в сотый раз....про речь 2,7
Пройдены все врачи, массажисты и остеопаты. Диагноз задержка темпов развития речи. Ждать сказано, т к проблем не видят неврологи. У кого были похожие истории? Только мне диагнозов по интернету ставить не прошу. Только опыт ))) Ребенок объясняет отлично все жестами, слова свои плюс мама,дай, я, да, нет...и все(
Вам самой как кажется? У меня сын и племянник ровесники. Сын говорить начал в 2,5 и это был поток бессознательного:) длиннющие предложения состоящие из слогов, а племянник молчал. И в три молчал. Заговорил к 4. Но и мне и сестре было понятно, что проблемы у моего. Сейчас им по пять - у моего проблем с речью полно, племянник разговаривает прекрасно.
спасибо! Мне кажется, что с развитием у него все отлично, несколько неврологов это подтвердили в неформальной обстановке наблюдая за ним, очень сообразительный парень, но вот все жестами и очень понятно, делаем вид, что не понимаем, но это невозможно ) кажется, что все ок, вот вот жду, но как только появляются бабушки и люди со стороны- сразу появляются тараканы в моей голове
У меня девочки заговорили в 2,8, мальчик в 3,2.
Диагнозов никаких нет.
По врачам не бегали, т.к у меня вокруг реальные дети, а не евские. которые в год стихи читают :)
к 2,7 было то же самое и у дочки, и у сына
мама-папа-дай-на
но на кошек слышался мя, на собак гау, на машины-самолёты-всё-что-движется у-у-у - т.е. связка между мозгом и языком была
поэтому по врачам вообще не ходили:-)
дочка заговорила в 2,8, сын в 2,10 - сразу сложноподчинёнными предложениями, до этого онЕ просто копили словарный запас, видимо:-)
к 3-м годам по дому передвигались два радиоприёмника, читающие стихи и пересказывающие чевостика:ups3
У нас та же история была. Прорвало в 3.2, сейчас 3.6 - говорит предложениями, песенки поет, стихи рассказывает. С 2.5 ходили к логопеду, в игровой форме "запускали речь" - игры, мелкая моторика, повторение слогов..
Вроде для мальчишки лет до 3 - вариант нормы. Достаточно подобных историй.
Мой в 2 года знал слова 3, мама-дай-ненадо. Ходили в этом возрасте к хорошему неврологу, он сказал что если ребенок обеспечивает своей речью свои потребности, значит все ок.
Речь пошла развиваться с 2,3, но медленно, никаких прорывов. В свои 3 говорил хуже, чем дочка в год. И сейчас речь оставляет желать лучшего - тяжело дается подбор слов, хотя поговорить любит. Но с чтением, математикой и много чем еще полный порядок.
PS: прочитала ниже про проблемы в части логопедии - это было, много звуков не выговаривал. Но достаточно быстро их поставили в возрасте лет 5. В 6 лет уздечку растягивали, коротковата была. Возможно стоило подрезать при рождении, а в возрасте 4-5 лет нам в этом уже отказали. Сказали ждать возраста постарше. Тем не менее растянули, сейчас дикция чистая, лучше чем у многих.
Да, врачи правы, только ждать. Но только в случае, если не было проблем во время беременности и родов (гипоксии, например), если ребенок не болел на первом году жизни, если не было травм.
Можете попить чего-нить от тревожности :)
похожие? а как без сравнения подробностей диагнозов узнать сходство? проявления могут быть похожи, но с разными причинами
и разеыми последствиями в дальнейшем
у подруги сын заговорил в 4 года - в карте уже подозрение на аутизм стояло и задержки всевозможные
а он заговорил и очень быстро речь развилась
к 7 уже не отличалась от других
но это не показатель, что так у всех и надо просто ждать и все само образуется
У моей подруги лет до 4 не говорил сын. К нашему ужасу, он начал изъясняться жестами. То есть все понимал, а сказать не мог. К счастью, она не сидела на попе ровно, а ходила по врачам. Оказалась страшная дизлексия -- спазмы и паралич артикуляционных мыщц. Логомассаж, логогимнастика..... очень много упражнений. Занимались ежедневно, вытянули парня, ходит в хорошую школу, умничка. Но она очень жалеет что в 2-3 года велась на "ждите, у всех свой темп". Ну когда уже жестами изъясняется ребенок - явно он испытывает потребность в коммуникации, но не может ее осуществить.
