Нужен психолог или совет.

копировать

Если честно, сама не знаю. Много букв, но ситуация такова:
На днях позвонила учительница и попросила по возможности к ней прийти. Сегодня ходила.
Учительница обратила внимание на то, что с некоторых пор ребёнка в классе просто трясёт на контрольных, самостоятельных, ответах у доски, с места... в общем, всегда. В ее версии ребёнок очень переживает из-за оценок. Боится получить что-то ниже «5». От этого волнуется, заикается, бледнеет... На переменах обычный ребенок.
Прикол в том, что дома тоже обычный в меру шилопопый ребёнок. Может потупить в планшет. Может пофилонить. На ушах постоять. Отношения в семье приятельски-дружественные. Никаких «маменька-папенька, чего изволите?»

Пока говорили с учительницей, подошёл мой ребёнок. На полусогнутых. В глазах страх и паника. «П-п-привет...». Вот, знаете, меня просто испугало: бежит счастливый деть по коридору, видит меня у класса и меняется на глазах. Как будто потухает.

Поругать ребёнка за шалости и оценки можем, но без крика и рукоприкладства. Ну как поругать: можем сказать с упреком «ну что же ты?», можем в шутку «двоечником» назвать. Но реальных наказаний или лишения чего-то - нет и не было.
В школу бежит с удовольствием. Занимается с интересом. Об учительнице говорит ровно, не замыкается. Она в авторитете.
Успеваемость: безусловная 5 по математике, 4-5 по русскому, литературе и окружалке. Больше всего проблем с русским.
Семейством возим по разным конкурсам - победам деть радуется, поражениям не огорчается. Но шоколадку требует всегда. Собираемся на следующий год в физмат. Желание есть. Способности (не мое мнение) тоже.

Меня ситуация напрягает. С мужем не говорила пока. Повторюсь, дома обычный ребёнок. Только что валялись все втроём на разложенном диване, играли в дженгу, обсуждали планы на каникулы и кидались подушками.

К психологу? А где его искать и как?
Что делать-то?

Ребёнок - 10 лет.

копировать

Так Вы ж ругаете ребенка, почти отличника, за 4-ки-вот он и боится. Еще и двоечником называетр. Пусть и в шутку. Вот только не говорите, что Вам наплевать на отметки и не фокусируете внимание ребенка на отметках. Из Вашего же рассказа все очевидно. Странно, что Вы этого не понимаете. К психологу со своими тараканами перфекционизмом идите сами и впредь выбирайте выражения при общении с ребенком. Видимо, Ваши "двоечник" он воспринимает буквально. А Вы слишком циклитесь на отметках, сами того не замечая.

копировать

Аккуратнее. Знаю историю, где мама эти заикания проигнорировала, а в 15 лет уже пришлось к серьезным специалистам за серьезными таблеточками обращаться.
Я бы советовала и родителям походить к психологу, чтобы преодолеть сейчас эту прлблему. Учительница у вас-золото!

копировать

Да в том-то и дело, что я не хочу игнорировать.

Мы не зациклены на оценках. Но и не обсуждать их тоже вроде как неправильно. Ведь это достижения ребёнка. Или определенные проблемы.

У меня такое впечатление, что дело не в оценках, а в каком-то грузе ответственности. Который я бы с удовольствием с ребёнка сняла, но тоже без фанатизма.
Я не могу ему сказать: фигня, забей на оценки, на результаты. Потому что это неправильно.

Я просто хочу помочь ребёнку нормально реагировать на локальные проблемы.

копировать

Что неправильно? Забить на оценки? Это всего лишь ЦИФРЫ. К результатам имеют очень опосредованное отношение. Мои дети точно знают что оценки фигня. Результат - это делать максимум на что способен. Один из моих детей будет рыдать над 4 по математике (при том что у половины класса будет 2) и искренне радоваться трояку за сочинение. Потому что в математике 5 слегка напрягшись, а в русском 3 это из кожи вон вылезти... Но при этом во вторник она получила по алгебре 2. Потому что переклинило и все перепутала. Это было картиннное "как я могла?!" сквозь смех. Потому что она знает тему. Просто что-то нашло. Бывает. А оценка - это всего лишь оценка. Не результат.

