Задержка речевого развития
Мальчик 3,2 года. Говорит примитивно: "мама, папа, собака ав-ав, пить" и в таком роде. Но контактный, всё понимает, считает до 10, знает цвета. Невролог в 3 года поставил диагноз Задержка речевого развития. Психолог сказала ждать, наблюдаться у невролога, заниматься мелкой моторикой.
Не хочу сидеть сложа руки, боюсь запустить ребёнка. Рекомендации по поводу мелкой моторики, чтения книг, сказок и пр. соблюдаем. В дет.саду раз в неделю групповое занятие с логопедом. Логопед тоже сказала ждать и приходить к ней в 4 года. Хочу узнать, что на данном этапе я ещё могу сделать, какому специалисту показать?

Мне уже 2 логопеда отказали и сказали ждать до 4-х, аргументируя тем, что ранее бесполезно. Может тут на форуме кто-то сталкивался с похожей проблемой и расскажет о своём опыте.

понимаете, если это в чистом виде логопед, который по большому счету звуки ставит, то они ранее четырех лет не занимаются никогда. потому как и артикуляционный аппарат ребенка недостаточно еще созрел, и психологически ребенок не готов к продолжительным занятиям. и времени для постановки звуков полно - до семи лет еще вагон.
но то, что вас беспокоит - проблема не логопедическая, у вас ребенок в принципе практически не говорит. у вас идет разговор о запуске речи как таковой. а тут уже спецы совершенно другие. начиная от неврологов, плюс проверка слуха, плюс проверка интеллекта (или уровня психологического развития) и заканчивая дефектологами.
поэтому слушать про четыре года этих логопедов точно не нужно. они вообще про другое говорят. когда ваш ребенок в 4 будет говорить на уровне "авав", то они с ним тоже ничем заниматься не смогут.

Это я задала вопрос по поводу предыдущего анонимного поста. Там сказали, что нужно интеллект проверить)))
А дефектолог чем занимается?

ну у меня он побольше говорил, но в 4 года онр поставили все же. как определяла - тыкалась по разным, а толку ноль.. на мой взгляд какой-то лажей занимались с ним, в подробности развития не вникали, результатом не интересовались. В Москве проще найти хорошего спеца, конечно. Я не могла в москву приехать физически, а поблизости только так. в логогруппу пошел, вот там реально прогресс был. Сейчас 5,5 ему, говорит практически нормально, ну путает падежи, но прогресс идет. Читать научился)
я может и не очень бы и дергалась, но у меня роды с ним были плохие, явно там органика, хоть все рачи и отрицали..

Побольше говорил и всё равно волновались?
Мне врачи наоборот говорят, что сейчас небольшое отклонение от нормы и паниковать не стоит. Наблюдения невролога достаточно.
Что такое онр?

да, я волновалась. из-за родов. может, если б роды были нормальные, то и не волновалась бы. врачи мне по-разному говорили, как и логопеды. некоторые говорили, что нормально все, некоторые выписывали ноотропы. все, что выписывали давала, но никакого эффекта не видела, как витаминки) Один логопед мне вообще сказал, что у него все окей, срочно забирайте из логогруппы. а на комиссии онр 3 ст поставили без вариантов
Общее недоразвитие речи (ОНР) - почитайте, но вроде ее в вашем возрасте не ставят

диагноз - это дизартрия. или алалия. или еще что-то подобное. когда понятны причины, прогнозы и методы работы.
а зрр - это такой же диагноз, что и "сопли". очевидно, что течет из носа, а от чего течет, - не известно, может лука занюхнул всего лишь навсего.
вы это выше только подтверждаете. доктора, которые ставят такие "диагнозы" - ни во что вникать не хотят. у них если в три года не говорит - значит задержка. а это и медведю ясно, что задержка, раз все вокруг говорят, а этот не говорит. это разве диагноз?

зрр, как и дизартрия или алалия -это официальный диагноз по мкб 10, в отличии от соплей. "Не говорит"-это бытовуха, на деле это может быть все что угодно, норма, и зрр, и еще много чего. Увы, этон е так просто, как вам представляется, что даже медведю ясно)

что мне там смотреть??))) диагноза, которого там нет?)
код диагноза с расшифровкой давайте по мкб. и в следующий раз не пишите, о чем представления не имеете.

