Как добиться дисциплины и не сделать несчастным

копировать

Посоветоваться. Сын, 11 лет, 5 класс. Неглупый, но недисциплинированный в части учебы. Именно в этом причина многих проблем. Моя позиция всегда была ориентирована на самостоятельность и ответственность. Надо мной никто никогда в жизни не стоял и не контролировал, и я точно знаю, что в таких условиях можно хорошо учиться и все успевать. С ребенком сразу так не получилось, какое-то время "пинали" плюс вытягивали легкую форму дизлексии. К 4 классу вышел в автономный режим, хотя периодически случались провисы именно из-за недостатка внимательности и дисциплины.
В 4 классе дитя захотело заниматься хоккеем. По возрасту поздновато, доступны только платные (сильно платные) секции. Ну ок, пообещала со следующего года при условии отсутствия троек в текущем году. Объяснив, чего это будет стоить нам с его отцом (не только деньги, но и время, и силы, и прочие ресурсы). Проникся, желание стало сильнейшей мотивацией. К концу 3 четверти прошлого года уже стало понятно, что старается парень изо всех сил, собрался, дисциплинировался - ну очень хотел.

С весны пошел на хоккей. Не знаю теперь, хорошо это или не очень. С одной стороны ребенок счастлив - он реализован, у него получается, имеет определенный успех и признание, тренер его хвалит, сокомандники уважают, ну и все такое прочее. И да, вот тут-то как раз с дисциплиной проблем нет никаких. С другой стороны - только об этом и думает, в голове только хоккей. И немного компьютер.

Сейчас пятый класс, первая не самая сложная четверть - вырисовываются два хороших смачных трояка. Не по русскому даже, с которым были проблемы в началке. Не по иностранным языкам, которых с этого года два. А по истории и биологии. И литература, пока еще на "4", но домашние задания делаются через одно, вопрос только времени. Предметы несложные, парень не дурак, и совершенно точно там нет ничего для него недоступного. Пыталась понять почему - в чем проблема?
А ни в чем. Он внутри себя "расставил приоритеты" - определил точки экономии ресурсов. И выбрал в качестве "неважных" эти предметы, достойные лишь остаточного принципа. Озвучивать напрямую, конечно, не озвучивает, но я-то своего ребенка давно знаю.

Что делать ума не приложу. Уже не тот возраст, когда "я сказала" - достаточный аргумент. Уже грозила прикрыть хоккейную лавку, раз уговор "хоккей только при условии хорошей учебы" не соблюдается. Но блин... угрозы угрозами, а рука не поднимается. Это сделает его несчастным человеком. Ну и объективно тренировки прерывать нежелательно даже на время. Только если совсем бросать.
Аргументация типа "если ты не будешь делать то что я прошу - я не буду делать что просишь ты" тоже как-то не особо проходит. Не категорически, но хватает ненадолго.

Физически стоять над уроками нет возможности - мы с мужем работаем с утра до ночи. Тренировки в будни по вечерам, хоть и ухожу с работы на полтора часа раньше графика - успеваю только забрать от парадной и закинуть в зал, домой возвращаемся после десяти, ребенок, понятно, отжат как лимон и ни к чему не способен. В дни, когда нет тренировок, я вынуждена восполнять часы "тренировочных" дней и возвращаюсь поздно. На работе хардкор, т.е. заниматься уроками по телефону нет возможности. Да и он сам может. Уверена, что может. Но не хочет или не считает важным. Вот как быть? Может у кого есть опыт подобных историй.

копировать

По-моему, тут у каждой второй опыт подобных историй. Отрицательный:-7

копировать

успокоится, Вам, перфекционизм свой душить, сложно, но необходимо
хоккей оставить обязательно
во-первых, пятый класс считается сложным периодом - на каждый урок свой учитель, все со своими отклонениями, часто с дурным характером и неумением преподавать
во-вторых, не случится ничего страшного, если в каких-то четвертях будут проскальзывать тройки, и даже, о ужас, в году...или Вы настроились на золотую медаль?
ПС. у меня 7-классник, 4 года был отличником с похвальными листами, с пятого класса появились четверки (и даже тройки) в четвертях, но годовые пока без троек...пережила))
и зря Вы думаете, что биология и история это прям фигня
Вы сейчас его сорвете с любимых занятий, будете давить "давай пятерки" и получите через 1-2 подростковый бунт "ничего не хочу и не буду", вот тогда Вам эти тройки мелочью покажутся

копировать

Да не сорву я его с занятий. Не зверь же я. Хочу понять, что делать. На оценки забить не готова, не в данном случае. Учителя нормальные, совершенно адекватные и по мнению сына тоже, т.е. там нет ни излишних требований, ни конфликтов. К тому же сейчас в дневнике можно видеть рейтинги - сколько каких оценок в классе. Класс - сборная солянка, школы обычная. Но нет массовых трояков ни по истории, ни по биологии. Есть и 5 и 4, и их много. Т.е. среднему ребенку программа по зубам вполне.
Пятерок я не добиваюсь и не добивалась - у меня есть ощущение реальности в отношении моего ребенка. Но на 4 он способен, чес слово. Если будет заниматься, а не дурака валять. Оно ж копится как снежный ком - потом не выберемся.

