А есть у кого успешный опыт по развитию упорного труда?
Есть сын 12 лет, во многом одаренный ребенок. Поэтому не привык к трудностям. Если что-то не дается легко, быстро сдувается, отказывается, а если нет возможности отказаться, впадает в истерику. Истерики преодолеваются, но с трудом. Если начинается методичная работа на результат, то очень из под палки, мне она стоит неимоверных усилий. У него вообще нет способности к рутинной регулярной работе. Зато рывками достигает удивительных иногда результатов.
У нас в семье уже есть примеры загубленных судеб на таком фундаменте, поэтому озабочена я очень. Конечно, что-то делаю, какой-то результат вижу, но в целом я не очень довольна.
Что мне почитать на тему развития навыка регулярного методичного труда?
Может, кто-то поделится собственным опытом?
Может, стоит заранее очертить круг профессий и других приложений сил для такого характера?

Где-то прочитала про правило 10ти шагов, сама себе взяла на вооружение. Мол если что-то начал, то не бросай, пока не сделаешь эти 10 шагов. Шаги, конечно, нужно помочь наметить.
Если сделал 10 шагов, а тебе все еще не нравится, не хочется, то бросай с чистым сердцем, это не твое.
Сама такая, но без истерик.) Стараюсь просто подобрать вид деятельности, где можно постоянно переключаться между разными делами, т.е. трудные, долгие задачи решаю по кусочкам, между ними - что-то более приятное.
И, конечно, помогает осознание того, что случится, если не осилю что-то трудное и при этом важное. Соответственно, и чадам постоянно всякие перспективы обрисовываю, они в этом плане на меня похожи.
В более взрослом возрасте и книги могут помочь; например, вспомнилась "21 способ съесть лягушку" Б. Трейси.

/Его истерики по поводу трудностей - отражение Вашей тревожности. когда Вы сами научитесь не превращаться воспитание ребенка в непрерывную проблему, тогда и он научится работать методично и упорно. :)
Мне этот метод очень помог. Но я изначально не считала периодические "спазмы самооценки" трагедией, которая способная "загубить судьбу". :D
Я не автор, но тревожная? и ситуация немного схожая. Как отпустить в СЕБЕ это? Написали вы автору очень правильно, на мой взгляд- проблема в нас.
Ежедневным повторением, "Это у всех такое бывает, оно проходит со временем и скоро пройдет. Все будет хорошо. С ним все будет хорошо!".
Я с дочерью как раз занимаюсь рутиной. Вязание, вышивка крестиком, музыка. Небольшими подходами, но требую движения вперед.
О, еще вспомнила. Варианты Кенгуру разных лет и разных уровней. От 24 до 30 задач за время от 75 до 90 минут. Тоже очень хорошо концентрацию тренируют :-)
Прошу прощения, а как выглядят примеры загубленных судеб?
А то у меня тоже есть экземпляр с аналогичным фундаментом, наплевавший на предоставлявшиеся возможности. Пока что его судьба, конечно, не внушает оптимизма с тз взятия высот, за которые ратуют миллионы образованных женщин, но и загубленной не выглядит. Просто неблестящая.
Именно так. Мой отец - такой человек. Мог достичь...мог. Но не стал напрягаться. Свободен. Счастлив. Никаких сожалений.
Например. С детства незаурядные способности по многим предметам. Все получалось слёту, медаль в школе, красный диплом в МГУ, все без усилий. Вокруг все (не родители) абсолютно искренне восхищались "ах, какая голова, ах, какие мозги, ах, какие подает надежды" В аспирантуре первый раз столкновение с необходимостью потратить реальные усилия и время. К этому не было привычки абсолютно, потому что раньше все делалось просто потому что интересно (и быстро получается).
На аспирантуру забил, переключился на другую область, где тоже по началу было интересно и получалось. Но развивался в ней только туда, где было интересно и не напряжно - то есть почитать лежа и освоить массивы информации. чтобы знать для себя - это ОК. Чтобы встать и применить на регулярной основе эти знания - это не очень. Естественно, на полученных знаниях и дипломах удавалось нормально работать и зарабатывать, но тоска заела. Точную цепь событий я,конечно, не смогу воспроизвести. Но кончилось алкоголизмом. Автор

