Дочке почти 5 лет. Вопросы.
А ваши дети в свои 5 лет умеют и делают это сами:
1. Постоянно одеваться-раздеваться самостоятельно? У нас все какими-то периодами. То все совершенно сама делает, то, вдруг, "включает быка" и одни капризы: отдеваться не буду, раздеваться не буду. Мама сделает... Ваши капризничают на эту тему?
2. Даёте ли детям самостоятельно чистить зубы? Я своей сама чищу. Вот, думаю, когда начинать приучать самостоятельно это делать?
3. В качестве наказания, чего можете лишить? Мультиков, сладкого, своего внимания? Чего? И за что наказываете?
4. Никак для себя не могу решить, правильным ли будет материальное поощрение за хорошо выполненную ежедневную рутину? Я имею ввиду, например, обещание ежедневно летом покупать мороженое за, например, то же самостоятельное одевание по утрам в сад?
Как у вас? Расскажите! Муж говорит, что я слишком строга и берётся сам одевать ребёнка, когда она утром капризничает и не одевается. Дочка смотрит на меня волченком, потом с чувством превосходства, что ей все же не пришлось самой одеваться. А мне кажется, что 5 лет уже возраст, когда такие "детские" капризы должны пройти. Нет?
Вообще, дочка у нас тяжёлая в плане понимания её психологии. Упёртая, что любого под себя прогнет. Все в жизни подчинено её настроению. Встала она в хорошем настроении и у всех на душе светло. Встала в плохом - всем жизнь испортит, изорется, звезду с неба потребует.

Уменьшайте - для себя - значимость ребёнкиных настроений и капризов :). Ничего хорошего вот эта вот глубокая драматичность - "Дочка смотрит на меня волченком, потом с чувством превосходства" - никому не даст. Ужас какой-то, на самом деле, ребёнку пять лет всего, а вы (!) в ней уже предположили совершенно взрослую, равную вам (!) ненависть. Ну не хочет сама одеваться - не надо, помогите, не надо утяжелять ситуацию и этим "волчонка" подкармливать. Пожурите со смехом - и помогите. А, да, и с мужем договоритесь о политике - хуже нет для ребёнка, когда родители тянут в разные стороны, один запретил - другой разрешил, один заставляет одеваться - другой одевает сам.
По вопросам (нашему 3.5):
1. Редко одевается сам, только в качестве увлекательного спорта, не заставляем, желание поощряем, кричим ура :).
2. Да. Под конец помогаю, правда.
3. Ничего. В качестве наказания ребёнок либо получает разъяснения, либо отправляется к себе в комнату "подумать", ежели разъяснения проигнорированы. Иногда намекаем на возможное лишение прогулки, если дитё не желает одеваться, но это и не наказание, а причина-следствие: кто не оделся - сидит дома.
4. НЕТ. Нет-нет. Подкупом не пользуемся принципиально. Мотивацию к жизни - включая её скучную часть вроде одевания - за мороженое не купишь. Мороженое покупается просто так, внезапно, как радость жизни :). А процесс одевания-уборки-etc не стоит превращать в глубокую драму.
"Ну не хочет сама одеваться - не надо, помогите, не надо утяжелять ситуацию и этим "волчонка" подкармливать."
Помогите - это значит, оденьте сами? А завтра тоже оденьте сами? И послезавтра?... Это ли не подкормка 5 летнего ребёнка с его капризам? А потом тут читаем топики, что дети не в состоянии соблюдать чистоту. Не в состоянии самостоятельно собрать портфель. Много чего не в состоянии сделать самостоятельно. Зачем? Мама рядом - сделает.
Между 3,5 и 5 годами - целая пропасть! Это совершенно разные дети. В 5 лет ребёнок уже осознаёт слово "надо", а не только "хочу". Надо собираться, значит, надо собираться. Маме, естественно, надо. Но ребёнка надо приучать, что он делает не только то, что хочет сам, но и то, что хотят (надо) взрослым.