копировать

А надо говорить - забей на оценки, главное, чтобы у тебя были знания. Вот это правильно. Оценка - штука крайне субъективная и зависит от случайностей. Дочка-то ваша ведь не ради оценок учится? Или вы не согласны?:)

копировать

"Ну как поругать: можем сказать с упреком «ну что же ты?», можем в шутку «двоечником» назвать" это за какую оценку так? За двойку действительно?

копировать

Нет, двоек не было. Троек тоже.
Муж может в шутку сказать, когда деть не хочет заниматься или домашку делать что-то вроде: «правильно, не учись, стране нужны рабочие руки» или «не будешь заниматься - получишь два, но ты не парься, с двойками жить проще». Как-то так... он, кстати по жизни был троечником-раздолбаем.

копировать

Т.е. упрекаете в получении четверок. Откуда тогда удивление? Результат закономерен.

копировать

Мы не упрекаем в получении четвёрок, как оценок. Мы можем поругать ребёнка за нежелание делать домашку. Вы не так поняли.

копировать

Ну, вы писали про оценки, а не про домашку, как написали, так и поняла. Поругать за нежелание это тоже...странно.

копировать

Вот такая злобная ирония (типа шутка) больше всего рушит самооценку у ребенка.

копировать

Сзодит к психологу. Одним не обойдется, так что не важно с чего начать - Медси, Невромед, Семейный доктор и проч, смотрите что удобнее территориально и с того начинайте. Поиск запустите по тэгам - детский семейный психолог.
Откуда-то вырос хвост перфекционизма, он же комплекс отличника. Уму не постижимо откуда он берется, скорее всего школа его пришивает, возможно даже без злого умысла - имели в виду одно, абстрактное, а ребенок воспринял буквально.
Школьное воспитание основано на "должен" , а для тех, у кого от природы есть комплекс должника, это приводит так сказать к передозировке.
"

копировать

У детей все растет от мамы и папы. Родителям в первую очередь нужно с детским психологом пообщаться.

копировать

Был случай, в полиции рассккзали, ребенок ушел из дома. Ищут днём, вечером, утром. На следующий день днём звонок из полиции подмосковья, приезжайте, Ваш нашелся. Оказалось, ни так отреагировали на оценку типа с насмешкой или строгостью оба родителя и забыли. А ребенок третий класс, взял сумку, что-то положил и ушел. Пешком шел в сторону где жила бабушка, хорошо что ночью его заметили водилы фур, и сообщили полиции. Те его перехватили, отвезли в участок Подмосковья. Он шел 8-10 часов. Устал конечно, обида, несправедливость... И главное где любовь просто к дорогому человечку? Он понял что всем кроме бабушки ценнее оценки. Хорошо обошлось. Но, я стараюсь не оценивать поверхностно неудачи ребенка, и отмахиваться от странного поведения. Извините, ни весёлая история такая.

копировать

не думаю, что ему интересны конкурсы и физмат... вернее, могли быть и интересны, но гораздо менее, чем вам самой. Ребенок это чувствует. Очень боится не оправдать ожидания. Значит, вы слишком давите. Вы можете этого и не замечать, но именно на вашего ребенка это действует вот так. Не хотите невротика - забейте на время вообще на все эти олимпиады и пр. И еще - иногда лучше поругать, чем холодно упрекнуть или назвать двоечником, вы так показываете свое разочарование, вашего ребенка это убивает

копировать

А я думаю, что очень даже интересен и физмат, и конкурсы, просто в хороших школах и хороших классах учатся всякие - и далеко НЕ отличники - тоже:-) Ребенок должен это четко понимать, готовясь к переходу с одного уровня на следующий. И конкурсы сейчас на любой уровень способностей и направлений. Если глухой троечник все время побеждает в спорте или рукотворной деятельности. у него не меньше гордости за свои победы.

копировать

Действительно, интересны. Он из тех, что за любой кипеш. Проект по разведению тараканов в домашних условиях - легко. Олимпиада по математике - фигня вопрос. На экскурсию на оленях - где лыжи взять. Как-то так.

копировать

Вот и предлагаю задуматься на тему - а в физмате ли дело? Просто он перейдет В ДРУГУЮ школу, где происходит много всего интересного и разнообразного. При его-то широких интересах - нафиг гробиться под математикой, если ему нужно и естествознание, и экскурсии, и творчество. Середняк с качелями в оценках - ничего особенного, если он активно живет школьной жизнью, нормально и не страшно даже в физмате.

