Как перевести на самостоятельное решение в математике?
Нужен совет опытных. Я здесь уже писала в прошлом году. Занимаюсь с родственником 15 лет математикой. Я не педагог. Он с настоящими репетиторами отказался работать, только со мной и согласился. Явно математика - не его стезя, но и не дурак. В том году был очень запущен, не знал даже таблицу умножения. Сейчас почти все выровняли. Но осталась проблема - не может самостоятельно делать ничего кроме откровенного примитива. Решает только в моем присутствии, регулярно в ходе решения пытаясь получить от меня подтверждение, что действует правильно. Если я обратную связь не даю или хотя бы по моему лицу он не видит , что все хорошо, до конца не может довести или делает ошибки "по невнимательности".
ДЗ, что школьное, что мое - решает только если совсем уж стандартные задачи, прямо такие, как уже есть в тетради, только с другими цифрами. Чуть в сторону - ждет меня. Я прихожу, просто рядом сижу, или два слова скажу ободряющих - решает сам.
Если нужно вернуться к теме, которую решали месяц назад - тоже самостоятельно не может. Например, пошел писать контрольную, которую проболел. Если мы накануне к ней не готовились (месяц назад все хорошо проработали) - не может решить больше половины, теряется и не сдает работу.
Как с этим справиться? Нужно , чтобы решал сам, впереди много экзаменов.
Сообщить родителям и подключить психолога, задачей которого будет "распутать" устойчивые реакции парня. Понятно же, что к математике его нынешние проблемы имею очень мало отношения. А сами вы вряд ли справитесь, опыта не хватит.
Скорее психиатра и нейропсихолога. Не знать таблицу умножения в 15 лет, это не похоже на просто педзапущенность здорового ребенка. Что-то есть объективное мешающее.
Всякое бывает. Я учила одного такого, только ему лет 12 было. Не знал вообще ничего. При этом психически полностью сохранен. Именно запущенность. В начале школы ему было учиться неохота, мама своими делами занята, учителя забили и просто рисовали тройки. Как результат, к 12 годам ребенок практически не умел считать и даже читал с трудом. Собственно, для повседневной жизни эти навыки не нужны и сами не возникают. Учиться ему, естественно, было очень тяжело. Привычки нет, все из головы вылетает. Мозги-то тренировать надо.
Научите его проверять решения. Сами решайте что то подобное, иногда ошибаясь. И пусть он проверяет. Еще очень помогает учить кого то. Если у него есть младший боат или сестра пусть помогает им с уроками. Это поможет стать уверенее в себе.
С ваших слов, он ещё год назад не знал таблицу умножения. Откуда у него возьмётся уверенность в математике? Занимайтесь дальше, и со временем пробуйте увеличивать степень самостоятельности.
Боится ошибиться, абсолютная неуверенность в себе. Я бы не кивала:), сказала бы: "Вот решай сам, а я делаю покер-лицо", если не вышло - "А ну, давай еще раз попробуем", не акцентируя внимания на ошибках и не подсказывая, где ошибся. Пусть сам найдет. Нашел - хвалила бы до небес:) Решил правильно и самостоятельно, хвалила бы до небес:) А вообще, это, конечно, психологический зажим. Мне с дочкой пришлось так работать. Эмоциональный позитив и юмор помог расслабиться и не бояться.
Если человек год назад не знал таблицы умножения, то отчего вы хотите, чтоб он делал что-то сам? Он не умеет. Пусть проговаривает условие задачи и сообщает вам как он планирует ее решить без цифр. Понимание алгоритмов решений - шаг к успеху, а ошибки по невнимательности лечатся просто- даете потом ему самому найти ошибку, подсказываете где она сидит, но на ее саму не указываете
И да, должен все типы задач дорешать до автомата
Ну мой деятель похожий, но без запущенности, таблицу умножения знал в положенные сроки, но тем не менее.
Ну, если кратко- приложив всего-то в 10 раз больше усилий, чем с ровесниками - и можно выехать на четверку на ОГЭ ;)
Ум..ну как сказать. Если ум определять как я его определяю - умение пользоваться своими знаниями- то нет, не дурак. Проблема в получении этих знаний:))) то есть когнитивная.
Много я на него потратила. Откровенно много. Я уже писала здесь - я одни только пропорции и проценты объясняла в течение полутора лет раз цать. И о чудо! он их усвоил. Такое впечатление, что что-то дозрело в голове. Недавно выплыла задача бытовая на пропорции, такая довольно завернутая и хитрая - ну, мой ее решил, как ни странно. Что радостно, даже в 16 лет)
Вообще, вот что странно: у нас проседали сильно именно простые вещи, которые у других детей не вызывали таких трудностей. Например, перенос через равно со сменой знака. Какими только способами ему это не объясняли, а он через неделю опять впадал в ступор и не понимал, как минус два икс при переносе через равно в два икс превращается. Или то, что нельзя так дроби сокращать, к примеру, 16/(4+х), что тут нельзя на 4 сократить числитель и только одно слагаемое из знаменателя. И вот на такую ерунду мы тратили какие-то безумные ресурсы - недели, месяцы времени и километры нервов.
При этом были случаи нестандартного решения сложных задач. То есть проблемы именно с применением стандартных и простых алгоритмов, а с генерированием нестандартных решений проблем особых не было.
ОГЭ сдал хорошо. На пять не дотянул, но и не рассчитывали.