Как у вас дети читают классику?!
Сыну 12 лет, идет в 6 класс. Дочитывает внеклассное на лето, НО! Доконал меня уже окончательно: если Булычева и его Алису нормально прочитал, Тома Сойера тоже, Повести Белкина Пушкина - тоже, а вот с большинством классики отношения очень сложные. Сидит и ноет: я не понимаю "Ночь перед Рожлеством" Гоголя, не понимаю "Изумруд" Куприна, не понимаю Паустовского!!!!!!
Например, читает выражение: "меня пьянил восторг молодости" и спрашивает: это КАК?! Или: "он не чувствовал веса своего тела". И говорит мне: а мы всегда его не чувствуем! Почему он так пишет(говорит про писателя) и опять ноет: я не понимаааааааю! Тут так много метафор!
А как читают ваши дети Гоголя, Куприна, Паустовского и пр?
Самое смешное, что я сама филолог)))(но не педагог в школе) а вот собственным ребенком озадачена.:(

думаю, так же как и мы читали в свое время:)
вот что-то не помню я особого восторга от Куприна или того же Пушкина.. При том что была не просто начитаным ребенком, а читательным маньяком.
Правда Гоголь с "вечерами" шел лучше (этакая сказочка страшная), зато там такой слог, что современному ребенку убиться веником...
Я любила классику и в школе, и сейчас. Литература и русский язык с иностранным были любимыми предметами. Собственно, именно поэтому и закончила филфак (но я не педагог) Но в ударе от собственного сына: читать нужно заставлять, даже то, что задано по программе. Книгу сам НИКОГДА не возьмет! А потом еще и ноет, что ему непонятно. Хорошо, я бы поняла, что был дурачок, так ведь нет - и сообразительный, и богатый словарный запас, но при этом такая реакция!
Но я вижу, что не притворяется, его искренне ставит в тупик язык и выражения писателей той эпохи. И мне интересно, сейчас так у всех школьников ? Как реагируете?

А как надо реагировать то? То что нужно прочитать по программе - читается. Для заинтересовывания - танцы с бубнами;)
Вот сейчас у старшего хорошо пошли Стругацкие, у среднего - Сетон-Томпсон.
Потом подсовываю "наподобие".
Потом может тематика кардинально поменяться, ищем что-то новое..
Но сейчас у нас конкретно происходит вот что. Небольшой рассказ Куприна "Изумруд" он отказался читать: не понимаю ,мол. Я должна разжевать и положить в рот, тогда смысл ему читать?

я вам честно скажу, что 12-летний мальчик, запоем читающий классику, меня бы сильно удивил)) Более того, учитель, который может научить ее любить - редкая удача, на которую нельзя полагаться. Так что если для вас это важно, то да - читать вместе, разжевывать и обсуждать. Я не вижу другого пути( И еще учитывать, что все-таки до понимания многих произведений, которые проходят в школе, надо дорасти.

Жевать и в рот складывать раньше надо было, когда сын только говорить учился. И не прекращать, когда научился читать сам. Но теперь не модно детям читать сказки Даля, Бажова, Салтыкова-щедрина, Аксакова, Астафьева, баллады и стихи, теперь детям читают Зоки и Бада, Ухти-тухти, муми-тролли и т.п. (ничего против не имею этих и многих других замечательных книг). И потом к 6-7 годам книжки подбирают исключительно интересные и захватывающие, плюс энциклопедии обо всем на свете, создающие у родителей и детей иллюзию чтения и понимания прочитанного. И к 7-8 классу подавляющее большинство детей уже не в состоянии понять даже классику из минимальной школьной программы.
Вы посмотрите на списки литературы для детей, которыми делятся на Еве. Сколько там классики? В 10-12 Скотт, Гюго и Верн? Это занудно, слишком объемно и не интересно. Часодеи, Фрай и Лукьяненко наше все! И коты - воители..
Это не хорошо и не плохо, это факт.

Вот и вы о "заинтересовать" говорите :) Научить понимать вполне достаточно, по моему мнению. Любовь и интерес к этому отношения не имеют.

Интересно, вот вы говорите: научить понимать? Это что вы имеете в виду: объяснять ему все непонятное изо дня в день? Или что-то еще?

