Как запускают речь у 3леток? Крик души
Ребенку ровно 3 года, не говорит. Выделили нам в коррекционном центре логопеда. Логопед пытается залезть ложкой в рот, ребенок орет. Просто артикуляционную гимнастику делать не хочет, петь ляля под пианино тоже не хочет. Хлопать в ладоши и топать ногами в ритм не хочет. Идти на занятие после таких пыток тоже не хочет(
Позвонили частному логопеду, она не берет 3-4 леток принципиально. Занимается только звуками.
Что за фигня, вообще?(
Каким образом работают логопеды с неговорящими детьми 2-3 лет?
П.С.
Невролог сказал "Ищите, вам нужны занятия и вам нужен не советский логопед"

Ребенок домашний. В сад ходить отказывается. Ребенок в плане речи уже больше года не развивается вообще никак.
Невролог подключен, но ничего грубого-патологичного на обследованиях не нашли.
Слова односложные. Пора заниматься ребенком точно.

Зачем вам невролог если ребенку практически негде и не с кем говорить. Вы его и без слов понимаете, зачем ему говорить дома? Ситуаций когда ему именно нужно говорить у него практически нет, и ребенок уже просто боится таких ситуаций.
Вам срочно надо социализировать ребенка, а не таскать его по неврологам и логопедам.
Да нет, проблема есть. Он и с незнакомыми общается жестами и эмоциональными эками-аками. Но в социум пора, вы правы. Пора в люди выползать.

Выползать в люди понятие растяжимое - сдать его в садик - ???? Мои в сад не ходили но говорят с 1,5 лет. Если вы с ним не молчите , то если он все еще не заговорил есть физиологические причины : аутизм, слух, неврология ....
У нас кружков нет, в ГКП ходить отказался, насильно водить не стала. Это было в 2 с половиной. Сейчас он явно осмелел, на контакт с детьми идет. И конечно, отсутствие "людей" не является причиной отсутствия речи. Родственников полно и все под боком. Но уже явно можно ходить да хотя бы на развивалки...

1. Установление контакта и вовлечение в совместную деятельность (игру)
2. Работа над ритмами;
3. Работа над звуками раннего онтогенеза. По звукоподражанию с тем же вовлечением в игру.
4. Работа над слоговой структурой слова, ее наращивание (от простого к сложному);
5. Работа над фразой;
Это один из вариантов. Есть еще тех. средства разные. Кто-то и в рот залезет сразу, кто-то поёт и пляшет . Ищите логопеда по алаликам.
ДОчь заговорила в 3 года и 1 неделю)))До этого ни-ни.Помогла срочная смена обстановки, из большого города в тихую деревню к бабушке на 2 недели.Прогресс был на 2-й день
Если бы сама не увидела, никогда не поверила.(Это был совет оч. опытного психолога)

Да, у меня тоже в отпуске заговорил. Вернее, первое слово сказал:
-"Нет"
Смена обстановки имхо очень помогает.
+1 нам тоже невролог советовал - смена обстановки, новые впечатления и т.п. "Запускает" это все процессы в голове.

вам нужен дефектолог, а не просто логопед. И да, за трехлеток мало кто берется. Ищите по коррекционным центрам. Массаж ротовой полости вы можете делать сами, просто пальцем (либо в перчатке, либо просто хорошо вымытым. в интернете полно роликов.
дома же можно пропевать песенки с отхлопыванием ритма, можно давать слушать разные музыкальные инструменты, а потом пусть закрывает глаза и угадывает что сейчас звучало. для этого не обязательно говорить, можно и пальцем показать. Играйте с игрушками вместе с ним, в диалогами и проигрыванием ситуаций.
Порекомендую дельфинотерапию, мы были в свое время в Одессе, сейчас туда ходу нет, но и в Краснодарском крае есть,и в Крыму. Мне понравилось, что во время дельфинотерапии можно взять занятия и с психологом, и с логопедом-дефектологом, и лфк. за 12 дней дочку хорошо подтянули и плюс отличные впечатления от общения с дельфинами.
Не бойтесь таблеток, назначаемых неврологами (если есть сомнения, проконсультируйтесь еще с одним врачом).
Занятия лучше проводить в центре каком-нибудь (лучше специализирующемся на детях с особенностями развития), там оснащение как правило хорошее, как тольок немного осовоится малыш, лучше перевести в мини-группу у того же дефектолога, будет и общение с детьми.
подготовьте себя, что путь будет длинным и трудным, но ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО,
мы тоже начали работать только в три года, сейчас 5,8 лет, звуки стоят все, а вот со словообразованием, слоговой структурой и перессказыванием дела идут туго. К школе логопед обещает все подправить, но скорее всего потребуются занятия и в начальной школе.

Спасибо за такой развернутый ответ!
У нас под боком был шикарный государственный центр, где психологи-логопеды-неврологи-дефектологи-ЛФК-музыка-бисероплетение-рисования и это еще не все. Составляли индивидуальную программу работы, можно было там с утра до вечера заниматься. Развалили, спасибо родному правительству((((
К неврологу сходили, лекарства купили, ищу занятия и сами занимаемся. Да, путь длинный...