Вы преувеличиваете значимость раннего приучения. Самое эффективное - приучать ребенка когда он сам мотивирован научиться. Тогда это идет быстро и легко. А вот это "настаивать,чтобы ребенок одевался сам в 5 лет, чтобы потом в школе умел" - фигня. До школы еще два года, одеваться самостоятельно можно научиться за неделю.
Да, слово "надо" существует. Вот только если использовать его постоянно, по поводу и без, то оно теряет свою значимость. Когда все "надо", в итоге становится не надо ничего. Одно дело, если маме действительно надо, чтобы ребенок одевался сам (например, проблемы со здоровьем). А когда это просто, по сути, мамин каприз "хочу, чтобы мой ребенок сам одевался", то чем он лучше каприза ребенка?
А как почти 5-летнему ребенку объяснить, что сегодня у мамы проблемы со здоровьем и она не может ответить на его каприз? У меня не получается. Проблемы со здоровьем действительно были и бывают. И дочке это совершенно по-фигу и в этот момент я не в состоянии физически ее уговаривать и объяснять, что маме плохо. У ребенка все равно "забрало упало" и "одеть все равно должна мама". Как и когда вы до ребенка доносите, что бывают случаи, когда мама не может одеть?

Словами. А как еще?
Но я не расходую свои "не могу" по пустякам. Если не могу, то действительно не могу, хоть убейся.
Понимают все, даже младшенькая, которая вполне способна устроить скандал с истерикой на ровном месте (тоже упрямая до жути, да еще и некоторая истеричность присутствует). Но я приучаю с рождения, что "нет" - это окончательно и обсуждению не подлежит. Из-за этого я очень редко использую это "нет", обычно звучит "посмотрим", "может быть" и т.д., чтобы иметь возможность манёвра. И всегда отказываюсь выполнять просьбы, высказанные ором. Если хочешь попросить, попроси спокойным голосом. Года в 3 младшей у нас были дикие скандалы, ребенок вопил, требуя свое. Я стояла насмерть. Постепенно до ребенка дошло, что скандалы не только не приносят требуемого, но и могут повлечь за собой санкции. Она не сразу научилась справляться с собой, был даже период, когда ребенок начинал истерить, и, уже понимая, что делает самой себе хуже, шел ко мне и говорил: "Мама, успокой меня, чтобы я могла тебя попросить спокойно". Я жалела, успокаивала, но просьбу исполняла только когда она была высказана спокойным тоном. Сейчас ей 6, истерики бывают редко, на несколько порядков реже, чем 3 года назад.
Да. Приучать надо. Но "надо" и "приучать" не равны ору и наказаниям, а также перетягиваниям ребёнка от одного родителя к другому. Остаюсь при своём мнении - родителям надо целенаправленно снижать значимость ребёнкиного непослушания. Всем будет легче. И сам ребёнок, скорее всего, слушаться будет гораздо легче.
Согласна с автором выше: не драматизируйте ситуацию и не преувеличивайте реакций дочери. Именно Вы позволяете сиюминутным капризам ребенка влиять на Ваше настроение. Тяжелый в плане психологии - это ребенок с психическим и неврологическим заболеванием. А у Вас здоровый ребенок. :)
Моим 12 и 2. Напишу, что было у моего сына в 5 лет.
1. В 5 лет он мог раздеться самостоятельно, но не одеться. Исключение в обоих случаях составляли молнии и множественные пуговицы, а в одевании большая проблема была с горловинами кофт и футболок. Я никогда не воспринимала это как каприз. Это именно невозможность это сделать. Поэтому я никогда не морочилась на эту тему. Обычно на слова "Я не буду это делать" я просила надеть докуда сможет, а потом я помогу. Так и получалось. Если упирался, то я не делала из этого скандала. Зачем?
2. Нет. Мнение нашего стоматолога - до 6-7 лет родители должны чистить детям зубы своими руками. У ребенка недостаточная координация рук, чтобы вычистить зубы тщательно. С 6-7 до 9-10 лет рекомендуется помогать ребенку чистить зубы. Можно дать щетку повозить по зубам, но это будет не чистка, а обучение.
3. Мультиков, разрешения играть в компьютерные игры, прогулки. Сладкого не лишали, Рома был равнодушен к сладкому. Своим вниманием не шантажировала и не наказывала.
4. Материальное поощрение мы практиковали за ежедневные занятия в этом возрасте. Сын не посещал сад, поэтому занятия организовывались дома, с няней. Чтобы облегчить няне работу, мы дарили за выполненные ежедневные задания в конце дня какой-нибудь Киндер-сюрприз. :)
Насчет того, когда "должны" пройти детские капризы. :) Автор, все дети - разные. Главными моими целями в этом возрасте были 1) научить ребенка взаимодействовать с миром в приемлемой форме, с учетом его характера и особенностей; 2) при это не травмировать ребенка излишней и преждевременной требовательностью.
Сейчас сыну 12 лет. Не скажу, что он - идеально воспитанный ребенок, это время покажет. Но к 12 годам он сам чистит зубы, сам одевается и раздевается и даже следит за чистотой своей школьной формы и порядком в комнате (это значит, что он периодически устраивает там свинарник, но сам же его разгребает :D), даже умудряется сам собирать рюкзак в школу (хотя до 3 класса я помогала ему собирать портфель) и даже умудряется сам следить за выполнением своего домашнего задания иногда (опять же после 3 класса началось). Так что, как видите, самообслуживание и самоконтроль все-таки развиваются, пусть и в темпе, которые многие считают замедленным. :)
Спасибо. Но я хочу высказаться, не в плане поспорить, я, наоборот, готова прислушаться к чужим мнения...
Вы не воспринимали это как каприз именно потому, что ребенок этого не умел. Моя - УМЕЕТ! И очень хорошо это умеет делать. Это именно каприз. Я не говорю про застегивание пуговиц... нет... хотя, она и их умеет застегивать) Я говорю про элементарное: одеть колготки, водолазку, носки. В принципе, НАЧАТЬ процедуру одевания. Я помогу, естественно! Нот, именно с капризными интонациями сесть на кровати, уставиться в одну точку и нудить: "я не могууууу".