С 6 мес читала ему вслух и сейчас на ночь читаю. Сказки Пушкина, русские народные, сказки народов мира, Чуковский, Барто, Заходер.... Позже Крапивин,, Родари, Киплинг.... А с самостоятельным чтением у него швах, я читаю - слушает)) Но смешно, если я буду читать ему школьную программу!

Почему смешно? Кому смешно? Моя мама ( 38 г.р.) говорит, что в старших классах у них были сдвоенные уроки литературы, на которых им читали вслух. И школьную программу, и внеклассное чтение. До конца школы. Её поколение с книгой не расстается.
Мне кажется, классическая литература в этом отношении сродни опере. Я допускаю, что где-то во вселенной есть подростки, которые, впервые услышав Тоску, просидят, замерев, с широко распахнутыми глазами и открытым ртом до конца 3 действия. В реальной жизни я таких не встречала, а вот тех, кого долго и последовательно приучали к такой музыке с детства, даже если не любят этот вид искусства, понимают и находят для себя что-то интересное.
Моему сыну тоже 12, заканчиваем Квентина Дорварда, читает и сам, и я ему на ночь вслух. Аббат на очереди. Гоголя читаем, слушаем и смотрим постоянно. Строго имхо, но Гоголя в принципе только вслух надо читать. И не по одному разу. Именно из-за волшебного языка его произведений. А вы что сейчас читаете?

А вот тут не соглашусь.
Приучение - это хорошо. Это ощущение у родителей, что они что-то делают и если ребенок любит классику (в любом смысле), то это их заслуга. А если не любит, то "ну надо же, а мы ведь приучали"... Я думаю, что вопрос в любви и искреннем интересе самого ребенка. При этом любовь и интерес могут вырасти совершенно внезапно и из совершенно любого источника.
Меня приучали. С детства театр с родителями, со второго класса абонемент в филармонию и органный зал, музыкальная литература с разбором опер и балетов. Мне не нравилось. Я была отличницей и положенное учила-сдавала, а удовольствия не было. Так, отдельные темы и мелодии иногда нравились. Впервые я замерла и смотрела-слушала чистую классику в 30+. Рядом, так же замерев, сидели мои подруга и муж, которые ничего не учили и которых никто никуда не водил. Во время школьных выходов в театр мы все трое одинаково изнывали от тоски.

Доросли. Я такая же. С детства мама таскала нас по театрам и балетам. Балет я еще любила иногда, театр откровенно нет, кино гораздо больше нравилось и для себя я бы в жизни в театр не пошла. А в 19 лет за компанию с подружками начала ходить в театр - такой восторг был, ходили через день на откидные места, как сейчас помню. И с тех пор никогда не соглашусь, что театр - это скучно. И с оперой и вообще классикой то же самое. В подростковом возрасте как отрезало - вся классика - фу, тоска. После 30 - совсем другое дело.
Сын малышом с удовольствием слушал с нами Чайковского и Моцарта, сейчас в 11 стоит включить в машине - показательно зевает и надевает наушники)

Просто совершенно так же доросли и дети, которым ничего, кроме школьных походов в театр, не доставалось. Вот что интересно. При этом в семье мужа еще и показательно считают театр тоской и этаким вариантом обязательного культурного времяпрепровождения, которое вроде как и положено культурным людям, но никак не может приносить удовольствие.

Если не по программе, но в начале лета читали вслух Семь подземных королей Волкова, но вот из-за проблемы с летним школьным чтение как-то и подзабросили

Почему странный, как сказка на ночь, потому что в свое время читали не по-возрасту многое, а такое вот и осталось (тем более первые 2 книги Волкова прочитаны в 7-8 лет) Сейчас подруга 6-летке читает Семь подземных королей, она под них засыпает, ничего пересказать не может и?

Ну вот и ответ. Стандартный, кстати. "Два месяца назад читали то-то... Сейчас подзабросили..."
Выбор книги для чтения вслух 12 летнему мальчику и на мой взгляд странный. Вслух обычно читают то, что недоступно пока для самостоятельного чтения. Сказок и на более взрослый возраст отличных много, те же эпосы читать - не перечитать, в классических переводах. Вы ниже о пересказе пишете. У Пеннака в "Как роман" хорошо о пересказе прочитанного говорится.

Кроме воды у Пеннака я ничего не не увидела и кроме его возгласов: читать вслух, вслух. И что дальше? Ноль смысловой нагрузки в его опусе. А читать вслух кому угодно и что угодно можно, было бы желание. Про эпосы и героику)Как-то не приходило в голову Калевалу или Эдды ему подсунуть. А наши былины читал и нравилось.