Личный опыт. У моего младшего сына был затяжной лепетный период (с 1 года до 3х лет осталась на лепетном уровне, слов не было, даже называния своего имени не было). До 3х лет были тревогу, но меняотбортовывали как нервную мамаму, потому что рот у ребенка не закрывался, общался на своем, но то, что слов нет - так и ребенку 3х лет нет. В 3 года: моторная алалия, ОНР1, легкая ЗРП (задания не выполнял, но и признаков неадекватности не проявлял, аоэтому легкая), синдром гиперактивности. Сначала была платная группа при логосадике, занятия дополнительные с логопедом, развивающие занятия с дефектологом. Сын вроде реагировал позитивно, но никто и не делал ничего, что бы было ему неприятно. В садик ходил с удовольствием, но по речи толку было мало. К четырем почти годам появились отдельные слова типа мама-папа-гулять-питьи т.п. Далее через сетевой логопедический ресурс был приглашен специалист, занимающийся с такими детьми. Сначала на 3 часа в неделю. И вот тут пошли подвижки. Логопед сразу как-то подстроила занятия под характер и особенности сына, буквально на первом занятии нашла подход и начался прогресс. Сами выполняли старательно ДЗ, хотя не без слез дело шло. Первый год никто никакой ложкой не лазил, главной целью было формирование связной речи и появление предложений. Только в 5 лет началась постановка звуков и активная гимнастика языка (то есть самостоятельно ребенком упражнения выполнялись, без залезания в рот и сторонней помощи), причем по определенной схеме. В 5 лет с ОНР 1 диагноз перешел в ОНР 2/3, в 5, 5 лет - в четкое ОНР 3. Вот тогда уже началась более существенная работа над звуками. Сейчас второй класс. Не без сложностей и не без труда, но учится без троек. Сохранилась проблема с ударениями, падежными окончаниями, согласованием слов в предложении, подмена парных согласных есть тоже. С 6,5 лет пригласили педагога по русскому и литературе, с логопедом работа закончилась, т.к. сын из алалиии и ОНР вышел.
ПыСы: в полгода были мелкие пседвокисты, мы это дело мониторили, при повторном обследовании увидели, что рассасались без медикаментов, сами. Вообще медикаментозного лечения у сына не было. Были у 4х неврологов, все одинаково сказали, что для моего сына это достаточно сложно, т.к. очень подвижная нервная система и итог непредсказуемый. Надо ждать стабильности нервных процессов. Пока ждали, исполнилось 5 лет и необходимости уе не было. справлялся и выходил из алалии естественным путем.
А речь ребенок хорошо понимает?
Я вот заметила, что если речь хорошо понимает, но не говорит, то заговорит обязательно, да, может будут проблемы со звуками но не более. А вот если ребенок речь плохо понимает, то это уже намного хуже :(
У меня дочка плохо понимала речь, ей нужно было все говорить упрощенно, не сложными предложениями, помню в 1 годик у моей подружки дочка уже много чего понимала, могла сказать да или нет, а моя дочка вроде и понимает все, но как-то не так, как-то сложно с ней было...
Запустила речь нам очень хороший логопед в "Логопед плюс" в Свиблово который находится, в 3,5 годика... К сожалению, не могу вспомнить имя логопеда, но она там одна была, которая работала с маленькими детьми и еще она вела логоритмику. Попробуйте позвонить и узнать, кто сейчас ведет логоритмику и запишитесь к этому логопеду на консультацию, вот правда профессионал! У нас дочка была не контактная, сама себе на уме и избалованная, логопед нашла общий язык с ней. И да, наверное, лучше в центре начинать заниматься, у них там куча всяких интересных штучек и еще подарочки дарят после занятий... И на логоритмику походите - это групповые занятия, очень интересные, веселые и речь хорошо развивающие...
Еще одного логопеда там приметила, но опять же знаю только внешне :( она вела подготовку к школе у речевых деток, молодая и оч приятная... Другие логопеды не особо впечатлили - в холле висят телевизоры и я от нечего делать смотрела, кто и как проводит занятия и потом мы еще пытались ходить к др логопеду, ну вообще не то... но это было давно, возможно все поменялось и много новых и хороших специалистов появилось....
Нам скоро 5, речь понимает, но не говорит. На данный момент ходим в центр патологии речи на занятия. Очень довольны, тк стало чуть лучше. Начал повторять слоги, но ему очень трудно и конечно получается не четко. Занимаемся плотно с 3-х лет и наблюдаемся у специалистов. Диагноз моторная алалия. Прошли микрополчризацию и многое другое. Пробую все, т к душа болит за ребёнка и время идёт, а мы все молчим.

Да занимается на Таганке, очень довольна, есть маленький уже поогресс. Записались на МРТ. Через неделю едем в Питер в Прогноз. Вообщем стараюсь делать по максимуму. Время упускать ни как нельзя.

Свинина Наталья, не занимается с малышами.
Она читает материал, по малышам, но с ними уже сама сейчас не занимается.
Часто приезжаю, на семинары к Свининой и тоже интернировалась, смотрит ли она малышей и занимается ли.
Она предлагает других коллег.
Нефиг ребенку в рот ложкой лезть. У него, я так понимаю, проблема не со звуками, а с речью вообще. Хорошо бы сначала понять, он только не говорит или еще и не понимает. Он команды какие-то выполнить может? Типа "дай книжку", "поставь на стол"? А многоступенчатые? Типа "пойди в свою комнату и принеси плюшевого мишку".
А слух проверяли? А аутизма нет?
Дальше в зависимости от сложности проблемы. Может быть даже начать с языка жестов. Главное - поддержать или развить желание общаться. Сейчас почитаю, может станет понятнее, в какой стадии ребенок - мой старший в 2 с половиной владел словарным запасом из двух слов :) Это может быть признаком весьма серьезной проблемы, а может оказаться "особенностью развития", котораы с некоторой помощью со временем без следа уйдет.
Да, звуки он может повторить за мной, но слов практически нет. Уж не говоря про фразы. Понималка работает, команды выполняет, многоступенчатые в том числе.
Аутизма нет, слух в одном ухе незначительно снижен. Но у него была сильная желтуха с поражением ЦНС, педиатр говорил, что могут быть проблемы со слухом, в том числе фонематическим((
Аутизма нет, контактный, веселый, неагрессивный, с фантазией, играет во все, что предложишь.
С жестами все неплохо, жесты плюс эмоциональные меканья - и его все понимают. Проблемы есть, обследования показали, начали пить ноотропы, стал больше интонировать свою деятельность. Выбили в центр дефектолога, занимаемся. А с логопедами не идет процесс никак (два разных)
Записались к остеопату.

Вам нужен несоветский логопед. Да. Я не могу ничего посоветовать, только посочувствовать. Мой сын ходит к логопеду, ему всего 1,11. Ему живенько втерлись в доверие, теперь он радостно топает, хлопает и чирикает. Трое взрослых с лучезарными улыбками, профессорша и двое студентов, прыгали перед ним зайчиками, показывали фокусы и надували пузыри. И хлопали в ладоши от каждого его пука. Бежит чел на занятие быстрей меня.
Ищите кого-то веселого. Молодую девушку, чтоб прыгала козой и пела.
Подумайте про бассеин и про море летом, надолго и далеко. Чтоб было много-много воды, может, даже, круиз какой. И чтоб плавать, плавать, плавать.
Спасибо! Кто-то поднял топик годовой давности)) Прошел год. Остеопат (основное!!), море, бассейн на даче, психолог и логопед. И логосад. Товарищу почти 4, заговорил, слава Богу! Причем заговорил за 2 месяца. То есть в сентябре ни бе, ни ме. А в ноябре уже развернутые предложения типа "Когда я маленький был, я ездил на дачу и ходил в лес".
Аграмматизмов мало, как ни странно. Логопед говорит, что такой быстрый товарищ у нее за 20 лет второй.
Поведение другой вопрос, конечно))

Да, и не слушайте советов типа "логопед Вам ни к чему". Вы теряете драгоценное время для коррекции. Потом эти советчики пропадут , а вы будете долго и упорно еще и очень за дорого в роли догоняющего с мечтой об обычной массовой школе и туманными перспективами. У Вас уже все серьезно. Заключение вам поставили?
Спасибо! Понимая это я и забегала. "А мой до 5 молчал, а потом сразу предложениями" - не наш случай явно(
Да, нам написали заключение. ЗРР и ОНР 1.
мы делали аппаратные обследования - у него выраженное замедление скорости переработки слухо-речевой информации, внимание и когнитивная функция тоже низкая норма(((
Препараты выписали, ну и заниматься ребенком надо со всех сторон.

'Лечение' начинают с постановки диагноза. Диагноз может быть начиная с нарушения слуха и заканчивая аутизмом. Соответсвенно при разном диагнозе разные подходы. И медикаментозный в том числе, а не просто занятия в детском садике.

Слух с одной стороны слегка снижен. Аутизма нет. ЗРР и ОНР-1
Велено работать со всех сторон (массаж, моторика, бассейн, препараты...), и со стороны логопеда в том числе.

Мы прошли обследование, выявили проблемы, на медицинском уровне их решаем.
Но есть еще сторона педагогическая. Конкретно занятия с логопедом. Пока нам не везет. И я не знаю, елки, как определить полезность занятия. Если он массаж и упражнения не дается делать.
Выше написали, что должна пойти игра, звукоподражание и тд
Во вторник должен прийти к нам логопед. ПО телефону только что я ее спросила как будут проходить занятия. Она ответила, что с таким малышом только игра. Будут веселится, бегать, изображать животных и машины. Эмоции и игра. Надеюсь, что-то сдвинется.