копировать

ну тогда Вам виднее, как Вы можете его заставить, в выходные пусть сидит и зубрит вперед параграфы, под присмотром
хотя я с Крим тут согласна = в подростковом возрасте важнее сохранить нормальные отношения, пережив несколько троек, имхо

копировать

История и биология это же новые уроки в 5 классе, почему он должен сразу их полюбить? Про древний Рим и бактерии неужели может быть интересно в этом возрасте? Если не планируете их потом сдавать в ОГЭ , можно на 3 и 4 до 9 класса доехать по этим урокам...А дальше появится физика, химия, ещё намучаетесь...

копировать

он прав
тянуть на красную обложку за 9 класс нет никакого смысла
а силы надо беречь
биология - очень специфический предмет, ничего удивительного, что пестики-тычинки и устройство лягушки не интересует
история - возможно плохие учебники + скучный препод, тоже объективно не увлекает
надо только стараться не дотягивать да 4ки, а не быть чуть выше 2ки, время от времени учебник читать или что-то другое по теме

копировать

Я канеш может останусь непонятой, но для меня счастье ребенка важнее его оценок. Всегда.

копировать

Тут главное не потерять грань. Давайте уж по-честному, большинство людей вообще - ленивы. Дети не исключение. Высшее счастье для них - валять дурака, играть в игрушки и в комп, гонять мяч, гулять и есть шоколадки с картошкой фри. Учеба крайне редко находится в перечне факторов счастья и лучше бы ее вообще не было. Сомневаюсь, что даже вы с вашей позицией готовы принять такое представление о счастье ваших детей и предоставить детям свободу в этом выборе.

копировать

Человек хоккеем вообщет занимается) Мне как-то это не представляется аналогией лежанию на диване.
По поводу гоняния мяча - да, в свободное от школы время сын гонял мяч (в свободное от тренировок по основному спорту). Кроме того сын каждый день покупает горячо любимую им колу, при желании может и чипсы купить...
Я принимаю его выбор и мне хорошо от того, что ему хорошо) Оценки - по себе знаю - счастья и успеха не приносят.

копировать

Оценки нет - образованность да, и нередко. Оценка 3 по любому школьному предмету в обычной школе при текущем уровне знаний, которые та школ а дает - это полный ноль в конкретной области знаний. Мы конечно о здоровых умственно сохранных детях.

копировать

Дело не в оценках. Счастье не противоречит нормальной интеллекутальной деятельности и самодисциплине. Это не взаимоисключающие понятия. Вырастить счастливого раздолбая я пока не готова.

копировать

А в чем он недисциплинирован? Он установит приоритеты, нахера ему по всем предметам 4-ки и 5-ки?
"Вырастить счастливого раздолбая я пока не готова." а вот это ваш выбор) Я Вас в нем не поддержу)

копировать

Согласно со сказанным выше - 4 и 5 по нынешней школьной программе это минимум, самый минимум для просто нормального человека. 3 - это полный ноль. Возможно мы с вами не сойдемся во мнении, конечно, но я считаю, что интеллигентный человек не может быть нулем в истории, литературе или ботанике. В принципе. Не обязан иметь глубокие знания, конечно, если не хочет, но нулем быть не может. Даже ради мифического "счастья".

Отвечая на вопрос - недисциплинированность в том, что не может (не хочет) взять себя в руки, изучить, запомнить и понять необходимым минимум, хотя располагает достаточными для этого ресурсами как интеллектуальными, так и временнЫми.

копировать

Ну эта Ваша весьма странная для меня точка зрения)))

копировать

Понятие "образованность" не относится к вашей системе ценностей?