чаще ставят?? девушка, код по мкб на то и зашиврован циферками, чтобы кажому диагнозу точные циферки присвоить, именно их, и никаких других.
кому там у вас ширф 80.82 присвоен? это психиатрический диагноз, обозначающий задержку речевого развития, сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфическими расстройствами учебных навыков.
зрр по мкб должно иметь расшифровку, по какой причине он возникла, степень его выраженности. нет причины - нет диагноза.
зрр - сам по себе не диагноз. это симптом, записанный фактически со слов мамы, требующий глубокой диагностики, чтобы стать диагнозом. поэтому и автору его не ставят, потому что причин пока не видят.

зрр - это диагноз, и в мкб-10 он есть, как вы уже сами убедились). Не нравится рубрика f- посмотрите в g, оттуда тоже кодируют зрр. Естественно, в разных случаях будут кодировать по-разному. Я чаще всего видела 80.82. А Автор вообще-то пишет, что им как раз и ставят зрр, что-то вы запутались

девушка, это все путаете. диагноз, которые вы привели (80.82) и есть задержка речи, которая связана с интеллектом.
гуглите, и будет вам счастье.
об этом и разговор, что задержка речи - это НЕ ДИАГНОЗ. это констатация факта, записываемая со слов мамы. такая же как то, что у ребенка сопли. сопли есть и в карте это фиксируется, но диагноз еще поставить надо.
это может быть и темповая задержка (просто заговорит позже сверсников), и аутизм, и снижение слуха, и уо, и куча чего еще.

ну вот и погуглите)
"F80.8/ Другие расстройства развития речи и языка
Включаются:
- сюсюканье;
- лепетная речь;
- задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;
- физиологическая задержка развития речи."
Конкретно 80.82:- "F80.82 Задержки речевого развития (ЗРР), сочетающиеся с задержкой интеллектуального развития и специфическими расстройствами учебных навыков". Только она не связана с интеллектом, а сопровождается задержкой интеллектуального развития и т.д. Чувствуете разницу? Но есть и просто зрр. Непонятно, почему вы со мной спорите, что зрр- это не диагноз. Я МКБ 10 не придумывала, напишите в минздрав, или в ВОЗ.

девушка, еще раз.
вы наставиваете, что есть ДИАГНОЗ, самостоятельный, по мкб - зрр. это же вы про мкб написали, не я же))))
вот дайте мне шифр этого диагноза по мкб. чтобы были циферки, потом дефис, а потом написано "задержка речевого развития". и чтобы этот шифр вписывали всем детям, кто в три года не говорит.

вы ж сами уже нашли, цитирую ваше сообщение - "это психиатрический диагноз, обозначающий задержку речевого развития....")), а до этого я вам неоднократно повторяла, что см. рубрику f 80, чаще всего именно там кодируют зрр. Что конкретно вас не устраивает?
"и чтобы этот шифр вписывали всем детям, кто в три года не говорит" -этого я вам давать не буду, т.к. это бред)

мне вот тоже непонятно, с чем вы спорите..простое гугление без ваших всяких мкб показывает, что зрр -- это именно диагноз..у моего ребенка в карте писали неврологи - диагноз: зрр ну и к акие-то коды там были..на направлениях именно диагноз стоит зрр, на комиссии озвучивают даигноз: зрр, все неправильно делают что ли??

спор вообще-то о том, что вы утверждаете, что зрр не связан в интеллектом. и самое смешное, что приводите шифр, в котором черным по белому указана именно задержка, напрямую связанная с задержкой интеллектуального развития.

это я утверждаю) да не связан,т.е. я имею в виду, что зрр не означает снижение интеллекта. И ссылка этому не противоречит, как я вам уже пояснила.Если задействован интеллект, то это уже зпрр. Более того, даже зпрр не всегда подразумевает проблемы с интеллектом, к нему относят также и запаздывание в эмоционально-волевой сфере
а изначально спор начался с того, что вы стали отрицать существование диагноза зрр, совершенно не смущаясь тем фактом, что в официальных мед.документах он прекрасно фигурирует

спор начался с того, что вы на совершенно логичное замечание, что при задержке речи прежде всего надо проверить интеллект, чтобы исключить самую грубую патологию, вы начали утверждать. что зрр никак связан не может быть со снижением интеллекта.