А где вы территориально? Много центров сейчас можно подобрать. Мое сугубо личное заниматься лучше на чужой территории.
Был опыт занятий и дома и в центре. Для занятий с мелкими нужно много материала, может быть кто-то может это все привозить к вам, а центрах всегда есть оборудование. Да и чужая территория меняет поведение ребенка. Не знаю как ваш себя ведет, но часто в центре лучше. Конечно, все индивидуально. Часто логопеды и не ходят на дом к маленьким из-за сложности организации занятий.
понятно) Мы пошли изначально в гос центр коррекции, но там сидит бабулька, которая лезет в рот ложкой и пытается дать артикуляционную гимнастку...
Проблемой озадачились недавно, когда стало очевидно, что само не рассосется, еще не очень в теме.
Если есть какие наводки, поделитесь, пожалуйста!

Логопед плюс там есть недалеко, посмотрите. Но я как логопед, посещающий там курсы знаю. Семинары там толковые бывают, думаю, специалисты тоже есть.
Вам нужен дефектолог. И по возможности проверить все!
Моя дочка тоже была не говорящая. Дефектолог с 2.9 лет, два раза дельфинотерапия курсами, нейропсихолог, ноотропы. Заговорила в 4 года, но плохо. И все равно к семи годам, на мой взгляд, она в речи отставала от детей. Сделали МРТ. В итоге киста в речевом отделе мозга.
Это не значит, что у вас что-то серьезное, но проверить нужно. Мы все таки упустили время. Если бы знали про кисту в раннем детстве, можно было бы многое исправить.
Вы автор?
Моя дочь тоже заговорила после 5 лет, ближе к 6 даже. Сейчас ей 8,5, учится в речевой школе, но по обычной школьной программе. Речь еще пока малопонятная для окружающих, но голова работает, а это главное.
Вы слух где проверяли и как? Фонематический тоже проверяли?
Искать надо не столько логопеда, сколько дефектолога-психолога, а лучше олигофренопедагога (именно они владеют тайнами по вызыванию речи). Посмотрите на форуме русмедсервера консультации логопеда (PolinaS ее ник), на форуме алалия.ру много дельных советов от мам алаликов.
Подскажите, а где проверяли? Мне тоже надо, в смысле дочке. И по той же причине - не разговаривает в 3 года.
В москвоском Прогнозе методом вызванных потенциалов. Никогда не думала в эту сторону, слышит шепот ведь. Но легкое снижение с одной стороны все же есть(

Да, тоже никогда в этом направлении не думала. А сурдолог что сказал про легкое снижение слуха? Насколько оно влияет на отсутствие речи?
Если снижен фонематический слух, то ребенок просто может не понимать услышанное. Как если бы Вы вдруг оказались в Японии - вроде бы Вы все слышите, но воспроизвести не можете ;)
Вызванные потенциалы не столько бытовой слух проверяют, сколько скорость услышанного и ответа на него. Т.е., входящий раздражитель - принятие этого сигнала мозгом - выработка ответной реакции. И вот этот путь должен укладываться в определенный временной интервал как в целом (у взрослого 300 миллисекунд), так и на каждом отдельном участке. Если где-то временной интервал дольше, значит там и проблема.

Сейчас дочь в первом классе. Пошла в 7.9. Я в прямом смысле готова была ее оставить еще на год, как советовал невролог, но решила рискнуть. Да и мнение разных специалистов разделились.
У нас на районе две школы - посильней и попроще. Отдала в школу попроще, но только из-за того, что в посильней программа 2100, а в попроще школа России. И учительница мне очень понравилась. Хотя я хорошо знала учителей из другой школы, где как раз закончил 4-ый класс старший сын, и на другую программу с удовольствием бы отправила ее туда.
Конечно, постоянные занятия и ноотропы вытянули ее на "уровень". Она слушает учителя, ей нравится учиться, ответственная. Память плохая, но, как мне кажется, она просто не умеет ей пользоваться. Когда учим стих, и после 10 раза она понимает, что не запоминает, то прям начинается у нее мыслительная деятельность (зависает).. такое чувство, что где-то в мозгу находит нужную дверь, открывает ее и начинает вспоминать слова, которые повторяла.
В разговорной речи частенько делает ошибки в падежах. Поправляю. Читает хорошо, пишет очень хорошо. Но это потому, что она постоянно рисует и лепит. И летом я с ней очень много занималась, так сказать, натаскивала перед школой.
Часто не понимает новое задание по русскому языку. Прочитала, увидела что-то новое и сразу залипла на мысли, что ей не понять, при этом задачи по математике прекрасно решает сама. Под диктовку может наделать кучу ошибок. Что слышит, то и пишет. Я смирилась, но, конечно, работа идет с ней в этом направлении. Какие-то длинные монологи ей сложновато даются. Сложно составить большое распространенное предложение. Она их укорачивает до нескольких простых:)
Еще плюс в нашем случае в том, что в классе всего 23 человека, а в другой школе по 30-32. И учительница, конечно, молодец! Добрая очень, но строгая. Может и поругать. Постоянно в контакте с родителями.
Бывают и слезы, когда что-то долго не понимает или учит стих. Как же без этого:) В общем, жить можно и нужно! Наш дефектолог настроен оптимистично. Главное, что интеллект у нее сохранен на хорошем уровне, мозг работает, анализ присутствует.
Подскажите, а как у вас сейчас дела обстоят?
У нас вот первые слова появились после 4-х и то не понятно. Занимаемся и с логопедом и с дефектологом и дома. Ходим в ЗПР сад. Ездим в Питер на реабилитацию. Но речи как таковой нет, а нам уже 5 скоро будет. МРТ пока не делали, но будем.

Ответила чуть выше.
Обязательно сделайте МРТ. Было бы неплохо сделать трехмерный снимок шейных позвонков, если на УЗДГ есть какие-то небольшие отклонения.
ЗРР - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
Приемы работы используемые для преодоления ЗРР у детей:
1. Логопедический массаж.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Артикуляционная гимнастика.
5. Развитие фонематического восприятия.
6. Накопление и активизация словаря.
7. Формирование лексико-грамматических категорий.
Су-джок в логопедической работе.
Сказка «Ежик на прогулке»
(Упражнения с шариком массажером Су-Джок)
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су-Джок шарик-массажер.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
вы делали ЭЭГ? при эпиактивности су-джок противопоказан!!!! сама на это чуть не попала, хорошо невролог про него упомянула.

