Не понимает, как решать задачи
Гостит сейчас у меня племянница. 11 лет, закончила 4 класс. Школа России. Годовая по математике - 3, но в какой-то четверти была 4 и вообще, вроде бы, за год могла 4 выйти, чуть-чуть не хватило.
Просили позаниматься с ней математикой. Решаем задачи из книжки "проверочные работы за 4 класс", они там много не решили за год.
И я понимаю, что ребенок вообще ничего не понимает. "Срезали 45 красных тюльпанов. Это на 5 меньше, чем желтых. Сколько желтых?" Перебирает варианты: надо разделить? надо все сложить? Не понимает, каких тюльпанов больше.
Выкладываю перед ней 1 банан и 3 персика.
- На сколько персиков больше?
- На два.
- А на сколько бананов меньше?
- На один? Ой, нет, надо сложить?
На деньгах (у тебя 10 рублей, у брата 5....) вроде поняла. Но не знаю, сохранится ли это понимание до завтра.
Что делать? За 1 класс учебник взять?
Я тоже думала, что нет. Однако, Волкова. Математика, проверочные работы 4 класс, страница 39, номер 2 - это про тюльпаны, на которых мы застряли. На соседней странице про мячи аналогичная задача.
И проблема, что этот примитив ребенок не решает самостоятельно.
По существу - начать с азов. Что такое " на сколько" и что такое "во сколько". А вообще, этим родители должны были заниматься во время учебы. Либо родители пофигисты, и она все равно будет иметь 3, либо не в коня корм. Но если терпения хватит - разгребайте.
Да, брать за первый класс. Причем поищите те "задачи", которые ходят мемом в интернете:"У Незнайки пять огурцов, а у Знайки 8. Сколько яблок всего?" и тому подобные. Там в некоторых пропущено условие, а есть только вопрос, у некоторых наоборот нет вопроса, где-то напутано в условии. Посидите с ней, поразбирайте, пусть она научится ЧИТАТЬ задачи, найдет, что не так. Потом пусть исправит. Пусть придумывает сама задачи, это очень важный навык для понимания. Играйте в них- берите яблоки, конфеты и проигрывайте условия.
Что делать? Начать с начала. Хотя бы с задач второго класса (пусть родители купят раб. тетради за 2, 3 класс). Учить рисовать схемы, это помогает визуально понять, что произошло и что надо найти.
возьмите рабочие или проверочные за второй. У нее явный пробел. И я так понимаю родители объясняют не так , как она может понять. У подруги сын такой. Мальчик неглупый, но в школе на уроках ворон ловит а дома мама объяснить не может. Иногда в гости прихожу, решаем с ним , ухожу - он знает лишь тот кусок который был в ДЗ (теоремы задачки) пока идет тема ловит пятерки, дальше опять по новой
мне понравились итоговые проверочные фгос https://www.labirint.ru/books/545010/
только я брала за 4тый, посмотрите внутри по содержанию то ли это что вам нужно
Он не должна. Ее попросили родители, она, очевидно, согласилась. Зачем - ее личное дело, не находите?
Ну, наверное, много свободного времени у человека, раз берется за короткий срок всю начальную школу пройти ))
Так она ж не знала, что ребенок не только программу 4 класса не до конца знает, а и за все предыдущие годы ничего не выучил.
да перестаньте. Со мной тоже племяшка 1,5 месяца проводит, закончила 2 класс. С собой, естественно, дз на лето по тению, математике, русскому, английскому и окружайке. Делает его вместе с моими детьми по 1,5 часа утром и вечером. Естественно я вижу и проверяю, что и как она делает, что-то поправляю, что-то объясняю.
как в обнимку с тазиком черешни, да ещё на качелсях можно заниматься математикой?
Вот сколько себя помню и в старших классах, и в универе - абсолютно невозможно что-то писать\решать на улице. Чуть-чуть дуновение ветерка - там сраница завернулась, там перевернулась или солнце сильно яркое, глаза устают и концентрация падает. Просто читать худ. литературу- можно. Всё остальное - это утопия, ну или красивая картинка в мозгах говорящего
Ну то, что ребенок не математик - факт. Могу лишь поделиться одним наблюдением - брат моей подруги очень трудно решал в детстве задачи. Но как только вместо яблок фигурировали рубли, дело шло куда бодрее... Ну вы уже догадались, что мальчик стал очень успешным человеком. Оказалось, ему было просто неинтересно, и он думал о другом.
