Не хочет учиться
Есть мальчик-подросток, у которого оценки в школе съехали категорически... Мотивации к учебе никакие не действуют - ни обещания золотых гор, ни угрозы, ничего. Математичку он бесит именно своим нежеланием учиться, поэтому она шпарит ему двойку за двойкой. По математике наняли ему репетитора. Она говорит, что знания у него недвоечные, это точно. Голова светлая, но ленивая... Занимается он у нее месяц, оценки не улучшились. Только что репетитор написала, что ему нужен больше не репетитор, а нянька, чтобы контролировать его учебу. У меня на это времени нет.
Но учиться он категорически не настроен.
Поэтому у меня назрело два вопроса:
1. как можно найти мотивацию для учебы? Может, была у кого-то похожая проблема, как выкрутились?
2. нужен ли вообще репетитор при таком раскладе? Если у нее, под жестким контролем и зорким оком, он учится, а в школе опять балду пинает? Или пусть хоть у нее учится работать? Учитель на контакт не идет.
Пту? Рабочая специальность? Сам потом побежит учиться или не побежит и остановится на достигнутом. Потеря нескольких лет? Ну и что. Сейчас ведь тоже идет потеря лет, пустое прозябание.
Честно - в мотивации я в данном случае не верю. Он просто не знает, не понимает, не умеет. Работать надо над этим. Хотите проверить - на спор дайте ему контрольную решить)
Давали решить контрольную на время, для проверки знаний. Решил.
А здесь спор зачем? Вечно учиться в школе на спор ведь не будет...
А....пардон... Но тогда да только ПТУ..Была бы у вашего ребенка другая мама, готовая уделять ему внимание - ситуация была бы иной..Не повезло человеку)
А что должна сделать желающая уделить внимание мама? У подруги при очень внимательной и любящей матери-домохозяйке перестал учиться в средней школе брат. Вот не интересно, и не хочу. На моих глазах было перепробовано сотня мотиваций и действий. Ноль. Средняя дочь и младший брат учились отлично, семья научная, родители со степенями...
Научите, что должна была сделать мать, ну вот по пунктам прям. И мне на будущее пригодится, я не ехидна, я время уделяю и очень внимательна к сыну.
С моим сыном (11 лет) проверка домашних работ приводит к тому, что ребенок съезжает в учебе. Назло он это делает или еще по какому психологическому затыку - я не знаю. При этом полностью проверенная домашка может быть переписана с двумя-тремя ошибками в чистовик и за нее тоже тройка. И классная по этой же теме накалякана с кучей ошибок, при этом тема разбиралась дома. Как проверять?
При этом ребенок мотивирован на учебу, сам поступил в хорошую гимназию и в целом учится неплохо...
Проверяйте чистовик. Переписал с ошибками в чистовик, идет переписывать в чистовик еще раз. Шесть раз с ошибками переписывает, идет переписывать седьмой. Классную "накалякал с кучей ошибок", делаем работу над ошибками и переписываем/доделываем классную работу. Плохо усвоил то, что давали в классе, мама объяснит дома, даст урок в рабочей тетради, диктант, пару упражнений из другого учебника, видеоурок, контрольную из сборника. Любой ребенок быстро понимает, что с такой мамой проще сразу делать все нормально.
Вы что? Это ж напрягаться, время тратить, растить слюнтяя несамостоятельного. Проще тут поныть про волшебные заклинания, которые существуют, но никто не знает где.
Посмеялись, молодец. Я не зря написала, что ребенок в целом учится неплохо. Для меня неплохо - это твердые 4, но я признаю возможность провалов и не делаю трагедии из троек-двоек, если ребенок готов с этим вопросом работать. Но гимназия сильная и провал порой весьма критичен, допустим, не понял тему по русскому - на сегодня уже три текущих тройки в тетради и 3/2 за контрольную. По мне так серьезная ситуация и надо ее исправлять. Ищу способы воздействия, чтобы провалов не было. И никак у меня тотальная проверка не работает, хоть ты тресни!
Так вот. Вы пробовали метод переписывания чистовика? Во-первых, учитель за такое рисует вопросы и ставит "см" вместо оценки. Я его понимаю. Ладно, можно уподобиться мамамальчиков в топе ниже (я внимательно читаю, да) и пойти договариваться. Но не это главное. Во-вторых - на третьем-четвертом переписывании ребенок ляпает ошибки уже от офигения от однотипного переписывания, попробуйте сами без ошибок написать пять-шесть предложений несколько раз подряд, увидите эти случайные ошибки-описки. Его моральное состояние при этом становится на уровне ниже плинтуса "Я - идиот, я даже переписать нормально не могу" и на следующий день я могу не ждать ничего хорошего даже от предметов, по которым он материал знает от зубов, будут идиотские ошибки в заданиях, где их в принципе быть не может. Я - само собой враг (а мы помним основную рекомендацию - растим ребенка не для оценок, а для хороших отношений и любви, да?) Проверять свою писанину не умеет совсем, как научить - не знаю. У меня просто щелкнуло в каком-то возрасте, до этого тоже сдавала "что есть", отлично помню этот период. Училась, кстати, всегда на отлично, но могла с этим "что есть" получить текущие четверки-тройки. Научить проверять меня тоже не могли, я просто злилась и текст при собственном прочтении сливался, я не видела даже откровенные ляпы. При этом в книге чуть не с первого класса могла легко увидеть опечатку.
Это не игра в "да, но", это реальный поиск способа решения проблемы. В моем случае переписывание до посинения не работает. Становится плохо, очень плохо. И в отношении учебы, и в отношении атмосферы в семье. Время я трачу именно на старшего. Почти целый день.