В первую очередь накапливать пассивный словарь. И развивать с дефектологом. Не логопед с ложками, а дефектолог. Счет, предметы, цвета, геметричекие формы и на что похожи, ориентировка в пространстве, знание минимальное животных, где как в чем живут, домашние-дикие, последовательности, логика. Сначала пусть показывает пальцами, мелкая моторика работы с предметами, потом заговорит как накопит
поделюсь собственными наблюдениями по развитию речи у детей. в сети написано множество одинаковых клишированных и довольно сомнительных советов.
первый подобный совет - это много разговаривать с ребенком, развивать пассивный словарь, чем больше, тем лучше. я считаю мнение ошибочное. попробуйте заговорить на аглийском, слушая радио. понимание конечно улучшается, но к запуску речи не имеет никакого отношения. более того, на мой взгляд это не только не помогает, а вредит. мозг заполняется совершенно ненужными в данный момент конструкциями. проще всего овладевать просто речью. да, нет дай, на, идем, пить. а совсем не "давай встанем, пойдем на кухню посмотрим, что нам попить". тут работает такой же языковой барьер, как в овладении иностранным языком. от простого надо идти к сложному, а не от сложного к простому.
далее. самая простая форма речи - это звукоподражание. начиная со звуков животных. му, ко-ко, бе, ме, ав-ав, мяу. потом идет масса других звукоподражательных слов, количества которых хватает, чтобы вполне сносно объясняться. би-би, тук-тук, топ-топ, кач-кач, ням-ням, буль-буль, пых-пых и еще на все случаи жизни. есть хорошее приложение на айпэде, называются "звукоподражание". мой неговорящий на тот момент ребенок повторил всё там захода со второго. а там штук тридцать минимум слов. а потом этими словами пользоваться в обиходе. конечно после двух лет уже советуют отказываться от упрощенных слов. но для начала они должны появиться! и потом эти слова как можно чаще повторять в обиходе. "идем гулять. топ-топ, топ-топ." то есть речь упрощать, а не усложнять.
потом традицонный совет по развитию мелкой моторики тоже подвержен критике некоторыми авторами. то есть всем очевидна связь между мелкой пальчиковой моторики и речевого центра, но как именно тут влияет одно на другое - тут существуют варианты. есть примеры детей с очень развитой мелкой моторикой и отсутвием речи, так и с хорошей речью и откровенно слабой моторикой. но при этом массаж пальчиков очень себя хорошо зарекомендовал. это я к чему. вы можете тратить много сил на довольно сложные манипуляции, и они будут бесполезныи ли с минимальным выхлопом, и есть довольно простые штуки, которые легко делать, и которые вам помогут. заинтересовать ребенка и удерживать его внимание на игре со шнуровкой (традиционное занятие на развитие мелкой моторки) может быть очень сложным для вас и скучным для него, а сделать спящему ребенку раз в день массаж пальчиков - очень просто.
самые полезные и простые занятия с ребенком - это те, которые вы проводите сами между делом. чтение книжек, описание ситуаций, катание машинок, и мягкое сподвигание на произнесение звуков, для начала самых простых типа "му". только не через "скажи му", а самой самозабвенно и смешно помычать. побольше артистизма. за каждое такое занятие-игру один звук или слог, не больше. тут главное чтобы ребенок на это решился и ему понравилось. можно гроко кричать "му", можно шептать, можно повторять. и так потихоньку расширять количество произносимого. Для мальчика наверное будет интереснее бибикать, бабахать, а не мычать, но это только пример. главное найти простое для освоения слово (а потом и словосочетание) и интесное для ребенка явление. такая мини-ситуативная игра занимает 2-5 минут.
конечно это советы для здорового ребенка без специальных проблем, требующих отдельной проработки. просто я столько чуши прочитала и услышала про развитие речи, что в общем-то простой алгоритм становится даже не очевиден за этими сложными конструкциями.

Слушайте, как классно вы написали!!
Да, я нащупала похожую жилу, через эмоции, а у нас веселый эмоциональный парень, через смех и звукоподражание. Бибикой и коровой не работали, а кошек изображали вчера первый раз) Вроде пошло.
Приложение нашла, называется "Повторюша", оно)))?

У меня всё,что вы перечислили в рекомендациях ребёнок отлично и давно делает. Играет с игрушками в ролевые игры, изображая то одно, то другое. За зверей и рычит, и мычит, и мяукает. Машинку возит с "би-би", паравоз с "ту-ту". Простые слова в обиходе имеются и используются. Некоторые сложные, но не совсем правильно выговариваются. Есть даже одно словосочетание, но одно, зато с копирующей взрослых интонацией. Ребёнок не умолкает, при встрече рассказывает долго, много и с выражением. Комментирует свои действия, при этом "речь" может и восклицательной быть, и вопросительной. Но, блин, вообще ни на русском языке ни разу. На каком-то своём тарабарском. Тоже скоро 3г, вот занялись обследованиями. Надеюсь поможет. Нет у меня ощущения что само сдвинется. Ребёнок на этом этапе застыл уже месяцев 7-8 как. И видно что комфортно ему, нет даже стимула менять что-то. Ну, во всяком случае я это так вижу.

есть разные этапы развития речи. если ребенок вполне себе сносно болтает, но на неправильном языке. то нужно стимулировать изучение простых слов. сначала односложных: дом, кот, торт, стул, стол, раз, два, парк и так далее. тоже по такому же принципу. в игровой форме выбираете простое слово, похожее уже на те звукосочетания, которые ваш ребенок произносит, и часто и четко повторяете ситуативно на разным манер.
помощником могут быть книжки, только самые простые с минимум текста, но привлекающие внимание ребенка, например с движущимися деталями:
http://www.clever-media.ru/CleverProducts/Books/book_3031/
далее (или параллельно) идет изучение двусложных слов с открытым слогом каша, киса, луна, юла. потом двусложные с закрытым слогом. диван, банан. но принцип такой же. выбираете слово, игру подходящую, и в игре стимулируете произнесение этого слова.
потом (или параллельно) могут идти словосочетания: вот он, где он, вот это, вот так.
а потом короткие рассказики. вот оля. у оли ляля. оля, дай лялю.
опять же речь простая, с частым и чеким повторением одного и того же слова и фразы. где папа? папа - дома. и можно раза два-три повторить малышу в соответвующей ситуации. ну то есть обычный ваш разговор, но периодически простые конструкции в учебных целях фиксировать и повторять. слова подбирать те, которые как вам кажутся ребенку проще будет произнести, которые интересны ему, а не те, которые вам (или еще кому) кажутся более практичными)) работа для родителя вполне творческая)
все возможножные звукоподражания мягко поправлять на слова. но начиная с простых!! не будет толка, если вы ту-ту будете поправлять на паровоз. а вот мяу на "киса" или на "кот" можно и нужно. поправлять естечвенно не в виде исправления, а повтором за ребенком уже правильно, выразительно и четко, можно несколько раз, но не переусердствовать, что бы у ребенка интерес не пропадал.
еще есть такие альбомы по развитию речи:
https://www.babyblog.ru/community/post/kidslibrary/3145965
они не панацея, но в них есть свод наглядных заданий, котрые можно с ребенком использовать. от простых к сложному. некотрые из этих занятий ребенок может игнорировать, а может с интересом отработать. заниматься только по желанию и в игровой форме. то есть открыли альбом, ребенок увидел, заинтересовался, посмотрел, что-то проделал под вашим руководством, не более 2-5 минут. ну может если у вас усидчивый, то дольше. главное, что как только вы почувствовали снижение интереса - сразу закрываете его, и убираете. изучив задания из него вы сможете и без него ситативно играть с ребенком.

