Кто-то пробовал " бросить" школьную учебу?

копировать

Перестать спрашивать про оценки и сделанную домашку, полностью плюнуть и пусть сами учатся как мы в СССр?

что -то я дооралась до истерики уже... и все хуже и хуже - отстань, мы сами, не лезь.... вот взять и не лезть , например, одну четверть.... что думаете? потом сложно догонять будет??? 9 класс

копировать

Сначала будет "откат", оценки просядут, а что будет дальше - никто не скажет. Одни берутся за ум и выправляются, другие катятся дальше.
Вообще какое-то неудачное время вы выбрали для таких экспериментов, такое надо где-нибудь в классе 6-7 проворачивать, пока оценки на аттестат не влияют и экзаменов нет.

копировать

в 6-7 еще не было игрового компа ( папа еще не дрогнул) и по команде делать уроки все дети строились и шли делать уроки.(((

копировать

Что мешает игровой комп запаролить и выдавать только после выполнения всех домашних заданий?

копировать

на нем же смотрится эл дневник и всякие презентации и др по урокам.

я б вообще выкинула это все в ведро.

копировать

Да, тут надо сурово контролировать, если есть зависимость.( Когда совсем все печально было, то комп выдавался только для выполнения личных презентаций или заданий по информатике, и только после выполнения остальной домашки, а д\з мной заботливо писалось на бумажке, чтобы не было поползновений под предлогом посмотреть д\з - поиграть в игрушки или там видео глянуть.

копировать

вот вдруг ощутила, что прям не-могу-не-могу-не-могу большееееее сурово контролировать....
потому что становлюсь для них мама=орет

для меня, кстати отличницы без кризиса пубертата в ссср, мать была тоже синонимом слова " ругается"...
на что она ругалась... я не помню уже. то ли на то, что я не желала носить уродливые шапки, то ли ... фикразберешь.

копировать

) Сурово - это твердо просто, без ора и маминых истерик. Всего лишь четкие договоренности: учишься хорошо - на досуге тебе любые плюшки (комп, видеоигры и т.д.); проблемы с учебой\поведением - плюшки изымаются до исправления.

копировать

Как же бесят название " плюшки", особо в применении 15-16 летних " лбов"!

копировать

Лечитесь)
Или для профилактики заводите очередную тему в ВО, там такие часто бывают)) - про "маркеры", "слова, которые бесят" и т.д. Выговоритесь хоть, поделитесь наболевшим с такими же нервными гражданками.

копировать

Почему любов, у меня сыну 15, рост всего 163, почему сразу лоб?

копировать

Вторую учетную запись заведите без права установки программ. Там пусть и смотрит свой дневник.

копировать

В 9 бы так не рисковала, если планируется дальше ВУЗ

копировать

А дальше и в ВУЗе контролировать и подгонять, и проверять, если вдруг поступит (или запихнут)? Дальше то как? До какого возраста контролировать ок? Ответственность с самостоятельностью когда воспитывать?
Согласна с уже написавшими, что поздно что-то автор спохватилась, раньше нужно было эти качества начинать развивать.

копировать

Я перестала как раз в 9..Сейчас сын в 11. Я перестала чтобы уже не лезть)

копировать

А зачем ребенка спрашивать, если в эл.дневнике и так оценки все видны, а частенько еще и за что именно поставлены? Соответственно, если все норм, то и практически никакого дальнейшего контроля (д\з и вообще уровень знаний), если не норм, то выясняем, в чем дело, даем пинка) в исправительных целях в нужном направлении, и опять курим бамбук)
С 1-го класса такая система (у нас оценки с 1-го, по согласованию с родителями), уже у второго ребенка, все достаточно тихо-мирно, и результаты тоже неплохие.

копировать

имею ввиду спрашивать про оценки - это вот у тебя 2 за домашнюю работу - это ты забыл? или не понимаешь? а может надо учебник почитать, видео посмотреть по этой теме отдельно??? как-то так...

копировать

Ну да, спрашиваем, почему накосячил (у наших частенько первый ответ - это мне по ошибке Марьванна поставила))) ), потом пинаем, чтобы исправил. В особо тяжелых случаях можно и проверить лично домашку или усвоение материала. Если совсем все запущенно, то отправляем за доп.знаниями (у наших это курсы, репов не любят).

