Честолюбие
Простите, что анонимно. Долго думала, наконец решила обратиться к коллективному разуму. Младший сын, сейчас 11 лет. В прошлом с большими проблемами, которые постепенно ликвидировались. Учится не блестяще, но нормально, особо успешно шел всегда иностранный язык. В первые годы попал к пожилой учительнице, которая его обожала и очень хвалила. К слову, мы сами вовсе не склонные его перехваливать. Впрочем, это сейчас неважно. Была по языку твердая пятерка, заслуженная. Он и сам горел. Чем больше его хвалили, тем больше он старался. Потом попал к другой учительнице. Более сильной и более требовательной. И у нее пятерка сохранилась. Но при этом она твердо уверена, что ребенок перехвален. Не потому, что знает язык хуже, а потому, что слишком уверен в себе. При каждом удобном случае она (кстати, очень хороший человек и учитель) старается ему продемонстрировать, что он не так хорош, как думает. Я вполне могу это пережить. Проблема одна: чем меньше его хвалят и чем больше демонстрируют, что "ничего особенного", тем меньше у него желания надрываться. Вот что с этим делать? Мне так грустно, что весь его запал проходит. Еще год назад язык был его самым любимым предметом, а теперь с трудом загоняю его выполнять летнее задание. Посоветуйте, как быть? Всем спасибо!
Я бы нашла учителя с таким же подходом, как ваша старая учительница. Вы не склонны перехваливать, - а ему надо подтверждать успешность в ваших и в своих собственных глазах. Так дайте ему это, если ребенок по-настоящему старается. Это дорогого стоит.
Знаете, глупо конечно, но я как раз изначально очень хотела, чтобы сын учился у этой, второй. Она, действительно, очень сильная! Первая была гораздо слабее. Хоть и люблю я ее нежно, она еще меня учила.
"Сильная" - понятие абстрактное, основанное на мнении окружающих. Вашему конкретному, родному ребенку она не очень, видимо, подходит. Задача учителя - научить учиться, и у первой это получалось. А вторая обламывает ему крылья, пусть из лучших соображений, но через призму собственного видения, которое Вашему ребенку не подходит. Я думаю, Вы все сами понимаете.
Тогда пойдите и поговорите с этой.
Второй вариант - попробуйте его хвалить сами. Раньше вы были не склонны хвалить, а первая учительница хвалила. Теперь поменяйтесь ролями. Пусть учительница его ругает, а он вам демонстрирует свои достижения, и вы его хвалите.
Стала хвалить. Непривычно, но стараюсь. Как раз за язык. Параллельно объясняю, что посторонняя тетка не обязана его обожать. На это есть мы. Она должна только хорошо учить, что и делает...Как идти говорить? Вы должны хвалить моего сына, а то он Вам показатели испортит?
Лучше просить. Сказать, что у ребенка теряется мотивация, что он очень расстраивается когда его ругают и у него опускаются руки, и как он радуется когда эта учительница его хвалит.. (даже если она его и не хвалила никогда).. Можно поинтересоваться у учительницы, чем помочь ребенку, чтобы она его чаще хвалила и реже ругала, потому что это расстраивает ребенка...
Вольные вариации на вот эту тему:
https://snob.ru/selected/entry/68563
Поскольку ситуация с одной стороны не такая плохая, а с другой все же надо как-то убедить учителя изменить свое поведение.
Я - такая бывшая захваленно-заласканная первой учительницей отличница. Потом мне слегка дала по кумполу математичка новая, в средней ступени. Ничего, кроме того, что я имею дополнительный к аттестату похвальный лист за особые успехи в алгебре и геометрии я от этой строгости и реализма не нажила:-)
это зависит от характера ребенка, от устойчивости его психики. Кого-то такие вещи мобилизуют, кого-то придавливают.
На 12-м году уже самое время учиться распоряжаться своим характером и не зависеть от поглаживаний и почесываний.
:)) ну хорошо, коли ваши дети или вы в 12 лет этому научились.