вы хорошо написали, но не могу не вставить свой пример. Не знаю связан ли с одним из описанных вами пунктов...
Старшая дочь- шла так, как вы написали- разговаривала, но облегчённо, чтобы не перебрать пассивный запас и речь побыстрее пошла. Мне было сложно, произносила всё облегчённо и простыми словами(аналогами). Заговорила в 1,5 года фразами и чисто, далее потихонечку набирали запас, я усложняла фразы и вводила новые слова. Речь была прекрасная, звуки сами все встали без логопеда рано достаточно, если раскрывала рот и говорила, то приводила людей в шок- как такая малышка может так развёрнуто говорить. Но... понимание быстрого темпа речи наряду со сложными конструкциями всегда вызывало стопор. До конца это не выровнялось даже сейчас, хотя уже конец школы близится. До сих пор ей надо сложное перефразировать во что-то попроще и длинные предложения в предложения поменьше, хотя по отдельности все слова словосочетания понятны.
Сын- плюнула на "от простого к сложному", разговаривала, как обычно разговариваю в быту. Сложно, описательно, с оборотами речи, с кучей инструкций. С пониманием- отлично, считаю. В 2 года могла сказать впервые фразу: иди в большую комнату, залезь в домик и вылези через левое окошко, там за голубым ящиком будут два ведра, жёлтое принеси мне, а в белое сложи формочки и на стол там же в комнате поставь. Через минуту бежит ко мне с нужным ведром, а белое с формочками там, где надо. Но не говорит, зараза :) Сейчас 2,5. Отдельные слова, порой весьма сложные по смыслу, может пробовать несколькими синонимами назвать одно и то же слово: лавочка, скамейка или соединить, скрепить, сцепить (о вагончиках, например). Дочке эти синонимы тяжко давались после моей однообразной речи, за которой я следила. Фраз у сына очень мало, речи как таковой нет, отдельные слова выходят из мозга из моей речи совершенно непредсказуемо, абстрактные понятия, но применяет эти слова верно.
Вот и поди ж ты как правильно?! :(

ваш рассказ подтверждает то, что более простому запуску, старту речи способствует ее упрощение, а не усложнение:-) а далее все сложно.
сейчас на смену понятия "раннее развитие" появилось "бережное развитие интеллекта". важно не только что ты делаешь, как развиваешь, но и когда. важно не начинать раньше, но и не упускать момент. у меня есть пример двухлетней девочки, которой читали сложные книги для ее возраста, изучали алфавит, учили сложные цвета. к двум годам 5 слов она выдает, и главное прогресса никакого нет. буквы знает и сложные цвета. по мне так явно не тем с ней занимались и занимаются. алфавит до появления боле менее внятной вечи я считаю должен быть вообще под запретом. сложные цвета постепенно по мере освоения простых, а признак освоение простых - это когда уже хотя бы слогами ребенок может их назвать. книжки с абстрактными сюжетами - не ранее двух лет. причем даже простейшие сказки про курочку рябу и репку - довольно сложны для восприятия современным ребенком. а уж смысл сказки про курочку рябу не каждый современный взрослый воспроизведет. а с года до двух - больше активных физических занятий, походы по зоопаркам (особенно контактными с мышками, ежиками, птичками, кошечками собачками), лесам, полям, в современных реалиях конечно и по магазинам с торговыми центрами, машинами, автобусами, школами и садами, бассейнами, то есть реальной жизнью. а потом уж алфавиты подключать))))) и столпы отечественной литературы)
короче сложная задача у современного родителя, с этим я тоже соглашусь. как и в любом другом деле надо придерживаться золотой середины, читать соответвующую литературы, но при этом думать своей головой. наблюдать за ребенком и индивидуально подходить к его развитию с учетом и теоретических общих выкладок и его персональных особенностей.

запуску речи- да, но вот, наверное, с упрощением я перестаралась, не хватает ей пассива, потому как когда начала говорить, ей хотелось говорить и пассив набирался тяжело, она старалась использовать знакомые слова. Сейчас уже большая, конечно, и умственно не отсталая, но сложно достаются из мозга слова и выражения , вот знает их, но где-то они далеко спрятаны.
А про золотую середину- в точку. Только вот самое сложное- это отыскать её. эх...

Моя в 3 тоже не говорила, нашла логопеда, ребёнок заговорил, конечно речь не сразу четкая была, но по крайней мере перестала мычать а начала стараться говорить. Сейчас 4.5 , говорит, конечно есть проблемы со звуками, но занимаемся.
По мне так надо найти логопеда который согласится заниматься с 3-х леткой.

К нам приходила замечательная женщина-дефектолог. Боже упаси, никто не лезет ребенку в рот! Она садится на пол и играет с ребенком. Буквально играет, говорит за кукол и всячески развлекает ребенка. Её задача - запустить речь. И делает это через понятную ребенку деятельность - через игру.
Дальше, если что, работа логопеда - поставить звуки

+1
Моим сейчас 3,5 года, речь какая-никакая есть, но очень скудный словарный запас и неразборчивая, со звуками беда. К примеру, им проще сказать би-би, чем машина и т.п. Невролог говорил - подождите до 3 лет, подождали... Логопед-дефектолог приходит к нам на дом 2 раза в неделю. Что делают - разыгрывают сценки с игрушками, "гоняют" слоги, артикуляционную гимнастику делают, упражнения на моторику, и обязательно во время занятия что-то слепят, нарисуют и т.п. Ну и мы занимаемся конечно. Занимаемся с логопедом уже больше 2-х месяцев и пошел потихоньку сдвиг (ттт). У нас проблема в том, что с посторонним человеком дети занимаются лучше, чем со мной, меня хуже слушают). Вот и пришлось искать специалиста, который берет детей младшего возраста (2-3 лет), т.к. обычно они отмахиваются - рано, с 5 лет и т.п. Понятно, что звуки начинают ставить позже, но нам то надо хотя бы речь запустить более-менее.

Скажите, а сад значит только логопедический? В обычный не стоит отдавать? И как в него попадают? Мы в обычный в очереди стоим, планировали идти с сентября. Теперь если лого сад, то там своя очерёдность? Или туда вообще без очереди, а по результатам комиссии?

надо указать этот сад на госуслугах. В марте проходят комиссии, мы уже записались. И хотя сад с 4, нам сказали "приходите". Не знаю, что получится. Логосады разные. Где-то занимаются хорошо и много, а где-то не особо. Вообще вся система дошкольной помощи и образования обвалилась.
Я тут сходила посмотреть логопедический сад, куда мы планируем попасть. Площадки обнять и плакать(((

Знаю только, что если сады одного холдинга, то переходить из обычного сада в лого легче. Вам надо интересоваться в своем холдинге что и как.

Мне кажется, что лучше для начала про Ваш лого-сад узнать. А то я своего старшего дернула из обычного, но хорошего сада в логопедический и потом пожалела. Слишком многого ждала, а по факту оказалось, что в обычном саду лучше было - и по территориальному расположению и по воспитателям.
и я тоже свою дернула из хорошего сада, в итоге ничего не получили в логосаду, перевела недавно обратно в обычный. Там за время нашего отсутствия логогруппа появилась, вот туда мы и попали. Пока нравится.
Хорошо, что у Вас так получилось)) Мы не смогли вернуться, мест уже не было. А вот в школе, в 1 классе была удивлена, что многие детки не ахти как разговаривают, всем предложили бесплатные занятия с логопедом. Правда, толку от них детям не особо - все равно занимаемся с логопедом дома.
Ну то есть я могу отказаться от лого сада? И водить в обычный? Даже если ребёнок не начнёт говорить?