Я бы села на ту же кровать и стала бы в унисон с ребёнком нудить "ну я тоже не могууууууу" :). Под настроение.
Без настроения - одела бы молча, и всё.
Кстати, помню себя прекрасно в 5 лет. Иногда действительно накатывала... вот эта вот тоска и невозможность что-либо делать. И очень хотелось в такие моменты, чтобы помогли и приголубили. "Капризом" в обычном понимании слова это назвать нельзя. И если родители начинали раздражаться и орать, это только усугубляло ситуацию.
Кстати, это я тоже пробовала садиться рядом и тоже Нудеть. Поверьте, становилось хуже. Я работала как раздражающий фактор. И ребёнок раздражался уже на меня, забыв, по поводу чего она нудела.

Иногда, особенно утром, очень не хочется этого делать. :) Колготки не натягиваются, у водолазки застревает голова в горловине, носки кусаются. Я весь первый грела мальчику носки и футболку на батарее, потому что он не любил надевать холодную одежду. :) Если это единственная проблема - помогайте одеваться, если Вам не нереально сложно.
Вы случаем второго ребенка не ждете?
Нет. У меня уже есть рядом второй сын. На полтора года младше дочки-пятилетки. Благополучно одевается на этом фоне сам.
Нереально сложно бывает по состоянию здоровья. Бывают моменты..