копировать

отправляем на курсы это как выглядит - ребенок, ты будешь заниматься с 17 до 19 английским. Да, мама.

так?

у меня просто не получается.... начинается неееет, я саааам.... сам сдаааам....

копировать

Ну да, так и выглядит примерно.) Причем за попытку филонить на курсах или еще что подобное можно огрести еще пуще.)

На самом деле все эти моменты проговариваются с ребенком на досуге многократно, начиная еще с дошкольной поры, и светлый путь в будущее в соответствии с интересами ребенка же прорисовывается очень четко. Видимо, ребенок в какой-то момент начинает сам соображать, что будет, если он что-то не выучит, или с поведением будет не то, и т.д., и тогда временное лишение гаджетов или те же курсы уже воспринимаются достаточно спокойно, понимая, что это для его же пользы, а в случае хорошей учебы все будет возвращено, не говоря уже о новых плюшках.)

копировать

"Причем за попытку филонить на курсах или еще что подобное можно огрести еще пуще.)" - чего конкретно огрести?
" начинает сам соображать, что будет, если он что-то не выучит, или с поведением будет не то" - что будет?

копировать

Санкции будут.) Воспитательные беседы + отлучение от игр до исправления.

копировать

Вы реально считаете, что в 15 лет , да даже в 12 это, то что может напугать? Серьезно? Воспитательные беседы - сродни радио, бубнит и бубнит. Игры, если о компьютерных речь, можно легко заменить... чем угодно.

копировать

Для нашего ребенка - да, все это работало (ему уже 18). Результаты хорошие.
Другое дело, что воспитательные меры, те же беседы - у всех выглядят по-разному, у кого-то бубубу)), у кого-то - прикольные разговоры по душам, к примеру. И желаемые вещи (игры, гаджеты, ...) - тоже разные, как и тяга к ним. Так что ориентироваться стоит по собственному ребенку, что на него лучше воздействует. Но воспитывать в нужном ключе лучше пораньше, кмк, хотя бы с детского сада, гораздо проще потом решать проблемы.

копировать

Ну вот я перестала туда заглядывать)

копировать

А если "не норм" по всем направлениям? Ну выяснили, к примеру, что "мне это все нафиг не надо, учатся зубрилы,а работают рабы". И что? Вот что с этим делать? Здесь просто "пинка" недостаточно (кстати, какое конкретное действие вы под этим подразумеваете?)

копировать

У нас такого не бывает как-то, что по всем направлениям "не норм". Бывают частные провалы по какому-то предмету, они исправляются, самостоятельно или, в тяжелых случаях, на курсах. Но это все воспитывается очень смолоду, реально еще до школы (на подготовительных курсах, где уже выдают д\з).

Пинок, в нашем случае: обращаем внимание на проблему; обговариваем, как будет все исправляться; ребенок идет исправлять. До исправления (т.к. это требует дополнительных сил и времени, плюс некое наказание за халтуру) - профилактическое лишение игр (все дети страстные игроманы, так что это действует). Заодно промывка мозгов на тему светлого\темного будущего.

копировать

Старшая в 11 - я бросила, потому что вообще не волную оценки, впереди - ЕГЭ, вот это волнует, а с оценками в школе ЕГЭ никак не связан.
Младшая в 8 - спрашиваю и контролирую, но без фанатизма, у меня особых вопросов по ее учебе не возникает. Как возникнут - контроль усилю.
Это все касается полученных оценок, т.к. домашку делают всегда.

копировать

Зависит только от того, какой у вас ребенок, т.е. вариантов развития событий несколько. Но в 9 классе как-то уж слишком поздно.

копировать

вот эту четверть не лезу. седьмой класс.
Результат ужасный. Одни тройки и двойки.
Чую, что расхлёбывать тоже мне..

копировать

По идее пользы должно быть больше, чем вреда, особенно в 7 классе так и вообще... сейчас каааак очнется, каааак возьмет на себя ответственность.

копировать

Угу, психологиня тут одна так на курсах говорила. Не контролировать, не следить, отдать ответственность, типа он должен понимать, что это его учёба и жизнь. Пока результаты плачевные у нас без контроля((
а у неё единственный ребёнок, говорит, никогда не следила за уроками, всё сам, прям золото, а не сын. И везде своим сыном тычет, и на танцы успевает, и уроки, и по дому, блин и где таких выдают?