Ну отказаться то Вы сможете ото всего, что сочтете не нужным для ребенка.
Другое дело, почему ребенок не говорит и будет ли ему комфортно в обычном саду. У кого-то ребенок в обычном саду отлично тянется за сверстниками и родители видят прогресс, ребенок начинает говорить и догоняет возрастную норму. Какому-то ребенку становится лучше в лого саду, где хорошие занятия и дети с похожими проблемами, ребенок раскрепощается...
Вы знаете, я просто не знаю как лучше. Сейчас ребёнку 2,10 и не говорит. Но очень общительный, даже слишком. На площадках играет со всеми наравне, дома со старшим ребёнком тоже отлично ладит. Речь какая-никакая есть, но больше тарабарская, хотя есть человеческие слова, я там выше описывала нас. Ролевые игры отлично идут как самостоятельно, так и в компании. То есть объективно, конечно это на мой взгляд, но всё же я стараюсь объективно к своим детям относиться, проблем вот именно с общением нет. То есть в плане комфорта не думаю что будут проблемы, во всяком случае именно с этой стороны. Но с другой стороны одно дело дома и на площадках и кто его знает как будет в саду, это новое и другое место, там иногда и без проблемные дети не очень комфортно себя чувствуют. В плане развития речи вот тоже не знаю, очень сложно самой оценить. С одной стороны вдруг это и правда послужит толчком к ускорению, а с другой стороны у ребёнка ведь есть приличное общение и с нами, и со старшим ребёнком они очень много времени вместе проводят, но речь пока не запустилась, хотя опять же ребёнок не мычит и активно разговаривает, просто не на русском языке. Вот и не знаю как лучше. Мы пошли в центр им.Сухаревой, прошли пока только логопеда, она видимо решила что мы из-за сада в том числе пришли и сказала что конечно ребёнку нужен лого сад. Хотя я почему-то до того момента о нём не думала. И не знаю как лучше.

В Москве знаю как минимум 3 центра, специализирующихся на таких детях и предлагающих реабилитационные курсы - Территория речи, Логомед и платное отделение при детском садике 1708. Обратитесь в любой из этих центров, они точнее проконсультируют.
Я Вас прекрасно понимаю, у самой такая дочь, один в один. Тут, как мне кажется, никогда заранее не скажешь, как будет лучше. Мне то проще в том плане, что я наши сады со старшим проходила. И обычный и лого сад (точнее коррекционный). Потому для себя я решила вести в обычный, к знакомым воспитателям.
А Вам сад уже дали? Мне месяц назад (2,10 было) предложили на выбор 3 сада,но они ооочень далеко. В итоге я отказалась, обещали с 1 сентября дать в ближайшие сады направление. Т.е. ребенку будет 3,5 года, очень надеюсь, что за это время сможет начать говорить.
Нет, не дали пока. Даже нервничать начинаю уже, вроде очерёдность у нас хорошая была. Может самим звонить куда надо? Да и если дадут сейчас, то в растерянности как быть? Сообщать что есть проблемы и возможно нужен будет лого сад? Или идти в те, какие дадут и на месте спрашивать возьмут ли вообще с отсутствием полноценной речи? А так я тоже надеюсь что заговорит к сентябрю. На днях какой-никакой прогресс случился - стала отвечать не просто "да", а например "да, буду". И на некоторые вещи, показывая, говорить "это..." Понятно, что это всё равно далеко до идеала, но хоть что-то продвинулось.

Можно позвонить в единую службу, там по телефону очень быстро ответ дают - я номер заявления просто диктовала. Иногда нет конкретной информации, но ориентируют, когда планируют набор осуществить.
В обычный сад то в любом случае возьмут, даже если речи не будет. Другое дело, что стремно идти к незнакомым воспитателям с не говорящим ребенком - мало ли проблемы в саду будет, а ребенок и рассказать не сможет.
Дали сегодня :) И сад ещё хороший и удобный для нас, если отбросить нужду в логопеде, так вообще идеальнейший вариант получили, о каком можно было только мечтать. И вот муки эти что надо/не надо, как лучше...

Если сад прям хороший, я бы в него пошла)) С дефектологом мы все равно на дому занимались, даже посещая коррекционку.
Узнавайте условия, они постоянно меняются. Ну и от расположения вашего глобуса тоже очень зависит.
Со старшим все просто было. Очередь, дети идут по очереди после трех лет (как повезет, сейчас вроде построже, мой вообще в 4.8 по очереди только попал в сад). В 5 лет комиссия в саду. Набирают две-три группы, сложную на два года обучения, полегче - на год. Дети остаются в своих же группах при тех же воспитателях, но их берет логопед на занятия плюс занятия в группе. Эффект, правда, был даже не нулевой, отрицательный от таких "занятий", но это уже особенность логопеда, который попался сыну. Но исходно сад был комплексный. Других детей переводили по направлению комиссии из других садов, правда, не знаю - надо было им самим записываться на комиссию или она как к нам - приходила сама в садик.

Здравствуйте!
Я здесь тоже как-то заводила темку.
Дочка не говорила до 3-х лет. Потом появились отдельные слога, но реальные сдвиги начались только в 4 года. Сейчас нам 4.5 и работы конечно очень много.
Что положительно влияет: смена обстановки каждый раз давала толчёк в развитии. Даже когда просто приезжали к бабушке. После работы с дефектологом в Минске (как раз дочке 4 года исполнилось, летом). Я не в Москве, в Чебоксарах, и до этой девушки даже не представляла, что можно так работать с детьми. Она просто сотворила чудо и именно после всего пару занятий с ней у ребенка произошел очень сильный скачек. Сейчас, зимой, пропили Когитум, он тоже очень сильный прогресс. Дочка стала рисовать, уверенней держит карандаш. Конечно она очень сильно отстает от сверстников, но главное, есть прогресс.
Но мы очень поздно спохватились, так сложилось, к сожалению. Самое главное, начинать занятия с грамотным дефектологом как можно раньше.
Для моего сына толчком стали чистоговорки. До этого говорил лишь несколько отдельных слов, тоже в 3 года.
Нужно выключить телевизор, компьютер и прочие гаджеты. Сесть рядом с ребенком (при этом он может заниматься своими делами, рисовать, играть в игрушки, строить башню и т.д.) читать, недолго, чтобы это не было утомительно, но каждый день минут 10-15 (смотрите по реакции) четко и внятно. Первые несколько дней, а может неделю просто читаете, а потом начинаете делать паузу перед последним словом, давая возможность ребенку закончить. Там все в рифму, легко запоминается. Например, ой-ой-ой зайке холодно зимой, зу-зу-зу зайку моем мы в тазу, аф-аф-аф мы поставим в угол шкаф. Найдите в интернете, их куча. Если начнет повторять , это уже хороший прорыв. Далее было повторение песенки тра-та-та тра-та-та мы везем с собой кота..У нее начало похожее на чистоговорку, и уже автоматом сын сказал *кота*, т.к. привык заканчивать в рифму фразу , а дальше уже пошло пошло по тексту все подряд.
Плюс пошли в детский сад, но это очень плавно, сначала на час, потом на два и т.д. повезло нам еще с воспитательницей, его можно сказать вообще нИ чего не заставляли делать, хошь играть - играй, хошь сидеть на стуле - сиди. То есть минимум стресса. В общем через месяц ребенок уже болтал вовсю на уровне сверстников.
Спасибо, попробуем. Правда пока ничего такого не получалось у нас. Вот играем с ней в ладушки-ладушки... И она как будто может сказать, но не говорит. То есть прошу её сказать концовку или вот подумала может наоборот с первого слога начать, он вроде как лёгкий же и отдельно она поёт ляляля, но она прямо сразу как будто стесняться начинает, смеётся и рот рукой прикрывает. Так сложно это, со старшей в 2г президента обсуждали, а этой почти 3 и вот так.

