Боязнь ошибиться как повод ничего не делать.
13 лет мальчику. Самолюбие болезненное. Любое замечание воспринимает бурно, спорит.
Такое отношение дурно сказывается на учёбе. Предпочтёт совсем ничего не делать, чем получить замечание или плохую оценку. Да и построить учебный процесс сложно, он ставит блоки и совершенно не готов работать с ошибками, закрывать пробелы.
На невропатологов, нейропсихологов и логопедов потрачено целое состояние, как и на репетиторов. Денег больше нет.
Как можно поработать с ребенком, чтобы вывести на продуктивный уровень?
Оставить его в покое.
Положительное подкрепление рулит. Хвалите за любой прогресс, буквально, даже за намерение этого прогресса достичь.
Не критикуйте, не осуждайте, не стройте. Хвалите и любите.
Подход может быть и не самый простой и далек от национальной модели воспитания, но творит чудеса. Попробуйте продержаться на этом подходе месяц, сами удивитесь результатам. Проверено на собственных детях.
Да не работает это на подростках. Отстнешь - забьют на все окончательно. Главное, что потом уже под контроль ничего не возьмешь - они уже вкусили кайф свободы. Проверено много раз, в том числе и на себе лично.
Не забить, а изменить собственное отношение. Если контакт есть, то донести до подростка что именно вас беспокоит. Признать его ответственным за происходящее, договориться о целях, которые необходимо достичь и предложить сотрудничество. Контроль необходим, но его рамки и форму нужно очень тщательно подбирать в каждом случае.
При этом, насколько я поняла из других постов с рекомендациями, контроль и авторитаризм полностью Вы тоже не исключаете?
Положительное подкрепление - принцип, массово неправильно понятый и циркулирующий в таком виде в сети, приносящий больше недоразумений, чем пользы.
Хвалить за любой прогресс - работает только с детьми, которые хотят достичь чего-то и сами в эту сторону двигаются, но неудачи их демотивируют. И больше ни с кем. Это очень маленький процент детей, на самом деле. Большиство проблемных детей не хотят ничего делать и возмущены, что их за это критикуют.
Они как раз хотят ничего не делать и чтоб их за это хвалили)
Положительное подкрепление работает со всеми - и с детьми, и с подростками, и со взрослыми.
Нет детей, которые не хотят ничего делать. Да, не все хотят делать уроки, это факт, но тут и нужно понимание и поддержка со стороны взрослого и да, то самое положительное подкрепление. Конечно начинать в подростковом возрасте не самый лучший вариант, это факт, но безнадежных ситуаций не бывает, если родители вменяемые взрослые люди, четко понимающие чего именно они хотят от подростка и знающие меру в своих требованиях. Дети не придурки, равнодушием и озлобленностью на любовь и понимание они не платят.
Вы говорите о детях без отставания он норм социальной зрелости.
Если человек на 14-м году на Ваше "положительное подкрепление" на тему того, что он с пятого раза исправил "2" на "3--" содержит в себе справедливый совет стараться дальше, раз уже очевидно, что его старания приводят к положительному результату, парирует: "Да?! Так?! Да сколько ни старайся, ВАМ (в адрес мучителей - родителей, преподавателей...) все мало!!! Не буду я больше ничего делать - все бесполезно!!! Я РАБОТАЛ, как вол, а все равно ТОЛЬКО 3--", то такое положительное подкрепление только еще более затягивает процесс формирования норм критичности к себе, по возрасту.
Вменяемые родители прежде всего не должны отворачиваться от корня проблемы и не подменять понятия.
Теоретически мы все умеем рассуждать)))
Но востребован практический опыт родителей, сталкивавшихся с подобной проблемой.
Ваша первая же фраза выдаёт отсутствие такового опыта у вас.
Категоричность не способствует пониманию. Вы ведь и позицию взрослого собеседника не принимаете, вряд ли можете понять подростка, это сложнее.
Мой опыт показывает, что от запущенного подростка без положительного подкрепления ничего не добьёшься.
Нужен результат - начинай с себя, изменяй свое отношение к ребенку и воспитанию. Без этого можно обораться и обконтролироваться, лучше не будет.
Я традиционно спорю с позицией «хвалить, хвалить, хвалить» в темах про сложных детей. Независимо от возраста высказавшего эту позицию. Потому что реальность ее настолько разбивает в хлам, даже и сомнений не остаётся на раз. Тем менее некоторые форумчане продолжают ее уверенно высказывать, при этом по тексту видно, что они детей со сложностями близко не видали.
Ваше «работает со всеми» - и все, разговор можно не продолжать. Категоричность не способствует пониманию:)) Вариант «положительное подкрепление может сработать, попробуйте, чем черт не шутит» - и я прошла бы мимо и не встряла. Но нет. У нас всегда и со всеми, да ещё и потому, что дети не придурки.
Да, про категоричность вы меня поймали :)
Но может быть мы все-таки о разном?
Я ведь не писала, что положительное подкрепление работает само по себе. По моему опыту без него точно не обойтись, но одного его недостаточно. Дети со сложностями не исключение. Дети не придурки. Поэтому положительное подкрепление это абсолютно не про хвалить три раза.