копировать

И смешно, и грустно.
"4" считается "проблемой" и служит мотивом для шутки: "двоечник".
Идет ребенок, начавший осознавать, что ему тяжело быть отличником (знаю это чувство, оно пришло ко мне в 7 классе - на химии срезалась, поняла, что отличницу больше не потяну, но иной раз ученик и в 1 классе это понимает), и думает - а какой же характер шутки будет, если он вдруг получит "3", не говоря уже о самом страшном - 2"? Нисколько не сомневаюсь, что это действительно шутка с Вашей стороны, только уровни и способы восприятия у всех разные.
Психолог, думаю, нужен Вам, а еще лучше - еще раз сходить к педагогу и все-таки услышать то, о чем она хотела Вам сказать, да не решилась.

копировать

Передавили....
Возможно, не только Вы. Возможно, все эти конкурсы, олимпиады и поступление в физмат задали самому ребенку такую высокую планку, что он боится ее уронить. Возможно, в классе Вы (своей гордостью) и учитель (похвалами) создали у ребенка репутацию умника, и теперь он боится ее не оправдать.
Видите ли, сейчас проблема не в том, правильно или нет Вы себя ведете, а проблема в результате - ребенок боится ошибок. Лучше посетить с ним психолога.

копировать

Да в общем-то я и хочу...
У меня первая мысль была - надо как-то нарастить ребёнку броню. Притупить чувство самоедства что-ли.
Но, если честно, не уверена, что это правильно.
Сначала я сама хочу сходить, разобраться...

копировать

Мда...ребенок учится на 4-5 и все родителям не так, "двоечник, пойдешь лопатой махать"...
А если в следующих классах и 4-ки будут за счастье (учителя-то изменятся и требования тоже), вы ж его совсем затюкаете? Он не то, что трястись будет, а, не дай бог, чего и похуже начнется.
Вы бы ослабили "хватку" по пятеркам и олимпиадам, а то пожнете совсем не тот результат, который ожидаете.

копировать

Слушьте, вот я почти всегда поддерживаю Вашу точку зрения, НО! Старший учится сейчас в 7 классе (14 лет), отличник. И мы тоже в семье его могли (и можем) упрекнуть за незнание, нежелание делать домашку или "3", "4", когда не готовился к контрольной, а тупил в танчиках, например. И да, он частенько возмущается, мол, а вот условный "Коля" учится на "3", и при этом тупит в компе, сколько хочет. На что я всегда отвечаю, да, конкретно для тебя "4" по математике - не очень хорошая оценка, значит или что-то недопонял, или недоучил, или ушами прохлопал. А всякие "Коли" меня мало волнуют, тебе же нравится, когда они к тебе за советами и помощью обращаются, да? Я тебе, сын, даю возможность не зарывать свои таланты в землю. Но если сложно, тяжело, не тянешь - никто не заставляет, переходи в дворовую школу и выбирай рабочую профессию по душе, если это сделает тебя счастливым. Любить мы тебя от этого не перестанем.

копировать

А зачем из-за тройки или четверки переходить в дворовую школу?

копировать

Не-не, не в этом смысле, дворовая школа предлагается, когда ребёнок начинает стонать, какая тяжёлая у него жизнь, в отличии от "Коли", некогда тупить в танчиках, приходится много учиться, слишком серьёзная нагрузка.

копировать

А, понятно.

копировать

Но ведь класс вашего ребенка не состоит из одних отличников, и условный Коля там вполне себе учится, и в дворовую школу не спешит...Никакой логики и подмена понятий.

копировать

Очень даже логика. Я сама училась в классе на 90% состоящих из очень умных распи@дяев. Были и отличники. Чугунножопые умнички. Они не могли себе позволить быть распи@дями - не настолько светлая голова. Остальные не могли себе позволить чугунный зад - удовольствие терялось и куда-то пропадала изящность и нестандартность... В общем кому что дано. Но в целом ребенок который выезжает на усидчивости, упорстве и трудолюбии не может себе позволить быть "Колей". У него голова другая, другое соотношение сил, но просто другой ребенок.
Анекдот студенческий в тему.
Времена холодной войны. Американцы засылают шпиона под видом студента в Бауманку. Проходит 3 месяца, возвращается назад. Раскрыли. Спрашивают в чем дело - они бухают, я учусь, так и вычислили... Засылают другого. Строго-настрого указывают не выбиваться из коллектива - все бухают и ты бухай. Проходит пол года. Возвращается. Ну тебя то как? Все бухают и я бухаю, все на лекции не ходят и я не хожу... А потом?! А потом сессия - они сдали, а я нет.