копировать

выдают иногда. Дочка полностью сама учится. таким счастливым мамам не понять мам раздолбаев.

копировать

копировать

Спасибо, посмеялась, правильно. что стёрли :)))

копировать

"типа он должен понимать, что это его учёба и жизнь. " - ну вот меня такие заявления всегда удивляют, особенно в отношении подростков. Кому и чего он должен? А что если он так не считает и в теорию "психологини" не укладывается? Ох уж эти мамаши единственных и подарочных детей...

копировать

Домашку не проверяла с 1го класса у всех троих. Оценки раз в 2-3-4 недели смотрела у старшего, так как он увлекающийся парень и на неинтересные предметы мог забивать. Собственно, смотрела, чтобы не было двоек, а тройки меня устраивали. Сын в этому году поступил на бюджет в Вышку.

Про дочек даже не буду подробно писать, они учатся ответственно.

По вашей теме - 9й класс не лучшее время, чтобы что-то менять. Нужно готовиться к ОГЭ. Но если такая накаленная обстановка, то лучше сбавить обороты.

копировать

Я это сделала с этого учебного года. 8 класс, я больше близко не подхожу к урокам, не знаю, что проходят. Оценки, правда, мониторю и спрашиваю, в чем дело, если вижу 2 или 3. По трём основным предметам - репетиторы, но они и раньше были. Условие одно: вижу, что от репетиторов нет толка, отказываемся от них. Пока первый триместр полет нормальный. Учатся об’ективно лучше, чем в 7. Там был просто мрак. Я дооралась до нервного тика. Муж вот просто запретил к детям с уроками подходить, сказал, что ему нужна здоровая жена и фиг с ней, с этой учебой. А так тоже сидела все вечера и выходные напролёт. Ор, психи, слезы. Дети уже и школу и меня стали ненавидеть к маю.

копировать

Нет. Старший учился полностью сам, закончил школу в 2014, бюджет топ вуз.
Младший- другой совершенно и абсолютно. На оценки наплевать, на все наплевать, если я перестану лезть, то наступит ему полное счастье, счастье- это когда никто не пристает. Мотивации нет никакой. Ни положительной, ни отрицательной. То есть ни за какие блага напрягаться не будет. Если вдруг сложилось удачно, то и здорово, а нет- ну и пофиг на блага, материальные или любые другие. Отрицательная мотивация, наказания- только озлобливается, но так же стараться и что-то делать не собирается. Плохо, значит пусть будет плохо, жизнь- боль, вы мне ее причиняете еще сильнее.
Результат ТОЛЬКО под контролем. Сколько задач, какие, сколько упр, какие, показывай, делай. Сделал? Показывай. Стих выучил? Иди, учи. Не выучил, приходи, садись рядом, учи, я послушаю. Сдал, ну и хорошо.
Ребенок не двоечник, 4-5 в полутопе. Отпускала- валилось все, тройки выходили, держу - 5 становится больше, чем 4.
И мне наплевать, кто и что будет говорить, и сколько мне его за ручку водить. Сколько хватит сил, столько и буду.
Уроки с ним делать начала в 6 классе. С сентября 1 класса не делала, был ответственный отличник. Потом куда-то делся, появился разгильдяй и пофигист.

копировать

Пубертат накрыл?

копировать

А какая разница, как это назвать?
Ребенок не желает стараться, трудиться и учиться. Либо мы ему позволяем это делать, либо нет.

копировать

Ну, не желает. А если не будет слушать и плевать на ваши не позволения, тогда что? Вылупите ремнём по заднице? Как вы собираетесь заставить 14-15летнего лба?

копировать

Я написала, как. Сидит и учит рядом со мной, номера показывает. Как только отпускаю, чуть начинаю верить в то, что сам сможет, все, проваливается, не делает, не сдаёт

копировать

Что будете делать, когда не сядет рядом и показывать откажется? Я без наезда, если что, для меня это тоже боль. Нет, не так - БОООЛЬ. Мой отказывается. Буду настаивать - вообще ничего делать не будет. Сядет в угол и будет сидеть. И ничего с ним не сделаешь. Даже побить уже не смогла бы - он выше и шире меня.