А тут фишка в том, чтобы не просить. Вы просто сидите и читаете ненавязчиво и как бы ничего не ждете. Смотрите в свой листок и не показывайте заинтересованности. ребенок если слушает, уже запоминает. А потом и продолжать может начать, а может и нет, ну попытаться стоит.
Когда-то сама выкопала этот совет в интернете, читала уже без особой надежды, столько танцев с бубнами было вокруг его речи.. и когда именно ждали и просили, вообще никак не двигалось
Интересно, а если в машине попробовать поставить диск? Или самой читать? В машине у нас всегда повышенная заинтересованность во внимании на родителя. Скучно же просто так ехать, так мы разговариваем, но конечно больше я, она что-то на своём иногда отвечает, а тут вроде как удачно можно эту технику применить. Попробую, спасибо.

А с паузами тогда ерунда получится, если будете останавливать диск , будет искуственно. Хотя, может у вас и прокатит)), дети все разные С моим бы точно не прошло, никогда не повторял ничего из телека ли диска.
Вот! Моя, кстати, тоже как будто стесняться начинает. Может начать произносить, потом у нее не получится, она расстроиться и перестанет. Иногда в игровой форме пытаюсь от нее что-то добиться, но прям вижу стеснение. И тоже рот рукой закрывает.
У меня иногда ощущение, что у нее как психологический барьер. Хотя не пойму почему - никогда от нее не требовали, не настаивали, не акцентировали внимание на не умении говорить... А говорить то ей уже хочется, но когда не получается, то злится(((
Спасибо за опыт, прикольно)) Я в машине как раз всегда распеваю про кота. Не имея ни слуха, ни голоса. Зато ребенок едет молчит

А, да, в 2 года невролог ставила задержку речевого развития, дефектолог - подозрение на аутизм. . Центры развития тоже в плане речи оказались ни о чем. В общем, забили мы тогда на всех, и просто много занимались дома, развивали мелкую моторику, рисовали, учили цвета, формы, цифры 1-10, животных, клеили наклейки и т.д.
Я конечно не специалист, но на мой взгляд главное это заинтересовать ребенка, увлечь. То что вы описываете имхо ненормально, если от дефектолога один сплошной негатив, зачем это нужно, и о каком прогрессе может идти речь
А в каком возрасте Ваш ребенок все же заговорил?
Мы с 2 лет занимаемся с дефектологом, по неврологам ходим. Очень любит заниматься (дефектолога за полчаса до прихода под дверью ждет, приготовив рабочее место), со мной постоянно занимается. Я уже после часа занятий пытаюсь уползти отдохнуть, а ей все мало)) Мелкая моторика отличная, навыки по рисованию/вырезанию/наклеиванию - хорошие, все хвалят. Но, блин, никакого совершенно прогресса по речи, это расстраивает.
а вы много с ребенком разговариваете? не пробовали перестать с ней общаться, прям до минимума сократить? ну то есть перестать ей рассказывать что либо. "перестать" ее понимать. на один-два-три дня. изменить тактику общения с ней.

Мне кажется, что не много разговариваю, в силу своего характера (в смысле не как радио я). Но вроде общаемся достаточно. Перестать понимать не пробовала. Хотя сейчас уже заметно меньше начинаю удовлетворять ее просьбы по мычанию. Говорю, что не понимаю.
да, я именно это имела ввиду. перестать "понимать" ребенка. даже если он начинает сильно расстраиваться и плакать. мой ребенок заметно начинает ответственнее относиться к донесению информации после этого. ну и перестать проговаривать все и вся вокруг. организовать вакуум информационно-речевой вокруг ребенка, чтобы он сам его начал заполнять. можно это делать как раз на фоне занятий, чтобы внимание на них лучше концентрировалось у ребенка.

Ну в 3 года и месяц уже говорил предложениями. В три ровно нашла эти чистоговорки и стала читать, недели 2 где-то ушло чтоб стал заканчивать фразу, потом песенку повторил, выучили. А дальше стишки читала логопедические, где много повторений и где вопрос-ответ. Типа таких : кто живет под потолком? Гном. У него есть борода? Да. Сначала просто все сама, потом только вопросы, ребенок отвечает.
Нам посоветовали пройти все обследования и обратиться именно к неврологу, работающему с проблемами речи. Потому что внешне, сказали нам, никакой невролог ничего не определит. Ребенок ловкий, вовремя сел-встал-пополз. Отлично катался на разных девайсах, когда остальные дети только первые шаги делали. Рефлексы в норме, контактный, веселый.
Проблемы увидели именно на вызванных потенциалах(
Все-таки не может не быть причины. Мне это становится очевидным, когда я слышу КАК говорят наши сверстники. Да, мелкая моторика, да и крупная очень даже на уровне. А речь это же более высокий уровень

Обучение начинается с игр на угадывание неречевых звуков:
1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.
2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые - медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется).
1) Различение неречевых звуков:
– развитие слухового восприятия, внимания, памяти
– различение высоты, силы и тембра голоса
– восприятие темпа и ритма речи.
2) Различение речевых звуков:
– формирование фонематического восприятия
– различение слов, близких по звучанию
– различение слогов
– различение звуков
– формирование фонематического анализа и синтеза
– формирование фонематических представлений.
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.
Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
– восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий
– дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)
– дифференциация по темпу (быстро – медленно)
– дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
– дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
– дифференциация по тембру
– дифференциация по силе голоса
– дифференциация по интонации
– дифференциация по высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
2. Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
– дифференциация слов, близких по звуковому составу
– дифференциация слогов
– дифференциация фонем.
Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.
Для дифференциации гласных и согласных фонем предлагаем предъявлять различные ряды звуков в определенной последовательности, предложенной А.М. Горчаковой [8], от максимально контрастных, к звукам, близким по акустико-артикуляционным характеристикам (оппозиционным):
1) в ряд не включаются звуки той же фонетической группы, что и заданный звук, парные по звонкости/глухости, одинакового способа образования;
2) в ряд не включаются только звуки той же фонетической группы;
3) используются звуки той же фонетической группы.
Условия предъявления материала постепенно усложняются: восприятие артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами.
Извините, но когда вижу вот это механическое перечисление чего-то там, то просто не хочется читать. лучше бы конкретные примеры почитать, как это все в жизни воплощать.

если Вам все разложат, по полочкам, как заниматься. То тогда зачем логопед и дефектолог? Вы их хлеб забираете, а они этому 5 учатся, а кто то и дольше повышается и новое узнает.

В полной тишине, поиграйте на бубне и попросите ребенка поднимать ручки, когда он, слышит музыку. остановитесь-руки опустить и так несколько раз. Это весёлое упражнение помогает им подключиться к настоящему моменту своими чувствами.
Так же можно предложить им побегать, когда звучит бубен и остановиться и замолчать когда нет.
Ну вот существует коллективное бессознательное!) Только вчера про бубен думала как бы его приспособить. Теперь точно купим, спасибо!