копировать

Насколько я поняла, у автора умный ребенок. А побыть хоть немного распиздяем, пусть даже для опыта, ему шанса не дают... И у чугунных задниц бывают более-менее свободные предметы и часы, на которые подзабивают, и мир не рушится. У мальчика автора нет просвета - "у верблюда два горба, потому что жизнь - борьба"... Вы бы хотели так жить?

копировать

У "Коли" нет таких амбиций и желаний, как у моего сына: он не хочет поехать в математический и/или лингвистический лагерь, не стремится участвовать и побеждать в олимпиадах, и много чего ещё "не". Да, жизнь борьба, или работай, чтобы удовлетворять свои амбиции, а я обеспечу подготовку и "тылы". Или умерь амбиции, и соответственно, нагрузка снизится. Если бы ребёнок был "Колей", подход и требования были бы совсем другие.
АПД: я там ниже написала, многие вопросы отданы уже ему лично "на откуп", например, в спорте, может и тренировку прогулять. Т.е. раздолбаем он может быть, это не проблема, ни времени, ни желания над ним стоять-контролировать нет. Но частенько за раздолбайство ему потом приходится "платить", и я прямо выражаю своё недовольство в таких ситуациях.

копировать

платить четверкой?

копировать

Не столько "четвёркой", "тройкой" или "двойкой", сколько дополнительным временем на изучение или закрепление неусвоенного/неотработанного учебного материала, которое планировалось потратить на то или иное раздолбайство :) Понятно, что и "ямщик до Питера довезёт", и дверь вполне может быть прилагательным, но сын сам хочет результатов в определённых областях.

копировать

А трясет ребенка от чего? От полного отсутствия свободного времени? Боится он чего?

копировать

Я не Автор, моего ни от чего не трясёт. Хотя линия поведения у нас (родителей) с сыном примерно такая же, как у Автора топа.
Даже если сын чего-то и боится, то скорее "пролететь" с олимпиадами и летними лагерями из-за недостатка знаний в ближайшей перспективе. Сюда же можно плюсануть, в принципе - с выбранной (пока) областью деятельности и ВУЗами. Масштабно мыслит парень.
Отсутствием свободного времени по сравнению с некоторой частью друзей или одноклассников - возмущается временами.

копировать

А ребенка автора - трясет.

копировать

Да я тоже своим (7 и 10 класс) могу сказать - что за фигня? почему 3 (или даже 2)? И долго слушаю доводы про Колю или про "она всем поставила тройки!" И, как следствие, они получают мои соображения насчет ждущих их с таким отношением перспектив в жизни :)
Но я никогда не занималась этим в их началке. Младшая закончила 4 класс с четверками по математике, русскому, литературе и окружающему, остальные - пятерки. По меркам евы - это практически УО :) Но дальше-то ребенок учится спокойно и даже лучше, если сравнивать с 4-м классом :)
И он избавлен от трясучки за 4 и даже за 2, для него это не повод краснеть/бледнеть/тухнуть на глазах, а повод пойти и переписать или подучить.

копировать

Во-во, насчёт про "всем она поставила тройки" тоже наша тема :)
Мне пришлось начинать эту песню "с соображениями" с 3 класса, так как сын был ранний в плане созревания, у него был дичайший пред/пубертат с разнообразными протестами, в том числе и по учёбе. Самый пик пришёлся на 4 класс (10-11 лет). Ой, чо было шеф, чо было (с). Но при этом ни снижать уровень нагрузки доступными способами (предлагала убрать спорт, перейти в другую школу попроще, забить на ММ), ни умерять свои амбиции детАчка не хотел. Собсно, теперь с причинно-следственными связями в голове у него почти порядок, какие-то вопросы решает полностью самостоятельно, в каких-то приходится направлять, если забывает или "зарывается".