Я не вижу прямой связи между нежеланием достигать высот и алкоголизмом. Знаю не один случай, когда алкоголизмом страдали люди, "всего" добившиеся.
Мой подопытный экземпляр, на данном этапе вынужденно окунувшийся в рутину (ради во), тут же увеличил прием легкого алкоголя, без которого легко обходился, оставаясь без во:evil:chr5
Горе, о туман! (с). Да..
Сама часто думаю - почему так прочен стереотип: тепленький академик - это стильно, работяга подшофе - моветон.
Конечно, алкоголизм случается при самых разных обстоятельствах. Тут он случился, предполагаю, из-за разочарований и неприкаянности.
Не было в данном случае нежелания достигать высот. Было ожидание, что высоты достигнутся сами собой, как они достигались в школе и в вузе. Когда одновременно и удовольствие, и интерес, и все легко и результат достигается.

Тогда я бы говорила не только о неразвитом упорстве и привычке к рутине, но и о необоснованных завышенных ожиданиях.
И как скорректировать такие ожидания, если у человека до определенного момента все отлично и все вокруг прочат ему большое будущее? Ожидания во многом формируются на основе предыдущих успехов, а не с потолка (это я про пример)
А это вопросы про моего сына: если нет опыта преодоления сложностей (ну... почти нет), как выработать привычку их преодолевать?
Есть опыт преодоления трудностей наскоком. "вот сейчас я один раз сконцентрируюсь , постараюсь" - и это помогает на данном этапе и формирует уверенность, что так тоже можно жить. А мне надо. чтобы учился постоянной собранности и делать каждый день по чуть-чуть, но каждый день, чтобы понимал, что иногда без временных затрат ничего не выйдет.

О каком возрасте речь?
У моего ожидания сами отвалились к концу школы. Мне было надо то же самое, что и Вам, но я не преуспела. Моё ИМХО - такую натуру не переделать. Практикуюсь на других:-)
Мне кажется, это всегда называлось попыткой направить в нужное русло, пока еще не успел напахать "по-своему":-)
Любая теория без опыта никак:-) Причем вероятность получения желаемого результата может быть как 5% так и 95%. Наверно, можно чисто теоретически навязать какие-то 50%-ные ожидания:-)
Моему 12.
А в примере моем первый облом случился под конец аспирантуры, то есть в 24-25 лет

Предполагаю, что каждый опыт такого рода слишком индивидуален. У вас по сути всё только начинается, лет через 5 будет более отчетливая картина. А в общем, вектор развития и стремлений вполне может меняться и у относительно благополучных, и у балбесов.
А напишите пожалуйста конкретные примеры, в каких случаях ребёнок сдувался и отказывался, и в каких случаях впадал в истерику.
Одарённость вашего ребёнка чем-то подкреплена? Или это просто вы так считаете?
Рутинная регулярная работа в 12 лет - конкретно какая? Выполнение ДЗ тоже можно назвать регулярной рутиной :)
не надо считать его одаренным. не получается - значит лузер, какая же это одаренность? называйте вещи своими именами, а не эвфимизмами.

Я могу его считать, могу не считать. Проблема не исчезнет.
Опытом поделитесь, пожалуйста, если есть.

Правильно волнуетесь. Я думаю, надо в области повышенных способностей искать равных конкурентов и заниматься с ними. Условно говоря, если не быстрее всех в классе бегает, надо привести туда где все бегают примерно как он или быстрее и поставить цель, к примеру КМС. Если лучший в группе по математике, найдите более сильную группу, курсы, где он вынужден будет напрягаться, чтобы не стать последним... примеры с бегом и матем от балды придумала, это в любом деле так.)
нее, все проблемы из головы идут. но вы даже не можете немного взглянуть на проблему по-другому, а не то, что начать искать решение.