я мама из темы уо
вам надо
1. сменить обстановку, лучше летом (поездка)
2. в это же время ноотропную терапию, если невролог сочтет нужным.(и если у вас есть обследования, хотя бы ЭЭГ )
3. после поездки интенсивные занятия с дефектологом или, если речь пойдет, с логопедом. Но я бы начала с дефектолога.
4. во время поездки заниматься самой, очень хороша серия "умные книжки" изд. "азбука-аттикус" и система Домана - вместе. Больше читать.

О, спасибо! Я иду в именно в этом направлении) Ноотропы пьем третий день. Занятия с дефектологом выбила пару часов назад в нашем детском центре. После месяца абсолютно бестолковых занятий с логопедом(( Книжки посмотрю.
Поездки почему-то в плане речи не дают нам ничего. Хотя ездим и в горы, и на море, те действительность меняем конкретно. В деревню бы его, к козам-курам-тракторам...

можно в отпуск поехать на ферму. есть такие варинаты размещения. агротуризм, экотуризм. довольно интересные с познавательной точки зрения. там много деревенской продукции, молоко, сыры, яйца, мясо, в рестораначиках местных этовсе свежеприготовленное по местным рецептам. этакий гастрономический тур получается.

У нас такой курс был с конца декабря. Правда до поездки ноотропы, потом отпуск, где много общались, потом дефектолог.... Но прогресса не было((
Но про летний отпуск сама мечтаю. Может в нем меня саму "отпустит" и я не буду судорожно ждать каждый день новых звуков в речи у ребенка... А просто расслаблюсь и как пойдет, так пойдет)))
Ноотропы нужно давать весной и осенью, грамотный невролог об этом должен знать. И тут важно совмещать прием и занятия или сильные эмоции, т.к. они - катализатор. Ребенок проглотил бомбу, а фитиль вы не запалили.

Мы 2 месяца пили пантогам, осенью. В это же время занимались с дефектологом. В начале декабря закончили, поехали в отпуск.
Но вот про отпуск думаю, что у детей и взрослых наверное разное восприятие эмоций от отпуска. У ребенка впечатлений от Европы намного меньше, чем от поездки к бабушке в соседний район Москвы, где живут еще собака с кошкой)))
А вообще я первый раз слышу, что ноотропы весной-осенью пьют. Сыну разные прописывали, но никогда не было привязки к времени года.
ох дети разные. моей в 1.8 больше вена понравилась, чем море. при том что вообще любит купаться. но купаться любит полчаса-час, а потом движуху подавай.

))) А мои после возвращения из отпуска, в том числе из Вены, спросили, а когда отпуск то будет... Я говорю, был отпуск уже, только ведь вернулись. Но дети искренне считают, что отпуск - это море, а все остальное так....))
Мои движуху как раз в море устраивают. Часами из воды не вытащишь.
Да я то на все согласна, на море, на глухую деревню, да что угодно, лишь бы заговорила))
А можно тоже в этом топе спрошу, чтобы не заводить новый? Я так поняла, в топе присутствуют логопеды, хотелось бы услышать ваше мнение :-)
Ребенку 2,6 года, говорит фразами с 1,10. И все это время говорит так, словно русский - не совсем родной язык: "моя папа пришла с работы", "дай мне этот ложечка", "я не можу", "я сиду (это вместо сижу)", тот мальчик побежала" и все в таком духе.
Это вариант нормы или повод для волнения? Память причем у нее прекрасная, знает кучу стихов и песен наизусть, не четверостиший, а именно длинных стихов; цитирует целиком сказки типа колобка и теремка. Речь не бедная, предложения длинные и развернутые. Но вот с родами, числами и падежами получается так, как я написала выше.
Старшая дочка сразу говорила грамматически правильно, поэтому я и пребываю в некотором недоумении.
Моей 2.8г. - такая же проблема. Говорит много, развернутые предложения и рассуждения, но "мой папа пришла", "мой лопатка взял мальчик, пусть она отдаст". Разговаривали с логопедом - она сказала, что сейчас беспокоиться не надо, только поправлять и проговаривать правильно.

Топу год :-) У дочки за это время речь пришла в норму, теперь изъясняется грамотно :-) Бывают, конечно, забавные словообразования, но это, я думаю, у всех детей так.
Дети учатся соединять слова в простые фразы в возрасте 1,5-2 лет. Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, следует обсудить данный вопрос с неврологом для исключения каких-либо проблем развития.
у меня двое сложных мальчишек. Старший в 3-4 года говорил совершенно неразборчивой кашей+ вообще был весьма странный товарищ, с логопедом пробовали начать заниматься в 3,5 года - не получилось совсем, с натягом дело пошло в 4,5,но нормально стал заниматься только с 5 лет - и в обще большинство логопедов поэтому и работают с этого возраста, тк раньше - никакого толка. Сейчас старший заканчивает 4 класс - умница и практически отличник))) Младший тоже проблемный - в 3-4 года толком не говорил, с логопедом начали заниматься с 5 лет, сейчас ему 6 - уже неплохо читает по слогам, пишет, в речь осталось поставить 3 звука, но в общем прогноз благоприятный. Если у ребенка нет действительно серьезных неврологических нарушений, то я бы "забила" на всех этих логопедов до 4-5 лет, а просто занималась общеразвивающими упражнениями, которые будут интересны ребенку. Очень многие детки до 4-5 лет говорят плохо, а потом к школе речь и развитие выправляется.

У подруги мальчик 3.4 практически не говорит , сейчас попали к деффектологу, сказала им , что у него язык в тонусе , занимаются , руками расслабляет язык, после 2 занятия появилось папа стой , мама пить и т.п.
осенью они наконец-то поменяли невролога , после курса уколов ребенок начал слова говорить кой какие-пока , торт к примеру.
и логосад, развивалки с осени так же у них. медленно , но мальчик заговорил. в логосад прошли комиссию , встали на очередь.

Вам нужно начать с районной поликлиники и районного логопеда. Наш логопед принимает в ПНД. Если районный говорит, что клиент готов)), проходите диспансеризацию в поликлинике, получаете выписки-справки и записываетесь на городскую комиссию. Проходите комиссию, они вам дают заключение, и с этим заключением в сад.
Нас взяли в 3 с половиной года.

А что значит "не говорит"? Вообще молчит? Мычит? На тарабарском говорит? Словарный запас маленький?

Словарный запас маленький: мама, папа, дай, на, .... максимум 20 -слов.
Звуковка смазанная, пополняется крайне сложно.

Идете в книжный и закупаетесь ворохом книжек типа "тесты для детей 2-3 лет", "дидактический материал по теме транспорт", "карточки для развития речи", "развиваем речь", "развиваем моторику", "рисуем по точечкам", "обводим по клеточкам" , "учим цвета", "различаем формы", "потешки, скороговорки, пословицы" , "веселая логоритмика", сказки в картонных книжках с картинками и т.д. и т.п. и минимум час в день этим всем занимаетесь.

мы сына начали с 4 лет к логопедам водить. Беспокоило несколько невыговариваемых звуков. С первым логопедом - милейшей дамой лет 50 на первом занятии весело поиграл, со второго занятия отвернулся и отказался категорически с ней вступать в контакт. Пришлось отказаться. Записались к другому специалисту. Молодая требовательная женщина, вроде и опыта мало и не церемонилась с детьми, а пошло дело. Год отзанимались. Проблем оказалось гораздо больше, хоть звуки поставили.
Это я к чему - ищите логопеда, который найдёт подход именно к вашему ребенку. А это опытным путем определяется.