Племянница моего мужа тоже не разговаривала, но было видно, что ребенок контактный, все понимает, речь заменяла жестами. Приветливая, играла вместе со всеми, взгляд разумный и т.д.
Сейчас ей почти 5 лет, она говорит, но плохо. Предложения сложные, слов много, но не качественно все это. Или неправильные окончания или плохо выговаривает. Мои так года в три разговаривали. Родители проблемы не видят. Т.е. речь у нее развивается, но в своем темпе. Есть ли диагноз - не знаю.
Постепенно, наверное, не будет заметно. Но она не болтушка. Мои дети идут и постоянно что-то говорят, расскзывают, шутят и т.д. Она больше молчит. Говорит только по делу. Мне кажется, что эта манера сохранится надолго. Как неуклюжие дети любят спокойные игры, так и этот ребенок с проблемой в речи помалкивает. Но это, наверное, не так и страшно.
Мой двоюродный дед молчал до пяти лет(говорил слогами). До революции это не лечили, а ждали. Он давно умер в свои 94. А тогда в 5 он заговорил, по жизни писал отличные стихи, ставил пьесы. При этом был талантливым инженером и любимцем женщин. А в 60 он решил выучить английский. И выучил до свободного разговорного. Не лечили раньше, да и норм не было.
Если вы видите, что кроме речи все остальное с ребенком хорошо, что он не отстает, то вообще не парьтесь.
А вашему ребёнку сколько?
Из опыта: если всё в порядке,то в 2,6-2,8 должен быть прорыв, также во время и сразу после летнего сезона. Очень полезны моря, смена обстановки в этот период.
Если к осени сдвиги будут минимальны, то проблема есть. Будете искать её.
Это личный опыт пятилетней работы в центре раннего развития ( с детьми от 1 года ).
Моя девочка заговорила в 2, как только пошла в ГКП.
А бабушки и нянюшки, да, нагнетать ещё как могут!
Из моего опыта уже выросших детей друзей-знакомых, у кого поздно заговорили дети, все имели логопедические проблемы к школе, которые так или иначе решились. В остальном проблем не было. Только один мальчик (крестник) "в процессе", ему 7 лет, говорит очень умными фразами, богатая речь по словарному запасу, но половину звуков не выговаривает и в целом имеет отставание в психическом (возрастном) развитии.Но там еще издержки воспитания, поэтому трудно понять что первично.
Средняя дочь не говорила почти до трех. Подрезали уздечку, заговорила. Умница , красавица , два языка свободных , третий на хорошем уровне, но не свободный, думаю за год подтянет, хочет начать четвертый учить в универе.
Средний сын заговорил в три года,сразу фразами, язык плохо его слушался,занимались с логопедом. Сейчас все в норме ,8 лет ребенку.
Младший сын не говорил в 2,7. В 3 тоже не говорил. В 3 года 5 месяцев так же толком не говорит. Искаженные слова, хотя их больше с каждым днем, но речь не по возрасту. Проходит лечение, занимается с дефектологом. Поддерживаем пассивный запас.
С 3 лет есть диагноз: задержка психоречевого развития, сенсо-моторная алалия (от невролога и психиатра), ОНР 1 (логопедический).
Так что как будет у Вас - никто не скажет. Может быть, к 4 годам заговорит "сразу предложениями, как взрослый", а может быть - не заговорит.
так и у вас так же заговорит к четырем-пяти, вы будете потом писать, что выбрались из алалии тяжелой.
Посмотрим. Надеюсь на это. Но пока у ребенка речь на уровне 1,5-2 лет. :( Да и общее развитие сильно хромает (бытовое, познавательное). :( Хотя об УО врачи не говорят, видно, что связи у ребенка образуются, да и речь он понимать начал неплохо.