У меня ребенок не хочет учиться с 1-го класса, от слова "совсем". Так же как у Вашего ошибки глупые из-за невнимательности иногда, а иногда из-за расхлябанности и нежелания учиться. И это надо разграничить, что у него именно с концентрацией внимания? Вы были у психолога-нейропсихолога именно на предмет состояния Высших психических функций ( память, внимание, мышление и пр.?). Если у него проблемы со вниманием, то надо с этим работать. Своему в помощь даже таблеточку периодически даю, йод постоянно, а временами ноотропил. Когда у него периоды именно "по фиг как, но сделал", а не переутомление и реальные проблемы, то переписывание очень даже помогает. Обычно на второй раз уже переписывает правильно, диктует себе чуть ли не по буквам-цифрам. "Не видит ляпы" проблема опять же похоже с концентрацией внимание и с этим надо работать!!! И без Вас и Вашей помощи на данном этапе он не справится!!!!
Ваш не хочет совсем. А мой хочет и учится сам во многом. Что не мешает ему в прошлой четверти иметь средний балл по английскому чуть выше двойки и вообще не париться по этому поводу. "У всех двойки были!" Через истерики и вой исправляет, но пока я давлю с английским - хватает пару по биологии. Отвязываюсь - выгребает худо-бедно сам, четверки-тройки, но сам делает, интересуется, какие-то дополнительные доклады и т.д. Четвертные в целом неплохие. В прошлой школе при том же объеме усилий был почти отличником, одна-две четверки в четверти выходили, но контингент и необходимость все же учить ребенка прикладыванию усилий вынудили перейти в более сильную школу.
Выходит с каникул с прекрасным настроем и тут же проваливает русский - не понял одну тему, тройки в тетради его вообще не смутили (никакой связи между ними и контрольной не видит), в итоге диктант на двойку. Весело четверть началась, ничего не скажешь. Сегодня вот заставляла переписывать русский (дала два дополнительных задания по непонятой теме, сам попросил даже) до хотя бы читаемого варианта. Три раза переписал, опоздал на обожаемую тренировку, угадайте, кто у нас виноват и в каком настроении ребенок? Придет - посажу дальше переписывать, интересно, перепишет или нет. Самое смешное, что тему знает, но калякает как будто назло, с тупыми ошибками. Тема стала понятна сразу после того, как прочитал учебник один раз. Утверждает, что без ошибок написать не может, при указании на идиотскую ошибку заявляет "ну подумаешь, я же знаю, что там "о"... На вопрос "как ты думаешь, это аккуратно написано" молчит. Или отвечает "аккуратно!" Заставляю переписывать - сатрап и рабовладелец...
Неврологии точно нет, нейропсихологов в пределах досягаемости тоже нет. Ленью это назвать нельзя, за уроки садится сам, на тренировки ходит, в целом парень-то хороший и жалко его так доводить. А как не доводить? Вот сказали, что я его мало контролирую и надо заставить по десять раз переписывать. Попробую, может, теперь он старше и поймет что-то? Но пока ощущения понимания нет от слова вообще - обижен, я - плохая, он со всей душой - хотел, чтобы я ему помогла, а я вместо этого издеваюсь над несчастным ребенком... Но ведь невыносимо до такого состояния отношения доводить на ровном месте? Где у него кнопка?
Еще раз постарайтесь меня услышать, читаю и больше убеждаюсь, что возможно у ребенка проблемы с вниманием, а скорее с его концентрацией. Плюс особенность нервной системы может быть такая, что быстро истощается. Сходите к психологу, который посмотрит его именно на предмет сформированности высших психических функций, как они у него развиты. Если найдет проблемы с вниманием, то будете с этим работать (можно и дома, зная методики). А истощаемость нервной системы, ее можно поддержать лекарствами - ноотропами, очень хорошо помогает деткам, у которых проблемы с памятью, вниманием. Ну и варианта два (родители часто себя тешат тем, что из дети могут больше и они одарены, что в 80% не является правдой): вариант первый - школа не сильная, а попроще (ну если не тянет ребенок - не надо насиловать), вариант второй - "забить" на те предметы, которые по-вашему мнению ему не пригодятся. Очень мало людей могут все предметы осваивать на достойном уровне. Я закончила в свое время физмат класс сильный, так вот многие ребята одаренные в математике по русскому и литературе еле тянули на 3. Ну не всем дано все и сразу! А еще посмотрите гормональный фон (гормоны щитовидной железы) они тоже часто влияют на учебу.
У психологов к нему претензий нет совершенно. С последним общались год перед школой очень тесно, вердикт - ребенок очень сильный, готов к гимазическим нагрузкам, никаких проблем с концентрацией внимания и т.д. Менее тесное общение со школьными психологами - тоже без проблем. Тестирование в гимназию прошел, работы написал самостоятельно, без протекции. Шли в гимназию по причине полной демотивированности "обычного" класса в началке, вот с этим я хлебнула полной ложкой, когда с несделанной домашкой и вообще полным нулем по программе ребенок учится на пятерки - его вообще невозможно ни на что мотивировать.
Щитовидка здоровая, гормоны сдавал два года назад по поводу нарушения ритма.
Не знаю, что у вас за окружение, но среди моих знакомых освоить школьную программу на уровне 4-5 ни у кого проблем не было. 2-3 - это было реальное забивание на учебу в интересах компашек дворовых и т.д. Училась в совершенно средней школе, уровень программы у сына ничуть не сложнее, если судить по основным предметам. Кое-где даже послабее, нам домашки больше задавали, в пятом классе уже рисовали контурные карты по истории и географии (они максимум контрольные пишут) плюс больше требовалось самостоятельно изучать. Английский только более сложный, но у сына отличный репетитор со второго класса. И в самой школе сын проводит больше времени, но тут тоже - куча физры, дополнительные кружки-занятия (психолог, кино по литературе смотрят, дополнительные кружковые занятия физикой, труд и т.д, особо нагрузочного ничего нет и без оценок).