:) и все же посмотрите у Пеннака про пересказ прочитанного, пожалуйста.
И Калевала, и Рамаяна, и Махабхарата, и Беовульф, и сказка о Хайке, и Шмуэль - Бух и многое другое давным давно для детей издано и издается с прекрасными иллюстрациями, в отличном формате, если вам не хочется самой читать вслух полный перевод, сокращая и поясняя так, чтобы сыну доступно было. Подпишитесь на рассылку новинок Библио - Глобуса по этой теме, удивитесь, сколько всего выходит.

Много классики, вот наш список частично
1. Дюма Три мушкетера
2. Верн Дети капитана Гранта
3. Стивенсон Остров сокровищ
4. Рыбаков Кортик
5. Твен Приключения Гекльберри Финна
6. Катаев Белеет парус одинокий
7. Каверин Два капитана
8. Беляев Голова профессора Доуэля
9. Гоголь Портрет
10. Дойл Записки о Шерлоке Холмсе и. т.д.

А в чем проблема?
Я это произведение совсем не помню, пробежалась сейчас ничего страшного не увидела.
После Мушкетеров мне кажется ребенок все что угодно прочитает

Боюсь вас огорчить, но из классики тут только Гоголь. Хотя, возможно, сейчас классикой считается все написанное раньше 21 века?

Меня не нужно бояться огорчать, я филолог. Есть такое понятие, как классика 20 века (современная классика), не знали? Для вас Паустовский не классика, а что тогда - постмодернизм? Классика, это не только "золотые страницы" 19 века, но уже и намного дальше))

Ну по сравнению что наши дети в началке читали, самая, что ни на есть классика. В учебнике вообще и Лермонтов Бородино присутствует и Пушкин Песнь о вещем Олеге, Окуджава, Поустовский.

Мой тоже идет в пятый и читает много. Но...Каверина полистала и отложила. Показалось - сложно для 10 летки, не поймет.
Дюма, вроде, тоже рановато моему. Беляева, Верна (15-ти летнего капитана уже прочел) взяла, Дойл в планах.
Сейчас Даррела читает "Моя семья и другие звери". А прямо из классики за лето- ну, Чехова читал, Пришвина, Куприна детские рассказы, Гюго.
Столько еще детского не перечитано..
У моего тоже так,я тоже филолог :). Читали Онегина,куча непонятных слов,воет,"я ничего не понимаю!" Имхо-язык естественно развивается ,лексический состав меняется,надо перед чтением сноски что ли делать с объяснением. Оды Ломоносова даже я с трудом читаю

У меня такой же сын абсолютно, только на год младше. Этим летом тоже мучился над Гоголем, тоже исключительно из-под палки. "Вечера на хуторе близ Диканьки" тяжело ему дались, вот только Майская ночь немного заинтересовала, и то исключительно после того, как мы ее вместе вслух читали и обсуждали историю. Язык Гоголя очень тяжело дается современному школьнику. Я сама очень много читала в детстве, Гоголя ненавидела:-) Помню мама мне объясняла, что у него очень хороший язык, поэтому нам задали отрывок "Степь" учить наизусть. Но я втайне считала, что это учительница просто издевается над нами. Паустовского просто ненавидела, считала его бесконечно занудным. Как сын его будет читать - не представляю) Буду заставлять, конечно, но не думаю, что он его полюбит. Ну и ладно. Лермонтов вот у него неплохо пошел, Лермонтов мне тоже в его возрасте очень нравился. Уже хорошо.

Ваш молодец еще, вопросы задает. Большинство, если и читают, не задумываясь пропускают. Моя Дубровского вообще не поняла, рано для нее. Считаю, что это большой труд, классику читать, надо вдумываться в каждую строчку. Современным детям некогда, у них куча другой, рафинированной информации, остановиться, подумать, недосуг.

