Ребенок не хочет читать и писать
Второй класс. Каждый день - война. Каждое задание на чтение или письмо - война. "Не хочу - не буду - мне это не надо".
Разговариваем, что надо, вспоминаем, когда пригодилось чтение и письмо - то слушает, то в глухой отказ "не буду".
Чтение не любила с детства. Когда пыталась ей читать книги - зажимала мне рот "мама, не читай". Ну в дошкольном возрасте ок, можно много не читать, ограничиваясь коротенькими стишками и рассказами по памяти. Но в школе-то уже нельзя! Причем, если ее все же уломать, читает она вполне нормально и пишет тоже неплохо. Но процесс уламывания из меня душу вынимает...
Не знаю, чего хочу. Понимаю, что в общем-то здесь вряд ли посоветуют что-то новое, все в любом случае сводится к "заставить", "попытаться заинтересовать" или "оставить в покое, надо будет - научится". Наверное, просто надо выговориться, а то уже потряхивает...

Наши тоже брыкались периодически. Но для обоих большим авторитетом была учительница: если уж задано ею что-либо, то без вариантов надо сделать, вовремя и хорошо. И до мягких или жестких родительских мер даже и не доходило дело.
Как у вас с учителем дела обстоят? Есть ли возможность на нее сослаться в вопросе д\з?

С учителем история такая: учитель ее хвалит. Её вообще в школе хвалят, говорят, что все выполняет в основном на отлично, слушается, прям ангел, а не ребенок. И пишет красиво, и читает хорошо, лепит, рисует, по математике чуть ли не лучшая, и дружит со всеми... А дома - кошмарик. Что-то мне подсказывает, что не прокатит "учитель рассердится/расстроится". Хотя попробовать можно.

Может, тогда раз-другой попробовать сделать по-ребенкиному? Не хочет делать д\з - и не надо. И по результатам невыполнения домашней работы получить двойку или укоры учителя, а то и санкции потом дома; понять разницу между похвалой и недовольством, и, возможно, начать все выполнять более согласно?
У наших такое проходило, правда, больше на отрицательных примерах соучеников), ну и личные были.

Мы не в России, здесь нет привычной системы отметок. Так что двойку ей не поставят, разве что скажут "ай-яй-яй". Что-то сомневаюсь, что ее это проймет. А долговременные последствия будут только к Новому году, когда будут оценивать по целям "справися - не справился". В итоге опять "санкции дома", но тогда уж проще их применить "до", а не "после".
Кстати, на последней беседе с учителем мой умный и вредный ребенок сообщил учителю, что "ей надо стараться больше читать". На что учитель, естественно, сказал "умница". А дома скандал "лучше я умру, чем буду читать".

Вот как у нас примерно так было, только без откровенной войны, но с элементами саботажа.
В 5-6 лет книги не воспринимала от слова совсем. Даже картинки не интересовали. Я стала покупать аудио-книги, мюзиклы, спектакли, инсценировки. Слушали в дороге. Заинтересовала.
Потом стала обрывать аудио на самом интересном месте или не покупать продолжение. Типа диск не читается. Стала подсовывать книги. Где-то интерес пересиливал, где-то нет. Но постепенно стала втягиваться.
Читает по-прежнему мало, но читает. Книжным ребёнком вряд ли станет, но сам текст уже не вызывает отторжения.
Не поняла, она допоонительно читать - писать не хочет или уроки делать отказывается? Если второе, то почему это вообще предмет для обсуждения? Если первое, то искать подход. Знакомая сына инструкции и технике просила ей почитать, типа сама не разберется никак.
Это не предмет для обсуждения. Это предмет для скандалов, когда ребенок орет "лучше умру, чем буду делать уроки".

А я вот советую подождать. У меня дочка не читала в 8 лет, были не интересны детские книжки, а взрослые не понятны. В 11 прочитала за 2 дня Вуйчича Жизнь без границ: Путь к потрясающе счастливой жизни и начала читать. У меня самой была примерно такая же история, но в моем случае книгой триггером была "История одного детства" Водовозовой.
Спасибо.
Собственно говоря, это я и делаю. Периодически пытаюсь знакомить с разными книгами, котрые, как мне кажется, могут понравиться. Если не идет - не давлю, чтобы не отбить полностью интерес.
Основная проблема все же уроки. Их-то не отложишь...