Окружение у меня? В моем классе все поступили сами в МГУ (мехмат, физмат), МАИ и другие технические ВУЗы. Двое "троечников" по русскому являются начальниками отделов в корпорации Боинг (ну дураки, что взять). И физмат классы начинались в наше время с 8-го класса и если ваш уже в 5-6 плывет, то, простите, к 7-8 вообще "развалиться", если Вы не определите причину. По вашим сейчас же словам, у вас все в порядке и хромает мотивация. Я вижу другую картину, пока. Надо было в началке следить за домашкой ребенка и если программа давалась слишком легко, давать дополнительные задания. Если у ребенка реально "светлая" голова без проблем ВПФ, как Вы тут обозначаете, то ему обычно хватает для понимания материала школьных уроков, он их "легко и непринужденно" усваивает и учится на 4 и 5.
Я лично забивала на ДЗ часто ради компашек дворовых, но с учетом реально высокого интеллекта и одаренности закончила физмат с одними 4 и 5, причем 5 было больше (если что в 9-10 классе мы проходили программу первых курсов вузов). При этом у нас были гении математики (один стоял у истоков практического применения светодиодов в Швейцарской компании впоследствии), которые класса с 8-го по русскому имели не больше 3.
Естественно, дополнительные задания давались и программа дотягивалась до гимназической одним дополнительным уроком у учителя в неделю, в четвертом классе - двумя. Учитель была в восторге от его способности усваивать информацию, они за час проходили две-три сложных темы. Грузить дома не получалось, как объяснить необходимость что-то решать дополнительно, если он и так учится на пятерки и один из лучших учеников? Как заставить делать разборы, если в школе они не нужны или нужны на примитивном уровне? Опять же - я не настаивала особо, потому что боялась отбить интерес к учебе, который был и пока еще есть.
Да, он не гений и я от него этого не жду, но программу сильной школы он усвоить способен совершенно точно. Патологии неврологической у него точно-точно нет. И искать ее на пустом месте не вижу смысла. Равно как и давать препараты "чтобы стал умным" без показаний. Про психолога подумаю. Хотя все равно подход-то к нему мне надо искать самой. Пока обращения к психологам мне ничего полезного не принесли, но я - хорошая мать и к психологу надо, значит, водила. Собственно, с чего и начался разговор - переписывание по десять раз не всегда работает. С сыном не работает, со мной в его возрасте тоже бы не работало...
Просто вы очень путаетесь. Изначально ищите мотивацию, а затем пишите, что интерес к учебе есть. И не говорю я о неврологических проблемах. Согласитесь у всех разный уровень интеллекта? Согласны? Так что такое интеллект? Это уровень развития и взаимодействия высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Если одна развита недостаточно (или ее компонент) могут возникнуть проблемы с обучаемостью и усвоением материала. Прочитав все Ваши посты, лично у меня, сложилось впечатление, что проблемы у него есть именно с вниманием (с его концентрацией). Психологи разные бывают, многие заканчивают психологические факультеты в Заборостроительных институтах и не обладают достаточным "багажом" знаний и умений. Я не предлагаю ходить к психологу и решать проблемы там межличностных отношений, я предлагаю найти человека, который проведет тесты на память, внимание, мышление, восприятие и даст четкое заключение Вам типа: мышление - выше среднего уровень, память долговременная - такая-то и т. д. И если увидит психолог, что есть пробелы по какому-то пункту он даст рекомендации, как ее тренировать, что приведет к улучшению результов в школе. А по поводу лекарств, вы думаете прием йода (который в России рекомендуется для приема круглогодично и всем слоям населения) сильно навредит ребенку? А ноотропы - это по сути синтетические аминокислоты. Они улучшают работу нервной системы, препятствуют старению нервных клеток и прочего (почитайте в инете). И показания к их применению даже просто большие нагрузки. Сама пила всегда во время сессий. Переписывание у Вас не работает, скорее все, не потому, что у него нет мотивации, а внимания не хватает, за это же говорит и тот факт, что не видит собственных ошибок. Когда у моего ошибки связаны с отсутствием мотивации именно, то он переписывает без ошибок с первого раза. И еще я своему ребенку давала и даю дополнительные задания даже при условии, что он учится на 4 и 5 (больше на 5). Я вперед учителя вижу его недочеты и проблемы и работаю над этим. Ну вот хотите обижайтесь и игнорируйте, но по вашим постам я больше вижу проблемы не с мотивацией, а с усвоением. И никто не говорит, что он не способен усвоить, ему мешает что-то это делать легко и непринужденно. Так что то,, что он "забивает" уже вторично. Но вы - мать и вам решать кого слушать, кому верить и что делать!
Нет, я не путаюсь. Исходно я говорю о том, что у средне-мотивированного ребенка тупое "заставить переписывать до тех пор, пока не перепишет" - это не просто бессмысленно, а приведет к полной демотивации и при этом не будет иметь никакого эффекта. Кроме вымотанных нервов у обоих.
Прием ноотропов "в сессию" резко осуждается всеми квалифицированными неврологами. Это не витаминки, впрочем, и они тоже без показаний давно уже не рекомендуются к приему.