Ну может автор выразилась не верно. Но смысл от этого не меняется, есть дети, которым легко дается обучение и они часто снимают сливки, удачно сходу ответил, быстро посчитал и уже герой. А есть те, кому надо надо время подумать, посчитать, сосредоточиться.
Я вот со старшей и не занималась почти, а как то проходили мимо школы и она предложила в нее зайти, может ее возьмут. И обнаружилось, что ребенок читает бегло, задачи решает и логика отличная. И пошла она в школу. В первом классе звезда, а потом хуже, хуже, к середине школы чуть ли на тройки скатилась. А вторую пришлось каждой буковке учить, каждую палочку с ней отрабатывать. Но идет ровно, на лету не хватает, но усидчива и будет стараться пока не сделает задание.

Я считаю, что приучение ребенка к методичному и упорному труду это чуть ли не основная задача родителей. Просто с кем то легче, а с кем то труднее. Со старшей у меня получилось. Хотя это работа с ней до ее 16 лет продолжалась, а дальше она смогла сама. Как то с ней болтали и она говорит, что те с кем она училась дальше зачастую удивлялись ее результатам и тому как она достигает целей. Она сама сейчас понимает, что это благодаря именно методичному труду происходит.
Со средней дочкой легче было, ей хуже все давалось и поэтому еще в началке навыки выработали, но и сейчас я постоянно контролирую, чтобы она все делала в срок и во время.
Младший, как вода, но есть учительница с таким же характером, как я, дома есть я, есть еще и няня в обязанностях которой

Попробуйте проанализировать, как он относится к критике и соперничеству, потому что на всякого одаренного находится еще более одаренный или не сильно способный, но методичный работяга, и "звезда" перестает таковой быть, будучи смещенным с флагманской позиции, а оказавшись на вторых ролях, резко теряет стимул к достижениям в области начатого, начинает нервничать, искать виноватых и трусит - проще уйти, чем потерпеть поражение и снова начать восстанавливать позиции.
Кто-нибудь предметно может объяснить о чем речь? Что подразумевается под методичным детским трудом? Мож, я чего недодаю:mda
Имеется в виду умение самостоятельно готовить, собирать/разбирать вещи, пылесосить, ходить в магазин, помогать по дому одним словом? Ну.. меня учили родители, да. Но я же девочка, да и жизнь тогда другой была, индустрией и не пахло, автоматов не было, учеба в таком объеме не было, гипермаркетов не было, закупок на неделю не было, да многих нынешних благ не было. А сейчас мальчику что прививать? У него учеба. Учеба, учеба..с головой погружен. Некогда. Готовить умеет техника, уборка техника, посуда техника, вещи стирать не доверяю, в стирку и чистое знает где, магазин тоже не доверяю, ну может разок сходить в ближайший за молоком. Уборка..треклятая, ее повесить в ущерб урокам и музыки не могу морально. Растет парниково((
Ну вот тут надо как-то себя пересилить. Старшему 10 лет, заставляю убирать уже всю квартиру. Конечно качество уборки так себе, но и Москва не сразу строилась. Методично указываем на косяки, их все меньше, но еще вагон :) Посуду да, моет посудомойка, как и стирает стиралка. Но вот вещи складывать по полкам, что-то вешать на вешалку...все это постоянно каждый день. Где-то забыл, где-то неаккуратно повесил. Терпение нужно адское. Но уже лучше чем года назад :) В магазин бегает пока только по "мелочи".
А у вашего совсем нет времени?...Даже выходные забиты?
Папа учит брюки гладить и рубашки- тут они, мои мужики, молодцы:-* а времени нет вообще, вся неделя расписана, шестиднева в школе, мрак.
Да нет, вы совсем не в ту степь поняли.
Если что-то не получается быстро и с первого раза, то работа начинает вызывать сильное сопротивление. Практически любая. То есть результат уже не важен и не нужен.
Например, делал по физике модель, делал-делал, в самом конце оказалось, что все не так. Надо либо разбирать, перебирать, либо заново делать другую. Необходимость повторно делать то, что уже делал, вызывает бурю эмоций.
По математике проще решить 10 коротких примеров, чем один на 10 действий. Вид здорового примера сразу вызывает бурю эмоций. Хотя после первых преобразований может оказаться, что он решается за минуту. Но он не хочет даже попытаться. А если олимпиадные задачки предложат, обрадуется и будет сидеть с ними и многое решит.
А я про то, что жизнь часто состоит из рутинных действий и их нужно уметь делать или избавляться хотя бы от необходимости их делать.
Автор