ну вот то, что я описала выше -- итог последнего разговора с учителем. Не бросаем, стимулируем, тянем. Но очень тяжело, я честно сама уже психолога хочу.
да, английский стал лучше. Учитель его хвалит. Не блестяще, но на уроках работает, домашние заданиания делает, хотя тоже лениво. Но малейший затык- уходит в ступор и забивает.
Но русский, математика в жестком отрицании. Я за ним бегала с учебниками, предлагала помощь, но он отбрыкивается.
Учитель уговаривает заниматься, а он сбегает. А чтобы нагнать программу, нужно просто сесть и выучить, прорешать сто задач и сделать сто упражнений, исправлять собственные ошибки, которых много. Он видит объем и уходит на дно, в наивной надежде, что пронесет :((.
Могу себе представить, но предлагаю не замахиваться на сто задач. Для начала замахнитесь хотя бы на 5.
Ну вот мы договорились, что к концу года по русскому должно быть не менее 3, 5 vs 2,8 сейчас.
Надо отдать должно педагогу, которая внимательно к нему относится и отмечает его успех. Последний тест с глупыми ошибками, по всем показателям и нормам -- двойка, но она его всё равно похвалила, потому что ошибок существенно меньше, чем раньше и все откровенно из-за невнимательности.
Но оценка опять низкая и он забивается в ракушку "смысл учиться, я всё равно два получу"...
У нас была ситуация, в которой даже мне объем казался непосильным, - подготовка к экзаменам через год после переезда в другую страну. Правда, мне было проще, т.к. ребенку тогда было только 10. Плохо было то, что эти экзамены определяли для него возможность обучения в хорошей школе на следующие 6 лет, его тогдашняя школа в него не верила, поддержки оттуда не было.
Договорились с ним, что делать что-то нужно, перестанем шарахаться от проблем и будем двигаться как можем. Составили график, сначала очень щадящий. Начинали с 10 минутных тестов по трем основным предметам. Полчаса в день не особо много, но результат был заметен уже через 2 недели. Ошибки разбирали, непонятное объясняла. На это у нас тоже уходило до получаса ежедневно сначала, но потом уже меньше. Повезло, конечно, что у нас выпускают такие книжки с тестами, там даже специальная страница есть, где отмечаешь результаты и видно, что они улучшается вместе с количеством выполненных тестов. Главное было не прерываться и делать задания каждый день. Мне еще было сложно не давать больше материала, чем договаривались. Потом удалось увеличить время занятий, но делала это постепенно. Потом были еще периоды, когда нужна была моя помощь, но тот первый опыт оказался очень важным. Ребенок поверил, что я могу помочь и даже небольшое время, которое тратится ежедневно, может существенно улучшить ситуацию.
Сейчас прошло еще 6 лет, поступил в нужную школу, учится очень хорошо. Очень школа помогла самоорганизоваться - строгие порядки, четкая система наказаний-поощрений. Нашел друзей, с которыми ему интересно, получилось, что они все мотивированы на учебу, тянется за ними. Появились предметы, в которых он оказался одним из самых способных, подняло самооценку и уверенность в собственных силах. НО тоже есть и оно большое. Подростковый возраст, гормоны бушуют, хочет сидеть в компе вместо занятий, понимает что нужно работать, но заставить себя ему сложно. И опять у него экзамены в конце этого года. Эти уже повлияют на выбор университета. Сейчас я в позиции обычной для родителя - скорее ворчу и нотации читаю. Надеюсь, соберусь и начну все-таки с ним заниматься, он не против, по крайней мере на словах. Со старшим нам в свое время очень помогла смена школы, поступил в профильный класс и стал учиться с интересом, хотя профиль потом и поменял при поступлении в ВУЗ.
У меня племянник похож на описание вашего сына. Болезненно обидчив и склонен чуть что, впадать в панику и с криками "все плохо, я дурак , таких как я надо убивать и тп" опускать руки . Ещё и любитель то и дело угрожать самоубийством. Мама уже устала и забила на него. Бабушка напротив, постоянно его контролирует (благо , он соглашается ей сообщать все о себе, в школе и институте давал ей доступ к его эл журналу и личному кабинету соответственно), он с одной стороны психует в ответ, бросает трубку и тп, с другой сам даёт ей всюду доступ и в целом попсиховав делает как она сказала. И вообще признает, что ему нужен кто-то, кто будет контролировать и давать периодически направляющие пинки. Что это ему на пользу. И справедливости ради реально, было несколько критических ситуаций, когда он бы без бабушки бы все бросил и на все забил, а она заставила его таки доучиться , сделать диплом, не бросить работу и тп.
Племянник ещё несколько раз пропивал курс антидепрессантов по назначению психиатра . Один раз в начальной школе (у него начались навязчивые движения и недержание мочи на фоне нагрузок), второй раз когда в МГУ не сдал экзамен и по своему обыкновению с рефреном "я дурак, я ничего не смогу, таких как я надо убивать" не пошел на пересдачу и вообще бросил учебу, залег дома в депрессии. Оба раза антидепрессанты заметно помогли.