Проблем с усвоением я как раз не вижу. Совсем. Кроме позволительных для ребенка этого возраста "иногда считает ворон на уроке". Я вижу проблему в систематическом умении воспроизвести полученные знания. Поэтому и требую упражнений, а не пересказывания правил, мне нужен автоматизм выдачи информации. Без ошибок или с позволительными на мой взгляд "глупыми" ошибками. Попытка добиться от моего сына "только отлично" обречена на провал, это было понятно еще в его полтора года. Кто, как не мать, знает характер ребенка. Сегодняшний день с попыткой следовать совету "надо заставить переписать" тому подтверждение. Просто нет ничего проще, чем навязать ощущение "мать-ехидна" на ту тему, которая в настоящее время беспокоит.
И да, началка и пятый класс все же небо и земля. Возраст это, смена типа учебы, адаптация к новым условиям - но реакции ребенка сильно отличаются от привычных. И не работает почти ничего, что прекрасно работало еще полгода назад. С моим хватало просьбы "подтяни оценки по математике"...
Так я не считаю, что вы "мать-ехидна". Мне кажется, что Вы как раз "недостаточная ехидна". Опять же воспроизвести полученные знания...А не это ли есть проблемы с пониманием и усвоением, текст заучил, а понять не понял? Просто если нет, то что по вашему проблемы с усвоением? За это интеллект отвечает опять-таки. Если вы видите это так, то тогда мышление бы посмотреть. У моего ребенка сейчас тоже новая школа, абсолютно новая программа, новый класс. Уже приходят преподаватели из средней школы (сегодня диктант провела учитель, которая будет у них в 5-м классе). Сейчас у них по программе много того, что в Школе России проходят только в 5-м классе (по математике). Удивило, что не "поплыл" в новой школе. Хотя знаю, что в первом полугодии 5-го класса оценки будут хуже у него, но до 2-3 вряд ли скатится. Математика, как писала это вообще "5% теории и остальное практика". Переписывать надо заставлять тогда, когда ребенок именно "филонит", а если он старается реально, а не получается - это другая песня. На данный момент, складывается впечатление, что он старается, а не всегда получается. Мой, например, ежедневно до меня доносит мысль, что учиться ему не надо и он не хочет. И тут реально проблемы с мотивацией, жесткие. При этом применять правила он умеет лучше меня (я иногда дольше сижу и туплю, когда проверяю). Я со своим конкретно смотрю пробелы и заполняю их дополнительными заданиями (тварь неприятная) :)))
Одно могу сказать - надеюсь, что у вас так и будет. Но - не загадывайте. Это мальчики (спорим, сейчас в разделе висит как минимум три темы про мальчиков 10-12 лет и учебу с материнскими стенаниями)? Класс сына набирался из детей со всего города. Брали только сдавших экзамен и только отличников-хорошистов с единичными четверками. Из слабого класса по моим данным только мой. Скатившихся пацанов половина, тройки и единичные двойки имеют все. Еще раз - большинство детей из сильных классов гимназического уровня и все прекрасно учились в началке. Учат их объективно хорошо и не слишком грузят, хотя и не дают халявить. При этом степень ехидства родителей самая разная, от довольно развитого до полностью отсутствующего.
Как может быть проблема - да очень легко. Все понял, все знаю, но не дочитаю задание, не увижу циферку с требованием разбора, откажусь отвечать, если не уверен в знаниях (при том, что дома та же тема от зубов и пересказ полностью готов), просто "ой, а тут вот так надо, я ошибся"... Вижу начало этой проблемы из детства, когда я, начитавшись умных книжек, хвалила любые кривобокие поделки и страшненькие рисунки. Не, я не говорю, что не надо хвалить, но самооценку ребенка это сильно раскачивает. Поэтому он то гений великий и ему море по колено (и фиг с ним, с заданием!), то у него все плохо и ужасно (и тогда ошибки будут налеплены по причине общей трагедии ситуации). Возможно, где-то и я это провоцирую, черта характера мне близкая и понятная... Только вот повторением и психологами это никак не лечится. Ну или я не знаю, где искать нормальных психологов. А возможно, я вообще не понимаю, в чем проблема. Потому что нету кнопки пока.
Не увижу цифру, не дочитаю - опять на внимание скатываемся... У меня изначально абсолютно другое восприятие своего ребенка, считаю, что он "туповат" и на нем природа отдохнуть решила, а еще он и учится не хочет. Поэтому для меня каждое его достижение - приятный сюрприз. Да он не занимает призовые места во всероссийских олимпиадах, но стабильно находится в 20-ке. По району иногда и 1-3 места. Я списываю все на то, что пока началка и скоро начнет съезжать. Но при этом не допускаю пробелов в его знаниях, если вижу, что что-то отработано хуже, то даю дополнительно. Но это только по математике, в основном. Русский у него сам по себе идет (только проверяю именно не упустил ли цифры, по которым надо сделать разбор слова-предложения). Вот у нас четко проблема есть с вниманием (концентрацией), а я никак не начну эту проблему решать. Русский средний балл 4,4-4,6 обычно. Пишет, например, нижей (вместо нижней) - пропускает буквы, весоло (замена буквы), рука бежит вперед головы. Исправляет ошибки, но когда их 3-4 в тексте, то это уже ни разу не пять. Про психолога десятый раз, у вас есть четкое заключение по его уровню интеллекта и уровню развития ВПФ? Это реально может помочь понять проблему, что происходит с ребенком. Мне очень помогает факт, что я знаю о проблеме со вниманием давно. Я его недостаток долгое время компенсирую памятью и мышлением.