В моем понимании: приходит человек в ту сферу, в которой имеет способности, ему говорят об этом с порога - о том, что его дарование в данном направлении выше среднего, и это очевидно. Человек с энтузиазмом приступает к работе, но сталкиваясь с истиной, что ни на каких выше среднего способностях и только не въехать в олимпийский рай, а нужно принимать критику, трудиться не за страх, а за совесть, теряет интерес и начинает искать причины бросить занятия. В итоге весь из себя одаренный, а по факту ни одного достижения - нигде: все побросал.
да нет никаких предварительных дарований. у вас либо получается соответсвовать в определенной деятельности заявленным стандартам, либо нет, либо получается лучше других. любые оценки могут выставляться только по результатам деятельности. все предварительные оценки "дарований" просто субъективные суждения, если они потом не соответствуют реальным результатам - значит были ошибочными и однобокими.

одаренных детей, у которых по предмету своей одаренности ничего не получалось? значит этот только то, что вы давали неправильную оценку одаренности. одаренность, как и все в этой жизни, оценивается по результатам. а вы определи одаренность по чему своему, типа глаза красивые - актрисой будет)))))

Нет, просто одаренных, которых "смещают" те, кто трудится, как Папы Карло, методично и упорно:-) Ну, что значит - "я давала"?:-) Я не тренер и не педагог. Это их мнение.
значит тренер и педагог ошибались. или льстили. или они в принципе посрдественные тренеры. если у ребенка отличная природная растяжка, и суставы в обратные стороны крутятся, это еще не значит, что талантливый гимнаст. хорошие тренеры будут вкупе данные смотреть, и основной упор в оценке сделают на то, готов ли ребенок указания тренера выполнять прежде всего. для оценки талантливости или одаренности нужен хоть какой-то промежуточный результат. если не конечный.

Не вдавалась в подробности нюансов заключений. Насчет того, что дисциплина в любом занятии на первом месте - однозначно, как на старте, так и в расцвете. Вы меня совершенно верно поняли: как раз на этапе сравнения "промежуточных результатов" и происходят срывы.
У меня только "Папы Карлы", одаренных не имею:-)
Тю! Я-то думала, надо уметь рагу готовить и половики выбивать. Типа того. Я, честно говоря, вообще автора не поняла, о чем она в плане ежедневного труда:mda
Если ребёнок не хочет напрягаться в учебе - о какой одарённости может быть речь.
Истерики я бы еще поняла в 1-2 классе, когда только началась учеба, у ребёнка спадает корона, что он оказывается не самый-самый и что для достижения результатов надо работать.
Но истерики у подростка из-за того что "аааа, не получается, значит и не буду" - это уже странно.
А я вот понимаю автора, потому что своими глазами наблюдала картину как парень слил свой талант в унитаз. Если мы говорим не о школьной учебе- а с ней должен справляться любой интеллектуально сохранный ребенок - а хотя бы об олимпиадах, то происходит это так. Начальная школа - есть мальчик - который очевидно выделяется, показывает прекрасные результаты допустим по математике. Есть дети, которые занимаются в кружках и т.д , но приходит Никита и решает все эти задачи на олимпиаде быстрее и правильнее чем остальные. Он интуитивно понимает как их решать, у него развита логика и хорошее абстракттное мышление. Потом наступает 5, класс и 6, дети продолжают заниматься и вдруг оказывается - что кроме логики и природного интеллекта надо много знать. Чисто математических алгоритмов или методов решения и т.д а Никита не занет. а без этого никак. шансов нет. А что бы это узнать - надо садиться и заниматься, возможгл ему бы понадобиось в 2-4-6 раза меньше усилий, чем менее одаренному - но они бы понадобились. Но он не хочет и все. еще пара лет - и он вообще не конкурент тем кто продолжал заниматься. Об этом я думаю речь. Может это происходит потому что одаренность и сфера интересов не совпадают. Например слух идеальный, талант несомненный но хочется заниматься не музыкой а футболом. Если за спиной есть мама с палкой - получится Денис Мацуев. а если нет - то не получится пианист Мацуев, возможно получится футболист , но не факт:) а если совпадает - то прекрасно, тогда ребенка не надо заставлять рутиной заниматься, потому что она для него не рутина, а вполне интересное дело
я могу предметно объяснить.
парень может делать в школе только легкие задания. сложные не может. у мамы есть объяснялка на это - парень одаренный. и спрашивает: что с одаренным парнем делать? типа у всех ровные середнячки, и поэтому со всей школьной учебой справляются хорошо, а мой одаренный, поэтому сложные задачи ему никак не даются.