Большинство-то к этому времени еще не осознают свой характер, не то чтобы начать им распоряжаться и как-то его менять. Работать с ним начинают где-нибудь за 20, и то единицы...
В общем, очень рада, что у вас такой замечательный жизненный опыт - ребенок, работающий над собой с 12 лет..
Да как же можно этому в один день научиться? Ну - как водится, повыпендривалась, как без этого - отлично помню, даже типа поплакала пару раз - не оценили звезду в шоке. А потом и взглянула на себе трезво.
Моих детей это не касается, пока ни одного отличника даже в проекте, они очень рано адаптировались к критике.
Специально посмотрела, что там современная психология говорит о самосознании. Она говорит о том, что возраст подростка и юношества - это возраст как раз самоопределения. А 11 лет это еще даже не совсем подросток. В 7 лет ребенок впервые вообще способен посмотреть на себя критически.
Кроме того, подростковый возраст - это возраст может даже максимальной зависимости от мнения окружающих, потому что это возраст перехода во взрослое общество и самоопределения в этом общества... то есть в зависимости от общества, коли человек существо социальное.
И начинать чихать на мнение окружающих людей, тем более учителей, которые в 12 лет еще авторитеты... В общем, это задача не для этого возраста. Можно, конечно, просто свергнуть авторитет, счесть что конкретный человек не достоин того, чтобы с его мнением считались. Но опять же, в 12 лет по отношению к учителю это не слишком правильно.
А "начать привыкать, что значимые для тебя люди тебя будут гнобить ни за что", можно и в 12 лет... Можно и в год.. только привыкнуть удастся годам к 25.. Большинству... И то энтузиазм на фоне постоянных наездов падает даже у тех кому сильно за 30.
Процесс формирования личности происходит до 21 года, это по Выготскому, я ему предана всецело:-) Но это же не значит, что это формирование не нуждается в обеспечении тому практических условий.
По Выготскому, которому Вы преданы:
"8. Младший школьный возраст (7 - 12лет). Этот период очень напряженный для ребенка. Основная деятельность - социальная (обучение). Накопление пассивного словаря и освоение второй знаковой системы (чисел) дает толчок для развития логического и абстрактного мышления. Следовательно, происходит перекос в развитие левого полушария. Происходит сильное качественное изменение в сознании: формируется самооценка, значимым человеком становится учитель.
9. Кризис тринадцати лет. Появление рефлексии.
То есть по Выготскому в 11 лет реагировать на оценку учителя - это очень даже правильно. А рефлексия, и как уже ее возможное следствие - попытка дистанцироваться от влияния внешней среды на свое внутреннее состояние - это только года через 2, в 13. В 12 рановато даже задумываться об этом... В 13 только первая оценка пойдет, а установление причинно-следственной связи и попытка на нее повлиять должна появиться попозже.
Вы опираетесь на оценку учителя, как на повод оградить ребенка от чего: от качества образования или от стресса в связи с потерей привычного поглаживания строго по шерсти? Она его что - порицает, унижает, не ценит уровня знаний? Она просто не источает поток похвал, к которым ребенок привык. Вы как себе представляете ход урока, если КАЖДОМУ учитель выдаст свою положенную порцию обожания? А если НЕ каждому, делим детей на тонко-душевно организованных и плебс, как-то так выходит?
"При каждом удобном случае она (кстати, очень хороший человек и учитель) старается ему продемонстрировать, что он не так хорош, как думает. "
Предположу, что это вполне себе педагогически обоснованная линия: отучить человека принимать похвалу, как должное. И не повод увести отрока от злобной Фрекен Бок. Если бы речь шла о трехлетнем малыше, который только начал рисовать, а ему бац - одни критика и замечания...
:))) прекрасный уход от ответа :)
Хорошо, где разница между благодарностью и заискиванием? :))
Что позволяет вам уверенно отнести поведение данного учителя к категории эффективного воспитания а не гнобления?
Автор в школе на уроках сидит? Или это со слов сына, который привык быть звездой. а тут ему корону поправили?