Ребеночку почти 15 (идет в 9-й класс), с прекрасной памятью и очень начитанный. Классику читать не любит, как все мы в семье (всем нам кажется тоскливой и неинтересной) (уточню - именно русская классика, до начала 20-го века + частично иностранная), предпочитаем книги других жанров, и при этом читаем очень много), но честно читает все по программе и даже забегает заметно вперед. Никаких проблем с пониманием устаревших\национальных\... слов нет. Но у них в школе замечательный учитель литературы+углубленка по гуманитарному направлению в том числе, и, думаю, учителя многое тоже разъясняют.
Вместе дома любили читать лет до 12-ти (вообще умеет читать с 5-ти), но отнюдь не классику, а книги интересные обоим - исторические, про путешествия или приключения.
Как-как... С трудом...
У меня дочь читающая, очень читающая. 13 лет, идет в 8-й. Большую часть книг внеклассного чтения прочла еще год назад, но только то, что ее увлекло. Гоголя, к разочарованию обожающего и постоянно цитирующего его папы, так и не осилила. "Это скучно". За Дюма не хотела браться из-за объемов. Васильева перечитывала раз 10 наверное, Хемингуэй понравился очень. Чехова прочла, но в голове ничего не отложилось. Скорее для галочки, ибо тяжеловато шел- откладывала, опять бралась читать. А вот Толстого , Пушкина и Горького перечитывала не раз- подходящий ей стиль написания оказался, но к сожалению мы с ней книги почти не обсуждаем, разве что она сообщает мне в процессе чтения до какого момента она дошла. Самое главное- начать читать, а это очень сложно сделать ибо сейчас столько соблазнов и все чаще я от нее слышу:"Прочту во время учебы, вдруг не понадобится."
Я в свое время так и не осилила О. Генри, Мопассана и Марка Твена- ну не мои писатели. До сих пор ни одного произведения не прочла, зато все 26 томов Золя проглотила в школе. Каждому свое...
и вы недовольны?
у него удивительное внимание к деталям и метафоры ловит на раз-два и пытается понять
большинство их не замечает, воспринимая инстинктивно и естественно, а в заданиях будет - найти
осталось объяснить что они за зверь и зачем бывают нужны
метафоры потому и метафоры что чуднЫе
а еще есть оксюмороны - живой труп, горячий лед, спеши медленно, вообще маразм же ))
объясните ему что к чему, это же забавные выражения и отражают то, что нормальными словами не выразить - усугубите в объяснении их забавность
как филолог вы же много примеров привести можете и сам пусть придумает
классика да, специфична и современному поколению может быть скучна
но что-то может понравится
а чтоб понять нравится или нет - надо читать, одно "по диагонали", другое внимательнее
вы еще Айвенго не читали - особенно после фильма прикольно, когда в книге никак не дочитаешь до хоть бы упоминания имени Айвенго, на сюжет уже и не надеешься )))
а вы сами-то как понимаете выражение "меня пьянил восторг молодости"? или вообще, не задумываетесь, что читаете?

А вы внимательно прочитали мой пост, чтобы заподозрить меня в чтении
а-ля гоголевский Петрушка?:)

Ну а что, я тоже "заподозрила"... Что в понимании филолога вот здесь: http://eva.ru/topic/137/3446032.htm?messageId=93190977 означает "Но в ударе от собственного сына: читать нужно заставлять, даже то, что задано по программе."

Это норма выражения, если вы не знали. Вариативность допустима и не только в этом случае. И еще такой нюанс. Если филолог допускает ошибку (почему нет?) - то это не повод создавать комиссию на уровне министерства:) Вот если не филолог, то...
А что вы хотели сказать про Петрушку-то? ( я серьезно)

Ё-моё... что ж творится...
У вас еще и с глазами что-то (или с памятью)? Я про Петрушку ни разу не писала.
И все же, госпожа филолух, вариативность - слово хорошее, но "быть в ударе" имеет однозначное значение и оно не может употребляться в том контексте, в котором употребляете его Вы.
И что это за новый термин "норма выражения"?