Проявлять терпение. Помогать. Поощрять. За каждый успех - хвалить. Для письма покупать красивые ручки, которые легко пишут и желательно стираются, чтобы написанное было почище.
С чтением помогайте. Договоритесь: давай немножко я , немножко ты.... и так постепенно научится всему, но может чуть позже сверсников.

Может тогда не учителя, а репетитора попробовать подыскать. Психолога к примеру или репетитора-студента. Обычно дети лучше находят общий язык с ребятами где разница небольшая в возрасте и так вы после нескольких занятий поймете в чем причина такого поведения.
1. К чтению надо приучать с самого раннего детства.
2. Самой читать надо уметь, чтобы ребенок рот не зажимал вам от ужаса. :-)
3. Не делать телевизор источником информации, а планшет - способом развлечься.
4.Семья должна читать.
5.Произведения подбирать умело.
6. Книги покупать качественные.
Вы, автор, опоздали. Читать ваш ребенок уже не будет.

1. Да, возможно, мы опоздали. У меня были проблемы со здоровьем, так что, боюсь, до года я уделяла этому мало времени.
2. Читать умею. В лицах, с выражением. Всем нравится (даже посторонние, когда читала старшему ребенку в транспорте делали комплименты), кроме младшего ребенка.
3. Телевизор и планшет могут быть отличным источником информации. Но - ограниченно. Ограничения были и есть. Я не заменяю книги телевизором и т.д.
4. Читают все: я, старший ребенок, муж поменьше, но это из-за занятости. Я - главный фрик, моя норма - 2-3 книги в неделю.
5. Вот не идут, к сожалению, произведения. Не можем пока нащупать, что зацепит. Одно время вроде энциклопедии соглашалась смотреть. А теперь и их не хочет открывать.
6. У нас библиотека, собиравшаяся еще со времен моего детства. Волшебные сказки, сказки и рассказы русских и зарубежных писателей, сказки народов мира, энциклопедии (как для детей, так и для взрослых), юмористические рассказы и повести, мифы, книги типа "занимательная математика" о математике, логике и т.д., книги о животных, художетсвенных альбомы, фантастика... Если есть идеи, чего еще докупить - предлагайте.
Спасибо за ваше мнение, но я еще поборюсь.

Мне кажется, "с самого раннего детства" - все же не младенческий возраст стоит брать в расчет, а лет с 2х-3х, а то и позже.
Иногда именно чтение "с выражением" вызывает резкое отторжение у ребенка, а то и у взрослого. Например, и сама такая, с детства ненавидела слушать эти "выражения", сестра тоже; вот собственные дети нормально к этому относятся. Надо бы повнимательнее посмотреть, как ребенок реагирует; может, ему больше подойдет достаточно нейтральное чтение вслух.
По поводу библиотеки: младший (сейчас во 2-м как раз), который был не таким книгочеем, как старший + его позже учили читать из-за зрения, больше любит читать книги типа: про мишку Паддингтона, мишку Лакомку, Сашу и Машу, маму-папу-8 детей и т.п., т.е. книги, разделенные на большое количество отдельных рассказов, но со сквозными персонажами.
В качестве же приучения к чтению лучше всего прошел вариант с журналами на его любимую игровую тему - Лего, благо, их теперь полно. Тексты там короткие, плюс полно интересных заданий. А там уже и за книги взялся.
Поначалу читали попеременно, чтобы и не уставал, и приучался следить за текстом, плюс улавливал ударения, выразительность и т.п.
Ну а самый эффективный способ приучения к чтению у нас оказался - если не хочешь уже\пока спать, хотя и надо, то можешь читать))).

Не нравятся ей сказки. Никакие. По ее собственным словам - "они ненастоящие".
В Лего она не играет и не любит его.
Журналы обожает старшая, а вот младшую они не цепляют. Может пока не нашла тему, которая ей интересна (блин, в этом главная наша проблема, ну неинтересно ребенку ничего! 5 минут - и "скучно").
И все же не стоит забывать, что если "литературу по выбору" можно искать и перебирать, то тексты, которые задают в школе, читать надо. Независимо от "нравится".