Тогда я бы обратилась за помощью к мужу. Есть возможность?
Или просто объясняла бы дочке "Малыш, болит то-то и то-то, давай я помогу в самом начале, а потом ты сама?"
Сыну 4.3
1. Сам не одевается, помогаю ему, но всегда предлагаю больше самостоятельности проявлять. Раздевается сам.
2. Чистит сам уже давно 2 раза в день, любит это дело. Посмотрел как то мультик и проникся.
3. Не наказываю. Не за что как бы. Он шалун, может где то накосячить, но злонамеренности нет.
4. Поощрения приветствую, но не на постоянной основе и уже постфактум - к примеру, сегодня ты был молодец сам сделал то то и то то поэтому вот тебе бонус.
Когда моим детям было пять лет:
1. Постоянно одеваться-раздеваться самостоятельно?
- Нет, дома однозначно нет. Разве что в саду, но я этого не видела:)
2. Даёте ли детям самостоятельно чистить зубы?
- Чистила сама, даже если предпринимали попытки что-то себе начистить сами.
3. В качестве наказания, чего можете лишить? Мультиков, сладкого, своего внимания? Чего? И за что наказываете?
-Не помню, чтобы наказывала. Могла голос повысить, отправить подумать могла, но чтобы него-то лишала... Нет, не было такого.
4. Никак для себя не могу решить, правильным ли будет материальное поощрение за хорошо выполненную ежедневную рутину?
- Никогда не думала даже в таком направлении. Покупаю то и тогда, когда считаю нужным купить, просто потому, что хочется и приятно мне и детям. В качестве плюшки за убранную постель - глупость.
Итог: дети выросли в 2 раза от пяти лет, полет нормальный: в меру самостоятельные, все в быту сами могут и умеют без нервов и приучалок с моей стороны. Пришло время - стали делать.
Но у нас в семье все моему настроению подчинено и прогнуть меня не получается, можно только убедить или уговорить:)
Дочке 4,3.
1. Да, одевается-раздевается сама. Очень нравится быть самостоятельной. Бывает, конечно, что устала, просит помощи - помогаю. Или если сильно торопимся тоже могу помочь. А уж если ей очень надо - от трусов до зимней одежды полностью оденется сама и ооочень быстро. С пуговицами и молниями дружит давно, единственное - шапку на завязках на себе завязать на бантик не может, на ком-то другом - запросто. Даже коньки порывается сама себе шнуровать (ходим на ФК), но тут силенок не хватает.
2. Зубы чистит сама, помощь отвергает, но качество страдает. Показываю ей ее же зубки с фонариком и зеркальцем, охаем, как много на них налета, тогда соглашается и дает себе почистить.
3. Мультиков лишаю. Вернее так - если быстро сделаешь то-то и то-то, то успеем мультики посмотреть. Нет - значит нет.
4. Материально - могу купить вкусняшек, просто чтобы порадовать, как пишут выше, постфактум. Но у нас прокатывают пока и такие вещи как красивый листик, желудь, необычной формы камушек, даже карточка из метро - они разноцветные бывают, разные, она их собирает и играет с ними.