копировать

Я доступно объясняю, что ответственность за несовершеннолетних несут родители, и они вправе быть в курсе всех событий в жизни ребенка, в частности, его учебы.
Если же ребенок сопротивляется воспитательным мерам и не воспринимает слова родителей - ок, пусть отправляется в другое место (интернат, кадетское училище, ...), где его смогут учить и воспитывать другие люди.

копировать

Вы готовы в реальности свою угрозу осуществить?

копировать

Главное, чтобы ребенок в это верил)
А так - если чадо станет совершенно неуправляемым, то почему бы и нет?

копировать

Ваш 14-15 летний в это верит?:-D
Уж на что мой наивный, но не до такой степени

копировать

А почему бы и нет?) Правда, подобные беседы были где-то в 6-7м классах, помладше был, тогда и начались подростковые взбрыки. И прецеденты в школе были, когда похожих товарищей приходилось из школы забирать. Но больше действовала наглядная обрисовка темного будущего, если будут продолжаться косяки. В общем, за ум взялся.

копировать

"наглядная обрисовка темного будущего" - а можно конкретнее? Что именно для 12 летнего подростка является действительно "темным будущим"?
Нет, в самом деле интересно. В то, что родители сдадут в ДД, они не верят, если умственно сохранны. Отсутствие "хорошего образования и работы в будущем" их еще не колышет от слова совсем. Отнятые гаджеты действуют один-два раза, потом становится пофиг. Что еще?

копировать

Да не ДД)), это и ежу понятно, а кадетское училище (а вот пример именно такого варианта был прямо в школе, неуправляемого парня туда родители отправили). Ну или выдавливание неуспевающих детей в окрестные слабые школы периодически бывает, что тоже действует.

Для наших детей вот почему-то бомжи и алконавты оказались очень весомым аргументом - в нашем районе они периодически встречаются, так что можно было при случае потыкать в образец темного будущего.

Про хорошее образование и последующую интересную работу - все, что угодно, из того, что именно детям интересно: от Маска (оба технари, увлекаются изобретениями и т.п.) до визитов к родителям на работу (в нашем случае - банк и ИТ-компания).

И гаджеты для наших тоже очень весомый аргумент, играть или шариться в инете оба очень любят.

копировать

Ваши дети всерьез верят в то, что бомжи и алконавты - прямое следствие двоек-троек в 6 классе? И ассоциируют себя с ними в этом возрасте?
Про кадетское училище прям улыбнули. А то там делать больше нечего как трудными подростками заниматься. Любой умственно сохранный ребенок знает, КАК и ЧТО сделать, чтобы нив какое училище не взяли:) А лайтовая школа вполне может оказаться не угрозой, а удовлетворительным результатом. Цель-то - не напрягаться.

копировать

Не представляю себе 16-летнего подростка, которого угроза, не сделаешь дз, получишь 2, станешь бомжом, быстренько смотивировала на отличную учебу:) Видимо, или дети совсем маленькие, или они очень странные.

копировать

Не все так простенько, как вы себе представили.) Была и есть долгая, многолетняя работа по воспитанию, и озвучены здесь только некоторые моменты, которые применялись в разные годы жизни в соответствии с их эффективностью.

копировать

Мы вовсе не считаем, что это просто. Иначе бы не собрались здесь по этому вопросу.
Ваши варианты как раз выглядят банальными и нежизнеспособными, не применимыми к обсуждаемому тут возрасту и проблеме.

копировать

Возможно, так и выглядят, но это реальный жизненный опыт, которым здесь и просили поделиться.
Один ребенок уже вырос; результаты - медаль и неплохой вуз. Со вторым в процессе, пока все неплохо идет.

копировать

А без "бомжей" этого бы не было?

копировать

У нас и бомжи с алкоголиками действовали в свое время, все лыко в строку. Для кого-то такой вариант не сработает, придется еще что-то искать, если не пускать дело на самотек.

копировать

А чем плохО кадетское, да и вообще военные училища? Тем, что там мужиками становятся и отрываются от мамкиной юбки? Ваши от армии благополучно отмазались или будут отмазаны, потому, что Вы не можете отпустить?

копировать

Для кого-то это вполне себе неплохой вариант, для кого-то - ужас ужасный и полное днище.

И уж точно не армия и не училища - единственная и неповторимая кузница "мужиков". Достаточно посмотреть на силовиков, разгоняющих мирные митинги в России в настоящее время. Эти уж точно и не мужчины, и не мужики, а хлипкая мерзость мужеска пола.