Всю жизнь никто ребенка ваткой обкладывать и памперсы менять не будет. Самое время соображать, что к чему реально начинать работать не за "кто похвалит меня лучше всех".
Мне во всех школах, считая крутую гимназию, ставили пятерки практически влет без особых усилий с моей стороны. Перед поступлением в универ (но тогда еще не было четкой уверенности. куда именно я пойду, я поступала в вузов 5 одновременно) в пола на подготовительные курсы при ин.язе. там тетка-преподша ни одного урока не проводила без мата. какие тупицы безграмотные ей достались, куда мы премся с таким знанием языка - в общем. кажется. за год у меня была пара троек за проверочные работы. остальные двойки косяком. При поступлении во все места. куда я подавала документы. английский отлетал от зубов просто - ни одного экзамена не на 5 не было.
Но да - можно было пойти по дороге восхищений, вместо знания искать понимания тонкой души подростка. с Утрой согласна в этом вопросе.
Эту ситуацию нужно пережить и сделать правильные выводы... сын в своей школе первый в параллели по английскому языку всегда был. Хвалили учителя. Пятерки ставили само собой. Первый шок у него случился, когда пошёл на подготовку к поступлению в лицей... оказалось, что английский так себе, аудирование вообще никакое. Но он парень честолюбивый. Трудился, достиг успехов. И тут подстерегал второй шок: послали от школы на городскую олимпиаду по английскому. Человек увидел детей, которые реально знают язык лучше него... а он, его успехи именно "ничего особенного". И даже не на фоне остальных детей, а вообще, в принципе. Бурю эмоций, массу негатива мы пережили не за один день. Парень реально чувствовал себя обманутым и недооцененным... прошло время. Пришёл в себя. Летом ходит в языковую школу по безлимитному абонементу, планирует поездку на родину языка... Так что нет ничего страшного в том, что учительница сына критикует... пусть трудится, готовится и сдаёт экзамены на уровень знания языка, участвует в олимпиадах... тогда её "ничего особенного" не будет воспринимать близко к сердцу.
вам попалась непрофессиональная училка. Есть же кнопка у ребенка, вот она, бери и дави! Будет тебе отличник-плюсик в карму и овации со стороны родительниц. Ну ведь это же не сложно-лишний раз похвалить ребенка, пусть даже авансом, если эти похвалы приносят такой ощутимый результат... Не может быть перехвален ребенок, если от похвал он расцветает, а без похвал вянет!
Дайте ребенку понять, что вы будете любить его, даже если он не будет знать язык...
В конце концов, когда он станет взрослым, чаще будут критиковать, чем хвалить...
Мне кажется, обожание первой учительницы взрастило из здорового честолюбия не очень здоровое тщеславие.
Может не совсем по теме, но вроде близко... 11 лет - это я думаю 5 класс ребенок закончил, в связи с этим смена учителя? Ну или в любом случае пойдет уже в среднюю школу... Люди, ну где, даже крупно ГДЕ вы находите такие школы, где ВСЕ без исключения учителя будут по вашему вкусу, идеально подходящие именно вашему ребенку? Я понимаю - выбрать учителя в началке реально. А в средней школе их много. Ну не реально же, чтоб прямо все были идеальными, да еще и для всех учеников (со своими характерами и амбициями).
Я думаю, просто пришло время понять, что мир не идеален и пора учиться жить, работать и взаимодействовать с разными людими. Конкретно по английскому можно еще перейти в другую подгруппу в классе, если там учитель вас больше устраивает. Но по всем предметам так не выйдет... Даже смена школы не поможет, в другой тоже не все будут точно под вас...
Я автор. Всем спасибо за советы! Буду говорить с сыном... В сущности, проблемы, скорее, в моей голове. Объясняется все банально. Никто в школе не знает и даже не догадывается о том ворохе проблем, которые мы разгребли до школы. В глазах окружающих - обычный мальчишка. Я же, наверное, все еще не изжила нервозности, хотя все давно в порядке. Еще раз, всем спасибо!