У меня такая же девочка почти 11 лет, тоже закончила 4 класс. По математике с трудом получила годовую тройку... я технарь , старший ребёнок все эти задачи щёлкал без моего участия... и вот.... думаете, я эти задачи с первого класса немпыталась деточке втемяшить???? Но. У таких детей, видимо, мозг не так устроен.....
Это понятно. У меня есть опят преподавания детям, чужим. И с двумя своими, один из которых все понимает, а второй нет:) ни меня, ни учителей, математику только, с остальным нет проблем:)
Вы знаете, таким особенным в понимании математики детям нужен и особенный педагог, который найдет особенный индивидуальный подход именно к этому ребенку. Понимаю, это сложно найти такого педагога, но не невозможно.
У Шкляровой есть тонкая методичка "Как научить вашего ребенка решать задачи" - там с азов, с краткой записью условия (чего сейчас нет в началке) - разные виды задач разобраны.
спасибо тебе, добрый человек(с)!
книжку заказала
у нас другая проблема: с краткой записью условия (чего сейчас нет в началке) :animal2
бедные дети! ругаются!!!
дожили: сейчас с дочкой вместе полистали и заказали книжку, так дочка выдала "а может мы вообще лучше дома будем учиться?":ups3
краткая запись и в началке есть,и в пятом классе. особенно в пятом - попробуй не запиши условие,два поставят и всю плешь проедят...
а почему тогда краткой записи не учат? я думала, дети надо мною издеваются, когда говорят, что и на доске учитель каждый раз по разному записывает: посмотрела их тетради и поняла, что нет, дети не издеваются!
жесть! первоклашки на каникулах, радующиеся:ups3, что смогут разобрать по типологиям, как записывать эти долбаные простейшие задачи!
ага:-(
<так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет>
не знаю... у нас учат: что в началке,что в пятом. ребенок знает,что и как записать. и в классных работах всё чётко.
Мой ребенок (3 класс) мучился с задачами именно из-за этой дурацкой краткой записи. Когда я разрешила ему просто решать задачи и писать ответ, он все задачи полюбил сразу как-то. Снижают не до двоек, а до четверки всего лишь. Ну как можно 2 поставить, если все правильно решено и ошибок нет в контрольной? Нашей учительнице иногда надоедает снижать, тогда она и пять поставить может.
наша учительница грозит во втором классе снижать оценки "за каллиграфию" - всё бы ничего, но она любитель "петелек", причем не только в верхнем соединении буквы "о":ups3
до этого у меня с детьми была договоренность, что первый класс они будут выполнять эти странные требования, но потом я тоже против (тем более за явной абсурдностью и необязательностью) формирования у детей "врачебного почерка"
а тут такой пассаж!
пришлось лезть в методологию
оказалось, что единый нормы отменены, действуют письма от 1998 года, где совершенно четко прописано, что может быть две оценки через слэш - по знаниям и по "общему впечатлению" - общее впечатление как личный субъектив учитель может выставить в тетрадь и в дневник, но эта вторая оценка не идет ни в журнал, ни в расчет итоговых оценок по ведомости! к оформлению (форме краткой записи) тоже относится, есличо
так что дети успокоены, что вопрос "с петельками" будет решен
что не отменяет освоения правил краткой записи, чтобы сами дети не мучились (сидят, ругаются, что можно два десятка задач уже решить, пока придумаешь, как одну кратко записать), но освоение этого - инициатива и радость самих детей:-)
вот подробнее:
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224. На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
http://docs.cntd.ru/document/901758698
Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)
Каллиграфии НЕТ!
http://www.kids120.ru/flb/srv/u/q/uqgcsv.pdf
оформление в тетрадях
Моя дочка закончила 1 класс. В третьей четверти учительница раздала всем памятку с образцами краткой записи задачи. Домашнюю работа всегда делали по образцу. Несколько дней и ребенок самостоятельно без подсказки может написать краткую запись.
Это когда к простой задачке, типа "В трех одинаковых коробках 12 карандашей. Во сколько таких коробок можно разложить 16 карандашей?", которую решать 2 минуты, требуется начертить громоздкую таблицу указанием: сколько было, сколько в одной коробке, сколько стало и т.д. Типа без этой таблицы ребенок понять задачу ну никак не может.