Методичный это придерживающийся в своем поведении точно выработанных правил, аккуратной систематичности и размеренности.

Монотонная работа, когда результат достижим только через некоторое время. Например, дочь решала 5-10 задач, а Кенгуру было сложно прорешать от и до. Опять же вязание и вышивка - до результата куча времени, а ей хочется результат _быстро_, если его нет, то и вообще от занятия готова отказаться, нет привычки к усидчивости и сосредоточению на монотонных повторяющихся действиях.
у вас не очень правильные примеры. есть возрастные рамки возможностей. чтобы связать шарф, нужно вязать по пять рядов в день. за месяц шарф свяжется. этому ребенка надо НАУЧИТЬ. рассказать, что большеое дело за один раз не сделаешь, потихоньку - сделается. примеры привести из своей жизни, из ее собственной, что писала каждый день в тетради по пол страницы, а в конце года - целая тетрадь. при этом если взрослый сможет шарф за день осилить, то семилетка точно нет. и требовать от него невозможного нельзя. можно начать с вязки шарфа кукле. его за один присест можно сделать. так от простого к сложному дети в сотоянии освоить любое дело.
кенгуру не знаю что такое. но опять же каждый день по 10 задач - за 10 дней их решено сто. нафик больше 10 задач за день решать? это к усидичвости не имеет отношения. это последовательность. не забывать КАЖДЫЙ ДЕНЬ одно и то же делать. опять же к способностям никак не относится. если ребенок в принципе готов пол часа над чем то просидеть - он усидчив вполне. все остальное - неправильная организация его деятельности. если он не хочет у вас "шарф вязать" принципиально, то дело в мотивации, а не усидчивости.