копировать

Ну во-первых это понятие у меня находится по шкале ценностей гораздо ниже счастья) А во-вторых оно слабо связано со школьными оценками)
Кстати - алгоритм "ненужных предметов" очень понятен для меня..
например, История. Я ее терпеть не могу. У меня 5 было в школе, но все что я успешно сдавала в контрольных и на уроках- улетучивалось из моей головы сразу после сдачи...Сейчас в отношении истории - я табула раса. У меня в голове мешанина из дат, обрывков..Страдаю ли я из-за этого - нет)
Ну вот не могу я портить жизнь своему же сыну своими требованиями, цена которым по-большому счету 0 - я не знаю что будет дальше.. Мой директор в школе с 2 на 3 перебивался, у меня золотая медаль, но на порш кайене чего-то не я езжу...
Мой сын живет сейчас. Он не готовится жить. Сейчас ему нравится футбол. будет ли его он потом интересовать - не известно. Так пусть играет сейчас)

копировать

знания интеллигентного человека в области истории не имеют отношения к школьной программе
а зачем интеллигентному человеку знать внутреннее строение кольчатого червя не могу понять вообще

копировать

Я обычно сыну объясняю: "У тебя плохие оценки не потому, что ты глупый, а потому что ты чего-то не понял или не хочешь заняться этими предметами... Поэтому я тебе помогаю. С другими предметами не помогаю, а с этими помогаю. И буду помогать, пока оценки не исправятся."
И помогаю, кстати. Насчет того, как он мог бы учиться без поддержки, мотивации и контроля я в 5 классе не особо думала. До 6 класса включительно я плотно контролировала учебу. В 7 классе у сына созрело понимание и ответственность. Сейчас, в 8 классе, мне достаточно кивнуть на электронный дневник и спросить "Что это и когда это будет исправлено?" И следить за результатами.

копировать

Он не просит помощи и отказывается от нее. Ему нормально. Вот он считает, что все нормально. Он не считает, что у него есть проблема.

копировать

Если наличие "троек" в результатах считается нормой для него, я бы задумалась, что именно изменилось в жизни ребенка в последние пару лет? Потому что для ребенка до начала острого пубертата (а для этого мало ослиного упрямства и козлиных препираний с мамой, должны быть физиологические признаки) желание достигнуть успеха в учебной области - нормально.
Ребенок может добиваться успеха или нет, но желание его достигнуть в норме есть. Учебная деятельность для него пока ведущая, общение сменит ее через год-два.

копировать

А успех - это пятерка типа?)

копировать

Если у ребенка учеба приоритетна - да. Если ребенок имеет какие-то иные области приложения сил, например, всерьез занимается спортом, музыкой, творчеством, то тут просто учеба не входит в приоритеты. :)

копировать

Да ну...я была отличницей.Но никогда для меня 5-ка не была приоритетной. Я просто не понимаю - почему это твою мать цифирка которую выводит какая-то марьванна должна быть для меня целью - как это? Марьванна - мерило моего успеха? Не) Я видела детей, которые бегали за учителями и выпрашивали 5 (кстати не только детей, и студентов видела) - меня это слегка удивляло и чувство какое-то появлялось..пренебрежительное - дескать какой фигней страдают)
Я ценила свое знание. Свое умение решить ЛЮБУЮ задачу по математике. Написать без ошибок любой текст по русскому. Ответить на ВСЕ вопросы по биологии сходу.
Я боялась чего-то не знать. Это для меня неприятное чувство.
Если ребенок имеет "сферу приложения сил " - спорт. Почему он должен ценить результат? А процесс? Мне кажется мои дети как раз всегда больше процесс любили - соревнования то раз 7 -8 в год - а ходить на спорт надо каждый день. Разве с мотивацией победы проживешь?
Как это вообще можно - жить ради результата такого..конечного - оценки, медали? А как же радость узнавания? Радость контроля над собственным телом? Ну вот научилась дочка двойные сальто делать - это ж приятно, прикольно - так уметь себя в полете контролировать.
Сын уже достаточно давно прям вот первого места в соревнованиях не занимал - ну так он взрослый, ему не 7 лет. Он любит свой спорт за совсем другое, по всей видимости. Любит силу и ловкость, которую он ему дает. Жизнь - это не результат, это процесс. Чего ради портить себе процесс ради результата, который к тому же неизвестно к чему в итоге приводит? Жить надо сегодняшним, жизнь не вечная)
А тут речь идет о том, как бы нам сделать ребенка несчастным сегодня ради какого-то мифического возможного результата в будущем. Зачем?