нет, вы мне указали, что зрр не свяазн с интеллектом. на что я вам указала, что зрр может связан вообще с чем угодно. и что до постановки диагноза формулировке "зрр" как до луны, но пусть ваши умные неврологи вас от него лечат, ради бога))))

да не связан, если задействован интеллект, то зрр не ставят. Но вы, безусловно, лучше неврологов в этом разбираетесь

"В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). "
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/368169775/

у вас потрясающая способность кидаться аргументами, которые доказывают вашу же собственную неправоту.
в вашей ссылке черным по белому написано, что до 4-х лет зпрр не ставят, то есть отличить зрр от зпрр в три года практически нельзя, за исключением тяжелых случаев. то есть то, что в 3 года явлетеся зрр, в 4 может стать уже зпрр. ну то есть оно уже и в 3 было проблемами с интеллектом, но это было еще непонятно, и проявлялось только задержкой в речи.

вы как-то меня странно читаете) я нигде не писала ничего подобного и даже с этим не спорю. Я еще раз обозначу о чем я дискутирую: зрр -это диагноз) и когда ставят зрр, то подразумевают сохранность интеллекта

ну я не знаю, что там подразумевают ваши неврологи, ставя зрр, может быть и это))))
но вы только что кинулись сначала а шифром, потом ссылкой именно на то, что зрр прекрасно сочетается с этой самой задержкой интеллектуального развития))))
ну и так и не дали шифр, в котором зрр фигурирует как самостоятельная болезнь.
на этом дискуссию заканчиваю, кто что то хотел - тот для сябе все уяснил, остальные при своем остаются.

да тоже самое, что и ваши неврологи. МКБ-то международная) Про шифры я вам объяснила и все предоставила, но вы предпочли типа не заметить). Про ссылку - вы ее не читали или не поняли? Ибо в первом же предложении : "Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме"))
До свидания)

Дочке ставили диагноз "Темповая задержка речевого развития".
Ставят же диагноз ОРЗ, когда не возможно сказать на месте, то ли вирус, то ли инфекция, то ли аллергия.
темповая задержка речевого развития в отличии от просто зрр имеет в своем названии ПРИЧИНУ. то есть в вашем случае ее отсутствие, по мнению вашего доктора все нормально и ребенок заговорит в полном объеме слегка позже.

я ваше мнение хотела узнать, оно отличается от того, что в гугле говорят) и что такое "просто зрр" уточните?

Ну, меня в институте учили, что задержка - это именно задержка, а не принципиальное отсутствие чего-либо. Но это это было давно, хочется даже сказать "давно и неправда". Я так понимаю, до 3-4 лет диагноз зрр - это просто констатация того, что проблемы с речевым развитием, после 4 - ОНР+ конкретный клинический вид.
Поясните свою мысль, мне реально интересно, может быть, в самом деле, мои представления не достаточно системны.
Да, ситуация была такова, что врач поставила диагноз, и направила к определенному логопеду. Если бы занятия с ней не помогли, то через 2 месяцев занятий мы должны были идти на ЭЭГ и с результатами на повторный прием. Но оказалось, что к этому логопеду запись на первичный прием за полтора месяца, пока ждали она сама заговорила.
ну правильно вас в институте учили, что задержка - это просто задержка. слово какое хорошее)))) если у вас задержка месячных - это о чем то говорит? нет, ни о чем не говорит, это может быть просто задержка, и месячные начнутся через три дня, может быть беременность, а может быть серьезная физиологическая причина, гормональный сбой, и еще мильон другого.
говорит ли задержка о том, что бы больны? может больны, а может и нет. надо дополнительно исследования провести, от чего она. и вот когда причина будет понятна, то тогда можно говорить о диагнозе.
так и с речью. ну да, есть задержка. она о чем то говорит? нет, ни о чем сама по себе не говорит. задержка речи - это повод сделать дополнительные исследования. после того, как вы исследования сделаете, тогда будет понятна причина, ДИАГНОЗ, способы лечения и прогнозы.
и в вашем случае эта задержка ничего не значила. ну просто по какой то причине ваш ребенок выбился из показателей среднего по всем детям. и заговорил позже большинства. бывают дети, заговаривающее раньше большинства. и с интелелектом это не связано.
но может быть связано, и может быть вообще что угодно - это на этапе жизни ребенка автора неизвестно. для этого нужно исследования делать. автор например говорит, что исследования сделаны, все в норме. значит (если это действительно так) большая вероятность именно темповой задержки.