Моей доче 4,5:
1. Одевается сама уже давно, она всегда проявляла интерес все делать самостоятельно, пошли в сад когда еще и 3-х лет не было, она отличалась тем что сама все делала всегда. Единственное НО, это капризы ее, сейчас я ее из сада забрала, сидим дома, иногда сама одевается, иногда начинает капризничать и просит одеть ее. Я конечно настаиваю чтоб сама одевалась, но опять же бабушки и папа так сказать не связываются)) и оч часто помогают и одевают ее.
2. Зубы тоже чистит сама давно, но, опять же, нужно присутствовать и контролировать, т.к. сама чистит быстро и поверхностно.
3. С наказаниями сложнее. Я хоть и говорю что не пойдешь гулять, не куплю игрушку, не дам сладкого... потом оттаиваю и все даю. С этого и имеем капризы, истерики. Знаю что виновата сама.
4. На счет материального поощрения, никогда не практиковала это. Да и читала, что это ни к чему, будет потом все делать за что то.
А так, у меня оч сложный, в психологическом плане ребенок. Истерики, характер вреднючий, живем как на вулкане. Но всех под одну гребенку не причешишь. Кому то помогает одно, кому то другое. Я совершаю много ошибок в плане воспитания, да и с мужем не договоримся никак, что запрещаю я, разрешает он и наоборот. этим все усугубляется. Но все приходит с опытом. Сейчас намного легче чем, например было года 2 назад. Я вообще не знала как себя вести при очередной истерике. А вообще еще, очень помогло рождение второго ребенка. Немножко проще стала к ней относится, она видит что она не пуп земли. А может просто взрослеет.
Младшей 8. Когда было 5:
1. Постоянно - нет. В саду - да. На тренировке айкидо - да, включая завязывание пояса на сложный узел, причём нужно уложиться в ограниченное время. Дома - по настроению. Меня никогда не напрягало помочь одеться, если ребёнку хочется внимания мамы. Более того, в 5 лет я могла ещё и с ложки прикормить. А до 7 лет - отнести на руках с кровати в ванную.
2.Зубы сама, лет с 2-х, т.е. с того момента, как мы вообще начали их чистить. МОжет это и ужасно, что поздно начали чистить и сами, но ни у 8-летки, ни у 18-летки нет и никогда не было ни одного нездорового зуба.
3. Вроде ничего не лишала. Мультики и сладкое у нас в ограничении независим от от поведения. ПРогулки или своего внимания, или чтения лишать в принципе не приемлю.
4. Нет, такого не приемлю тоже. ИМХО - это путь в никуда.
1)моей младшей 9, но попробую ответить:)
Что в 5 что сейчас ребёнок знает слово НАДО, иначе опоздаем на работу-в сад-в школу. Могла и могу помочь одеть что-то. Конечно в 5 лет завязать шнурки и вывернуть колготки могла:)
Причесываю до сих пор вот.
2)никогда не чистила зубы детям:) я пофигистка. Зубной раз в год плановый осмотр. У дочери электрическая щетка.
3)айпада да. Прогулок никогда. Своего внимания-если дочь грубо мне ответит к примеру, я да, могу обидеться и обьяснить, что ты доча испортила мне настроение. Обычно она просит прощения и лезет обниматься( и в 5 лет и сейчас).
4)нет конечно. Мне за мытьё посуды деньги не платят. У ребёнка есть обязанности-одеваться быстро и по возможности самому это нормально, зачем оплачивать это?
За хорошее окончание четверти купить новую куклу это да( но это для детей постарше, хотя у нас школа с 5 лет мы не в России):(
п.1 - как и у вас. То все сама одевает и даже не просит. То начинается - мама, одень меня или раздень меня. Стараюсь подходить фисолофски, и если настроение хорошее, то одеваю\раздеваю. для меня главное - что она все умеет сама, а это именно капризы или желание внимания. Радует, что уже даже бантик на поясе научилась завязывать, и шнурки поддаются :)
2) Нет, не помогаю. И почти не подмываю. Тоже сама. Сначала идет чистит зубы, потом раздевается, встает в ванную. Я включаю кран или душ, и начинает мыться.
3) мультиков, сладкого и вечернего чтения
4) по ситуации. Иногда могу и пообещать что-то за хорошее исполнение, поведение. Но это все у детей очень нестабильно. Не надо наивно полагать, что сказали, что каждый день будете покупать - и она прям каждый день будет стараться. Ей сегодян интересно - она постарается, а завтра забудет про это или мороженого не так хотеться будет - и не будет стараться)
мне кажется вы слишком много об этом думаете )
в 5 лет ребенка можно и одеть, ребенок таким образом получает внимание, ему приятно. В саду пусть сама штаны напяливает, а дома, если не хочет, то можно и помогать. Самостоятельность конечно же надо поощрять, достаточно похвалить.
Зубы у меня дети в 5 лет чистили сами. Я дочищала раз в день.
Наказания и штрафы - ну если вам так уж надо чтоб было все правильно, то заведите календарь и лепите в него за каждый хороший день наклейку, а за каждый плохой не клейте. Поставьте цель - 10 наклеек равняется мороженому. Ну там сами придумайте. Потом можно цель посерьезнее выбрать и количество наклеек тоже должно вырасти. Мы крестики считали каждый день. Наклейка хорошая выдавалась если за день набиралось не больше двух крестиков. Третий крестик - нет наклейки. Ну как бы и наказание и право на ошибку и возможность исправиться.

Ок. Всех прочитала. Спасибо. Приму к сведению, что мои требования не адекватны. Я без иронии. Со стороны на себя тоже не мешает взглянуть....
У меня только возникла еще пара вопросов, которые хотелось бы обсудить.
1. Тут многие и часто говорят, что своим детям-школьникам они обещают некие "плюшки" за те или иные успехи или стиль поведения. В моем топе все наоборот высказались об отсутствии материального поощрения за самостоятельность ребенка. Это разные люди? Разные стили воспитания? Или просто в разных темах все по-разному высказываются?
2. У ваших 5-летних детей есть какие-то обязанности? И, если нет, когда вы их вводили?

Обязанностей ни в 5 ни в 10 у моих нет. Просто выполняют то что родители просят- убрать, принести, подмести...
В мире все построено на материальном вознаграждени за труд, разве нет? Вы на работу ходите из альтруистических соображений?))
Да, я иногда обещаю плюшки. Скажем, обещаю макдачню, если дети будут вести себя прилично в музее. Или поиграть в комп разрешу, если сделаны 10 допзадач по математике. Ничего страшного нет, прост торговля))
Я? Нет, не из альтруистических)) просто все вышевысказавшиеся как раз были против таких обещаний плюшек дабы не развратить ребёнка. Я-то как раз не против такого подхода!

