и я про чтение спрошу
Мальчик 5,4 читает по слогам. Слова/вывески понимает, текст нет. Когда читает, думает только о чтении, смысла не понимает. Как научить понимать прочитанное?

Задаю. Не отвечает. Когда перечитывает предложение- отвечает. Если читает предложение одно, то может подобрать к нему картинку, если предложение длиннее и не одно, то не понимает совсем. Читает по слогам.

ну и не надо в 5,4 длинное.
так и учатся - все верно - перечитывает. отвечает. и с картинкой очень здорово.
потом 2 коротких будет читать и на вопрос отвечать.
спокойно и неторопливо научится и понимать и на вопросы отвечать - вы главное не торопитесь скорость чтения увеличивать - все верно делаете - на этом этапе что бы ребенок уже стал понимать о чем он читает.

потихоньку. Полное хорошее понимание текста не скорый процесс, скажем годам к 12 люди учатся, к 15 наконецчто реально понимают. НО, как на той же еве и видно, некоторые, не побоюсь этого слова, большинство, так у не научились.
В возрасте вашего ребенка, дети лучше понимают текст и учатся читать, когда печатают его. Не заставляйте и не исправляйте ошибки. Пусть печатает. Так же играйте в логические игры. Для чтения берите книжку коротенькую сбольшими буквами и картинками. предложения тоже короткие. отлично подходят и комиксы, если крупные. когда будет постарше, дополните уже другими занятиями на развитие чтения и понимания. И пусть обязательно читает и в слух вам, только не торопите. И неплохо первое время книжку, даже самую интересную, ребенку сначало прочесть самой, а потом он будет ее читать

Просто учить читать. Некоторые родители считают, что научился складывать слоги в слова= научился читать. А это только начало. Нужно дальше учиться, не торопясь.
Нам помогали после букваря книга Павловрй читаем после азбуки, книга Мама мыла раму издательства Карапуз. Сейчас наверное, много нового вышло для тех же целей.
Какое понимание при чтении по слогам? Тут бы слово осилить и осознать его.. Понимание текста будет слов от 70 в минуту.

так он не страницами читает. пару предложений, прочитанное не понимает. Вот и спрашиваю, как лучше действовать дальше.

Так и читайте по 2-3 предложения каждый день и не требуйте понимания. Через полгода будет читать страницами и понимать, и тогда подключите пересказы, ответы на вопросы и анализ текста. А сейчас просто читайте, не напрягаясь.

Я в свое время делала такую игрушку. Постараюсь объяснить. Писала в блокноте на каждой странице (как в откидном календаре вдоль верхнего скрепленного края) фразы из трех слов, к примеру "Собака ест вкусную косточку", "Папа чинит поломанную машину", "Мама моет рыжую кошку" и тд и тп, фантазируйте. Потом разрезала между словами, и если загибать произвольно отдельные части, получается несуразица "Папа ест рыжую машину", "Мама моет поломанную косточку" "Собака чинит вкусную кошку". Дочка читала и хототала, правда, ей 3 года было.

Такая штука теперь продается. От Жени Кац.
Например вот:
https://www.labirint.ru/books/623076/
"Бабушка пилит малиновый пирог"
Может быть правда стоит попробовать это.

Оставить ребенка в покое, и вернуться к чтению не раньше 6.5 лет. До этого поддерживать знание букв, звуков, слогов, играть в кубики с буквами, составлять слова из магнитных букв, читать вывески. Но не требовать читать книги и понимать прочитанное. Так вы всю охоту отобъете и сделаете только хуже.

Так он буквы/слоги отлично знает. Книгами он не читает. Читает в обучабщей книке тексты по паре предложений. Минут 5-10 максимум вместе с ответами на вопросы.

Вы все правильно делаете, просто Нужно прка в этой книжке не двигаться вперед, а даже вернуться чуть назад.
И пока 2-3 предложения, а по 1 короткому и смешному. Кот упал в компот. Ане в ухо влетела муха. У осы новые трусы.
А читательский дневник еще не завели? Ребенок не готов к чтению, он не понимает смысла прочитанного, а буквы и слоги все нормальные дети знают с 3-4 лет. Вы сейчас своему ребенку большую такую свинью подкладываете, потом проблем огребете.

Не знаю, мои дети в 3-4 года слоги не знали, и я не знала))
Умение складывать в слоги, это первый шаг в обучении чтению. А понимание приходит, когда все силы перестают уходить на складывание букв, и у мозга появляются силы на то, чтобы понять прочитанное))
+100 мой тоже слоги не складывали в 3 года. А почитаешь еву, все буквы в год, слоги в 3, а в 7 уже властелина колец читают.