Я до сих пор читаю старшему ребенку вслух перед сном. Традиция у нас такая.
Произведения выбираем "с опережением", т.е. такие, которые сыну еще рано читать самостоятельно в силу трудности языка или сложности восприятия. По ходу чтения я объясняю непонятные слова, сын задает вопросы, если ему что-то непонятно
Так заранее нами были прочитаны "Ночь перед Рождеством", "Повести Белкина", "Тарас Бульба", "Капитанская дочка" и т.п. Когда подходит время изучения данных произведений в школе (зачастую через пару лет после нашего прочтения), сын уже перечитывает без проблем, освежает в памяти уже знакомое. В результате, отвращения к классике нет.
Мне кажется, это еще и пример родительский. В целом весьма нехотно читающий сын в третьем классе взахлеб прочел Гоголевские "Ночь", "Утопленницу" и еще пару повестей. Гоголя обожает дед и в семье иногда бывают разговоры об этих книгах в ключе "очень интересно", "а вот там еще было такое". Постоянно лежат книги Гоголя возле кровати деда на даче. Некий ореол "интересности" и ребенок повелся. Следом пошли Жюль Верн и обожаемый лично мной Беляев. От мужа - Лермонтов и Стругацкие. Остальная классика хоть без восторга, но уже шла по накатанной, без ощущения, что это что-то чуждое, не похожее на обычно читаемое. Коты и Часодеи - куда ж без них? :-)
Сама была жутко много читающей девочкой. Взахлеб все подряд. Классику стала понимать классу к девятому-десятому. Многое из школьной программы перечитывала уже взрослой - писала сочинения на пятерки с плюсом, а ничего совершенно не понимала. Хотя словарного запаса хватало, чтобы создавалось ощущение мнимого понимания.

Я классику начала понимать только в институте уже, честно говоря. Хотя тоже писала сочинения на пятерки и читала все подряд. И то - в институте мне повезло сильно с преподавателями, они научили любить классическую литературу, не повезло бы - может и еще позже переоткрыла бы для себя того же Чехова. Поэтому от школьника чудес не жду)

Для меня тоже оказалось откровением, что я вообще не понимала суть произведений! При том, что отличница-золотая медаль (правда, ВУЗ уже не лингвистического профиля, но красный диплом)... Любимые произведения внезапно оказались через 10-15 лет вообще совершенно о другом, любимые герои - весьма сомнительными личностями, какие-то запомнившиеся события - сильно вырванными из контекста. Лет в тридцать до меня дошли комедии Гоголя! Они реально безумно смешные... А сын смеется над ними в свои 12, при том, что у него, я уже писала, довольно бедный словарный запас и нет моей начитанности.

Слушайте, ну Тихий Дон не может же восприниматься пасторальной книгой, такое время было!!! Хотя да - за давностию лет может и осталось такое впечатление. Я из Войны и мира в школе, как и многие, читала только линию Наташи Ростовой)))

Может. Мной воспринимался. Книга про сельский быт, про донские просторы, коней и покосы. И сочинения на пятерки. Вот такое чудо - детская психика.

У нашего сына родительского примера было и есть хоть отбавляй, так что, думаю, это ничего никому не гарантирует.

Просто пример мамы с книжкой - это одно. А искренний интерес к классическим школьным произведениям - совсем другое.

Я сыну в свое время классе в 4-5 "Руслана и Людмилу" и Гоголя "вечера на хуторе близ Диканьки "вслух читала!:) Самостоятельно он их не осилил! Язык несовременный,осилить детям сложно,имхо. Кстати,помню,как я в сознательном возрасте драму Ибсена "Пер Гюнт" не могла прочесть,кое как через пень колоду домучила,тоже из-за языка.
У Гоголя еще и такой малороссийский язык, у меня сын многие слова просто не знает - ну где бы он мог услышать слово "парубки"? А вот Пушкин прекрасно идет, уже оценил, что он очень легко учится. Особенно на фоне некоторых "поэтов", которых насовали в программу в последнее время. Мы одно такое стихотворение ко Дню Победы учили. Автора хотелось лишить доступа в учебники(((

Сын 11 лет на каникулах прочитал только один рассказ и все. Он вообще не читал целиком книгу ни разу и никогда. Учится на 5, одна 4 по русскому языку. Я не парюсь. Литературу школьную читает в кратком изложении.

Да ладно. У меня есть близкая подруга. С книгой живет чуть не с рождения, в школе программа была прочитана минимум на три года вперед. Многие цитаты может дословно с автором привести. Стихи по программе помнит с первого класса. Любую новинку литературную она уже прочитала. Многих авторов читала просто подряд, все произведения.
Ее сестра в жизни прочла две (!) книги. Гарри Поттера (первую книгу!) на втором курсе института. Сказала, что она скучная и длинная! И "Улисса" Джеймса Джойса где-то на четвертом. Имеет высшее филологическое (ин.яз) образование, неплохо зарабатывает, и вообще - очень интересный и успешный человек. :-) Сочинения писала по экранизациям, критическим статьям и тому, что рассказывали в классе-институте на занятиях, ей хватало.