Угу, нашим сказки тоже не нравятся, никогда добровольно их не читали. Правда, обоим сама или папа читали сказки Божены Немцовой, вот они почему-то заинтересовали. Самим читать вряд ли такое интересно, плюс приходится постоянно пояснения делать, про нравы в то время и сказочные преувеличения.)
Само собой, школьные тексты надо даже не просто прочитать, а выполнить задания по ним, т.е. все уяснить, разложить по полочкам, написать-нарисовать, а то и выучить. Тут просто жестко "надо" и все, без вариантов.
В плане же любви к чтению - ну у довольно многих взрослых ее тоже нет, и ничего, нормально живут и работают.
У детей - если только пробовать читать на те темы, которые ребенку интересны. Если девочка, то, может быть, про наряды-косметику-украшения-...те же Винкс или что там? Просто для выработки привычки к чтению, повышения скорости чтения и лучшего запоминания текста.
Плюс, как уже советовали - может, попробовать аудиокниги? Вдруг так лучше дело пойдет? Плюс вроде бы программы есть, для перевода текста в аудио (это если школьное что-то послушать надо).

я еще поборюсь
Иногда достаточно даже не бороться, а просто наблюдать:-)
Моя старшая расчиталась на детских детективах ближе к средней школе. Потом хорошая учительница литературы свой вклад внесла.
А у меня все дети слушают аудиосказки. Старшие на них выросли и сейчас младший обожает слушать. Поэтому пункт: 2,4,6 из вашего списка просто отпадают.
Некоторых детей не приучить. Я сравниваю свою младшую и старшую. Старшая вообще на дух книги не переносила - хоть обчитайся. Такая и выросла - уже старшая школа, а книги вообще никак. Младшая готова была слушать месяцев с 3-4. Сейчас только годик, а книги готова слушать и рассматривать подряд 1,5 - 2 часа. Со старшей такого вообразить было невозможно - внимания хватало максимум на 2-3 минуты, потом кгнига улетала на другой конец комнаты. Если что, в семье огромная библитека, собранная не одним поколением, читают оба родителя. Много себя спрашивала, где я упустила старшую дочь, пока не родилась младшая. Ответ - нигде, старшая такая родилась. Равно, как и нет никаких моих педагогических заслуг в достижениях младшей. Разве что генетические :) Уж как сложилось.

Моя мама мне читала очень быстро, без особого выражения и четко. Но в общих чертах, яб сказала, как быстрый пономарь)) Я до сих пор не могу слушать медленные, нудные аудио книги, которые читают с выражением, но не с тем, что поставила бы я, да и очень медленно.
А вот мои дети любят чтение в лицах((, а такое чтение, как читала мне мама не улавливают смысла, слишком быстро, слишком много непонятных слов.
Да я по-разному могу читать. Честно. Дело вообще не в этом. Я понимаю, что за это легко зацепиться, но поверьте на слово. Не я ж одна ей читала...

Многие дети не любят чтение, потому что им не хватает визуализации. У кого-то фантазия следует за сюжетом, у кого-то нет. В этой ситуации спасают иллюстрации, но иногда их недостаточно.
Можно попробовать:
А). комиксы
Б). пересказы (не чтение, а именно пересказы сюжета) по иллюстрациям. У меня с детства сохранилась книга с кратким изложением Буратино с иллюстрациями Владимирского - там на каждом развороте были рисунки почти на всю страницу, а к ним краткие подписи.
В). мультфильмы и художественные фильмы (особенно с продолжением, но уже книжным, или имеющие схожие с книгами сюжеты). Например, идеально в этом плане подходит Волшебник изумрудного города.
И ещё - ищите свой жанр. Кому-то нужны сказки, кому-то реальные истории, кому-то приключения, кому-то лирические сюжеты...
Интерес к чтению можно развивать в любом возрасте, главное не заставлять, не перегибать палку.
Девушки, ттт, вроде у нас дела немного улучшились. Дитю что-то стукнуло в голову, она отыскала старую книжку Носова, прочитанную еще года 4 назад много раз от корки до корки, и просит читать ей.
Сама пока не хочет, но с уроками немого полегче стало, читает не то что охотно, но без скандалов. Скрестила пальцы, жду что будет дальше.