У моего до семи-восьми лет стопроцентно не было никаких проблем ни с вниманием, ни с уровнем интеллекта, объясните, откуда они возьмутся в пятом классе внезапно? Тогда надо это заключение брать каждую неделю, "а вдруг появилось". Кроме того, на моем опыте заключение одного психолога (типа-очень-хорошего) с разницей в неделю - принципиально разные. В один день сын почти клинический идиот (на картинку с охотником и собакой сказал, что это охота на волков, не назвал детеныша жирафа жирафенком (!!) и что-то еще такое же ужасное сделал), через неделю у того же психолога почти гений ("зачем вы пришли, ребенок выше среднего, прекрасные знания и навыки"). Потом, на волне этого страха, когда ребенок, не имеющий никаких проблем ни в саду, ни на хороших развивалках, внезапно объявляется идиотом, я еще год водила сына на индивидуальные занятия к психологу. Никаких проблем не было совершенно, возраст сына был с шести с половиной до семи с половиной лет. Замен букв практически не было, у ребенка врожденная грамотность. Двойки по английскому я объяснила где-то, по русскому вот не понял разбор сложных предложений и, что для меня удивительно, для него снижение текущей оценки - не критерий проблемы, двойка в журнале совершенно внезапна...
Так может у вашего ребенка и нет мотивации потому, что вы на него постоянно давите с занятиями, с участием в олимпиадах (помню, как демотивирует и дает ощущение неудачи непризовое место)? Я этого в началке очень боялась, мне лучше пусть ребенок получит текущую тройку или двойку, а потом сам ее исправит, но будет хотеть учиться, он не за средний балл учится (в смысле - средний балл должен позволять оставаться на нужном уровне образования, этого достаточно). Результат был очень хороший. К сожалению, давлением в пятом классе я это наработанное желание могу уничтожить, и не давить, когда ситуация становится критической (для меня это двойки в журнал, пусть даже трижды несправедливые и некое состояние "да я все равно не смогу", внезапно выплывшее в 11 лет) - у меня не получается. Понимаю, что нужно искать другой путь, но где он? Мальчик растет, а я не расту с ним, кризис.
Так вас средний балл беспокоит или знания в целом и понимание каждой конкретной темы в частности? Если есть знания и умения, средний балл не может быть чуть выше двойки. Могут быть случайные двойки за забытую дома тетрадь, за невыполненную домашку, за поведение на уроке, но ребенок, знающий английский, будет в классе писать работы на четверки-пятерки, и в итоге средний балл будет между 3 и 4, то есть нормальный.
Знания и умения можно и нужно ДАВАТЬ. Вы же видите тройки в тетради? Видите, почему тройки, какие ошибки ребенок делает. Можно сесть и объяснить. Сделать вместе работу над ошибками. И пусть дальше сам выгребает. Знание и понимание темы есть, выгребет. Видите тройку за диктант, сядьте рядом и разберите ошибки, напишите этот же диктант снова, напишите еще один. ДАВАЙТЕ знания и ПОМОГАЙТЕ ребенку. Тройки стали постоянными, напишите учителю, узнайте, с чем именно возникла проблема, над какой темой поработать, возьмите конкретные задания для отработки. Спокойно и вежливо.
На обожаемую тренировку не опаздывать. (Вы же понимаете, сколько можно уделить времени русскому, чтобы не опоздать на тренировку.)
НЕрвы друг другу не портить. Какой ответ вы ожидали услышать на вопрос: как ты думаешь, это аккуратно написано?" Вы предлагаете ему либо соврать, либо вслух признаться в том, что он сделал работу плохо. Достаточно опять же спокойного: вот это слово/предложение аккуратно, эта буква вообще каллиграфически, у меня так не получится, остальное нечитаемо. Перепиши, а я пока сделаю тебе чай с шоколадками/поглажу шнурки. НЕ ДОВОДИТЕ ребенка. Хотя бы попробуйте.
Может легко. Контрольная на 4, глаголы на 2, 2, двойка за невыполненную домашку (не записал). Что-то там еще троечное было. Знать-то он знает, это подтверждает хороший репетитор, специализирующийся на этой гимназии. А в классе "не понял задание", "не так записал", "вообще не могу запомнить эти дурацкие глаголы"... Я не против, что за это снижают оценку, но итоговую-то все же надо выше тройки иметь. Да и даже не в тройке дело, прорвались через этот затык с воплями и истериками (ну не знаю я, как без них, не могу найти способ) - ребенок счастлив, 4-5 носит, гордится, что его хвалит учитель. Сам же говорит "хорошо, что ты мне помогла", а как мы эти глаголы учили - я вспоминать боюсь, столько было слез и нервов.
Сажусь, объясняю. Ребенок реагирует негативно. "Я все и так знаю". Знаешь - отлично же. Предлагаю простое дополнительное упражнение по теме, где плывет (смотрю, что в тетради полно ошибок по ней, хотя в теории вроде и правда знает, нет навыка писать на автомате). Калякает. Прошу сделать нормально, а я пока (чай, шнурки, с младшим, чтобы ему не мешать)... Рыдает, истерит, "зачем ты меня заставляешь, я и так все знаю!". Обхясняю, зачем и для чего, говорю о моторной памяти, о необходимости понимать ,что пишешь, ля-ля-ля. Вот по рекомендации выше, решив, что я ехидна и не заставляю - сегодня весь день потратила на это идиотское упражнение. Второй раз переписал, сделав ошибки там, где их не было (перед этим разобрали все ошибки в первом исполнении упражнения, похвалила, сказала, что в целом все довольно неплохо, но вот здесь и здесь неправильно, ошибки исправил сам, попросила переписать аккуратно). Попросила найти ошибки самому. Обижен, "у меня никаких ошибок нет, я все правильно написал". Опять обговорили, нашли ошибки, отметили. Обижен, на нервах, "ты мне не помогаешь". Как надо помогать - не может объяснить, надо сделать так, чтобы у него были хорошие отметки, а не заставлять делать упражнение, если я правильно поняла его мысль. В принципе - логичная идея, но как ее реализовать? Все эти разговоры-истерики заняли почти два часа (чем не достаточно времени, чтобы успеть на тренировку, если надо сделать небольшое упражнение на отработку знакомого навыка?), поехали на тренировку. Приехал, попросила все же сделать аккуратно. Написал ужасно совершенно, хуже двух первых разов. Время 11, ребенок рыдает, чудесно день прошел. Я уже десять раз пожалела, что вообще в это дело ввязалась. Отправила спать, толку-то от этих переписываний?