копировать

Ну в принципе,с вашей стороны ,как такого перегиба нет.Скорей всего сын и правда чувствует какую то ответственность за свои оценки.Психолог конечно не помешает.Даже если как таковых проблем у вас нет.Ну и сами не акцентируйте внимание на оценках.ВООБЩЕ.Даже если не делает ДЗ.Позвольте ему это.Мальчик у вас не глупый.И думаю что это не будет критично.
В классе у моего сына ( 11 лет) есть отличник.На самом деле умный мальчишка.Но я вижу как родители его не дают ему право на ошибку.Ну т.е они вроде бы лояльно к его учёбе относятся,но постоянно контроль за ним.Проект у него должен быть самый лучший,успеваемость тоже.А он мне как то сказал,что это ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО быть отличником.Потому что его постоянно двигают вперёд.ОН УСТАЛ.
Второй пример,моя крестница.Все 4 класса,ни одной четверки.В 5 классе дошло до того,что она начинала истерить,когда впервые получила 4.Её мама жутко перепугалась.А у дочери вот такой вот перефекционизм.Она не представляла себе другой оценки,кроме 5.Слава богу что быстро всё улеглось.Мама с дочей поговорили,и остановились на том,что не в оценках счастье.И такой ценой отличница им не нужна.

копировать

Да всегда есть перегиб со стороны родителей, и ещё какой. Мой младший, четвёртый ребёнок учится сейчас в третьем классе. У детей доступа к эж нет, но есть у родителей. Выходит ребёнок после школьного дня, видит маму, и вместо её улыбки получает :
Кааак?! У тебя четыре по математике?!! А почему? Ты выяснил ошибки? Исправил? А у Васи, Коли, Феди что? Как не знаешь? Если все на 5 написали, а у тебя 4....?!! А в каком задании?!! Боже, ты что неправильно сосчитал? Не внимательно прочитал условие?!....
И вынос мозга будет осуществляться всю дорогу домой. Хотя если в слушаться, то вроде и не ругают. Я по четвёртому разу наблюдаю эту картину.

копировать

Это и правда перегиб.К сожалению родители этого не замечают.

копировать

Вот интересно, все практически пишут: Родители! Родители! Оценки - ерунда! Ребёнка ругать за них нельзя! И вообще нельзя! Срочно к психологу! Ну и так далее.
Но почему не допускается мысль, что ребёнок сам по себе страдает от собственного перфекционизма?
Вот, предположим, довольно-таки слабый ну или средний класс, набранный по прописке, а не по тестам. Обычная школа, короче. В нем учится мало-мальски умный, старательный и активный ребёнок. Он выигрывает в конкурсах, его возят по олимпиадам, родители видят его будущее в более достойной школе, а в нынешней его считают надёжей и опорой класса, суют на всякие-разные мероприятия и ставят в пример.
С другой стороны у него успешные родители, может быть, братья-сестры и другие родственники. И вроде как предполагается (даже не обязательно говорится), что он тоже должен соответствовать. То есть ребёнка любят, холят, но ему формируют определенное окружение и возлагают некоторые надежды. Да и ребёнок в целом в семью вписывается и по способностям, и по интеллекту.
Бывает такое?
Но в этой ситуации комплекс отличника выращивается у ребёнка сам по себе. Потому что давит груз сверху. И по-хорошему, надо не воспитывать у ребёнка пофигизм (потому что проблема не в ОЦЕНКАХ как баллах в журнале, а проблема в АТМОСФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ), а наращивать определенную броню. То есть делать из трепетной ромашки закаленного бойца. Не знаю, как в спорте, что ли... чтобы умел собираться в нужный момент, не паниковать и не пасовать перед трудностями.
В общем, в этой ситуации ИМХО нужен психолог для ребёнка (чтобы научил справляться с трудностями и возрастающим грузом требований) и для родителей (чтобы научились грамотно поддерживать дитятку).

копировать

Я выше и написала. Что возможно, и не родители передавили, а сама атмосфера, как-то получилось, что ребенок взял слишком высокую планку и эту планку боится уронить. Но тут заслуга обычно все равно родителей и учителя. Они так очевидно им гордятся и так очевидно радуются, что ребенок боится, что если он не будет делать так и дальше, не будет лучше, он потеряет их любовь, доверию или симпатию. :(

копировать

Да, именно так!

копировать

У самой аналогичные проблемы. (((

копировать

Если у ребенка нет поддержки дома и не выращена ДОМА нормальная самооценка и здоровый пофигизм - тогда он и будет страдать от влияния окружения: учителей, одноклассников, успешных родственников и т. п. Не сам по себе выращивается комплекс. Все идет из семьи.

копировать

Перфекционизм вместе с броней это прекрасно. Но броня эта от природы идет редко, в основном вырастает от правильного поведения родителей. И "сам по себе" ребенок с перфекционизмом не существует. Так что все же родители, родители и еще раз родители.