Даст Бог - к школе выберемся.
Моим племянникам-двойняшкам (мальчик и девочка) по 4 года. Год назад почти не говорили (примерно как вы описываете). Сейчас говорят, но далеко не все понятно, плюс как бы заикание, торопятся, проглатывают слова.
Еще племянница 3 года говорит, предложения есть, но тоже не очень понятно, но все же гораздо лучше, чем двойняшки в ее возрасте, то есть примерно так, как говорят двойняшки сейчас.
Двойняшки от сложной беременности, с родовыми травмами. Девочка-племянница - беременность и роды без патологий.
Моя дочь (гипоксия при рождении) заговорила очень рано: 1,6 - предложения из трех слов, 1,10 -беглая, но "картавая" речь, к трем годам вообще нормальная членораздельная речь, была проблема с буквой "р", которую решили в саду в 4,5 года.
все прекрасно)))) но "проблема" с буквой "р" становится проблемой только после пяти лет)))) до пяти - это физиологическая норма)
А я и не спорю, совершенно не парилась на счет "р", просто отметила, что в 3 года не выговаривала, а в 4,5 в саду логопед поставила этот звук, буквально за пару занятий.
Мой опыт таков, что речь надо развивать.
Я по развитию речи дочки вижу все собственные вмешательства и невмешательства. Все что я делала и не делала, то как я разговаривала или наоборот не проговаривала, все занятия, на чем упор делала - все это в речи отражается на сто процентов. Речь как ни крути - это отражение речевой среды. Нет речевой среды - нет речи, это всем известно. Речевая среда слишком сложная - речь задерживается. Нет у ребёнка возможности использовать речь - опять развитие тормозится. И самое главное - любые плохие привычки со временем закрепляются. И речевые в том числе, - невнятная речь, ошибки в речи, бедная речь, привычные темы для бесед, привычные обороты речи - это все закрепляется, само не рассасывается)))) и физиология тут игарает свою роль, и психология ребёнка и взаимоотношения ребёнка с социумом (дома и вне его). так что ждать тут - это только если логопеда ждать, кому то все равно с этим придётся работать, не вам так ему. Кстати, на Еве часто все про логопедов пишут с легкостью, мол позанимались с логопедом - и все прекрасно. А ведь на самом деле занятия с логопедом предполагают плотную работу дома родителей в том числе. Даже на одном логопеде не выедете никак, все равно самим ластами надо шевелить))))
Согласна с Вами. Я уже писала выше, что у меня дочка очень рано заговорила. Уверена, что еще и потому, что мы с ней очень много разговаривали, и вообще, пока я сидела с ней дома до года, у меня у самой была потребность говорить, говорить постоянно:-)) я почти все свои действия сопровождала речью, обращалась к дочери (понятно, что она не могла никак ответить мне в 3-6 мес., но в 9 мес. были уже и "да", и "мама", и "неть"). Много читали стихов. Дети очень хорошо воспринимают именно стишки, не сказки в прозе. Купаю ли я ее, кормлю ли, переодеваю - все у меня было под "стишки". Благинина в этом плане на ура идет.
Насчет логопеда. В нашем саду (комбинированного вида), даже в нелогопедической группе, каждый день были занятия с логопедом, который не столько звуки ставил (но и не без этого, т.к. кому-то надо было шипящие подправить, кому-то твердую "л" поставить, кому-то, как нам, "р" научиться произносить), сколько занимался развитием речи: описание картинок, пересказ сказок.
Это у вас, наверное, один ребёнок. Поэтому кажется что связь есть. А у меня 2.. Тот с которым разговаривали больше, мальчик, говорить стал в 2.5. И сейчас с этим сложности. Зато в 4.9 читал со скоростью взрослого.
А второй, дочка, с которой разговаривали мало, в год уже предложения строила. И меня разговаривать заставила. Зато читает плохо.