Вы думаете, я специально сижу и довожу его? Я уже не знаю, с какого бока зайти, чтобы он не злился и не рыдал, я понимаю - подросток, тяжело, эмоции. Но ведь надо как-то решить проблему с непонятой темой сразу, пока она не обросла со всех сторон?
Ваш ребенок и в 3-4 классе так писал, или в прошлом году он писал классные и домашние работы без ошибок, переписывал без ошибок, не делал новых ошибок при переносе упражнения с черновика на чистовик, а в этом вдруг начал? Пока и у меня складывается впечатление, что вы и учитель позволили ему в началке выезжать на способностях и элементарно не приучили работать.
Эх... Еще во втором-третьем классе с моим это "переписывай еще раз" прокатывало. Но сейчас это уже поза "руки в боки" - не буду переписывать. Кары небесные в виде лишений всех удовольствий, обещания страшных наказаний, уже реализованные наказания и плохие оценки за четверть не пугают. "Ну и пусть, не буду!" Не силой же воздействовать на мальчишку.
Припугнули тем, что запретим ходить на любимые кружки. Вроде бы собрался с духом. Но надолго ли хватит? :(
Остается только давать дополнительные задания, искать тренажеры...
Идея с работой над ошибками хороша.
Да, да... Это все в теории звучит отлично.
А на практике (например у меня) сын отказывается все это делать. Аргумент - мне это в школе не задавали.
Я мама работающая, дома в 20,00. При таком графике, все эти дополнительные объяснения и проработки уходят на выходные.
И вот ребенка не напрягает совсем, что он по ЦЕЛОМУ дню доделывает то, что пропустил на неделе. У него на выхи никаких планов нет)))
Так что не факт, что "с такой мамой проще сразу делать все нормально."
А я в таком режиме третий год уже вымоталась...
Причем , он прекрасно может все делать сам. Но.... как только нет контроля, то он вообще НИЧЕГО не делает...
Возможно, так он добирает моего внимания, но я чувствую, что скоро сдуюсь. И, если у него не сформируется внутренняя мотивация, то скатится.
Знаю, что многие ее не одобряют, но есть ли возможность материально мотивировать? И как Вы думаете сможет ли это помочь конкретно Вашему ребенку?
Не ну это понятно- приставляем отдельную няню к ребёнку, которая его дрючит с уроками, и все будет супер. Или мама занимается только уроками, причём только одного ребёнка, остальное, видимо- задача домработницы и домочадцев.
" двумя-тремя ошибками в чистовик и" и "ребенок мотивирован на учебу, сам поступил в хорошую гимназию и в целом учится неплохо".......... все...... себя почитайте внимательно! вы уже сами написали!!!!!!!!!!!
1. Зачем в 11 лет черновик? Мы с 1 класса не пишем в черновике! Купите уже ребенку ручку пишет-стирает!!!!!!! и ОТСТАНЬТЕ ОТ РЕБЕНКА!!!!!!!
2. чЕМ МОТИВИРОВАН НА УЧЕБУ? рЕБЕНОК ИЛИ ВЫ?
3. Сам поступил? Это что значит? Без Вас пошел и захотел? Вы к этому не имели вообще никакого отношения?
4. Если он в целом учится неплохо - может Вы просто слишком давите на ребенка и опять в этом возрасте уже пора его оставить в покое и самому принимать решения: что ему нужно?!
4.
Не узнаю друга Васю: не Вы ли еще совсем недавно писали, что и знать не знаете, как Ваши дети делают дз-все сами: сами из школы с первого класса, сами на секции, сами с уроками... не Вы ли посмеивались над мамами, которые сидели с детьми с 1 класса и дальше? А сейчас-сюрпрайз! Раздаете советы совсем об обратном. Селяви)
Я очень долго все контролировала. Но устала биться об глухую стену... Все эти оценки и готовые задания нужны только мне. Он не понимает, зачем ему надо учиться и не слышит взрослых. Я плясала над ним чуть ли не с бубнами, чтобы уроки были хоть как-то сделаны. Пусть коряво и как курица лапой, но сделаны верно.
Но в 7 классе я сдалась. Не могу больше. Ему эта учеба никуда не уперлась.
вклинюсь. Ну вот я - мама, готовая уделять внимание, даже внимание в квадрате. Также имеется папа, готовый уделять внимание. И уделяем. Наш подросток от этого учиться не захотел! Врет, рвет страницы, прячет дневник, выполняет домашку наполовину. А до ПТУ еще доучиться надо! Хотя бы 9 классов... И вот что хошь, то и делай.
Омг, спасибо вам за этот ответ... А то я уже на себе крест поставила, что это я такая единственная мамашка, которая сына своего довела до двоек. . я же тоже стараюсь, а все как об стену (((
Ответственные матери, будьте друзьями, киньте ссылками на дополнительные задания по курсу математики 5 класс.
Хотя бы авторов для поиска. Чувствую, надо мальчика потренировать.