)))))) и вот пришла я к врачу, к гине, и говорю, задержка у меня. что она сделает? во-первых, исключит беременность ( в случае речи - исключит ЗПР). А дальше поставит что-то типа нарушения ОМЦ, и будет дальше разбираться, что конкретно случилось. Я так понимаю. вот это ЗРР - тоже такой диагноз, который означает нечто обобщенное, до выяснения. Нет?
ну вот выше девушка правильно на мкб указала. но в мкб этого диагноза как самостоятельного нет. там есть раздел, посвященной проблеме задержки речи, но раздел в название диагноза не впишешь, правильно ведь?
и по сути это не диагноз, а просто констатация факта, симптом, жалоба. и по факту такого диагноза в мкб нет.

девушка вам указала раздел, которым пользуются неврологи и психиатры для кодирования зрр. Прям в этом разделе черным по-белому написано "задержка речевого развития") а вы все что-то юлите и ерзаете)

То, что ставят ЗРР подразумевает, что вроде как ЗПР исключили.
Есть логопеды, которые работают с ЗРР у маленьких. Они показывают набор упражнений для занятий дома.
Еще надо ЭЭГ сделать.
Еще есть неврологи, специализирующиеся именно на ЗРР. Есть препараты, которые применяются по строгим показаниям, и они помогают. Особо пристально надо смотреть шею, что сосуды не сдавлены.
а слова то соединияет в предложения, хотя бы "мама, пить" говорит? что-то типа "ляля бах" (малыш упал) присутствует? сколько всего слов говорит включая такие как "авав"? 10 или все-таки сотня наберется?
один из основных показателей развития - прогресс в речи. пол года назад что было? год назад?
в принципе, если в 3,5 года лексикон включает до 50 слов всего, то это уже ОНР точно, и требует занятий сразу, не дожидаясь четырех. то есть это не предвариетльный диагноз. тип атам какая то задрежка, может норма а может и нет, а уже четко, что есть пробема, которая рассасываться не собирается, и надо заниматься.

Прогресс определённо есть. Новые слова появляются регулярно. Но это не слова в привычном понимании. Например, вертолёт говорит "талёт" или качели - "покачка". Но он не говорит предложениями. Например, он не говорит "Мама дай мне яблоко" он скажет "Вотэто", показывая пальцем.
Сколько слов он знает, не считала. Попробую вспомнить и посчитать, чтобы знать наверняка) Спасибо.

количество слов - очень важно. считайте все, даже если звучат похоже, но обозначают разное, даже если неправильные или даже самые простых типа авав.
вот это - это уже предложение из двух слов.
вы возможно несколько недооцениваете его речь. что максимально длинное он когда либо говорил?
интеллект в этом возрасте определеяется психологическим развитием и может определяться кем угодно. оценивается пассивный словарный запас, то есть то что ребенок понимает. те же цвета, счет, понятия много-мало, большой-маленький (для разных ситуаций), пазлы собирает, на вопросы по прочитанному тексту отвечает (пусть примитивно, да хоть даже пальцем тыкая, но понятно, что он понимает необходимый объем инофрмации и перерабатывает ее) и прочее. ну то есть его должны определить по тестам, а не на глаз оценивать.
если психологическое развитие в норме, и нет нареканий от невролога, то можно ждать и смотреть, но опять же чтобы прогресс был, а не просто тупо до четырех лет. но и невролог должен обследовать ребенка, а не просто писать в карте "задержка речевого развития".