Проводили исследования с детдомовцами и выяснили, что увеличение общения с детьми не оказывало значимого влияния на развитие речи, с которой у детдомовцев отставание. А вот тренировка моторики, причём какой то специфичной, кажется что-то было про большой палец и его работу - давало заметный прогресс. И вот с моторикой у моих детей связь именно такая: кто хуже говорит у того она хуже..
Да, у меня один ребенок, но вот связи с моторикой не прослеживалось. Скорее, наоборот))
Очень неловкая, "криворукая" я бы даже сказала. Конечно, как положено, занималась с ней мелкой моторикой, правда, к моменту начала занятий, годам к двум, ребенок уже бегло говорила.
у меня два ребенка, связи ни с мелкой моторикой, ни с "речь надо развивать" не прослеживается:-)
сын к своим 2,10 (когда он, наконец, заговорил) вовсю лего мелкое собирал - дочка была менее ловкой, но заговорила чуть раньше (2,8)
речью активно и рано занимались с обоими (бесконечные разговоры, стихи, книги, диски - постоянный поток), но заговорили оба к 3-м годам, вот только тогда единовременно весь словарный запас и выдали:-)
слишком сложная речевая среда ЗАДЕРЖИВАЕТ речевой старт. не особо правильно говорить с ребенком обо всем на свете, быстро и не громко, то есть обычной взрослой речью. вы и получили своим постоянным потоком закономерный результат. наверное еще и чистота речи (звуки) была не очень, да?
разговаривали бы потешками с ребенком, короткими, простыми и одинаковыми, с щекотками и прочими телодвижениями в такт, участвовали вдохновенно диалогами с трехмесячным еще малышом на его уровне (агу-ага для начала, а потом и бапамакавака, когда лепет появляется) - вот и мониторили бы результат. он бы себя ждать не застаивил бы))))
для быстрого старта и развития речи надо спускаться на уровень малыша. у вас когда уровень малыша сравнялся с интеллектуальной нагрузкой читаемого ему - он и заговорил тогда))) сразу всем тем. что впитывал в себя три года, да) ничем другим не сможет заговорить))
у детей еще и няня проф педагог-дошкольник, так что потешек было тоже более чем, и звукОвка в том числе)))
тем не менее, заговорили оба ребенка к 3-м годам
до этого было ма, па и звукоподражание, даже без двухсложных предложений
вот вы пишете, что речь ребенку развивали-развивали, а она сама в итоге развилась, и связи вы никакой не увидели. а потом пост за постом пишете вещи, которые в принципе противоречат возрастным этапам развития речи. то есть вы просто не разобрались совершенно как речь развивается, но кучу усилий приложили для ее развития, понятно, что никакой связи вы не увидели. более того, я лично вижу у вас связь обратную: поздний речевой старт ваших детей вследствии развития речи ваших детей без учета возрастных этапов. вы всеми своими усилиями этот старт тормозили.
педагог-дошкольник, тем более профессиональный, как вы его назвали - это специалист по детям ОТ ТРЕХ ЛЕТ. ничего не ёкает?))))) потешки детям читать надо месяцев с трех до месяцев девяти. тогда же развивать диалоги с малышом на его языке, без каких-либо профессиональных звуковок. он агу, и вы агу. и так половину времени его бодрствования. он бамапава и вы мабавапа, и все с полном эмоциональным погружением в процесс. месяцев с шести-девяти переходить на лепетные слова и предложения на их основе типа "ляля бабах". лепетных слов очень много, они всю бытовую тематику покрывают. но если вы говорите с годовасом обо всем на свете во взрослой терминологии с уменьшительно-ласкательными суффиксами в существительных, то никогда ни один ребенок не заговорит у вас ну никак - ну не сможет, артикуляционный аппарат у него к такой речи не готов, и главное что к готовности это не располагает. вот так вот работает (или не работает) речевая среда.
спрашивала у своей мамы - она со мной тоже не агукала, а заговорила я рано
а вот мои оба ребенка поздно
причем с обратно привязкой к мелкой моторике
к вопросу автора: все дети индивидуальны, есть в 2,7 связное с предметами звукоподражание - и норм:-)
вы еще наверное в сад (ясли) с года пошли?))
