения КРАСОТЫ, а не логики. :) Гуманитарий я... :)
Так не все мамы - учителя))))
С этого и надо было начинать.
мой мальчик согласится с любым моим доводом и аргументом, лишь бы не выяснять ничего, а быстренько закончить с познавательным процессом и начать процесс релакса
Ох, как бы мне хотелось, чтобы с моими детьми все было легко. Мой сын тоже лентяй. И умом не обижен. Но все время приходится пинать, уговаривать, убеждать.
Знаете, предел родительского терпения - моя знакомая. Она со старшим сыном ЕГЭ вместе сдавала и сессии на первом курсе ВУЗа. Что случилось с парнем за лето между первым и вторым курсом - никто не знает, даже она. Но на второй курс пришел другой человек. Сейчас он получил диплом бакалавра, пошел в магистратуру, параллельно работает в школе, параллельно участвует в международных каких-то раскопках, изучает иностранные языки. И все это сам. Что для нее является до сих пор, спустя 4 года, источником невыносимого удивления. :)
Вот прямо статейка жизненная попалась..
Один момент - ответа на главный вопрос в ней нет.
"Ленивый" и "ничего не хотящий" подросток — откуда он берется?
Есть немало вещей, которые родители при воспитании собственных детей делают неправильно, но одна из самых губительных из них — хвалить не за то. Не за старание, а за способности. Именно из детей, которых хвалят "не за то" и вырастают потом "ленивые" и "ничего не хотящие" подростки.
За что хвалить?
Этой истории уже более 50 лет. В 1960-х годах в Стэндфордском университете изучали детскую мотивацию и настойчивость и пришли к выводу, что в целом дети делятся на две группы: убежденные в том, что они успешны из-за врожденных талантов и способностей, и убежденные в том, что они всего достигают своим трудом и могут достичь большего, если поработают.
В сознании детей первого типа созрела убежденность в том, что им по плечу только то, что им по плечу и есть потолок выше которого они не прыгнут, как бы ни старались. Если они видят кого-то, кто может больше, то начинают считать себя неудачниками и даже не пытаются оспорить чужое лидерство. Со временем они начинают избегать любых трудностей из опасения быть высмеянными.
Дети второго типа твердо знают, что чем больше они учатся, тем большего добиваются. Они в курсе, что даже самые способные люди много и упорно работают, но при этом нет ничего, чего они не смогли бы выучить или решить. Терпение и труд все перетрут — их девиз, а чем сложнее задача, тем большее удовольствием она им доставляет.
Все зависит от родителей
Дальнейшие эксперименты показали, что дети не рождаются ни с одним из убеждений, все они приобретенные благодаря родителям. Именно от реакции родителей зависит, что начинает думать ребенок — если его хвалят в стиле "ты у меня такая умница, все можешь!", то ребенок склоняется к первому типу мышления. Если похвалу он получает за вполне конкретные достижения, полученные упорным трудом — ребенок начинает видеть прямую связь между усилиями, результатом и реакцией самых авторитетных для него людей.
Эти выводы были подтверждены экспериментально, причем как в краткосрочных экспериментах, когда "соревновались" группы детей с разными установками, так и в долгосрочных, когда исследователи буквально годами наблюдали за ростом одних и те же детей. Результаты однозначно говорили, что дети, которых хвалили за усилия и конкретную работу, которая к чему-то приводила (а не за факт их "исключительности" и "талантливости"), обладали более гибким мышлением и не страшились сложных задач.
Есть ли шанс все изменить?
Очевидно, что к моменту превращения ребенка в подростка все подходят с разным багажом. И "захваленные за гениальность" дети нередко к этому возрасту превращаются в апатичных и "ничего не хотящих". Они уверены в том, что есть некий потолок, который им все равно "не пробить". Что одни рождены отличниками, а они — нет. Что кому-то дано больше, а все остальные "могут откусить". И что раз у них "ничего не выходит", то можно даже и не пытаться — ясно же, что в жизни им не повезло и она, в принципе, кончена.
Однако американские исследователи еще 50 лет доказали, что даже если у ребенка уже сформировалось такое убеждение, ход вещей можно переломить. Мозг человека — гибок и быстро учится. В эксперименте на школьниках старших классов и студентов ученые доказали: если им внушить, что мозг можно тренировать так же, как мышцы, они меняют отношение к учебе и жизни, демонстрируют удивительную способность к трансформации. И из "нехачух" превращаются в весьма целеустремленных и не боящихся трудностей молодых людей.
Кстати, это же касается и взрослых. Меняться никому не рано и никогда не поздно.
Такому ребенку, наверно, надо всеми силами создавать условия для того, чтобы успехи в любимых науках вынуждали так или иначе подтягивать нелюбимые.
Пусть "не вылезает" из олимпиад и школьных научных конференций.
Как правило, такие дети ничего выдающегося на олимпиадах не показывают. Потому что хватать по верхам интереснее и не требует усилий, чем долбить неинтересные формулы и запоминать решение задач. Максимум могут победить пару раз в началке, и то просто потому, что не боятся авторитетов и не растеряются среди незнакомых учителей и странных вопросов.
А, да. Из не-победы в олимпиаде они выносят только один вывод "Учителя-идиоты, ничего не понимают, вопросы скучные и дурацкие и вообще - победитель - сын физички".