УМК ФГОС Школа России.
Спасибо заранее.
Мы еще в 4-м классе, программу Школы России для 5-го не видела, у нас будет Петерсон. Буду брать в 5-м для дополнительных занятий какие-нибудь учебники по системе Эльконина-Давыдова. Постарше буду брать материал для тренировки из Сканави (остался еще с моего физмата).
Ох, у нас из Эльконина Давыдова даже не хочется брать. Проблема, что где-то у ребенка явный пробел в знаниях, потому что лепит глупые ошибки и слишком много времени на вычисления тратит. Выявить не удается (пытаюсь уже полгода), берем тренировками. :(
Попробуйте пролистать 4 класс Гейдмана (рабочие тетради), проблемы с вычислениями могут быть, если плохо закреплена база началки. Гейдман дает очень хорошую базу для этого. Сама с первого класса даю ребенку Гейдмана постоянно (тот же принцип, что и школа России, но программа более усложненная). Все "прорабатывается" долго и нудно, но эффект есть. У нас была 21 век, еще в первом классе поняла, что с ней будут пробелы. Сейчас школу поменяли - Петерсон. На Гейдмана у нас и Петерсон учебник легко лег, весь третий класс за месяц прошли, сейчас в 4-м легко дается (я аж удивлена сама). И задачи в Гейдмане интересные есть.
Да не за что. У Вас Виленкова учебник или нет? Просто сейчас пролистала Виленкова, по Петерсону много тем проходят дети уже в 3-4 классе, так вот на Гейдмана они легко легли. Вот такие примеры они уже с 3-го класса решают. Можно, наверное, попробовать и Петерсон для тренинга.
Да, Виленкин. Надо взять Гейдмана и просто прорешивать.
У ребенка проблема с пониманием абстрактных математических принципов каких-то. Ну и невнимательность прет, шопипец. :(
У моего тоже большие проблемы со вниманием, но мама никак не займется процессом корректировки. Но наше невнимание в этом году сосредоточилось на русском, рука пишет быстрее, чем мозг успевает отследить - пропуски букв по итогу и даже если сам при проверке находит ошибки в диктанте, оценка всё равно снижается. А математика (как говорила моя училка) - "это 5% теории и 95% практики". Когда элементарные темы отработаны до автоматизма - это способствует наложению более сложного материала. Гейдман хорош в том плане, что а) есть логические задание, которые именно развивают мышление хорошо; б) нудно и упорно в разных формах отрабатываются простейшие элементы (дети легко по итогу могут считать в пределах 1000 в уме и прочее, прочее).
У нас очень похожая картина была в прошлом году (программа Петерсон), но именно с дз: вычисления - чуть ли не 2 часа на то, что можно сделать за 15 мин, сами принципы решения через три раза на четвертый - с потолка, а не то, что разбирали в классе (благо в классе всё было записано, как надо), иногда по три раза после проверок отправляла делать то, что требуется. Не представляю, куда мог бы скатиться без контроля. И это у нас при сильном учителе и хорошем контакте учителя с учеником. Т.е. никаких явных пробелов так и не обнаружилось, а регулярные торможения - во всей красе.
Можете пинать, Петерсон тоже не дает базы хорошей в плане отработки простейших действий. Там только вскользь проходит счет через десяток и прочее. По итогу у детей многих плохо отработаны элементарные вычисления в уме в пределах 100-1000, а они уже миллиардами оперировать пытаются. Как можно умножать сотни тысяч, если они в пределах 100 и 1000 плохо ориентируются? У нас сейчас Петерсон и сильный учитель, который вместе с ней составлял сборники для самостоятельных работ. Мой ребенок (не его заслуга, а моя, что дополнительно всегда Гейдмана долбила и Узорову-Нефедову) один из лучших в классе. А задачи у Петерсон вообще песня, у Гейдмана и в 21 веке, что она дает в 4-м во втором решались.
Я не жалуюсь, а делюсь наблюдениями за собственным ребенком. Вычисления он отрабатывал в началке на "отличнике" и других поводов, кроме как загадочное торможение над дз, подозревать его в неотработанных вычислениях нет. Программы как таковые меня вообще мало волнуют, я считаю это вотчиной школы и учителя
У моего загадочное торможение на ДЗ четко связано с плохой концентрацией внимания, причем чем ближе к ночи, тем утомляемость выше и к концам четвертей трындец. Когда наступают эти периоды, то ДЗ в моем присутствии. Так быстрее. А на программах началки я сейчас "помешана", так как планирую переориентацию на "учителя начальных классов" :)))))
У моей "совы", наоборот, вечерами завидная работоспособность:-). Пока в началке объем дз был небольшим, мы спокойно оставляли всё на вечер. А в 5-м классе объем несколько увеличился, а впечатление было такое, что не "несколько", а в разы.
Ну так с программами Вам и карты в руки:-)
Контролирую, а куда деваться. Но проблема в том, что это сейчас ему так хреново так дается, а дальше будет сложнее.
Если он не поймет сейчас, то не поймет и потом. Непонимание математики потащит за собой проблемы не только с алгеброй и геометрией, но и с физикой и химией. Вот и пытаюсь понять, где и что пропустил.
Нет. С учителем тоже полный контакт.
Я пока списываю это на адаптацию к 5 классу. Сын, вообще, в силу имеющихся АЧ плохо адаптируется к новой обстановке, первый месяц, вообще, в прострации ходил.
Думаю, к весне мы оживем. Главное - сейчас не упустить того, что надо.
Мне кажется, в такой ситуации можно взять несколько уроков у учителя математики 5-6 классов. Вы 1000 примеров и задач вместе перерешаете, чтобы попытаться уловить и наверстать упущенное, а опытный педагог найдет и устранит пробел за 2-3 занятия.