Тоже планшетом шантажирую: сделал все уроки и задания - можешь поиграть. Увеличивает у нас скорость.
Но отдаленые плюшки не действуют. Пару раз пыталась ввести за то, чтобы на нападки младшего брата не обращал внимания - не действует.

Приведите пример обязанностей. Моя старшая в 5 лет насыпала кошке сухой корм( иногда забывала или в выходной проспит, тогда я насыпала).Пока я принимала душ, 5 -10 минут:), она развлекала младшую в её кроватке. Все на добровольных началах,все обсуждаемо.Или вы имеет ввиду обязанности типа мытьё посуды каждый вечер или вынос мусора, а в 8 лет мытьё унитаза по субботам:) старшей 15, такого нет.

Мне трудно привести пример обязанности для 5-летнего. У нас нет обязанностей. Я просто спросила. Мне казалось, что самообслуживание в 5-лет уже можно ввести в обязанности. Поэтому и интересовалась.

Я понимаю под словом "обязанности" те ОБЩИЕ домашние дела, которые делегированы ребенку и спрашиваются с него. Как то вынос мусора, кормление скотины или хождение за хлебом (в 6 лет это стало моей обязанностью).
Чистка зубов или убирание за собой разбросанных игрушек в моем понимании- не обязанность. А какбэ само собой разумеющееся самообслуживание. Не?
Кстати, зубы я помогаю чистить и в 5 и в 10. мало ли... Сохранение здоровья детей- это МОЯ обязанность.
Ну, это просто вопрос терминологии. Как вы думаете:
Пришивать воротнички на школьную форму
Хорошо учиться
Регулярно посещать спортивные тренировки и ИЗОстудию
Это обязанности? Я считаю, что да. Это были мои обязанности в школьном возрасте.
Поэтому, сейчас я считаю убирание игрушек и самоодевание я тоже ввожу в обязанность. Пытаюсь))

пришивать воротнички- да. А учиться и ходить в кружок- не знаю))
Я б сказала, что "прилежно учиться"- обязанность. То есть выполнять все требования учителя, работать аккуратно, стараться. А формулировка "хорошо учиться" мне не оч нравится, потому что это от способностей зависит и еще от многого чего.
прям таких обязанностей нету, но скажем так, все больше и больше дел каких-то поручаю, перепоручаю, и со временем они уже ее обязанностью становятся как бы.
Ну например, уже все чаще пытается заправлять постель, причем и себе ,и брату. Покрывало только на его постель кладет, т.к. у него оно легче. Свое еще не может.
Если разлила что-то во время еды, или во время игры - я не подрываюсь и не вытираю. Она сама встает, берет тряпку и вытирает. Тоже самое касается наливания воды во время еды. Если сразу я не налила, или она еще захотела - я говорю - бутылка вон там). И она уже все чаще не просит меня, а сама встает и наливает. Тоже и с едой из холодильника. Захотела яблоко, сырок - сама идет, берет. Не может дотянуться - встает на табуретку.
В-общем, вот таких моментов уже становится все больше. Для меня это и есть ее обязанности на данный момент.
1. Под "плюшкой" подразумевается обычно нечто крупное. Школьнику по фиг на мелкие подарки. А вот поездка в интересный лагерь, покупка смартфона или крупной желаемой вещи может послужить достаточным вознаграждением за успешно законченный академический год.
2. В 5 лет обязанностей не было. Вводить начали где-то лет в 9-10: уборка своей комнаты полностью, уборка квартиры пылесосом дважды в неделю.
1/ Скорее разные люди. Я не обещаю плюшки. При каких-то значимых успехах могу купить большой набор лего или ещё как-то порадовать, но это будет сюрприз для ребёнка.
2) Не было обязанностей в 5 и почти нет их в 8. Есть что-то , что ребёнок делает периодически - уход за кошкой, разбирает сумки с покупками - но это скорее по инициативе ребёнка, никто не вменял в обязанности.
Я утром могу и первоклассника одеть, 4ку утром тоже сама одеваю. Это быстрее и проще всем. В остальное время - все сами. Утро - такое время, что проще самой все сделать, недели портить настроение себе и детям на весь день. )
Зубы и 8летке чищу раз в два дня, остальное время сам, но электрической щеткой и с таймером.? Все хочу купить в аптеке индикатор зубного налета. Если покажет, что он не прочищает сам, буду чистить я.
Плюшки не помогут быстрее собираться, разве что, вы вместо 'скорее одевайся' станете твердить про плюшку. Смысл?