копировать

Военное училище это ВО, если Вы не в курсе, ну и чтоб митинги не разгонять, там нужно учиться, желательно самостоятельно.

копировать

Мы в курсе.
Как раз выпускники какого-либо училища или военной кафедры и были расстреляны недавно в Забайкалье вместе с солдатами, из-за того, что развели в своем подразделении дедовщину, и, в частности, угрожали изнасилованием одному призывнику. И таких случаев - легион в советской, потом российской армии.
И это - мужчины??!
Неудивительно, что подобная карьера не всем парням кажется столь уж привлекательной.

копировать

Такое и не в армии бывает. Не надо всех под одну гребенку. Кого-то в школе кошмарят, кого-то в училище/институте, а кого-то в семье под плинтусом держат, всякие деспотичные жены и тещи. Везде кто-то сильнее/слабее. Можно и в банке быть заморышем

копировать

Но ведь в кадетское не берут тех, кто плохо учится... Но если и попадешь, то за плохую учебу все равно выкинут, это же не исправительное учреждение для подростков. Мой в 6-м классе,в том году все было более-менее,но ЭЭЭТОт год я уже окончательно вся поседела с этими уроками,проверянием,скандалами давай учи,а он не хочет типа отстаньте от меня все... Я не знаю, честно не знаю, как исправлять ситуацию, для меня это стало Адом каждодневным с сентября. Причем когда он в адеквате,то со всем соглашается, все понимает, да мамочка начну исправляться, но..... след день не несет перемен. я уже подумываю к психологу может сходить. может посоветуют как правильно себя вести с ребенком, чтобы наконец начал понимать

копировать

У меня точно такой же:( 6 класс. Ад. Адище. Домой ноги не несут. В прошлом году был нормальный ребенок. Кмк никакие психологи не помогут. Только пережить. Или не пережить. Или забить, чтобы сберечь себя. От двоек никто не умирал.

копировать

Выше не я отвечала. Я не знаю, что я буду делать в этом случае, мы обсуждаем учебу, на данный момент мой ребёнок относительно адекватен, основная проблема именно с учебой, абсолютный пофигизм и лень. С ленью я борюсь, сидя рядом с ним, точнее приглашая его в свою комнату, не я в его. Кто- то так делал уроки в 1-2 классах, ну, а мы в 8-9. Я ничем не пугаю, ребёнок достаточно взрослый , чтобы понять, что никто никуда его не сдаст, и достаточно ранимый, поэтому, как я уже писала выше, у него и так жизнь- боль, я не стараюсь ему причинить ещё больше боли. У нас ведь как, когда я отпускаю, начинаются косяки, ругань, проблемы и взаимные обиды. Когда я держу, тогда и результат нормальный, все спокойно. Я ему говорю, что я не собираюсь его выбрасывать на помойку( сдавать в интернат), я буду продолжать делать то, что считаю нужным и полезным для него. Естественно, я не делаю ничего из уроков за него, но я проверяю все сделанное.

копировать

Да, пробовала по-всякому. Результаты всегда разные:ups3 Единого руководства к действию для самой себя не выработала.

копировать

Я к вам
как всегда)))

копировать

Опыт приятельницы с мальчиком. После серьезного разговора мама сцепила зубы и перестала касаться школьных дел вообще, в дневник не заходила, на звонки из школы только мычала,на собрания не ходила, просел сильно, от 4-5 до 2 в четверти, не сразу до него дошло, что мама это всерьез и спасать никто не будет... но готова оплатить помощь, если школьник того захочет. Захотел. все ЕГЭ 90 плюс, бюджет вышки. Класс был 10, ни на что не влияющий,вся ситуация заняла больше полугода.

копировать

Правильно сделала. Дамы! Возьмите себя в руки и посмотрите, кого Вы раститие, что это вообще?! Куда делись настоящие мальчики/молодые люди? Одни мамулькины и бабулькины сыночки и внучки, *мат*

копировать

Ну видите ли... данной маме из примера "повезло" - ее ребенок взялся за ум самостоятельно. Но никому нет гарантий, что любой ребенок так сделает при аналогичном поведении мамы. Права на ошибку здесь нет, ибо отмотать время назад будет невозможно. А ссадить мальчика с шеи придется каждой маме рано или поздно. Насколько мальчик будет готов слезть и чем будет жить в свободном полете - зависит от итоговой образованности как ни крути. Если бросить на самотек - надо быть готовой ко всякому.