У нас настал реальный ужас в шестом классе. Первых пять лет не было зафиксировано проблем с мышлением и усвоением материала, лепил только ошибки, вызванные дефицитом внимания и на четвёрку в целом тянул. В шестом вдруг началось непонимание материала. Причём стойкое. Заметили почти сразу, с первой неусвоенной темы- это были положительные и отрицательные числа. То есть примеры типа -4+5, -2-4 , -2-(-4) у него вдруг вызвали стойкий затык, способы решения каждого вида путались между собой. После учителя точно раза три объясняли, решали тучу типовых примеров, а он через два дня опять все путал. Потом ровно эта же история повторилась с дробями, пропорциями, процентами, ну и добили нас уравнения с иксами по обе стороны от равно и приведениям подобных. Все темы - по три раза объясняемых дома, и все - максимум на неделю, а потом опять не помнит, как решать:(
В общем, летом мы ещё раз все это прошли, и вроде как улеглось. Сейчас началась алгебра с геометрией, держу руку на пульсе. Пока ужаса нет, объясняли пока максимум один раз после учителя. Вроде понимает.
С физикой все отлично, пока пятёрка. Она пока подразумевает очень простую математику, главное, чтоб мышление было.
Мне кажется, что это опять же не с мышлением скорее всего проблема, а с плохо закрепленным ранее материалом и вниманием. Я своему про отрицательные и положительные числа еще в первом классе рассказала, когда уравнения пошли. Через них решила идти. Дроби также проходятся в началке и если закреплены хорошо, то не возникает проблем с их усвоением (мы сейчас в четвертом проходим правильные-неправильные-смешанные их сложение, вычитание и т. д.), значит внимания им было мало уделено учителем. Проценты тоже первый раз во втором классе проскакивать начали (сейчас в4-м более углубленно изучают). С уравнениями та же песня. Это я к чему? Ну не совсем в детях дело, а в учителях началки, которые не доводят знания до того, чтобы они "от зубов отлетали" и не дают хорошей базы. И, к сожалению, не все родители вовремя это видят.
Скажите, а какой опыт позволяет вам судить о "Дроби также проходятся в началке и если закреплены хорошо, то не возникает проблем с их усвоением" в шестом классе?
Думаете, мы не проходили дробей, процентов и уравнений в началке? И вы единственные, кто успешно усвоил это в 2-4 классах? :)
Так если Вы успешно усвоили в началке все темы, то откуда проблемы в 6-м классе именно с этими темами? Во втором понимала, а в 6-м перестала? Странно... Опыт какой? Воспитатель ГПД в началке, достаточный опыт, где я видела КАК дети усваивают материал на этапе 1-4 классов (не один ребенок, а целый класс)?
То есть вы на основании своего опыта работы в гпд считаете, что если нет проблем с математикой на уровне второго-четвёртого класса, их гарантированно не будет в шестом?
Ну и для полной уверенности достаточно рассказать ребёнку во втором классе про отрицательные числа. Что они такие есть, что они означают. И с алгеброй проблем потом не будет)
Попробую объяснить свою мысль на пальцах. Я на основании своего опыта скажу, что если ребенок не научился складывать 1+3, то Вы реально думаете, что он сможет сложить 453 и 34956??? Учеба идет от простого к сложному, согласны? Если простое не усвоилось, то со сложным будут проблемы, согласны? Те же дроби и иже с ними рассматриваются с началки и также идет процесс от простого к сложному. Так мысль основная - проблем с алгеброй будет меньше, если усвоен хорошо предыдущий материал и можете удивляться, но пробелы в началке ведут к проблемам в старших классах. И вторая мысль: не всегда плохое усвоение материала вина детей, бывает это вина учителей. Не научится ребенок складывать трехзначные числа, если не научить складывать однозначные.
Формальная логика нам навязывает, что несмотря на то, что проблемы с простым обязательно выльются в проблемы со сложным, обратное в общем случае не верно. То есть проблемы со сложным вовсе не обязательно есть следствие проблем с простым. :-7
Согласна, но они также имеют место быть и гораздо чаще, чем нам хотелось бы думать :))) Не всегда наши дети "тупенькие", хотя о своем ребенке я долго была именно такого мнения. И сейчас он пока в целом "не дотягивает", хотя стал и удивлять :))))
У моего была математика по Петерсон, мы проходили, но там по верхам, даётся только понятие. Арифметических действий с дробями по сути нет.
На понятие дробей, их сложение и вычитание в Петерсон дается 16 уроков, по 5-6 заданий в уроке. Это совсем по верхам? По крайней мере, вычитать и складывать дроби с общим знаменателем дети после Петерсона должны уметь (включая смешанные) на щелчок. Также даются уравнения с этими дробями.
Значит есть надежда, что к седьмому будет лучше. Вы меня порадовали:). У дочки сейчас вот точно как Вы описываете. 6-ой класс и вдруг полный затык. Вот эти примеры -х-у -х+у и т.д. Объясняем, решаем и каждый день как первый раз.
У нас в прошлом году в 5м классе тоже был Виленкин.
Плюс к нему учительница брала дидактики Мерзляка http://www.labirint.ru/books/378169/ и Чеснокова http://www.labirint.ru/books/10344/
А еще сборник самостоятельных Ершова, Голобородько http://www.labirint.ru/books/246492/
У нас тоже очень тяжело шло, я весь год над математикой билась.
В этом году вроде стабилизировалось ттт, зато поплыл русский, хотя ребенок и пишет вообще без ошибок.
В общем, покой нам только снится))