ой, ну я в школе сочинение по Преступлению и наказанию писала после того, как мне сестра его быстро на перемене пересказала, и получила хорошую оценку. Но филолог, если он правда филолог, не может не читать - где еще в наше время он увидит красивый язык? Просто сестра вашей подруги филолог исключительно по образованию, что не мешает ей быть успешной)

У меня тоже одна читает Толстого, тащится от этого, но по литературе 4. Вторая нифига не читает, ну фэнтези а-ля Бегущие в Лабиринте, но у нее всегда лучшие сочинения.

мой летом читает только то, что нравится... из "книг на лето" - ничего... круглый отличник. Я тоже не парюсь, т.к. получая в школе учебник литературы, "проглатывает" его вечерами за пару дней. Прекрасно запоминает то, что рассказывает учитель на уроке ,поэтому сочинения тоже пишет все на 5.

Дочерям двойняшкам по 11 лет. За лето прочли от силы одну книгу на двоих, но это было сделано лишь для того чтобы дали поиграть на планшете. А потом они решили, что им не нужен планшет и лучше с мальчишками пинать мяч на футбольном поле и чтение было послано далеко и надолго. Так что классика в том же самом направлении.
Бороться устала, да и уже не очень у меня это получается.
Очень печально (
Тут в гости приехал племянник, ему 22 года, закончил высшую школу экономики, поступил в магистратуру. Прошу его поговорить с сестрами, объяснить как важно читать. Знаете, что я услышала в ответ?
"А ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ?" я впала в ступор, начала, что-то мямлить про то, что с начитанным человеком интереснее, что это пригодится в жизни, что в конце концов, заданная литература будет изучаться в школе и по ней будут писать сочинения, а они не знают о чем... Ответ: - так можно прочитать краткое описание в интернете, жалко время тратить на чтение целой книги.
Вот так вот...
Так если вы не смогли объяснить своим девочкам, зачем читать, как это сделает кто-то другой? Вы сами сформулировать не можете, для чего нужно читать, невнятный бред про "пригодится" и "а как же сочинения писать" в расчет не берем. Мы на три недели на море с собой библиотеку возим каждому ребенку, плюс закачиваем две электронных читалки, и у каждого в телефоне еще книг накачано. И племянники и дяди у нас такие же, без книги никто никуда не едет, не летит, не плывет. Вопроса ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ не стояло и не стоит.
Вы выбрали для своих детей другой путь развития и другой способ получения информации. К чему теперь заламывания рук и изображение ступора?

Вы так шустро вешаете ярлыки на людей... Хотя чего я еще могу ожидать от анонимов Евы :) То что вы возите с собой литературу меня ну нисколечко не удивляет, это вполне нормально и я сама люблю читать. К чему ваше бахвальство своей начитанностью?
Объясняю для тех кто в танке!
Мои дети сами начали читать в 4 года, читали с удовольствием до 2 класса. Даже и не думала, что когда-то возникнет вот такая проблема. С 3 класса детей как подменили. Бывает и такое, знаете ли... Применялись различные рычаги давления, но мои дети не гонятся за какими-то развлечениями или удовольствиями и им все равно будут они играть на планшете или нет, нет того чего бы я могла лишить их если не почитают. В 4 классе психолог сделала заключение, что у детей отсутствует мотивация к учебе ( и почему-то мотивация к учебе отсутствует у всего класса. И еще для информации :) дети все 4 года учились на отлично, даже не смотря на отсутствие мотивации.
Своим детям я объясняла и ни один раз, зачем читать. А в ступор меня в вел вопрос 22-летнего студента, от которого я никак не ожидала услышать то что услышала.
Ставлю аудиозаписи по классическим произведениям. А читает что хочет. Даже иногда берет книжку по прослушанному произведению, если понравится)

Спасибо за подсказку, как-то я забыла об этом. А ведь, когда дети были маленькими, я им ставила аудио сказки и они с удовольствием их слушали.
Классики очень много в аудиозаписи. Даже стихотворения, которые читать не любит категорически, в аудиозаписи идут (целыми сборниками))