копировать

ЭЭЭ, Елена, тут Вы уже говорите о подростках. Моему сыну тоже уже нафиг не нужна 5-ка. :) Он уже понимает, что мерило - это знания, а не абстрактная оценка. И у него уже другие приоритеты, хотя, например, первое место на городском туре олимпиады он все еще считает достаточно желанным призом для себя. И после олимпиады оценивает не то, победил он или нет, а то, насколько для него лично были простыми или сложными задания. но так ему, слава Богу, уже 14. И процесс перестройки сознания прошел для него мягко в 12-13 лет.
А мы говорим о младшем школьнике. У которого мотивация другая, пока внешняя. И пока эта внешняя 5-ка, это внешнее 1 место и это учительское "молодец" должны его еще мотивировать.
И не надо лукавить. Конечно, родители могут доносить ребенку, что именно радость познания, радость контроля над телом и прочие радости - и есть та подлинная цель процесса. И жить надо здесь и сейчас. и уметь радоваться мелочи. И не делать достижение самоцелью. Сие есть сохранная и экологичная точка зрения, которой стоит придерживаться в жизни, чтобы немного сдерживать перфекционизм и не убивать свою жизнь в гонке за лидером.
Но все-таки обычно ребенок (да и взрослый человек) любит награду и любит признание собственных успехов. И отрицать это настолько же странно, как и утверждать, что только награда и признание являются целью жизни.

копировать

Награда - это сиюминутно) оно не будет сопровождать дольше.Жить ради олимпиады - недальновидно)
Ребенку из данного топа 11,5 лет...Не первоклассник.
Оценка в данном топе нужна маме.Поэтому я маме и доказываю, что нахер она (эта пятерка) ничего не дает и не надо к ней стремиться в ущерб своей жизни.

копировать

вот как раз 11-12 и есть видимо та грань, где еще важны внешние оценки.
Моему 12 - вчера пришел с 5 и комментом учителя, что жаль что 5 бальная система, поставила бы 6 с удовольствием...
каааак он радовался!!!!! вы не представляете, смаковал эту ее фразу...

копировать

А вот объясните как "помощь" монтируется с "не хочешь". Если человек не хочет что-то делать, то помощь ваша это не помощь - это принуждение.

копировать

Начинаем с того, что для человека вообще или ребенка в частности желание познавать новое и добиваться успеха в познании - более нормально, нежели отказываться от этого. Отчетливое "не хочу" у подростка возможны в двух случаях - психологическая травма, связанная с действием, или психологическая травма, связанная с человеком предлагающим это совершить. То есть ребенок пробовал кататься на велосипеде, но переехал кошку, поэтому ему невыносима сама мысль, чтобы сесть на велосипед. А вот отказываться от предлагаемого родителем - чаще всего протест против личности родителя в данном случае. У подростка в разгаре пубертата это объяснимо, в данном случае ценностная сепарация от родителя - более важна психологически, поэтому идет протест не против новых знаний, а против личности, авторитарной фигуры.
А чаще всего "не хочу" - это эвфемизм для какого-то иного выражения. Например, "не могу", "не умею", "боюсь, что не получится", "боюсь неодобрения своих усилий" и т.д. И задача родителя все-таки добиться, что именно прикрывает это "не хочу" и устранить проблему, если это в силах родителя. а уже в более позднем возрасте взрастают сами по себе ценности подростка. Они могут совпадать с ценностями родителя или не совпадать, но дальше сам подросток определяет, что и как он будет делать. И тут принуждением не справиться, с ним надо говорить с позиции взрослого и ждать от него взрослых аргументов.

Насчет принуждения... Воспитание - само по себе суть манипуляции и насилие. Другое дело, что они могут быть настойчивыми, жесткими и неэкологичными (как сейчас любят выражаться психологи). Но можно дойти другим путем.

Вообще, ИМХО, чаще всего вопрос в том, кто в семье умнее - ребенок или родитель.

копировать

мне очень помогло про нехочу. спасибо.

копировать

Ощущение, что таки хочется, чтобы сын "пахал от забора и до обеда" по всем предметам, просто это непрямо звучит. Ну, может ошибаюсь. Тем не менее, он "выбрал приоритеты", у него хоккей + нормальная, в принципе, учёба. Да, мы все так устроены - по пути наименьшего сопротивления там, где нет личной мотивации, но "надо" ; и вдохновенно вкалываем как папыкарлы, если мотивация высокая, что парень и демонстрирует, от души тренируясь.
Про трояки - вдумчиво поговорить и выяснить, а в чём, собственно, затруднения. Если затруднений объективно нет, а просто "такие приоритеты", я бы затаилась и наблюдала бы за развитием ситуации. Но меня, правда, не очень пугают оценки, я обычно рассматриваю долгосрочную перспективу (у вас 5класс только). так что, возможно, мой совет не подойдёт)

копировать

Ну все же это 5-ый класс, я пока не давлю, первая четверть не такая уж и легкая на самом деле, куча новых учителей со своими требованиями, эти переходы из класса в класс, надо ко всему привыкнуть, дети взрослеют, плюс гормоны уже фигачат. Главное не оценки, а знания.