Тут еще вам надо стимулировать ребенка выражать все словами. Не реагируйте на "вот это", скажите что не понимаете, настаивайте что бы он говорил что именно он хочет. И постоянно проговаривайте все, делаете дома, называйте все предметы, спрашивайте тут же название предметов, спрашивайте мнение, просите что бы ребенок сделал выбор, причем не указав, а назвав.

вот вообще не факт. лучшая стимуляция - это кивать и хвалить. а требовать, чтобы он сказал как вам хочется имеет только обратный результат.

я уже тут как-то писала.. ищите причину! пусть невролог назначит всякие ЭЭГ, Доплеры, что там еще, не помню..
сын заговорил в 4 года, все это мы проходили.. неврологов, препараты, анализы и обследования..
оказалось, что сосуды шеи обвивают позвонки, кровоток нарушен...
ждем возраст 13-14, грозили нам головными болями, пока тьфу тьфу все хорошо

нет.. это физиологическая особенность. невролог нам порекомендовала отправить ребенка на море, так долго, как сможем.. улетели в турцию, почти месяц в качестве процедур было плавание... это был июнь, ребенок заговорил сразу целыми предложениями.. в августе ему исполнилось 4. ( что это, просто совпадение, или результат всего пройденного лечения, или еще что-то.. я не знаю.. ) в 5 лет пошли в логопедическую группу, было 10 или 12 дефектов речи, за год все восстановили и логопед даже научила его читать к 6 годам)
если Вам поможет, я могу посмотреть дома в карте какой степени у нас стояла задержка речи, какие препараты и обследования проводились)

Я правильно поняла, что при вашей физиологической особенности ребёнок рано или поздно заговорил бы?
Мой ходит в бассейн, кстати.

Спасибо. Это всё назначал вам невролог? Сам? Или вы сами выбивали назначить вам какие-нибудь исследования?

все обследования невролог назначала нам сама. помимо задержки у нас был гипердинамический синдром какой-то там степени, был период когда малыш заходился плачем, переставал дышать начинал синеть.. много чего было., одним словом

Доплера, ээг делали? Если там все ок, то развивайте моторику и ждите. А нас так же было, заговорил в 3,5, было вообще ничего не понятно из того, что говорит. Ходил в логопедический сад. За год поставили все звуки (из почти всех отсутствующих), прогресс был огромный. Врачи только говорили, что бывает, потом дети быстро наверстывают.
Обследовались мы по-полной, и в институт патологии речи обращались, тоже очень переживала.
У меня дочь знакомой не говорила до 3 лет совсем, после 3 лет было 5-6 слов. Они взяли платного логопеда-дефектолога, просо искали по району такой кабинет - еле нашли. Это именно логопед, который занимается не постановкой звуков, а именно развитием речи. Ходили 3 раза в неделю + кучу обследований, о которых писали выше. Никаких патологий не нашли, но речи не было. Стали искать др. логопеда, попробовали пару - не пошло, вернулись к прежнему. В 5 лет появилась только речь. С 5 до 6 ставили 6-7 звуков. Сейчас в 7 ребенок говорит нормально, развернуто, по звукам только р нет.
Другой пример - мальчик в группе д/с говорит в 7 лет очень плохо, не контактен абсолютно, т.к. дети его не понимают и не играют с ним. Родители пошли к логопеду, с которым работала первая знакомая только в 6 лет, результат есть, но хуже, чем у девочки. Очень жалеют, что слушали врачей, которые говорили, что логопед после 4.5. нужен. В 4.5. они занимались с логопедом в поликлинике и в садике, но результата особо не было, т.к. там занимались именно постановкой звуков, а у него глубже проблема, очень бедная речь.
Напишу сюда, может кто посоветует. Дочке три года исполнилось в апреле. Словарный запас активный- 700 слов ( я как нервная мамаша все подсчитала) при этом речь оставляет желать лучшего ,несмотря на постоянный прогресс: основная проблема в том , что говорит мало именно фразами. То есть, если знает как сказать грамотно, то скажет Довольно сложным предложением, а если нет - будет молчать или просто произнесет отдельные слова, максимум сочетание из двух слов, но не больше. не употребляет малышовой речи, и как следствие, сказать может не все что хочет, а только когда знает правильную "взрослую" фразу. Вот что это, очень страшно? Вдруг аутизм ??? ( начиталась в интернете, в панике. Хотя по тестам у нас его нет- делала АТЕК) Обращенную речь понимает, считает до 20, знает цвета, пазлы собирает, при этом в себе не уверенна, плаксива. В сад не ходит, в основном дома со мной. Кто то сталкивался с таким? Нам тоже к дефектологу, да? Да , дома слышит постоянно два языка, но говорим мы с ней только на русском.