копировать

Ну такой контроль тоже не нужен. Нужно быть еще и готовой к тому, что мальчик с маминой шеи пересядет на шею жены, если не научится самостоятельности и ответственности...вот где полный "бананас"...

копировать

да, согласна, тут 50 на 50
но такие решения мамы просто так не принимают, они там всей семьей огэ сдавали, мама из последних сил держалась именно из-за того, что огэ...все дела...шансы...будущее...поэтому плюнула только в 10.
пацан умный, даже слишком, у таких все подростковое всегда острее - и максимализм, и пофигизм, и депрессия, и фантазия

копировать

не со всеми детьми так пройдет. Некоторых мальчиков надо за руку везти и передать жене в загс.

копировать

В 6м сказала: троек нет - я не проверяю, будут тройки - буду проверять. Но, конечно, уже и не проверяла больше. Но дочь всегда училась хорошо, не было особо проблем. И после того, как перестала проверять, ничего не изменилось. Если б ребенок учился хуже, не знаю, как бы себя вела. В таком случае сложнее оставить все на ребенке. Возможно, что проверяла бы до упора, если бы с проверками был бы хороший результат, а без проверок одни 3-2. Но здесь вопрос ещё в том, дается ли ребенок таким проверкам. Моя сопротивлялась очень сильно, пришлось бы давить слишком, ничего бы хорошего все равно не вышло, и мне просто повезло, что при этом и с учебой нормально у нее. Если проверки даются ну слишком тяжело, и отношения вхлам из-за них, то наеврно все таки забила бы, потому что школа это не вся жизнь все таки. Ну что сделать, полно ж тех, кто в школе кое -как учился. Я сама такая была, ребенку не говорю про это, конечно же. Последние 2 года замечательно протусила на последней парте. И ничо, выучилась

копировать

У среднего весь спектр оценок и вообще он слегка ленив.
С моей стороны есть требование следить за средним баллом и не иметь итоговых троек, а по профильным предметам иметь средний балл не ниже 4.0
Если требования соблюдаются, вообще не лезу в учебу и никак не контролирую время на игры. Не соблюдаются - начинаю выносить мозг и контролировать.

Начала в 7 классе, сейчас 9-й. Звезд с неба не хватает, но полет нормальный. Хромали оценки полгода где-то, потом вытянул - свобода ребенку дорога.

копировать

Я не могу отпустить, контролирую. Еще иногда у нас такие разговоры "у тебя свои обязанности, у меня свои, если ты не выполняешь свои, я тоже свои не буду по отношению к тебе". Это касается стирки, глажки, помыть за собой тарелку, если не помыл, новую брать нельзя, еда кладется только в ту, что сейчас грязная, деньги только на проезд и еду в школе на карту, никаких развлечений с друзьями дни рождения итд, нужна чистая одежда стираешь гладишь сам, либо идешь в грязном, полное самообслуживание. На какое-то время помогает. Но это не панацея. Кстати, что-то уже научился делать сам, тоже плюс.

копировать

Ну вот я пытаюсь такие же разговоры разговаривать. Все мимо. С одной стороны умеет обходиться минимумом "моих" обязанностей, которые я в любом случае выполнять буду согласно требованиям законодательства (кормлю, одеваю, обеспечиваю возможность учиться). Если перестать стирать - будет ходить в грязном, пофиг. Если не давать денег на развлечения - возьмет из личных "подарочных" накоплений. Из них же заплатит за телефон. Поездки - неинтересны, будет рад, если я отстану и "оставлю в покое". Ну разве что огорчится, если в лагерь не поедет - это он любит. Но не настолько, чтобы ради лагеря жилы рвать. И потом, где-то наверное понимает, что отправить его в лагерь мне может быть даже нужно больше, чем ему - чтобы хоть какую-то передышку получить:(

копировать

как раз в 9 классе на всё забила, устала. огэ не страшно для умных разгильдяев. В школе вывешивали показатели тренировок огэ всех классов и многих это мотивировало. Все дети сдали хорошо огэ, нет двоек, ооочеень мало троек.