да, и ответ на вопрос автора таков, что сама по себе речь особо не развивается. вы то ее все-таки активно развивали, и сами, и с няней. вот и развили, только с поздним стартом. так что сидеть на попе ровно и ждать, пока что то там разовьется само - не очень разумно.
детям в садике и в 3,7 нечего делать. обычно в садик они ходят по другим причинам - маме на работу надо ходить.
я была социально-активным ребенком, и в садик к трем с половиной годам захотела сама и ходила с удовольствием
с моими детьми это не прокатило, к сожалению (у сына была скрытая форма аллергии на коровье молоко во всех видах), поэтому сад был только частный - развивалки по 4 часа в день
но возвращаемся к теме:-)
ни мама со мной, ни я со своими детьми не агукали, при этом существовал большой объем речевого общения
итого я заговорила в полтора года, а оба моих ребенка к 3-м годам
к посещению сада обе эти ситуации не имели отношения от слова совсем
итого: всё индивидуально:-)
зы: а няня педагог-дошкольник - это проф образование для работы с детьми начиная с ясельного возраста, плюс опыт работы, в том числе в логопедических группах
вы правда хотите, чтобы я сравнила тут через монитор ваши с мамой педагогические подходы, которые вы знаете по ее воспоминаниям сорокалетней давности??))))
речь - явление социальное. ребенок в стае обезьян не заговорит никогда. по-моему одного этого факта достаточно, чтобы понять, что речь развивается через речевую среду) далее идут исключительно нюансы. как развивается, посредством чего, какие это имеет различия и параллели, какие этапы в своем развитии имеет, не имеет или может иметь. этапы развтия так же весьма четкие. до пяти лет формируется произносительная ее часть, после пяти артикуляционный аппарат уже перестает быть гибким и нюансы других языков практически невозможно будет освоить на уровне своего родного языка. если речь не развита, то возможности ее развития полностью закрываются в 10-12 годам. это факты, не поддающиеся сомнениям на сегодняшний день. чем более длительные речевые привычки, тем сложнее они поддаются исправлениям. но вы продолжайте думать, что с вами никто не общался, не агукал и не лепетал, но вы рано заговорили. сами. из космоса получая сигналы видимо)))) а вы сами со своими детьми разговаривали-разговаривали, развивали им развивали, и все без толку, тоже сами заговорили?)
из того, что ребенок в стае обезьян не заговорит никогда, вовсе не следует, что для развития речи с ребенком должны непрерывно агукать и лепетать. Вполне может быть, что речи взрослых между собой для развития достаточно.
Более того, я точно знаю, что с моей дочкой, рано заговорившей, никто не агукал и не лепетал :)
а как вы с ней общались - учебники по физике зачитывали при смене подгузников?)))))) ваша дочка потом цитатами из этого учебника заговорила?
дети говорят только то, что слышат вокруг себя. слышат по русски - говорят по русски. слышат по китайски - заговорят по китайски. будут слышать исключительно учебник физики - долго не заговорят по очевидным причинам. рано заговорят только если будут слышать довольно простую речь. это не вопрос веры, это очевидный факт.
то есть "слышать простую (бытовую) речь" все же может быть достаточно ребенку?, не обязательно с ним агукать и лепетать?
а где написано, что агукать и лепетать обязательно?:-D
когда вы угукаете и лепечете в ответ на агуканье и лепет ребенка, вы тем самым провоцируете его на общение, в процессе тренируется его артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, ребенок не просто в пустоту какие то звуки издает, а тренируется издавать вполне конкретные звуки, что является предтечью речи. самой настоящей. или по вашему только загибание пальчиков развитию речи способствует?:-D
следующий этап - простые слова. самые простые слова - лепетные. речь при этом должна быть не быстрой. четкой, с большим количеством повторов ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ. отсюда меньше разговаривать с ребенком простыми бытовыми фразами из серии "иди есть" иди ко мне", "на-дай" способствуют развитию речи лучше, чем разговоры обо всем. вроде просто все. в чем именно вы видите несоответствие то вообще?:-D
разжевано про агуканье по пятому разу для особо непонятливых, где агуканье - это только один из речевых этапов, окторый можно использовать успешно в развитии речи, который большой задел на будещее создаст, развивая пресловутый фонематический слух ребенка естественных путем. в отличии от пальчиков, которые сами по себе в песочнице развиваются. просто почему-то агуканье вас и предыдущую девушку сильно задело. хотя это далеко не единственный этап развития речи, просто самый ранний.