Активный словарный запас Пушкина А.С. во ВСЕХ его произведениях около 600 слов, у вашего ребенка 700 - у кого проблема? Аутизм к этому как? Аутизм не в речи(при нем речь - лишь следствие), если в целом ребенок контактный и учится каждый день новому, то никакой проблемы нет, просто разговаривайте с ней, проигрывайте жизненные ситуации вызвавшие трудности сегодня. Она научится - речь, это постоянная тренировка. Да, то что она слышит второй язык может ее сбивать, мешать. Но вообще-то для своего возраста она у вас отличница и умница(700 слов, счет до 20ти). Дефектолог лишним не бывает:) Просто на всех их не хватает, но если у мамы есть возможность заниматься именно с дефектологом(а точнее под его руководством), то это прекрасно.

Спасибо, успокоили, просто важен взгляд со стороны, про аутизм - ну просто он на каждом углу , вроде дети аутисты говорят мало и заумными немного фразами, не по возрасту, вот отсюда и мысли такие. Ребенок очень контактный, но истеричный. Вроде у аутистов тоже истерики, но может другого типа, не знаю:(
У пушкина вроде тысяч 20 был запас:)

Есть ещё псевдоаутики, почитайте. Несмотря на один язык обращения к ребёнку, она у Вас потенциальный билингва, думаю дело в этом.

Спасибо. Прочитала про псевдоаутизм, но не поняла точно: это ложный аутизм , то есть беспокоится не о чем, пройдет, или все таки разновидность аутизма, то есть диагноз? Извините за глупые вопросы.

Все нормально у ребенка. Во-первых, двуязычная, во-вторых, просто тревожная. Признаки аутизма Вы бы не пропустили.
Автор, найдите ЦМПС вашего округа и сходите туда на консультацию с ребенком - там ребенка посмотрит комиссия из педагогов, психологов и логопедов, они же и могут помочь решить эти проблемы, а так же дать рекомендации куда еще бежать. Чем раньше начнете тем лучше будет результат и после 3х уже заниматься вполне нормально, это не годовасу домашку делать...

НЕТ! Это не поликлиника, это собрание педагогов, среди них только приходящие врачи бывают. Они сами смотрят детей в игровой форме, потом с мамой разговаривают, вопросов много у них, от приема поликлинических врачей это отличается как консерватория от первого урока в музыкалке. Просто найдите адрес в вашем округе и приходите! С моей дочкой занимались с 2х лет, хотя в поликлинике нам логопед говорила что берет с 4х...

Автор. Я не знаю в каком вы городе, но посоветую искать логопеда для особых детей. У них опыт работы с детьми раннего возраста. Я ищу группы в контакте и на форуме дети ангелы , какие выездные курсы будут в моем городе или рядом. На такие курсы приглашают хороших специалистов, из Реабилитационных центров, всегда есть на курсе нейропсихолог, дефектолог, логопед. Занятия каждый день по 1 часу или 30 минут, как выберете, в зависимости от возможностей ребёнка. Моя с Полутора лет на таких по 30 минут занималась. Курс идёт 11-14 дней. Каждые 3 месяца мы на таких курсах. А между ними занимаемся у себя с местными специалистами, кого найдём. Пока дочке 2,4, но нпш дефектолог говорит, что в 3 она пойдёт в обычный садик, все будет хорошо.
Если вы в Москве, то напишу специалистов, которые с нами занимались и мне понравился результат. Да, 2 фамилии из Питера тоже напишу.
Нейропсихологи: это Лена Терешкова, Лариса Мараева, Наташа Максимова, Ольга реброва.