Пять лет почти ребёнку.
1. Капризничает на счёт одеваться/разжеваться переодически. Если вижу, что напрягает его сильно, то могу помочь одеться/раздеться. Особенно утром в сад. Не делаю из этого трагедии.
2. Зубы дочищаю всегда. Иногда чищу полностью. Но это мой бзик- хорошо вычещенные зубы (у всех в семье проблемы с зубами). На пастах часто вижу надпись типа 'помогайте чистить зубы ребёнку до 7/8 лет'.
3. Не наказываю никак, наверное. Могу отправить в свою комнату подумать, могу отказаться что-то делать по его просьбе, если перед этим накосячил сильно- но не столько в наказание, сколько потому что настроя нет с ним играть/что-то ещё делать, если он гадость сотворил серьезную. Понимает в целом.
Папа мультов лишает, но по мне так фиговое наказание. Но мульты вообще- папина епархия, я в неё не лезу.
4. НЕТ! Никаких материальных поощрений пятилетки за выполненную рутину. Как-то для меня дико. Мороженое я ему покупаю, потому что он любит и мне приятно ему радость доставить, а не потому что он утром оделся сам. За это мог похвалить, сказать что-то типа 'никогда не видела пятилетнего мальчика, который сам, быстрее мамы в сад оделся'. Шутка, но ему нравится, потом переспрашивает, правда ли не видела:-)
Обязанности примитивные- убрать за собой со стола, задвинуть стул, перед сном убрать все с кровати/пола в своей комнате, разобрать свою постель. На этом все.
Не каждодневные- помочь собрать на стол, убрать со стола (когда типа дежурный), пыль протереть, когда убираемся, но это не фиксировано.
5,5 лет мальчик.
1. Одевается и раздевается, в принципе, сам. Утром могу помочь с одеванием, так как это обычно в моих интересах. Вечером если вижу, что очень устал, тоже могу помочь. Может попросить помочь, тогда тоже помогу. Молнии больше года уже застегивает, пуговицы так вообще обожает (их почти нет на его одежде). Обувается сам (вся обувь на липучках). На спорте тоже сам одевается/раздевается. Только пояс от кимоно не может завязать. Но мы вырабатывали рутину: каждый день старались все делать в определенной последовательности: пришёл, разулся, разделся, повесил сам куртку, помыл руки, переоделся в домашнюю одежду. Год повторения, наверно,и сейчас все это уже сам и без напоминаний (возможно очень редко) делает. Сейчас практически до автоматизма дошли.
2. Зубы тоже чистит сам (последний год точно). Чистит детской электрической щеткой (всем советую). Но если очень устал вечером (после спорта), то может попросить помочь (1-2 раза в неделю).
3. За плохое поведение - разбор полётов, часто сердитым серьезным голосом и в форме диалога, а не моего монолога. Если не проникся, то идёт в детскую на таймаут.
4. Материальное поощрение за ежедневную рутину тоже не приемлю. Вся рутина должна быть автоматизирована в моем понимании (дрессировка, да). Человек вообще не должен рефлексировать, мыть ли ему руки после туалета или нет, чистить ли зубы перед сном, говорить ли спасибо и т.д - это все должно быть до автоматизма доведено.
Могу пообещать что-нибудь приятное (новую игрушку, кафе, кино) за экстраординарные усилия (анализ крови, лечение зубов), а так мороженое покупается спонтанно и для всей семьи.
Но я своего ребёнка хорошо знаю и знаю, что ему под силу, а что нет. Соответственно ничего непосильного я требовать с него не буду. У меня ещё двухлетка есть и тоже проблемы со здоровьем, так что мне вот важно выработать элементарные навыки самостоятельности у ребёнка. Капризы бывают, конечно, от усталости, перевозбуждения, расстройства, но сейчас уже совсем редко и не по поводу одеваться-раздеваться.