Да вы же (или другой аноним) всю ветку рассказываете про агуканье и лепет, которые очень важны. Даже здесь рассказываете, что это важно, а пальчики и сами в песочнице разовьются.
И откуда же тогда столько детей, которые не говорят в 2,5 года, несмотря на многочисленное агуканье? И не менее многочисленные песочницы... (в которой моя рано заговорившая дочка тоже не сидела... какие песочницы до года-то?.. а позднозаговоривший как раз много сидел)
про агуканье я написала для примера, что почему то особенно зацепило, включая вас саму. пришлось разжевывать. больше не буду, сколько можно то. я понимаю, агуканье - редкий зверь, но не настолько же.
проблемы с речью у современных детей диктуются сложностью речевой среды. как раз никто не агукает и с ребенком не лепечет, потешками не общается, как общались раньше еще наши бабушки. я сама не агукала и не лепетала со своим ребенком. одна из бабушек наших агукала - так что я видела, как это работает, феноменально я вам скажу. но это было правда редко, а я к сожалению не обратила тогда на это должного внимания. они тааакие диалоги на своем языке изображали - закачешься.
плюс разговаривают обо всем с совсем малышами - тут через один об этом пишет. "вот сейчас мы пойдем гулять, на левую ногу наденем вот этот розовый носочек, а потом вот этот красный ботиночек, а потом этот ботиночек зашнуруем, потом на правую ногу наденем носочек, вот у он у нас какой в полосочку...." много слов, монотонная негромкая не артикулируемая речь, плюс телевизор, радио, мультики, планшеты с той же сложной речевой составляющей, не требующие обратной связи. плюс отсутствие потребности говорить (в коллективе), плюс полное понимание и обеспечение потрбеностей родителями. вот особенности речевой среды современного ребенка.
и у вас, конечно же, есть статистика, что при прежней речевой среде детей, не говорящих до 3 лет, было намного меньше?
Вопрос ведь риторический, правильно я понимаю?
Вот третий раз пишу, - спорить ни с кем не собираюсь)))) вам ближе ваше мнение - ради бога))) тут каждый о своем опыте пишет. Мой опыт показывает связь наипремейшую от того, что и в каком виде ребенок слышит с тем, что и как он воспрозводит. Но ребенок здоровый конечно же и довольно среднестатистический по всем параметрам.
вопрос не риторический
в том числе потому, что лично я пишу не о своем опыте... а о том, что люди проверяли, в каком-то подобии исследования. То есть когда была контрольная группа, группа с агуканьями и группа с пальчиковой гимнастикой. И мне интересно, есть ли данные, подтверждающие то, что рассказываете вы? Потому что теории это все красиво, но они должны быть подтверждены экспериментом.
А мой опыт - он всего лишь против вашего. То есть по большому счету оба опыта - ни о чем. Потому что на двух примерах выводы не делаются.
<но вы продолжайте думать, что с вами никто не общался> - анонимы такие анонимы(с), опять сами придумали, сами поверили, сами дошли до сигналов из космоса уже:ups3
итого:
бытовое общение
активное общение
отсутствие детского сада
это из общего
при этом я заговорила в полтора года, а мои дети в три
всё индивидуально
возвращаясь к вопросу автора топа: Вы чё сказать-то хотели?:-)
все что я хотела сказать - я написала в первом сообщении той ветки, в которой вы принимаете активное участие;-)
и повтоврюсь, ни кого ни в чем убеждать у меня цели нет. к тому же вроде ничего сверхъестественного не пишу, очевидные прописные истины, описанные в куче источников, всем известные, но часто просто трактуемые по своему. и про агуканье, и про лепет, и про потешки - это не мое всё изобретение:-D даже не понятно почему вы именно со мной поспорить решили.