Видела в окружении несколько таких детей. Все, кто расширял словарный запас и все понимал, - к 6-7 годам были вполне нормальными обычными детьми, НО с логопедическими проблемами разной степени. На математику, логику и эрудицию не влияло почти никак, а с чтением и письмом в начальной школе были проблемы. Ну такая особенность.

Проверьте сосуды шеи и головы,у нас была похожая ситуация,дизартрия. Делали массажи,лечение,и не верьте,что ждать надо до 5 лет,есть понятие "ранняя логопедическая помощь"

Мой сын заговорил в 3.1 в первый день турпоездки, резко, прямо в поезде. До этого не говорил практически ничего. Его так поразило все это новое для него - вокзал, купе, поезд. Было похоже на чудо, мы сидели и смотрели на него раскрыв рты:)
Это я к тому, что перемена обстановки может послужить толчком, об этом я потом уже прочитала.
Еще посоветую книгу Августовой "Говори, ты это можешь". Там много полезного можно найти именно по этому вопросу.
Моя нормально (полноценно) заговорила где-то в 4 года. При том с 2,5 лет она вполне успешно ходила в садик. Занимались до этого с дефектологом год, в общем, довольно результативно, но это все было именно для "догнать"...
НО. Неврологию мы тогда толком не проверяли. Мне для этого пришлось бы бросить работу, потому что на платные обследования мы тогда еще не зарабатывали, а на бесплатные... ну в общем, то, что удалось-таки пройти, потребовало уйму времени, а никакой толковой диагностики не получили. А по-хорошему, как я сейчас понимаю, это первое, чем нужно было заняться.
Вторая версия "успокаивающая" - моей всегда и для всего нужна была абсолютная уверенность в своих силах, никаких методов проб и ошибок )) Она и пошла точно так же. Когда четко была уверена, что вот теперь не упадет. Примерялась, подстаховывалась, тренировалась.. Аналогично, в саду выступала в роли активного слушателя, так что все говорливые дети ее обожали.
Короче, исключите неврологию, в хорошем центре, если есть возможность. Обязательно.
самое главное - это чтобы ребенок все понимал и была динамика в развитии речи. К логопеду раньше 5-ти идти точно не нужно - выброс денег. То, что он в 3-4 года будет усваивать 2-3 месяца - в 5 лет он освоит за неделю. Пока достаточно читать книжки, общаться, задавать ему вопросы

Вас послушать, а потом страдать?
Были у меня такие мамы, которые до 5 лет ребёнка к логопеду не вели. А у них дети всё-всё понимали, книжки вместе с мамой "читали", общались, динамика в речи ( с родительской точки зрения была ), а по факту ЗПРР.
С одним из них до сих пор занимаемся, переходит в 6й класс.
Считаю так: если маму ничего не тревожит, то руководствоваться общими положениями (проконсультироваться у логопеда в 1 год, в 3 года и т.д.).
Если настораживающие моменты возникли, то ребёнка (вне зависимости от возраста) следует показать специалистам.
показывать ребенка специалистам, в первую очередь неврологу, надо обязательно, не спорю. Но вот если с неврологией все в порядке, логопед ставит обычное ЗРР в 3 года, то бежать по логопедам смысла никакого нет. У меня двое детей были с ЗРР и наблюдала много таких детей вокруг, особенно мальчиков. В 3 года ни у кого из них нормальной речи не было, в 4 была полная каша и отсутствие множества звуков, в 5 начинали заниматься с логопедом и за год все приводили в порядок. Сейчас старший учится в гимназии в 6 классе - отличник) Хотя в свое время многие "доброжелатели" говорили, что ребенок в коррекционную школу пойдет, будут проблемы с чтением и письмом. Как раз наоборот - чтение и письмо освоил моментально и сейчас автоматическая грамотность. Младший в 3 классе, хорошист и тоже никаких проблем. Тут надо различать именно патологию и просто задержку развития речи. Задержка абсолютно нормальна, просто у всех созревание идет разными темпами. А вот при патологии действительно нужно начинать заниматься как можно раньше, только не с логопедом, а с дефектологом.