копировать

Учитывая, что даже эти тройки скорее всего ставят щадяще, со скидкой на "первую четверть, новую жизнь", знаний там на 2.

копировать

Ну, судя по нашим учителям, снисхождения нет особого, но есть возможность пересдать.

копировать

О, вы как я, только 3 года ранее. Сын в 9,5 сказал что хочет заниматься хоккеем, тоже сначала были частные тренировки, полтора года, сейчас принят в команду не очень профессиональной школы при хорошем катке с хорошим льдом. Сначала год с детьми помладше, с этого года с ровесниками. Летом 2 недели в спортлагере хоккейном. Я очень рада что он нашел спорт по себе, и уже это радует. До этого была и гимнастика и борьба и футбол, все не его, он слишком неповоротлив. Тут чувствует себя отлично. Да, золотых медалей точно не будет, ну и не надо. С учебой та же фигня, летом помимо хоккея был еще в лагере при МФТИ, понравилось, хорошо идет математика, вот на нее и упор, остальные уроки делает на отвали,а у него в нелюбимчиках русский, литература и история. Ну что, говорю, что для поступления нужны хорошие оценки, что стыдно по таким предметам иметь 3-4, что в хорошую школу , а пока мы в дворовой, нужен хороший аттестат. А на курсах при мфти дворовая школа чуть ли не ругательство у детей. Все ходят в физ-маты и мой тоже хочет поступить. Иногда вырываю листы и заставляю переписывать, почерк тож отвратный. Так и живем, но хоккей бросать не хочет, а я и не зверь, хочу к подростковому периоду оставить все как есть, пусть чем угодно занимается, лишь бы не улицей. сейчас 12,5 лет

копировать

Я бы действовала в два этапа. Собственно, я так и действую уже со вторым)
Первое. Объясняем, почему тройки неприемлемы. То есть не сами тройки как оценки, а работа «на отвали», несделанная домашка и вообще раздолбайское отношение к учебе. У нас с мужем позиция, что если берёшься за дело, делай как следует. Прикладывай усилия. Работа левой ногой недопустима. Итоговые тройки - это позор для человека с нормальным интеллектом, а ведь ты, дорогой сын, у нас умница «каких не видно»(с).
Второе. Прости, ребенок, но ты, как я вижу, сам нормально работать не хочешь, так что придётся мне тебя контролировать, пока ситуация не исправится. Приползли с хоккея - да, ты хочешь спать, я хочу спать, но нам придётся проверить твою историю. И потратить на это наш драгоценный выходной. И по четвергам я прихожу в 12, но мне придётся тебя разбудить и проверить биологию. И реально будить и проверять. Ну или с утра поднять на сорок минут раньше. Да, птичку жалко. Да, нам с папой тоже не нравится так проводить время. Как только средний бал поднимается выше 4.0 (ну или сколько вы считаете допустимым минимумом), ослабляем контроль. Падает ниже - все с начала. Если двойки-тройки из-за непонимания, мило улыбаемся, объясняем тему или подбираем ссылки на видеоуроки. Если из-за забыл/не успел/забил, компостируем мозг о том, какой кошмар, позор, и как же так можно. И требуем, чтобы к исправлению ситуации были приложены максимальные усилия - переписать, пересдать, подготовить презентацию, и т.п.
Хоккей, конечно, бросать нельзя в вашей ситуации. Но пообещать каких-нибудь хоккейных плюшек можно? Билет на хоккейный матч, новые коньки, дополнительные занятия, что-нибудь такое. Для позитивного подкрепления))

копировать

какое занудство, прости-господи(((

копировать

Не все, однако, готовы разделить ваши приоритеты и с умилением наблюдать, как ребёнок, радостно улыбаясь, кладёт болт на учебу.

копировать

это в описании
на деле это проще менее заметно и не так жесто
но верно, что уровень обычно падает и есои периодически не прилагать усилий трряк легко свалится в пару стабильную

копировать

Мне кажется самый действенный совет. Только себя надо заставить исполнять и птичку не жалеть )

копировать

Это и правда ЕДИНСТВЕННЫЙ действенный вариант...и как любой действенный, зело неудобный для всех и для мамы в первую очередь - просто сказать "на хоккей не пойдешь" труднее исполнить, а еще труднее - не говорить, а вынудить вести себя нормально.