Проблема заключается как раз в том, что есть большое количество детей, которые начинают поздно говорить _несмотря_на агуканье и потешки. Которых у моего поздноговорящего ребенка было много.. С ним бабушка по всем этим методикам занималась. Убаюкивала, монотонные песни пела, потешки читала.. Все как вы говорите. Собственно, это первое, что приходит в голову людям, когда ребенок не разговаривает... Но почему-то это не всегда помогает. И по той ссылке, которую я ниже дала, как раз это и пытались проверять. Влияние окружающей речи на речевое развитие ребенка. Оказалось, что оно есть, но не такое большое. То есть окружающей речи даже у детдомовского ребенка более-менее достаточно для формирования.. А вот второго фактора - работы руки - временами сильно не достает. Особенно правильной работы руки.
тренировка моторики у детдомовцев ну никак не может проводиться без плотного общения со взрослым. причем не просто плотного, но еще и целевого. а вот общение, которое увеличивали - могло быть разным. а тут важно не столько количество, сколько качество этого общения. если малышу радио поставить - это для него белый шум будет.
по моторике мелкой очень много обратных примеров, когда хорошая моторика и нет речи, и когда плохая моторика и прекрасная ранняя речь. дети с ранним стартом речи НАОБОРОТ, отстают от сверстников в других сферах развития. речь начала у них развиваться раньше, значит что-то другое будет развиваться позже, только и всего.
Вот моторика наше больное место с младшим ребенком. При этом из четверых очень близких детей, моих двух и детей сестры, он начал говорить рекордно рано. В полтора года он вполне себе строил фразы, различал формы и цвета, в два года задавал вопрос "почему?". Речь очень хорошая была и есть. Я не преувеличиваю нисколько (честное слово) и сама всегда верила в связь моторики с речью. Может быть, он какое-то исключение, но в школе огромные проблемы с почерком, при отсутствии таковых во всех остальных сферах.
Мой старший сын, которому за двадцать, тетради имел образцовые, рисовал прекрасно, но такой себе технарь без малейшей тяги к красноречию, в отличие от младшего.
И, да, я с младшим разговаривала гораздо больше. Вот, как Вы говорите, как радио - выносила его на улицу в 5 месяцев и : "Это дерево тополь. У него есть ветки. На них листочки. Они зеленые. Скамейка красная". Ну Вы поняли:)
В исследованиях говорится, что речь идет не об общей моторике, а о вполне конкретной -"Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети"... то есть может быть с пуговицей проблемы, но пальцы по отдельности работают нормально, и тогда речь будет? Или ребенок собирает лего, но пальцы изолировано не работают, а делает он это вместе несколькими пальцами? Еще что-то читала про именно большой палец, его противопоставление ладони, насколько хорошо оно развито.
Когда-то, прочитав эту статью, я эти выводы рассказывала массе знакомых, и тоже мне многие сказали, что "речь есть, а моторика плохая"... но я тогда не смогла найти, что конкретно в моторике надо проверить... В общем, если без нюансов, то так бывает часто.
Вот нашла статью, которую возможно я и читала когда-то... или похожую читала. Про эксперименты по развитию речи у детдомовцев.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04k.shtml
Оттуда:
"Далее Л. В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Эти отношения показаны в таблице.
Сейчас для определения уровня развития речи мы проводим с детьми первых лет жизни такой опыт: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. "
Понятно, что тут речь о детдомовских детях. Возможно что у домашних детей эти навыки есть, но не хватает чего-то другого. Но попробовать всяко не помешает.
В общем, почитайте ссылку.
И еще книжку нашла, где в том числе и пальчиковая гимнастика для речи:
https://www.e-reading.club/book.php?book=96621