Сначала разобрать про больше и меньше. Потом разобрать на сколько. Потом разобрать во сколько. и просто это ВЫУЧИТЬ как таблицу умножения. ВО сколько - это умножение или деление, НА сколько это разность или сумма. Девочка пытается угадать. И с деньгами или конфетами у них у всех получается отлично, а как дело доходит до км и огурцов - полный затык. И еще , из большего надо вычитать меньшее, если огурцов вышло -4, то это неправильно.
Учить как таблицу умножения способы решения задач нужно, если ребенок безнадежно тупой. Математику нужно понимать. Лучше объяснить сто различными способами, но добиться, чтобы ребенок понял.
Не безнадежно тупой, а ДРУГОЙ. У меня дочь такая. У нее иное мышление, иные алгоритмы запоминания и логики. И она все понимает, но не умеет решать так как они проходят в школе. За то она в 2-м классе легко освоила отрицательные числа, для нее отрицательная шкала - пустяки, но без этого объяснения отрицательных чисел мы не сдвинулись ни на грамм. Она не могла решать элементарные задачи и уравнения. Потому что для нее и сейчас не существует временного понятия(самые простой пример это линейка). Она не скажет что было до и после, что такое предыдущее и следующее. Но вот знаки и модули чисел для нее просто. Думаете ей здорово учиться в школе, где в первых классах нет понятий отрицательного числа?
Так все 11 лет и будете наизусть учить алгоритм решения задач? Память в таком случае феноменальную иметь нужно. У меня много занималось двоечников по математике - всем удавалось объяснить - наизусть ни разу не приходилось заставлять учить. Может мне везло так? Если бы не удалось объяснить ребенку суть задачи, я бы отказалась и от денег и от дальнейших занятий. Наизусть учить то, что необходимо понять - это издевательство над математикой.
Причинно-следственное мышление нарушено у вашей племянницы. Прямые связи еще может видеть,а вот обратные с трудом.В задаче про тюльпаны есть четкий признак , по которому она может ориентироваться: если написано "на", значит надо либо складывать, либо вычитать. Если написано "на 5 МЕНЬШЕ, значит точно вычитаем 5. Она либо забыла,как этими признаками пользоваться, либо не знала с самого начала. Задача усложнена тем, что 45 по условию -это следствие, а не причина. И вопрос в том, как получить причину,имея следствии ( 45 тюльпанов) и указанное действие ( вичитание 5). Она бы поняла, если бы кто-то с ней систематически занимался. Еще полезно такие задачи "проживать. Нарвать 45 красных бумажек. Физически подержать их в руках, прочувствовать. Сколько надо нарвать желтых, если разница между ними - 5 тюльпанов .
Кстати о разница. С помощью рулетки( которая по суть аналог числовой прямой) можно показывать, как эта разница выглядит физически. найти отметку в 45 см. Отложить разницу в обе стороны. Что получится при увеличении, и что получится при уменьшении. Объяснить,в каких случаях уменьшаем,
и в каких увеличиваем.В школе при решении ребенок может забыть алгоритм, но вспомнит рулетку и сможет сориентироваться.
Еще можно "решать с конца" . Диалог примерно такой:
-что надо найти в задаче?
- количество желтых тюльпанов
- то есть их количество нам не известно?
-нет, не известно
-нарисуй большую коробку. В ней лежат желтые тюльпаны.
- кроме желтых тюльпанов, кто еще действующие лица задачи?
-красные тюльпаны. Их 45.
- если сравнить красные и желтые, каких меньше?
-меньше красных
-нарисуй рядом с коробкой маленькую цифру 45. Красных меньше, а на сколько?
-на 5.
- то есть если из коробки убрать 5 штук, их станет поровну.
Таким образом, вы приходите к уравнению х-5=45. А дальше уже по заученной схеме, как найти вычитаемое. У таких детей абстрактное мышление хромает, но великолепно развито предметно-образное.Им обязательно нужна картинка.
Любую задачу, простую или сложную, надо начинать с рисунка. В любом классе. Это путь к пониманию.
Но, к сожалению, дети часто пытаются угадать, сложить/разделить/вычесть увиденные в тексте числа.
Вы абсолютно правы -- картинка и наводящие вопросы.
Покупала видео Лысенковой (школа Шаталова) - ребенок с радостью смотрел
https://youtu.be/WPIcwz18igA?t=77