Я не требую от нее шарф вязать за день, мне нужно методично по 5 рядов. Но вот у дочери -либо весь шарф сразу, либо никак. Ей как раз очень сложно по чуть-чуть, когда результат почти не виден.
А про задачи -это формат олимпиады такой, что победитель должен сделать не 10, а 24 или 30 в зависимости от возраста. На такое количество задач нужно уже напрягаться ей и решать монотонно одну за другой, не отвлекаясь, т.к. время ограниченно. По первости плохо получалось, лень было, сейчас решает...
Мне тоже очень не нравятся эти рывки и отказ от идеи, если время реализации затягивается. Как только я это поняла, вот и придумала вязание с вышивкой -достаточно объемные занятия, которые можно разбить на маленькие порции для тренировки без ущерба для самого процесса.
Если сын любит читать, купите ему книжку "ты можешь больше, чем думаешь", автор Армстронг Томас.
"Эта книга поможет вашему ребенку узнать, что он из себя представляет и кем может стать. Он раскроет свои сильные стороны, научится использовать их в учебе и повседневной жизни. Поверит в свои силы, сможет лучше понимать себя и окружающих. И, наконец, перестанет спрашивать, умен ли он."
Автор, я вам наверное полезного не подскажу, ибо сама в поиске метода. Мой сын такой же, и я сама такая же. Я была очень одаренным ребёнком, в школе все давалось слёта, никаких усилий в учебе прилагать не приходилось. Я вообще не понимала, как это - готовиться к контрольной, например. Прочитала, и все знаешь, что к ней готовиться-то. Попа настала на втором курсе института, когда оказалось, что дифуравнения и прочая высшая математика сами в голову не запрыгивают. Я поняла, что я дебил, впала в ступор, в итоге через год бросила институт. Работала весело, но всякой фигней занималась по большому счету. Сижу теперь со своим гениальным мозгом, борщ варю.
И вот старший сын такой же. Пытаюсь ему постоянно давать задания чуть сложнее, чем он может взять сразу. Чтобы посидеть, подумать. Но это каждый раз истерика, скандал и никакого толка...
Мне тоже нужен план.

Попросите его гречку перебрать. Сначала стакан, потом два, потом пакет. Очень помогает. Знаете как муторно перебирать? Сложнее наверное только пух с перьев обрезать часами маленькими ножницами. Но главное это то, что в итоге понимаешь, что край у любой работы все таки есть и ты способен ее выполнить. И тогда более сложные задания не страшат. Не получилось, ничего страшного, выдохну воздух и попробую заново, не получился результат, значит надо опять начать, подумать, попробовать другой метод.

Да чего уж мелочиться, лучше смешать гречку с рисом и пусть перебирает, гречку налево, рис направо. А не успеет до 7 вечера, на бал не поедет!

Мне видится что проблема у вашего сына психологическая и, возможно, с вашей стороны педагогическая. Сын не готов прикладывать долгие усилия, а вы не всегда верно можете сформулировать ему посильную задачу (тоже большое дело, поставишь легкую задачу - нет развития у ребенка, выполнит ее по готовому шаблону. Поставишь задачу абсолютно новую, ребенок пугается и отказывается даже пробовать). Теперь скажите, вы обучались психологии или педагогике? Скорее всего нет. Что тогда вам остается? только искать соответствующих специалистов - психолога и репетиторов.

По своему опыту могу сказать, что лучший способ стимулировать подростка к учебе - это поместить его в мотивирующую среду. Отдайте ребенка в хорошую школу, где детям весело и интересно друг с другом, но при этом они мечтают о карьерах ученых и крупных специалистов, а не парикмахеров и дальнобойщиков. В такую школу, где детям на дни профориентации приходят физики-ядерщики, биотехнологи и философы, а не попы и графоманы. Родители в 12 лет могут намного меньше, чем среда сверстников и наставников.
Я помню как в моём детстве к нам пришёл мальчик, мама которого перевела его к нам с той же мотивацией.Да пофиг ему было,называл нас ботаниками, сидел нихера не делал.
О, он уже учится в такой школе и я действительно отмечаю влияние среды. Например, они там в 6-ом классе уже вовсю думают и обсуждают, кто на какой профиль хочет пойти в старших классах и разной подростковой фигни у них поменьше.
В обычной учебе у меня нет претензий, беспокоит то, что Ехидна выше описала про шарф - если не получается сразу и быстро, то уже неинтересно. То, что делать долго, а смысл сразу не очевиден, вызывает протест.
Вот пример вчерашний. Решал сложные уравнения с большим количеством вычислений. Ответа нет, как узнать, что корень найден правильно? Сделать проверку. Проверку ему делать категорически лень, потому что опять надо что-то считать. В принципе, правильно решил. Но как можно быть в этом уверенным, если не подставил корень в уравнение? 95% дела сделано. Но оставшиеся 5% могут все испортить.
Или то, что я выше описала - с изготовением модели.