Старшая 13 лет, "книжный червь", она проглатывает все что под руку попадется - хоть современное, хоть классику. ПРавда, то что ей совсем не по возрасту, откладывает (так три года назад не пошел Крапивин - а два года назад прочитала все что нашла, в том году как раз Гоголь понравился - прочла все, на "Мертвых душах" забуксовала и бросила, Л. Толстого не любит).
А вторая дочка 11 лет, читать не любила и не любит, список летний прочитывает где-то на 70-80%, и то только потому что я над душой стою и обязательно каждый день сажаю читать. Вот она ноет-стонет что вся классика чушь, непонятно, неинтересно, ненужно. Но Чехов нравится, тем не менее (может, потому что я его люблю, читаю, говорим об этом со старшей - у нее он тоже в любимых писателях).
Читает в основном вынужденно. Глубокого понимания не демонстрирует, но и тотального неприятия тоже.
Гоголя в прошлом году читал как смешные страшные сказки (тут же попросил экранизации). Над "Дубровским" я сама нипадецки зависла, вникая в тонкости работы тогдашней бюрократической машины и их последствия. Как-то в 5-м классе это всё мимо прошло:-) В этом году из "фундаментального" были "Детство" Толстого и "Детство" Горького. Контраст между этими двумя детствами уловил.
Спасибо за напоминание об "Изумруде".
Меня больше удручает необходимость регулярно дополнительно разжевывать задания, получаемые в школе на уроке литературы. И учитель, вроде, сильный (по сравнению с тем пофигистом, который был за год до этого), и ребенок читающий, а контакта нет:-(
а почему он должен быть, контакт? Вы, родитель, такой же равноправный участник образовательного процесса, как и учитель. Это реалии современного российского школьного образования. :(

У старших, менее читающих, был(с другим учителем). Что-то мне подсказывает, что это не только современные реалии, но и личностный фактор. Мои советские реалии в лучшую сторону не отличались, касательно гуманитарных предметов, хотя школа была так называемая "английская" (впоследствии ставшая гуманитарной:-)), но тогда, конечно, на моих однокашников еще специализация большинства родителей свой отпечаток накладывала:-) в моем конкретном случае.
Да нормально читает, "Вечера на хуторе..." прослушал лет в 6, пару вопросов задал, а вот во втром классе читал "Страшную месть", так уже и вопросов не задовал, потом побеседовали, вроде все понял, даже выводы какие-то сделал:-), не скажу, что прям удовольствие получает, Паустовский вообще не пошел, как и Майн Рид, а вот стихи Пушкина и "повести Белкина" прочитал с удовольствием, но у него вообще потрясающее чувство языка, он как-то интуитивно правильно понимает. Сейчас читает Маркса "происхождение семьи, частной собственности и государства", пока вопросов не задавал....
Ну его эти вопросы интересуют, а лучше Энгельса и Ко их никто так и не раскрыл, да и читается легко довольно, об'ем не большой, это ж не полное собрание Ленина:-)
Я все в детстве послушно читала. А заново открыла для себя Островского, Гоголя, Тургенева. Лескова уже в 35+, когда постигла суть выражения: "Жизнь прожить - не поле перейти", когда появился собственный опыт. До Льва Толстого и Паустовского не дозрела до сих пор. Читать читала - но не прочувствовала.
Думаю, что такое чтение в подростковом возрасте - просто для механического развития языка и живости мысли, а не для понимания. Да и не для детей, в сущности, все это когда-то было написано.
классику в школе вообще не читала. перечитала ее всю в 20+ по очереди. единственное, кого не осилила - это гоголя. читающим человеком бы я себя не назвала, но как то быстренько прочитала все то, что образованные люди должны были прочитать. так и не поняла, что в этом такого. при этом более эрудированного человека, чем я, не так просто сыскать)) ни дня без НЕхудожественного чтения не проходит: и научная литература, и документальная, и мемуарная, и справочная, постоянно в чем то роюсь и что-то изучаю.

Сыну 12 лет, уж на что читающий ребенок, а Дубровского читать не мог (( Я читала вслух ему, по вечерам, благо лето. Сначала вообще не понимал, о чем речь, сплошные вопросы, потом втянулся, даже удовольствие получал ))
После Дубровского повести Белкина вообще на ура пошли. Просто язык непривычный, много слов непонятных, потом нормально идет. Гоголя уже сам читал, с удовольствием.
Хорошо хоть Былое и Думы не проходят нынче, в детстве так и не осилила